Законно ли одновременное применение нескольких мер поощрения

Обновлено: 30.06.2024

1. Понятие и задачи прокуратуры. Система органов прокуратуры.

2. Отрасли прокурорского надзора. Акты прокурорского реагирования на нарушения законности.

3. Условия приема на службу в органы прокуратуры. Дисциплинарная ответственность прокурорских работников.

Прокуратура - самостоятельный орган, осуществляющий от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением НПА на территории РБ, а также выполнение иных функций, установленных законодательными актами.

Прокурорский надзор – это деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением на территории государства законов и иных НПА.

1. Обеспечение верховенства права, законности и правопорядка; защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

2. Координация правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией.

3. Проведение предварительного следствия в случаях предусмотренных УПК (дача санкций на проведение обыска, заключение под стражу, домашний арест, залог, продление и установление срока предварительного расследования).

4. Участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддержание государственного обвинения по уголовным делам, участие в административном процессе в соответствии с ГПК РБ, ХПК РБ, УПК и ПИ КоАП.

Функции (направления деятельности) прокуратуры:

1) Прокурорский надзор.

2) Предварительное следствие по уголовным делам.

3) Участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного обвинения.

4) Координация правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Специальные принципы организации и деятельности прокуратуры:

1) Принцип равенства всех граждан перед законом.

2) Принцип независимости прокурора.

3) Принцип подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам.

4) Принцип гласности.

5) Принцип обязательности исполнения требований прокуроров.

Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют:

1. Генеральная прокуратура РБ.

2. Прокуратуры области, г. Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры.

3. Прокуратуры районов, районов в городах, городов.

4. Межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные, а также иные государственные организации, созданные по решению Президента РБ.

Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляется Президентом РБ по представлению Генпрокурора. Общая численность прокурорских работников и работников прокуратур утверждается Президентом РБ.

Структурное и штатное расписание органов прокуратуры утверждается Генпрокурором РБв пределах бюджетных ассигнований и установленной численности органов прокуратуры, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

1. Надзор за исполнением законодательства. Предметом надзора является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных НПА республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными СовМину РБ и т.д..

2. Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Предметом надзора является соответствие законодательству правовых актов и решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и их должностных лиц.

3. Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства при производстве (проведении) предварительного следствия и дознания. Предметом надзора является соответствие УПК правовых актов и решений органов предварительного расследования и их должностных лиц.

4. Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства, при их исполнении. Предметом надзора является соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов.

5. Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. Предметом надзора является соблюдение законодательства органами и учреждениями исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности.

Акты прокурорского реагирования на нарушения законности:

Представление –акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям.

Протест– акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты.

Постановление –акт прокурорского надзора, содержащий, в зависимости от характера нарушения законодательства, мотивированное решение прокурора или его заместителя с возбуждением уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности.

Предписание –акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которые носят явный характер и могут причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, общественным и государственным интересам, если не будут немедленно устранены.

Официальное предупреждение –акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность установленную законодательными актами.

На должность прокурорского работника может быть назначен: гражданин РБ, имеющий высшее юридическое образование и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающий иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе.

На должность прокурорского работника в исключительных случаях может быть назначен гражданин, имеющий иное высшее образование.

С гражданами, поступающими на службу в органы прокуратуры, заключается контракт.

Квалификационный экзамен и стажировка:

Лица, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры в качестве прокурорского работника, сдают квалификационный экзамен и проходят стажировку в соответствии с Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь. При этом Положением определяются случаи, когда указанные лица могут быть приняты на службу в органы прокуратуры без сдачи квалификационного экзамена и прохождения стажировки.

За успешное и добросовестное исполнение прокурорскими работниками служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности, другие достижения по службе руководителями органов прокуратуры к прокурорским работникам применяются меры поощрения, предусмотренные законодательством о государственной службе и законодательством о труде.

· Единовременное денежное вознаграждение.

· Награждение ценным подарком.

Допускается одновременное применение нескольких мер поощрения.

За особые заслуги перед государством и с учетом личного вклада в обеспечение законности и правопорядка к прокурорскому работнику могут быть применены меры поощрения:

· награждение Почетной грамотой Генерального прокурора Республики Беларусь;

· занесение на Доску почета Генеральной прокуратуры Республики Беларусь;

· досрочное присвоение классного чина;

· присвоение очередного классного чина на одну ступень выше положенного по занимаемой должности;

· присвоение классного чина на ступень выше очередного;

· досрочное снятие дисциплинарного взыскания.

Положения о Почетной грамоте Генерального прокурора РБ и о Доске почета Генеральной прокуратуры РБ утверждаются Генпрокурором РБ.

Дисциплинарная ответственность:

За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника, возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника и несовместимых со службой в органах прокуратуры – прокурорский работник несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную (материальную) ответственность, в соответствии с законодательными актами.

Виды дисциплинарной ответственности:

3. предупреждение о неполном служебном соответствии;

4. понижение в классном чине – на срок до 6 месяцев;

5. понижение в должности на срок до 6 месяцев;

6. лишение нагрудного знака органов прокуратуры;

7. освобождение от занимаемой должности (увольнение);

8. освобождение от занимаемой должности (увольнение) с лишение классного чина.

Генпрокурор РБ имеет право налагать на прокурорских работников дисциплинарные взыскания с учетом следующих исключений:

· понижение в классном чине на срок до 6 месяцев, а также лишение классного чина, которые присвоены Президентом РБ, осуществляются Президентом по представлению Генпрокурора;

· понижение в должности на срок до 6 месяцев или освобождение от занимаемой должности (увольнение) заместителей Генпрокурора, прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров осуществляются Генпрокурором по согласованию с Президентом.

Прокурорский работник, совершивший дисциплинарный проступок, может быть отстранен от должности на период проведения служебного расследования и до решения вопроса о привлечении его в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, но не более чем на 2 месяца. Отстранение от должности производится по распоряжению Генпрокурора или прокурора, назначившего на должность прокурорского работника, совершившего дисциплинарный проступок, если иное не предусмотрено УПК. Отстранение от должности заместителей Генпрокурора, прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров производится с согласия Президента. За время отстранения от должности прокурорскому работнику выплачивается заработная плата (денежное довольствие).

Налагать дисциплинарные взыскания имеют право руководители всех звеньев прокуратуры в пределах своей компетенции. Дисциплинарное взыскание объявляется приказом. Взыскание снимается с прокурорского работника по истечении 1 года со дня его наложения. Возможно также досрочное снятие.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Суд подчеркнул, что ежемесячное денежное поощрение – это обязательная составная часть содержания госслужащего, выплачиваемая вне зависимости от качества исполнения должностных обязанностей и соблюдения служебной дисциплины


25 сентября Верховный Суд вынес Апелляционное определение по делу № 93-АПА19-3 об оспаривании указа губернатора Магаданской области о возможности ограничения выплаты ежемесячного денежного поощрения региональным гражданским госслужащим.

В дальнейшем заместитель прокурора Магаданской области оспорил документ в суде, указав в административном иске, что он не соответствует федеральному и региональному законодательству. По мнению административного истца, при издании указа глава области вышел за пределы своей компетенции, ведь областным законом установлен фиксированный размер ежемесячного денежного поощрения для всех категорий госслужащих. Данный НПА не наделяет губернатора правом определять порядок и условия выплаты данного ежемесячного денежного поощрения и устанавливать иной его размер.

Магаданский областной суд отказал в удовлетворении административного иска. Он пришел к выводу о том, что губернатор, являясь представителем нанимателя областного гражданского служащего, был вправе поощрять работников за добросовестный и эффективный труд. Суд первой инстанции также счел, что по своей правовой природе ежемесячное денежное поощрение является выплатой, стимулирующей профессиональную деятельность госслужащего согласно ст. 22 ТК РФ.

В апелляционном представлении прокурора в Верховный Суд РФ указывалось на неправильное применение первой судебной инстанцией норм материального права, и после изучения материалов дела Судебная коллегия по административным делам ВС РФ согласилась с такими доводами.

Высшая судебная инстанция напомнила, что вопросы оплаты труда работников региональных органов госвласти и госучреждений относятся к полномочиям органов власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств регионального бюджета. Вместе с тем законы и иные НПА субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае такого противоречия действует федеральный закон.

Со ссылкой на гл. 10 Закона об общих принципах организации государственной власти в субъектах РФ Верховный Суд отметил наличие общих правовых предписаний для федеральных и региональных гражданских госслужащих, касающихся вопросов денежного содержания и стимулирования профессиональной деятельности. Проанализировав положения федерального законодательства, Суд отметил, что ежемесячное денежное поощрение следует рассматривать как обязательную составную часть денежного содержания госслужащего, подлежащую выплате в установленном размере вне зависимости от качества исполнения должностных обязанностей и соблюдения служебной дисциплины согласно, в том числе, Закону о госслужбе РФ.

Таким образом, подчеркнул Суд, у первой инстанции не имелось оснований для вывода о законности оспариваемого указа, предписания которого не соответствуют имеющим большую силу нормативным правовым актам и нарушают право гражданских служащих региона на получение денежного содержания в размере, определенном федеральным и областным законами.

Высшая судебная инстанция также отклонила вывод нижестоящего суда о том, что работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд согласно ст. 22 ТК РФ. Ведь дополнительная выплата, поименованная как ежемесячное денежное поощрение, является обязательной составной частью денежного содержания областного госслужащего, а не одним из видов поощрения по трудовому договору за добросовестное исполнение трудовых обязанностей.

В этой связи Верховный Суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил административный иск заместителя регионального прокурора.

За успехи в труде работники бюджетной организации (далее — организация), в том числе здравоохранения, образования, культуры, спорта и др., нередко награждаются государственными наградами, почетными грамотами, ценными подарками. Им присваиваются почетные звания и применяются другие формы поощрения, например, объявляются благодарности. Рассмотрим, какие документы оформляет кадровая служба организации при награждении (поощрении) работника.

Виды награждения (поощрения)

Обратите внимание!
Если работник награждается в соответствии с НПА, то решение о награждении оформляется в соответствии с законодательством.

Пример 1
Награждение Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь производится постановлением Совета Министров Республики Беларусь .

2. В соответствии с локальными нормативными правовыми актами (ЛНПА) организации. Виды и порядок поощрения работников за труд могут определяться, в частности, коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) .

На заметку
В ПВТР целесообразно установить:
— виды поощрений (например, награждение работника почетной грамотой организации, ценным подарком, объявление благодарности, занесение в книгу почета, на доску почета);
— за какие заслуги производится поощрение;
— каким распорядительным документом (например, приказом или распоряжением) оформляется решение о поощрении;
— основание для издания приказа (распоряжения) о поощрении (к примеру, докладная записка, представление руководителя структурного подразделения);
— и другие вопросы.

На заметку
Типовые правила внутреннего трудового распорядка утверждены постановлением Минтруда от 05.04.2000 N 46.

Обратите внимание!
Одной из форм материального поощрения работников является премирование. Вопросы премирования в данной статье не рассматриваются.

Приказ о поощрении

Поощрения, предусмотренные ЛНПА, могут объявляться работнику приказом или распоряжением нанимателя. В приказе (распоряжении) о поощрении целесообразно указать:
— за какие достижения поощряется работник;
— вид поощрения;
— основание издания приказа (распоряжения).

Обычно по вопросам поощрения работников наниматель издает приказ.

Пример формулировки приказа:

1. Объявить благодарность за успешное, добросовестное исполнение должностных обязанностей, инициативу и творческое отношение к работе следующим работникам:

1.1. КУКУШКИНОЙ Виктории Ивановне, учителю начальных классов;

2.1. ВОРОБЬЕВА Сергея Ивановича, учителя математики;

Основание: представление заместителя директора по учебной работе Кот В.Ф. от 18.05.2018.

На заметку
Приказ (распоряжение) о поощрении является основанием для внесения в трудовую книжку работника соответствующей записи .

Внесение записи в трудовую книжку

В трудовую книжку работника вносятся в том числе сведения о награждениях и поощрениях за успехи в работе :
— предусмотренных НПА (например, о награждении государственными наградами, почетными грамотами госорганов, нагрудными знаками) (образец 1);
— определенных ЛНПА (объявление благодарности, награждение почетной грамотой организации, ценным подарком и др.) (образец 2).

Звесткi аб узнагароджаннях i заахвочваннях

Сведения о награждениях и поощрениях

На заметку
В трудовую книжку не вносятся записи о выплате премий и (или) вознаграждений, предусмотренных ЛНПА *(п. 46 Инструкции о трудовых книжках).

Включение копии (выписки) приказа в личное дело

По общему правилу, в личное дело работника включаются документы, которые характеризуют деловые, общественно-политические, научные и личные качества работника. К ним, в частности, относится копия (выписка) приказа (распоряжения) о награждении работника .

Приказ о поощрении работника также характеризует работника. Кроме того, этот документ имеет срок хранения 75 лет . В связи с этим целесообразно включать копию (выписку) приказа о поощрении работника в его личное дело .

На заметку
Копия (выписка) приказа оформляется в соответствии с требованиями делопроизводства .

Включение в личное дело копии (выписки) приказа о поощрении (награждении) отражается во внутренней описи документов личного дела (образец 3).

N п/п Название и заголовок документа Дата документа Индекс документа Номера листов дела Дата включения документа в личное дело Примечание
1 2 3 4 5 6 7
15 Выписка из приказа о поощрении 21.05.2018 142-к 8 21.05.2018 Оригинал в деле 2-03

Внесение записи в дополнение к личному листку по учету кадров

В дополнении к личному листку по учету кадров отражаются сведения об изменениях в учетных сведениях о работнике после заполнения личного листка. В частности, производится отметка о награждении государственными наградами, в том числе о присвоении почетных званий (образец 4).

Единовременная премия — это разовая выплата, связанная с достижением определенного результата трудовой деятельности или приуроченная к конкретному событию. Она бывает производственная и непроизводственная.

Понятие единовременной премиальной выплаты

Порядок и условия, по которым осуществляется выплата премии сотрудникам, зафиксированы в локальных нормативных актах (ЛНА). Вознаграждение выплачивают за успешный труд, по итогам работы и прочим производственным основаниям. Обычно такие выплаты периодические: поквартальные, помесячные и т. д. Но если произошло знаменательное событие, например досрочно завершен важный проект, премиальные начисляются разово.

Бывают основания непроизводственные — юбилеи, праздничные даты. Денежные поощрения тоже выплачивают конкретно к произошедшему случаю. Таким образом, разовая премия приурочивается как к производственным, так и к не производственным событиям и имеет разовый характер. Четкой системы премирования в законе не предусмотрено, предприятие само определяет структуру начисления поощрительных выплат.

В каких случаях назначается

Назначение разовых стимулирующих платежей отражается в локальных нормативных актах предприятия. Это коллективный договор, чаще всего положение о премировании. В нем предусматриваются случаи, за что можно премировать сотрудников, среди них:

  • значимые даты работника;
  • важные даты для организации;
  • успешное выполнение задания руководства;
  • незапланированные инициативы и внедрения, которые привели к значимым положительным результатам, и так далее.

Основанием, по которому производится начисление премии работнику, является приказ директора. В нем указывается повод для премирования и ссылка на пункт положения или другого ЛНА.

Какие документы составить

Основным документом, определяющим основания для назначения премиальных выплат, является положение о премировании сотрудников. В нем указываются:

  • основания и критерии премирования;
  • расчет и размер выплаты;
  • документальное сопровождение премирования;
  • перечень сотрудников;
  • основания депремирования;
  • источники финансирования.

Например, при начислении 13 зарплаты в положении указываются формулировки оснований для премирования сотрудников, например, такие:

  • отработавшие на предприятии больше года;
  • все сотрудники — рассчитывается пропорционально отработанному времени;
  • все работники получают 100% оклада.

Критерии начисления целесообразно разрабатывать с учетом мнения коллектива.


Одно из условий — служебная записка непосредственного руководителя работника с предложением премирования. Общим основанием для премирования является приказ руководителя организации. Документ содержит ссылку на положение, дополнительные документы (если есть), перечень премируемых работников, размер премиальных.


Налогообложение премии

В соответствии с НК, налогообложение премии к празднику носит обязательный характер. Для целей уплаты НДФЛ не имеет значения, производственный или нет характер выплаты, — они все считаются доходом.

В вопросе уплаты страховых взносов у чиновников и судов нет согласия. Налоговики ссылаются на то, что упоминания о выплатах, не связанных с трудом, нет в НК, соответственно, взносы платить надо. Суды придерживаются противоположной точки зрения — определение ВС от 06.04.2017 № 306-КГ17-2349. Верховный Суд указывает, что единовременные суммы, выплачиваемые к юбилейным датам, не относятся к результатам труда и не являются вознаграждением за труд. В связи с этим они исключаются из базы для начисления страховых взносов.

Не облагаются налогом на доход премии, перечисленные в перечне правительства (п. 7 ст. 217 НК ).

Каким образом осуществляется учет премий в налоговом учете организации? В состав расходов на оплату труда при расчете налогооблагаемой базы включаются стимулирующие и поощрительные выплаты, если они:

  • указаны в ЛНА;
  • напрямую зависят от результатов труда, трудовой функции;
  • не предусмотрены ст. 270 НК РФ ;
  • соответствуют условиям п. 1 ст. 252 НК РФ , оформлены подтверждающими документами.

Проводки

Денежная выплата, не относящаяся к поощрению за труд, например, премия к юбилею, отличается основанием, не связанным с работой, нерегулярностью.

Премии за трудовые достижения отражаются в бухгалтерском учете такой проводкой: Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кт 70. Для налогового учета (при определении базы для уплаты налога) такие премиальные включаются в расходы.

Единовременные вознаграждения, не связанные с трудовой деятельностью, не уменьшают налоговую базу по прибыли, в соответствии с письмом Минфина России от 24.04.2013 № 03-03-06/1/14283. Их надо относить на чистую прибыль. Проводки могут быть такими:

  1. Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кт 70. Расходы относятся к затратам, не учитываемым для налогообложения.
  2. Дт 84 Кт 70. Списываются с прибыли прошлых лет.
  3. Дт 91 Кт 70. Если прибыль за прошлые годы отсутствует, затраты включаются в расход этого года, но не учитываются для налогообложения.

Вправе ли работодатель не платить премии

Трудовым законодательством установлено, что основания для начисления премиальных выплат указываются в ЛНА организации. По ТК, работодатель самостоятельно решает, за что выплачивается разовая премия:

  • перевыполнение плана;
  • юбилейные даты работника или организации;
  • другие.

Главное — соответствие этого решения локальному акту, регламентирующему эту выплату. Там же обосновываются условия лишения или ограничения денежных поощрений для работников.

Удержание премиальных не заменяет дисциплинарное наказание, которых по ТК три: замечание, выговор, увольнение. Если в качестве взыскания работник лишен премии, это противоречит нормам ТК. Но если в ЛНА есть пункт о депремировании сотрудника, получившего одно из взысканий, такое лишение оправданно.

Таким образом, несмотря на то, что выплата премии, по Трудовому кодексу, делегирована руководству, целесообразно максимально прозрачно и подробно определить критерии премирования и депремирования. Необходимо точно следовать им при начислении денежных поощрений работникам.

Читайте также: