Может ли власть быть легитимной но нелегальной

Обновлено: 25.06.2024

Под легальностью власти подразумевают её законность, соответствие правовым нормам. Понятие не стоит путать с легитимностью, которая означает принятие власти народом.

Легальность является характерной чертой государственной власти и носит юридическое обоснование. Предполагает способность со стороны власти действовать в рамках закона. Если власть нарушает нормы упорядоченности социальных и политических отношений, то становится опасной для общественной жизни.

Легальная власть опирается на писаные нормы, обязательные для исполнения, в то время как нелегальная опирается на правила поведения, которые известны лишь узкому кругу людей. Для нелегальной власти характерно применение жестких санкций, приводящих к дестабилизации общественной жизни.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Распределение политической власти происходит неравномерно. Так, большая часть граждан изолирована от политики и не принимает участия в управленческой государственной деятельности. Даже в демократических режимах, где формально источником власти выступает народ, её настоящим носителем является узкий круг лидеров и элиты.

Объекты легальности

Объектами легальности выступают: власть, политические институты и партии, отдельные личности в политике.

Власть

Власть присуща любой общности людей. Для нее характерно отношение господства и подчинения, опирающееся на принуждение. Благодаря институту власти общество становится целостным и управляемым. Власть способствует организованности и созданию порядка, существовала и существует в любом виде общества: семье, племенах, роде, обществе и государстве.

Государственная власть представляет собой разновидность социальной власти. В более узком смысле под госвластью подразумеваются публично-политические отношения господства между субъектами, опирающиеся на государственное принуждение.

Власти присущи следующие черты:

  • распространяется на всё общество и на территорию государства;
  • опирается на государственное принуждение;
  • осуществляется через специальный государственный аппарат;
  • обладает суверенитетом.

Политические институты и партии

Политический институт – это система учреждений, обслуживающая процесс реализации политической власти. Данные институты гарантируют обеспечение для установления и поддержания политической власти, сотрудничество власти с разными областями политической жизни, политическое информирование общества и иные существенные для населения функции.

Так, политическими институтами выступают:

  • государство;
  • общественные движения;
  • партии.

Функции политических институтов:

  • консолидирование общества воедино с целью реализовать его интересы;
  • разработка специальных программ, выражающих интересы социальных групп и создание условий для их осуществления;
  • охрана системы ценностей общества и тех отношений, которые выражают интересы общества;
  • создание условий для активного развития политических процессов для реализации приоритетов общественных сил.

Политические партии – это организации, действующие непрерывно, которые существуют на национальном уровне и на местном. Их целью служит получение и отправление власти. Партия состоит их самых активных представителей социальной группы с идентичными политическими взглядами и идеями.

  1. Исполнение своих функций в течение длительного времени, организованность и порядок, закрепленный в уставе в виде формальных норм и правил.
  2. Наличие организаций на местах, которые поддерживают связи с руководством.
  3. Нацеленность на обладание властью и последующим её распоряжением.
  4. Народная поддержка.
  5. Единая идеология, наличие целей и стратегий.

Функции партии бывают внешние и внутренние.

Внутренние функции относятся к выбору новых участников, обеспечению финансирования партии и установлению взаимодействия между руководителем и местными организациями.

Внешние функции выражены в:

  • разработке идеологии, формировании мнения общества, распространении политической культуры;
  • создании условий для реализации политических амбиций человека;
  • организации избирательных кампаний;
  • защите и отстаивании интересов населения;
  • подготовке кадров для создания политической элиты;
  • борьбе за государственную власть.

Отдельные личности в политике

Политология определяет личность как совокупность качеств, которыми обладают многие индивиды.

Личность как субъект политики определяют следующие качества:

В политологии выделяют следующие типы личности в зависимости от её отношения к политической жизни:

  • активист – лицо, регулярно и активно участвующее в политической жизни;
  • компетентный наблюдатель – владеет информацией о событиях, происходящих на политической арене, при этом не стремящееся принимать активное участие в данной области;
  • компетентный критик – лицо, интересующееся политикой и владеющее информацией, при этом относящееся к власти скептически или отрицательно;
  • пассивный гражданин – лицо, настроенное либо негативно, либо нейтрально к власти, мало интересуется политической жизнью;
  • аполитичный гражданин – не интересуется политикой, мало информирован.

Что предполагает легальность

Подразумевает, что власть:

  • установлена законно;
  • имеет законное происхождение;
  • подчинена закону.

Что такое легитимность

Легитимность дает оценочную характеристику. Сам термин появился во Франции в XIX веке и изначально определял власть как законную. Со временем значение стало значительно шире. Под легитимностью стали подразумевать не только законность, но и само состояние власти, при котором граждане страны дают право власти предписывать им определенный способ поведения.

Если власть нарушает принцип легитимности, то её признают узурпаторской, наступившей в результате её захвата, совершения насильственных действий и присвоения себе чужих полномочий.

Чем ниже уровень легитимности в стране, тем чаще режим применяет силовое принуждение. Когда действие легитимно, то оно не будет оспариваться участниками процесса, которые вправе его оспорить. Если же субъект вынужден прикладывать усилия, чтобы защитить свое право, то действие уже не может считаться легитимным.

При потере доверия народа к власти происходит её делигитимация. При кризисе легитимности политическая элита и народ вступают в противодействие, возникает конфликт между ветвями власти.

Признаки легитимности

  1. Законность и правильность формирования власти, признанные гражданами государства.
  2. Опора на народный консенсус. Население признает бесспорное право у должностных лиц на выполнение управленческих функций.

Типы легитимности

  1. Традиционная – власть признается в силу установленных обычаев, традиций и привычки подчиняться.
  2. Харизматическая – основывается на вере масс в особенные качества своего политического лидера, держится на личном авторитете правителя.
  3. Демократическая – базируется на рациональных началах и совпадении интересов населения и должностных лиц.
  4. Этническая – основополагающий признак формирования такой власти – национальный.

Соотношение легальности и легитимности власти

Легитимность характеризует власть с этической и оценочной стороны: справедлива ли она, эффективно ли выполняет свои функции. Легальность дает нейтральную юридическую оценку власти. Легитимность выражает доверие граждан к лицам, выполняющим управленческую деятельность. Легитимный режим обеспечивает согласие народа без принуждения, при этом в тех случаях, когда его нужно достичь, принуждение должно быть оправданным.

Власть может являться легальной, при этом нелегитимной. Так, если по результатам опроса граждан более 30% населения выразит доверие власти, то она считается легитимной. При показателях меньше 30% - нелегитимна.

Проблема легитимности заключается в допущении общества к политической жизни государства. Если система не способна его обеспечить, то легитимность власти находится под угрозой.

Не каждое подчинение власти выражает ее признание. Если власть становится нелегитимной, то вероятность противодействия со стороны граждан существенно возрастает.

В демократических государствах одной из форм выражения недовольства властью являются ненасильственные акции гражданских неповиновений.

Протесты в Екатеринбурге, Москве, Архангельске говорят о том, что политическая система России находится в кризисе. Директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин рассказал "Правде.Ру", почему Владимир Путин одинок, почему растерял свою легитимность и чем грозит России протестное движение, возглавляемое либеральной тусовкой.

Политолог: власть в России легальна, но нелегитимна

— Валерий Михайлович, в последнее время в нашей стране регистрируются не очень приятные для властей процессы. Это протесты в Екатеринбурге по поводу строительства в парке православного храма, против ареста журналиста Ивана Голунова, которого якобы поймали с наркотиками, и в последнее время неоднократные протесты в Москве в связи с недопущением к выборам в Мосгордуму ряда кандидатов. Им отказали потому, что подписи, которые они собрали, по мнению избиркомов, оказались недействительны.

Все эти и другие события вызывают ряд вопросов. С вашей точки зрения, это уже такой системный кризис власти или все-таки какие-то единичные случаи, которые мы благополучно переживем?

— Я убежден в том, что это системный кризис и есть как минимум три фактора, которые способствуют его дальнейшему развитию. Первый фактор, это закрытая политическая система, то есть отсутствие политики как свободной возможности продвигать свои идеи и реализовывать их в отправлении властных структур. Причем это явление у нас наблюдается в последние лет двадцать.

Закрытая политическая система, которая была оправдана в момент стабилизации нашего общества после правления Ельцина, либералов и олигархов, совершенно не оправдана сейчас, когда внутриполитическая ситуация стабилизирована. На это, на стабилизацию политических процессов, ушли первые четыре года, тогда и еще некоторое время это можно было понять.

Но дальше зачем продолжать чрезвычайную ситуацию? А это по сути чрезвычайная ситуация во внутренней политике. Теперь это совершенно не оправдано. Чрезвычайное положение, которое длится годами и даже десятилетиями, заканчивается безусловно и всегда смещением действующей власти целиком, что мы наблюдаем на арабском Ближнем Востоке и много где еще, например, в Северной Африке.

Получается некая пароварка, у которой закрыт предохранительный клапан, в результате пар не спускается, а срывает крышку полностью в какой-то момент, когда накапливается критическая масса. Вот это мы наблюдаем сегодня в нынешней российской действительности, когда накопились внутренние, не реализованные в политике социальные энергии, которые не имеют никакой возможности никуда реализоваться. Ведь отсутствуют институты отправления политических процессов.

Политика как бы зацементирована, была залита бетоном и застыла вот так. И вот это "остановись мгновение, ты прекрасно" длится последние 20 лет, и, собственно, это всегда устраивает власть. Все спокойно, тихо, забетонировано, муха не пролетит, жучок не проползет, а если он ползет, его быстро как-то там придавливают, и дальше опять все спокойно, нынешней элите можно заниматься своими делами.

Но эти социальные процессы никуда не деваются и не реализуются ни во что другое. Они копятся и потом взрывают общество. Это первый фактор — отсутствие открытой политической системы.

Второй фактор, это утрата легитимности нынешней властью, потому что происходит накопление отрицательных негативных явлений, которые суммируются все эти годы и никак не разрешаются.

Общество и государство существует в легальности, но отсутствует именно легитимность, как определял и разводил эти понятия Карл Шмидт. То есть легальность — это то, что находится строго в рамках закона, и эта нынешняя власть абсолютно легальна, то есть она была избрана на выборах, согласно Конституции, законодательству, согласно процедуре, пришла выполнять свои функции, все законно, легально.

А вот легитимность — это такая незримая поддержка, одобрение со стороны масс того, что делает власть, это фактор, который в значительной степени иррационален и его невозможно замерить. Социологические опросы — это не то, с помощью чего можно замерить легитимность. Человек может относиться к власти не очень, осуждать ее действия и какие-то решения, но когда его спрашивают, он скажет: "Я, конечно, поддерживаю Путина, чиновников и т. д.".

— Но на самом деле ему это не нравится.

— Он с перепугу может сказать, что "да", но внутренне он испытывает некоторое отторжение. Так вот, когда падает легитимность, то все, что бы ни сделала власть: плохое, хорошее или нейтральное, — все воспринимается в штыки, с раздражением. Они там повышают пенсионный возраст, и люди звереют, скрежещут зубами. Они повышают НДС, люди с ненавистью топают ногами, стучат кулаками. Это хотя бы понятно.

Но дальше они строят дороги, развивают инфраструктуру, но люди над этим только иронизируют, стебутся типа "что ты, они построили какую-то ерунду". И даже когда повышают какие-то выплаты, все равно люди глумятся, воспринимают это агрессивно, с негативом, с такой злобной иронией. Это все признаки отсутствия легитимности.

А если у власти высокая легитимность, то что бы она ни делала, даже непопулярные меры, воспринимается с пониманием, спокойно. Люди понимают, что это необходимо. Это легитимная власть. Она может делать даже совершенно жесткие, неприятные для общества вещи, но общество воспринимает их с пониманием. Так вот, сегодня мы наблюдаем отсутствие легитимности в силу того, что власть обрубила обратную связь.

Протесты в Екатеринбурге, Москве, Архангельске говорят о том, что политическая система России находится в кризисе. Директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин рассказал "Правде.Ру", почему Владимир Путин одинок, почему растерял свою легитимность и чем грозит России протестное движение, возглавляемое либеральной тусовкой.

Политолог: власть в России легальна, но нелегитимна

— Валерий Михайлович, в последнее время в нашей стране регистрируются не очень приятные для властей процессы. Это протесты в Екатеринбурге по поводу строительства в парке православного храма, против ареста журналиста Ивана Голунова, которого якобы поймали с наркотиками, и в последнее время неоднократные протесты в Москве в связи с недопущением к выборам в Мосгордуму ряда кандидатов. Им отказали потому, что подписи, которые они собрали, по мнению избиркомов, оказались недействительны.

Все эти и другие события вызывают ряд вопросов. С вашей точки зрения, это уже такой системный кризис власти или все-таки какие-то единичные случаи, которые мы благополучно переживем?

— Я убежден в том, что это системный кризис и есть как минимум три фактора, которые способствуют его дальнейшему развитию. Первый фактор, это закрытая политическая система, то есть отсутствие политики как свободной возможности продвигать свои идеи и реализовывать их в отправлении властных структур. Причем это явление у нас наблюдается в последние лет двадцать.

Закрытая политическая система, которая была оправдана в момент стабилизации нашего общества после правления Ельцина, либералов и олигархов, совершенно не оправдана сейчас, когда внутриполитическая ситуация стабилизирована. На это, на стабилизацию политических процессов, ушли первые четыре года, тогда и еще некоторое время это можно было понять.

Но дальше зачем продолжать чрезвычайную ситуацию? А это по сути чрезвычайная ситуация во внутренней политике. Теперь это совершенно не оправдано. Чрезвычайное положение, которое длится годами и даже десятилетиями, заканчивается безусловно и всегда смещением действующей власти целиком, что мы наблюдаем на арабском Ближнем Востоке и много где еще, например, в Северной Африке.

Получается некая пароварка, у которой закрыт предохранительный клапан, в результате пар не спускается, а срывает крышку полностью в какой-то момент, когда накапливается критическая масса. Вот это мы наблюдаем сегодня в нынешней российской действительности, когда накопились внутренние, не реализованные в политике социальные энергии, которые не имеют никакой возможности никуда реализоваться. Ведь отсутствуют институты отправления политических процессов.

Политика как бы зацементирована, была залита бетоном и застыла вот так. И вот это "остановись мгновение, ты прекрасно" длится последние 20 лет, и, собственно, это всегда устраивает власть. Все спокойно, тихо, забетонировано, муха не пролетит, жучок не проползет, а если он ползет, его быстро как-то там придавливают, и дальше опять все спокойно, нынешней элите можно заниматься своими делами.

Но эти социальные процессы никуда не деваются и не реализуются ни во что другое. Они копятся и потом взрывают общество. Это первый фактор — отсутствие открытой политической системы.

Второй фактор, это утрата легитимности нынешней властью, потому что происходит накопление отрицательных негативных явлений, которые суммируются все эти годы и никак не разрешаются.

Общество и государство существует в легальности, но отсутствует именно легитимность, как определял и разводил эти понятия Карл Шмидт. То есть легальность — это то, что находится строго в рамках закона, и эта нынешняя власть абсолютно легальна, то есть она была избрана на выборах, согласно Конституции, законодательству, согласно процедуре, пришла выполнять свои функции, все законно, легально.

А вот легитимность — это такая незримая поддержка, одобрение со стороны масс того, что делает власть, это фактор, который в значительной степени иррационален и его невозможно замерить. Социологические опросы — это не то, с помощью чего можно замерить легитимность. Человек может относиться к власти не очень, осуждать ее действия и какие-то решения, но когда его спрашивают, он скажет: "Я, конечно, поддерживаю Путина, чиновников и т. д.".

— Но на самом деле ему это не нравится.

— Он с перепугу может сказать, что "да", но внутренне он испытывает некоторое отторжение. Так вот, когда падает легитимность, то все, что бы ни сделала власть: плохое, хорошее или нейтральное, — все воспринимается в штыки, с раздражением. Они там повышают пенсионный возраст, и люди звереют, скрежещут зубами. Они повышают НДС, люди с ненавистью топают ногами, стучат кулаками. Это хотя бы понятно.

Но дальше они строят дороги, развивают инфраструктуру, но люди над этим только иронизируют, стебутся типа "что ты, они построили какую-то ерунду". И даже когда повышают какие-то выплаты, все равно люди глумятся, воспринимают это агрессивно, с негативом, с такой злобной иронией. Это все признаки отсутствия легитимности.

А если у власти высокая легитимность, то что бы она ни делала, даже непопулярные меры, воспринимается с пониманием, спокойно. Люди понимают, что это необходимо. Это легитимная власть. Она может делать даже совершенно жесткие, неприятные для общества вещи, но общество воспринимает их с пониманием. Так вот, сегодня мы наблюдаем отсутствие легитимности в силу того, что власть обрубила обратную связь.

Власть, которая руководит обществом, получает полномочия от граждан или в силу имеющихся традиций.

Легитимность - это признание народом права лидера осуществлять руководство страной.

Что такое легитимность

Легитимность является характеристикой органа государственной власти и говорит о том, насколько граждане признают за ним право управлять. Такая власть опирается на народный консенсус.


Граждане признают, что её право легитимно управлять носит естественный характер и поэтому подчиняются ей добровольно.

Полную легитимность можно противопоставить ситуации, когда власть была незаконно захвачена, узурпирована. Подчинение населения в последнем случае достигается главным образом путём применения насильственных мер. Мотивацией при этом выступает инстинкт самосохранения, страх насилия.

Типы легитимности

Различные виды легитимности редко существуют отдельно. На практике способность управлять и воздействовать основана на их сочетании, несмотря на разницу между ними.


Традиционная

Такая легитимная власть была распространена в древних и средневековых обществах. Считалось, что право управлять народом является божественным даром и передаётся по наследству. Она основана на праве наследования престола. Большую роль в поддержке лидера нации играла религия.

Демократическая


Этот способ предоставления властных полномочий популярен в настоящее время.

Он основывается на проведении выборов и подробно регламентируется действующим законодательством.

Подразумевается, что избиратели, изучив программу той или иной политической партии, сделают свой рациональный выбор, обеспечив явку.

Однако на практике существует много различных факторов, которые влияют на голосование.

Харизматическая

Народ может доверить управление политическому лидеру, который имеет особую харизму. Фактически речь идёт о наработанном в предыдущие годы авторитете и о вере граждан в наличие у него особых способностей к руководству страной.


В рассматриваемой ситуации доверие носит в основном эмоциональный характер. При передаче возможности управления, воздействия и навязывания своей воли такому руководителю обычно принижается важность формального выполнения необходимых юридических норм.

Технократическая


Государственная власть управляет судьбами миллионов людей. Цена ошибок, допущенных ею, очень велика.

Поэтому её способность эффективно решать задачи, возникающие в процессе управления страной, является одной из наиболее важных.

Технократическая легитимность относится именно к этому аспекту деятельности государственных органов. Она определяется не только конституцией, но и профессиональностью работы органов управления государством.

При этом необходимо принимать во внимание, что политика представляет собой профессиональную сферу деятельности, требующую соответствующего уровня квалификации. Если же к управлению страной приходят политики, действующие непрофессионально, то их деятельность со временем может превратиться в политиканство.

Чем большая степень эффективности демонстрируется в деятельности государственных органов, тем выше становится легитимность власти в глазах народа. Верно также и обратное утверждение: чем менее профессиональным является руководство, тем меньшей становится легитимность власти вследствие потери доверия граждан.

Онтологическая


Такой тип определения легитимности был широко распространён в древнем мире.

В наше время он существует в обществах, которые организованы на основе традиционных принципов.

Граждане воспринимают существующий порядок в качестве единственно возможного, а нарушение его - как анархию и катастрофу.

Благополучие связывается с личностью лидера, с успехом его действий. Считается, что в случае его смерти в обществе наступит хаос.

Легитимность политической власти

Понятие легитимизации государственной власти может использоваться в различных ситуациях.


Когда говорят о легитимной власти, это имеет следующее значение:

  • народ признаёт её полномочия;
  • она была выбрана на основе легальных процедур, предусмотренных законодательством.

Если имеется законным образом установленная власть, то государство, его президент, границы являются легитимными.

Границы государства признаются легитимными, если они зафиксированы законодательством страны, и это признается на международном уровне.

Изданные и утверждённые законной властью документы являются легитимными.

Отличия между легитимный и нелегитимный


Нелегитимность может проявляться следующим образом:

  • потеря эффективности руководства;
  • наличие коррупции;
  • проведены разрешённые законодательством процедуры импичмента президента;
  • в других аналогичных ситуациях.

Легитимация и делегитимация


Может случиться так, что управляющие страной в первое время имели легитимность, но в дальнейшем своими действиями ухудшили ситуацию.

Так может произойти в результате злоупотреблений или низкой эффективности управления.

Если произойдёт делегитимизация власти, то это может привести к политическому кризису.

В демократических государствах подобного рода ситуации предусмотрены действующим законодательством. Например, возможен импичмент президента.

В других ситуациях возможно нарастание протестов, способных убедить власть, которая показала, что она нелегитимна, уйти в отставку.

Легитимность и легальность власти

Рассмотрим разницу между понятиями легальная и легитимная власть.

Легитимность государственной власти означает, что народ признаёт её законность, а легальность означает, что государственные органы, её осуществляющие, были сформированы на основе применения предусмотренных законом процедур. Эти два понятия нельзя считать синонимами.


В некоторых обществах формирование органов власти осуществляется на основе существующих в течение долгого времени традиций. Примером такой ситуации может быть избрание вождя племенем. Ещё одним примером является передача данного права по наследству.

В современных обществах часто используется передача управления государством на основе применения легальных процедур, например, путём проведения выборов.

[warning]Стоит заметить: выполнение легальных требований в процессе передачи власти новому правительству не гарантирует её легитимности, признания авторитета.[/warning]

Принципы легитимности

Существует несколько уровней легитимности:

  1. Народная - характеризует отношение граждан к власти, которая ими управляет.
  2. Внешняя — это признание её в этой стране со стороны других государств.
  3. Индивидуальная - представление правящих кругов о себе, своих полномочиях и действия по их удержанию.


Принципы, на которых основана легитимность:

  1. Власть в обществе легитимна, если следует установленным, принятым здесь правилам.
  2. Указанные нормы основываются на той вере, которую разделяют руководители и граждане.
  3. Существуют формальные доказательства того, что обе стороны согласны на существование имеющейся власти.

Заключение

Количественно определить степень легитимности трудно, но это можно сделать косвенным образом. Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют результаты выборов, данные, полученные от социологических опросов, существование и степень наличия протестного движения.

Читайте также: