Может ли молодой специалист отказаться от классного руководства

Обновлено: 01.05.2024

Просто рассказать. 2й класс моего сына остался без классрука. Причина мне понятна, и я бы, пожалуй, поступила бы аналогично. Все началось с того, что в школе есть классы с углубленным изучением английского языка. Разумеется, все стремятся туда. Именно в эти классы был отбор - дошкольная подготовка, тестирование. Углубленное изучение изначально подразумевало в первом классе дополнительные часы английского по договору дополнительный услуг. В первой же четверти начались проблемы: "Уровень слабый! Мой ребенок ничего не знает!" Каждое собрание ругань и склоки. Как-то первый класс пережили, начался второй. Еще хуже. Одну группу не устроил преподаватель - молодой специалист, после института. Родители стали ходить к руководству школы с требованием убрать преподавателя. Завуч стала посещать уроки и отчиталась, что все в порядке. Родители не поверили: "Дети ничего не знают, ДЗ не понимают!" Потом начались требования сменить расписание. Оно, действительно, было не слишком выгодным. Дополнительные часы английского 7м уроком. Потому что в началке после 5 уроков положен вроде как перерыв в час. Классрук собирала собрание недовольной группы, собрание (как я поняла) опять переросло в ругань. Походы к руководству не закончились. И, вроде, все логично - родители отстаивают права своих детей ("Им тяжело учиться 7 уроков" ). Классный руководитель, заслуженный учитель с большим стажем, всю сознательную жизнь проработавшая в этой школе, получила выговор за плохую работу с родителями. Я случайно встретилась с ней в коридоре школы, на нее страшно было смотреть. Я испугалась, что ее инсульт прямо на месте хватит. У нашей семьи были с ней разногласия, но в этой ситуации я очень посочувствовала. Моя семья (я и муж) поддержали ее, несмотря на наши внутренние личные терки. Но ситуация зашла слишком далеко, она не отступилась от своего намерения и отказалась от классного руководства. Вроде бы, дело житейское, все бывает. Но от того, что взрослые, разумные люди готовы идти напролом под флагом: "За правду! За интересы детей!" - и не могут остановиться, готовы перейти любую грань, не видят ничего на своем пути, в том числе и интересов своих детей. как-то грустно.

Вы мух с котлетами смешиваете. Борьба родителей за права своих детей - это дело важное и нужное. Внутренние терки педсостава - это их проблемы, никак не связанные с родительской актвностью. Если родителей не устраивает учитель английского, чего ради они должны молчать и улыбаться? Из-за внутренних разборок учителя не только у вас уходят. И не всегда к этому имеют отношение родители, у них там в по большей части бабском коллективе и без вас интриг хватает.
А что с учителем английского-то? Продолжает "углубленно преподавать"?

Да нормально она преподает, эта учитель английского. ну да, девочка после института, но кто из нас сразу супер-пупер тетками стал? Уровень детей, который лично я наблюдала на открытых уроках в конце прошлого года, был одинаковый. Одинаково нормальный для семилетних детей. Для Гарварда, конечно, не фонтан. Если конкретно что-то не устраивает, мое мнение, то своего ребенка отстаивать надо. Но отстаивать именно своего ребенка, а не ставить раком весь класс. А мухи и котлеты в педагогике часто в одной куче, без этого почти что никуда.

Требования уволить учителя английского - это второй класс уже. Месяца от которого еще не прошло. И вот такие итоги."Как-то первый класс пережили, начался второй. Еще хуже. Одну группу не устроил преподаватель - молодой специалист, после института" - и далее по теме.

Знаю такую историю в классе,который выпустился перед нашим у нашей учительницы (у нас ребенок тоже второклассник):родители тоже были недовольный учителем английского.В первом классе были доп.занятия,на которые надо было ходить,чтобы что-то понимать на англ.во втором.Все ходили.Во втором классе тоже был молодой преподаватель,который (со слов одной мамы) был хороший,но не мог работать с маленькими детьми.Итог: классный руководитель сказала,что родители могут написать письмо/заявление директору,но она их не поддержит - типа педагогическая солидарность.Написали.Учителя поменяли.Всё.Из-за чего ваша так распереживалась?

Видимо, это снежный ком. Люди в определенный момент вошли в раж что ли. Собрание по поводу этой группы было 2 недели назад. По причине как раз того, что родители недовольные стали приходить. Второй класс, пошли ДЗ. Дети вроде как ничего не знали и не понимали. Прошло собрание с администрацией, завуч школы (тоже учитель английского, если что) стала приходить на уроки и смотреть, как они проходят. После чего отчиталась родителям, что все нормально, что она как руководство школы может поставить учителю твердую 4-ку.Это все со слов родителей группы, мой сын в другой, и я была не в теме происходящего. Потом начались хождения по поводу расписания. В течение недели ежедневно. Потом расписание перекроили, но недовольство не закончилось. Как-то так

Вы верно подметили - снежный ком. А у нас всё в обратную сторону закрутилось - в первом классе и речи не было про обязательный доп.английский; во втором пришли на род.собрание учителя английского прямо-таки с докладом о программе,критериях,оценках и прочее. Говорят,раньше такого не было - англичанкам было всё фиолетово.
А расписание. тут же надо родителям понимать,что преподаватели английского ведут уроки не только в началке.Всё-таки английский в средних и старших классах важнее,чем английский во втором.Поэтому и расписание не удобно.

Я давно пишу, что мода бороться за свои права из-за любой мелочи до добра не доведет.
У нас в школе была такая история. Родители на каждый чих писали жалобы, все им было не так и не эдак. В итоге учительница написала заявление об уходе и все. Четвертый класс остался никому не нужным. От "защиты прав" пострадали прежде всего их собственные дети.
Нового учителя так и не нашли. Раскидали предметы по другим учителям. Наша учительница в свои окна ходила преподавать им русский язык. Так и выпустили.

Мозгами нужно шевелить, а не права качать. По большей части, эти, права качающие родители - тупые курицы, простите. Которые мешают жить абсолютно ВСЕМ, даже собственным детям.
Вот хоть головой бейся о стену, но не заговорят ваши дети во втором классе на чистом иностранном языке, если с ними не будут постоянно общаться либо носители языка, либо дополнительно дома.
З.Ы. Ну, а заслуженный учитель - что-то не совсем заслуженный . Обычно они мастера своего дела: вести разъяснительную работу с родителями. Спецы и асы.

Они устают, понимаете? Мои родители тоже заслуженные-перезаслуженные тренеры, и вот сейчас в пенсионном возрасте, не перестав быть замечательными педагогами, уже не имеют желания ходить и доказывать, что не верблюды. Они считают, что сами по себе столпы, что все делают правильно и как надо. Это так, отступление от темы небольшое. По факту, учителя опытные все и делают и правильно, и нормально, но сейчас выросло новое поколение родителей. Таких, которые почувствовали свою силу в конкретной ситуации, почувствовали себя значимыми, имеющими право требовать везде и всюду, во всем видящие иничижение своих прав, готовые напролом за этими правами вступать в бой. Надо-не надо, но шашки наголо и вперед. Воспитатель в саду не так смотрит, учитель не так разговаривает. И пошло-поехало. Куча тем тут подобных о недовольстве почем зря.Они изначально не хотят договариваться, им не нужны компромиссы. Им крови надо, кровушки. И любой человек в здравом уме не станет связываться с теми, с кем нельзя договориться. Подавляющее большинство родителей после собрания сделали свои выводы, приняли свое решение относительно своего ребенка и успокоились. Но "активная часть" - нет. Настолько нет, что нашли время ежедневно ходить в школу с требованиями и скандалами.


Меры поддержки молодых специалистов — это экономические и социальные способы их привлечения и закрепления в различных сферах и отраслях:

  • государственные субсидии;
  • компенсации и стимулирующие доплаты; ссуды на обустройство; прочие выплаты работодателей.

Молодые специалисты и виды поддержки

Критерии, используемые для определения статуса молодого специалиста

  • окончил образовательное учреждение высшего или среднего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию;
  • первые поступает на работу по полученной специальности;
  • трудоустраивается по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения.

Дополнительные критерии, установленные в организациях Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии:

1. Лицо должно трудоустроиться по профилю полученной специальности в течение 3 месяцев непосредственно после окончания учебного заведения.

Дополнительные критерии, установленные в организациях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:

1. Лицо направляется на работу по заявке работодателя.

1. Лицо должно окончить полный курс обучения в вузе с отрывом от производства, то есть лицо должно являться выпускником вуза очной формы обучения.

2. Лицо обучалось по договору целевой подготовки специалиста.

3. Лицо было принято на работу на основании направления, выданного учебным заведением по согласованию с работодателем.

Кроме того, в Отраслевых соглашениях установлен и возрастной критерий. Статус молодого специалиста распространяется на лиц в возрасте до 30 — 35 лет.

Отраслевое соглашение в отношении федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Росгидромета на 2018 — 2020 годы (утв. Росгидрометом, Общероссийским профсоюзом авиационных работников 15.03.2018)

Отраслевое соглашение по органам и организациям Федеральной службы государственной статистики на 2018 — 2020 годы (утв. Общероссийским профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Росстатом 14.12.2017)

Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2020 — 2022 годы (утв. Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 30.08.2019)

Критерии, предусмотренные в отраслевых соглашениях, распространяются только на работников конкретной отрасли.

Молодые специалисты имеют право на льготы и выплаты при первом трудоустройстве. На федеральном уровне регулируется единственная гарантия — в соответствии со ст. 70 ТК, к ним работодатель не применяет испытательный срок в течение 12 месяцев со дня выпуска.

Все остальные льготы, разовые выплаты и другие меры социальной и экономической помощи молодым специалистам предоставляются:

  • в виде помощи государства молодым специалистам в рамках реализации федеральных целевых программ — перечисляются в дорожных картах и НПА;
  • субъектами федерации — регулируются региональными подпрограммами и НПА;
  • федеральными ведомствами — прописаны в отраслевых соглашениях и договорах;
  • конкретными предприятиями и организациями — содержатся в локальных документах.

Обобщенно список возможных преференций молодым специалистам выглядит следующим образом:

1. Единовременная выплата при трудоустройстве — подъемные на обзаведение хозяйством (от 10 000 до 50 000 рублей и более).

2. Стимулирующие доплаты — от 5 000 рублей.

3. Беспроцентные ссуды на обустройство.

4. Субсидии и льготные кредиты на покупку и строительство жилья по программам для работников образования, здравоохранения и сельского хозяйства (от 500 000 рублей).

5. Возможность получения ведомственного (корпоративного) жилья.

6. Компенсация расходов на переезд, транспортных расходов — в зависимости расстояния переезда.

7. Возмещение затрат на содержание детей в детских садах (полное или частичное).

Размер льгот и выплат имеет региональные и ведомственные различия. Он может носить конфиденциальный характер — это характерно для коммерческих структур.

Обратите внимание, все перечисленные льготы и выплаты не носят обязательного характера. Вероятность получения поддержки молодыми специалистами выше в государственных и бюджетных структурах. Госкорпорации и коммерческие организации предоставляют их по собственному усмотрению.

Меры государственной поддержки

В 2020 году действующих программ поддержки молодых специалистов немного. Из государственных только одна. Она реализуется в рамках:

Обеспечение жильем молодых специалистов

Предоставление жилья выпускникам средних профессиональных и высших учебных заведений, впервые трудоустроившимся в государственные или муниципальные учреждения (педагогам, представителям агропромышленных профессий).

Предоставление и распределение субсидий на единовременные компенсационные выплаты молодым специалистам в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (с изменениями на 28.05.2020).

(до 2018 года участвовали только молодые специалисты)

Кадровое обеспечение медицинских организаций, расположенных в труднодоступных районах, районах с низкой плотностью населения и удаленных сельских поселениях.

Общие требования для получения субсидии (до 70% стоимости):

  • возраст специалиста — до 35 лет;
  • отсутствие собственного жилья (кроме признанного непригодным для проживания);
  • постоянное проживание в сельской местности;
  • один из супругов работает в агропромышленной или социальной сфере;
  • наличие собственных средств на приобретение жилья — 30% от его стоимости (предельная стоимость жилья устанавливается на уровне субъектов РФ, в среднем она составляет 2 145 000 рублей).

Покажем на примере, что получит в 2020 году врач — молодой специалист, если переедет в регион с особым статусом (Московская и Ленинградская области) или в обычный.

Размер единовременной выплаты участникам программы, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях

врачи — 1 миллион рублей;

фельдшеры — 500 тысяч рублей.

врачи — 1,5 миллиона рублей;

фельдшеры — 750 тысяч рублей.

Постановлением правительства Ленинградской области от 26.02.2018 № 52.

Постановление правительства Ленинградской области от 17.03.2020 № 128.

врачи — 1 миллион рублей;

фельдшеры — 500 тысяч рублей.

Программа предусматривает предоставление гражданам социальных выплат из федерального, областного и местного бюджетов на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 70% от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.

В каждом регионе предусмотрены собственные льготы для молодых специалистов, приходящих в бюджетную сферу. Уточнить информацию можно на официальных порталах органов власти.

1
2

В качестве примера — размер региональных субсидий на приобретение жилья учителям и НПА.

Размер единовременной компенсации учителю, прибывшему на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тысяч человек

Распоряжение Министерства образования Московской области от 18.12.2019 № 93

Постановление правительства Ленинградской области от 27.12.2019 № 632

Постановление правительства Кемеровской области № 748 от 25.12.2019

Приказ департамента образования № 366 от 21.02.2020

Постановление правительства Ростовской области № 646 от 17.10.2018

Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 964 от 18.12.2019

ВАЖНО! Размер компенсации в Дальневосточном федеральном округе составляет 2 млн рублей.

Что необходимо для оформления

Чтобы получить единовременную субсидию в рамках госпрограмм, необходимо собрать такой пакет документов — предоставляются копии:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • трудовой договор заверенный работодателем;
  • трудовая книжка; диплом об окончании образовательного учреждения с приложением;
  • удостоверение об окончании клинической интернатуры (ординатуры);
  • действующий сертификат специалиста;
  • реквизиты счета, открытого работником в кредитной организации для перечисления выплаты;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет; страховое пенсионное свидетельство;
  • справка об отсутствии целевых обязательств.

Социальная выплата используется:

  • на приобретение жилого помещения в оговоренной местности, находящегося в эксплуатации не более пяти лет с момента его ввода;
  • на строительство жилого дома, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
  • на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.

При получении субсидии молодым специалистом или членом молодой семьи берется обязательство работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Бородина Алла Ивановна

В последнне время нередко возникает проблема с тем, чтобы брать или не брать классное руководство. Как правило, учителя начальных классов выбора лишены. Хочешь не хочешь, а возьмёшь, так как ты один "и швец, и жнец, и на дуде игрец". А вот с средним и старшим звеном всё гораздо интереснее. Там можно и отказатьться от данной трудовой повинности. Но всегда ли это возможно? Кому это под силу? Как администрация реагирует на отказ?

Чмиль Светлана Николаевна

3 раза была выпускающим классным руководителем в сборных 10-11 классах. Решила - с меня довольно. Алла Ивановна! Если отказ от классного руководства - Ваша принципиальная позиция, то держитесь до конца! Дадите почувствовать, что сомневаетесь, то прессинг обеспечен. Администрация будет очень не довольна, особенно, если Вы к классному руководству относитесь ответственно. Однако, выстоять можно, сложно сказать "нет" в первый раз.

Добрый день, Алла Ивановна! Прочла заметку, решила откликнуться.Я без класса не представляю работу, но в последнее время всё меньше желания быть кл.руководителем.А на днях директор родной школы заявил очень громким голосом, что мы не воспитываем детей. Я очень обиделась на такие слова, ведь столько сил и терпения отдаёшь детям , стараешься, а оказывается даже директор этому не верит.

Болотова Ольга Леонидовна

Я думаю, что учитель работающий в школе, не может не иметь классного руководства. Я работаю в школе 37 лет и всегда имела классное руководство. Это здорово!

Есина Алёна Викторовна

Ольга Леонидовна,я тоже считаю,что классное руководство - это здорово!

Бородина Алла Ивановна

Я отказалась от классного руководства ещё 3 года назад. Хотя класс у меня был хороший, активный, явных нарушителей не было, старались учиться. И отношения у меня с детьми были хорошие. Жалко было бросать. Но. Работы всегда выше крыши (одни звонки родителям отнимали уйму денег и времени), и всё равно "ничего не делаете". Я тоже обиделась. А ещё было обидно за детей. Если класс благополучный, зачем искусственно создавать проблемы. А у нас это принято.

Чмиль Светлана Николаевна

Лучше человека не доругать, чем перехвалить. Но об этом почему-то не помнит администрация!

Согласна с Вами на все 100%.И ещё , если хвалят и награждают, то одних и тех же.Нужно жить дружно с администрацией. Ни дай Бог сказать им слова правды.

Орлова Елена Алексеевна

В жизни много несправедливости,согласна с Вами!

Кошелева Лидия Анатольевна

Вы правы, но дружно жить с администрацией так трудно, особенно, если ты в возрасте, а администратор много моложе тебя и не хочет ничего понимать.

Загирова Румия Ахатовна

Я тоже отказалась от классного руководства в силу того, что у меня только одна половина класса (английская). А французскую вижу только на классных часах, переменах, пятиминутках. Конечно, это не причина, но все - таки. На классного руководителя возложили все. Как будто родителей у детей нет.

Бородина Алла Ивановна

Есть ли у вас в школе перечень должностных обязанностей классного руководителя? Такое ощущение, что эти обязанности не ограничены. "Мы в ответе за всё".

Чмиль Светлана Николаевна

Думаю, в каждом ОУ есть локальный акт о классном руководстве. Но сомневаюсь, что в нем прописано, что классрук должен: 1. тратить свои деньги на телефонные разговоры с родителями, 2. заниматься пересчетом оплаты за питание, 3. разруливать ситуацию ученика Х, который нахамил учителю У, а маме нет дела до этих мелочей,и 4-ое и 5-ое и 155-ое. Обязанности классного руководителя очень эластичны и растягиваются администрацией под любую ситуацию - "Вам же за классное руководство платят. ".
Поэтому последний класс выпустила и пообещала себе, что если передо мной положат лист, на котором нужно будет написать заявление на классное руководство или на увольнение, то я еще хорошо подумаю, какое из них писать.

Бачурина Елена Геннадьевна

Действительно, из-за кл.руководства одна проблема за другой, а основная зарплата - это наша почасовая нагрузка.

Кошелева Лидия Анатольевна

Обязанности точно не ограничены!

Загирова Румия Ахатовна

Обязанности прописаны в Уставе школы. Только о них никто не помнит. Мне кажется, что пора классных руководителей сделать освобожденными!

Литвинова Эльвира Александровна

Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце моет помочь в чём -то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем. Встреча с родителями учеников - как раз такой случай.
Одна мудрая восточная пословица гласит: " Хочешь прибежать первым - беги один". Очень правильные слова.. Стоит учителю лишь один раз оступиться, выбрать неправильный тон, проявить бестактность, словом позволить своему сердцу быть слепым и глухим - и ряды соратников поредеют. Мудрый учитель, классный руководитель не допустит этого.

В прошлом году выпустила 11 класс-достаточно "трудный". Больше классным руководителем быть не хочу. И дело не в детях и даже не том, что нужно выполнять, работая с учениками и их родителями. Самое страшное - это нескончаемое количество отчётов, списков и других бумаг, которые КАЖДЫЙ ДЕНЬ нужно составлять, заполнять, писать и переписывать! Это страшно.

Чмиль Светлана Николаевна

Совершенно согласна с Вами, Анастасия Сергеевна!

Бородина Алла Ивановна

Какого бы вопроса мы с вами, коллеги, не коснулись, везде всплывает бумажная волокита. От бумаг папки пухнут. И важным становится не работа с детьми, а вовремя написанная формальная бумажка. У нас в городе после последнего звонка погиб мальчик-девятиклассник (утонул по причине алкогольного опьянения). Виноватыми оказались директор школы, завуч и классный руководитель, так как не сумела предотвратить ситуацию. А как её было предугадать,если родители сами купили спиртное, приготовили закуску и проводили детей на природу к реке. .

Школа всегда крайняя, потому что она воспитывает, что нельзя сказать о многих родителях. Они заняты своими делами. Классный руководитель и мама, и папа, и бабушки с дедушками. А если ни дай Бог ,что случится, то виноват прежде всего классный руководитель.

Лебедева Елена Васильевна

Полностью с вами согласна,Лилия Геннадьевна. Раньше хоть какие-то копейки вознаграждения платили (да и тех не хватало на телефонные звонки, нужды класса),зато на всю страну раструбили о такой прибавке.А теперь "тихо" просто перестали платить и их.А между тем многие из нас так и продолжают быть для этих детей порой самым близким человеком, потому что родители вечно заняты.

Миляева Виктория Владимировна

Свой первый 11 класс я выпустила в 1998, потом был достаточно большой перерыв, так как в нашем лицее были освобожденные классные воспитатели. Какое это было счастье. Учителя вели уроки, воспитатели занимались всеми внеклассными делами, у всех на все хватало времени. Теперь все по-другому - нет финансирования. Я выпустила классы в 2007, 2009, 2010 и выпускаю в этом году.Сказать, что трудно - ничего не сказать. Захлебываешься в отчетах, справках, заявках на питание и т.д. По-моему глубокому убеждению классным руководством должны заниматься люди, у которых к этому лежит душа, тогда и формализма в работе будет меньше.Идеальный вариант, на мой взгляд, те же классные воспитатели, вот только где взять на это денег?

Орлова Елена Алексеевна

Совершенно с Вами согласна! Достойная зарплата,освобождённый классный руководитель-воспитатель-это замечательно!

Классный воспитатель- лучший вариант! Интересно,а как у них- на "западе", с этим дело обстоит?


И снова о классном руководстве. Критерии для поручения обязанностей и кому могут отказать

В Областную организацию Профсоюза поступило несколько запросов, связанных с классным руководством. Членов Профсоюза интересовало следующее. Какими нормативными документами должен руководствоваться руководитель школы при назначении классного руководителя? Могут ли быть какие-то предпочтения, критерии? Вправе ли руководитель школы отказать педагогу в назначении классным руководителем?

Разъяснение дает юридическая служба Областной организации. Выполнение обязанностей по классному руководству осуществляется посредством установления данного условия в трудовом договоре. Если трудовой договор заключен, то это производится путем заключения между сторонами трудовых отношений дополнительного соглашения к трудовому договору. Деятельность по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации. Кроме того, в данном дополнительном соглашении указывается размер доплаты за данную работу.

Критерии для поручения обязанностей классного руководителя следующие:

- занятие должности педагогического работника;

- письменное согласие работника.

Отказ в выполнении обязанностей классного руководителя (если желание их выполнять исходит от педагога) должен быть обоснованным и не связанным с межличностными отношениями между конкретным педагогом и руководителем образовательной организации. При этом для того, для того, чтобы отменить выполнение обязанностей классного руководителя в середине учебного года и поручить эти обязанности другому педагогу, необходимо наличие объективных оснований (т.е. основания не должны носить субъективный характер), которые свидетельствуют о ненадлежащем исполнении их педагогическим работником, который выполнял данные обязанности до настоящего времени. Для снятия неопределенности с этим вопросом Ростовская областная организация Профсоюза рекомендует закреплять соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.

Согласно п. 2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору), где указывается:

- выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).

1. педагогические работники могут осуществлять классное руководство с выплатой соответствующего денежного вознаграждения не более чем в двух классах. При этом деятельность педагогического работника по классному руководству и в одном, и во втором классе осуществляется только с его письменного согласияс установлением денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый из двух классов (п. 3 Письма);

2. выплата денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5 000 рублей выплачивается дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года из бюджета субъекта РФ, снижение размера которой не допускается. При этом рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта РФ, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе. Одновременно рекомендуется при этом не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов (п. 5 Письма).

3. Согласно п. 6 Письма денежное вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника, в связи с этим оно:

- выплачивается педагогическим работникам одновременно с выплатой заработной платы;

- учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме;

- учитывается при определении отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4. В соответствии с п. 7 Письма деятельность, по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации. Осуществление педагогическими работникам классного руководства с выплатой денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый класс, а также с дополнительной выплатой (доплатой) из средств бюджета субъекта РФ относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника. При надлежащем осуществлении классного руководства каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства в классах:

- недопущение в течение учебного года и в каникулярный период изменений размеров выплат педагогическим работникам за классное руководство или отмена классного руководства в конкретном классе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества классов;

- преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год;

- определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство в классах одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года с тем, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство;

- временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагогического работника, осуществляющего классное руководство, другим педагогическим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;

- возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.

5. При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них осуществлять классное руководство на одного педагогического работника с его письменного согласия может быть возложено классное руководство в двух классах. Классное руководство может быть также возложено на одного педагогического работника в двух классах временно в связи с заменой длительно отсутствующего другого педагогического работника по болезни или другим причинам. В случае необходимости классное руководство может также осуществляться учителями из числа руководителей и других работников общеобразовательной организации, ведущих учебные занятия в данном классе (п. 8 Письма).

6. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных организаций, а также периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками педагогических работников, являются для работников рабочим временем. За время работы в указанные периоды оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены (приостановки) для обучающихся занятий по указанным выше причинам с учетом денежного вознаграждения в размере 5000 рублей и других выплат за классное руководство.

Читайте также: