Может ли генеральный директор быть руководителем обособленного подразделения

Обновлено: 02.07.2024

Генеральный директор без трудового договора и заработной платы — это распространенная ситуация в небольших развивающихся компаниях. Разберемся, допустима ли такая ситуация, соответствует ли она законодательным нормам и как правильно оформить руководителя.

Начнем с вопроса: может ли генеральный директор работать без заработной платы? Все зависит от статуса работника. К примеру, если это опытный и квалифицированный управленец, привлеченный в бизнес со стороны, то платить придется в любом случае. Вряд ли топовый менеджер согласится работать как волонтер.

Другой вопрос: может ли директор не получать зарплату, если он учредитель? Может. Но может и получать. Ситуация актуальна для слабого, только набирающего обороты бизнеса, когда предприниматель старается раскрутиться. Дополнительные затраты в виде собственной зарплаты непринципиальны и нерациональны.

Позиция чиновников

Нормативного ответа на обозначенные вопросы в действующих редакциях законодательства нет. Ни Трудовой кодекс РФ, ни иные законы и нормативные акты не содержат однозначного ответа, может ли директор ООО — учредитель работать без зарплаты.

Трудовое соглашение должно быть заключено между работодателем и наемным сотрудником. Но в соответствии с последней рекомендацией чиновников, учредитель ООО не может заключить трудовой контракт сам с собой (Письмо Роструда от 06.03.2013 № 177-6-1). Собственник уполномочен лишь возложить обязанности по руководству и управлению фирмой самостоятельным распоряжением. Следовательно, при отсутствии трудового контракта нет и речи о заработной плате и иных формах вознаграждений за труд.

С позицией представителей Роструда однозначно согласились чиновники из Минфина, выразив свое мнение по вопросу, может ли директор работать без зарплаты, в Письме от 17.10.2014 № 03-11-11/52558.

Ведомственные письма не относятся к нормативным актам, а действуют лишь в статусе разъяснений и рекомендаций. Следовательно, однозначно полагать, что учредитель может трудиться без оплаты, не следует. К тому же учтите, что чиновники могут изменить свою позицию.

Принципы оформления

Может ли генеральный директор не начислять себе заработную плату, решает сам руководитель компании. Если гендиректор все же решил сэкономить на себе, то специального оформления ситуация не требует. Достаточно издать распоряжение о возложении обязанностей руководителя на создателя — учредителя фирмы. Причем указывать нормы по оплате труда в данном приказе не нужно.

Трудовое соглашение составлять и подписывать тоже не следует. В табель учета рабочего времени и в расчетную ведомость не включается директор и учредитель в одном лице, зарплата не начисляется.

Образец приказа о возложении полномочий


Что отразить в отчетности ПФР

Споры возникли по заполнению отчетности в Пенсионный фонд России по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ. Бухгалтеры в растерянности, что включать в отчетность, если в ООО один директор и ему не начисляется зарплата.

Последние разъяснения Минфина устранили противоречия — они даны в Письме от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846. Теперь сведения о единственном учредителе должны быть отражены в пенсионной отчетности за 2020 год.

Как назначить генерального

Разобравшись, может ли учредитель и директор в одном лице не начислять себе зарплату, определим, как быть, если заработок начислять все же нужно. Например, гендир решил отказаться от благотворительности и назначить себе вознаграждение за непосильный труд. В таком случае необходимо оформить аналогичный приказ о назначении на должность. Порядок оплаты труда гендиректора может быть установлен на общем собрании участников ООО. Решением учредительного совета может быть заключение трудового договора с гендиректором; затем оформляется приказ о назначении или приказ о вступлении в должность.

Если деятельность приостановлена

Что делать, если деятельность компании приостановлена? Если зарплаты не было, то начислять ничего не нужно. Следовательно, может ли генеральный директор не получать зарплату? Ответ: может. При приостановке деятельности компании оформлять дополнительные распоряжения не требуется.

Но если заработок все же был назначен, тогда необходима дополнительная документация. Например, гендиректор должен издать распоряжение об отпуске без сохранения заработной платы либо оформить распоряжение о простое с сохранением части среднего заработка, согласно нормам ТК РФ. Но без оформления дополнительных бумаг прекратить выплаты нельзя.

Особенности трудовых отношений в филиалах

Филиал – одна из законных и удобных форм осуществления всех функций организации (или их части) в других регионах. Если филиал крупный, штат персонала в нем может быть аналогичен штату головной организации, помимо руководителя включая и бухгалтера, и кадровика, и других работников, обеспечивающих деятельность филиала, в том числе кадровый документооборот. Но независимо от того, как осуществляется документооборот, централизованно или филиалом самостоятельно, трудовые отношения с его работниками имеют ряд особенностей. В чем они заключаются и что нужно знать кадровикам и руководителям и филиалов, и головных офисов организаций, расскажем в статье.

Статус филиала.

Первое и самое главное его отличие от организации заключается в том, что филиал не является юридическим лицом. Он наделяется имуществом создавшего филиал юридического лица и данное имущество учитывается и на отдельном балансе в этом филиале, и на балансе создавшей его организации.

Филиалы действуют на основании утвержденных работодателем положений. Сведения о филиалах указываются в учредительных документах организации и вносятся в ЕГРЮЛ. На основании сведений из ЕГРЮЛ филиалы ставятся на налоговый учет по месту их нахождения. При этом они не являются самостоятельными плательщиками налогов и страховых взносов, а исполняют обязанности организаций по уплате налогов по месту нахождения филиалов. Филиалы осуществляют деятельность от имени создавшей их организации, она и несет ответственность за их деятельность. Но филиал может стать самостоятельным объектом проверок контролирующих органов, а руководитель филиала может быть привлечен к административной ответственности как должностное лицо.

В отношении структуры филиала можно отметить, что руководитель является его обязательным работником. Он назначается организацией и действует на основании доверенности. Остальные работники принимаются в филиал в соответствии со штатным расписанием. Мало того, филиал, являясь обособленным структурным подразделением, может иметь не только своих кадровиков и бухгалтеров, но и свои структурные подразделения: отдел кадров, бухгалтерию и т. д. Особого внимания заслуживает кадровое делопроизводство, включая прием и увольнение сотрудников: в небольших филиалах оно может осуществляться централизованно, однако от этой практики в силу ее неудобства многие отказываются и осуществляют основные кадровые мероприятия в самих филиалах.

Внутренняя документация филиалов.

Основной документ, которым регламентируется деятельность и который должен быть в наличии, – это положение о филиале. Перечислим остальные документы, которые должны быть в любой организации:

  • правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР);
  • штатное расписание;
  • положение об оплате труда;
  • положение о командировках;
  • положение о персональных данных;
  • инструкции по охране труда;
  • должностные инструкции;
  • график отпусков;
  • графики сменности;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них и приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;
  • журнал учета проверок;
  • журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

Отдельного внимания заслуживают два локальных акта – штатное расписание и правила внутреннего трудового распорядка. Могут ли у филиала быть свое штатное расписание и свои ПВТР? Ведь штатным расписанием оформляются структура и штатный состав всей организации. Филиалы, как и отделы, секторы, иные подразделения, являются структурными подразделениями организации. Будет ли правильным составление штатного расписания по частям?

Расписание филиала в любом случае необходимо согласовать с руководителем головной организации. В ней должно быть сводное штатное расписание со всеми обособленными и необособленными структурными подразделениями.

Обратите внимание

Процедуру утверждения, согласования и передачи копии или выписки штатного расписания в головную организацию следует регламентировать в положении о филиале или другом локальном акте.

По поводу ПВТР обратимся к ч. 4 ст. 189 ТК РФ, согласно которой это локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Можно сделать вывод, что ПВТР должны быть оформлены в виде локального нормативного акта организации и действовать для всей организации в целом. Однако в филиале могут быть специфические организационные, климатические и другие условия работы, которые надо отразить в ПВТР. Кроме этого, на практике положение о филиале иногда устанавливает право его руководителя от своего имени утверждать локальные документы в рамках деятельности филиала, в том числе ПВТР, с предварительным согласованием их в головной организации. В таком случае в основных правилах, которые применяет головная организация, указывают, что режим и (или) другие условия работы для сотрудников филиалов устанавливаются ПВТР соответствующего подразделения.

А вот возможность заключения коллективного договора в филиале прямо предусмотрена в ч. 4 ст. 40 ТК РФ. Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с ч. 1 ст. 33 ТК РФ.

Оформление на работу в филиал.

Начнем с руководителя. Как уже было сказано, руководителей
филиалов назначает работодатель (юридическое лицо) и действу-ют они на основании доверенности, выданной работодателем.

Обратите внимание

Пленум ВС РФ в абз. 1 п. 129 Постановления от 23.06.2015 № 25 отметил, что полномочия руководителя филиала должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале и т. п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

Если работодатель хочет, чтобы руководитель филиала выступал от имени организации в вопросах кадрового обеспечения, то в доверенности, кроме полномочий представлять интересы организации в различных органах, осуществлять руководство филиалом, заключать сделки и подписывать договоры (утверждать штатное расписание, ПВТР или др.), необходимо прописать права:

  • на принятие и увольнение работников подразделения;
  • на подписание трудовых договоров;
  • на издание приказов по личному составу;
  • на применение дисциплинарных взысканий и поощрений;
  • на заключение договоров о полной материальной ответственности; и др.

С руководителем филиала, как и с любым работником, заключают трудовой договор, а затем на основании этого договора издают приказ о приеме на работу. Приказ издает и трудовой договор подписывает руководитель организации. В этом договоре можно
пре­дусмотреть условие об испытании продолжительностью не более 6 месяцев (ст. 70 ТК РФ).

В свою очередь, руководитель филиала, уполномоченный на прием работников, подписывает трудовые договоры с ними и приказы о приеме их на работу.

До подписания трудовых договоров и руководителя, и работников необходимо ознакомить под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работников, коллективным договором (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

В трудовых договорах со всеми работниками, включая руководителя, условие о месте работы должно содержать указания на обособленное структурное подразделение и его местонахождение (абз. 2 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, п. 1, 2 ст. 55 ГК РФ). В качестве работодателя в договорах с работниками выступает организация в лице руководителя филиала, действующего на основании доверенности.

К сведению

Если в филиале есть кадровый работник, его обязанности должны обозначаться в трудовом договоре или должностной инструкции. Приказом руководителя филиала устанавливается обязанность по ведению и хранению трудовых книжек.

Особенности перевода.

Трудовым кодексом установлены некоторые особенности при переводе работников филиала, в частности:

  1. При переводе работников из одного филиала в другой.

Сам перевод работника в другой филиал осуществляется в общем порядке. Поскольку изменение структурного подразделения считается изменением существенных условий трудового договора, от работника следует получить согласие. Если работник согласен – перевод оформляется путем заключения дополнительного соглашения и издания приказа о переводе по унифицированной форме Т-5, после чего запись о переводе вносится в трудовую книжку (сведения о трудовой деятельности) и личную карточку работника.

Особенность заключается в том, что работодатель обязан по предварительной договоренности с работником возместить расходы на переезд его самого, членов его семьи и провоз имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения) и на обустройство на новом месте жительства. Конкретные размеры возмещения определяются соглашением сторон трудового договора (ст. 169 ТК РФ).

  1. При переводе руководителя на другую должность по медицинским показаниям.

По общему правилу ст. 73 ТК РФ при необходимости временного или постоянного перевода руководителя филиала на другую работу по медицинским показаниям и при отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы руководитель увольняется по основанию п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При этом работодателю предоставлено право с письменного согласия руководителя филиала не прекращать с ним трудовые отношения, а отстранить от работы на срок, определяемый соглашением сторон. В период отстранения зарплата такому работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным или трудовым договором, соглашениями.

Особенности увольнения работников филиала.

Специальные основания увольнения для руководителей филиала

Трудовым кодексом, кроме общих оснований увольнения, для руководителя филиала установлены специальные основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя. В частности, трудовой договор может быть расторгнут:

– по п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – принятие руководителем филиала необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества организации, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

– по п. 10 ч. 1 ст. 81 – однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. В качестве такого нарушения следует, в частности, расценивать неисполнение возложенных на руководителя филиала трудовым договором обязанностей, которое могло повлечь причинение вреда здоровью работников либо имущественного ущерба организации.

Увольнение в связи с сокращением штата работников

Сама процедура сокращения осуществляется в том же порядке, что и сокращение численности или штата сотрудников организации. Сложности возникают с тем, нужно ли предлагать сокращаемым сотрудникам филиала имеющиеся вакансии в головной организации или других обособленных подразделениях.

В статье 81 ТК РФ сказано, что увольнение по сокращению численности или штата допускается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

Таким образом, работодатель должен предлагать имеющиеся у него вакансии в головной организации и других филиалах, если все они находятся в одной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, только если это предусмотрено коллективным или трудовым договором, соглашениями.

Увольнение в связи с закрытием филиала

Если работодатель принял решение закрыть филиал, но организация при этом продолжает деятельность, расторжение трудовых договоров с работниками производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (ч. 4 ст. 81 ТК РФ).

Это правило применяется только при прекращении деятельности структурного подразделения, расположенного в другой местности. Если же филиал и головная организация находятся в пределах одного населенного пункта, то увольнять по данному основанию нельзя. В таком случае увольнение производят в связи с сокращением штата или численности предприятия.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией филиала работники предупреждаются персонально и под подпись не менее чем за 2 месяца до увольнения. Трудовой договор может быть расторгнут и до истечения 2 месяцев, но при этом работнику выплачивается дополнительная компенсация в размере его среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ).

Обратите внимание

Предлагать работнику вакантные должности при закрытии филиала не нужно (если иное не закреплено в трудовом или в коллективном договоре).

В силу ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией филиала уволенному выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации, превышает 1 месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией филиала, средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение 2 месяцев со дня увольнения.

Взамен выплат среднего месячного заработка за период трудо­устройства работнику может быть выплачена единовременная компенсация в размере двукратного среднего месячного заработка. Если ему уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты.

К сведению

Если руководствоваться ч. 6 ст. 178 ТК РФ, при ликвидации филиала выплатить средний месячный заработок за период трудоустройства или единовременную компенсацию в любом случае надо до завершения процедуры ликвидации.

При увольнении работников в связи с ликвидацией филиала в трудовых книжках необходимо сделать следующую запись:

Итак, мы рассмотрели основные особенности трудовых отношений в филиале. На самом деле их не слишком много. И основная проблема заключается в том, как лучше организовать работу филиала в части регулирования таких отношений.

При централизованном кадровом документообороте возможна масса нарушений трудового законодательства, особенно если филиалов много и они далеко. В частности, не исключены нарушения сроков оформления приема, увольнения, привлечения к дисциплинарной ответственности. Пересылка трудовых книжек по почте также чревата задержками. Но, вероятно, с постепенным переходом на электронный документооборот и электронную трудовую книжку эти вопросы будут решаться оперативнее и проще. Что касается осуществления кадрового делопроизводства филиалами, здесь возможны злоупотребления со стороны руководителей и ответственных лиц, поскольку контролировать все полностью у работодателя не получится.

Каким бы способом ни осуществлялся кадровый документооборот, регулирование трудовых отношений в филиалах требует особого внимания со стороны и руководителя организации, и кадровых служб. В любом случае в локальных актах и положении о филиале следует прописать как можно больше нюансов согласования тех или иных вопросов и документов, сроки и порядок передачи документов и т. д.

Светлана Валюнина

Филиалы, представительства и другие виды обособленных подразделений выполняют часть функций организации, не считаясь при этом самостоятельными юридическими лицами. Необходимо понимать, что из-за неудачных решений руководителей этих структурных единиц может понести убытки вся компания.

Можно ли требовать от директора обособленного подразделения возмещения потерь — рассказываем в этом материале.

Что такое обособленное подразделение

Так, обособленное подразделение, согласно п.2 ст. 11 Налогового кодекса РФ , имеет характерные признаки:

  • его местоположение отдельно от головного офиса;
  • в обособленном подразделении есть стационарные рабочие места, созданные на срок больше 1 месяца.

Этих двух фактов достаточно для того, чтобы налоговая признала обособленное подразделение таковым, даже если в Уставе ООО о нем ничего не сказано, и поставила его на учет.

Важно!

Филиал и представительство всегда являются обособленным подразделениями, но не все обособленные подразделения — это представительства и филиалы.

Филиал — это обособленное подразделение компании, которое наделено полномочиями осуществлять такие же функции (или их часть), как и головной офис, в том числе функции представительства.

Представительство — это обособленное подразделение компании, которое представляет ее интересы и осуществляет их защиту.

Для филиалов и представительств Гражданским кодексом РФ установлены требования:

  • юридическое лицо обязано разработать положения о деятельности филиала/представительства;
  • о факте создания филиала должна быть внесена запись в ЕГРЮЛ;
  • директора филиала/представительства назначают руководители головной организации.

Абзац второй статьи 19 НК РФ говорит о том, что обособленные подразделения компаний, являясь их частью, обязаны уплачивать налоги и сборы по месту своего нахождения. Вместе с тем, они не являются самостоятельными налогоплательщиками.

Обособленные подразделения могут как вести отдельный баланс, так и не вести. Из балансов всех обособленных подразделений и головной компании составляется консолидированный баланс организации.

Важно!

Полномочия руководителя обособленного подразделения не могут основываться лишь на указаниях в учредительных документах юрлица или положении о представительстве, а должны быть подтверждены соответствующей доверенностью.

Обязанности директора обособленного подразделения

На должность руководителя обособленного подразделения назначают физическое лицо. К слову, заключать с индивидуальным предпринимателем договор оказания услуг по управлению обособленным подразделением закон не запрещает. В таких случаях ИП придется регулярно отчитываться об оказанных им услугах, а головному офису — подписывать акты сдачи-приемки оказанных услуг, оплачивать их.

В должностной инструкции директора обособленного подразделения обычно указывают такие обязанности, как:

  • обеспечение хозяйственной деятельности;
  • проведение обучение, инструктажа и проверки знаний по охране труда работников;
  • обеспечение выполнения обособленным подразделением поставленных задач, функций, обязательств, возложенных головной организацией;
  • контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, требований пожарной безопасности;
  • контроль за трудовой дисциплиной и т.д.

Виды ответственности руководителя обособленного подразделения

Напомним, что юридическое лицо несет полную ответственность за деятельность своих обособленных подразделений. Ответственность генерального директора (как должностного лица) за деятельность филиала может быть гражданской, административной и уголовной.

Остановимся подробнее на видах ответственности руководителя обособленного подразделения:

  1. Дисциплинарная. Руководитель обособленного подразделения отвечает за то, что входит в его прямые обязанности. То есть от него можно требовать лишь то, что указано в трудовом договоре и должностной инструкции. Соответственно, руководителя можно привлечь к дисциплинарной ответственности за некачественное исполнение своих должностных обязанностей, если он не делает то, что изложено в должностной инструкции и трудовом договоре.
  1. Материальная. Полную материальную ответственность директор филиала нести не может, поскольку эта должность не включена в Перечень . Но возместить ущерб в полном размере придется, если руководитель обособки:
    • умышленно испортил вещь,
    • сломал что-то в состоянии алкогольного/наркотического опьянения,
    • разгласил коммерческую тайну, потерял вверенные специальным договором ему ценности.
  1. Административная. Так, на руководителя обособленного подразделения (на отдельном балансе) может быть наложена административная ответственность за намеренное сокрытие дохода, нарушение порядка бухгалтерского учета (или же его отсутствие), искажение отчетов, непредставление в налоговый орган информации (деклараций, отчетов, балансов, расчетов и пр.). Напомним, организовать бухгалтерский учет можно тремя способами — штатная бухгалтерия, бухгалтер по договору оказания услуг, аутсорсинг. Как передать бухгалтерию на аутсорсинг, мы рассказывали здесь.
  2. Уголовная. Привлечь к уголовной ответственности руководителя филиала организации (да и любого обособленного подразделения), можно за уклонение от уплаты налогов и страховых взносов путем искажения в документах учетных сведений, только в случае, когда обособленное подразделение ведет самостоятельный баланс. Понятно, что если такие действия были совершены группой лиц, то меры будут суровее. Кроме того, директору обособки, согласно ст. 201 УК РФ , придется отвечать и за использование своих полномочий вопреки интересам компании для личной выгоды или в интересах других лиц, в результате чего организации нанесен существенный ущерб.

Вывод

Руководитель обособленного подразделения несет дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность за свои действия или бездействие.

Уголовная ответственность руководителя филиала ООО наступает за уклонение от уплаты налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды.

Возможность привлечь к ответственности руководителя филиала зависит от того, что написано в должностной инструкции и трудовом договоре.

Отсутствие должностной инструкции или некорректное ее составление приводит к большим сложностям в случае увольнения заместителя по причине недобросовестного исполнения обязанностей. Оценить состояние кадрового делопроизводства может специализированная компания, она проведет кадровый аудит , выявит проблемные точки и даст рекомендации.


Если фирма создает филиал, представительство или просто обособленное подразделение со стационарными рабочими местами, то предполагается, что данная структура является территориально отделенной от основного места расположения компании по юридическому адресу. В подобных ситуациях организация рабочего процесса, как правило, требует построения определенной иерархии в рабочем коллективе подобного ОП. Разумеется, помимо обычных сотрудников, в структурном подразделении назначают и некоего управляющего. Какими же полномочиями он обладает и какова ответственность руководителя обособленного подразделения? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Обязанности руководителя обособленного подразделения

Обособленное подразделение в любом его виде не является самостоятельной структурой юридического лица. Даже если сведения об ОП внесены в госреестр, как это происходит в случае с открытием филиала или представительства, данная структура трактуется, как дополнительная к основной организации, чьи интересы она призвана представлять.

Тем лицом, которое вправе действовать от имени компании, в большинстве случаев является ее генеральный директор. Он назначается собственниками организации и осуществляет свои полномочия на основании устава. Фактически он является единственным и конечным субъектом управления в компании, вся деятельность которой строится на его решениях. Часть своих полномочий генеральный директор вправе делегировать определенным сотрудникам.

Должность руководителя обособленного подразделения не отвечает признакам позиции генерального директора. Наоборот, управляющий ОП в плане получения и осуществления его полномочий – это такой же сотрудник, как и любое другое лицо в штате компании, в том смысле, что на своей должности руководитель обособленного подразделения действует на основании доверенности, выданной генеральным директором и исполняет обязанности, которые тот на него возложил. В доверенности прописывается, какие именно функции руководитель ОП может и должен осуществлять от лица организации. Причем действует он, как представитель самого ООО в рамках ведения деятельности через структурное подразделение.

Доверенность на руководителя обособленного подразделения, образец:

ДОВЕРЕННОСТЬ

– подписывать учетные, финансовые документы, связанные с деятельностью обособленного подразделения;

– издавать приказы о приеме на работу, переводах на другую должность, привлечении к сверхурочной работе, работе в выходные (праздничные) дни, предоставлении отпусков, направлении в командировку, увольнении работников обособленного подразделения и другие кадровые приказы по сотрудникам обособленного подразделения;

– вести на работников обособленного подразделения трудовые книжки, личные карточки, документы воинского учета и иные документы по личному составу, в том числе график отпусков, табели учета рабочего времени и др.;

Настоящая доверенность выдана на срок три года с 1 апреля 2017 года с правом передоверия.

Кузьмин А.Н. _______________

Генеральный директор _________________________ А.П. Иванов

Помимо упоминания доверенности, следует отметить, что вся деятельность обособленного подразделения в целом регламентируется разработанным и утвержденным в компании положением об ОП. Следовательно, и сам факт наличия руководителя такой структуры, и те обязанности, которые он должен исполнять, должны соответствовать утвержденным в этом положении данным. Положение об обособленном подразделении уже должно быть утверждено к моменту найма руководителя структуры, гарантом правильной работы которого он по сути и является.

Оформление на работу руководителя ОП

Руководитель обособленного подразделения принимается на работу в общем, установленном трудовым законодательством, порядке, то есть опять же как обычный сотрудник. В качестве особенностей такого трудоустройства можно выделить, пожалуй, лишь вышеупомянутую необходимость оформления положения об обособленном подразделении и доверенности.

Трудовой договор с руководителем обособленного подразделения, образец

Факт приема директора ОП фиксируется приказом по организации, также за подписью генерального директора, оформляется личная карточка сотрудника, словом, все обычные кадровые документы.

Трудовой договор с руководителем обособленного подразделения образец скачать

Читайте также: