Может ли начальник кричать на подчиненного по закону

Обновлено: 02.07.2024

Большинство совершеннолетних граждан страны связаны трудовыми отношениями. Это значит, что ежедневно они вступают в коммуникации с начальниками, подчиненными, коллегами.

Причины повышения тона

Существуют разные причины некорректного поведения, начальник может быть невоспитанным человеком или его крики могут быть выражением желания заставить человека уволиться по собственному желанию. Человек, устраиваясь на работу, надеется встретить компетентного руководителя, способного помочь ему организовать работу. Нередко все ожидания оказываются тщетными, сотрудник встречает агрессию, крики, иногда прямые оскорбления. Не все знают, имеет ли право директор кричать на сотрудника.

Бывают ситуации, когда такие действия имеют под собой основания. Руководитель хотел бы избавиться от подчиненного. Словесная агрессия становится методом добиться самостоятельного принятия решения об увольнении, так как хотелось бы избежать судебных преследований в случае необоснованного увольнения по инициативе администрации. Психологическое давление часто приводит именно к этим последствиям.

Но оно может быть квалифицировано как принуждение к увольнению и стать поводом для обращения сотрудника в трудовую инспекцию. В заявлении необходимо указать:

  • работодателя;
  • реквизиты трудового договора;
  • информацию о себе.


Увольнение в периоды кризисов не всегда станет целесообразным решением. Возможно, некорректное поведение не является принуждением к увольнению, это просто проявление несдержанного характера, плохого воспитания. Такие действия могут не становиться причиной для самостоятельного увольнения, но будут поводом для привлечения к административной ответственности.

Если оскорбления стали постоянной практикой


Важно понимать, что оскорбления не говорят о профессионализме начальника, не повышают производительность труда сотрудника, но они вполне способны стать основанием для привлечения к административной ответственности.

Существует вероятность, что ситуацию можно перевести в мирную плоскость, исчерпав конфликт. Если переговоры не помогли, необходимо обратится к защите закона. Хамство является прямым посягательством на права человека, указанные в Конституции. Основной закон нашего государства не допускает унижение чести и достоинства личности. Оскорбление является прямым унижением чести и достоинства.

Иногда ситуацию можно разрешить обращение к вышестоящему руководству, через голову непосредственного. Иногда это решает проблему. При отсутствии такого руководителя или его реакции, необходимо рассмотреть возможность обращения в одну из следующих инстанций:

  • трудовая инспекция;
  • полиция;
  • прокуратура;
  • суд.

После обращения будет проведена проверка достоверности указанных им фактов и если они подтвердятся, то будет рассмотрен вопрос о привлечении виновной стороны к ответственности. Суд не проводит проверку, он рассматривает исковое заявление, но ему нужно предоставить веские аргументы для того, чтобы решение было вынесено в пользу истца.

Как доказать факт оскорбления

Но для того, чтобы проверка завершилась успешно, вместе с заявлением нужно предоставить доказательства противоправного поведения руководителя, наличие оскорблений, выраженных в неприличной форме или содержащих в себе угрозу жизни и здоровью. Ими могут стать:

  • аудиозаписи;
  • видеозаписи;
  • документы;
  • свидетельские показания.


Можно записывать оскорбления на диктофон, можно распечатать переписку по электронной почте или скопировать письменные документы, можно пригласить свидетелей и предложить им оформить свои показания письменно.

Составляя заявления, нужно указывать не только информацию о компании и о себе, но и предоставить органам, которые будут проводить проверку, контактные данные руководителя.

Ответственность по закону

Целью лица, заявившегося в указанные инстанции, становится и прекращение конфликта, и привлечение обидчика к ответственности. Необходимо помнить, что за унижение чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, начальник за оскорбление сотрудника может быть привлечен к административной ответственности.


Сроки рассмотрения заявления предусмотрены нормативными актами, регулирующими деятельность полиции, прокуратуры, трудовой инспекции и ГПК, если заявление подается мировому судье. В Уголовном кодексе есть статьи, которые предусматривают ответственность и за угрозу насилием, причинение вреда жизни и здоровью, при этом суд может удовлетворить требование о возмещении морального вреда. Если такие угрозы зафиксированы, нужно подавать заявление и в полицию, попросив принять меры и привлечь представителя работодателя к ответственности. В зависимости от сложности ситуации проверки или рассмотрение дела в суде могут затянуться, сроки будут длительными.

Уже сложилась успешная практика привлечения начальников ответственности за оскорбление подчиненного. Случаи пока единичны, но они подтверждают, что закон полностью стоит на стороне гражданина, вынужденного терпеть оскорбление и хамство на работе.

Заключение

Нестабильная экономическая ситуация, сложности, возникающие при поиске нового рабочего места, полностью привязывают человека к его текущему работодателю. Иногда ему трудно перенести напряженность на работе, неблагоприятные условия труда, которые непосредственно влияют на его производительность. Напряженные отношения с руководителем являются одним из важнейших факторов, усложняющих положение сотрудника. Существует множество причин, по которым начальники унижают человеческое достоинство подчиненного, но ни одна из них не станет для закона основанием для предоставления ему права на такое поведение.

Если возникла такая ситуация, на первом этапе необходимо провести переговоры с непосредственным или вышестоящим начальством. Если же они не привели к позитивному результату, нужно обращаться за поддержкой закона, в трудовую инспекцию, прокуратуру, полицию, суд.


Окончил Российский государственный университет правосудия (РГУП). Аспирант Московского института государственного управления и права (МГИУП). С начала 2007 года судебная практика, специализация Трудовое право и трудовые споры.


По итогам последнего исследования онлайн-платформы по поиску работы и сотрудников HeadHunter, 68% россиян утверждают, что они сталкивались на работе с эмоциональным абьюзом. И если раньше такие случаи часто считались нормой, замалчивались, оправдывались эффективностью, то сейчас отношение меняется. Что считать абьюзом на работе и как правильно себя вести в разных ситуациях — реальные истории и разбор экспертов.

Марина ( имя изменено ) два года возглавляла одну из районных библиотек Москвы. По рассказам девушки, ее начальница регулярно повышала голос на совещаниях, позволяла себе оскорбления в адрес Марины и других подчиненных, использовала нецензурную лексику, следила и проводила внезапные проверки, заставляла доносить на коллег, использовала угрозы понижения в должности и увольнения как мотивацию к работе.

— В какой-то момент со мной перестали здороваться сотрудники из ее ближайшего окружения, общались агрессивно, — рассказывает сотрудница.

Так сложилось и у Марины. Она была вынуждена уволиться. Через некоторое время девушка нашла работу с совершенно другой — более комфортной, здоровой атмосферой, и рада, что распрощалась с прежним коллективом.

Легко ли развернуться и уйти

Психолог, карьерный консультант Светлана Ленкова считает, что лучшее, что можно сделать в такой ситуации — это искать другую работу.


— Человек часто не понимает, как попадает в эмоциональный абьюз, и обнаруживает себя там слишком поздно: когда у него уже депрессии, нервные срывы, когда начинаются проблемы со здоровьем. Его самооценка и уверенность в себе и своих силах уже на таком уровне, что вернуть их очень сложно. Поэтому если человек вошел в это состояние, выбраться из него можно только со специалистом.


— Что делать? Постараться перевести в рациональную плоскость, там, где у начальника меньше ресурсов в силу привычки решать вопросы криком

  1. Не включать эмоции, не кричать в ответ.
  2. Не извиняться, опуская глаза и голову.
  3. Задавать вопросы, для ответа на которые необходимо привести факты. Что именно не так? В чем причина эмоционального разговора? Какая стоит задача и какие есть инструменты? Какие задачи стоят перед командой и в чем роль каждого?
  4. Нормально отказаться от дальнейшего диалога, пока он не перейдет из эмоционального в рациональное русло.
  5. Если вы сможете быть примером в сохранении личных границ, это может помочь всей команде отстроить внутренние правила коммуникации.

Но искать альтернативы внутри компании или на рынке стоит начинать сразу же, как только появился звоночек, считает эксперт.

— Часто сложностью становится неуверенность в себе и своих силах. Чтобы избежать этого, нужно знать свои сильные стороны, компетенции и уметь о них рассказывать, а еще следить за тем, что происходит за стенами компании — какие другие компании могут нуждаться в ваших навыках, кто те люди, которые будут вас поддерживать?

Как еще выглядит эмоциональный абьюз в офисе

Бывает, что руководитель видит в сотруднике потенциальную угрозу, опасаясь, что он может, например, занять его место. Тогда руководитель будет стараться обесценивать достижения сотрудника, внушать ему, что он недостаточно хорош.

— Вы будете виноваты во всех конфликтах, а он всегда будет прав.

Злые, унижающие шутки про вес, возраст, характер, интеллект — это тоже вид абьюза.

Если руководитель будет чувствовать, что вы сильнее его по компетенциям, навыкам, характеру, то он будет пытаться лишить вас уверенности в себе. Часто такой руководитель старается убедить сотрудника, что он никому не нужен, никогда не найдет работы лучше.


Если руководитель постоянно вас контролирует , заставляет отчитываться о каждом шаге, читает почту, слушает звонки — это тоже психологическое давление.

— Бывает, что в некоторых компаниях в силу их специфики есть оправданная необходимость поставить камеры. Сотрудники должны об этом знать и быть согласны. А бывает, что это только прихоть руководителя, чтобы потом была возможность манипулировать сотрудниками, даже шантажировать их, — считает Светлана Ленкова.

Еще один вывод исследования: враждебное поведение руководителей имеет разрушительные последствия как для самих работников, так и для организации в целом. Оно ухудшает самочувствие сотрудников, способствует падению трудовой мотивации. Сотрудники не могут работать в полную силу. Руководитель-абьюзер не осознает, что наносит вред репутации компании и тормозит ее развитие.

Елена устроилась начальником отдела в строительную фирму. Работы было много, директор требовал четкого выполнения в сроки, а ее сотрудники, как казалось Елене, привыкли работать довольно размеренно, часто тратили время на болтовню, перекуры, чаепития. Елена хотела, чтобы они больше отдавались работе, отчитывала за опоздания, не одобряла чаепития в рабочее время. При этом она предпочитала держать дистанцию и не поддерживала ни с кем особо дружеских отношений.

Иногда приходилось просить оставаться сотрудников после работы доделать отчеты или выйти в выходной день — Елена сочла это нормальным с учетом того, что сотрудники тратят много рабочего времени на личные дела. В коллективе все больше чувствовалось напряжение, она замечала, что ее обсуждают за глаза, саботируют ее приказы, дерзят.

— Однажды директор компании вызвал меня к себе и показал письмо, которое написали подчиненные. Они отказывались со мной работать, обвиняли в непрофессионализме, создании неблагоприятной обстановки, психологическом давлении и принуждению к работе в неурочное время. Но я же просто требовала от них выполнения обязанностей. Я была очень расстроена, ведь я ни на кого даже голоса не повышала, — рассказала Елена.

Я начальник и просто потребовал сделать работу. Теперь я — абьюзер?

— Исходя только из описания Елены, я бы не стала считать ее абьюзером, — комментирует ситуацию психолог Светлана Ленкова . — Но руководитель среднего звена должен быть гибким и действовать не ультимативно, а выстраивать цепь между высшим руководством и своими подчиненными. Лучшее, что можно было сделать в данной ситуации — это собрать всех работников и донести до них требования, а также обсудить с вышестоящим руководством схему действий при невыполнении задач сотрудниками.

Писать в чат в нерабочее время и требовать немедленно отвечать — такое может считаться абьюзом, если речь идет про нормированный график, который был прописан в трудовом договоре, и о подобных взаимоотношениях не было отдельных договоренностей.

— Эти вопросы нужно прояснять на собеседовании: есть ли практика работы в неурочное время, чаты, скорость реагирования на задачи в неурочное время? Как все это можно регулировать? Спокойно обсудить с руководством границы дозволенного рабочего времени. Важно понимать, что если вы при трудоустройстве узнали, что в компании практика внеурочной работы и приказов ночью в чате, то лучше сразу для себя решить, готовы вы это делать или нет.

Не нужно наивно полагать, что с вашим приходом что-то изменится и вас не будут беспокоить, и вы сможете переделать все устои компании, — поясняет психолог.

Повышение тона в общении с коллегами также может быть расценено как абьюз, но сотрудникам надо учитывать, что в некоторых компаниях шумное обсуждение — это обычный рабочий процесс, к которому все привыкли.

Большее влияние оказывает среда, в которой происходило становление руководителя. При этом нельзя не отметить, что есть индустриальные закономерности и, скажем, в девелопменте вы сможете работать успешно, только если вы готовы к диалогу на повышенных тонах на совещаниях. Но до тех пор, пока вы не начнете границы очерчивать, окружающие вас люди не будут знать границу, за которую нельзя переходить, — комментирует HR-специалист Алена Владимирская .


В марте, во время самоизоляции, большую часть коллектива отправили на удаленную работу, а затем некоторых начали приглашать в офис по одному и заставлять подписывать соглашение о расторжении трудового договора. На тех, кто не соглашался, давили, угрожали уволить по статье, воспрепятствовать дальнейшему трудоустройству в других компаниях. Когда пригласили Татьяну, она решила записать разговор на телефон и ничего не подписывать, несмотря на то, что ей обещали превратить ее работу в компании в ад.

— Это было в самый разгар самоизоляции, надо было на что-то жить и платить за съемную квартиру, а найти работу быстро в такое время достаточно сложно, — объясняет девушка.

Что делать, если вас хотят выжить — советы юриста

Юрист Анастасия Степанова считает, что если руководитель вынуждает уйти по собственному желанию и оказывает при этом психологическое давление, то такое заявление может быть оспорено в судебном порядке и признано недействительным.

— Юридическая практика говорит о том, что работодатели часто уходят безнаказанными. В основном потому, что работник не может доказать принуждение.

Если вы готовы уступить, можно рекомендовать максимально защитить свои интересы: решить с работодателем вопросы о сроке и условиях добровольного ухода и написать заявление по согласию сторон, оговорив выплату выходного пособия и компенсации.

Если же принято решение о борьбе, то советы будут следующими:

Если вы все-таки намерены подавать на работодателя в суд, придется позаботиться о доказательной базе:

Как предотвратить абьюз при устройстве на работу

Психолог и карьерный консультант Светлана Ленкова советует сначала понять, чего вы ждете от места работы, определить свои ценности и приоритеты и исходя из этого заранее составить вопросы будущему работодателю. А также обязательно смотреть на репутацию компании, например, поискать, что пишут о ней и о руководстве в сети.

— Определите, что для вас важно на будущем месте работы, а на что вы готовы закрыть глаза. На собеседовании стоит обращать внимание на то, как проходит интервью, какие вопросы задают. Если это вопросы личного характера, то в данной компании прямо на входе ломятся в ваши границы, что будет дальше — можно уже предположить. Если с вами проводят стресс-интервью, то искренне рекомендую бежать от этой компании. Вообще, если много задают вопросов про стрессоустойчивость и стрессовые ситуации, это должно насторожить.


Но не стоит расслабляться сразу после того, как вас пригласили на должность. Юрист Анастасия Степанова считает, что одна из основных и самых значимых ошибок при трудоустройстве — пренебрежительное отношение к заключению трудового договора. Важно сразу обговорить все спорные моменты, чтобы и у сотрудника, и у работодателя были одинаковые ожидания.

Испытательный срок не может превышать 3 месяцев (6 месяцев для руководящих позиций). В период испытания на работника распространяются все нормы трудового законодательства (запись в трудовой книжке, выплата пособий и так далее).

— Нередко, пройдя собеседование в офисе в центре Москвы, люди попадали на работу в подвал на окраине. Поэтому место работы лучше зафиксировать с указанием конкретного структурного подразделения.

Режим работы, обеденное время, нестандартный рабочий график — все это должно быть прописано в договоре подробно. Это оградит работника от неправомерных нагрузок.

— Речь идет не о том, что он не будет задерживаться из-за аврала или другой внештатной ситуации — как правило, при трудоустройстве о них предупреждают заранее. Но обязательно должно прописываться, если режим труда и отдыха для конкретного работника отличается от общих условий, — рекомендует юрист.

Люди жалуются на начальника в соцсетях — и уже неясно, кто жертва

То, что раньше считалось нормой, замалчивалось, сейчас чаще признается неуместным, неэтичным, оскорбительным. Сейчас появилась возможность сделать это публичным, запустить общественную дискуссию.

По словам Владимирской, крупные компании могут позволить себе комитет по этике, но ситуаций для разбора на таком комитете единицы. 99% таких ситуаций стараются решить тет-а-тет.

— Людей продолжают третировать и эксплуатировать, но с открытием новых каналов и обсуждения темы этики все больше шагов делается в сторону не просто урегулирования ситуаций, а их предотвращения. В цифровую эпоху к кодексу корпоративной этики добавляются правила поведения в сети и правила коммуникации команд на удаленке.

Социальные сети дают возможность рассказать свою историю и получить поддержку — это большой шаг, в том числе для привлечения внимания к проблеме. Компании тоже могут сделать выводы, проанализировать свою модель управления, осознаннее выстраивать корпоративную культуру. В конечном счете даже для самого абьюзера это возможность увидеть и признать проблему и начать работать над ней.

Однако есть и другая сторона. Социальные сети и публичные пространства в интернете — это не всегда дружелюбная, а часто довольно токсичная среда. И бывает так, что степень травли несопоставима с проступком, а иногда сами жертвы подвергаются новому буллингу после того, как доверились и откровенно рассказали свою историю.

Имеет ли право заведущий магазина повышать голос на своих подчиненных в торговлм зале при посетителях?

Здравствуйте - Конечно нет. В гражданском и трудовом кодексе ясно и доступно написано что такие действия начальствующего лица являются неправомерными и административно наказуемыми. В случае совершения таких действий подчиненному достаточно включить свой диктофон, или снять все на скрытую камеру, и спокойно идти в суд. В суде данный материал долго рассматривать не будут, а выигрыш, особенно при наличии видео записи, гарантирован.

Нет, не имеет. Любой начальник и руководитель должен соблюдать правила корпоративной этики. Повышение голоса на подчиненных может рассматриваться как нарушение условий трудового договора. Можно попробовать обжаловать действия заведующего вышестоящему руководству. Либо написать жалобу в комиссию по труду, занятости и социальной защите населения, находящуюся при местном органе власти. Если и это не поможет, то можно обратиться в суд с исковым заявлением.

Ни один человек (хоть начальник, хоть чиновник) не имеет права повышать голос, оскорблять и унижать другого. Ни в один трудовой договор право начальника кричать на подчинённых не может быть включено.

Вы можете обратиться в трудовую инспекцию с жалобой, нужно описать ситуацию.

Если это сопровождается нецензурной бранью, то это состав ст. 5.61 КоАП

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Можете записать это на видео.

Бабушка кричит и говорит что бы не кричали и говорит что есть закон что дети не имеют права кричать на площадке . Пожалуйста если есть такой закон напишите мне его

Я работаю воспитателем детского сада. Моя напарница очень часто берет больничный лист, а меня заставляют работать за двоих. Когда я начинаю сопротивляться, то мне просто говорят, что других работников нет, а я не имею право оставить детей. Чаще всего приходится самой себе искать людей на подмену, договариваться, что бы хотя бы иногда выручали. Так продолжается 4 года. Я хочу просто узнать сколько часов я обязана буду отработать по приказу заведующего и когда могу отказать работать дополнительно на законных основаниях. Спасибо.

Здравствуйте! Меня заву Галина. Я являюсь сотрудником соц. защиты, ухаживаю за пожилыми людьми. 29.07.2016 года, мне на карту поступили деньги в сумме 32000 рублей, отправитель не обозначился, (обычно когда мне приходит на эту карту зарплата, то там это пишется), посмотрела через банк онлайн, там тоже не чего не обозначено от кого. Тогда я решила что это пришли мне алименты, бывший супруг потихоньку выплачивает накопившуюся задолженность по решению суда, когда через банк, а когда через почту. Поэтому деньги сняла и потратила на нужды. Но сегодня 02.08.2016 г., меня по телефону вызвала к себе моя начальница, и в не дружелюбной форме сказала что ихняя бухгалтерия ошибочно перевела чужие отпускные на мою карту, чтобы я сейчас пошла к банкомату, сняла эту сумму и принесла их на работу. Но после того как я сказала что я деньги уже сняла потратила, она начала на меня кричать что было сил, что она не чего не хочет слушать, что у неё на носу проверка, и чтоб я через два дня деньги принесла. Вышла я оттуда в слезах, меня всю трясло, я в данный момент на 4 месяце беременности, стою на учёте, начальница в курсе. Увидев меня в таком состоянии муж испугался что из за стресса у меня мог произойти выкидыш, он сказал что по закону начальник не имеет право орать на подчиненного, тем более в положении, и заставил меня обратиться в прокуратуру. Там мне какой то очень молодой сотрудник сказал что не видит не какого состава преступления, и посоветовал написать заявление в полицию. В дежурной части мне пояснили что начальница вас не материла, то и нет состава преступления, ну а если бы произошел выкидыш, то это была бы другая история. Подскажите пожалуйста! мне что теперь ради рождения здорового ребёнка увольняться с работы? и как мне быть в этой ситуации в целом.

на прогулке, при сборе игрушек столкнулись двое детей, одному ничего, а второй получил косательную травму головы (ссадина). Первая помощь была оказана, вызвали родителей пострадавшего ребенка и скорую.Воспитатель все родителям объснила, извенилась и вместе сними уехала по скорой.Врачи скорой помощи и травпункта ничего серьезного необнаружили.У мамы пострадавшего ребенка претензий к воспитателю- нет, но есть претензия к ребенку с которым столкнулась ее дочь.Она написала жалобу на имя заведующего чтобы этого ребенка перевели в другую группу или в другой детский сад. ВОПРОС: имеет ли права заведующий принимать такие радикальные меры по отстранению ребенка из группы, только потому что мама пострадавшего ребенка считает, что он ее толкнул специально. ЧТО ДЕЛАТЬ,КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ?

Имеет право учитель кричать на ученика во время урока Моя дочь сидела на уроке, попросили закрыть учебники. Она спокойно закрыла и тут учитель (она же классный руководитель) стала кричать на дочку, что она эгоистка и учительница не раз это замечала, что моя дочка плохо общается с учителями. Хотя я общаюсь со всеми учителями и они некогда не жаловались, а наоборот хвалили. Дочка учиться в 6 классе, подскажите куда обращаться потому что это не первый случай? Заранее спасибо!

Большинство совершеннолетних граждан страны связаны трудовыми отношениями. Это значит, что ежедневно они вступают в коммуникации с начальниками, подчиненными, коллегами.

Причины повышения тона

Существуют разные причины некорректного поведения, начальник может быть невоспитанным человеком или его крики могут быть выражением желания заставить человека уволиться по собственному желанию. Человек, устраиваясь на работу, надеется встретить компетентного руководителя, способного помочь ему организовать работу. Нередко все ожидания оказываются тщетными, сотрудник встречает агрессию, крики, иногда прямые оскорбления. Не все знают, имеет ли право директор кричать на сотрудника.

Бывают ситуации, когда такие действия имеют под собой основания. Руководитель хотел бы избавиться от подчиненного. Словесная агрессия становится методом добиться самостоятельного принятия решения об увольнении, так как хотелось бы избежать судебных преследований в случае необоснованного увольнения по инициативе администрации. Психологическое давление часто приводит именно к этим последствиям.

Но оно может быть квалифицировано как принуждение к увольнению и стать поводом для обращения сотрудника в трудовую инспекцию. В заявлении необходимо указать:

  • работодателя;
  • реквизиты трудового договора;
  • информацию о себе.


Увольнение в периоды кризисов не всегда станет целесообразным решением. Возможно, некорректное поведение не является принуждением к увольнению, это просто проявление несдержанного характера, плохого воспитания. Такие действия могут не становиться причиной для самостоятельного увольнения, но будут поводом для привлечения к административной ответственности.

Если оскорбления стали постоянной практикой


Важно понимать, что оскорбления не говорят о профессионализме начальника, не повышают производительность труда сотрудника, но они вполне способны стать основанием для привлечения к административной ответственности.

Существует вероятность, что ситуацию можно перевести в мирную плоскость, исчерпав конфликт. Если переговоры не помогли, необходимо обратится к защите закона. Хамство является прямым посягательством на права человека, указанные в Конституции. Основной закон нашего государства не допускает унижение чести и достоинства личности. Оскорбление является прямым унижением чести и достоинства.

Иногда ситуацию можно разрешить обращение к вышестоящему руководству, через голову непосредственного. Иногда это решает проблему. При отсутствии такого руководителя или его реакции, необходимо рассмотреть возможность обращения в одну из следующих инстанций:

  • трудовая инспекция;
  • полиция;
  • прокуратура;
  • суд.

После обращения будет проведена проверка достоверности указанных им фактов и если они подтвердятся, то будет рассмотрен вопрос о привлечении виновной стороны к ответственности. Суд не проводит проверку, он рассматривает исковое заявление, но ему нужно предоставить веские аргументы для того, чтобы решение было вынесено в пользу истца.

Как доказать факт оскорбления

Но для того, чтобы проверка завершилась успешно, вместе с заявлением нужно предоставить доказательства противоправного поведения руководителя, наличие оскорблений, выраженных в неприличной форме или содержащих в себе угрозу жизни и здоровью. Ими могут стать:

  • аудиозаписи;
  • видеозаписи;
  • документы;
  • свидетельские показания.


Можно записывать оскорбления на диктофон, можно распечатать переписку по электронной почте или скопировать письменные документы, можно пригласить свидетелей и предложить им оформить свои показания письменно.

Составляя заявления, нужно указывать не только информацию о компании и о себе, но и предоставить органам, которые будут проводить проверку, контактные данные руководителя.

Ответственность по закону

Целью лица, заявившегося в указанные инстанции, становится и прекращение конфликта, и привлечение обидчика к ответственности. Необходимо помнить, что за унижение чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, начальник за оскорбление сотрудника может быть привлечен к административной ответственности.


Сроки рассмотрения заявления предусмотрены нормативными актами, регулирующими деятельность полиции, прокуратуры, трудовой инспекции и ГПК, если заявление подается мировому судье. В Уголовном кодексе есть статьи, которые предусматривают ответственность и за угрозу насилием, причинение вреда жизни и здоровью, при этом суд может удовлетворить требование о возмещении морального вреда. Если такие угрозы зафиксированы, нужно подавать заявление и в полицию, попросив принять меры и привлечь представителя работодателя к ответственности. В зависимости от сложности ситуации проверки или рассмотрение дела в суде могут затянуться, сроки будут длительными.

Уже сложилась успешная практика привлечения начальников ответственности за оскорбление подчиненного. Случаи пока единичны, но они подтверждают, что закон полностью стоит на стороне гражданина, вынужденного терпеть оскорбление и хамство на работе.

Заключение

Нестабильная экономическая ситуация, сложности, возникающие при поиске нового рабочего места, полностью привязывают человека к его текущему работодателю. Иногда ему трудно перенести напряженность на работе, неблагоприятные условия труда, которые непосредственно влияют на его производительность. Напряженные отношения с руководителем являются одним из важнейших факторов, усложняющих положение сотрудника. Существует множество причин, по которым начальники унижают человеческое достоинство подчиненного, но ни одна из них не станет для закона основанием для предоставления ему права на такое поведение.

Если возникла такая ситуация, на первом этапе необходимо провести переговоры с непосредственным или вышестоящим начальством. Если же они не привели к позитивному результату, нужно обращаться за поддержкой закона, в трудовую инспекцию, прокуратуру, полицию, суд.


Окончил Российский государственный университет правосудия (РГУП). Аспирант Московского института государственного управления и права (МГИУП). С начала 2007 года судебная практика, специализация Трудовое право и трудовые споры.

Читайте также: