Может ли сирота получить жилье в другом городе без прописки

Обновлено: 02.07.2024

Здравствуйте! Помогите разобраться с ситуацией по поводу получения жилья. Постараюсь вкратце изложить ситуацию. Дочка (полная сирота - отец в свидетельстве со слов матери, мать умерла, есть свидетельство о смерти) из другого региона в 2009 году переехала в Москву, по месту проживания опекунов. На учете как нуждающаяся в получении жилья по достижению 18 лет стоит в регионе, откуда была взята под опеку. Мы пытаемся перевести ее на учет по получению жилья в Москву - возвращаться обратно она не будет. Соцзащита, разумеется, всячески упирается. Пытается отказаться брать у нас заявления о переводе на учет по жилью (на учете в органах опеки по месту проживания состоим) в столицу, дает крайне путанные рекомендации и все в устном виде. Если коротко, то они предлагают нам написать заявление о снятии ее с учета на жилье в регионе, прописать на нашей жилплощади в Москве (нам-то не жалко, но в паспортном столе нам категорически не рекомендовали это делать, говорят, неоднократно на их памяти дети-сироты оставались ни с чем), а уж потом они поставят ее в списки на жилье в Москве. Мы не понимаем, как нам дальше действовать, боимся допустить ошибку и оставить ребенка без недвижимости в будущем. Консультации с юристами ясности не внесли. Будем благодарны, если найдете возможность нас проконсультировать! С уважением, Софья

Доброго времени суток уважаемая Софья! Спасибо за Ваш вопрос.

До внесения изменений в Федеральный закон № 159-ФЗ место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определялось иначе, чем предусмотрено статьей 20 Гражданского кодекса. Местом жительства указанных граждан признавалось место закрепления за ними жилого помещения. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья признавались для указанных граждан местом пребывания (пункт 2 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ в редакции до внесения изменения Федеральным законом № 15-ФЗ). Таким образом, приемная семья, опекун, организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, хотя и являлись законными представителями ребенка, оставшегося без попечения родителей, проживание с ними такого ребенка не определяло его место жительства, а только место пребывания. Указанная норма пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ являлась несовершенной, поскольку не соответствовала положениям статьи 20 Гражданского кодекса и порождала спорные ситуации с определением места жительства ребенка, лишенного родительского попечения, если у него отсутствовало закрепленное за ним жилое помещение, и ребенок проживал в организации для детей-сирот или в семье опекуна, приемной семье, в связи с чем с 1 января 2013 г. утратила силу.

При смене места жительства детей-сирот (их законных представителей) либо смене формы устройства детей-сирот, если это влечет изменение места жительства детей (например, выезд из специализированного учреждения в семью опекуна), должны быть внесены изменения в список учета детей-сирот и лиц из их числа, формируемый уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.

При изменении места жительства детей-сирот из одного субъекта Российской Федерации в другой субъект Российской Федерации в законодательстве субъекта Российской Федерации должен быть установлен порядок взаимодействия органов исполнительной власти между субъектами Российской Федерации в целях своевременной передачи учетных дел детей-сирот из одного субъекта Российской Федерации в другой. Рекомендуемый срок передачи учетных дел должен составлять от 3-х до 5-ти рабочих дней.

Таким образом, Вам необходимо обратиться в органы опеки и попечительства с письменным заявлением о переводе из списка нуждающихся в жилом помещении из одного субъекта в другой, в Вашем случае в город Москва, в случае письменного отказа от органов опеки и попечительства — Вы имеете право обратиться в суд с защитой законных прав и интересов подопечного ребенка с требованием об обязании включить подопечного ребенка в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, на территории города Москвы.


Обзор практики Верховного суда РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам за вторую половину 2020 г.

1. Признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и относятся ли к членам семьи очередников.

2. Непредставление сведений об обеспеченности жильём прописанного, но проживающего отдельно родственника, не считается предоставлением недостоверных сведений при принятии в очередь на жильё

При постановке на жилищный учёт заявитель не сообщил сведений о наличии жилья у брата, прописанного с заявителем, но проживающего отдельно. Выявив этот факт, и на этом основании местная администрация сняла семью заявителя с жилищного учёта.

Суды трёх инстанций согласились с законностью отказа, сославшись на то, что брат является членом семьи заявителя, раз уж с ними прописан. То есть согласие на прописку от всех проживающих означает вселение, да ещё и как члена семьи.

Верховный суд РФ признал такое толкование незаконным по следующим основаниям:

Выявление недостоверных сведений, послуживших основанием принятия на учёт, является одним из оснований снятия с него (пункту 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

Под недостоверными сведениями понимаются не любые сведения, а лишь те, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке в очередь.

К членам семьи собственника относятся проживающие с ним супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 ст. 31 ЖК РФ).

При таком положении брат заявителя не был членом её семьи. Сам по себе факт родства не подтверждает принадлежность к одной семье, а площадь принадлежащего брату жилья не должна была учитываться в уровне жилищной обеспеченности семьи заявителя.

Позиция местной администрации о безусловном учёте площади жилья, принадлежащего прописанному с очередниками родственнику, ошибочна.

Таким образом, признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и членами семьи очередников ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11 ноября 2020 г. № 33-КАД20-3-К3).

3. Установление брачным договором иного режима собственности супругов не позволяет учитывать это имущество в собственности супруга очередника

При заключении брака супруги заключили брачный договор, которым определили режим раздельной собственности на совместно нажитое имущество, признав право собственности на жилой дом за супругой, и она зарегистрировала его в ЕГРН.

Поскольку муж состоял в очереди на жильё в Минобороны, Департамент жилищного обеспечения МО РФ снял его с учёта, посчитав обеспеченным жильём за счёт дома супруги.

Отменяя решение жилищного органа, суд первой инстанции сослался на изменение брачным договором режима общей совместной собственности (ст. 42 СК РФ), не позволяющее учитывать дом супруги в уровне жилищной обеспеченности истца.

Апелляционный и кассационный суды решение отменили и отказали в восстановлении в очереди на жильё.

Отменяя постановления судов 2 и 3 инстанций, Верховный суд РФ подтвердил правильность позиции суда 1 инстанции, что брачный договор исключил возможность учёта дома в уровне жилищной обеспеченности супруга – его несобственника ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 3 декабря 2020 г. № 222-КА20-20-К10).

4. Для принятия в очередь на предоставление жилья вне очереди больному хроническим заболеванием из Перечня Минздрава № 987н не обязательно проживать в коммуналке и быть обеспеченным жильём менее учётной нормы

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди предоставляется жильё гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне Минздрава от 29.11.2012 г. № 987н.

Основания их принятия на жилищный учёт указаны в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Перечисление разных оснований через запятую порождает противоречивое применение этой статьи.

Такими доказательствами могут быть разделение лицевых счетов (в целях оплаты ЖКУ), раздельное ведение хозяйства, самостоятельные расходы на приобретение продуктов питания, жалобы участковому об урегулировании семейных конфликтов и др.

Более того, на больных хроническими заболеваниями из Перечня № 987н не распространяется и требование, чтобы площадь занимаемого жилья была менее учетной нормы. И это правильно, т.к. оно предусмотрено другим пунктом статьи - пунктом 2 (а не 4) части 1 ст. 51 ЖК РФ (см. это же решение и определения ВС РФ из п. 3 подготовленного нами Обзора практики Верховного и Конституционного Судов РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам 2018 г.)

5. Для подтверждения невозможности проживания сироты в ранее занимаемом им помещении (в целях предоставления другого жилья), в котором проживает тяжелобольной заболеванием из Перечня № 987н, не требуется фактического совместного проживания с ним

По закону о дополнительных гарантиях социальной поддержки сирот от 21 декабря 1996 г. № 259-ФЗ сиротам должно предоставляться другое жильё в случае невозможности вселения в ранее за ними закреплённое (пункт 4 статьи 8).

Местная администрация отказала сироте в предоставлении жилья, сославшись на непроживание тяжелобольной сестры в квартире, в которой они обои прописаны. То есть сирота жильём обеспечена.

Суды признали отказ законным.

Высшая судебная инстанция с этим подходом не согласилась, указав, что пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ не требует фактического совместного проживания сироты и тяжелобольного родственника для предоставления сироте другого жилья в связи с непригодностью занимаемого ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 17 июня 2020 г. № 47-КА20-1).

6. Непрописанный и невселявшийся в квартиру очередников родственник не является членом семьи очередников, и его жильё не учитывается в уровне их жилищной обеспеченности.

При принятии в очередь на жильё и при его получении учитывается площадь жилья, находящегося в собственности у очередников (при предоставлении квартиры в дополнение к имеющейся).

ЖК РФ признаёт членами семьи только совместно проживающих супруга, детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и остальные домочадцы могут быть признаны членами семьи в случае вселения в качестве членов семьи и ведении общего хозяйства.

Таким образом, даже в случае регистрации родственника в квартире очередников по месту жительства, но при раздельном проживании закон не признаёт его членом семьи очередников. И его жильё не учитывается в жилищной обеспеченности семьи очередников.

- у состоящей в очереди на жильё супруги нельзя учитывать квартиру супруга, невселявшегося к ней и непрописанного в её квартире ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 24 ноября 2020 г. № 33-КАД20-1-К3 );

8. Основанием снятия с жилищного учёта является обеспеченность жилым помещением по норме предоставления, а не по учётной норме

Жилое помещение предоставляется очередникам по норме предоставления (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это от 18 кв. м на чел.

Для принятия в очередь на жильё используется учётная норма – это площадь жилья в собственности или по соцнайму каждого из очередников для их принятия на жилищный учёт (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это до 10 кв. м на чел. (в коммуналках и общежитиях до 15 кв. м).

Обе нормы устанавливаются местной администрацией (в Москве – Мосгордумой).

В силу положений ЖК РФ под улучшением жилищных условий следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилья по норме предоставления, а не по учётной норме.

Таким образом, снять с очереди на квартиру можно только в случае, если площадь имеющегося жилья превысит норму предоставления, а не учётную норму ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3).

9. Отказ от участия в приватизации (приобретении доли в праве собственности) не свидетельствует о распоряжении этим жильём (т.е. его площадь не учитывается в уровне жилищной обеспеченности).

10. Закон о статусе военнослужащих не исключает повторного предоставления жилья, если право на первое утрачено по объективным основаниям и уволенный военнослужащий в нём не проживает

Заявителю – уволенной с военной службе по выслуге лет, жилищная комиссия Федеральной службы войск нац.гвардии отказала в принятии на жилищный учёт со ссылкой на предоставление более 20 лет назад от государства двухкомнатной квартиры по договору соцнайма её мужу с учётом её самой. То есть право на однократное жилищное обеспечение за счёт государства ею реализовано.

Кроме того, заявитель отказалась от участия в приватизации этой квартиры (приобретении на себя доли в праве собственности), что расценено как распоряжение этим жильём.

Суды согласились с законностью отказа.

Верховный суд РФ признал эту позицию незаконной по следующим основаниям.

Заявитель развелась с бывшим супругом, оставшимся проживать в этой квартире, более 19 лет назад, выписалась из неё, вступила в новый брак и после этого служила в другом субъекте РФ, членом семьи бывшего мужа давно не является.

Кроме того, суды не дали правовой оценки предусмотренным ст. 83 ЖК РФ и п. 32 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 обстоятельствам её постоянного, а не временного выезда из старой квартиры, что подтверждает прекращение ею права на ранее предоставленное жильё ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 23 декабря 2020 г. № 14-КАД20-9–К1 .

Может ли сирота получить квартиру в другом городе и каковы шансы?

У меня вот такой вот вопрос.

Я выпускница дедского дома, и по правилам, я должна получить квартиру после восемнадцатилетия, так вот, могу ли я получить её в другом городе, не в том где я жила, находясь в дедском доме?

И каковы мои шансы?

Заранее спасибо за помощь.


детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Таким образом, если у вас нет жилого помещения на которое вы можете претендовать, то вас должны обеспечить жильём, по общему правилу по месту вашей регистрации, но допустимо предоставление жилья в другом населённом пункте в пределах субъекта РФ.

Можно ли получить сироте квартиру в другом городе?

Доброго времени суток! Скажите пожалуйста, мне 20 лет, есть квартира в маленьком городе, я учусь в спб, в квартире уже почти 10 лет живёт тётя. Могу ли я отдать квартиру тёте и встать на очередь в спб?


Добрый день, Андрей.

Такого права у Вас нет.


Получить квартиру в другом городе Вы не сможете, так как жилье детям сиротам предоставляется по месту регистрации. А вот вопрос получения Вами другой квартиры в Вашем городе возможен. Например:

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Может ли сирота переехать в другой город?

Два года назад сирота получил квартиру по договору найма специализированного жилого помещения. Может ли он переехать в другой город и получить там жилье?


Статья 20 ГК РФ гласит: дети до 14 лет должны жить с родителями или другими законными представителями. В соответствии с п. 3 ст. 65 СК РФ место жительства детей определяется соглашением родителей. Имейте в виду, что соглашение не обязательно заверять у нотариуса. Если родители не договорились, то спор разрешает суд исходя из интересов ребёнка. Изменить место проживание ребёнка, которому не исполнилось 14 лет, можно в суде. Иск подается в районный (городской) суд по месту жительства второго супруга. Госпошлина не платится, поскольку это спор в интересах ребёнка (п. 15 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ).

Интересы ребёнка — это главный критерий при определении его места жительства. Постановление Президиума ВС РФ от 27 мая 1998 № 10 определило, что суд принимает во внимание следующее:

  • возраст ребёнка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи;
  • нравственные и иные личные качества родителей;
  • отношения, существующие между каждым из родителей и ребёнком;
  • возможность создать ребёнку условия для воспитания и развития с учетом режима работы родителей, материального и семейного положения.

Согласно ст. 57 СК РФ, суд обязан учитывать мнение ребёнка, которому исполнилось десять лет. Если 10-летний ребёнок выскажет желание жить с кем-то из родителей, то суд учтет это мнение. Важно, чтобы это не нарушало интересов самого ребёнка: например, чтобы родитель не злоупотреблял алкоголем, не вёл аморальный образ жизни, не создавал своим поведением угрозу жизни и здоровью ребёнка.

Николай, обратите внимание, что ребёнок в возрасте от 14 до 18 лет может сам выбирать место жительства, но с согласия родителей. Согласие родителей не требуется, если ребёнок прошел процедуру эмансипации. Если родители против отдельного проживания ребёнка, то можно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд. Имейте в виду, родители вправе требовать через суд вернуть ребёнка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. Вместе с тем, суд откажет родителям, если это не соответствует интересам ребёнка.

В случае временного отдаленного проживания родителей (работа, командировка, длительная поездка за рубеж и т. п.) можно оформить временную опеку. Для этого только нужно написать заявление в органы опеки и попечительства и обосновать уважительность причин временного оставления детей.


В соответствии с нормами Жилищного законодательства РФ, в указанном вами случае сирота уже обеспечен жилой площадью в соответствии с Жилищным кодексом России.

Он, конечно, может переехать в другой город, но никаких основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищный условий и получении квартиры у него не имеется.

Через три года он сможет переоформить квартире на договор социального найма, приватизировать её, тогда может продать её и купить квартиру в другом городе

Воспитанник одного из детских домов

Воспитанники детских домов имеют право на получение бесплатного жилья, но, к сожалению, в этой сфере встречается много нарушений и сложностей. Сайт "РИА Недвижимость" совместно с юристом Heads Consulting Александром Зарицким решил детально разобраться, как все-таки сироте получить свои законные квадратные метры.

К сожалению, нет. Предоставление жилых помещений происходит из фонда местных властей. Следовательно, где ребенок вырос, там он и получает жилое помещение.

Ситуации бывают различными. Например, предоставление жилых помещений в домах, признанных аварийными, или помещений в которых ремонт не проводился с момента постройки дома. Бывают случаи, что предоставляемые жилые помещения просто заняты другими людьми, и выселить их оттуда практически невозможно.

В этом случае сиротам предоставляется разное жилье.

При отсутствии возможности предоставления постоянного жилья, органы власти предоставляют временное, например, общежитие, но до момента появления постоянного жилья. Если же не предоставляется никакое жилье, необходимо подготовить жалобу на действия или бездействия соответствующих органов в прокуратуру.

Жилые помещения могут быть предоставлены детям-сиротам в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Таким образом, дети-сироты могут получить жилые помещения до достижения совершеннолетия, в том числе после заключения брака.

По общему правилу - да. В то же время жилые помещения также могут быть предоставлены детям-сиротам в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены иные случаи, когда жилые помещения предоставляются детям-сиротам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Дети-сироты, достигшие возраста 18 лет и подавшие заявление в письменной форме на получение жилья, могут получить жилые помещения по окончании срока пребывания в образовательных и других организациях.

Право продажи жилого помещения, распоряжение им по своему усмотрению, принадлежит только собственнику. Учитывая указанное обстоятельство и изложенные в вопросе 10 основания и порядок приобретения права собственности на жилые помещения, предоставленные детям-сиротам, отчуждение такого имущества возможно только после перехода права собственности к такому лицу.

Принимая во внимание то обстоятельство, что жилые помещения предоставляются рассматриваемой категории лиц на основании договора найма специализированного жилого помещения, срок действия которого составляет пять лет, следовательно, до истечения указанного срока договора, приватизация жилого помещения не допускается.

По окончании срока действия договора найма орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с проживающим в нем лицом договор социального найма. После чего у такого лица возникает право на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения в порядке приватизации.

Жилые помещения предоставляются по договору найма специализированного жилого помещения. Общий срок действия такого договора составляет 5 лет.

Если же будут выявлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания содействия в решении трудной жизненной ситуации, по решению органа исполнительной власти субъекта РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый 5-летний срок, но не более чем один раз.

Сам процесс оформления указанного договора (сроки и последовательность действий, иные особенности оформления и реализации договора) более детально регулируется законодательством конкретного субъекта РФ.

Следует также учитывать, что использование полученного жилого помещения по назначению будет контролироваться уполномоченным органом.

По общему правилу, с заявлением о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированного жилого помещения в письменной форме обращаются в календарном году, предшествующем году достижения детьми возраста 18 лет, законные представители детей-сирот.

В случае же достижения ребенком-сиротой возраста 18 лет, либо после приобретения им полной дееспособности до достижения указанного возраста, такой ребенок самостоятельно выступает заявителем.

Что касается сотрудников детского дома, то в силу норм Семейного Кодекса РФ, данные лица не могут являться представителями детей-сирот. Уполномоченным представителем в таком случае выступает орган опеки и попечительства.

Помимо соответствующего заявления, необходимо будет предоставить в уполномоченный орган следующие документы:

- документ, подтверждающий статус сироты;

- документ, подтверждающий место жительства;

- документ, подтверждающий вступление в брак (при наличии);

- документ, подтверждающий отсутствие жилого помещения, закрепленного за сиротой (это выписка из ЕГРП о правах лица на объекты недвижимости)

-документ, подтверждающий окончание срока нахождения в образовательном или ином учреждении для детей-сирот, завершение профессионального обучения, окончание прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях;

- и иные документы.

Обращаем внимание, что перечень документов может варьироваться в зависимости от требований, предъявляемых законодательством субъектов РФ и их уполномоченных органов. Кроме того, некоторые документы запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих органов и организаций, и от заявителя не требуется их предоставление.

В каждом субъекте создается свой компетентный орган, рассматривающий данный вопрос.

Рассмотрим вопрос соответствующего обращения для получения квартиры на примере Москвы. Здесь вопросами предоставления жилых помещений детям-сиротам занимается Городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет.

Лица из числа детей-сирот, законные представители которых не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями, а также дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, самостоятельно обращаются с заявлением о предоставлении жилого помещения.

Если вышеназванные требования не соблюдены, то ребенок-сирота имеет право отказаться от такого жилья и требовать предоставления жилого помещения, отвечающего вышеперечисленным требованиям.

В таком случае уполномоченной организацией в срок не позднее трех рабочих дней со дня проведения осмотра составляется акт о невозможности проживания в жилом помещении, и копия такого акта направляется на рассмотрение вопроса о подборе иного жилого помещения.

Отказ в предоставлении иного пригодного для жилья помещения можно оспорить в судебном порядке.

Прежде чем соглашаться на предложенную администрацией квартиру, необходимо проверить, чтобы соблюдался ряд требований.
Предоставляемое льготное жилье должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, где оно располагается. Оно должно находиться в пределах того населенного пункта, в котором сирота имеет постоянную регистрацию.

Квартира или жилой дом должны быть обеспечены электроснабжением, водопроводом, канализацией, отоплением, а также ванной или душем, газовой или электрической плитой, горячим водоснабжением или газовой колонкой.

Все перечисленное должно находиться в рабочем состоянии. Если в населенном пункте отсутствуют централизованная система отопления, канализации, водоотведения, то в предоставляемом жилье оно может обеспечиваться другими средствами, например, газовой колонкой, уличным туалетом. В противном случае по закону жилье считается непригодным для проживания, и ребенок-сирота может от него отказаться.

Площадь жилья определяется на основе расчетной нормы, которая составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

Жилые помещения должны быть свободными от прав третьих лиц.

Если помещение предоставляется сироте после выезда предыдущих жильцов, то оно должно быть отремонтировано, заменены неисправные кухонные плиты, сантехническое и иное оборудование.

Квартиры не предоставляются в случае, если у детей-сирот имеется жилое помещение в собственности или они занимают его по договору социального найма.

Поскольку предоставление жилья сиротам граждан носит заявительный характер, то если по достижении ими 18 лет в течение 5 лет не будет подано заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, то по достижении возраста 23 лет сироты не смогут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право жилье.

Квартиры не предоставляются в случае, если у детей-сирот имеется жилое помещение в собственности или они занимают его по договору социального найма.

Поскольку предоставление жилья сиротам граждан носит заявительный характер, то если по достижении ими 18 лет в течение 5 лет не будет подано заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, то по достижении возраста 23 лет сироты не смогут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право жилье.

Да, все дети-сироты имеют право на жилье, независимо от того, воспитывались они в детском доме или были переданы на попечение родственникам.

Читайте также: