Может ли фас обязать заключить контракт

Обновлено: 19.05.2024

Согласование с ФАС контракта с единственным поставщиком — это процедура, которую обязаны проходить заказчики, чьи закупки признаны несостоявшимися, а в итоговом протоколе значится заявка только одной организации. В такой ситуации отсутствует конкуренция среди участников, а значит, не выполняется один из основных принципов контрактной системы. Заказчик не вправе единолично принять решение о подписании госконтракта.

Когда и где согласовывать закупку

Заключение контракта с участником тендера на основании разрешения антимонопольного органа производится в случаях, предусмотренных п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Вот в каких случаях заказчик обязан согласовывать с ФАС закупку у единственного поставщика, если в итоговом протоколе остался только один участник, — если заказчик проводил:

  • закрытую процедуру;
  • открытый или двухэтапный конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием или повторный конкурс;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Если единственный участник остался в итоговом протоколе по результатам проведения любой другой процедуры, заключение контракта с таким оставшимся участником не сопровождается согласованием в ФАС. Согласовательным органом выступают:

  • Федеральная муниципальная служба РФ, если в рамках заключаемого контракта расходуются федеральные бюджетные средства;
  • территориальное управление ФАС РФ — если деньги бюджета субъекта РФ;
  • орган местного самоуправления — если средства местного бюджета.

Порядок согласования

Порядок получения согласования с ФАС единственного поставщика 44-ФЗ в 2020 году урегулирован Приказом Минэкономразвития № 189 от 31.03.2015 и предполагает следующие шаги со стороны заказчика:


Что изменится в 2020 году

На рассмотрении в Государственной думе РФ находится законопроект № 809044-7, который значительно изменит систему согласования заключения соглашений без проведения конкурентных закупок через согласование с ФАС.

Сам законопроект предусматривает, что вступит в силу он спустя полгода после его официального опубликования, что позволяет думать, что ранее второй половины 2020 года изменений ждать не приходится.

Если законопроект примут, систему согласования контрактов в Антимонопольной службе ждут следующие нововведения:

  • согласовывать придется только заключение соглашений после признания несостоявшимися конкурса, аукциона или запроса предложений, при условии, что НМЦК превышает размер НМЦК, которую устанавливает Правительство РФ;
  • срок, в течение которого заказчик направляет запрос на разрешение согласования неконкурентного подписания соглашения, сократится до пяти дней;
  • обращение в ФАС станет поводом для проведения внеплановой проверки закупки. Если в ходе проверки будут выявлены нарушения, контролирующий орган сможет выдать предписание для устранения, и заключить контракт заказчик сможет не ранее того, как устранит выявленные нарушения;
  • будут строго очерченные временные рамки заключения соглашения: не ранее чем через десять дней после опубликования итогового протокола и не позднее двадцати дней с момента получения согласования контролирующего органа.

Разъяснения по теме

Заказчик уведомляет единственного поставщика о согласовании в ФАС, а единственный поставщик подписывает госконтракт и предоставляет экземпляры контракта вместе с документами, которые подтверждают предоставление обеспечения исполнения контракта

Письмо Минэкономразвития № Д28и-2419 от 06.09.2016

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Согласование закупки у единственного поставщика с контрольным органом по 44-ФЗ — это процедура обращения в контрольный орган за разрешением подписать госконтракт. С 01.07.2020 правила сильно изменились.

Как согласовать закупку после 01.07.2020

С 1 июля 2020 года Постановление правительства №961 от 30.06.2020 утвердило новые правила о согласовании заключения контракта. Оно же утвердило размеры НМЦК, при превышении которых заказчики согласовывают заключение госконтрактов с единственным поставщиком с ФАС, правила согласования и необходимые формы. Собрали в таблицу основные правила по согласованию с 1 июля.

Цены отличаются в зависимости от уровня госзаказчика и от способа выбора поставщика. Согласовать придется при проведении конкурентных процедур, в том числе электронных и закрытых.

Исключение — если не состоялся запрос котировок, в том числе в электронной форме, согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не нужно. Это указано в п. 4 ч. 5 ст. 93 44-ФЗ.

Вот от каких сумм согласовывают контракт по результатам несостоявшегося аукциона, конкурса и запроса предложений:

  • для федеральных нужд — 500 млн руб. (при конкурсных процедурах или аукционе);
  • для региональных и местных нужд — 250 млн руб. Она же установлена и для конкурсных процедур;
  • для любых нужд — 1 000 руб. — при запросе предложений (если закупка не состоялась по определенным основаниям) или при госзакупке в закрытой форме.

Такие суммы для согласования несостоявшихся аукционов с 01.07.2020 установило Постановление №961.

Форму обращения утвердили Постановлением №961, обязательно используйте ее. Не забудьте подписать у лица, которое уполномочено действовать от имени заказчика.

В обращении за согласованием с ФАС единственного поставщика по 44-ФЗ в 2020 году указывайте сведения о контрольном органе, заказчике, несостоявшейся закупке, едпоставщике (подрядчике, исполнителе). Закрытый список сведений закреплен в п. 3 — 6 ПП №961.

Прописали и подробный список информации и документов, которые придется приложить к обращению. Потребуются, например, заявки (их копии) на участие в госзакупке, документация (копия) о закупке при закрытом способе.

А с июля 2021 года в электронных закупках обращения будут подавать в электронной форме, через ЕИС.

В п. 2 ПП №961 указано, что в зависимости от уровня заказчика направляют обращение о согласовании несостоявшегося аукциона по 44-ФЗ с контрольным органом с 01.07.2020 в такие органы:

  • ФАС — для закупок федерального уровня и закрытых закупках;
  • региональный контрольный орган — в закупках для нужд субъекта;
  • муниципальный контрольный орган или региональный контрольный орган, если есть соглашение о передаче контрольных полномочий, — в закупках местного уровня.

Контрольный орган зафиксирует факт приема обращения согласовании с УФАС заключения контракта с единственным поставщиком и оценит его на предмет подведомственности и содержания. Обращения оставят без внимания, если в нем нет установленной информации. В этом случае контрольный орган уведомит о несоответствии документа.

У заказчика есть 2 рабочих дня после дня получения уведомления, чтобы подкорректировать обращение. В противном случае его оставят без рассмотрения.

Считают, что обращение поступило, со дня его регистрации (если оно корректно составлено) или с даты, когда заказчик подкорректировал его (если оно изначально было с ошибками).

Решают согласовывать или нет в течение 10 рабочих дней после дня поступления обращения. В эти сроки контрольный орган рассмотрит его и внепланово проверит закупку.

Если принимают положительное решение, но обнаружат нарушения в положениях госконтракта, то заказчик получит предписание. В нем пропишут действия, которые придется сделать при заключении контракта.

Решение о согласовании с ФАС после 01.07.2020 отправят в 1 экземпляре на бумажном носителе. А с 01.07.2021 — с использованием ЕИС, если проводились электронные процедуры.

Контрольный орган не согласует заключение контракта с едпоставщиком, например, если выявит, что заказчик:

Если заключение контракта не согласовали, придется изменять план-график и проводить новую закупку.

Когда согласовывали закупки до 01.07.2020

До 01.07.2020 в п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ было указано, по каким закупкам у единственного поставщика требуется согласование с контрольными органами — если не состоялись открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, повторный конкурс или запрос предложений, закрытые способы. Основные условия для этого были такие:

  • до момента вскрытия конвертов подана одна заявка, которая соответствует требованиям закона и документации;
  • по результатам рассмотрения заявок только одна соответствует требованиям, которые установил заказчик;
  • по результатам предквалификационного отбора только один участник признан соответствующим установленным требованиям.

По старым правилам предельных размеров НМЦК для согласования с контрольным органом контракта с единственным поставщиком не было.

Процедура проводилась органом, который уполномочен осуществлять контроль в сфере закупок:

  • закрытые способы и закупки для федеральных нужд — ФАС России;
  • для нужд субъекта — территориальное управление Антимонопольной службы.

Пример согласования госконтракта с единственным поставщиком

Как согласовывали закупки до 01.07.2020

Проводимое согласование с ФАС единственного поставщика 44-ФЗ в 2020 году регулировалось приказом Минэкономразвития №189 от 31.03.2015. Вот такая была пошаговая инструкция для заказчика:

Шаг 1. Направляли письменное обращение в течение 10 дней с даты размещения протоколов о ходе процедуры в Единой информационной системе (при закрытых способах — с даты подписания протоколов). В нем указывали:

  • дату и номер извещения, копию документации (разъяснений и изменений к ней);
  • копии всех протоколов;
  • копии заявок на участие.

При проведении закрытых процедур дополнительно прикладывали:

  • копию письма о разрешении применять закрытый способ;
  • наименование, местонахождение, ИНН участника, с которым предполагается заключить договор, и обоснование того, что лицо соответствует требованиям 44-ФЗ;
  • документ о согласии участника, который указан в обращении, заключить контракт.

Шаг 2. Получали согласование ФАС.

Согласование сделок с ФАС проводится в течение 10 рабочих дней с даты поступления обращения. Если выявят нарушения процедуры определения поставщика, контрольный орган откажет выдавать разрешение.

Шаг 3. Заключали договор.

На это отводилось 20 дней с даты получения согласования.

Сидаев Дмитрий

Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.

На поле конкурентных способов заключения договоров появился новый игрок, способный бороться не только с организаторами некачественных торгов, но и могущественным ведомством

Когда СРО сильнее ФАС

Мы с большим удовольствием готовы рассказывать о том, как та или иная саморегулируемая организация важнейшей отрасли России оказывает конкретную помощь своим членам. И в копилке добрых дел саморегуляторов появился ещё один пример, достойный уважения и подражания. СРО, защищая своих членов, дошла до Верховного Суда Российской Федерации! Речь идёт об Ассоциации строительных организаций Новосибирской области (АСОНО).

Давайте нарушим традицию и начнём с конца. То есть с тех выводов, о которых просто необходимо сказать по судебной эпопее СРО АСОНО. Каждый, конечно, может сделать их сам сколько угодно, но мы хотели бы акцентировать внимание на трёх.

Вывод первый

…от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, её члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения.

Вывод второй

Пример АСОНО красноречиво убеждает в том, что на поле конкурентных способов заключения договоров появился новый игрок, способный бороться не только с организаторами некачественных торгов, но и самой ФАС России в лице её территориальных органов. И этот игрок – саморегулируемая организация, которая может заставить работать даже антимонопольные органы.

Вывод третий

Прекрасный способ обосновать целесообразность и нужность системы саморегулирования, продемонстрировать вместе с Национальными объединениями свою роль в интересах строителей, проектировщиков и изыскателей, о чём, кстати, говорил на недавнем совещании вице-премьер Марат Хуснуллин, это – перейти к конкретным делам. То есть не только считать взносы и трудовые книжки, но и реально помогать компаниям в сфере строительства, защищая их права и лоббируя те законопроекты, которые принесут пользу и отрасли, и всем её представителям.

Однако в управлении Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области не согласились с требованиями СРО. Ведомство пришло к выводу о создании заказчиком равных условий для всех участников спорных закупок и доступе к информации о стоимости договора и объёмах подлежащих выполнению работ на момент подачи заявки, что свидетельствует об отсутствии в действиях общества нарушения требований Федерального закона № 135-ФЗ. При этом, учитывая требования действующего на момент проведения закупок законодательства, необходимость в предоставлении документов, подтверждающих членство участников закупки в саморегулируемой организации, по мнению специалистов управления ФАС, отсутствовала.

Не согласившись с указанным решением, юристы Ассоциации обратились в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании его незаконным. Но и первая инстанция, а затем и вторая, апелляционная (Седьмой арбитражный апелляционный суд), куда обратились саморегуляторы, также не усмотрели нарушений действующего законодательства при заключении контрактов.

А вот в кассационной инстанции – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа – отметили, что участники закупок, помимо наличия у них свидетельства СРО о допуске к производству работ, должны были внести взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в размере, соответствующем уровню ответственности. Однако на момент заключения договора с победителем одной из закупок такие взносы не внесены, а два участника иной закупки имели право на заключение договоров строительного подряда на сумму, которая значительно меньше, чем цена подписанного с ними контракта.

В общем, Верховный Суд поддержал позицию Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, который отменил решения первой и второй инстанции и пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований СРО АСОНО, исходя из установленных обстоятельств дела и представленных доказательств.

Позволим себе процитировать важный абзац из резолютивной части постановления кассационной инстанции:

Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 19.02.2019 № 05-1862.

Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Ассоциации строительных организаций Новосибирской области.

Поддержав эту позицию, Верховный Суд РФ также потвердил, что участники закупок по рамочным контрактам должны внести взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в размере, соответствующем полной стоимости рамочного контракта.

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

Читайте также: