Может ли избранный президент приступить к исполнению своих обязанностей если он не принес клятву

Обновлено: 19.05.2024

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Комментарий к Статье 92 Конституции РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи, закрепляя непрерывность функционирования конституционно-правового института Президента и его преемственность, формулирует механизм передачи властных полномочий, составляющих юридическое наполнение этого института. Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги. Отсюда следует, что дата избрания Президента и исчисление срока его пребывания в должности не совпадает с моментом, когда лицо, избранное Президентом, становится реальным носителем соответствующих полномочий. Закон о выборах Президента РФ установил следующие сроки вступления Президента в должность: избранный Президент вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента, - на 30-й день со дня официального опубликования ЦИК РФ общих результатов выборов Президента. Тем самым, с одной стороны, гарантируется выполнение воли народа, передавшего избранному Президентом лицу право на осуществление власти, с другой стороны, устанавливается определенная гарантия от узурпации власти лицом, потерявшим в силу истечения срока легислатуры права на власть.

Что же касается прекращения исполнения полномочий Президента, комментируемое положение связывает его с истечением срока пребывания в должности и моментом принесения присяги вновь избранным Президентом.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает основания досрочного прекращения исполнения Президентом полномочий. В их числе - отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия, отрешение от должности.

При этом едва ли возможно указанные основания считать исчерпывающими, поскольку Конституция имеет в виду прекращение исполнения полномочий не "абстрактным" Президентом, а лицом, состоящим в должности. Следовательно, к указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции основаниям следует отнести смерть Президента, утрату им гражданства РФ или приобретение гражданства иностранного государства, переезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, т.е. утрату права на избрание, как оно определено в ч. 2 ст. 81 Конституции РФ (см. комментарий к ней).

Отставка представляет собой добровольный отказ Президента от занимаемой им должности. Конституция не требует от Президента мотивации отставки, как не допускает ее возможности в пользу другого лица либо прекращения (отзыва) ранее заявленной отставки. В частности, Указом от 31.12.1999 N 1761 "Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации" первый Президент РФ объявил о своей отставке и досрочном прекращении полномочий. Этим же Указом он, основываясь на ст. 92 Конституции, возложил временное исполнение полномочий главы государства на Председателя Правительства РФ.

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является следующим конституционным основанием прекращения исполнения лицом, состоящим в этой должности, полномочий Президента. В отличие от отставки, которая всегда может быть результатом только добровольного волеизъявления Президента и его личного выбора, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие по Конституции Президенту полномочия обычно трактуется как основание, которое может быть использовано как самим Президентом, так и иным образом. В действительности, однако, речь в Конституции идет о случаях, когда глава государства не сознает ситуации и своей неспособности адекватно осуществлять полномочия (в противном случае он может подать в отставку), в силу чего возникают угрозы государству и нормальному функционированию всего государственного механизма, "здоровье" которого в огромной мере зависит именно от Президента.

Конституционный Суд РФ по запросу Государственной Думы дал официальное толкование ч. 2 ст. 92 Конституции в Постановлении от 11.07.2000 N 12-П. В данном Постановлении, в частности, указывалось следующее: "Досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации. В таком случае - в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания - волеизъявление Президента Российской Федерации может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. Приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом Российской Федерации своих полномочий или добровольной его отставкой.

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента Российской Федерации от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента Российской Федерации". Из этого толкования Конституционного Суда следует необходимость принятия федерального закона, конкретизирующего конституционную процедуру прекращения полномочий Президента по причине стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Отрешение Президента Российской Федерации от должности - третье конституционное основание досрочного прекращения Президентом исполнения своих полномочий.

На содержании этого основания и его конституционного регулирования, по-видимому, сказались события предшествующего периода политической и правовой истории России с характерными для нее неоднократными попытками отрешения Президента от должности; во всяком случае этому основанию посвящена отдельная статья Конституции (см. комментарий к ст. 93). В комментируемой же ч. 2 ст. 92 Конституции оговаривается, что в случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий по одному из указанных ранее оснований выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Тем самым Конституция накладывает на федерального законодателя обязанность разрешить этот вопрос и определяет основные параметры такого разрешения: должны состоятся выборы нового Президента и они должны состоятся не позднее трех месяцев с момента, когда Российское государство осталось без Президента (см. комментарий к ст. 93).

3. Одновременно комментируемая статья устанавливает, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. При этом для временно исполняющего обязанности Президента РФ Конституция, казалось бы, устанавливает только три ограничения: он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

В действительности, однако, Председатель Правительства, принявший на себя полномочия Президента, не растворяется в этих полномочиях и, как следует из смысла комментируемого положения, не утрачивает статуса Председателя Правительства. Председатель Правительства временно заменяет Президента, имеет все его права и обязанности, за исключением специально оговоренных в комментируемой статье. Однако он не приобретает личного правового статуса Президента и его протокольных прав; в связи с этим Председатель Правительства осуществляет права и обязанности Президента не как его заместитель, но как Председатель Правительства, и именно в этом смысле не замещает, а заменяет Президента. Председатель Правительства в данном случае выступает в качестве как бы представителя самого конституционного института Президента, но не заместителя Президента. Такое понимание вытекает и из практики реализации комментируемых положений ст. 92. В частности, одновременно с Указом Президента РФ от 31.12.1999 N 1761 был издан Указ исполняющего обязанности Президента N 1762, которым он объявил о том, что приступает к временному исполнению полномочий Президента.

Кроме того, словосочетание "во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности", предполагает, во-первых, более широкий круг оснований досрочного прекращения полномочий главой государства, чем это предусмотрено ч. 2 комментируемой статьи (отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности), это перечень, как отмечено в комментарии к ч. 2 данной статьи, который может быть дополнен; во-вторых, охватывает и те случаи, когда Президент временно не в состоянии выполнять свои обязанности, например его болезнь, которая, однако, не влечет досрочного прекращения полномочий. Этим в том числе обусловлена необходимость законодательной регламентации условий и порядка временного исполнения Председателем Правительства РФ обязанностей главы государства.

Может ли избранный Президент Российской Федерации приступить к исполнению своих президентских обязанностей, если при вступлении в должность он не принес клятву?

  • • Может, пообещав сделать это позднее
  • • Может, поставив свою подпись под текстом клятвы заочно
  • • Может, так как клятва – это формальный акт
  • Не может

С какого момента обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника)?

  • • С момента предъявления обвинения
  • • С момента заключения под стражу
  • С любого момента
  • • С момента задержания

Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина является:

  • • Конституционный Суд Российской Федерации
  • • Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
  • Президент Российской Федерации
  • • Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Как при осуществлении правосудия используются доказательства, полученные с нарушением федерального закона?

  • • Такие доказательства не могут быть использованы для отягчения вины обвиняемого
  • • Такие доказательства должны быть оформлены в соответствии с федеральным законом и затем могут быть использованы
  • • Такие доказательства могут быть приобщены к уголовному делу, но не рассматриваются в суде
  • Использование таких доказательств не допускается

До какого момента обвиняемый считается невиновным?

  • До вступления в законную силу приговора суда
  • • До момента задержания правоохранительными органами
  • • До момента заключения под стражу
  • • До момента официального предъявления обвинения

Какое наименование нашего государства закреплено в Конституции Российской Федерации?

  • • Россия, Русь, Российская Федерация
  • Российская Федерация, Россия
  • • Россия, Российская Федеративная Республика
  • • Российская Федерация, Российское Государство

В каком случае распускается Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации?

  • После трехкратного отклонения представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации
  • • При избрании нового Президента Российской Федерации
  • • В случае отставки Правительства Российской Федерации
  • • Если Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выразила недоверие Правительству Российской Федерации

Кто осуществляет назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей?

  • • Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
  • • Председатель Правительства Российской Федерации
  • • Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  • • Президент Российской Федерации


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 92 Конституции Российской Федерации

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи Конституции Российской Федерации установлены временные рамки правового статуса Президента Российской Федерации. Он приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом страны. Таким образом, законодательно установлены общие положения временных рамок правового статуса президента.

Исключениям из общего правила посвящен второй пункт комментируемой статьи — основаниям досрочного прекращения полномочий Президента.

В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента Российской Федерации.

В комментируемой ч. 92 статьи Конституции России указаны три способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности. Рассмотрим каждый из них.

Однако возникает практический вопрос: наступает ли для Председателя Правительства исполнение обязанностей Президента при отставке последнего автоматически или Председатель должен официально объявить о начале исполнения обязанностей? Во избежание недоразумений, было бы полезным толкование ст. 92 Конституции со стороны Конституционного Суда РФ. Можно предложить следующее толкование: поскольку Конституция говорит лишь об отставке Президента и не предусматривает того, что кто-то такую отставку может принять, начало развития событий вызывается фактором официального объявления Президентом об отставке, которая, как сказано, подается в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет о ней в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению.

Состояние здоровья. При решении вопроса о судьбе полномочий Президента в связи с состоянием здоровья возможны две ситуации.

Вторая ситуация. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение. Что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно спросить, например, при стойкой потере сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего значения, например, при наступивших глухоте, слепоте.

3. Положение ч. 3 ст. 92 Конституции посвящено случаям, на которые распространяется временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РФ и что вправе (а чего не вправе) делать последний в данное время. Прежде всего, как уже можно было видеть, имеются все основания для расширительного толкования нормы ч. 3 ст. 92 в ее связи с ч. 2: к Председателю Правительства обязанности Президента переходят во всех случаях досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом (отставка, состояние здоровья, отрешение от должности) и при замещении Президента.

Хайретдинов Р.Д., аспирант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Статья посвящена юридической природе присяги, приносимой при вступлении в должность Президента Российской Федерации. Автор на основе норм российского конституционного права рассматривает юридические аспекты принесения присяги при вступлении в должность Президента России. Принесение присяги гражданином, избранным на должность Президента РФ, характеризуется автором как особый юридический факт. В статье также затрагивается проблема правовых последствий непринесения присяги при вступлении в должность Президента России или ее принесения с нарушениями конституционной процедуры.

The article is devoted to legal nature of the Presidential Oath. The author on the basis of Russian constitutional law considers legal aspects of the Presidential Oath. The adjuration of the citizen elected to the post of President of the Russian Federation is characterized by the author as a special legal fact. The articles deals with the problem of legal effects of non-adjuration or adjuration with violations of constitutional procedure .

Khairetdinov R.D. Legal nature of the oath of the president of the RF.

Согласно ч. 1 ст. 82 Конституции Российской Федерации при вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации (ч. 2 ст. 82 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции РФ Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

Положениями ст. 82 и ч. 1 ст. 92 Конституции РФ исчерпывается правовое регулирование принесения присяги при вступлении в должность Президента РФ .

В конституционно-правовой истории России существовал Закон РСФСР от 27 июня 1991 г. "О вступлении в должность Президента РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 26. Ст. 880), статьи 2 и 3 которого регулировали вопросы принесения присяги Президентом РСФСР (Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288 "О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 52. Ст. 5086) названный Закон РСФСР признан не действующим и не подлежащим применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами).

Между тем принесение присяги при вступлении в должность Президента РФ - это не только торжественная церемония и символическая процедура, но и юридический факт. Как и любой другой юридический факт, принесение присяги при вступлении в должность Президента РФ влечет определенные изменения в динамике правоотношений - одни правоотношения возникают, другие прекращаются.

На наш взгляд, можно выделить следующие юридические последствия принесения присяги при вступлении в должность Президента РФ:

  1. избранный гражданин вступает в должность Президента РФ, т.е. может в полном объеме осуществлять функции и реализовывать полномочия Президента РФ в течение установленного Конституцией РФ срока;
  2. гражданин, занимавший должность Президента РФ, т.е. являвшийся Президентом РФ, перестает быть Президентом РФ, утрачивает соответствующий статус и не может осуществлять никакие функции и реализовывать никакие полномочия Президента РФ, за исключением случая, когда этот же гражданин избран на должность Президента РФ на второй срок подряд;
  3. гражданин, избранный на должность Президента РФ, вступает в конституционно-правовые и трудовые правоотношения с Российской Федерацией в качестве Президента РФ, одновременно прекращаются конституционно-правовые и трудовые правоотношения с Российской Федерацией в качестве Президента РФ гражданина, занимавшего должность Президента РФ, за исключением случая, когда этот же гражданин избран на должность Президента РФ на второй срок подряд;
  4. когда гражданин, избранный на должность Президента РФ, становится субъектом конституционно-правового отношения, другой стороной является многонациональный народ Российской Федерации, при этом Президент РФ - обязанный субъект такого правоотношения, а народ - управомоченный.

Рассмотрим приведенные обстоятельства подробнее.

Итак, момент принесения присяги при вступлении в должность Президента РФ совпадает с моментом начала течения конституционного срока полномочий Президента РФ. После принесения присяги гражданин, избранный на должность Президента РФ, и становится Президентом РФ (ч. 1 ст. 92 Конституции РФ) . В связи с этим представляется некорректной формулировка ч. 1 ст. 82 Конституции РФ, гласящая, что при вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу присягу. На наш взгляд, правильнее говорить, что при вступлении в должность Президента РФ гражданин, избранный на эту должность, приносит народу присягу. До принесения присяги народу гражданин еще не может считаться Президентом РФ.

Уже упоминавшийся Закон РСФСР "О вступлении в должность Президента Российской Федерации" предусматривал (ст. 3), что с момента принесения присяги Президент РСФСР и вице-президент РСФСР считаются вступившими в должность, сложившими полномочия народных депутатов и освобожденными от других должностей.

В этой связи хотелось бы отметить введение в российское конституционное право понятия вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации. Согласно Указу Президента РФ от 3 марта 2008 г. N 295 "О статусе вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации" Администрации Президента РФ поручалось обеспечивать деятельность вновь избранного и не вступившего в должность Президента РФ, Федеральной службе охраны РФ - предоставлять вновь избранному и не вступившему в должность Президенту РФ государственную охрану на период до официального объявления о его избрании Президентом РФ и по согласованию с Администрацией Президента РФ обеспечить выделение вновь избранному и не вступившему в должность Президенту РФ официальной резиденции. Практическая необходимость появления такого статуса совершенно неочевидна. Получается, что одновременно сосуществуют два Президента РФ - действующий и вновь избранный и не вступивший в должность. Конечно, это не обязательно означает наличие ситуации двоевластия (ситуации фактической, а не юридической), но по крайне мере с точки зрения терминологии явно неудачно. По нашему мнению, неправильно называть гражданина, избранного на должность Президента РФ, но еще не вступившего в эту должность, Президентом Российской Федерации.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 10 (часть II). Ст. 905.

Одновременно со вступлением в должность Президента РФ гражданина, избранного на эту должность, т.е. после принесения им присяги, гражданин, занимавший должность Президента РФ до него, утрачивает соответствующий статус и полномочия Президента РФ. Безусловно, это не исключает участие такого гражданина в организационных действиях, связанных с передачей дел новому Президенту РФ.

Мы считаем, что принесение присяги при вступлении в должность Президента РФ - это и момент возникновения трудовых правоотношений с участием гражданина, вступившего в должность Президента РФ. Гражданин, вступающий в должность Президента РФ, конклюдентными действиями (принесение присяги народу) фактически заключает своеобразный трудовой договор с работодателем, которым в данном случае, по нашему мнению, выступает Российская Федерация .

Можно провести неполную аналогию между положением Президента РФ как участника трудовых правоотношений и положением руководителя организации, которая выступает работодателем по отношению к своему руководителю, а руководитель при этом представляет организацию-работодателя в отношениях с другими работниками этой организации, т.е., будучи сам работником, является представителем работодателя.

С точки зрения действующего трудового законодательства РФ отнесение Президента РФ к категории работников, на которых распространяются нормы трудового права, казалось бы, весьма спорно. Тем не менее определенные основания для такой постановки вопроса, на наш взгляд, существуют. Конечно, Президента РФ нельзя уволить с занимаемой должности или подвергнуть иному дисциплинарному взысканию, привлечь к материальной ответственности как работника, но в то же время Президент РФ получает денежное вознаграждение за исполнение своих полномочий из средств федерального бюджета, пользуется отпусками, соблюдает определенный режим своего труда, т.е. вполне можно говорить о наличии некоторых признаков трудовых отношений с его участием.

Еще одним юридическим последствием принесения присяги при вступлении в должность Президента РФ является то, что гражданин, вступивший в должность Президента РФ, становится обязанной стороной особого конституционно-правового отношения, управомоченным субъектом которого выступает многонациональный народ Российской Федерации. Данный вывод следует из содержания ч. 1 ст. 82 Конституции РФ, где сказано о принесении присяги именно народу. Кроме того, любая присяга предполагает принятие принесшим ее лицом определенных обязательств преимущественно морального характера. Присяга в форме клятвы подчеркивает особое значение таких обязательств. Иными словами, давая клятву уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу, гражданин, вступающий в должность Президента РФ, фактически берет на себя обязательство (обещает) осуществлять все эти действия, вести себя в соответствии с приносимой присягой в течение всего конституционного срока президентских полномочий.

Многонациональный народ Российской Федерации, которому присяга приносится, является в данной ситуации управомоченной стороной конституционного правоотношения. Он вправе требовать от Президента РФ такого поведения, которое бы в полной мере соответствовало присяге, принесенной гражданином при вступлении в должность Президента РФ.

Следует признать, что в российском конституционном праве отсутствуют правовые механизмы понуждения Президента РФ к соблюдению присяги, принесенной им при вступлении в должность, отсутствует конституционно-правовая ответственность Президента РФ за нарушение данной им до вступления в должность присяги .

Так, нарушение Конституции РФ Президентом РФ при исполнении им своих полномочий не является основанием для отрешения Президента РФ от должности.

Таким образом, рассматриваемое конституционно-правовое отношение носит характер скорее идеального, чем реального обязательства. Оно обусловлено природой демократического государства, в котором источником власти является народ, а государственная власть народу подотчетна. На практике, конечно, степень соответствия этих деклараций действительности может заметно различаться.

Интересным представляется вопрос о возможных юридических последствиях непринесения присяги при вступлении в должность Президента РФ или ее принесения с ошибками.

Согласно ст. 82 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом, вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах Президента РФ, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента РФ, - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента РФ.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 2. Ст. 171.

О принесении присяги при вступлении в должность Президента РФ говорится в ч. 1 ст. 82 Конституции РФ. При этом согласно ч. 1 ст. 92 Конституции РФ с момента принесения присяги Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий. Однако вряд ли можно говорить о том, что в случае непринесения присяги при вступлении в должность Президента РФ гражданин тем не менее вступает в должность Президента РФ (в силу истечения определенных сроков, предусмотренных федеральным законодательством), но не приступает к исполнению президентских полномочий. Вступление в должность Президента РФ и начало исполнения полномочий Президента РФ суть синонимы, совпадающие по времени моменты. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции РФ принесение присяги при вступлении в должность Президента РФ является обязательным и необходимым условием для того, чтобы вступление в должность Президента РФ состоялось, гражданин, избранный на должность Президента РФ, стал Президентом РФ и получил соответствующий статус, мог приступить к исполнению президентских полномочий.

Таким образом, непринесение присяги при вступлении в должность Президента РФ, а равно искажение текста присяги при ее принесении имеют своим следствием то, что гражданин, избранный на должность Президента РФ, несмотря на истечение предусмотренных федеральным законодательством сроков, не может считаться вступившим в должность Президента РФ конституционным путем и рассматриваться в качестве законного (легитимного) Президента РФ. Теоретически можно представить экстравагантную ситуацию, когда гражданин, избранный на должность Президента РФ, в силу неспособности по состоянию здоровья не может произнести слова присяги, предусмотренные Конституцией РФ. В таком случае, по нашему мнению, процедурные нормы Конституции РФ будут соблюдены, если этот гражданин поставит свою подпись под текстом присяги, поскольку по большому счету из нормы ч. 1 ст. 82 Конституции РФ не следует, что присяга может быть принесена только устно.

Представляется целесообразным письменно фиксировать момент устного принесения присяги при вступлении в должность Президента РФ путем проставления гражданином, принесшим присягу устно, подписи под текстом присяги с указанием своего полного имени, а также точного времени принесения присяги. Это позволит исключить возможные споры относительно того, с какого момента лицо стало Президентом Российской Федерации и соответственно на это лицо стал распространяться режим неприкосновенности, предусмотренный ст. 91 Конституции РФ.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Процедура вступления Президента РФ в должность не урегулирована специальным нормативным актом, однако Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014) "О выборах Президента Российской Федерации" в ст. 82 устанавливает, что глава государства вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения шести лет назначены повторные выборы - на тридцатый день со дня официального опубликования ЦИК РФ общих результатов выборов.

Церемония инаугурации является мероприятием государственного масштаба, фиксирующим официальное вступление законно избранного Президента РФ. Именно с момента принесения присяги. Президент приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч. 1 ст. 92).

Текст присяги содержит в юридическом и моральном плане обязательства: признание высшей ценностью человека, его прав и свобод и в связи с этим принятие обязанности уважать и охранять их; обязательство соблюдать и защищать Конституцию РФ – документа высшей юридической силы как основу конституционного строя страны; провозглашение готовности и решимости защищать само существо государства, его суверенитет, независимость, безопасность и целостность; торжественное обещание верой и правдой служить своему народу, давшему ему право на управление государством.

2. Конституция РФ предусматривает два основных условия принесения присяги вновь избранным Президентом РФ: торжественная обстановка и присутствие официальных представителей высших органов власти – парламентариев и судей Конституционного Суда РФ. Присутствие на процедуре вступления в должность главы государства народных представителей в лице законодателей говорит о демократическом характере президентства. Обращаясь к ним, Президент приносит свою клятву всему многонациональному народу России, делегировавшему ему властные полномочия. Необходимость участия судей высшего суда конституционного контроля удостоверяет вступление избранного Президента в должность с и служит гарантией легитимности прихода Президента на должность.

Принесение присяги народу при вступлении в должность – важный момент обретения Президентом РФ своей должности, возможность, в том числе и через свою торжественность, осознать всю меру ответственности перед народом и обществом, ощутить себя выразителем интересов уже не какой-то одной политической силы, а именно главой государства, то есть выразителем общих интересов. Таким образом, акт принесения присяги имеет важное юридическое значение: с одной стороны, это обязывающая Президента клятва перед народом верно служить ему, с другой – правовой указатель, с которого начинается отсчет времени президентства конкретного лица.

Сам характер присяги говорит о необходимости ее открытости и публичности. Детали проведения церемонии ее осуществления каждый раз меняются. Указом Президента РФ от 5 августа 1996 г. N 1138 "Об официальных символах президентской власти и их использовании при вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации", действовавшим до мая 2000 г., было установлено, что символами президентской власти являются штандарт (флаг) Президента РФ, Знак Президента РФ, представляющий собой орден "За заслуги перед Отечеством" I степени с цепью, и специально изготовленный в единственном экземпляре официальный текст Конституции РФ. 27 июля 1999 г. Указом Президента РФ "Об утверждении описания символа президентской власти - Знака Президента Российской Федерации" был утвержден новый символ президентской власти - Знак Президента РФ передаваемый Президенту РФ как главе государства на период его полномочий.

До инаугурации статус вновь избранного, но не вступившего в должность Президента регулируется Указом Президента РФ от 3 марта 2008 г. N 295 "О статусе вновь избранного и не вступившего в должность президента Российской Федерации".

Читайте также: