Может ли инструктор по вождению отказаться от ученика

Обновлено: 30.06.2024

Инструктор по вождению Павел Никифоров

— Павел, что самое важное в обучении?

— Желание учиться. Особенно это касается молодежи лет 18−19. У них такая установка: просто отходил на 27 занятий, инструктор за них понажимал на педали, покрутил руль, и все — они готовы, знания к ним пришли каким-то образом сами. Так не бывает. Если человек сам на занятиях не работает, не включает голову, то какой бы гениальный инструктор ни был, ничего не получится.

— С учениками какого возраста вам проще работать?

— Мне проще работать с людьми 25—35 лет. У них хорошая обучаемость. Они внимательно слушают инструктора, стараются все сделать правильно и запоминают советы учителя.

— Проще работать с женщинами или мужчинами?

— Сколько нужно уроков, чтобы научиться нормально водить машину?

— Я абсолютно уверен, что научить можно любого. Но количество уроков индивидуально. У нас по программе 27 уроков — это среднее число занятий, за которое дается база, преподаются навыки проезда перекрестков, основных маневров. Все это помогает сдать ученику экзамен. Сейчас правила сдачи очень сложные, но основные навыки вождения человек получает самостоятельно, уже после экзамена. Это дается только через личный опыт без страховщика рядом. Думаю, чтобы водить хорошо и уверенно, нужно года два. Причем надо кататься не в пятницу вечером до дачи, а по городу. Новичок должен понимать, что другие водители не ездят по правилам и ездят не так, как мы его учили.

Инструктор по вождению Павел Никифоров

— У вас были особо способные или, наоборот, очень трудные ученики?

— У меня есть ученик, которым я горжусь. Девушка пришла учиться с нуля. Ей было очень тяжело. Только на девятое занятие мы смогли кое-как выбраться с площадки. Выезд был очень эпичный. Мы, конечно, не улетели никуда, но были близки к этому. Девушка боялась всего: дорог, машин… В какой-то момент она пропала на месяц. А потом снова появилась, и все началось по новой. Она оказалась трудягой. Вызубрила правила дорожного движения, мне не нужно было говорить, что означает тот или иной знак. Очень старалась, дополнительно ездила с мужем, на каждое занятие приходила с кучей вопросов, они у нее были записаны в блокноте. И у нас пошло. К 22-му занятию она настолько уверенно стала вести себя за рулем, что за оставшиеся пять уроков мы объездили весь город. Но сдала экзамен она не с первого раза. Сначала разнервничалась, не справилась с заданием, хотя правил не нарушила. Во второй раз выбрала неудачно место для разворота. Была зима, наледь, их занесло на сугроб. А в третий раз прошла все без изъянов. Я ее сейчас вижу иногда — водит, улыбается, машет рукой. Видишь, что твоя работа не прошла даром.

— Когда ученик буквально входит в ступор на дороге, что делаете?

— Прежде всего, мы, конечно, убираем машину с дороги. Затем можно выйти и подышать глубоко, прийти в себя. Такие ситуации часто бывают. Это естественно — нервозность, паника, страх перед другими автомобилями. Опыта у ученика мало, а движение у нас сейчас очень интенсивное.

— Как реагируют на учебный автомобиль другие водители?

— По-разному. Кто-то начинает сигналить, но не знаю, с какой целью: ученик от этого быстрее не поедет. Примерно 50 на 50: кто-то пропускает, терпеливо ждет, понимая, что это ученик. Кто-то жмет усиленно сигнал.

— В какое время года лучше учиться водить?

Павел Никифоров

— А в ДТП с учениками попадали?

— Нет, с учениками не попадал, тьфу-тьфу-тьфу! Я же для этого и сижу здесь, чтобы контролировать всю ситуацию.

— Бывало ли, что вы отказывались дальше заниматься с учеником?

— Я еще не отказался ни от одного ученика, но однажды к этому был близок. Это единственный ученик, который вывел меня из себя. Нет, я от него не отказался, но было очень сложно. Я пытался ему объяснить, что если он сам не начнет работать, то ничего не получится, и экзамен он не сдаст. Продолжал с ним заниматься через силу. Тяжело, неохотно, это не доставляло никакого удовольствия, но ведь и мишку в цирке можно научить ездить на велосипеде… Экзамен этот ученик до сих пор не сдал. Кто-то просто привык так жить: родители заплатили за учебу в автошколе и в вузе, все дается легко.

— Легко ли вас вообще вывести из себя?

— Что для ученика самое сложное на первом этапе? Мне, например, было трудно сдвинуться с места.

— На механической коробке передач для большинства это действительно сложно. Если поехали, то боятся остановиться, так как есть страх, что снова не тронутся. Мы работаем над этим на первых занятиях очень тщательно. Я могу убить все время в первые два дня на то, чтобы человек научился плавно трогаться. Мы выезжаем на дорожку в сторону четвертого кладбища (в сторону живых нам еще рановато ехать) и там спокойно отрабатываем все приемы. На первой передаче трогаемся, останавливаемся и так далее. Это дается только опытом.

Я не обижаю учеников и не кричу на них, этим все равно ничего не добьешься. Только больше человека запугаешь, а он ведь и так обычно даже тени своей боится.

— Экзамен для каждого ученика — испытание сложнее, чем просто сесть за руль. Как вы их готовите к этому?

— Насколько важны упражнения на площадке на экзамене по вождению? Почему эти упражнения именно такие?

— Эстакада, разворот в ограниченном пространстве, поворот на 90 градусов, параллельная парковка задним ходом и заезд в бокс — это то, что действительно должен понимать и делать ученик. Эстакада позволяет нам отработать начало движения в горку. Это важно, например, на Красноармейской площади. Разворот в ограниченном пространстве позволяет почувствовать габариты машины. Ситуации могут быть разные, например, во дворах. Повороты под 90 градусов важны, чтобы иметь возможность маневрировать. Парковка задним ходом — само собой.

— То есть площадку ученику сдать не так сложно, как город?

— В какое время дня для вас лучше учить водить?

Инструктор по вождению Павел Никифоров

— Павел, когда вы сами сели за руль?

— Я начал водить 15 лет назад. Хотелось рулить, как любому нормальному пацану. У отца была машина, он меня с 11 лет пускал за руль, мне это очень нравилось. Как только мне исполнилось 18 лет, я пошел на курсы вождения. Учился в автошколе. Так как у меня уже был кое-какой опыт, обучение далось легко. Экзамен я сдал с первого раза.

— Почему вы стали инструктором по вождению или, как сейчас правильно говорить, мастером производственного обучения? Это для вас работа, хобби, призвание?

— Просто мне эта работа нравится. Я с удовольствием прихожу сюда и учу. Главное, чтобы моя работа была впрок. Я люблю машины, хорошо разбираюсь в тонкостях вождения и знаю, как это толково преподнести. Ну, и это просто интересно.

— А свою жену вы научили водить?

— Только не это! Не учил и не буду. Я с учениками очень вежлив, но для жены я лучше найду другого хорошего инструктора.

Читайте также: