Можно ли держать пост несовершеннолетним

Обновлено: 28.06.2024

Важно помнить, что жизнь и здоровье человека являются первостепенными:

Всевышний не сделал для нас в религии ничего, что отягощало и усложняло бы жизнь. В Коране сказано:

У следующих категорий людей есть послабления в соблюдении поста.

1. Путники

Я из Карачаево-Черкесии, в Москве учусь на пограничника. Должен ли я держать пост? Являюсь ли я путником?

Это зависит от срока пребывания.

Мы с супругом часто на выходные уезжаем к родителям на дачу, которая находится более чем в 90 километрах от нашего дома. Являемся ли мы там мусафирами (путниками)? Эльмира.

В месяц Рамадан я уезжаю на пять дней на море. Могу ли я в эти дни не держать пост? На побережье Черного моря стоит жаркая погода, без воды просто невозможно. Даниель.

Можете, так как становитесь путником.

Вы пишете, что путником по ханафитскому мазхабу считается тот, кто уезжает из дома в другую местность, расстояние до которой более чем 90 км, и путешествует менее 15 дней, а по шафиитскому — тот, кто менее 4 дней. Но это касается молитвы-намаза, ее сокращения и объединения. А вот про пост не могу найти. У меня такая ситуация: я с тремя своими детьми уехала на Черное море (сами живем в Москве), естественно, это дальше, чем 90 км, мы здесь находимся уже 3 месяца и останемся еще на месяц! В общей сложности получается, что мы пробудем здесь 4 месяца. Сейчас Рамадан, я держу пост, но здесь на юге жара 40 градусов в тени, и я еле-еле выдерживаю до ифтара. Нет сил, чтобы выйти на улицу с детьми или прогуляться до моря, потому что очень жарко и хочется пить. Я уже, наверное, не являюсь путником, раз столько времени нахожусь здесь и знаю дату своего возвращения? Намазы я не сокращаю. Но я бы хотела облегчения в отношении поста. Держать пост в такую жару, когда у тебя еще трое маленьких детей, которым требуются внимание, прогулки, уход и т. д., невыносимо. Я хочу воспользоваться этим правом путника и перенести свой пост на осень, восполнив его уже в Москве, без этой изматывающей жары. Татьяна, 30 лет.

Да, находясь там столько времени, вы уже с первого дня не являетесь путником. Вы можете перенести соблюдение поста на время возвращения в Москву, но не по причине, что вы путник, а потому, например, что физически не в состоянии поститься.

2. Женщины в послеродовой период и во время регул

Женщины в эти периоды не соблюдают пост, в подтверждение чего имеются прямые аргументы в достоверной Сунне [8]. В последующем остается необходимость восполнить соответствующее количество пропущенных дней один к одному [9].

3. Беременные и кормящие матери

4. Больные физически

В данном вопросе все зависит от того, что скажет квалифицированный врач. Личный опыт больного, конечно же, также учитывается и принимается во внимание. Если человеку действительно противопоказано поститься, например по причине большой вероятности ухудшения физического состояния, здоровья, то он не постится. После выздоровления он восполнит пропущенные дни поста один к одному. В случае же когда заболевание стало хроническим и маловероятно, что человек сможет восполнить пропущенный пост, он выплачивает фидью-садаку: за каждый пропущенный день необходимо насытить одного обездоленного так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, сколько уходит в среднем на обед самого человека (а лучше — из расчета среднесуточных затрат на собственное питание) [11].

Лучше мало, чем ничего. Если это противопоказание растянется на всю жизнь, выплачивайте денежный эквивалент (фидья) за каждый пропущенный день поста.

У меня хроническое заболевание, я являюсь вирусоносителем гепатита С (больная печень). При таком заболевании врачи рекомендуют есть часто и понемногу, выпивать не менее 4 литров воды в день. Врач-инфекционист моей поликлиники не может дать мне вразумительный ответ по поводу соблюдения поста, поскольку относится с предубеждением к Исламу и его предписаниям. Если я соблюдаю пост более 12 часов, то у меня начинают дрожать руки и ноги, кружится голова. Как мне соблюдать пост и есть ли в Москве мусульманские медицинские учреждения, где можно получить грамотную консультацию? Альбина.

Найти хорошего специалиста для получения грамотной рекомендации не так просто, и в любом случае мнение врача субъективно. Вам самой решать, соблюдать пост или нет, смотрите по вашему самочувствию. В длинные летние дни можете поститься по мекканскому времени. В любом случае — если вам физически тяжело, то Всевышний не возлагает на душу больше ее возможностей (см. Св. Коран, 2:286), а потому восполните несоблюденный пост выплатой фидьи-садаки.

У меня диагноз — амнезия левого полушария. В 2009 году я стал держать пост, продержался 5 дней, после чего начались головокружения, практически терял сознание несколько раз. Как мне быть? Шариф.

Поститесь. Если будет невмоготу, тогда прервите пост, а пропущенные дни восполняйте в зимний период, когда дни коротки.

Моя жена в связи с тяжелыми болезнями сердца (после перенесенного инсульта и инфаркта) не может поститься, она постоянно живет на таблетках. Как ей быть с постом? Вы пишете, что можно выплатить деньгами. Как именно? К.

Выплата фидьи-садаки актуальна для тех, кто с наибольшей вероятностью больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста. Фидья-садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед вашей жены (а лучше — ее среднесуточные затраты на питание).

Больной сезонной аллергией (на пыльцу амброзии) обязан держать пост? Владимир.

Если может, тогда постится. Есть вероятность, что пост полностью излечит организм от аллергии, ведь человеческое тело во время поста (при умеренном питании без переедания) борется со всем злокачественным и вредным для него, т. к. высвобождается большое количество энергии, которая ранее тратилась на переваривание пищи в дневное время.

Моему мужу 36 лет. Вот уже второй год после того, как он постится в месяц Рамадан, у него сильно падает содержание железа в крови. Потом он сидит на лекарствах 2 месяца, чтобы привести железо в норму. Что делать ему в таком случае? Мадина.

Думаю, проблема может возникать и в течение года, и зависит не только от поста. Вам нужно изучить, какие продукты содержат железо, и ввести их в каждодневный рацион, в том числе и в месяц поста. В каких-то продуктах его может быть много, в каких-то мало. Также нехватку железа можно компенсировать пищевыми добавками. Здоровый образ жизни (каждодневная зарядка, прогулки на свежем воздухе, здоровый сон) и правильное питание (без переедания и без излишнего поглощения жирного и мучного) приведут в порядок тело вашего мужа через 6–8 месяцев. То есть снижение того или иного элемента в крови никак не должно препятствовать соблюдению поста, а должно быть стимулом к внесению им здоровых преобразований в свою жизнь.

У меня хронический гастродуоденит. Позавчера произошло обострение, соответственно пост я пока держать не могу, так как пью таблетки, чаи и кушаю выжимки из риса. Врачи говорят, что мне нельзя не есть, я должна питаться часто и понемногу, в среднем 4–6 раз в день каждые 2–3 часа. Можно ли перенести пост на зиму или обойтись денежной выплатой? Подскажите, как быть? Марина.

Я страдаю проблемами работы желудка. Не могу есть на ночь или перед сном, иначе чувствую сильные боли в желудке. Будет ли отказ от утреннего приема пищи грехом в моем случае? Алина.

Поступайте так, как вам удобнее и комфортнее, не усложняйте. Если возникнут серьезные проблемы со здоровьем, можете перенести пост на короткие зимние дни.

У моего мужа камень в почке. Врач сказал, что поститься нельзя, так как застой мочи приведет к увеличению размеров камня. Мужу прописал обильное питье. Муж работает, чувствует себя хорошо, считает необходимым держать пост, но в то же время сомневается, не ухудшит ли это его здоровье. Подскажите, пожалуйста, как ему поступить. Алия. Уважаемый Шамиль, мне 27 лет, у меня мочекаменная болезнь, при которой желательно пить много воды. Можно ли держать в таком случае пост? Бауржан.

Попробуйте. То количество воды, которое вы выпивали в дневное время, можете выпивать в ночное. Лучше больше пить до еды, немного — в процессе и не пить после, кроме как через час-два. Организм подскажет.

Я прохожу лечение, и в этом месяце в течение десяти дней мне следует принимать таблетки по 2 раза в день. Я делаю это в 10:00 и в 22:00, так как по рекомендации врача между приемом должны быть равные промежутки времени. Последний день приема выпадает на первый день поста. Я знаю, что прием лекарств нарушает пост, но и лечение бросить не могу. Можно ли мне в этот день не поститься и восполнить пост? Алия, 26 лет.

Вам придется не поститься (из-за приема таблеток, через пищевод попадающих в желудок). Восполните пропущенный день поста позднее.

Я на протяжении многих лет принимаю лекарства дважды в день (через каждые 12 часов). Я не могу держать пост в Рамадан летом (в этом году, например). Возможно ли восполнить его зимой, когда дни коротки, и это не будет в ущерб моему здоровью?

Можете восполнить зимой.

5. Больные психически

6. Пожилые и немощные

Для этой категории людей пост, если они не в состоянии его соблюдать, заменяется фидьей-садакой.

7. Дети

Мне 16 лет. Если я не буду держать пост, будет ли считаться это грехом? Shebnem, 16 лет.

Для несовершеннолетних детей (примерно до 15 лет) по канонам Ислама пост в месяц Рамадан не обязателен. Вам же следует держать пост. Несоблюдение — грех.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Не подвергайте себя преднамеренно и необоснованно опасности, цените жизнь и относитесь к этому дару Божьему с соответствующим вниманием. Не полагайтесь на дело случая, не позволяйте эмоциям, ведущим к неоправданному риску, брать верх над разумом. Будьте внимательны, но не мнительны.

[2] Также см.: Св. Коран, 5:6 и 33:38.

[4] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 321.

[5] См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 10 т. Т. 1. С. 481.

[6] См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 80; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 10 т. Т. 1. С. 483.

[7] См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 488, 489.

[9] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1718, 1722.

[11] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

[13]Именно так комментировали этот аят многие ученые-богословы, первым среди которых был известный толкователь Священного Корана, сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас. См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 229, 230; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 2. С. 129; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 160.

[15] Совершеннолетие по канонам Ислама наступает с половым созреванием, то есть примерно в 12–15 лет.

Дети и Великий пост

Духовно нравственное воспитание

В последние десятилетия возрождается вера в нашей стране, долгое время гонимая советскими властями. Люди возвращаются к духовности, молятся, ходят в храмы и приобщают юное поколение к православным традициям.

Начался Великий пост и многие родители, заботящиеся о своей душе и своих детей, задаются вопросом: а можно ли держать пост детям, с какого возраста и как правильно это организовать.

Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.

Дети и пост

Детскому посту — да или нет?

В России около 42% населения относят себя к православной вере, придерживают правил и канонов, установленных церковью. Одна из главных традиций — соблюдение постов, самый большой из которых — Великий пост. Длится он 48 дней, начинается после Масленицы и заканчивается в Пасхальную ночь. В 2020 году даты — со 2 марта по 18 апреля.

Во время поста верующие должны отказаться от многих видов продуктов (мяса, рыбы, яиц, молочных продуктов), перейти на одно- или двухразовый прием пищи, отказаться от развлечений, вести себя смиренно.

Но можно ли подключать детей к посту? Многие считают это варварством по отношению к юному созданию. Что же скажут по этому поводу эксперты.

Мнение священника

Подключать ребенка можно уже с 3-х лет небольшими ограничениями. Например, исключить из рациона сладости или мясо, оставив молоко, рыбу, яйца. Многие священники считают, что лучше всего привлекать ребенка с 7-ми лет (возраст, когда церковь перестает считать ребенка младенцем), ведь пост — это не догма, а сознательная духовная практика. Дети, прошедшие первое причастие, уже могут самостоятельно принять решения держать пост по мере своих сил и возможностей.

Постный стол

Здоровый ребенок вполне может прожить этот период без скоромной еды, отказаться от мультфильмов и компьютерных развлечений, не участвовать в шумных играх.

Смысл детского поста отец Максим видит в педагогическом аспекте — научить ребенка самостоятельно воздерживаться от чего-либо. Это очень поможет ему и во взрослой жизни. Пощение должна стать правилом, таким же, как мыться, чистить зубы, ходить в школу, уважать родителей.

В своей семье о.Максим подключает к посту детей с 3-х лет, но до 7-летнего возраста они имеют возможность отдельно употреблять молочные продукты. А на общем столе у них только разнообразные постные блюда. Дети спокойно выдерживают все полтора месяца Великого поста, они здоровы и не чувствуют себя обделенными.

Мнение педиатра

Постные блюда

В интервью журналистам она сказала:

Мнение педагога и мамы

Анна Сапрыкина — многодетная мама. Ее семья соблюдает пост много лет (еще с ее детства) и она приучает к этому своих детей с самого малого возраста. Она считает, что не есть мясо — это никакой не подвиг и ее дети спокойно обедают в школьной столовой кашей и салатом, когда кругом другие едят котлеты и сосиски.

Организовать совместный с детьми пост не так уж сложно. Главное, не превратить его в однообразную надоевшую диету.

Постные блюда

Перед Великим постом она с детьми готовит Календарь, разбитый на семь недель. На каждый день, в зависимости от строгости, составляется меню. Дети в этом участвуют с радостью, из пожелания относительно постных блюд обязательно учитываются. И в результате получается хороший рацион, разнообразный и вкусный.

К детям-школьникам к посту прибавляет духовный аспект. На это время они самостоятельно и осознанно должны отказаться от какого-то удовольствия или избавиться от недостатка. Например, не играть в компьютерную игру, или не дразнить братьев и сестер, убирать за собой и т.д.

Первая исповедь

Выводы

Детям придерживаться поста можно и нужно, надо готовить их постепенно, с временных ограничений, и не только в еде. С 7-ми начинать надо с исповеди и обучения основам веры и жизни православного христианина.

Начиная с какого возраста, дети обязаны поститься? Как нам поощрять их поститься и молиться в мечети, особенно совершать молитву ат-тарауих? Есть ли какие-либо простые религиозные идеи по поводу того, чем занять свободное время детей в месяц Рамадан?

Текст ответа

Вся хвала Аллаху.

Пост не является обязательным для ребенка, пока он не достигнет половозрелости (аль-булуг). Так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Перо поднято (или ответственность снята) в трёх случаях: от умалишенного, пока он не выздоровеет, от спящего, пока не проснется, от ребёнка, пока он не достигнет половозрелости (приводится у Абу Дауда под № 4399; аль-Албани в Сахих Аби Дауд сказал, что хадис достоверен).

Но наряду с этим, нам необходимо велеть ребенку соблюдать пост, чтобы он приучился и привык к нему. Ребенку засчитывается награда за праведные дела, которые он совершает.

Возраст, с которого родители начинают приучать своих детей поститься, - это возраст, когда дети могут или будут в состоянии соблюдать пост. Способность поститься может быть достигнута в разном возрасте, так как телосложение детей может быть различным. Некоторые ученые ограничили это десятью годами.

Если мальчику исполнилось десять лет, и он способен поститься, то ему повелевают соблюдать пост…

Ибн Кудама сказал:

«То есть его обязывают поститься, велят соблюдать пост и побивают за его оставление, дабы он приучался и привыкал к посту. Также его обязывают совершать молитву и велят молиться. Были среди ученых и те, кто считал, что ребенку велят поститься, если он в состоянии соблюдать пост. Такого мнения придерживался ‘Ата, аль-Хасан, Ибн Сирин, аз-Захри, Катада и аш-Шафи‘и.

Аль-Ауза‘и сказал: „Если он в состоянии поститься три дня подряд, не изнемогая и не чувствуя слабости на протяжении этого срока, то ему велят соблюдать пост в месяц Рамадан“.

Исхак сказал: „Если ребенок достиг двенадцатилетнего возраста, то я предпочитаю, чтобы ему велели поститься для приучения к посту “.

Таковым был путь сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в отношении своих детей. Они повелевали тем из них, кто в состоянии поститься, соблюдать пост. Если кто-либо из них плакал от голода, то они играли с ними, чтобы те отвлеклись этим. Запрещается заставлять их поститься, если пост вредит им из-за того, что они слабы телосложением или болеют.

Шейх Ибн ‘Усеймин сказал:

Маленьким не обязателен пост, пока они не достигнут половозрелости. Но тем из них, кто в состоянии поститься, повелевают соблюдать пост, чтобы они приучались и привыкали к посту. (Таким образом,) он станет для них легче после достижения половой зрелости. Сподвижники, да будет доволен ими Аллаха, - лучшие из этой общины – повелевали соблюдать пост своим детям, когда те еще не достигли половой зрелости (Маджму‘ аль-фатауа аш-шейх Ибн ‘Усеймин. – Т. 19. – С. 28, 29).

Также ему, да помилует его Всевышний Аллах, задали вопрос: Мой ребенок мал, но упорно желает поститься, несмотря на то, что пост вредит ему: он еще мал и чувствует недомогание. Проявлять ли мне строгость и велеть ему прервать пост?

На что шейх ответил: Если ребенок еще мал и не достиг половой зрелости, то пост ему не обязателен. Однако, если он может поститься, не испытывая трудностей, то ему следует велеть соблюдать пост. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, велели поститься своим детям, некоторые из них были малы и плакали. Они давали им игрушку, тем самым отвлекая их. Но, если пост точно вредит ребенку, то ему следует запретить поститься. Если Всевышний Аллах запретил нам давать малым детям их имущество, так как они могут растратить его, то боязнь нанести вред их телу еще более веская причина запретить. Но в запрете не следует придерживаться жестокости и суровости; этого необходимо избегать в отношениях с детьми при их воспитании (Маджму‘ фатауа аш-шейх Ибн ‘Усеймин. – Т. 19. – С. 83).

Родителям можно поощрять своих детей поститься, давая им каждый день подарок или вызывать дух соревнования между ними и их сверстниками, или теми, кто младше них. Поощрять совершать молитву можно, взяв их с собой в мечеть на молитву, особенно, если они с отцом каждый день совершают молитву в разных мечетях. Также можно поощрять их вознаграждением, неважно награждается ли ребенок лишь символически: с помощью похвалы, или награда – это посещение развлечений, или покупка того, чего они желают… и тому подобное.

К сожалению, со стороны некоторых отцов и матерей есть большие упущения в этом вопросе, а некоторые из них даже удерживают своих детей от этих видов поклонения. Некоторые из этих отцов и матерей считают, что из милосердия и сострадания не следует повелевать детям поститься и совершать молитву. Это чистейшей воды ошибка, как с точки зрения Шариата, так и с воспитательной стороны.

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

Аллах обязал поститься каждого половозрелого мусульманина (мукялляф), который в состоянии соблюдать пост и не находится в пути. Что же касается ребенка, который еще не достиг половозрелости, то пост ему не обязателен. Так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Перо поднято (ответственность снята) или в трёх случаях: … от ребёнка, пока не достигнет половозрелости“. Но опекуну ребенка необходимо повелевать ему поститься, если тот в состоянии соблюдать пост. Этим мы воспитываем и приучаем ребенка к исполнению одного из столпов Ислама. Мы видим, что некоторые люди оставляют своих детей и не повелевают им совершать молитву и соблюдать пост. Это является ошибкой. Ведь они ответственны за это перед Всевышним и Благословенным Аллахом. Они думают, что отсутствие веления поститься есть проявление сострадания и милосердия по отношению к детям. Однако, на самом деле милосердным по отношению к своим детям и сострадательным к ним является тот, кто приучает их к праведным делам и благим качествам, а не тот, кто оставляет воспитание детей (Маджму‘ фатауа аш-шейх Ибн ‘Усеймин. – Т. 19. – С. 19, 20).

Родителям можно занять свободное время детей чтением Корана, заучиванием небольшой части из него каждый день. Также можно читать книги, соответствующие их возрасту, прослушивать различные аудиоматериалы, в которых была бы и польза, и веселье, к примеру, анашиды (песни без музыкального сопровождения на исламские и поучительные темы – прим. пер.) и просматривать полезные для них видеоматериалы. Канал Аль-межд лиль-атфаль вобрал в себя всё это и более. Можно выделять детям время для просмотра полезных передач этого канала.

Мы благодарим сестру, задавшую вопрос, за внимание, которое она уделяет воспитанию детей. Это указывает на наличие блага в мусульманских семьях, однако, многие не используют правильно умственный и физический потенциал своих детей. Дети привыкают к отдыху, лени и не приучаются рассчитывать на себя, а уповают на других. Также некоторые родители не заботятся о приобщении детей к поклонению: к молитве, к посту. Многие поколения были воспитаны в подобном духе, а когда они стали старше, то оставили поклонение. Однако родителям уже сложно направлять своих детей, наставлять их. А если бы они позаботились об этом раньше, то не жалели бы сейчас о произошедшем.

Просим Всевышнего Аллаха помочь нам воспитать наших детей, вселить им любовь к поклонению и содействовать нам в выполнении всего обязательного по отношению к ним.


Разъясняет старший научный сотрудник лаборатории возрастной нутрициологии Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи, кандидат медицинских наук Адиля Сафронова.

Что можно ограничить?

Адиля Сафронова: Официально таких рекомендаций нет. Но с позиции врачей считается, что детям, особенно раннего возраста, дошкольникам, не стоит вводить ограничений в питании, если это не обусловлено медицинскими показаниями. Конечно, если семья глубоко верующая, если для ребёнка соблюдать пост вместе со взрослыми — так же естественно, как ходить, читать и т.д., и он находится в сознательном возрасте и высказывает осознанное желание взять на себя ограничения в еде, то можно разрешить ему это на короткое время, в период строгого поста. И здесь обязательно иметь в виду состояние здоровья ребенка, наличие у него каких-либо заболеваний, в том числе желудочно-кишечного тракта.


И всё же, если дело касается детей, во время поста нужно больше обращать внимание на ограничения не в еде, а в развлечениях, удовольствиях. Например, поменьше смотреть развлекательных передач и видео, меньше играть в компьютерные игры. В отношении еды можно уменьшить количество конфет, сладостей, фастфуда и т.д. Причём должен быть не полный запрет, а разумное ограничение и объяснение родителей — для чего нужны эти ограничения, чтобы не сформировать у ребёнка ощущение наказания.

В более старшем возрасте можно ограничить мясо, но обязательно оставлять в рационе молочные продукты, яйца, рыбу.

Плюс к тому, если вы что-то исключаете из детского рациона, нужно продумать, чем можно компенсировать отсутствие какого-либо продукта. Рацион должен содержать достаточное количество белка, жира, в том числе растительного происхождения. Можно использовать поливитаминные комплексы для восполнения дефицита микронутриентов.

Без молока нельзя

— Некоторые родители никогда в жизни в детстве не постились, но в последнее время стали рьяно соблюдать посты и заставлять детей.

— Вот это неправильно. Можно ещё понять людей, которые действительно верят и не могут без соблюдения православных традиций. Им следует вся семья, а пост для них — это неотъемлемая часть жизни. А когда люди в угоду моде пытаются приучить детей к тому, что сами в детстве никогда не переживали, это совершенно не оправдано. Если очень хочет взрослый поститься, то пусть он это делает сам. Пока ребёнок сознательно не выберет такой путь, заставлять его поститься нельзя. Об этом, кстати, говорят и представители церкви.

Большинство детей не ест в достаточном количестве овощи, фрукты, зелень.

— 40 дней не ест ребёнок молочные продукты, мясо, рыбу, яйца. Что будет?

— Хочется верить, что ни о каких 40 днях для ребенка с исключением молочных продуктов, мяса, рыбы, яиц речи не идет. Повторюсь: самое большое, что можно позволить — это ограничение на короткий срок в период строго поста и, как было сказано выше, с учетом возраста и состояния здоровья ребенка.

Если исключить молочные продукты, возникнет недостаток кальция, белка, витаминов группы В. Как следствие — рахит, кариес, прочие заболевания от недостатка кальция. Дети очень уязвимы, они критически нуждаются в значимых пищевых веществах — белках, жирах, кальции, других микроэлементах и витаминах. В связи с тем, что закладка костной ткани происходит в раннем возрасте, питание детей оказывает влияние на состояние здоровья во взрослом возрасте. К примеру, переломы шейки бедра, распространенные у людей пожилого возраста, — это часто результат того, что в детстве человек не получил достаточного количества кальция.


— Ну а если тот же кальций давать в поливитаминах?

— Кальций, как и другие микро- и макронутриенты, усваивается гораздо лучше из натуральных продуктов. Есть и другие продукты, которые содержат много кальция, но он из них усваивается хуже, так как только в молочных продуктах кальций находится в связи с белком и жиром и в оптимальном соотношении с фосфором.

— Мясо можно компенсировать рыбой?

— Мясо — это белок, аминокислоты, которые необходимы для роста, иммунной системы, витамины, в том числе жирорастворимые. Рыба — очень полезный продукт, который содержит белок, полиненасыщенные жирные кислоты, фосфор. Однако, в рыбе меньше, чем в мясе, гемового железа, которое способствует поддержанию нормального уровня гемоглобина в крови у ребёнка. Кроме того, к сожалению, не все дети любят рыбу.

Яйца — тоже очень важный продукт. В них есть жирорастворимые витамины А, D, Е, холестерин, который нужен для построения клеточной стенки, белок. Никакое ограничение у детей этих продуктов не оправдано. И обязательно нужно следить, чтобы питание ребёнка было сбалансировано, даже если он решил соблюдать пост. Очень часто люди во время поста едят много хлеба, потому что покупать свежие овощи и фрукты, орехи не всем по карману. Подумайте, как сделать постное меню вашей семьи разнообразным и полезным.

Детский пост

Некоторые говорят, что детям, не достигшим возраста 3-7 лет, вообще не надо поститься в среду и пятницу, а также в течение многодневных постов, которые предписаны Церковью. Другие говорят, в эти дни детям позволяется вкушать молоко, сыр, яйца. Как следует поступать? И могут ли дети поститься как взрослые христиане?

Ответить на этот вопрос на основании святых канонов нельзя, так как нет ни одного канона, конкретно определяющего детский пост. Но ответ можно получить из целостного осознания сути поста, его вида и цели.

Но это не означает, что дети свободны от поста и совсем не должны поститься. Степень строгости поста детей зависит от веры и благочестия их родителей. И здесь требуется мудрость и рассуждение, чтобы не ущемить ни телесных, ни духовных потребностей ребенка.

Найти золотую середину - вот задача родителей. С этим легко справятся лишь те родители, которые сами ведут духовную жизнь, сознательно борются за спасение собственной души и души своего чада. Ведь обязанность родителей заключается не только в том, чтобы родить ребенка, ввести его в эту земную жизнь, но им следует, в наибольшей степени, воспитать его в Вере православной, сотворив гражданином Царства Небесного

Например, совершенно естественно, когда мать приносит свое любимое чадо каждое воскресенье в храм и причащает на Литургии. Конечно, у младенцев пост не предполагается, и мать кормит его грудным молоком безо всяких ограничений, что не может стать препятствием в соединении его с Господом в святом Таинстве Причащения. Так дитя возрастает в храме Божьем, телесно укрепляясь материнским молоком, а духовно - Святыми Тайнами. Ребенок с ранних дней привыкает к обстановке храма, к запаху ладана, к огонькам свечей, к священническому облачению.

С другой стороны, родители, пекущиеся о духовной жизни своего чада, начинают приучать его к посильному посту уже с трех-четырехлетнего возраста ради того, чтобы дитя отличало среду и пятницу от других дней, и это станет безценным навыком на всю его жизнь.

То же самое можно сказать в отношении Таинства Покаяния или Исповеди. По учению Церкви, ребенок до семи лет не имеет греха. Но многие родители приводят своих детей на исповедь и в четыре-пять лет ради того, чтобы привить ему осознание своих христианских обязанностей, без которых невозможна духовная жизнь христианина. Очень важно научить ребенка свободно и доверительно общаться со своим духовником.

Итак, пост для детей необходим, но не следует впадать в крайности. Родителям сами должны жить по заповедям Божиим, трудиться над личным спасением под руководством опытного духовника, и тогда золотая середина легко будет определена в отношении детского поста, святого Таинства Покаяния и Причащения.

Мир вам и радость от Господа.


Иерей Василий Вольский (г.Мурманск):

– Многие у нас причащают детей до семи лет каждую неделю. А как исполнилось семь, так дитя это почти перестаешь видеть в храме. Потому что нужно готовиться к исповеди, нужно попоститься хотя бы один день накануне, то есть появляются небольшие трудности, к которым родители и дети оказываются не готовы.

С какого возраста нужно приучать ребенка к посту? Моими предками были поморы с Терского берега, перед которыми не стояло такого вопроса. До двух-трех лет мать кормила ребенка грудью, а потом дети питались тем же, что и вся семья. Весной корова отелится, молоко девать некуда, но детям его все равно в Великий пост не давали. С младости приучали к воздержанию. И старец Алексий Зосимовский говорил, что с двух-трех лет ребенок должен учиться понимать, что такое среда и пятница.

Игумен Филипп (Филиппов) (г.Сыктывкар):

– По этому поводу нет каких-то общепринятых установлений Церкви, которые все четко бы регламентировали. Это, с одной стороны, плохо, с другой – здесь проявилась мудрость Церкви, передавшей вопрос о детском посте в ведение духовника. Бывает, что Господь с младенчества приуготовляет ребенка к святости. Вспомним преподобного Сергия, который еще младенцем отказывался вкушать материнское молоко по средам и пятницам. Но, как правило, обременять ребенка каким-то строгим воздержанием – это не лучший способ привить ему благочестие. Едва ли он в силах понять смысл навязываемого ему подвига.

Между тем у меня в приходе есть несколько многодетных семей, где дети просто изнурялись постами. Я видел потом, как они, бледные, немощные, не могли молиться, стоять в церкви, а просто засыпали. Так организм борется с истощением, растратой сил. Пришлось строго-настрого запретить подвергать детей таким испытаниям. Церковь учит, что женщина, которая постится во время беременности, уподобляется самоубийце. И это распространяется во многом на уже родившихся детей. В тот период, когда организм растет, развивается, он нуждается в достаточном поступлении внешнего питательного материала. Если мы не будем этого учитывать, то получим ослабленного ребенка. Это мое мнение и как священника, и как врача.

Конечно, когда у родителей имеется в семье значительный достаток, когда они способны обеспечить ребенка во время поста разнообразным питанием, необходимым количеством фруктов, овощей, орехов, черного горького шоколада и др., то есть всеми важными для развития витаминами, белками, жирами, тогда пост не представляет угрозы для детского здоровья. Но у нас очень немногие семьи способны позволить себе подобные траты. Поэтому у меня такая позиция: поститься всерьез можно начинать лишь по достижении совершеннолетия. Примерно с четырнадцати лет можно начинать поститься перед причастием. Это не значит, что можно вот так подойти к Чаше без подготовки. Уже с семи лет нужно вычитывать необходимые молитвенные правила перед принятием Святых Даров, поначалу, конечно, с помощью взрослых. До 14-16 лет упор нужно делать все-таки на духовное устроение, а физические подвиги отложить на более поздний срок.

Но, конечно, есть одна неделя в году, когда поститься в той или иной мере (например, отказываться от мяса) можно всем, включая самых маленьких. Это Страстная неделя, которая очень важна для понимания православной веры. В эти дни ребенок в силах понять смысл поста – что нужно немножко пострадать вместе со Христом. Одна неделя не нанесет ущерба здоровью, но многое может дать для духовного устроения. В остальных случаях детям можно поститься только по благословению духовника. Нельзя, навязывая ребенку правила, которые принимались прежде всего для монашествующих, всерьез думать, что мы вводим его в евхаристический круг жизни Церкви.

Иерей Сергий Гомаюнов (г.Вятка):

А когда понимание есть, то формы поста могут зависеть от уклада семьи. Если родители говеют, то и детям это не в тягость. Они вообще ограничения в пище переносят легче нас. А вот, например, если отказаться от игры на компьютере или от другой, не слишком полезной для здоровья, забавы – это да, это трудно. Конечно, если ребенок ослаблен, болен, то можно и молочное давать, и все, что нужно для здоровья. Но и тогда он должен ощущать на себе, что пост начался, что он идет. Это в каждом случае по-разному нужно решать, но решать обязательно. Иначе ребенок потом не сможет научиться жить одной жизнью с Церковью. Перед причастием с семи лет поститься нужно обязательно, один-два дня, у разных священников разные мнения о продолжительности такого воздержания. А к 10-12 годам ребенок уже в состоянии поститься всерьез.

Читайте также: