Может ли ребенок обратиться в органы опеки

Обновлено: 04.07.2024

Близкие родственники имеют право на общение с ребенком.

Если родители препятствуют этому общению, близкий родственник имеет право обратиться в орган местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт‑Петербурга (орган местного самоуправления) с заявлением, на основании которого орган местного самоуправления издает постановление о наложении обязанности не препятствовать общению.

В случае неподчинения родителей решению органа местного самоуправления близкие родственники ребенка вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.


Полное наименование:

Разрешение органом опеки и попечительства вопросов, касающихся предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ребенком

Результат предоставления

Получение постановления об обязании родителей не препятствовать общению ребенка с близкими родственниками.

Срок предоставления

Не должен превышать 30 рабочих дней со дня обращения со всеми необходимыми документами.

Стоимость

Заявители

Граждане, являющиеся близкими родственниками (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами) ребенку, являющиеся гражданином Российской Федерации.

Внимание! Муниципальное образование Коломна Адмиралтейского района Санкт-Петербурга исключило РОДИТЕЛЕЙ из категории заявителей по данной услуге. Родители детей, имеющих место жительства/пребывания в МО Коломна, не могут подать документы на государственную услугу (согласно п. 1.2. административного регламента МА МО МО Коломна).

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в органы местного самоуправления по месту регистрации.
  2. Подает заявление по форме и необходимые документы.
  3. По истечению 30 дней с момента обращения получает постановление об обязании родителей не препятствовать общению ребенка с близкими родственниками.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Специалист отдела опеки и попечительства органа местного самоуправления (специалист отдела), ответственный за прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Устанавливает личность заявителя и его полномочия.
  3. Консультирует заявителя о порядке оформления заявления и проверяет правильность его оформления.
  4. Проверяет наличие документов и дает их оценку на предмет соответствия перечню документов.
  5. Ксерокопирует документы (в случае необходимости), заверяет копии документов. Копии заверяются подписью лица, ответственного за прием документов, с указанием его должности, фамилии и инициалов, а также даты заверения копии.
  6. Фиксирует факт приема документов в журнале регистрации.
  7. Подготавливает и направляет уведомления родителям ребенка по вопросам, касающимся общения ребенка с близкими родственниками.
  8. Истребует от законных представителей (единственного законного представителя) ребенка заявление о предоставлении (об отказе в предоставлении) близким родственникам возможности общаться с ребенком.
  9. Истребует мнение (заявление) ребенка, достигшего возраста десяти лет, о его мнении по вопросам, касающихся предоставления близким родственникам возможности с ним общаться.
  10. Передает комплект документов заявителя для принятия решения специалисту органа местного самоуправления Санкт‑Петербурга, ответственному за подготовку постановления об обязании родителей не препятствовать общению ребенка с близкими родственниками.

II. Подготовка и направление межведомственного запроса о предоставлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении иных органов государственной власти и организаций, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия

  1. Определяет состав документов (информации), подлежащих получению по межведомственным запросам, и органы (организации), в которые должны быть направлены межведомственные запросы.
  2. Подготавливает проекты межведомственных запросов, в том числе в форме электронного документа.
  3. Представляет проекты межведомственных запросов на подпись лицу, уполномоченному подписывать межведомственные запросы, в том числе с использованием электронной подписи;
  4. Направляет межведомственные запросы в Жилищные агентства районов Санкт‑Петербурга.
  5. Получает ответы на межведомственные запросы.
  6. Анализирует документы (информацию), полученные в рамках межведомственного взаимодействия (ответы на межведомственные запросы), на соответствие направленному межведомственному запросу.
  7. Передает полученные документы (информацию) специалисту отдела, ответственному за подготовку решения по вопросам, касающимся общения ребенка с близкими родственниками.
  8. Если ответ на межведомственный электронный запрос не получен в течение 5 рабочих дней:
    • направляет повторный межведомственный электронный запрос;
    • информирует об этом в электронном виде Комитет по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга и поставщика сведений (информации), своевременно не представившего ответ на межведомственный электронный запрос.

III. Подготовка и направление уведомления родителям ребенка по вопросам, касающимся общения ребенка с близкими родственниками

Специалист отдела:

  1. Подготавливает уведомление в адрес родителей в течение трех рабочих дней после получения заявления и комплекта документов с приглашением законных представителей (одного из законных представителей) ребенка в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления, устанавливая срок прибытия, ближайший день приема граждан специалистами органа опеки и попечительства органа местного самоуправления.
  2. Направляет уведомление не позднее следующего дня после подготовки уведомления в адрес законных представителей (одного из законных представителей) ребенка.

IV. Истребование от законных представителей ребенка заявления о предоставлении (об отказе в предоставлении) близким родственникам возможности общаться с ребенком на определенных условиях; истребование мнения (заявления) ребенка, достигшего возраста десяти лет, по вопросам, касающихся предоставления близким родственникам возможности с ним общаться

Ответственный специалист отдела по факту личного обращения в орган местного самоуправления приглашенных законных представителей ребенка (единственного законного представителя) и непосредственно ребенка:

  1. Предлагает законным представителям (единственному законному представителю) ребенка ознакомиться с заявлением близкого родственника ребенка о разрешении органом опеки и попечительства вопросов, касающихся предоставления возможности общаться с ребенком.
  2. Истребует от законных представителей (единственного законного представителя) ребенка заявление о предоставлении (об отказе в предоставлении) близким родственникам возможности общаться с ребенком.
  3. Истребует мнение (заявление) ребенка, достигшего возраста десяти лет, по вопросам, касающимся предоставления близким родственникам возможности с ним общаться.

V. Издание постановления органа местного самоуправления Санкт‑Петербурга об обязании законных представителей ребенка не препятствовать общению ребенка с близкими родственниками

Специалист отдела, ответственный за издание постановления органа местного самоуправления об обязании законных представителей (единственного законного представителя) не препятствовать общению ребенка с близкими родственниками:

  1. Проводит проверку сведений, содержащихся в комплекте документов.
  2. По результатам рассмотрения готовит проект соответствующего постановления об обязании законных представителей (законного представителя) не препятствовать общению ребенка с близкими родственниками, в случае отсутствия правовых оснований для издания постановления готовит разъяснение, в котором указываются причины, по которым постановление не может быть издано и порядок обжалования (разъяснение).
  3. Направляет проект постановления (соответствующего разъяснения) главе органа местного самоуправления на утверждение.

Глава органа местного самоуправления:

  1. Изучает проект постановления.
  2. В случае одобрения — подписывает постановление (соответствующее разъяснение).
  3. В случае несогласия — излагает замечания и возвращает указанный проект постановления на доработку и исправление специалисту отдела.

После подписания постановления главой органа местного самоуправления должностное лицо органа местного самоуправления Санкт‑Петербурга, ответственное за подготовку постановления:

  1. Направляет соответствующее постановление в адрес заявителя (либо вручает заявителю).
  2. Фиксирует отправку в адрес заявителя (либо получение заявителем) постановления в соответствующем журнале.
  3. Направляет соответствующее разъяснение в адрес заявителя (либо вручает заявителю).
  4. Фиксирует отправку в адрес заявителя (либо получение заявителем) разъяснения в соответствующем журнале.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление о разрешении органом опеки и попечительства вопросов, касающихся предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ребенком, по форме.
  2. Документ, удостоверяющий личность заявителя.
  3. Справка о регистрации по месту пребывания несовершеннолетнего, в отношении которого обращается заявитель о разрешении органом опеки и попечительства вопросов, касающихся предоставления близким родственникам ребенка возможности с ним общаться.

II. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  1. Документ, подтверждающий родство заявителя по отношению к ребенку (свидетельство о рождении; свидетельство о заключении брака.
  2. Справка о регистрации по месту жительства несовершеннолетнего, в отношении которого обращается заявитель о разрешении органом опеки и попечительства вопросов, касающихся предоставления близким родственникам ребенка возможности с ним общаться, (в отношении жилых помещений, ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в которых в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют Санкт‑Петербургские государственные казенные учреждения — районные жилищные агентства).

III. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность законного представителя заявителя, имеющего право на получение государственной услуги.
  2. Доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством РФ (в том числе в простой письменной форме с указанием паспортных данных как доверителя, так и доверенного лица, а также даты оформления доверенности) или документ, подтверждающий право законного представителя (опекуна, попечителя) выступать от имени заявителя.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Организации, принимающие решение по предоставлению

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) органами местного самоуправления, должностными лицами, муниципальными служащими органов местного самоуправления, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ органа местного самоуправления, муниципального служащего органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган местного самоуправления. Жалобы на решения, принятые должностным лицом органа местного самоуправления, подаются в Правительство Санкт‑Петербурга.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления, либо муниципального служащего органа местного самоуправления. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы заявителя.

Жалоба, поступившая в органы местного самоуправления, подлежит рассмотрению в следующие сроки:

  • в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы;
  • в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в случае обжалования отказа органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений;
  • в иные сроки в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения жалобы орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом местного самоуправления опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

При рассмотрении жалобы органом местного самоуправления гражданин имеет право:

  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • обжаловать принятое решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы). Органы местного самоуправления, его должностные лица, муниципальные служащие органа местного самоуправления обязаны предоставить заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения (жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес Комитета по социальной политике Санкт‑Петербурга:

190000, г. Санкт‑Петербург, пер. Антоненко, д. 6;

телефон (812) 576‑24‑61, факс (812) 576‑24‑60;

Вице‑губернатор Санкт‑Петербурга, курирующий соответствующую отрасль:

191060, г. Санкт‑Петербург, Смольный;

телефон (812) 576‑44‑80, факс (812) 576‑7955.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга:

Если он решил уйти из дома до достижения 18 лет или родители разводятся и не могут договориться о его месте жительства?

С кем будет жить ребенок.

С кем из родителей останется ребенок после развода?

Закон определяет место жительства детей с их родителями. При совместном проживании родителей ребенок живет вместе с ними, при раздельном – с одним из них. С кем именно – должны решить сами родители либо суд, если родители договориться не могут или не хотят. При этом ребенок старше 10 лет может высказать свое мнение по вопросу определения своего места жительства. Оно учитывается судом наряду с другими доказательствами по делу.

Родителям – о том, как поставить ребенка на регистрационный учет и снять с него; как определить размер долей в праве собственности на квартиру, купленную с привлечением средств маткапитала, и как ее продать; о передаче ребенку недвижимости в счет исполнения алиментных обязательств и привлечении второго родителя к участию в дополнительных расходах на ребенка

При определении места жительства суд принимает во внимание: возраст ребенка; отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, его привязанность к ним, братьям, сестрам и другим членам семьи; нравственные и иные личные качества родителей; их род деятельности и режим работы; материальное и семейное положение; возможность создания ребенку условий для воспитания и развития. Учитываются также и другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей 1 .

Нужно иметь в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения его требований.

А если подросток больше не хочет жить со своей семьей?

Правило о совместном проживании ребенка с родителями строго работает до его 14-летия. В законе нет четкого указания на то, с кем должны и могут жить дети старше 14 лет. Но есть норма о том, что подростки в возрасте от 14 до 18 лет – это все еще дети 2 .

Дети, как сказано выше, имеют право на совместное проживание со своими родителями или одним из них. При нахождении ребенка под опекой до 14 лет или попечительством после достижения этого возраста действуют те же правила: ребенок проживает с опекуном или попечителем. В исключительных случаях, когда совместное проживание с попечителем нарушает права ребенка, закон допускает их раздельное проживание. Необходимыми условиями для этого являются: возраст ребенка – старше 16 лет, наличие согласия органа опеки и попечительства. В отношении родителей такой возможности законом не установлено.

Если ребенок старше 14 лет живет не с родителями, а с другим человеком, то именно на него переходят обязанности по развитию и воспитанию подростка. Если эти обязанности не исполняются, ребенок может быть передан на попечение органа опеки и попечительства 3 . К тому же родители ребенка смогут требовать его возврата от этого человека в судебном порядке. Таким образом, уйти от родителей без их согласия и жить самостоятельно будет затруднительно.

В каком случае подросток все-таки сможет жить отдельно от родителей?

Описанная выше ситуация меняется, когда ребенок приобретает полную дееспособность до 18 лет. В законе это явление называют эмансипацией. Получить полную дееспособность досрочно можно с 16 лет.

ФНС напомнила, что малолетние граждане вправе осуществлять доступные им виды деятельности и стать плательщиками налога на профессиональный доход. Разберемся, что нужно предпринимателю, не достигшему 18 лет, и несовершеннолетнему без статуса ИП для ведения профессиональной деятельности; как уплачивать налоги и накажут ли за налоговое правонарушение

В законе указаны два способа эмансипации: начало трудовой деятельности ребенка и его брак. Подросток может работать как по трудовому договору или контракту, так и в качестве предпринимателя либо быть самозанятым. Заключить брак в возрасте 16–18 лет можно только по исключительным причинам с согласия органов местного самоуправления. До 16 лет брак допускается зарегистрировать только в случаях, которые указаны в региональном законодательстве. После заключения брака подросток приобретает полную дееспособность, и она сохранится, даже если он решит развестись до совершеннолетия.

Эмансипация возможна по решению органа опеки и попечительства или через суд. В первом случае необходимо согласие обоих родителей. Если они не согласны, ребенок старше 16 лет может самостоятельно обратиться в суд с требованием о своей эмансипации.

Как только подросток становится эмансипированным, он может самостоятельно решать, где и с кем он будет проживать. До этого момента жить ребенок должен с родителями.

1 Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10.

Требование к кандидату в опекуны иметь в собственности жилое помещение отсутствует.

Вместе с тем, кандидат обязан иметь регистрацию по месту жительства либо судебное решение, подтверждающее факт проживания на территории муниципального образования, субъекта.

Что касается ограничений по возрасту, то опекуном (попечителем) может стать только совершеннолетний гражданин.

Предельный возраст опекуна (попечителя), усыновителя не установлен. Вместе с тем, при назначении ребенку опекуна учитывается реальная способность его к выполнению обязанностей. Это решается в индивидуальном порядке с учетом всех обстоятельств.

Также между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть разница в возрасте не менее шестнадцати лет, за исключением случаев, признанных судом уважительными, и усыновления ребенка отчимом (мачехой).

Существуют ли ограничения по возрасту усыновителей и опекунов?

Можно ли оформить опеку, если я состою в центре занятости как безработная, нахожусь на иждивении супруга, доход семьи при этом больше прожиточного минимума по области?

Можно, если ваш супруг не будет против.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями регулируется законом Иркутской области № 164-ОЗ. Специалисты органа опеки и попечительства могут вам подробно на консультации рассказать порядок и условия включения в список, признания невозможным проживания в ранее занимаемых жилых помещениях и предоставления жилого помещения.

Предоставление жилых помещения специализированного фонда входит в компетенцию министерства имущественных отношений Иркутской области.

Если ребенок-сирота состоит в списке на получение жилья в одном районе, может ли он позже сменить район для получения жилья?

Может, жилое помещение предоставляется по месту жительства, но с согласия возможно предоставление жилья и в ином муниципальном образовании региона.

Решение вопроса о включении в список при достижении возраста старше 23 лет возможно только в судебном порядке.

Назначение второго опекуна в данном случае нецелесообразно. Если ребенок ежегодно уезжает на каникулы, вам необходимо оформить на одного из родственников нотариальную доверенность на представление интересов ребенка на определенный период.

Также в случаях длительного пребывания (более 3 месяцев) в другом регионе необходимо оформить временную регистрацию ребенка по месту пребывания.

Нужно ли уже действующему опекуну проходить обучение в школе приемных родителей при оформлении еще одного опекаемого (стаж 10 лет)?

Действующие опекуны (попечители) освобождены от обязательного прохождения психолого-педагогической и правовой подготовки.

Вместе с тем, они вправе по собственному желанию пройти такую подготовку.

Обязан ли кандидат в опекуны проходить медицинское обследование только по месту жизни?

Кандидаты не обязаны проходить медобследование исключительно по месту своего жительства - главное, чтобы медучреждение имело лицензию на осуществление соответствующей медицинской деятельности.

В том числе не только в государственных или муниципальных, но и в частных медучреждениях, если они имеют лицензию на медицинскую деятельность.

Возможно ли в исключительных случаях, чтобы количество детей в семье было более 8 человек?

В исключительных случаях количество детей в приемной семье может превышать 8 человек. Как правило, в целях не разделения братьев и сестер при семейном устройстве.

Планируется ли увеличение ежемесячного пособия на опекаемого ребенка и заработная плата для опекунов в 2021 году?

Пособие на содержание подопечного ребенка было увеличено до размера прожиточного минимума в июле 2019 года, чуть больше года назад. Так как прожиточный минимум имеет свойство периодически увеличиваться, пока вопрос об увеличения пособия не возникает.

Увеличение вознаграждения для приемных родителей планируется в ближайшее время, но так как решение данного вопроса требует детальной проработки и внесения изменений в законодательство в 2021 году – маловероятно.

Что такое дополнительные гарантии по социальной поддержке?

Дополнительные гарантии по социальной поддержке – это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот, лиц из их числа, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

Установлены Федеральным законом № 159-ФЗ, включаются в себя гарантии прав на образование, на медицинское обеспечение, на имущество и жилое помещение, на труд и на социальную защиту от безработицы, на бесплатную юридическую помощь и т.д.

Обо всех актуальных изменениях вы всегда можете спрашивать у своего курирующего специалиста

В приемной семье ребенок-инвалид. Он закончит школу в 20 лет. Будет ли он находится на гособеспечении до момента окончания школы?

В соответствии с положениями Закона Иркутской области № 107-оз лицам из числа детей-сирот, которые до достижения возраста 18 лет находились под попечительством, и продолжают обучение в общеобразовательных организациях, предоставляется ежемесячная денежная выплата на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, хозяйственного инвентаря, книг, предметов личной гигиены до завершения их обучения в общеобразовательной организации.

Размер ежемесячной денежной выплаты составляет 5200 рублей (определяется с применением районного коэффициента).

Кроме того, такие граждане обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси).

Возможно ли рассмотреть варианты предоставления временного жилья для лиц из числа детей-сирот, включенных в список по обеспечению жилыми помещениями, до момента предоставления им постоянного жилья (есть жизненные ситуации, когда сироте вообще негде жить)

Предоставление жилья не входит в компетенцию министерства соц. развития. Если у лица из числа детей-сирот трудная жизненная ситуация, он может обратиться в учреждение за постинтернатным сопровождением и ему разрешат проживать в учреждении до 23 лет. Есть некоммерческие организации, оказывающие помощь в предоставлении временного жилья, Оберег, например. В некоторых муниципальных образованиях администрация дает на время комнату в общежитии.

Имеет ли право опекун до достижения подопечным возрастом 18 лет приобрести ему в собственность жилое помещение на денежные средства, накопленные на счете подопечного

Какие можно предпринять действия по выселению родителей, лишенных родительских прав, из жилого помещения, если:

- ребенок является сособственником жилого помещения совместно с родителями, лишенными родительских прав;

- ребёнок является членом семьи нанимателя жилого помещения, где родители, лишенные родительских прав

Если родители не собственники жилого помещения, то выселение можно произвести в судебном порядке. Если они собственники, то ситуация усложняется и выселение невозможно. Однако можно найти вариант обмена их доли. Вы как законный представитель детей обязаны защищать их интересы и предпринимать все необходимые меры по восстановлению их прав.

Имеется ли юридическая возможность у родителя-должника по алиментам погасить задолженность путем дарения доли в жилом помещении в собственность ребенку?

Да, вполне возможная на практике ситуация.

Можно ли накопленные деньги несовершеннолетнего перевести в драгоценные металлы (открыть металлический счет) или на валютные счета, где наибольшая процентная ставка?

Можно, но только учитывая все обстоятельства и интересы ребенка. Тут нужно смотреть индивидуально. Иногда это очень рискованно.

В связи с сложившейся ситуацией по COVID 19 будет ли организовано оздоровление и отдых опекаемых детей в 2020 – 2021 гг.?

Организация отдыха и оздоровления несовершеннолетних возможна после снятия ограничительных мер и перехода региона на 3 этап выхода из режима повышенной готовности. На сегодняшний день мы на 2 этапе.

Какие трудовые льготы положены опекунам (попечителям), приемным родителям?

Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрены гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, которые распространяются на опекунов (попечителей) несовершеннолетних: ограничение работы в ночное время и сверхурочных работ, привлечения к работам в выходные и нерабочие праздничные дни, направления в служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие гарантии и льготы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами.

Для работающих опекунов (попечителей) предусмотрены следующие гарантии:

1) отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с сохранением места работы (должности) (части 1, 2, 4 статьи 256 ТК РФ);

2) предоставление четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц одному из опекунов для ухода за детьми-инвалидами (статья 262 ТК РФ);

3) дополнительный выходной неоплачиваемый день опекуну, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, воспитывающему ребенка в возрасте до 16 лет. Такой выходной предоставляется ежемесячно по заявлению опекуна (статья 319 ТК РФ);

4) запрет на привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни без согласия опекуна, осуществляющего опеку над ребенком в возрасте до трех лет или над ребенком-инвалидом (статьи 96, 99 ТК РФ);

5) установление неполного рабочего времени опекуну ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет) на удобный для такого работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, послуживших причиной установления неполного рабочего времени (часть 2 статьи 93 ТК РФ);

6) ежегодный оплачиваемый отпуск по желанию в удобное время одному из опекунов, воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (статья 262.1 ТК РФ);

7) ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) одному из опекунов для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования в учебные заведения, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей указанный отпуск предоставляется один раз для каждого ребенка (статья 322 ТК РФ).

Приемные родители вправе рассчитывать на следующие льготы в сфере трудовых отношений:

1) одному из приемных родителей, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы (статья 319 ТК РФ);

2) ежегодное предоставление оплачиваемого отпуска в удобное время одному из приемных родителей, если приемные родители воспитывают ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (статья 262.1 ТК РФ);

3) ежемесячное предоставление четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из приемных родителей для ухода за детьми-инвалидами (статья 262 ТК РФ).

Возможно ли ребенку из категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшему возраста 18 лет, не имеющему постоянной/временной регистрации, встать на учет в центр занятости при наличии решения суда о признании его жителем Иркутской области?

При отсутствии регистрации по месту жительства возможно принятие решения о признании безработным при наличии судебного решения об установлении факта места жительства гражданина с указанием конкретного адреса проживания на соответствующей территории, а также соблюдении иных условий, предусмотренных Законом о занятости населения.

Почему, когда ребенок является сиротой и получает пенсию по потере кормильца, в случае трудоустройства ему не платят заработную плату? Каковы мотивы отказа?

Таким образом, если нетрудоспособное лицо получает пенсию по случаю потери кормильца, то при поступлении на работу ему прекращается выплата данной пенсии, а не заработной платы, поскольку он приобретает трудоспособность.

О постановке на регистрационный учет в органах занятости, профессиональном обучении по направлению органов занятости и социальных гарантиях в сфере занятости.

Министерством труда и занятости Иркутской области через Центры занятости населения городов и районов Иркутской области реализуется комплекс мероприятий по содействию в трудоустройстве граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включающий в себя: содействие в трудоустройстве, в том числе на временные рабочие места, направление на профессиональное обучение (повышение квалификации), оказание государственных услуг по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, профессиональному обучению, социальной адаптации и психологической поддержке, направление на стажировку в целях приобретения опыта работы и трудовых навыков по полученной специальности (профессии).

В целях повышения конкурентоспособности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на рынке труда, органами занятости населения Иркутской области организуется профессиональное курсовое обучение граждан данной категории, признанных в установленном порядке безработными. Обучение осуществляется по востребованным на рынке труда профессиям, направлениям профессиональной подготовки.

Особым спросом пользуется профессиональное обучение по рабочим профессиям: электрогазосварщик, машинист крана, тракторист, водитель автомобиля, кладовщик, парикмахер и др.

После окончания обучения оказывается содействие в трудоустройстве на заявленные работодателями вакантные рабочие места.

Для граждан данной категории из числа выпускников образовательных профессиональных организаций, испытывающих проблемы с трудоустройством в связи с отсутствием опыта работы, реализуется Программа по организации стажировок выпускников.

В рамках данной программы по направлению органов занятости населения Иркутской области выпускники под руководством опытных наставников проходят стажировку и получают первый опыт трудовой деятельности по полученной профессии.

В целях оказания помощи безработной молодежи в развитии необходимых навыков самостоятельного трудоустройства, снижения психологических проблем органами занятости населения Иркутской области проводятся мероприятия по психологической поддержке и социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, а также по профессиональной ориентации.

Порядок общения с ребенком через орган опеки

Решение органом опеки и попечительства спора относительно участия в воспитании ребенка

Решение органом опеки и попечительства спора относительно участия в воспитании ребенка

По заявлению матери, отца ребенка орган опеки и попечительства определяет порядок общения, встреч с ребенком того из родителей, кто проживает отдельно от него (ст. 158 СК).

Решение об этом орган опеки и попечительства постановляет на основании изучения условий жизни родителей, их отношения к ребенку, других обстоятельств, имеющих существенное значение.

Решение органа опеки и попечительства является обязательным к исполнению. Лицо, которое уклоняется от выполнения решения органа опеки и попечительства, обязано возместить материальный и моральный ущерб, нанесенный тому из родителей, кто проживает отдельно от ребенка.

Адвокат по семейным делам

Адвокат по семейным делам

photo_2021-03-22_17-16-36.jpg

Нашим адвокатам часто задают вопрос: Как установить график встреч с ребенком? Каков порядок общения отца с ребенком? Какое наказание ждет человека, который уклоняется от выполнения решения органа опеки и попечительства?

Заявление в орган опеки и попечительства о свидании с ребенком

Заявление в орган опеки и попечительства о свидании с ребенком

По решению вопроса об участии родителя, кто проживает отдельно от ребенка, в его воспитании, то родители имеют право, а не обязаны обращаться в орган опеки и попечительства.

По заявлению отца, матери органы опеки и попечительства определяют порядок общения, встреч с ребенком.

После рассмотрения заявления по существу, а именно — заслушивания объяснений родителей, возможно, и объяснений самого ребенка, исследования условий их жизни, отношение к ребенку и других существенных условий, этим органом постановляется решение, в котором определяются способы участия в воспитании ребенка каждым из родителей.

Это решение подлежит обязательному исполнению.

Сейчас на практике не сложилось единого мнения относительно порядка выполнения такого решения органа опеки и попечительства.

К таким органам можно отнести орган опеки и попечительства, ведь такое положение дополнительно можно аргументировать тем, что в комментируемой статье отмечается, что решение органа опеки и попечительства является обязательным для исполнения.

Порядок общения с ребенком через орган опеки

Уклонение от исполнения решения органа опеки и попечительства

В части 2 ст. 158 СК говорится, что в случае уклонения одним из родителей от выполнения решения органа опеки и попечительства предусматривается обязанность возмещения материального и морального ущерба, причиненного тому из родителей, кто проживает отдельно от ребенка.

Обязанность возмещения вреда следует расценивать как дополнительную меру ответственности за противодействие в исполнении решения этого органа.

Однако по процедуре возмещения такого материального и морального вреда, в связи с уклонением одним из родителей от выполнения решения органа опеки и попечительства, то этот вопрос не конкретизированы ни в ЦК, ни в СК.

Поэтому целесообразно обратиться за помощью к адвокату по разводам и детям.

По нашему мнению, если один из родителей уклоняется от выполнения решения органа опеки и попечительства, второй имеет право предъявлять иск в суд об устранении препятствий в воспитании ребенка.

При этом речь может идти о невыполнении решения органа опеки и попечительства, которое является обязательным для выполнения, и наступления ответственности, за это предусмотрена, то есть возмещение морального и материального ущерба.

Но возникает вопрос, должен ли один из родителей все же выполнить решение опеки и попечительства об участии другого родителя в воспитании ребенка после взыскания с него материального и морального вреда?

По нашему мнению, возмещение такого вреда не освобождает другого родителя от обязанности выполнения решения органа опеки и попечительства по воспитанию ребенка. Поэтому согласно анализу ч. 2 ст. 159 СК суд должен принять решение об отстранении именно препятствий в исполнении решения органа опеки и попечительства об участии родителя, кто отдельно проживающего от ребенка, в которой имеет место поэтапность решения вопросов воспитания ребенка тем из родителей, кто отдельно проживающего от нее.

Устранение препятствий в воспитании ребенка

Устранение препятствий в воспитании ребенка

Сначала имеет место обращение в орган опеки и попечительства, а в случае невыполнения решения этого органа следует обращаться в суд с иском об устранении препятствий в исполнении решения органа опеки и попечительства об участии в воспитании ребенка и возмещение морального и материального ущерба за такое уклонение. Правильно составить иск поможет семейный адвокат по расторжению брака.

Или же согласно ст. 124 Конституции лицо может сразу без обращения в орган опеки и попечительства обращаться в суд за решением вопроса по устранению препятствий в воспитании ребенка.

Постановлением Пленума Верховного Суда Украины от 1 ноября 2006 в п. 8 дано разъяснение, что сейчас не является обязательным предварительный внесудебный порядок разрешения споров, лицо сразу может обращаться в суд.

Семейный адвокат при порядке общения с ребенком через орган опеки

Семейный адвокат при порядке общения с ребенком через орган опеки

В решении дела при порядке общения с ребенком через орган опеки наиболее оптимальным является обращение к семейному адвокату по определению места жительства ребенка, который поможет Вам быстро и качественно решить дело в вашу пользу.

Наши адвокаты специализируются на решении дел в сфере семейного права, поэтому знают тонкости и нюансы, которые помогут ускорить процесс.

  • оперативность решения дела при порядке общения с ребенком через орган опеки;
  • быстрая подготовка документов для их подачи в суд;
  • экономия материальных и временных ресурсов в решении дела;
  • возможность решать вопросы онлайн.

Дарья Сергеевна Скрябина

Лучший способ сэкономить время и деньги при порядке общения с ребенком через орган опеки - обратиться за консультацией к хорошему семейному адвокату!

Для решения дела нужно позвонить или написать нашим семейным адвокатам и мы предоставим Вам всю необходимую информацию в ближайшее время! Наши юристы помогут Вам правильно составить заявление на развод, оформить развод за границей или развод без документов.

Часто задаваемые вопросы адвокату

Часто задаваемые вопросы адвокату

Какое наказание ждет человека, который уклоняется от выполнения решения органа опеки и попечительства?

Лицо обязано возместить материальный и моральный ущерб, нанесенный тому из родителей, кто проживает отдельно от ребенка (ч. 2 ст. 158 СК).

Нужно ли сначала обращаться в орган опеки и попечительства, а в случае невыполнения решения этого органа, обращаться в суд с иском об устранении препятствий в общении с ребенком?

Нет, Постановлением Пленума Верховного Суда Украины от 1 ноября 2006 в п. 8 дано разъяснение, что сейчас не является обязательным предварительный внесудебный порядок разрешения споров, лицо сразу может обращаться в суд.

Стоимость услуг зависит от сложности и специфики конкретного семейного дела. Наши цены доступны, конкурентны и всегда окупаются для наших Клиентов.

В указанных ниже ситуациях для прекращения опеки или попечительства не требуется издания специального акта, аналогичного акту о назначении:
1) достижение несовершеннолетними подопечными соответствующего возраста. При достижении малолетним лицом возраста 14 лет опека трансформируется в попечительство. При этом в соответствии с законом специального оформления полномочий попечителя не требуется. Ранее вынесенное постановление (распоряжение) о назначении опекуна создает для этого лица статус попечителя. При достижении несовершеннолетним возраста 18 лет попечительство прекращается;
2) приобретение полной гражданской дееспособности при вступлении несовершеннолетнего подопечного в брак (ст. 21 ГК РФ). В случае вступления в брак до достижения совершеннолетия гражданская дееспособность наступает у лица в полном объеме в день государственной регистрации заключения брака. В этот же день прекращается попечительство над несовершеннолетним;
3) объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным (ст. 27 ГК). В том случае, если на эмансипацию согласен попечитель несовершеннолетнего, то эта процедура производится в административном порядке - по решению органа опеки и попечительства. В противном случае несовершеннолетний вправе обратиться в суд с заявлением об объявлении его полностью дееспособным;
4) приобретение полной гражданской дееспособности несовершеннолетним родителем, ребенку которого был назначен опекун на основании п. 2 ст. 62 СК РФ. Достижение таким родителем 18 лет, а равно его эмансипация или вступление в брак до 18 лет прекращают полномочия опекуна над ребенком;
5) решение суда о восстановлении в родительских правах родителя (родителей) подопечного ребенка (ст. 72 СК) - в том случае, когда в соответствии с этим решением ребенок возвращается родителям (одному из них). При отсутствии в решении суда указания на передачу ребенка родителям орган опеки и попечительства вправе решить вопрос о прекращении опеки (попечительства) над ребенком самостоятельно, по своему усмотрению, исходя из интересов ребенка. Отмена опеки (попечительства) может оказаться преждевременной по разным причинам, связанным с местом жительства родителя или ребенка, состоянием здоровья ребенка и пр.;
6) решение суда об отмене ограничения родительских прав. Как следует из ст. 76 СК РФ, такое решение всегда содержит в себе указание на возвращение ребенка родителям (одному из них);
7) передача ребенка на усыновление (см. комментарий к статьям гл. 19 СК).

Во-вторых, опека (попечительство) прекращается в связи с освобождением опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей.

В соответствии со ст. 29 Закона об опеке освобождение от выполнения обязанностей опекуна (попечителя) требует оформления с помощью принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей.

Основанием для освобождения опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей является его заявление. При этом причины, по которым такое лицо обращается с соответствующим заявлением, значения не имеют. Отказать опекуну (попечителю) в освобождении его от исполнения обязанностей нельзя, поскольку продолжение отношений опеки (попечительства) при нежелании опекуна создает угрозу для нарушения прав и интересов подопечного.

В соответствии со ст. 29 Закона об опеке опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе. Кроме того, орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

В-третьих, опека (попечительство) прекращается при отстранении опекунов (попечителей) от исполнения обязанностей. Пункт 3 ст. 39 СК РФ закрепляет общее основание для отстранения - ненадлежащее выполнение опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей. По смыслу закона данная мера может быть применена лишь при наличии вины опекуна (попечителя). Указанная норма предусматривает и частные случаи такого виновного поведения:
1) ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей;
2) нарушение прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
3) выявление органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.
Отстранение опекуна или попечителя должно произойти незамедлительно по обнаружении органом опеки и попечительства таких фактов его виновного поведения, как растрата вверенного опекуну (попечителю) имущества подопечного, ухудшение состояния здоровья подопечного по причине ненадлежащего ухода.

Такие же последствия должны наступить в случае, если опекун (попечитель) не обеспечивает подопечного необходимым питанием, одеждой, обувью и пр., а также если подопечный ребенок не посещает учебное заведение (при получении основного общего образования в учебном заведении).

Однако для отстранения опекуна (попечителя) не обязательно наступление перечисленных негативных последствий. Достаточно обнаружения органом опеки и попечительства угрозы причинения вреда имуществу подопечного, его физическому или психическому здоровью или развитию. Если такая угроза создана виновным неисполнением или ненадлежащим исполнением опекуном (попечителем) своих обязанностей, то орган опеки и попечительства вправе применить данную меру.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 утверждены Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Эти Правила определяют сроки проведения плановой проверки условий жизни подопечных:
а) один раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
б) один раз в три месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
в) один раз в шесть месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
По результатам проверки составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

Как и в других случаях, заинтересованное лицо (опекун или попечитель) вправе обжаловать в суд акт органа опеки и попечительства.

В зависимости от наличия вины в действиях или бездействии опекуна или попечителя для данного гражданина могут наступить следующие негативные последствия:
- бывший опекун или попечитель может быть привлечен к имущественной ответственности за причинение вреда личности или имуществу подопечного. Привлечение его к ответственности возможно на основании общих положений гражданского законодательства об обязательствах вследствие причинения вреда (ст. 1064 ГК);
- бывший опекун или попечитель, отстраненный от исполнения обязанностей в связи с ненадлежащим их исполнением, не может стать усыновителем, приемным родителем, не может быть вновь назначен опекуном или попечителем этому или другому ребенку (ст. ст. 127, 146, 153 СК);
- бывший опекун или попечитель может быть привлечен к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 5.35 и другими статьями КоАП РФ. Бывший опекун или попечитель может быть привлечен к уголовной ответственности, если его действия или бездействие отвечают признакам составов ст. 156 или других статей УК РФ.

Читайте также: