Можно ли иметь две прописки в разных странах

Обновлено: 02.07.2024



Что дает регистрация

Человеку, имеющему временное свидетельство, можно без проблем обратиться за получением медицинской помощи, оформить детские пособия.

Коммунальные платежи гражданин будет платить там, где временно проживает, а не постоянно.

Иностранцы вообще не могут без легального оформления находиться на российской территории. Нарушителей ожидает выдворение и штрафы.

Если есть необходимость, можно аннулировать постоянную прописку и жить по непостоянной регистрации.



О возможности прописки в двух местах одновременно

За отсутствие временного оформления также имеются взыскания. Наказание назначается, если подтвердится, что гражданин живет без оформления в другом городе более девяноста суток. Причем санкции устанавливаются не только по отношению к гражданам, но и к владельцам жилья.

Пример. Сергеев В.М. хочет оформиться по двум адресам в одном городе. Он прописан с родителями в Москве по улице Кухмистерова. Сергеев хочет жить отдельно от своих родителей, потому снял квартиру, расположенную на улице Удальцова. Специалисты территориального УМВД оформят свидетельство. Таким образом, Сергеев будет иметь две прописки: одну постоянную у родителей и вторую непостоянную на съемном жилье.


Когда допускается наличие двух регистраций



Иметь две временные регистрации не может гражданин. Одна из них должна быть постоянной.

Штамп о том, где живет гражданин, есть в паспорте, плюс к этому выдается свидетельство, подтверждающее законность нахождения по месту пребывания.

Вопрос, можно ли иметь две прописки, положительно решается, если гражданин представит необходимые документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • одобрение на вселение, полученное у владельца жилья;
  • основание для пользования квартирой.

Только малолетних граждан прописать можно без согласия собственника квартиры.

3 организации, принимающие документы:

Возможно ли иметь двойную прописку

Если лицо прибывает в населенный пункт, где у него отсутствует регистрация, он обязан уведомить об этом отдел ГУВМ МВД. Делать это надлежит только в том случае, когда гражданин находится по новому адресу более 90 дней подряд. Это означает, что постоянная прописка, отмеченная в паспорте, у него сохраняется. А к ней прибавляется регистрация по другому адресу с ограниченным сроком действия.

Каждый гражданин РФ обязан иметь хотя бы одну из них. Оформить регистрацию по месту постоянного жительства необходимо в течение 7 суток после переезда. Чтобы получить прописку, необязательно быть владельцем жилплощади. Допустимо регистрироваться в чужой квартире, если на это дают согласие ее хозяева. Чтобы прописать детей до 14 лет, таковое получать необязательно. Достаточно того, что постоянную регистрацию на данной жилплощади имеют его родители.

Рекомендуем прочесть: Можно ли за материнский капитал купить долю в доме

  1. Вопрос, можно ли быть прописанным гражданину в двух местах одновременно, решается положительно только в одном случае: делается постоянная и временная прописка.
  2. Нельзя одновременно иметь 2 свидетельства о временной прописке в разных городах. Одно из них будет незаконно.
  3. Постоянную и временную регистрацию по двум адресам можно оформить через подразделение ГУМВД или через специализированный .

Почитайте пост о регистрации от человека, живущего в Австралии.

Если вам не трудно, расскажите нам, пожалуйста, как в вашей стране с этим обстоит, или в комментах или еще лучше в посте, было бы здорово по этому же вопроснику. Соберем небольшой обзор, вот в таком формате:

Австралия
( avla )
Имеется-ли в ваших нынешних пределах какой-либо аналог советской прописки (на современном речекряке - регистрации)? Каковы условия получения оной, кто выполняет процесс со стороны государства, порядок действий и прочие значимые обстоятельства как для местных жителей, так и для понаехавших?

Нет, ни прописки, не регистрации здесь нет. Читать дальше.

( valyam57 )
Приехав в Австралию на полгода, открыла счёт в банке, оформила страховку, записалась в библиотеку, купила мобильный и пр., указав адрес
проживания.

Для аборигенов закон специально декларирует, что адрес постоянного жительства каждый выбирает свободно, по своему усмотрению. Адрес постоянного жительства имеет значение для доставки корреспонденции от органов публичной власти, для участия в выборах местных и всеобщих, для некоторых налоговых целей. В остальном никаких ограничений несоответствие между реальным адресом и задекларированным не имеет.

Канада
( sashaandaigul )
Британская Колумбия. При смене адреса надо в скольки-то дневный срок проинформировать об этом государственную страховую компанию ICBC, которая выдает водительские права и удостоверения личности. На обратную сторону водительских прав наклеят бумажную наклейку с новым адресом и изменят запись у себя в базе данных. Это все. В редких случаях, чтобы доказать что ты живешь именно там, просят принести какой-нибудь счет (за телефон, электричество и пр) на котором есть твое имя и адрес. При процедуре покупки жилья в ипотеку ни разу не потребовался мой паспорт, кстати: он в этот момент истек и мы ждали нового из российкого консульства.

Франция
( _dp_ )
Прописки/регистрации нет, конечно, но много где требуется указывать адрес и подтверждать его счетами за электричество/газ/телефон/аренду жилья или заверением от человека, у которого живешь (с теми же документами, подтверждающими уже его адрес). Адрес вписывается во многие документы - удостоверение личности/вид на жительство, права и т.д. - и при переезде их приходится менять. В муниципальные школы принимают детей из свеого "микрорайона"; то же - с детской поликлиникой; остальная медицина работает более-менее независимо. Некоторые муниципальные же заведения - спортивные, внешкольные занятия для детей и т.п. - устанавливают разные тарифы для жителей своего города и посторонних.

В общем, без подтвержденного адреса обходиться трудно, а во многих случаях и невозможно (особенно иностранцу, если он хочет находиться на легальном положении).

( quichenotte )
Добавлю, что адрес водительских правах и удостоверении личности менять необязательно. Всё равно, при записи ребенка в школу, например, нужно
будет предъявить документ, подтверждающий постоянный домашний адрес. Удостоверение личности действительно десять лет. Многие не меняют в нем
адрес при переезде, а ждут обновления документа. Права действительны всю жизнь. И нередко народ никогда не меняет их. Так и ходим со старым
адресом.

Про "детскую поликлинику" не поняла: 23 года здесь живу, никогда не сталкивалась с таким явлением.

Великобритания
( notabler )
В Англии требуется иногда proof of address - доказательство места жительства. Обычно требуется предъявить парочку счетов за энергию, воду, избирательное приглашение подойдет. И все. Если у человека нет постоянного места жительства, это может ухудшить его шансы быть освобожденным из-под стражи до суда, например. Не удастся записаться в поликлинику, не получить счета в банке без этих доказательств.

При устройстве на работу доказывать место жительства обычно не требуется, а иногда оно вообще ни в каких бумагах не фигурирует, так как на каждой фирме разные требования. Причем те же правила касаются и иностранцев, крайне редко с них требуют какие-то иные бумаги, что и с британцев. Есть моменты, когда требуется удостоверение личности с фотографией (купить сигареты молодым, например). Тут спасают водительские права. Ну, а если у людей нет никаких, то часто стали делать местные удостоверения, фотографируя человека прямо на месте (так нам сделали членские билеты в городском коммунальном центре, типа местного клуба). У большинства есть-таки паспорта, они нужны для путешествий за рубеж, куда ездит большинство.

Порой британцы завистливо ворчат, что в других странах есть удобные маленькие идентификационные карточки, но постоянно муссирующаяся идея об их введении разбивается снова и снова: затраты- раз, нарушение свобод личности - два, традиций - три.

Литва
( notabler )
В Литве существует институт декларирования места жительства. Есть паспорта и идентификационные карточки. А прописка запрещена.

( 1master )
В штатах все может сильно отличатся не только от штата к штату, но и от города к городу. Но в общем случае граждане никакого релевантного адреса поддерживать не обязаны. И хотя во многих случаях жить вообще без почтового адреса затруднительно, но этот адрес запросто может быть почтовым ящиком в котором про клиента не знают вообще ничего, кроме того, что он за этот ящик заплатил до дня X.

( igor734 )
США - какой-то обязательной специальной регистрации места постоянного жительства для жителей США нет. Есть множество других регистраций, где необходимо указывать, а иногда и подтверждать документами (договора на покупку жилья, аренду, письма на твое имя с адресом), свое местожительство. Например, при получении водительских удостоверений, при получении налоговых номеров, при регистрации избирателем и т.п. Но эти регистрации или добровольные, или на нее не обращают внимание, пока не понадобится :).

У иностранцев другое дело - каждый негражданин при смене места жительства обязан уведомлять об этом иммиграционную службу путем заполнения и отправки по почте специальной формы. Правда, многие иностранцы об этом или не знают или забывают, и как правило это сходит с рук, но, говорят, USCIS в последнее время пытается это дело энфорсить.

Недавно, как Вы наверное слышали, некоторые штаты попытались дать местным органам правопорядка право проверять у "подозрительных иностранцев" их иммиграционный статус путем требования документов. Эти законы были, вроде бы, успешно оспорены федеральной властью и пока, кмк, не действуют.

( eugene_gu )
США, МАссачусеттс - то же, что описано для Канады. Разве что вместо ICBC у нас тут Motor Vehicle Registry. В первую очередь чтоб раз в два года получать по почте квиток к уплате налога за владение автомобилем. Но на немедленном изменении никто не настаивает. После переезда на другой адрес в том же штате я не обновлял с полгода.

Украин а
( mamay_m )
спрашивают обычно прописку или как оно там у нас сейчас называется и адрес где я фактически проживаю. за сколько там у меня лет нізалєжньій паспорт нада эта штука только на выборах ну может это исключительно мне как асоциальному типу так при передвежении по стране последний раз у меня паспорт спросили году в 94-м а нет вру однажды какойто дядя милиуионер среди белого дня хотел мне устроить проверку документов после чего был сначала мною поднят на смех а когда я потребовал его вести меня в милицию и разбираться он от меня убежал.

Однако, эта прописка совершенно пустая формальность. Она не играет вообще никакой роли. Никто не имеет права требовать эту прописку, или требовать непременную прописку в каком-то населённом пункте. Только что в украинской Википедии я прочёл что таки да, прописка была в 2001 году признана незаконной, и отменена в 2003 году. При заполнении какого-то официального бланка, от гос. органов, типа налоговой, или от кого-то ещё, предлагается указать два адреса: пописки и места жительста, если второй не совпадает с пропиской. Адрес места жительства более приоритетен (и он совсем не обязательно должен быть указан в паспорте) -- это адрес, на который будут слать бумажные письма.

Вся эта прописка -- как и паспорт, какая-то странная непонятная формальность. Паспорт не нужно предъявлять даже ментам, им достаточно просто сказать его серию/номер, а если нужен вещественный документ пощупать, то им более чем достаточно водительских прав. Я паспорт не ношу с собой уже очень много лет. Кажется сейчас он нужен лишь нотариусу. Я не предъявляю паспорт даже в банке, обналичивая крупные суммы. У них там иной способ визульной идентификации, а также есть голосовая идентификация по телефону, с кодовым словом, всякими вопросами-ответами, с которыми тем более паспорт не требуется.

При правительстве Януковича, правда, идёт какой-то обратный ход. Ходят упорные слухи что паспорт сделают более обязательным, например, при
покупке ж/д билетов уже снова необходимо указывать своё ФИО. И хотя никто его сейчас не проверяет, никакой проводник паспортов не требуется,
увы, мне кажется что это лишь вопрос времени :( Не дай бог ещё и сим-карты у нас по паспорту будут, как в России, или что-то ещё.

Израиль
( la_monde )
В Израиле регистрация не обязательна, делается через интернет или в МВД. Можно назвать любой адрес. Так-как этот адрес считается официальным для получения всей информации от государства, то люди обычно указывают какой-то настоящий.

Ошибся, через интернет нельзя - можно заполнить бланки в интернете, распечатать и унести в МВД (что бы не тратить время там), или послать по
почте.

( valyam57 )
Адрес пишется со слов, иногда требуют договор аренды, но, насколько я знаю, можно обойтись без этого. В бланках на получение загранпаспорта, на оформление пособий в службе социального страхования и т.п. есть графы для двух адресов - официального и реального (для получения по почте паспорта и прочих бумаг). в моих интересах указать правильный адрес, чтобы получать разнообразную почту.

Латвия
( noromis )
Существует уведомительная регистрация. Можно зарегистрироваться через интернет. По закону надо зарегистрироваться в течение месяца после смены места проживания, но пока еще не слышал, чтобы к кому-то придирались за невыполнение этого срока. Можно указать любой адрес из реально существующих. Если указать несуществующий, компьютер его не примет - там есть база данных реальных адресов. Какого-то подтверждения права на проживание по указанному адресу не требуется.

Так вышло, что за последний год я трижды переезжал. Сейчас снимаю квартиру без договора. Зашел в интернет и зарегистрироваля. Перерегистрировался у семейного доктора поближе - адрес записали со слов. Вообще иногда спрашивают адрес в различных местах, но нигде не требуют документального подтверждения. В налоговой декларации указывается адрес на начало и конец года - но опять-таки просто заносится в соответстующую графу без документального подтверждения. Вообще документы, удостоверяющие личность внутри Латвии у меня спрашивали за последнее время в банке, на почте - и вроде бы все, больше не припомню. Полицейские не спрашивали ни разу (машины у меня нет).

Германия
( chaos_in_mind )
регистрация есть. я пока (за 7 лет проживания) регистрировался в двух городах. довольно простая в исполнении формальность. приходишь либо в
городской совет, либо (что иногда бывает) в специальный отдел по месту учебы/работы. приносишь контракт на жильё, удостоверение личности,
тянешь талон. за пять минут тебя регистрируют - дают бумажку формата А4 с печатью и подписью. никаких печатей больше никуда не ставят. могут взять небольшую денюжку - что-то вроде 5 евро (я так понимаю, зависит от земли). У граждан Германии адрес забит в удостоверении личности (Personalausweis) как письменно так и электронно. при регистрации его перепрошивают (и приклеивают наклейку с новым адресом). дополнительные бумажки в таком случае не нужны.

Ещё договор на жильё - он в теории. На практике просто приходишь и говоришь:
-Теперь живут там-то.
-Ага. -Говорят тебе и выдают бумажку. Джентельменам верят наслово.

Индия
( avatarakali )
До сих пор самого понятия идентификации человека по документу и то нет: за идентификационный номер обычно сходит карточка голосовавшего на каких-либо выборах, любых.

Для выезда вне Индии нужен паспорт, да а пока внутри - народ живет себе без паспортов или документов, или привязок к домашним адресам и не парится: там достаточно безумной бюрократии для того, чтобы такая мелочь, как привязка к адресу, была всего лишь одной из капель в бюрократическом море.

PS. Думаю, что пост получился исключительно познавательным, спасибо большое всем, кто откликнулся. Пишите еще, буду добавлять, такие посты долго живут.


США: отчитываться не обязаны

В Америке любой гражданин может поселиться где угодно, найти работу и жить, ни перед кем не отчитываясь. Главное – придерживаться правил проживания и устройства на работу того места, где он решил обосноваться, и тогда ни местным чиновникам, ни правохранительным органам до него не будет никакого дела.

Между тем учет и контроль в стране налажен очень эффективно, и для этого, как показывает практика, ни прописки, ни внутреннего паспорта, попросту не нужно. Все, что делает американец в этой жизни, четко и надежно зафиксировано в электронном виде в целом ряде агентств и ведомств. Причем сам гражданин очень даже заинтересован в своевременной подаче верных данных и о себе, и о собственном месте пребывания.

Основной источник информации о любом гражданине США с момента его рождения – Управление социального страхования, которое структурно подчиняется министерству здравоохранения. Девятизначный номер соцстрахования есть у каждого гражданина Штатов (кроме того, его может получить иностранец, имеющий вид на жительство в стране, и даже человек, лишь временно работающий в Америке). Наличие этого номера позволяет получать различные социальные пособия, помощь, медицинское страхование и многое другое. Так что гражданин кровно заинтересован в том, чтобы сообщить правительственному агентству свой правильный почтовый адрес и в дальнейшем оповещать чиновников о любых его изменениях.

Далее – Управление автомобильного транспорта (УАТ), которое выдает в Америке водительсткие права, являющиеся зачастую главным официальным документом, удостоверяющим личность американского гражданина. Именно на правах указывается домашний адрес, смена которого требует оповещения УАТ водителем. Для этого, кстати, никуда не надо ходить – на сайте УАТ заполняется соответствующая форма, и через 3-5 дней по указанному тобой почтовому адресу тебе присылают новые права, предварительно аннулировав старые. Кстати, в этой же службе при желании можно зарегистрировать и свою партийную принадлежность. Разумеется, есть в стране и те, у кого нет машины, и те, кто вообще не ходит на выборы – и, соответственно, информации об этих людях вы никогда не найдете в базе данных УАТ. Выходит, что если такой человек переезжает, скажем, из Вашингтона в Лос-Анджелес, он может вообще никого не ставить в известность о своем переезде.

Словом, свобода – она и есть свобода, и если есть у тебя голова на плечах, соответствующие средства, желание поселиться в любой точке Америки – так и живи себе, работай и ни перед кем не отчитывайся. Ни перед соседями по лестничной площадке, ни перед коллегами, ни уж тем более перед родным государством.

Текст: Юрий Сигов

Канада: без паспорта

В Канаде даже бездомные стараются обзавести адресом, по которому власти могут связаться с ними. И это не связано с какими бы то ни было законами. Как сказал однажды легендарный премьер-министр Канады Пьер Трюдо, государству нет места в спальнях и частной жизни граждан. Просто часто почтовое общение с официальными органами намного комфортнее личного.

Вот и большинство канадских граждан сообщают государству свой почтовый адрес только для того, чтобы либо получать по почте банковские чеки с налоговым возвратом либо какие-то документы. Есть, правда, еще один нюанс: граждане, владеющие двумя и более объектами недвижимости, в налоговой декларации обязаны указать адрес своего фактического проживания. Дело тут в том, что жилище, которое используется только для личных нужд, облагается налогами по другой схеме, нежели недвижимость коммерческая или та, что сдается внаем.

Остается добавить, что в Канаде никто не обязан носить с собой не то что паспорт, но и вообще какое-либо удостоверение (разумеется, это касается только пешеходов — у человека, управляющего автомобилем, права, конечно же, должны быть при себе). Если у полиции возникает необходимость установить личность задержанного, то она легко обходится без всяких id. На то она и полиция.

Текст: Игорь Малахов

Мексика: бюрократическая казуистика

Несмотря на то что бюрократический аппарат в Мексике весьма крепок, до прописки здесь пока не додумались. При необходимости привязать граждан к какому-то месту обычно используется место фактического проживания. Для этого запрашивается квитанция квартплаты, на которой указан адрес. При этом счет может быть оформлен на хозяина жилья, то есть в нем может быть указана другая фамилия. В самых строгих бюрократических организациях могут в этом случае запросить контракт на съем жилья. Но этим дело и закончится.

Если потребуется подтвердить собственность или платежеспособность, могут потребовать бумаги по оплате налога на землю. Поскольку пользование землей в Мексике облагается налогом (так же как и наличие у человека дома, квартиры или машины), важной государственной привязкой к месту является оплачиваемая собственность в конкретном регионе.

Текст: Екатерина Кульганек

Великобритания: несостоявшаяся антиутопия

Если вы переехали и при этом водите машину, по закону нужно обязательно сообщить Агентству по лицензированию водителей и транспортных средств – государственному отделу, который выдает водительские права. Оно обновит данные у себя в базе и пришлет вам новые права с правильным адресом. Кроме того, если вы индивидуальный предприниматель и сами платите налоги — налоговые органы также просят им сообщать о смене места жительства.

В 2006 году в Британии в рамках неустанной борьбы с терроризмом и нелегальной иммиграцией был принят закон о поэтапном введении удостоверений личности для граждан и резидентов. Речь шла о пластиковых картах с чипом, содержащим в цифровом виде отпечатки пальцев, радужную оболочку глаза, биометрическую информацию, а также данные о всех прошлых и нынешних местах жительства человека. Власти начали создавать национальную базу данных и к 2013 году планировали одарить такой картой каждого жителя страны. Однако, как показали соцопросы, гражданам идея базы данных пришлась не по нраву — это же ущемление гражданских свобод, говорили они, и вообще антиутопия какая-то. Кроме того, всем известно, насколько вольно чиновники обращаются с конфиденциальной информацией: где только не забывают рабочие ноутбуки — и в такси, и в пабах, и в электричках. В общем, дорогостоящий проект удостоверений личности был полностью отменен в 2010 году, и британцы как обходились водительскими правами и письмами из банка, так и обходятся. Паспорта им нужны только для того, чтобы ездить за границу.

Что касается иностранных граждан, то некоторым из них по приезде нужно регистрироваться в местном отделении полиции. Речь идет о лицах старше 16 лет из 42 стран (в число которых, увы, входит и Россия), приехавших в Британию по рабочей или студенческой визе дольше чем на шесть месяцев. В Лондоне, к примеру, подобной регистрацией эксклюзивно занимается полицейский участок недалеко от станции метро Borough. В сентябре и октябре из-за наплыва студентов там бывает особенно людно и мультикультурно. Ну а тем, кто приезжает в страну по гостевой или туристической визе — регистрация, как правило, не нужна вне зависимости от того, на какой срок выдана эта виза.

И, наконец, о санкциях. Если гражданин не оповестит Агентство по лицензированию водителей и транспортных средств о смене адреса, ему может грозить штраф до 1000 фунтов — такой же, как если не поменять вовремя (раз в 10 лет) фото и сами права… Но, честно говоря, очень многие забывают это делать. По результатам опроса автомобильной страховой компании LV Сar Insurance, каждый пятый британский водитель не знает, когда у него истекает срок действия прав.

Текст: Анна Дородейко

Германия и Нидерланды: история Ивонны

Чтобы было понятно, как решается вопрос с пропиской в Нидерландах и Германии, рассмотрим следующую ситуацию. Ивонна Потсма (24 года) закончила медицинский факультет Амстердамского университета и нашла работу в городе Утрехт. Условием получения новой работы было проживание в радиусе шести километров от больницы.

Вернемся к Ивонне. Проработав в больнице около года, она решила пойти в ординатуру по радиологии. В Нидерландах свободных мест не оказалось, зато она без труда прошла конкурс в Дюссельдорфе (Германия). Предъявив выписку о месте жительства в Нидерландах и новый трудовой договор, она сняла квартиру в Дюссельдорфе, после чего отказалась от старой и проинформировала об этом мэрию Утрехта, что требуется сделать не менее чем за пять дней до фактического переезда, если вы собираетесь проводить за границей более восьми месяцев в году. Для этого можно снова воспользоваться специальной электронной формой, и мэрия перешлет ваш новый заграничный адрес в налоговою инспекцию и прочие инстанции. Если при переезде в пределах страны для человека мало что меняется, отъезд за границу означает, что он может потерять право на медицинскую страховку и часть пенсии. Кроме этого, он получает новый налоговый статус. Нашей знакомой Ивонне пришлось оформить медицинскую страховку в Германии, зато и налоги в Голландии платить она перестала. Если бы она только жила в Германии, а работала в Нидерландах, то была бы обязана иметь голландскую медицинскую страховку и платить налоги по месту работы. Для подобных ситуаций между многими европейскими странами заключены двухсторонние соглашения, позволяющие избегать двойного налогообложения и прочих проблем.

В Дюссельдорфе Ивонна отправилась в местную мэрию с контрактом о съеме жилья и прописалась по новому адресу. Как и в Голландии, о ее регистрации были автоматически проинформированы все инстанции, в первую очередь налоговая инспекция. Документ о прописке у нее почти никто не требовал, например, счет в Deutsche Bank ей открыли просто по предъявлении голландского паспорта. Через несколько недель она получила письмо от отдела по работе с иностранцами с просьбой принести свой паспорт, фотографию и полис о медицинском страховании. Когда ее документы были проверены, ей прислали домой вид на жительство в Германии. Если Ивонна захочет вернуться в Нидерланды на срок более четырех месяцев, ей надо будет снова там прописаться.

Практика показывает, что ни в Германии, ни в Нидерландах без регистрации не обойтись. Но если человек добросовестно платит налоги и не получает никаких социальных пособий, вероятность того, что кто-то будет проверять, проживает ли он по адресу прописки, ничтожно мала. Все упирается в финансовые вопросы: хотите что-то получить от государства или, наоборот, недоплатить ему – готовьтесь стать объектом контроля.

Текст: Анна Прийдак

Франция: записка в свободной форме

У французской жизни есть свои нюансы: граждане обязаны до конца жизни хранить целую кипу документов — например, все справки о выплате зарплаты, иначе им могут неправильно насчитать пенсию. Но вот жесткую привязку человека к конкретному адресу проживания во Франции представить очень трудно. Даже несмотря на то, что французские власти в последнее время смотрят на оформление бумаг строже, чем раньше, несовпадение реального адреса с адресом, указанным в паспорте или даже в налоговой декларации, — сколько угодно. В мой французский паспорт, действующий 10 лет, адрес впечатан раз и навсегда, но, сколько бы я за это время ни переезжала, получать всякий раз новый документ мне не придется.

Текст: Маша Белкова

Италия: соседи не настучат

Текст: Ирина Будзивула

Испания: плюсов больше

Текст: Юлия БЕНЦАЛЬ

Япония: дзюминхё для маскота

Чтобы получить представление о том, где и сколько человек живет, власти Японии в 1914 году издали закон о временном пребывании. Закон этот требовал заявлять госорганам о человеке, более 90 дней живущем по адресу, отличному от регистрации в подворном реестре. Заявить должен был тот, кто предоставляет жилье — будь то родственник или домовладелец. Однако власти были недовольны фактическим исполнением закона, поэтому в 1952 году его заменил новый, действующий до сих пор и сводящийся к добровольному заявлению самих граждан о месте своего фактического проживания.

Целью процедуры является уведомление органов ФМС о местонахождении и передвижениях граждан в пределах государства.

Несмотря на уведомительный характер данной процедуры, она всё-таки является обязательной для проживания на территории РФ.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Понятия

Чем отличается временная прописка от постоянной? Законом определены два вида регистрации: по месту жительства и по месту пребывания.

Собственник жилого помещения должен лично явиться в отделение ФМС, представить личные и правоустанавливающие документы и написать заявление-согласие.

Особенности оформления

Чем отличается временная регистрация от постоянной? Отличие состоит в сроках действия, особенностях проведения процедуры и возникающих у гражданина правах.

По месту жительства

Оформляется по тому адресу, где человек живёт постоянно или большую часть времени (ст. 20 ГК РФ). Это прописка в единственном месте, которое может измениться при переезде. Одновременно зарегистрироваться по двум адресам нельзя.

Постоянная прописка производится на основании Свидетельства о собственности или договора социального найма, поскольку только при наличии одного из этих документов органы ФМС ставят штамп в паспорте, закрепляющий право жить по данному адресу.

При этом Свидетельство может быть выписано как на имя регистрирующегося, так и на любое другое лицо, пожелавшее поставить его на учёт в своей квартире.

Штамп о месте проживания наделяет человека правом бессрочного нахождения на данной жилплощади, получения пособий и медицинской помощи.

Кроме того он получает возможность поставить на учёт автомобиль, получить кредит, прописать по членов своей тому же адресу членов своей семьи. Прописка в муниципальной квартире также предполагает получение права участвовать в её приватизации.

По месту пребывания

Необходимость её оформления возникает у гражданина, который живёт не по своему основному адресу более 90 дней. Оформляется она на срок от 3 месяцев до 5 лет, при необходимости может продлеваться.

На время прописаться можно с согласия владельца жилья. Никаких имущественных прав в этом случае у прописанного не возникает. Чаще всего такая необходимость возникает при работе или учёбе в другом городе, или при длительном проживании в том же городе, но по другому адресу.

В Никаких пометок в паспорте при этом не делается, а гражданину выдаётся вкладыш. В нём указывается адрес прописки и её срок, по истечении которого она аннулируется автоматически.

Узнайте на нашем сайте также и о том, как временно зарегистрировать ребенка, в том числе новорожденного.

Обе процедуры проводятся в территориальных отделениях ФМС. Заявление и нужный пакет документов можно также подать через портал Госуслугили в отделах МФЦ. Но окончательное оформление после рассмотрения документов всё-таки проводится в миграционной службе (читайте также статью о постановке на учет в паспортном столе).

Две регистрации одновременно

Можно ли иметь две прописки? Как уже отмечалось ранее, иметь постоянную одновременно по двум адресам иметь невозможно.

Штамп в паспорте ставится один, и за гражданином закрепляется единственный адрес проживания.

Кроме того в территориальном отделении ФМС также заводится учётная карточка, в которой указывается тот же адрес, что и в паспорте.

Проживать в России без постоянной регистрации можно только 7 дней. Не имеющего штампа дольше, ждёт наказание в виде штрафа (ст. 19.15.1 КОАП).

Возможна ли временная и постоянная прописка одновременно? Имея постоянную, можно, не снимаясь с учёта, одновременно зарегистрироваться по адресу фактического пребывания. Оформиться можно сразу по прибытии на новое место, или по истечении 90 дней.

Начиная с 91 дня, отсутствие штампа о месте пребывания считается административным нарушением. Причём наказание грозит не только квартиросъёмщику, но собственнику жилья (ст. 19.15.1 КОАП). Оформить временную регистрацию можно по личному заявлению в присутствии собственника жилого помещения.

Для постановки на учет в съёмном жилье возможно предоставление нотариально заверенного договора найма. В этом случае присутствие собственника не требуется, так как его подпись есть на документе. Прописка оформляется на срок действия договора аренды.

Необходимость временной прописки

При наличии постоянной регистрации в некоторых случаях можно не оформлять временную.

Её отсутствие не считается правонарушением при следующих условиях:

  • проживание в квартире близких родственников;
  • наличие постоянной прописки в том же городе;
  • проживание в общежитии, находящемся в том же субъекте РФ, что и место постоянной прописки.

Замена постоянной на временную

Вопрос временной прописки при отсутствии штампа довольно актуален. Поскольку постоянную можно оформить исключительно в квартирах, находящихся в собственности, у некоторых граждан такая возможность отсутствует.

Временная регистрация может хотя бы на какой-то срок решить проблемы, связанные с отсутствием штампа в паспорте.

При этом стоит помнить, что при отсутствии прописки может возникнуть ряд социальных проблем:

  1. При устройстве на высокооплачиваемую работу. Предпочтение работодатель отдаст претенденту с постоянной пропиской.
  2. При получении медицинского полиса.
  3. Вряд ли, не имея прописки, можно будет получить кредит, а тем более оформить ипотеку.
  4. Временная регистрация не даёт возможность поставить на учёт купленный автомобиль.

Постановка на учет по месту проживания и временного пребывания – обязанность граждан РФ. Оформлять их необходимо по всем правилам, чтобы избежать возможных проблем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Читайте также: