Может ли президент дважды предложить одну и туже кандидатуру на должность председателя правительства

Обновлено: 28.06.2024

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

5.Каковы полномочия Президента РФ? Каковы поправки к ним?

Полномочия Президента РФ отражены в статье 83.

Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности ;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Внимание! НОВОЕ (б1)!

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

Внимание! НОВОЕ (в1)!

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Внимание! НОВОЕ (новая формулировка д)!

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1″ настоящей статьи), и освобождает их от должности ;

Внимание! НОВОЕ (д1)!

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

Внимание! НОВОЕ (новая формулировка е)!

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов;

(В прежней редакции было просто «судей Конституционного и Верховного Судов, теперь формулировка более конкретная).

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации,

Внимание! НОВОЕ!

ДОБАВЛЕНО! … заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом ;

Внимание! НОВОЕ (е2 – е5)!

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты ;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации, возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом

ДОБАВЛЕНЫ ЦЕЛИ СБ:

в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации. ДОБАВЛЕНЫ ЦЕЛИ: в целях обеспечения реализации своих полномочий;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

6.Каковы полномочия Президента РФ организационного характера?

Данные полномочия изложены в статье 84.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

6.Каковы полномочия Президента РФ по руководству внешней политикой?

Данные полномочия изложены в статья 86 .

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Вспомним термины.

Ратификационная грамота – международно-правовой акт, свидетельствующий об утверждении национальным законом (ратификации) международного договора. В РФ его подписывает Президент РФ. Документ скрепляется печатью Президента РФ и подписью министра иностранных дел РФ.

Верительные грамоты — документы, которыми снабжаются главы дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения их представительного характера и аккредитования в иностранном государстве. В нём выражается просьба верить всему тому, что будет излагать посол от имени главы своего государства и правительства, отсюда и пошло название документа.

Отзывная грамота – официальное письмо главы государства, пославшего дипломатического представителя, главе государства, принявшего дипломатического представителя, об отзыве этого представителя с занимаемого им поста.

Аккредитуемый — уполномочивать (то есть поручать сделать что-либо) кого-нибудь в каком-либо отношении и поручиться за его действия в пределах его полномочий.

Дипломатический представитель – лицо, откомандированное за границу для проведения международных отношений.

7.Каковы полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего?

Данные полномочия изложены в статье 87.

8.Может ли Президент вводить чрезвычайное положение?

Вспомним термин.

Чрезвычайное положение – это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации.

9.Каковы полномочия деятельности Президента по отношению к конкретным лицам или гражданам РФ?

Данные полномочия изложены в статье 89.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Вспомним термины.

Политического убежище – это гарантирование государством, которое предоставляет убежище, безопасности лицу, просящему убежища, на своей территории, невысылка и невыдача его стране, где оно может быть подвергнуто преследованию, предоставление этому лицу основных прав и свобод своего государства. Государство само определяет, кому и на какой срок оно предоставляет убежище. В России убежище предоставляется лицам, преследуемым у себя на родине за политические убеждения, а также за действия (бездействия), не признаваемые в Российской Федерации преступлениями.

Помилование – акт верховной власти (обычно главы государства), полностью или частично освобождающий осуждённого от назначенного или могущего быть назначенным впоследствии наказания, либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Акты помилования имеют всегда индивидуальный характер, то есть они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определённых лиц.

10.Какие нормативно-правовые акты издаёт Президент РФ?

Данные полномочия изложены в статье 90.

  1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
  2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
  3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

11.Что такое неприкосновенность Президента РФ (статья 91)?

Неприкосновенность — общий термин, обычно применяющийся к должностным лицам, обычно выборным (но возможно и к назначаемым, например, к прокурорам, а также к часовым на посту), означающий наличие у определенных лиц особых прав. Для таких лиц устанавливается (обычно законом) чёткий, ограниченный по сравнению с общим случаем, порядок того, как они могут привлекаться к уголовной, административной либо иной ответственности. Вплоть до практической невозможности привлечения, как в случае дипломатической неприкосновенности.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью , то есть невозможностью по действующему российскому законодательству привлечь Президента к юридической ответственности. До отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля, подвергнуть иным мерам принудительного воздействия.

Неприкосновенность Президента распространяется на занимаемые им помещения, на используемые им транспортные средства, на повседневную деятельность и на обеспечивающий эту деятельность персонал (чиновников, органов, помогающий Президенту в осуществлении его полномочий).

Неприкосновенность Президента распространяется на личность Президента и членов его семьи, включая супругу и проживающих с ними детей (возможно, и на совместно проживающих родителей).

12.Каков порядок исполнения Президентом РФ своих полномочий?

Данный порядок изложен в статье 92.

  1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочийс момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
  2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
  3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права:

  • распускать Государственную Думу,
  • назначать референдум,
  • вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

НОВАЯ СТАТЬЯ 92.1.

  1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.
  2. Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом.
  3. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации.

13.Как называется процедура отрешения Президента от должности?

Процедура отрешения Президента от должности – импичмент .

14.В каких случаях могут быть прекращены полномочия Президент РФ?

Конституция РФ (статья 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия

Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

1) по инициативе самого Президента РФ — в случае его отставки;

2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам — в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

Под отставкой понимается добровольный уход главы государства со своего поста.

Государственная Дума самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению, в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Статья 2. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 3. Депутат Государственной Думы не может одновременно являться депутатом (членом) Совета Федерации, быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 4. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, палата вправе проводить закрытые заседания.

Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и настоящим Регламентом.

Статья 5. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы.

Статья 6. Гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей депутата Государственной Думы устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы, другими федеральными законами и настоящим Регламентом.

Статья 7. Депутат Государственной Думы может быть лишен неприкосновенности по представлению Генерального прокурора Российской Федерации на основании заключения Мандатной комиссии Государственной Думы решением Государственной Думы, если за это решение проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 8. Председатель Государственной Думы, Первый заместитель Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.

Председатель Государственной Думы, Первый заместитель и заместители Председателя Государственной Думы не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы.

Кандидатуры на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать фракции, депутатские группы и депутаты.

В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам на должность Председателя Государственной Думы, давшим согласие баллотироваться, эти кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов. Каждая фракция и депутатская группа имеет право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается.

Статья 9. В список для голосования вносятся все выдвинутые кандидатуры на должность Председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.

Кандидат является избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае, если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одну кандидатуру.

Избранным на должность Председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается тот кандидат, который получил большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал большинства голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы, либо принимает решение о выборах Первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы. Повторные выборы Председателя Государственной Думы проводятся в соответствии со статьями 8 и 9 настоящего Регламента. При этом допускается выдвижение тех кандидатур, которые выдвигались ранее.

Если Государственная Дума принимает решение о переходе к выборам Первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы, то после избрания по крайней мере одного из заместителей Председателя Государственной Думы Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы. Решение о переходе к выборам Первого заместителя Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 10. Государственная Дума принимает решение о том, какое число заместителей Председателя Государственной Думы необходимо избрать.

Кандидатуры для избрания на должности заместителей Председателя Государственной Думы могут выдвигаться фракциями, депутатскими группами и депутатами. Кандидаты, не заявившие самоотвод, включаются в бюллетень для тайного голосования.

Кандидатуры, выдвинутые на должности заместителей Председателя Государственной Думы, могут быть предварительно рассмотрены Советом Государственной Думы в целях утверждения списка кандидатов. В этом случае Государственная Дума может провести открытое голосование по списку в целом.

Избранными на должности заместителей Председателя Государственной Думы являются кандидаты, получившие большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае голосования по списку в целом избранными являются все кандидаты, включенные в список, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Избрание Первого заместителя Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы оформляется постановлениями палаты.

Статья 11. Председатель Государственной Думы:

ведает внутренним распорядком палаты в соответствии с полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;

назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы по согласованию с Советом Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

представляет палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях;

участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в повестку заседания Государственной Думы следующие вопросы:

Председатель Государственной Думы представляет Государственной Думе доклады о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте программы ее законопроектной деятельности на следующую сессию.

После 3-х кратного отклонения предложенной кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ Иванова С.К. Президент не распустил Государственную Думу, а начал вести переговоры с лидерами депутатских фракций и в результате предложил новую кандидатуру, которая и была утверждена Государственной Думой.

Вправе ли Президент РФ трижды предлагать для утверждения Государственной Думы одну и ту же кандидатуру? Приведите правовые аргументы со ссылками на действующие правовые акты в обоснование своей позиции. Вправе ли Государственная Дума утвердить четвертую по счету кандидатуру на должность Председателя Правительства, или она должна потребовать роспуска?

ТЕМА 11 (Занятие 1). Федеральное Собрание – Парламент РФ (2ч).

Изучите главу 5 Конституции Российской Федерации.

Ответьте на вопросы:

1) В течение какого времени принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации?

В соответствии с частью 3 статьи 105 Конституции Российской Федерации принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации в течение одного часа и в срок, не превышающий 24 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Федерации. Дополнительно поступившие из Государственной Думы документы и материалы, сопровождающие федеральный закон, регистрируются в Совете Федерации и рассматриваются на заседании палаты вместе с этим федеральным законом. Установленный частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации четырнадцатидневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого федерального закона в Совете Федерации

2) Относится ли к ведению Государственной Думы назначение Генерального прокурора РФ?

Нет относится к Совету Федерации.

3) В каких случаях Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации?

Федеральный конституционный закон считается принятым, если поступивший в Совет Федерации одобренный Государственной Думой федеральный конституционный закон одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

ТЕМА 12 (Занятие 1). Правительство РФ. Порядок формирования (2ч).

ВОПРОСЫ:

1) Кто и в каком порядке назначает федеральных министров?

Федеральные министры назначаются на должность Президентом РФ. Президент рассматривает предложенные кандидатуры, отбирает и назначает. В соответствии со статьей 12 Закона о Правительстве РФ №2ФКЗ, Правительство руководит работой федеральных министерствах и иных

федеральных органов исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляет контроль.

2) Кто исполняет обязанности Президента, если Президент Российской Федерации сам не в состоянии выполнять свои обязанности?

В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции РФ, во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

3) Как происходит назначение на должность Председателя Правительства РФ?

Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ.

Конституция обязывает Президента РФ соблюдать определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства:

1) не позднее 2х недельного срока после отставки Правительства.

2) в течении недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Задание 1. В ходе судебного процесса по делу о вымогательстве один из судей допустил грубое выказывание в отношении адвоката, заявив, что он “такой же мерзавец, как и его подзащитный”. Адвокат посчитал, такое высказывание является публичным унижением его чести и достоинства, выраженное в неприличной форме, и обратился к прокурору субъекта РФ с требованием возбудить в отношении судьи уголовное дело по части 2 статьи 130 Уголовного кодекса РФ. Прокурор отказал в возбуждении уголовного дела, мотивировав это тем, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности. Данное высказывание, по мнению прокурора, является нарушением судебной этики (в частности, Кодекса чести судьи РФ), но рассматривать это как дисциплинарный проступок должна квалификационная коллегия судей. Адвокат обратился в квалификационную коллегию судей, но получил ответ, что данный поступок, хотя и является нарушением судебной этики, не может рассматриваться как дисциплинарное правонарушение, а квалификационные коллегии судей рассматривают только нарушение трудовой дисциплины.

Каковы ограничения, связанные со статусом судьи? Какие нормативные акты действуют в данной области? К каким видам ответственности может быть привлечен судья? Каков порядок привлечения его к ответственности? Какие существуют в Российской Федерации органы судейского сообщества и каковы их функции? Можно ли привлечь судью к ответственности в описанной ситуации и если да, то к какой ответственности и каким образом?

Задание 2. Депутатов Вшивов Л.Н. приобрел второе гражданство – гражданство республики Казахстан. В связи с этим в Государственную Думу был внесен проект постановления о прекращении его полномочий на основании действующего Федерального закона. После обсуждения на пленарном заседании Государственная Дума отказалась принимать это Постановление, поскольку, по мнению большинства депутатов, норма закона о статусе депутата противоречит Конституции. Конституция допускает приобретение второго гражданства и не допускает ограничения прав и свобод на основе критерия наличия или отсутствия второго гражданства. Через несколько дней Президент РФ прекратил полномочия депутата своим указом.

Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.

Ответ: Согласно закону, депутату Государственной Думы запрещается иметь второе гражданство или же вид на жительство. Об этом поподробнее можно посмотреть в ФЗ" О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ". Это правильно, так как депутат может представлять интересы и участвовать в принятии законов только в одной стране. Нельзя доверить это делать человек с двойным гражданством. Потому что неизвестно чьи интересы он представляет. Одно государство не должно никак вмешиваться в деятельность другого.

Задание 3. После 3-х кратного отклонения предложенной кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ Иванова С.К. Президент не распустил Государственную Думу, а начал вести переговоры с лидерами депутатских фракций и в результате предложил новую кандидатуру, которая и была утверждена Государственной Думой.

Вправе ли Президент РФ трижды предлагать для утверждения Государственной Думы одну и ту же кандидатуру? Приведите правовые аргументы со ссылками на действующие правовые акты в обоснование своей позиции. Вправе ли Государственная Дума утвердить четвертую по счету кандидатуру на должность Председателя Правительства, или она должна потребовать роспуска?

Задание 4. Прокурор края обратился в суд с требованием о признании противоречащими федеральному законодательству закона края "О краевом минимуме оплаты труда". В обращении было указано, что федеральное законодательство, установив пределы регулирования по вопросам труда работников, не предоставило субъектам Российской Федерации права на определение минимума оплаты труда. Следовательно, субъект РФ был не вправе устанавливать иной гарантированный минимум оплаты труда. Представители принявших закон органов возражали против заявления прокурора и пояснили, что субъект РФ вправе самостоятельно устанавливать более высокий гарантированный уровень оплаты труда работников. Подлежат ли требования прокурора удовлетворению?

Президенту хотят дать возможность сохранять Думу при разногласиях по кандидатуре премьера


Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ / купить фото

В Конституции могут измениться последствия ситуации троекратного отклонения Госдумой кандидатуры премьер-министра (ст. 111 ч. 4). Сейчас Дума согласует кандидатуру главы правительства, представленную главой государства. После трехкратного отказа в согласовании президент назначает премьер-министра самостоятельно, а Госдуму распускает. В президентском законопроекте о поправках есть предложение изменить согласование на утверждение. Норму о роспуске президент менять не предложил, но сразу несколько источников “Ъ” предполагали, что такие изменения все-таки последуют.

В четверг в ходе заседания рабочей группы такие предложения прозвучали со стороны декана юрфака СПбГУ Сергея Белова: по его словам, президенту надо дать право отказаться от роспуска нижней палаты.

Сопредседатель рабочей группы по подготовке конституционных поправок Павел Крашенинников рассказал “Ъ”, зачем менять Конституцию

Сопредседатель рабочей группы по подготовке конституционных поправок Павел Крашенинников рассказал “Ъ”, зачем менять Конституцию

Согласно президентским поправкам в Конституцию, кроме кандидатуры премьера Госдума получит право утверждать также кандидатуры вице-премьеров и министров. Таким образом, если президент назначит премьера, не утвержденного Думой с третьего раза, и при этом не распустит Думу, глава правительства все равно вынужден будет туда пойти для согласования персонального состава кабинета и как минимум столкнется с возражениями. С другой стороны, в случае роспуска Госдумы и перевыборов формирование правительства также может оказаться подвешено до окончания выборов. Сейчас в гипотетической ситуации роспуска Госдумы из-за разногласий по премьеру глава государства назначает главу правительства, а тот представляет ему кандидатуры министров.

В случае принятия поправки президент предпочтет в таких ситуациях не распускать Госдуму, чтобы не затягивать формирование правительства, считает советник спикера Госдумы глава ИСЭПИ Дмитрий Бадовский. Он, впрочем, признает, что поправка расширяет президенту поле для маневра.

Сергей Белов также предложил наделить президента правом роспуска Госдумы, если она не утвердит две трети кабинета министров. Эксперт считает, что этот инструмент не даст Думе затягивать формирование правительства.

Как изменится Конституция России

Андрей Винокуров, Елена Рожкова

Бывшим президентам предложено пожизненное членство в Совете федерации

Во вторник в профильный комитет Госдумы по госстроительству и законодательству поступил пакет дополнений к президентскому законопроекту о поправке к Конституции. Поправки касаются пятой главы Основного закона, посвященной Федеральному собранию, и внесены за подписью сопредседателей рабочей группы Павла Крашенинникова и Андрея Клишаса, а также других членов группы из числа сенаторов и депутатов.

Поправками предлагается передать в ведение Совфеда назначение председателя Счетной палаты РФ, а в ведение Госдумы — его заместителя. Сейчас действует обратный порядок. Авторы поправок мотивируют такое перераспределение тем, что Госдума получит право утверждать не только кандидатуру премьера, но и членов правительства.

При формировании Совфеда предлагается расширить президентскую квоту до 30 человек, из которых 7 могут быть назначены президентом пожизненно. Сейчас, согласно Конституции, президент может назначить в Совет федерации до 17 представителей РФ, то есть 10% от корпуса сенаторов, представляющих регионы. Это право глава государства получил в результате поправки, принятой в 2014 году, однако соответствующие изменения в закон о формировании СФ внесены не были, и на практике поправка не применяется. Право пожизненного членства в Совете федерации получат бывшие президенты РФ. Поправками также предполагается отнести к ведению верхней палаты парламента проведение консультаций по предложенным президентом кандидатурам на должность генпрокурора, его заместителей, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.

Как в Совфеде могут появиться дополнительные места для уважаемых людей

В поправках также закрепляется, что прекращение полномочий судей Конституционного, Верховного, а также апелляционных и кассационных судов возможно по представлению президента в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных законом случаях.

В Конституции предложено закрепить нормы парламентского контроля и право проводить парламентские расследования, а также нормы о заслушивании ежегодных отчетов генпрокурора РФ сенаторами и Центрального банка — депутатами Госдумы.

Читайте также: