Может ли госслужащий оказывать консультационные услуги

Обновлено: 13.05.2024

Рынок консалтинговых услуг — относительно молодой, но уже достигший фазы активного роста. Какими тенденциями определяется его развитие и в каких услугах сегодня наиболее заинтересованы клиенты консалтинговых компаний?

Рынок консалтинговых услуг в России

Как вид бизнеса консалтинг представляет собой услуги профессионального консультирования по широкому кругу вопросов экономической, финансовой, юридической и многих других сфер хозяйственной деятельности.

Первая в мире консалтинговая компания появилась в 1914 году. Она представляла собой службу бизнес-исследований. К началу 1930 годов сложилось понимание, что дальнейшее развитие бизнеса невозможно без четкого стратегического планирования, в том числе в областях маркетинга и кадровой политики. Консалтинговыми услугами, наряду с представителями крупного частного бизнеса, заинтересовались государственные предприятия и представители военно-промышленного комплекса. Безусловно, это дало мощный импульс активному развитию рынка консалтинговых услуг.

В развитых странах консалтинговые услуги давно стали неотъемлемой частью функционирования всей бизнес-системы. Рынок консалтинговых услуг вполне сопоставим с другими сферами бизнеса по объемам финансирования и масштабам прибыли. Участие профессиональных консультантов в разрешении различных бизнес-задач происходит на постоянной основе.

Рынок консалтинговых услуг в России преодолел пока сравнительно короткий путь развития. Первые профессиональные консультанты появились у нас в начале 90-х годов, одновременно с переходом к рыночной экономике. По мере эволюционного развития российского бизнеса существенные изменения претерпевал и рынок консалтинговых услуг. Сейчас его с полным правом можно назвать профессиональным и конкурентоспособным, а структура услуг, которые предоставляют российские компании, практически не имеет отличий от зарубежных аналогов.

Потребность в услугах профессиональных консультантов в той или иной мере возникает у большинства участников российского бизнеса. Нестабильность валютных курсов, скачки биржевых котировок на сырье, регулярные изменения в законодательстве, а также непростая внешнеполитическая обстановка, безусловно, серьезно влияют на развитие бизнеса и требуют всестороннего анализа ситуации, который лучше доверить профессионалам.

Кроме того, любая компания периодически может сталкиваться с проблемами внутреннего характера, связанными, например, с взаимоотношениями в коллективе, с приходом нового руководства, с изменением привычных деловых партнеров. Взглянуть на ситуацию непредвзято также поможет независимый консультант.

Нередко консалтинговые услуги становятся востребованными при желании увеличить темпы роста компании и при необходимости оптимизации издержек. Консалтинг используется и в PR, когда, например, результаты аудиторской проверки становятся достоянием общественности и влияют на создание положительного образа компании.

Таблица. Большая пятерка российского рынка консалтинга по результатам 2016 [2] года

Отметим, что в 2016 году перечень консалтинговых компаний нашей страны, участвующих в рэнкинге, состоял из 170 наименований [3] . Для сравнения — в первом рэнкинге, составленном по результатам 1995 года, было представлено всего 20 компаний. Таким образом, за минувшие двадцать лет число активных игроков возросло почти в 9 раз.

Виды востребованных услуг

Большинство экспертов, говоря об основных видах консалтинговых услуг, выделяют общее управление и администрирование, IT-консалтинг, финансовый, юридический, налоговый, маркетинговый и производственный консалтинг, оценочную деятельность и HR-консалтинг.

Компании, работающие в сфере консалтинга, успешно применяют комбинацию различных форм и методов. Помимо консультаций, специалисты проводят аудит, занимаются бухгалтерским обслуживанием, инвестиционным банкированием, тренингами, рекрутментом, инжинирингом, используют все профессиональные методики, которые позволяют сделать бизнес более эффективным.

Российский консалтинг

Российский консалтинг.

Отметим лишь, что разделить консалтинг на виды и направления можно лишь условно. На практике большая часть компаний работает в широком консалтинговом поле и предоставляет услуги по всем или нескольким направлениям.

Порядок оказания консалтинговых услуг и нюансы заключения договора

Исходя из самой природы консалтинга, проведение этой процедуры определяется договором об оказании консультационных услуг. Консалтинговые услуги — понятие собирательное и допускающее массу толкований. Поэтому, составляя договор консалтинговых услуг, стоит четко прописать, какого рода услуги входят в перечень и в какой форме.

Договор на оказание консалтинговых услуг, наряду с формальными данными (такими как наименование документа, место и дата составления, реквизиты сторон и подписи) обычно содержит существенные сведения: предмет договора, сроки выполнения, сумму вознаграждения и условия получения, права и обязанности сторон, зоны ответственности заказчика и исполнителя. Также договор может содержать положение о конфиденциальности и условия расторжения.

Как правило, договор консалтинговых услуг в качестве приложения содержит техническое задание. Это важнейшая составляющая документа. В техническом задании стороны определяют, какие цели ставит заказчик и какими методами их будет достигать эксперт. В техническом задании дается характеристика поставленных проблем, определяется объем работы, формулируется прогнозируемый результат, перечисляются способы достижения этого результата.

Чем точнее и подробнее будет составлено техническое задание, тем больше вероятность того, что ожидания клиента совпадут с решением, предложенным консультантом. Грамотно составленный договор на оказание консалтинговых услуг с приложением четко прописанного технического задания — залог успешного результата, в полной мере соответствующего запросам заказчика.

Цены на услуги консультирования

На стоимость консалтинга влияет целый ряд факторов: сложность проблем, сроки их решения, специфика поставленных задач и даже местоположение клиента. Поэтому прежде чем определить стоимость консалтинговых услуг, проводится предварительное исследование проблем клиента, определение конечной цели и доступных средств для ее достижения.

Значительную часть конечной стоимости услуг составляют затраты компании на оплату интеллектуальной деятельности экспертов, консультантов и труда дополнительного персонала. Также учитываются расходы на аренду помещений, мобильную связь и интернет, расходные материалы, бухгалтерское обслуживание, рекламу, оплату налогов. Если клиент находится в другом регионе, стоимость консалтинговых услуг включает также затраты на проживание, командировочные и транспортные расходы.

Суммировав все эти постоянные и проектные затраты, а также учитывая норму прибыли компании в пределах 10–15%, можно получить итоговую стоимость услуг профессионального консультирования.

Мировая практика при выставлении счета за консалтинговые услуги использует один из вариантов оплаты проекта: по фиксированной стоимости, выплату процентов от прибыли, почасовую оплату, а также фиксированную сумму плюс премию по результатам работы. Каждый вариант имеет свои нюансы в определении конкурентоспособной цены, которая не отпугнет клиента и послужит достойным вознаграждением консультанту.

Стоит сказать, что цены на консалтинговые услуги в России значительно ниже мировых. Привлекая иностранных консультантов, некоторые отечественные компании готовы оплачивать их услуги по мировым стандартам. Однако доля таких щедрых клиентов на российском рынке невелика — это, как правило, крупные предприятия нефте- и газодобывающей отраслей, а также банковской сферы. Значительная же часть клиентов не готова платить больше за сервис аналогичного качества, поэтому делает выбор в пользу отечественного поставщика услуг.

Безусловно, стоимость услуг зависит от сложности задачи и времени, затраченного экспертом на ее выполнение. Подбор персонала, проведение обучающих тренингов, управление продажами — подобные мероприятия можно привести как примеры недорогих консалтинговых услуг. В число дорогостоящих консалтинговых услуг входит, например, стратегическое планирование, финансовое управление, разработка и системная интеграция. Такие проекты, как правило, бывают довольно масштабными по объему поставленных задач и продолжительными по времени исполнения, требуют значительных интеллектуальных усилий, глубоких знаний и высокого профессионализма.

Справедливую стоимость консалтинговых услуг, как и любого продукта интеллектуальной деятельности, определить отнюдь не просто. Кроме того, цены формируются под воздействием различных внешних сил, таких как рыночная конъюнктура или государственная экономическая политика.

Многие американские и европейские консалтинговые компании ведут свою историю с середины прошлого века, тогда как старейшие бизнес-консультанты России появились лишь в 90-х годах. Однако сегодня все без исключения крупные игроки реального сектора экономики, будь то государственные компании или частные предприятия, уже пользуются услугами консалтинговых агентств. Наметилась тенденция к росту заказчиков из числа малого и среднего бизнеса. В сложившейся экономической ситуации руководство любых предприятий, в независимости от размера и формы собственности, стремится повысить эффективность хозяйственной деятельности, и помощь независимых консультантов в этом может оказаться бесценной.

Как выбрать консалтинговую компанию

«Сбор всей доступной информации о будущем партнере — обычное дело, предваряющее новое сотрудничество. На этом этапе важно уделить внимание таким вещам, как репутация и специализация консалтинговой компании. Конечно, фирмы с солидной историей, многолетним опытом и реальными позитивными отзывами заслуживают большего внимания. Однако иногда заказчик переплачивает только за бренд, а иногда — за избыточный, ненужный ему сервис. Постарайтесь сопоставить официальные сведения с информацией из неофициальных источников. Проанализируйте ценовую политику кандидата. Сопоставьте реальный уровень хозяйственных проблем предприятия с предполагаемой выгодой от консультации.

Обязательно требуется живое общение с представителями консалтинговой компании. В ходе телефонных переговоров и на первой деловой встрече ответьте себе на вопрос, подходит ли вам стиль работы фирмы, готовы ли вы доверять ее сотрудникам? Безусловно, на этом этапе очень многое зависит от личных предпочтений. Но главное — найти своего специалиста, с которым удастся выстроить комфортную и продуктивную работу для решения бизнес-задач.

Идеальный консультант — это профессионал с безупречной репутацией, умеющий слушать и понимать, обладающий обширным багажом знаний и умений, ориентированный на максимальный результат. Только таких специалистов мы принимаем в свой коллектив, а сегодня он насчитывает свыше 350 отраслевых экспертов.

P.S. КСК групп — крупная аудиторско-консалтинговая компания в России. Специалисты компании оказывают услуги по направлениям юридического, налогового, стратегического консалтинга, занимаются аудиторской и оценочной деятельностью, осуществляют IT-консалтинг.

консалтинг

Решение вопросов в экономической, финансовой, юридической и других сферах можно осуществить с помощью опыта профессиональных консультантов консалтинговой компании.

эксперт

Независимый эксперт может быть более объективным, чем штатный сотрудник, особенно если дело касается внутренних процессов в компании.

издержки

Специалисты консалтингового агентства могут оптимизировать бизнес-процессы и снизить финансовые риски и издержки.

консалтинг

Основными направлениями деятельности консалтинговых агентств являются:

  • налоговый и бухгалтерский консалтинг;
  • аудиторские услуги;
  • консалтинг в области юриспруденции;
  • HR-консалтинг;
  • финансовый консалтинг.

консалтинг

При выборе консалтингового агентства стоит ознакомиться с уже готовыми проектами, выполненными специалистами, и отзывами клиентов.

монеты

Цены на услуги консалтингового агентства зависят в том числе от профессиональной области, сложности проблемы, предполагаемых сроков реализации процедуры.


Пармон Анна Сергеевна Ответственный редактор

Безусловно, консультанты не претендуют на то, что разбираются в бизнесе лучше его собственника, являясь при этом экспертами в своих сферах деятельности. Основная их ценность состоит в том, что они имеют свежий и непредвзятый взгляд на хозяйственную деятельность заказчика, который, находясь в рамках своей парадигмы, замыленным взглядом порой с трудом способен увидеть наиболее эффективные бизнес-решения.

Финансовый аудит и финансовый консалтинг: нюансы проведения и примеры из практики

Процедура банкротства компании

Процедура банкротства компании: порядок действий при банкротстве организации-должника

Due diligence (дью дилидженс): что это за процедура и как она проводится?

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Вопрос: Работница организации больше двух лет находится в отпуске по уходу за ребенком. На дому она оказывает консультационные услуги по налоговому и бухгалтерскому учету и применяет НПД с 2019 г. (г. Москва). Вправе ли она оказать организации-работодателю такую услугу разово в рамках НПД?
Посмотреть ответ

Информационно-консультационные услуги

Единого правового определения консультационных или информационных видов услуг в российском законодательстве нет. Налоговый кодекс не раскрывает терминологию, но приводит классификацию нематериальных услуг (ст. 148):

  • консультационные;
  • юридические;
  • бухгалтерские;
  • инжиниринговый тип услуг;
  • предоставляемые аудиторами и аудиторскими фирмами;
  • маркетинговые;
  • научно-исследовательского характера;
  • опытно-конструкторской разновидности.

Вопрос: Как отразить в учете организации-исполнителя выручку от оказания консультационных услуг на условиях коммерческого кредита (отсрочки платежа), оформленного выдачей заказчиком собственного простого дисконтного векселя со сроком погашения на определенный день?
Посмотреть ответ

Консультирование предполагает выдачу клиенту готовой информации. Сфера применения этих сведений может быть любой. Оказание информационных услуг предполагает, что информация по нужной тематике будет собираться, систематизироваться, обобщаться, анализироваться. Результатом такого комплекса действий станет выдача готовой информационной продукции.

СПРАВОЧНО! Консультационные и информационные услуги могут оказываться устно или в письменной форме.

Гражданское право относит консультационно-информационные услуги к возмездным договорным отношениям (ст. 779 ГК РФ). Предполагается, что заказчик услуг заключает с исполнителем (консультантом) договор. После выполнения заявленных в соглашении действий производится денежный расчет между сторонами, в роли плательщика выступает заказчик.

Бухгалтерский и налоговый учет

Для целей бухгалтерского учета издержки, обусловленные консультированием или получением информационных услуг, должны показываться по правилам ПБУ 10/99. Нормы учета относят этот тип затрат к расходам от обычной деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Накапливаются они в дебете счета 26 или 25, 20, 44, 91 (зависит от характера услуги и темы консультации, от того, для каких целей требуется данная информация). Проведение в учете осуществляется с участием в корреспонденции счета 60. Признание издержек происходит в периоде, когда услуги были фактически получены. Привязка операции к дате оплаты не практикуется.

В налоговом учете нет однозначности при признании информационно-консультационных услуг. Минфин указывает, что эти затраты могут быть зачтены при выведении размера налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо от 06.10.2014 г. № 03-03-06/1/49967). Минфин рекомендует относить стоимость юридических, информационно-консультационных и других видов нематериальных услуг в состав прочих расходов, которые связаны с производством и реализационными мероприятиями. Дата признания издержек привязывается к дате осуществления расчетов или получения документации для последующего расчета. Разрешается ориентироваться и на последний день в отчетном периоде (с. 272 НК РФ).

ВАЖНО! Минфин уточняет, что в расходы стоимость таких услуг можно отнести при одном условии – субъект предпринимательства может доказать обоснованность трат и документально подтвердить факт получения услуги.

Факт оказания и получения услуг проверяется налоговыми органами через оценку реальности заключенной сделки (проверка местонахождения организации, оказавшей услуги, их контактных номеров телефона, соответствие подписей в актах). Первичная документация по хозяйственным операциям может быть признана оправдательной, если оформление бланков соответствует законодательным нормам (присутствует полный перечень обязательных реквизитов, содержание документа совпадает с характером оказываемой услуги).

В договорах и актах необходимо приводить детальную расшифровку оказанных услуг. Использование формулировок общего характера (юридические услуги или информационно-консультационное сопровождение) не является основанием для признания подтверждающей документации действительной. В судебном порядке при отсутствии детализации по услугам договор может быть отнесен к категории незаключенных. Причина заключается:

  • в невозможности идентификации перечня вопросов, по которым оказывалась консультация;
  • неясности определения временного диапазона выполнения услуг;
  • отсутствии признаков, по которым можно проследить цели обращения к консультантам.

Если в договоре и акте нет детализации услуг, этот комплект документов необходимо дополнить справкой или отчетом, составленными в произвольной форме. В них прописывается подробно характер услуг и их состав. В роли первичной подтверждающей документации могут выступать наравне с актами бланки накладных и протоколы проведения консультации.

Для принятия к вычету суммы по НДС необходимо иметь счет-фактуру (оформление регламентировано ст. 169 НК РФ). Обоснование необходимости получения конкретных услуг должно строиться на наличии их прямого влияния на результаты деятельности компании. Налоговые органы отстаивают позицию необоснованности затрат, если после их осуществления не появился доход у предприятия

ВАЖНО! Все признаваемые в налоговом учете издержки должны оказывать непосредственное воздействие на размер доходных поступлений.

Спор с контролирующими органами возможен, если содержание оказываемых сторонними лицами услуг совпадает с должностными функциями одного из штатных специалистов предприятия. Например, в компании по штату числится юрист, должность не является вакантной. Если руководство фирмы обратилось за юридической консультацией не к своему специалисту, а в другую организацию или частному лицу, то понесенные в связи с этим затраты не будут обоснованными. Необходимо избегать дублирования нематериальными услугами обязанностей штатного персонала.

Судебная практика доказывает, что позицию налоговиков по вопросу обоснованности расходов можно успешно оспорить. Судебные решения свидетельствуют, что оценивать эффективность потраченных ресурсов может только сам субъект хозяйствования. Поводом для включения в расходную налоговую базу может быть как фактическое увеличение доходов, связанное с понесенными затратами, так и намерение в будущем получить дополнительную материальную выгоду или исключить возникновение убытков.

Из этого правила может быть несколько исключений:

  1. Компания, получившая информационные услуги, специализируется на консультировании (оказание нематериальных инфоуслуг является для нее основным направлением деятельности). Расходы должны быть отнесены в состав материальных издержек.
  2. Аудиторская, бухгалтерская или юридическая консультации. При возникновении спора с ФНС в отношении аудиторской информационной поддержки необходимо обосновывать свою позицию п. 2 ст. 1 Закона от 31.12.2008 г. № 307-ФЗ (в этой части закон определяет, что аудиторские услуги – это не только аудит, но и сопутствующие услуги).

Типовые корреспонденции

В бухгалтерском учете получение информационных или консультационных услуг должно отражаться вне зависимости от их влияния на результаты деятельности. Каждая операция и платеж должны быть показаны в учете проводками, даже если их нельзя принять к учету в налоговом учете. При получении нематериального типа услуг предприятие их приходует, после чего у него возникает обязательство перед контрагентом. Погасить его можно в наличной или безналичной форме.

Типовые корреспонденции в сегменте учета нематериальных услуг:

  1. Д26 (или 20, 25, 44) – К60 – обозначение факта принятия к учету аудиторских, юридических или других услуг, связанных с обработкой информации и профессиональным консультированием.
  2. Д19 – К60 – выделяется размер НДС, заложенного в счет на оплату услуг.

Если предприятие не планирует включать понесенные затраты в налоговую базу для ее уменьшения, то рекомендуется к счету 26 открыть аналитический субсчет: издержки, не уменьшающие налогооблагаемую величину прибыли. Эта норма актуальна для случаев, когда получаемые консультационные услуги дублируются функциональными обязанностями штатных сотрудников.

Читайте также: