Имеет ли право контрагент запрашивать бухгалтерскую отчетность
Обновлено: 12.06.2024
Тема необходимости проявления должной осмотрительности при выборе контрагента активно звучит со стороны налоговой уже многие годы, однако последнее время ФНС обращается к ней все чаще, выпуская различные письма и пояснения.
Риторика ФНС в отношении должной осмотрительности заметно меняется. Приведем для примера два отрывка из документов налоговой по этой теме 2012 и 2018 годов. Очевидно, что груз ответственности компании за выбор контрагента увеличился.
ФНС России рекомендует налогоплательщикам проверять реальность деятельности лиц, с которыми осуществляются или планируются к осуществлению сделки.
В случае привлечения контрагента для выполнения работ либо оказания услуг, организация должна располагать сведениями и первичными документами о лицах, выполняющих работы либо оказывающих услуги (квалификация, график и условия работы, паспортные данные и т.п.).
Контрагент лишился прикрытия в виде коммерческой тайны
Все идет к тому, что, выбирая контрагента, вы должны знать о нем больше, чем его родная мать. Матери все знать не обязательно, а вот вам о контрагенте надо знать все. Тем более, что от понятия коммерческой тайны в последние годы мало что осталось. С июля 2017 года, согласно изменениям, внесенным в 102-ю статью Налогового кодекса РФ, с существенной части информации, предоставляемой налогоплательщиками в ФНС, был снят гриф секретности.
Контрагент не может прикрываться коммерческой тайной в отношении следующих сведений:
- содержащихся в учредительных документах юридического лица,
- подтверждающих факт внесения записей о юрлице или ИП в соответствующие государственные реестры,
- дающих право на осуществление предпринимательской деятельности,
- о нарушениях законодательства Российской Федерации и привлечении к ответственности за такие нарушения,
- о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.
- данных о среднесписочной численности работников,
- данных об уплаченных организацией суммах налогов и сборов,
- данных о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам,
- данных о суммах доходов и расходов по материалам бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Одна из причин раскрытия данных о налогоплательщиках, согласно официальным заявлениям ФНС, это как раз прозрачность для потенциальных партнеров. Снятие режима налоговой тайны на часть информации о налогоплательщиках дает компаниям возможность больше узнать потенциального партнера и оценить риски еще на этапе его выбора.
Где брать информацию о контрагенте. Рекомендации ФНС
Чтобы обезопасить себя от заключения сделки с недобросовестными деловыми партнерами, ФНС рекомендует провести самостоятельную проверку по нескольким направлениям.
Источники информации о контрагенте:
Комплексный подход к проявлению осмотрительности
ФНС рекомендует сделать скриншоты страниц из интернета с информацией о контрагенте, сохранить эти скрины, а также распечатать их. Однако нужно знать, что, если сам факт исполнения сделки не подтвердится, распечатка с сайта не будет считаться весомым доказательством при оценке налоговыми органами правомерности включения в состав налогооблагаемой базы расходов по налогу на прибыль либо применения вычетов по НДС. Необходим комплексный подход в вопросе проявления должной осмотрительности при выборе контрагента. Именно частью этого комплексного подхода и является отчет по контрагенту.
Как поставить работу по выбору контрагента:
- Разработать документ о порядке работы с контрагентами.
- Создать внутренний регламент по проявлению должной осмотрительности и закрепить за этим направлением ответственного сотрудника.
- Собрать информацию о контрагенте.
- Запросить у потенциального контрагента пакет документов.
- Подготовить отчет по контрагенту, свидетельствующий о проявленной должной осмотрительности.
Что может включать в себя отчет по контрагенту:
- Адрес, телефон и электронная почта организации, имена контактных лиц;
- Имена учредителей, наличие аффилированных структур;
- Выписки из ЕГРИП, ЕГРЮЛ, Росстата;
- Финансовые показатели;
- Год основания компании;
- Количество сотрудников;
- Участие в торгах, наличие государственных контрактов;
- Судебные разбирательства.
Зачем нужна проверка контрагента и отчет
- Для безопасности компании. Выбирая партнера, вы должны быть уверены в его надежности и в том, что взятые им обязательства будут выполнены.
- Для проверки ФНС. Отчет по контрагенту необходимо предъявить налоговой в ходе проверки ил по запросу.
- Для налоговых вычетов. Если ФНС удастся доказать, что компания не проявила должную осмотрительность при выборе контрагента, последует обвинение в получении необоснованной налоговой выгоды и доначисление налогов: входящий НДС, который был принят к возмещению из бюджета и налог на прибыль.
Нужно ли сдавать отчет по контрагенту в налоговую?
Вся нормативно-правовая база, касаемая темы проявления должной осмотрительности при выборе контрагента фокусируется на том, что налогоплательщик должен самостоятельно провести проверку потенциального партнера и при необходимости доказать факт проведенной проверки. Документов, устанавливающих обязанность руководителей или должностных лиц, ответственных за ведение бухгалтерского и налогового учета, отправлять в ФНС отчет по контрагенту, подтверждающий проведение проверки контрагента на добросовестность, в настоящее время не существует. Инструкции по данной теме, исходящие от ФНС, все детальнее прописывают алгоритмы проявления должной осмотрительности, источники информации о контрагенте, однако пока отчетность о проделанной работе по проверке контрагента предоставляется ФНС по ее запросу, а не систематически, в установленные сроки и в обязательном порядке.
СБИС на правах детективного агентства
Автоматизировать сбор данных по контрагентам призван СБИС Проверка контрагента. Среди его источников информации как официальные государственные структуры (ФНС, Росстат, Арбитражный суд, Казначейство и др.), так и открытые коммерческие площадки, СМИ, сайты компаний и др. Источники СБИС можно структурировать на следующие группы:
- источники, содержащие регистрационные данные,
- источники с данными о работе компании,
- источники с отчетными данными,
- источники, содержащие негативные факторы, факторы риска.
СБИС круглосуточно мониторит состояние дел у вашего контрагента. Если что-то пошло не так, например, поданы в его отношении судебные иски или у компании происходят существенные изменения, например, меняется состав учредителей, – ничто не останется за пределами вашего внимания.
В сервисе можно свести все данные о контрагенте в один отчет, кроме того, есть аналитическая опция оценки надежности контрагента.
Помочь в выборе надежного контрагента призван и СБИС Финансовый анализ. Сервис осуществляет анализ компаний и подбор контрагентов, фокусируясь на оценке их финансового состояния.
Подробнее о всех возможностях СБИС в вопросе проявления должной осмотрительности и подготовки доказательной базы, свидетельствующей о проверке контрагента, вам готовы рассказать наши специалисты.
В последние несколько лет при взаимодействии с банками собственники и генеральные директора компаний стали сталкиваться с неожиданными требованиями. Это связано с тем, что банки очень боятся лишиться лицензии, а потому с чрезмерным усердием исполняют закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем ( Федеральный закон от 07.08.2011 № 115-ФЗ ).
Краткое описание 115-ФЗ
Согласно статье 7 Закона 115-ФЗ, при идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банк вправе требовать:
- документы, удостоверяющие личность;
- учредительные документы;
- документы о госрегистрации юрлица или ИП;
- и иные документы, необходимые для исполнения требований законодательства.
Например, Положение банка России от 15.10.2015 № 499-П устанавливает, что банк вправе требовать от своих клиентов:
- сведения и документы о финансовом положении, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. При этом банк в своих внутренних правилах самостоятельно определяет количество и виды документов, используемых для определения финансового положения клиента;
- сведения о деловой репутации клиента и отзывы о нем других организаций, имеющих с ним деловые отношения. При этом банк в правилах внутреннего контроля может установить и любой другой вид документов для определения деловой репутации клиента.
- сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента – их перечень не является исчерпывающим.
Помимо идентификации клиента, банки обязаны также фиксировать и проверять все его сделки, которые показались подозрительными. Причем критериев подозрительности с каждым годом становится все больше.
Рассмотрим, с какими требованиями банков сталкивались наши клиенты, и как действовать в каждой конкретной ситуации.
Прикрываясь этим законом, банки могут подвести любое требование под запрос документов по 115-ФЗ и запросить практически любую бумагу. И если документы по требованию не представлены, банк не проводит платежи или же попросту разрывает отношения с компанией или физлицом. Рассмотрим, с какими требованиями банков сталкивались наши клиенты, и как действовать в каждой конкретной ситуации.
Законно ли требование? По действующему законодательству в обязанность банков не входит проверка порядка ведения кассовых операций – этим занимается налоговая служба. Однако требование может быть связано с выполнением обязанностей в соответствии с законом 115-ФЗ. Так, обязательному контролю подлежат операции по снятию наличных денег на сумму 600 000 руб. и более. Но закон не расшифровывает, какие именно подтверждающие документы банк может запросить. Это могут быть авансовые отчеты и любые другие документы.
Что делать? В сложившейся ситуации возможен следующий порядок действий:
Срок предоставления подтверждающих документов в банк
Для некоторых запрашиваемых сведений сроки предоставления прописаны в законе, но по отдельным документам банки самостоятельно устанавливают свои сроки. По мнению Центробанка, адекватным является срок 3-7 дней. Как правило, банки такие сроки и устанавливают.
Банк требует документы, подтверждающие происхождение денег на личных счетах
Ситуация. Банки проявляют интерес к легальности доходов клиентов и включают вопрос об источниках денег в анкеты. Их дают заполнять при открытии счета и обновлении информации о клиенте. Если же клиент не может подтвердить легальность средств, банк вправе заморозить счет на пять рабочих дней, а потом еще на 30 суток (по решению Росфинмониторинга). Также банк может отказать в проведении операции. Два отказа в течение года могут закончиться закрытием счета.
Законно ли требование? Выяснять происхождение денег у клиентов им разрешает закон № 115-ФЗ. И связан интерес банков с окончанием амнистии капиталов. В ее рамках всем предлагалось задекларировать скрытое имущество и доходы. Амнистия закончилась 1 июля 2016 года. И если до ее окончания банки имели право выяснять источники средств, то теперь это их прямая обязанность.
Что делать? Как правило, банки интересуются происхождением денег на личных счетах, если речь идет о крупных суммах (от 1,5 млн рублей). Тем, кто не хочет показывать источник денег, крупные суммы в банк лучше не вносить. Если же деньги уже на счете, стоит подготовить документы и письмо в банк с пояснениями по поводу источников сумм.
Пример документов, подтверждающих происхождение денег по 115-ФЗ
- договор купли-продажи (недвижимости, автомобиля, земли и др.);
- справка 2-НДФЛ;
- справка о получении пособий;
- договор дарения;
- свидетельство о получении наследства и др.
Чтобы подтвердить источник происхождения денежных средств, ИП должен предоставить документы, доказывающие его деятельность. Это могут быть:
- договоры о проведении работ, оказании услуг, поставке и др.;
- акты выполненных работ;
- отчеты о выполненных работах;
- счет за выполненные услуги с указанием, за что производится оплата.
Пояснительное письмо в банк: образцы для физлица и ИП
При малейших подозрениях в нарушении закона 115-ФЗ банк попросит просит предоставить пояснение, разъясняющее экономический смысл операций, а также источники образования у клиента денежных средств.
К сожалению, готового универсального шаблона для письма, которое следует подготовить в ответ на требование банка, не существует. Предлагаем два примерных варианта пояснительной записки – от физлица и ИП, их можно скачать и переделать под себя. Главное – как можно более подробно и своими словами описать ситуацию.
Банк требует документы о сотрудниках и их зарплате
Ситуация. Компания открыла счет в банке, но использовала его только для расчетов с контрагентами. Зарплату сотрудникам выплачивали наличными. После чего банк требует предоставить документы: штатное расписание и зарплатные ведомости. А в качестве основания своего требования сослался на закон № 115-ФЗ.
Законно ли требование? Банк не вправе контролировать снятие наличных на зарплату в рамках закона № 115-ФЗ. Но если компания снимает наличными 600 000 руб. и больше, и это никак не связано с ее деятельностью, то банк заподозрит обналичку, и может запросить сведения о выданной зарплате.
Что делать? Возможны два варианта действий:
- Вежливо отказать. В письме на имя управляющего банка написать, что сотрудники не дают согласия на раскрытие своих персональных данных (а без этого компания не вправе раскрывать сведения о зарплате). Также можно добавить, что контроль за расходованием наличных осуществляет ИФНС, а у нее претензий к компании нет.
- Предоставление подтверждающих документов банку (если не хотите портить отношения с банком). Но прежде получите письменное согласие работников на передачу персональных данных.
Банк требует пояснения при снятии крупных сумм с корпоративных карт
Ситуация. Если сотрудники компании регулярно снимают крупные суммы наличности с корпоративных карт, банк может потребовать пояснить необходимость данных операций. Речь идет о суммах в размере 50-100 тыс. руб.
Законно ли требование? Банк обязан следить за необычными операциями, которые проводят его клиенты (ст. 7 закона № 115). Если компания стала активно пользоваться корпоративной картой, это может вызвать подозрение у банка. Поэтому лучше ответить на требование.
Что делать? Чтобы избежать проблем с банком, стоит придерживаться нескольких правил. Внутренними правилами по организации надо прописать, на что, сколько и как тратят сотрудники деньги по корпоративным картам. Также стоит установить правила снятия наличных или вовсе его запретить. Также надо следить за тем, чтобы сотрудники отчитывались за потраченные деньги в срок. Это три рабочих дня с момента проведения операции по карте.
Если у банкиров появились вопросы, стоит подготовить пояснения в банк. В них написать, на какие цели работники снимали наличные и почему расход увеличился (например, деньги были нужны на крупную покупку материалов за наличку, на расходы во время командировок и т.д.). К пояснениям можно сразу приложить подтверждающие документы (например, чеки).
Банк запросил документы по контрагентам
Ситуация. Банк запрашивает договора с контрагентами и всегда требует пояснения операциям, которые кажутся подозрительными. Например, если компания проводит нетипичные сделки или вдруг стала заключать договоры с контрагентами из других регионов и др. Если у банка сомнения по конкретной сделке – банк требует договора с контрагентами и другие подтверждающие документы по сделке.
Законно ли требование? Проверять необычные и запутанные сделки банкам разрешает п. 2 статьи 7 Закона 115-ФЗ. При этом банк вправе требовать не только документы, являющиеся формальным основанием для проведения операции по счету, но и документы по всем связанным с ней операциям (см. постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.08.15 № А82-6897/2014). Отказ в предоставлении сведений, как и ссылка на их конфиденциальность – укрепят банк в его подозрениях (Положение ЦБ РФ от 02.03.12 № 375-П).
Что делать: Если банк запросил документы по контрагентам, лучше не спорить, а выполнить требование и предоставить все бумаги. Во-первых, написать письмо в банк о работе с контрагентами. Причину выбора деловых партнеров из других городов можно пояснить более выгодными условиями поставок и условиями договоров. Во-вторых, надо представить в банк копии документов, которые пояснят причину проводимых платежей. Например, копии договоров с контрагентами в регионах. Они подтвердят реальность операций.
Как правило, банк четко называет в своем требовании список документов, которые желает получить от клиента. Это могут быть копии договора и документов, которые подтверждают исполнение контракта: накладные, счета-фактуры, акты приема-передачи, сметы, закупочные акты, справки о стоимости работ и др. Их надо подготовить четко по списку и представить в банк.
Еще три распространенных требования банков:
- Банк требует копию договора, если компания перечисляет займы или платит проценты по полученным займам
Требование правомерно. Банк требует договор займа, чтобы убедиться, что компания не тратит деньги на сомнительные операции, а действительно перечисляет проценты или выдает займы. - Банк запрашивает документы, подтверждающие прибыль предпринимателя, который переводит деньги на личный счет
Такое требование незаконно. Деньги на расчетном или личном счетах принадлежат индивидуальному предпринимателю. И он может переводить средства между счетами без каких-либо ограничений и независимо от того, получил ли он прибыль или убыток. - Банк требует платежку на перечисление НДФЛ вместе с поручениями на зарплату
Требование банка незаконно по двум причинам. Во-первых, банк не вправе контролировать уплату налогов. Во-вторых, банк принуждает платить налог раньше срока. Ранее, если компания перечисляла зарплату на карты, платить НДФЛ требовалось в тот же день. Сейчас можно перечислить НДФЛ на следующий рабочий день.
Как тут не вспомнить героя из любимого с детства мультика. Печкину тоже хотелось докУментов.
В последние несколько лет при взаимодействии с банками собственники и генеральные директора компаний стали сталкиваться с неожиданными требованиями. Это связано с тем, что банки очень боятся лишиться лицензии, а потому с чрезмерным усердием исполняют закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем ( Федеральный закон от 07.08.2011 № 115-ФЗ ).
Краткое описание 115-ФЗ
Согласно статье 7 Закона 115-ФЗ, при идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банк вправе требовать:
- документы, удостоверяющие личность;
- учредительные документы;
- документы о госрегистрации юрлица или ИП;
- и иные документы, необходимые для исполнения требований законодательства.
Например, Положение банка России от 15.10.2015 № 499-П устанавливает, что банк вправе требовать от своих клиентов:
- сведения и документы о финансовом положении, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. При этом банк в своих внутренних правилах самостоятельно определяет количество и виды документов, используемых для определения финансового положения клиента;
- сведения о деловой репутации клиента и отзывы о нем других организаций, имеющих с ним деловые отношения. При этом банк в правилах внутреннего контроля может установить и любой другой вид документов для определения деловой репутации клиента.
- сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента – их перечень не является исчерпывающим.
Помимо идентификации клиента, банки обязаны также фиксировать и проверять все его сделки, которые показались подозрительными. Причем критериев подозрительности с каждым годом становится все больше.
Рассмотрим, с какими требованиями банков сталкивались наши клиенты, и как действовать в каждой конкретной ситуации.
Прикрываясь этим законом, банки могут подвести любое требование под запрос документов по 115-ФЗ и запросить практически любую бумагу. И если документы по требованию не представлены, банк не проводит платежи или же попросту разрывает отношения с компанией или физлицом. Рассмотрим, с какими требованиями банков сталкивались наши клиенты, и как действовать в каждой конкретной ситуации.
Законно ли требование? По действующему законодательству в обязанность банков не входит проверка порядка ведения кассовых операций – этим занимается налоговая служба. Однако требование может быть связано с выполнением обязанностей в соответствии с законом 115-ФЗ. Так, обязательному контролю подлежат операции по снятию наличных денег на сумму 600 000 руб. и более. Но закон не расшифровывает, какие именно подтверждающие документы банк может запросить. Это могут быть авансовые отчеты и любые другие документы.
Что делать? В сложившейся ситуации возможен следующий порядок действий:
Срок предоставления подтверждающих документов в банк
Для некоторых запрашиваемых сведений сроки предоставления прописаны в законе, но по отдельным документам банки самостоятельно устанавливают свои сроки. По мнению Центробанка, адекватным является срок 3-7 дней. Как правило, банки такие сроки и устанавливают.
Банк требует документы, подтверждающие происхождение денег на личных счетах
Ситуация. Банки проявляют интерес к легальности доходов клиентов и включают вопрос об источниках денег в анкеты. Их дают заполнять при открытии счета и обновлении информации о клиенте. Если же клиент не может подтвердить легальность средств, банк вправе заморозить счет на пять рабочих дней, а потом еще на 30 суток (по решению Росфинмониторинга). Также банк может отказать в проведении операции. Два отказа в течение года могут закончиться закрытием счета.
Законно ли требование? Выяснять происхождение денег у клиентов им разрешает закон № 115-ФЗ. И связан интерес банков с окончанием амнистии капиталов. В ее рамках всем предлагалось задекларировать скрытое имущество и доходы. Амнистия закончилась 1 июля 2016 года. И если до ее окончания банки имели право выяснять источники средств, то теперь это их прямая обязанность.
Что делать? Как правило, банки интересуются происхождением денег на личных счетах, если речь идет о крупных суммах (от 1,5 млн рублей). Тем, кто не хочет показывать источник денег, крупные суммы в банк лучше не вносить. Если же деньги уже на счете, стоит подготовить документы и письмо в банк с пояснениями по поводу источников сумм.
Пример документов, подтверждающих происхождение денег по 115-ФЗ
- договор купли-продажи (недвижимости, автомобиля, земли и др.);
- справка 2-НДФЛ;
- справка о получении пособий;
- договор дарения;
- свидетельство о получении наследства и др.
Чтобы подтвердить источник происхождения денежных средств, ИП должен предоставить документы, доказывающие его деятельность. Это могут быть:
- договоры о проведении работ, оказании услуг, поставке и др.;
- акты выполненных работ;
- отчеты о выполненных работах;
- счет за выполненные услуги с указанием, за что производится оплата.
Пояснительное письмо в банк: образцы для физлица и ИП
При малейших подозрениях в нарушении закона 115-ФЗ банк попросит просит предоставить пояснение, разъясняющее экономический смысл операций, а также источники образования у клиента денежных средств.
К сожалению, готового универсального шаблона для письма, которое следует подготовить в ответ на требование банка, не существует. Предлагаем два примерных варианта пояснительной записки – от физлица и ИП, их можно скачать и переделать под себя. Главное – как можно более подробно и своими словами описать ситуацию.
Банк требует документы о сотрудниках и их зарплате
Ситуация. Компания открыла счет в банке, но использовала его только для расчетов с контрагентами. Зарплату сотрудникам выплачивали наличными. После чего банк требует предоставить документы: штатное расписание и зарплатные ведомости. А в качестве основания своего требования сослался на закон № 115-ФЗ.
Законно ли требование? Банк не вправе контролировать снятие наличных на зарплату в рамках закона № 115-ФЗ. Но если компания снимает наличными 600 000 руб. и больше, и это никак не связано с ее деятельностью, то банк заподозрит обналичку, и может запросить сведения о выданной зарплате.
Что делать? Возможны два варианта действий:
- Вежливо отказать. В письме на имя управляющего банка написать, что сотрудники не дают согласия на раскрытие своих персональных данных (а без этого компания не вправе раскрывать сведения о зарплате). Также можно добавить, что контроль за расходованием наличных осуществляет ИФНС, а у нее претензий к компании нет.
- Предоставление подтверждающих документов банку (если не хотите портить отношения с банком). Но прежде получите письменное согласие работников на передачу персональных данных.
Банк требует пояснения при снятии крупных сумм с корпоративных карт
Ситуация. Если сотрудники компании регулярно снимают крупные суммы наличности с корпоративных карт, банк может потребовать пояснить необходимость данных операций. Речь идет о суммах в размере 50-100 тыс. руб.
Законно ли требование? Банк обязан следить за необычными операциями, которые проводят его клиенты (ст. 7 закона № 115). Если компания стала активно пользоваться корпоративной картой, это может вызвать подозрение у банка. Поэтому лучше ответить на требование.
Что делать? Чтобы избежать проблем с банком, стоит придерживаться нескольких правил. Внутренними правилами по организации надо прописать, на что, сколько и как тратят сотрудники деньги по корпоративным картам. Также стоит установить правила снятия наличных или вовсе его запретить. Также надо следить за тем, чтобы сотрудники отчитывались за потраченные деньги в срок. Это три рабочих дня с момента проведения операции по карте.
Если у банкиров появились вопросы, стоит подготовить пояснения в банк. В них написать, на какие цели работники снимали наличные и почему расход увеличился (например, деньги были нужны на крупную покупку материалов за наличку, на расходы во время командировок и т.д.). К пояснениям можно сразу приложить подтверждающие документы (например, чеки).
Банк запросил документы по контрагентам
Ситуация. Банк запрашивает договора с контрагентами и всегда требует пояснения операциям, которые кажутся подозрительными. Например, если компания проводит нетипичные сделки или вдруг стала заключать договоры с контрагентами из других регионов и др. Если у банка сомнения по конкретной сделке – банк требует договора с контрагентами и другие подтверждающие документы по сделке.
Законно ли требование? Проверять необычные и запутанные сделки банкам разрешает п. 2 статьи 7 Закона 115-ФЗ. При этом банк вправе требовать не только документы, являющиеся формальным основанием для проведения операции по счету, но и документы по всем связанным с ней операциям (см. постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.08.15 № А82-6897/2014). Отказ в предоставлении сведений, как и ссылка на их конфиденциальность – укрепят банк в его подозрениях (Положение ЦБ РФ от 02.03.12 № 375-П).
Что делать: Если банк запросил документы по контрагентам, лучше не спорить, а выполнить требование и предоставить все бумаги. Во-первых, написать письмо в банк о работе с контрагентами. Причину выбора деловых партнеров из других городов можно пояснить более выгодными условиями поставок и условиями договоров. Во-вторых, надо представить в банк копии документов, которые пояснят причину проводимых платежей. Например, копии договоров с контрагентами в регионах. Они подтвердят реальность операций.
Как правило, банк четко называет в своем требовании список документов, которые желает получить от клиента. Это могут быть копии договора и документов, которые подтверждают исполнение контракта: накладные, счета-фактуры, акты приема-передачи, сметы, закупочные акты, справки о стоимости работ и др. Их надо подготовить четко по списку и представить в банк.
Еще три распространенных требования банков:
- Банк требует копию договора, если компания перечисляет займы или платит проценты по полученным займам
Требование правомерно. Банк требует договор займа, чтобы убедиться, что компания не тратит деньги на сомнительные операции, а действительно перечисляет проценты или выдает займы. - Банк запрашивает документы, подтверждающие прибыль предпринимателя, который переводит деньги на личный счет
Такое требование незаконно. Деньги на расчетном или личном счетах принадлежат индивидуальному предпринимателю. И он может переводить средства между счетами без каких-либо ограничений и независимо от того, получил ли он прибыль или убыток. - Банк требует платежку на перечисление НДФЛ вместе с поручениями на зарплату
Требование банка незаконно по двум причинам. Во-первых, банк не вправе контролировать уплату налогов. Во-вторых, банк принуждает платить налог раньше срока. Ранее, если компания перечисляла зарплату на карты, платить НДФЛ требовалось в тот же день. Сейчас можно перечислить НДФЛ на следующий рабочий день.
Как тут не вспомнить героя из любимого с детства мультика. Печкину тоже хотелось докУментов.
Читайте также: