Какие основные опасности угрожают терпящим бедствие при нахождении в спасательных средствах

Обновлено: 05.07.2024

Для своевременного и организованного проведения работ по спасению пассажиров и самого судна на каждом из них разработаныРасписания по тревогам. В них расписаны все действия команды и пассажиров по соответствующим сигналам тревог при возникновении аварийной ситуации. Кроме того, у каждого пассажирского места закрепляется каютная карточка пассажира на русском и английском языках, в которой указаны:

- значение сигналов тревоги;

- место сбора пассажиров по тревоге;

- номер и местонахождение спасательной шлюпки;

- иллюстрированная краткая инструкция по надеванию индивидуальных спасательных средств с указанием места их хранения.

Поэтому, прежде чем расположиться в каюте, тщательно изучите эту карточку.

Существует три сигнала судовых тревог:

Как показывает статистика, основная опасность во время кораблекрушения исходит от тонущего судна, которое способно увлечь с собой под воду людей. Кроме того, при кораблекрушении люди подвергаются опасности во время эвакуации с тонущего корабля, а также при нахождении их в воде, на плотах или на шлюпках.

Среди предварительных мер защиты можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным средствам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна. К профилактическим мерам относятся также изучение инструкции по действиям в аварийных ситуациях, правил пользования спасательными средствами и практическая отработка по использованию спасательных средств.

При эвакуации людей с терпящего бедствие корабля опасность возникает при отказах спусковых устройств, опрокидываниях и ударах спасательных средств, неправильном их использовании, а также при необходимости прыгать в воду с гибнущего судна с большой высоты. Во время эвакуации следует брать с собой только необходимые вещи. Места на спасательных средствах в первую очередь предоставляются женщинам, детям, людям пожилого возраста и раненым.

При эвакуации с судна необходимо надеть теплую одежду, а сверху – защитный костюм из водонепроницаемой ткани и спасательный жилет. Спускаться на спасательное судно следует по трапам или канатам. Если позволяют обстоятельства, то в спасательные средства надо погрузить дополнительно одеяла, одежду, аварийное радио, запасы питьевой воды и пищи. При необходимости прыгать в воду следует зажать нос и рот одной рукой, а другой крепко держаться за спасательный жилет.

Оказавшись в воде, человек подвергается опасности утопления, переохлаждения организма и истощения. Чтобы замедлить наступление переохлаждения, находясь в воде, необходимо держать голову как можно выше над водой, стараясь при этом затрачивать минимум физических усилий для удержания себя на поверхности воды. Плыть следует только к спасательному средству.

В открытом море на спасательных средствах следует соблюдать два основных принципа: всем спасательным средствам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет твердой уверенности в возможности достичь берега или выйти на судовые пути.




При нахождении на плотах или шлюпках главная опасность исходит от переохлаждения организма, а при длительном пребывании на них – и от недостатка воды и пищи. Поэтому, находясь на спасательном средстве, следует прежде всего держать ноги сухими и прикрывать тело, строго рационировать воду (500-600 мл в день на человека, поделенные на многочисленные малые дозы) и есть только аварийный запас. Однако в любом случае необходимо сохранять самообладание и не поддаваться панике, иначе это только уменьшит шансы на спасение и ускорит гибель.

Действия пассажиров при авариях и катастрофах на водном транспорте:

- общее руководство всеми работами по устранению последствий аварий и катастроф осуществляет капитан, как начальник ГО;

- к работам по устранению последствий аварий и катастроф привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться к другим лицам, находящимся на судне;

- капитан и все члены экипажа обязаны любыми средствами подавить панику (звук, боль, личный пример, угроза и т.д.); поскольку паника редко начинается сразу у нескольких человек, зачинщиком обычно является один, поэтому важно упреждающее внимание к потенциальным паникерам;

- решение об оставлении судна принимает только капитан. Посадка в шлюпки и на плоты производится только по команде с мостика;

- среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить (желательно и пройти несколько раз) путь из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы из-за задымления и крена судна трудно ориентироваться;

- в первую очередь предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам;

- разрешается брать с собой: документы, спички или зажигалку, одеяло, личные лекарства, деньги;

Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

75. Спасение людей проводится с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность людей, и проведением мероприятий по предотвращению паники.

Спасение имущества при пожаре осуществляется по указанию РТП в порядке важности и неотложности выполнения основной боевой задачи.

76. Спасение людей организуется в первоочередном порядке и проводится, если:

людям угрожают ОФП;

имеется угроза взрыва и обрушения конструкций;

люди не могут самостоятельно покинуть места возможного воздействия на них ОФП;

имеется угроза распространения ОФП по путям эвакуации;

предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ.

77. Пути и способы спасения людей определяются РТП в зависимости от обстановки на пожаре и состояния спасаемых.

78. Для спасения людей используются кратчайшие и безопасные пути:

основные и запасные входы и выходы;

оконные проемы, балконы, лоджии и галереи, при этом применяются стационарные и ручные пожарные лестницы, пожарные автолестницы, автоподъемники и другие спасательные устройства;

люки в перекрытиях, если через них можно выйти из здания или перейти в его безопасную часть;

проемы в перегородках, перекрытиях и стенах, проделываемые пожарными.

79. Основными способами спасения людей являются:

вывод спасаемых в сопровождении пожарных, когда пути спасения задымлены либо состояние и возраст спасаемых вызывает сомнение в возможности их самостоятельного выхода из угрожаемой зоны (дети, больные, престарелые);

вынос людей, не имеющих возможности самостоятельно передвигаться;

спуск спасаемых по стационарным и ручным пожарным лестницам, автолестницам и автоподъемникам, при помощи технических спасательных устройств (индивидуальные спасательные устройства, спасательные рукава, спасательные веревки), когда пути спасения отрезаны огнем или дымом и другие способы спасения невозможны.

(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 N 129)

(см. текст в предыдущей редакции)

80. При проведении спасательных работ:

принимаются меры по предотвращению паники, в том числе с использованием системы внутреннего оповещения;

привлекаются администрация и обслуживающий персонал организаций, члены добровольной пожарной охраны к организации проведения спасательных работ;

осуществляется вызов скорой медицинской помощи, до ее прибытия первая помощь пострадавшим оказывается силами участников боевых действий по тушению пожаров;

предусматриваются места для размещения спасаемых.

81. Если по имеющимся сведениям о местах нахождения людей спасаемые не обнаружены, необходимо тщательно осмотреть и проверить все задымленные и соседние с горящим помещения, в которых могут оказаться люди.

82. При спасении людей с верхних этажей зданий (сооружений) с разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются следующие основные средства:

автолестницы, автоподъемники и другие приспособленные для этих целей автомобили;

стационарные и ручные пожарные лестницы;

спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы, индивидуальные спасательные устройства и иные средства спасения);

аварийно-спасательное оборудование и устройства;

83. Спасение людей и имущества при пожаре при достаточном количестве сил и средств подразделений пожарной охраны проводится одновременно с тушением пожаров. Если сил и средств подразделений пожарной охраны недостаточно, то они используются в первую очередь для спасения людей, при этом другие боевые действия по тушению пожаров не проводятся или приостанавливаются.

84. При спасении людей допускаются все способы проведения боевых действий по тушению пожаров, в том числе с риском для жизни и здоровья личного состава пожарной охраны и спасаемых.

85. Проведение спасательных работ при пожаре прекращается после осмотра всех мест возможного нахождения людей, при отсутствии нуждающихся в спасении.

86. В случае, если звену ГДЗС угрожает опасность, командиром звена ГДЗС (газодымозащитником) по средствам связи повторяется три раза подряд слово "MAYDAY" (МЭЙДЭЙ) , передается свой позывной или фамилия, месторасположение и остаток воздуха в СИЗОД .

Далее - "сигнал бедствия".

Например: "МЭЙДЭЙ, МЭЙДЭЙ, МЭЙДЭЙ, я - 111, нахожусь на 3-ем этаже здания, левая сторона штаба, в баллоне 40 атмосфер, есть угроза жизни".

После подачи сигнала бедствия звеном ГДЗС (газодымозащитником) проводится круговая разведка пожара на месте, принимаются меры по экономии воздуха. В случае обнаружения характерных предметов, цветовых оттенков информация незамедлительно передается по радиостанции.

При получении сигнала бедствия РТП:

принимается решение о создании БУ, связанного со спасением звена ГДЗС (газодымозащитника), назначается начальник БУ, определяется состав и количество сил и средств на БУ;

корректируются, при необходимости, номера каналов связи с участниками боевых действий по тушению пожара и командиром звена ГДЗС (газодымозащитником), передавшим сигнал бедствия.

Начальником БУ для спасения звена ГДЗС (газодымозащитника) создается необходимое количество звеньев ГДЗС, постоянно поддерживается связь с потерявшимся звеном (газодымозащитником) и с работающими звеньями ГДЗС.

Вам необходимо: одеться самому, одеть детей; выключить газ, электроприбо­ры, затушить печи, котлы; закрыть плотно двери и окна.

Взять с собой: средства индивидуальной защиты; запас продуктов питания и воды; личные документы и другие необходимые вещи.

покинуть укрытие с разрешения обслуживающего персонала;

заниматься обычной деятельностью.

(дата, время) на территории Урупского муниципального района зарегистриро­ван повышенный уровень радиации.

Прослушайте порядок поведения при радиоактивном заражении местности: ис­ключить пребывание на открытой местности;

провести герметизацию жилых, производственных и хозяйственных помеще­ний;

сделать запасы питьевой воды из закрытых источников водоснабжения;

сделать запасы продуктов питания, используя исключительно консервирован­ные и хранящиеся в герметичных (закрытых) упаковках, подвалах и погребах про­дукты;

закрыть на замки, имеющиеся в вашем пользовании колодцы, бассейны и дру­гие накопители воды;

в жилых и производственных помещениях, в которых продолжают работать люди, ежечасно проводить влажную уборку;

Внимание! Прослушайте порядок проведения йодной профилактики.

Для проведения йодной профилактики применяют внутрь йодистый калий в та­блетках в следующих дозах: детям до 2-х лет – 0,004 г 1 раз в день с чаем или кисе­лем; детям старше 2-х лет и взрослым – 0,125 г 1 раз в день.

Если у вас нет таблеток йодистого калия, то применяют 5% раствор йода: детям до 5 лет внутрь не назначается, а наносится тампоном 2,5% раствор на кожу пред­плечий и голени; детям от 5 до 14 лет – 22 капли 1 раз в день после еды в половине стакана молока или воды, или 11 капель 2 раза в день; детям старше 14 лет и взрос­лым – 44 капли 1 раз в день, 22 капли 2 раза в день.

(дата, время) на территории Урупского муниципального района (указать район) отмечены случаи отравления (заболевания) людей и животных (наименование заболевания).

Администрацией Урупского муниципального района принимаются меры для локализации заболеваний и предотвращения возникновения эпидемии.

Внимание! Прослушайте порядок поведения населения на территории Урупско­го муниципального района:

исключить пребывание на открытой местности;

провести герметизацию жилых, производственных и хозяйственных помеще­ний;

использовать воду для питьевых и хозяйственных целей только из разрешенных источников водоснабжения, предварительно ее прокипятив;

для питания использовать только консервированные и хранящиеся в герметич­ных (закрытых) упаковках продукты;

в помещениях проводить ежедневную влажную уборку с применением имею­щихся дезинфицирующих средств;

при появлении первых признаков заболевания необходимо срочно поставить в известность медицинских работников.

«Внимание! Внимание! Граждане!

(дата, время) на территории Урупского муниципального района в районе (ука­зать район) отмечены случаи заболевания людей и животных (наименование заболе­вания).

Администрацией Урупского муниципального района принимаются меры для локализации заболеваний и предотвращения возникновения эпидемии.

Прослушайте порядок поведения населения на территории Урупского муниципального района:

при появлении первых признаков заболевания необходимо обратиться к медра­ботникам;

не употреблять в пищу непроверенные продукты питания и воду;

продукты питания приобретать только в местах, установленных администраци­ей Урупского муниципального района;

ограничить нахождение в местах с массовым пребыванием людей.

«Внимание! Внимание! Граждане!

(дата, время) произошла авария на (указать какой) АЭС.

В целях снижения влияния последствий аварии, населению необходимо соблю­дать меры радиационной безопасности и санитарной гигиены:

главную опасность для людей, находящихся на местности, загрязненной радиа­ционными веществами представляет внутреннее облучение, то есть попадание ра­диоактивных веществ внутрь организма с вдыхаемым воздухом, при приеме пищи и воды, поэтому в первую очередь необходимо защищать органы дыхания от попада­ния радиоактивных веществ, провести герметизацию жилища;

Способ изготовления ватно-марлевой повязки:

берется кусок марли длиной 100 см и шириной 50 см;

в средней части куска на площади 30×20 см кладется ровный слой ваты тол­щиной примерно 2 см;

свободные от ваты края марли по всей длине куска с обеих сторон завертыва­ются, закрывая вату;

с обеих сторон марля посередине разрезается на 30 – 35 см;

если имеется марля, но нет ваты, то можно изготовить марлевую повязку, для этого вместо ваты на середину куска марли укладывается пять – шесть слоев марли.

Средства защиты органов дыхания необходимо обязательно использовать:

при выпадении радиоактивных веществ на местности;

при всех видах пылеобразования (сильный ветер, прохождение транспорта, осо­бенно по грунтовым дорогам и т.д.).

Средства защиты можно не использовать при нахождении в жилых и админи­стративных зданиях, в тихую безветренную погоду и после дождя.

Защита кожных покровов:

Попадание в больших количествах радиоактивных веществ на открытые участки кожи может вызвать ее поражение – кожные ожоги. Во избежание пораже­ния кожных покровов необходимо использовать одежду закрытого типа.

Защита жилища, источников воды и продуктов питания:

Все окна в домах закройте пленкой, входные двери оборудуйте мягкими штора­ми. Закройте дымоходы, вентиляционные отдушины (люки). Ковровые дорожки сверните, мягкую мебель накройте чехлами, столы накройте пленкой. Перед вход­ной дверью поставьте емкость и расстелите коврик. Емкости с водой оборудуйте крышками, навесами. Продукты храните в стеклянной таре или полиэтиленовых па­кетах, в холодильниках.

Соблюдайте правила радиационной безопасности и личной гигиены!

Для предупреждения или ослабления воздействия на организм радиоактивных веществ: максимально ограничьте пребывание на открытой территории, при выходе из помещений используйте средства индивидуальной защиты (респиратор, повязку, плащ, резиновые сапоги);

при нахождении на открытой территории не раздевайтесь, не садитесь на зем­лю, не курите;

периодически поливайте (увлажняйте) территорию возле дома для уменьшения пылеобразования;

перед входом в помещение обувь вымойте водой или оботрите мокрой тряпкой, верхнюю одежду вытряхните и почистите влажной щеткой;

строго соблюдайте правила личной гигиены;

во всех помещениях, предназначенных для пребывания людей, ежедневно про­водите влажную уборку, желательно с применением моющих средств;

принимайте пищу только в закрытых помещениях, тщательно мойте руки с мы­лом перед едой и полощите рот 0,5% раствором питьевой соды;

воду употребляйте только из проверенных источников, а продукты питания – приобретенные через торговую сеть;

сельскохозяйственные продукты из индивидуальных хозяйств, особенно моло­ко, употребляйте в пищу только по рекомендации органов здравоохранения.

Соблюдение этих рекомендаций поможет избежать заболевания лучевой болез­нью.

На территории Урупского муниципального района организован круглосуточ­ный контроль за радиационной обстановкой.

При обнаружении уровней радиации, превышающих допустимые нормы, вы будете проинформированы дополнительно.

«Внимание! Внимание! Граждане!

(дата, время) произошла авария на (наименование объекта, адрес) с выбросом (тип опасного химического вещества).

Облако зараженного воздуха распространяется в направлении (указать куда).

В зону химического заражения попадают (указать основные объекты сектора: школы, детские сады, предприятия, учреждения и т.д.).

Прослушайте порядок действий при аварии с выбросом опасного химического вещества:

уясните из передаваемой информации место аварии и направление распростра­нения ядовитого облака;

плотно закройте и герметизируйте все окна и двери, если Вы находитесь в здании или машине;

выключите нагревательные приборы и охладительные системы и приборы, перекройте газ;

выключите оконные и чердачные вентиляторы, закройте вентиляционные люки и отверстия;

приготовьте домашнюю аптечку, проверьте наличие в ней питьевой соды;

приготовьте средства защиты органов дыхания и кожи, если под рукой нет про­мышленных, сделайте сами плотно прилегающие очки, ватно-марлевые повязки, на­деньте одежду из плотных тканей.

Тем, кто находится на улице в указанном районе заражения, немедленно зайти в помещение или покинуть этот район и выйти кратчайшим путем (указать куда).

Пресекайте немедленно факты проявления паники и слухов. Вам не придется долго находиться вне дома. Ликвидацией аварии будут заниматься спасательные службы гражданской обороны.

Если Вы стали свидетелями поражения людей опасным химическим веще­ством, не оставайтесь безучастными, окажите им максимальную помощь.

В дальнейшем действуйте в соответствии с указаниями аварийно-спасательных служб.

Прослушайте информацию в случае аварии с выбросом хлора.

Хлор – это газ зеленовато-желтого цвета, с резким удушливым запахом. Хлор тяжелее воздуха.

При испарении и соединении с водяными парами хлор образует кислоту, в воз­духе стелется над землей в виде тумана зеленовато-белого цвета, проникает в подва­лы и нижние этажи зданий.

Пары хлора сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу.

Признаки отравления: резкая боль в груди, сухой кашель, рвота, одышка, резь в глазах.

Средства защиты: ватно-марлевые повязки, смоченные водой или 2% раство­ром питьевой соды.

При возможности – поднимитесь на верхние этажи зданий.

Если Вы почувствовали присутствие в воздухе ядовитого газа, наденьте очки и смоченную водой или 2% раствором питьевой соды ватно-марлевую повязку.

Прослушайте информацию в случае аварии с выбросом аммиака.

Аммиак – бесцветный газ с резким характерным запахом нашатырного спирта. Аммиак вдвое легче воздуха, ядовит.

Высокие концентрации вызывают обильное слезотечение и боль в глазах, уду­шье, сильные приступы кашля, головокружение, боли в желудке, рвоту. Возможен химический ожог глаз и верхних дыхательных путей. При поражении небольшими концентрациями – более легкое раздражение глаз, слизистой носа, чиханье, слюно­течение, легкая тошнота, головная боль, покраснение лица, боль в груди, сильный пот.

Признаки поражения: после воздействия больших концентраций пострадавшие сильно возбуждены, находятся в состоянии буйного бреда, не способны самостоя­тельно передвигаться. Наблюдаются резкие расстройства дыхания и кровообраще­ния, в ближайшие минуты или часы может наступить смерть от сердечной недоста­точности.

При попадании водного раствора аммиака (нашатырного спирта) в глаза не­медленно обильное промывание широко раскрытых глаз водой или 1% раствором квасцов; вазелиновое и оливковое масло. При резких болях – капли 1% раствора но­вокаина или 1 капля 0,5% раствора дикаина с адреналином. Наденьте защитные очки. В последующем применяют альбуцид.

При поражении кожи – обмывание чистой водой, наложение примочки из 5% раствора уксусной, лимонной, винно каменной или соляной кислот.

При отравлении аммиаком через дыхательные пути – свежий воздух, вдыхание теплых водяных паров (с добавлением уксуса или нескольких кристаллов лимонной кислоты), 10% раствора ментола в хлороформе. Пить теплое молоко с минеральной водой и содой. Кодеин (по 0,015 г) или дионин (по 0,01 г). При удушье – кислород, тепло на область шеи, теплые водные ингаляции.

В качестве средств защиты могут использоваться фильтрующие промышлен­ные противогазы.

«Внимание! Внимание! Граждане!

Прослушайте информацию администрации Урупского муниципального района о правилах поведения и действиях населения при стихийных бедствиях.

Каждый гражданин, оказавшись в районе стихийного бедствия, обязан прояв­лять самообладание и, при необходимости, пресекать случаи грабежей, мародерства и другие нарушения законности. Оказав первую помощь членам семьи, окружаю­щим и самому себе, гражданин должен принять участие в ликвидации последствий стихийного бедствия, используя для этого личный транспорт, инструмент, медика­менты, перевязочный материал.

При ликвидации последствий стихийного бедствия необходимо предпринимать следующие меры предосторожности:

перед тем как войти в любое поврежденное здание убедитесь, не угрожает ли оно обвалом;

в помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, свечами и др.);

будьте осторожны с оборванными и оголенными проводами, не допускайте ко­роткого замыкания;

не включайте электричество, газ и водопровод, пока их не проверит комму­нально-техническая служба;

не пейте воду из поврежденных водопроводов.

«Внимание! Внимание! Граждане!

Прослушайте информацию администрации Урупского муниципального района о действиях при получении штормового предупреждения.

После получения такого предупреждения следует:

очистить балконы и территории дворов от легких предметов или укрепить их;

закрыть на замки и засовы все окна и двери;

укрепить, по возможности, крыши, печные и вентиляционные трубы, заделать щитами ставни и окна в чердачных помещениях;

потушить огонь в печах, котлах;

подготовить медицинские аптечки и упаковать запасы продуктов и воды на 2 – 3 суток;

подготовить автономные источники освещения (фонари, керосиновые лампы, свечи);

перейти из легких построек в более прочные здания или в защитные сооруже­ния.

Если ураган застал Вас на улице, необходимо:

держаться подальше от легких построек, мостов, эстакад, ЛЭП, деревьев;

защищаться от летящих предметов подручными средствами;

попытаться быстрее укрыться в подвалах, погребах, других заглубленных поме­щениях;

«Внимание! Внимание! Граждане!

Прослушайте информацию администрации Урупского муниципального района о мерах защиты при наводнениях и паводках.

Получив предупреждение об угрозе наводнения (затопления), сообщите об этом вашим близким, соседям.

Предупреждение об ожидаемом наводнении обычно содержит информацию о времени и границах затопления, а также рекомендации жителям о целесообразном поведении или о порядке эвакуации.

Продолжая слушать местное радио или специально уполномоченных лиц с громкоговорящей аппаратурой (если речь идет не о внезапном подтоплении), необ­ходимо подготовиться к эвакуации на пункт временного размещения, определяемо­го органами местного самоуправления (как правило, на базе средних школ, домов культуры), где будет организовано питание, медицинское обслуживание.

Перед эвакуацией следует: отключить воду, газ, электричество, потушить печи, перенести на верхние этажи (чердаки) зданий ценные вещи и предметы, закрыть (при необходимости, обить) окна и двери первых этажей подручным материалом.

При получении сигнала о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой документы, деньги, ценности, лекарства, комплект одежды и обуви по сезо­ну, запас продуктов питания на несколько дней и следовать на объявленный эвакуа­ционный пункт.

При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее занять ближайшее возвышенное место и быть готовым к организованной эвакуации по воде. Необходи­мо принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить наличие лю­дей, отрезанных водой и нуждающихся в помощи: в светлое время суток – вывесить на высоком месте полотнища, в темное – подавать световые сигналы.

В затопленной местности нельзя употреблять в пищу продукты, соприкасавшиеся с поступившей водой, и пить некипяченую воду. Электроприборами, в которые попала вода, можно пользоваться только после тщательной их просушки.

СПОСОБЫ ЛИЧНОГО ВЫЖИВАНИЯ
Тема лекции: Организация жизни на воде и в спасательных средствах. Основные
опасности, угрожающие оставшимся в живых людям
Экипаж в спасательном средстве должен беспрекословно выполнять требования своего
командира и следовать инструкциям по сохранению жизни.
Такие инструкции на каждой спасательной шлюпке хранятся в специально обозначенных местах.
При аварии в открытом море, вдали от берегов, спасательные средства должны оставаться как
можно ближе к месту аварии судна до подхода судов-спасателей, принявших сигнал бедствия. Так их
легче обнаружить при поиске и спасании, а они могут оказывать друг другу взаимопомощь. При
необходимости следует подать концы друг другу и держаться вместе. Спасательные надувные плоты
типа ПСН имеют специальные приспособления для буксировки. Во избежание ударов спасательных
средств друг о друга или опрокидывания при волнении моря, расстояние между спасательными
средствами должно составлять 12 – 15 м. Чем больше высота волн, тем больше должно быть это
расстояние.
Спасательные шлюпки нельзя перегружать из-за опасности их опрокидывания. Для удержания
шлюпок на воде против волн выбрасывают плавучий якорь. Двукратный запас плавучести
спасательного плота позволяет разместить в нем вдвое больше людей, чем предусмотрено
номинальной вместимостью.

Командир обязан: поддерживать дисциплину, выработать и строго контролировать
суточный распорядок, распределять пищу и воду, контролируя их выдачу, определить
место для каждого спасающегося и его конкретные обязанности, обеспечить уход за
больными и ранеными. Особое внимание необходимо уделить людям с неустойчивой
психикой и малодушным. По имеющимся данным при наступлении чрезвычайных
обстоятельств в состоянии ошеломления и психологического стресса оказываются 50 –
75% потерпевших. Внешне они выглядят спокойными, но не проявляют активности и
инициативы. У 12 – 25% потерпевших наблюдаются сильное возбуждение и
беспорядочные действия или, наоборот, заторможенность и подавленность. Сохраняют
самообладание, адекватно оценивают обстановку, действуют решительно и разумно
только 12 – 25%.
Вынужденное безделье и томительное ожидание зачастую приводят к появлению
паники и уныния. Поэтому очень важно найти для всех на спасательном средстве
конкретные занятия: рыбную ловлю, наблюдение за внешней обстановкой, такелажные
и ремонтные работы, работу на ручном приводе гребного винта и на веслах, уборку
спасательного средства и поддержание чистоты, уход за больными и ранеными и т.д.
Для указания своего местоположения и облегчения поисково-спасательных операций
необходимо задействовать аварийный радиобуй системы КОСПАС–САРСАТ, время
непрерывной работы которого составляет примерно 48 ч. Необходимо помнить, что в
распоряжении потерпевших имеются носимые УКВ радиостанции и радиолокационный
маяк-ответчик (транспондер). Транспондер позволяет определить местонахождение
спасательного средства при помощи судовых РЛС.
4

Организация питания
Пищевой рацион, хранящийся на спасательном средстве, расфасован в полиэтиленовые пакеты и
алюминиевые тубы и предназначен для длительного хранения без ухудшения пищевых качеств. По
своему составу пищевые продукты подобраны так, что при их употреблении организму человека
требуется минимальное количество воды.
Пищевой рацион по возможности должен размещаться в кормовой части спасательного средства,
где он находится под непосредственным контролем командира. Суточный рацион потребления
пищи и воды в соответствии с вложенной в пакеты инструкцией устанавливает командир сразу же
после аварии судна с учетом реальных условий и вероятности оказания помощи. Распределение
пищи и воды по строго установленной норме осуществляют специально назначенные командиром
люди.
Пища и вода раздаются открыто для всех в порядке очередности по списку по возможности три раза
в день: при восходе солнца, в полдень и при заходе солнца. В первые сутки рекомендуется
воздерживаться от приема воды и пищи, на вторые и последующие сутки – использовать продукты
рациона следующим образом: на завтрак, обед и ужин – по брикету концентратов, по одной галете
(на обед – две) и по два кусочка сахара.
Каждый спасающийся должен иметь свою кружку или банку. Добавочную порцию воды можно
выдавать только больным и раненым с обязательным учетом запаса воды. В первый день воду не
следует выдавать никому, кроме больных, в дальнейшем дневная норма воды не должна
превышать 400 – 500 г даже при значительных запасах. При умеренной температуре окружающей
среды норму выдачи воды следует уменьшить.
Ответственные за раздачу пищи и воды должны регулярно вести запись выданного количества и
остатков воды и пищи, чтобы ежедневно иметь информацию о запасах.
Вареную или сырую рыбу и птицу надо съедать сразу же после отлова и приготовления. Свежую
рыбу можно есть сырой; мясо рыбы становится вкуснее, если его нарезать тонкими полосками и
подвялить на солнце. При употреблении сырой рыбы надо помнить о том, что для ее нормального
переваривания человеку потребуются две части воды (по массе) на одну часть рыбы. Нельзя есть
рыбу, если ее жабры покрыты слизью, или с мягким дряблым мясом, а также молоку и икру. Если
воды в запасе недостаточно, рыбу лучше не есть.
6

В спасательном средстве всю пищу следует сосать или есть очень медленно, тщательно разжевывая.
Любая пища вызывает жажду, поэтому, если запасы воды ограниченны, необходимо уменьшить норму
пищевых продуктов.
Воду нужно пить небольшими дозами, медленно и небольшими глотками, в течение всего дня, чтобы
уменьшить потерю влаги организмом; выпитая за один раз большая доза вызывает сильное потоотделение,
усиленную работу почек и сразу теряется организмом.
Никогда, ни при каких условиях нельзя пить морскую воду и полоскать ею рот, так как она не только
усиливает жажду, но и может в короткое время привести к расстройству нервной системы человека и даже
вызвать смерть.
Табак и алкогольные напитки усиливают жажду.
7

Пополнение запасов пищи и воды.
Во время дождя следует заполнить водой все имеющиеся на шлюпке (плоту) сосуды и ёмкости, в том числе
кружки и пустые консервные банки. Для более эффективного сбора дождевой воды следует использовать тент
из брезента, паруса или шлюпочного чехла. В сборе воды должны участвовать все находящиеся на
спасательном средстве. После заполнения всех имеющихся емкостей надо выпить как можно больше
дождевой воды. В высоких широтах, в районах плавающих льдов запасы воды можно пополнять за счет
многолетнего опресненного льда. В экваториальной зоне круглый год, а в тропиках летом довольно часты
тропические ливни, являющиеся надежным средством пополнения запасов воды. В зоне субтропиков ночью
выпадает обильная роса.
Пищевой рацион можно пополнять ловлей рыбы и птиц на рыболовные снасти, входящие в комплект
спасательного снабжения шлюпки или плота. В качестве рыболовных принадлежностей можно использовать
подручные средства: нити из брезента, парусины или капронового каната, крючки, сделанные из монет,
перочинного ножа, и т.п. Все морские птицы, встречающиеся вдали от берега, съедобны и ловить их можно на
большой рыболовный крючок, поддерживаемый на плаву.
Большинство рыб, пойманных далеко в море, съедобны, однако в тропической зоне можно встретить и
ядовитых рыб, содержащих в мясе сильнодействующие яды, которые нельзя нейтрализовать даже при
хорошей тепловой обработке. Ядовитые рыбы украшены множеством колючек, шипов, наростов и имеют
явно устрашающий вид. Они окрашены в желто-серый или черный цвет с красноватыми пятнами. Таких рыб
нельзя не только употреблять в пищу, но и брать руками, так как ядовитые железы могут находиться на концах
шипов и колючек. Некоторые рыбы обладают способностью сильно раздуваться. Мясо акул не ядовито, но
имеет характерный запах аммиака, что объясняется физиологическим строением ее организма.
В качестве дополнительного резерва пищи можно использовать морские водоросли, особенно с крупными
стеблями и листьями. Водоросли в форме нитей и мелких веточек могут содержать вещества, раздражающие
слизистые оболочки. Перед использованием в пишу водорослей следует размять их в руках – резкий кислый
запах свидетельствует об их пищевой непригодности.
Рекомендации по использованию для питья сока, выжатого из пойманной рыбы, следует считать
сомнительными, так как 1 л рыбьего сока содержит около 26 г солей, для вывода которых из организма
потребуется не менее 1 л пресной воды.
8

Выживание при недостатке пищи и воды.
Человек может длительное время обходиться без пищи при сохранении нормальной физической и
психической активности.
В условиях голодания включаются защитные реакции, снижающие интенсивность обмена веществ, а для
восполнения энергии организм человека начинает расходовать свои внутренние резервы. Нормальный
человеческий организм при массе 70 кг располагает энергетическими резервами около 690 тыс. кДж.
Суточные энергозатраты человека, находящегося в состоянии покоя, составляют приблизительно 7500
кДж, следовательно, за 40 суток будет израсходовано 300 тыс. кДж, или 45% всех резервов, что является
пределом, за которым человек погибает. В первую очередь расходуется жировая клетчатка, затем
мышечная ткань и ткань внутренних органов, при этом головной мозг, сердце и легкие остаются в
неприкосновенности, что обеспечивает нормальную сердечно-дыхательную и умственную деятельность.
Если человека обеспечить дневным рационом питания, калорийность которого составляет 2000 кДж, то
он сохраняет физическую и умственную работоспособность в течение двух недель и более. Согласно
требованиям Международной Конвенции СОЛАС-74 на спасательном средстве должен находиться запас
продуктов калорийностью не менее 10 000 кДж на каждого человека.
Человеческий организм на 65% состоит из воды, потеря им 10% влаги вызывает глубокие необратимые
изменения и может привести к гибели. При обезвоживании организма начинается процесс загустения
крови, нарушается солевой баланс и обмен веществ, повышается перегрев. Наибольшую опасность для
человека представляет перегрев, так как при этом сильно растут водопотери (табл. 1).
Как видно из табл. 1, даже простые способы защиты (смачивание одежды забортной водой и
применение тентов) значительно снижают водопотери организма
9

Таблица 1 – Водопотери человеческого организма.
При увеличении водопотерь человек начинает испытывать жажду, которая переносится значительно
тяжелее, чем чувство голода. При нахождении на спасательном средстве субъективное чувство жажды
усиливается – дополнительным раздражителем служит морская вода.
Пределом выживаемости человека при отсутствии пищи в нормальных условиях является период 50–
70 суток.
Способность человека к выживанию повышается при ежедневном приеме 60–70 г легко усваиваемых
углеводов (сахара, витаминизированных конфет), которые способствуют задержке белков в организме.
Пределом выживаемости человека без воды в нормальных условиях является период 14 суток, который
при высокой температуре окружающего воздуха может резко сократиться.
Для выживания человека достаточно 0,5 л воды в сутки
Условия, в которых находится
человек
Температура, С
Водопотери,
мл/ч
Обнаженный на солнцепеке
В сухой одежде на солнцепеке
В сухой одежде в тени
Во влажной одежде на солнцепеке
45–50
50–57
43–45
42–49
420
370
230
170
10

Авария на транспорте - это повреждение транспортного средства. Например, потерпеть аварию могут автомобиль (рис. 3.8), железнодорожный состав (рис. 3.9), самолет (рис. 3.10), корабль (рис. 3.11). При этом авария с трагическими последствиями, связанными с гибелью людей, называется катастрофой.

Автомобильная авария

Железнодорожная авария

Авария самолета

Пожар на корабле

3.2.1. Автомобильный транспорт

Автомобильная авария - одна из основных причин гибели людей в условиях мирного времени.

В большинстве случаев автомобильные аварии возникают из-за несоблюдения элементарных мер безопасности и правил дорожного движения, а также из-за недостаточной информированности о последствиях того или иного нарушения правил безопасности дорожного движения. Например, мало кто знает, что столкновение с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч без ремня безопасности равносильно прыжку лицом вниз с 4-го этажа.

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте - тормоза, на втором - рулевое управление, на третьем - колеса и шины). Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибают в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

Существует несколько рекомендаций о том, как обезопасить себя во время аварии. Так, при возникновении аварии на автотранспорте, в случае если вы видите, что предотвратить ее невозможно, постарайтесь принять наиболее безопасное положение, сгруппировавшись и закрыв голову руками. Во время аварии все мышцы должны быть до предела напряжены. Самое главное - препятствуйте своему перемещению вперед. Для этого, в случае если вы сидите на водительском месте, вам необходимо вжаться в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо, если вы в качестве пассажира сидите на переднем сиденье, то вам следует упереться в лицевую панель в салоне автомобиля, а если сзади - то в переднее сиденье. В случае если вы, находясь за рулем, не пристегнулись ремнем безопасности, вам следует прижаться к рулевой колонке, а на месте пассажира вы должны закрыть голову руками и завалиться набок. Не покидайте машину до ее остановки, так как шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при выпрыгивании из него.

Если авария связана с опрокидыванием или возгоранием транспортного средства, постарайтесь как можно скорее покинуть его, используя для этого в случае необходимости не только двери, но и окна.

Если машина упала в воду, двери открывать не следует, так как вода тут же хлынет внутрь и машина начнет резко погружаться. Выбираться в этом случае надо через открытое окно.

При возникновении пожара в общественном транспорте, во-первых, немедленно сообщите об этом водителю. Во-вторых, попытайтесь открыть двери кнопкой аварийного открывания. Если это не получается, разбейте боковые окна или откройте их по инструкции как аварийные выходы. В-третьих, попытайтесь сами потушить огонь, а если сделать это не удается, то немедленно покиньте салон.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством. Поэтому, выбираясь наружу из салона трамвая или троллейбуса, не касайтесь металлических частей.

В любом случае главное - сохраняйте спокойствие и ни в коем случае не паникуйте, так как паника может привести к большему ущербу. Определитесь, в каком месте автомобиля и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Выбравшись из машины, отойдите от нее подальше, - возможен взрыв.

В случае если с вами ничего серьезного не произошло, помогите пострадавшим, организуйте первую помощь и примите меры к ликвидации последствий аварии. При необходимости вызовите "Скорую помощь" и сообщите о случившемся в милицию.

3.2.2. Железнодорожный транспорт

Как показывает статистика, гибель людей на железнодорожном транспорте, в основном, связана с крушениями поездов. Поэтому необходимо знать и применять правила и меры безопасности при возникновении этой чрезвычайной ситуации.

При крушении или экстренном торможении самое главное - закрепиться и препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого во время удара, толчка, возникших в результате аварии, постарайтесь ухватиться за неподвижные части вагона или сгруппируйтесь и прикройте голову во избежание травм. При переворачивании вагона крепко держитесь руками и упирайтесь ногами в стену, верхнюю полку и т.п. После того как вагон приобретет устойчивость, наметьте пути выхода из него. При этом если вагон опрокинут или поврежден, выбирайтесь через окна, вытаскивая на руках детей и пострадавших. В случае обрыва проводов контактной сети отойдите от вагонов на 30-50 м, чтобы не попасть под шаговое напряжение.

Конечно, обеспечение безопасного движения поездов зависит, в основном, от машинистов и диспетчеров, но и вы можете уменьшить риск при возможном крушении поезда, если будете знать следующие правила:

  • при столкновении поездов наиболее опасными являются головные и хвостовые вагоны;
  • незафиксированные в крайнем положении двери в купе ведут к травмам от их резкого движения при остановке;
  • громоздкие вещи, стеклянная посуда, расположенные на верхних полках, также приводят к травмам пассажиров при резкой остановке;
  • на электрифицированных участках железной дороги особую опасность при крушении поездов представляют сломанные опоры и лежащие на земле электропровода.

Большую опасность для пассажиров железнодорожного транспорта представляет также пожар в вагоне. Это связано со средоточением в пассажирских вагонах большого количества людей и трудностью их эвакуации, быстротой повышения температуры и распространения токсичных газов в замкнутых пространствах, удаленностью поезда, находящегося в пути, от пожарных подразделений.

При возникновении пожара в пути прежде всего проинформируйте об этом проводника или машиниста. Постарайтесь принять все меры к остановке поезда, использовав для этого стоп-кран или систему аварийного торможения, и ликвидации пожара. (Запомните, что при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и других местах, где осложнится эвакуация.) При невозможности потушить пожар собственными силами немедленно покиньте вагон, используя для этого все выходы, в том числе и окна, не забыв при этом оказать помощь в эвакуации детям и людям престарелого возраста. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов, - малминит - выделяет токсичный газ, опасный для жизни. Поэтому во время пожара в поезде постарайтесь обеспечить себе защиту органов дыхания.

При эвакуации будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд. Покинув поезд, не оставайтесь около него, а постарайтесь отойти на безопасное расстояние.

3.2.3. Воздушный транспорт

Безопасность полетов зависит, прежде всего, от надежности самолетов и профессионализма экипажей и диспетчеров. Однако и вы при пользовании авиационным транспортом должны соблюдать определенные правила безопасности.

Если у вас есть возможность выбора, то садитесь в кресло, которое расположено рядом с выходом и, по возможности, ближе к середине или хвосту самолета. Поинтересуйтесь, где располагаются выходы (основные и аварийные) на вашем самолете и как они открываются. При взлете и посадке следите за тем, чтобы ваш ремень безопасности был плотно затянут. Будьте внимательны к командам и сигналам, которые передаются по микрофону, световому табло или бортпроводницами.

Одной из аварийных ситуаций, которая может произойти в полете, является декомпрессия - снижение содержания кислорода в связи с "уходом" воздуха. Декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева, салон самолета наполняется пылью и туманом, видимость резко снижается. При этом у людей появляется звон в ушах и боли в кишечнике (расширяются газы), из легких быстро выходит воздух и люди теряют сознание. Поэтому при первых признаках декомпрессии нужно немедленно надеть кислородную маску (о том, где она хранится и как ею пользоваться, объясняет стюардесса в начале полета) и подготовиться к резкому снижению или аварийной посадке, так как аварийная ситуация, связанная с декомпрессией, исправляется снижением высоты полета.

При аварийной посадке следует занять наиболее безопасное положение. Для этого опустите кресло и сгруппируйтесь, прижав голову к рукам и уперев ноги по ходу движения. В момент удара максимально напрягитесь. Когда самолет совершит вынужденную посадку, строго выполняйте все указания экипажа.

При возникновении пожара в полете не паникуйте, а постарайтесь оказать помощь в ликвидации пожара или защититься от огня и дыма, используя для этого одежду и воду. Приготовьтесь к аварийной посадке и обязательно мысленно представьте свой путь к ближайшему выходу. После аварийной посадки постарайтесь быстрее покинуть самолет, используя для этого аварийные люки и трапы (на это у вас есть одна-две минуты). При этом постарайтесь защитить свою кожу и не дышать дымом. Главное - сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь панике, так как от этого зависит не только ваше спасение, но и спасение других пассажиров (по данным Национального управления по безопасности перевозок США, свыше 70% людей, попавших авиакатастрофы с пожарами, остаются в живых). Оказавшись за бортом самолета, окажите помощь пострадавшим и постарайтесь как можно быстрее отойти с ними на безопасное расстояние.

Если самолет потерпел аварию в безлюдной местности, то постарайтесь при экстренной эвакуации из самолета захватить с собой самые необходимые вещи (медицинские аптечки, теплые вещи в зимнее время) и продумайте, как подать сигналы с земли, видимые с воздуха.

3.2.4. Водный транспорт

Для своевременного и организованного проведения работ по спасению пассажиров и самого судна на каждом из них разработаны Расписания по тревогам. В них расписаны все действия команды и пассажиров по соответствующим сигналам тревог при возникновении аварийной ситуации. Кроме того, у каждого пассажирского места закрепляется каютная карточка пассажира на русском и английском языках, в которой указаны: значение сигналов тревоги; место сбора пассажиров по тревоге; номер и местонахождение спасательной шлюпки; иллюстрированная краткая инструкция по надеванию индивидуальных спасательных средств с указанием места их хранения.

Поэтому, прежде чем расположиться в каюте, тщательно изучите эту карточку.

Существует три сигнала судовых тревог:

  • "Общесудовая тревога" - один продолжительный сигнал звонком громкого боя в течение 25-30 с, после чего объявление "Общесудовая тревога" по общесудовой трансляции в принудительном режиме работы. Тревога объявляется при возникновении аварийной ситуации либо в предаварийный период, когда становится ясно, что аварии не избежать. Однако это не означает - "Покинуть судно".
  • "Человек за бортом" - три продолжительных сигнала звонком громкого боя подаются 3-4 раза. Вслед за этим по общесудовой трансляции подается объявление голосом с указанием номера шлюпки к спуску. Тревога относится только к членам экипажа судна. Выход пассажиров по этой тревоге на открытые палубы запрещен.
  • "Шлюпочная тревога" - семь коротких и один длинный сигнал звонком громкого боя, повторяемые 3-4 раза, и вслед за этим объявление голосом по общесудовой трансляции. Подается только в том случае, когда состояние аварийного судна не оставляет надежд на спасение и судно должно неминуемо погибнуть; объявляется только по распоряжению капитана. По шлюпочной тревоге члены экипажа, ответственные за безопасность пассажиров, выведут вас к месту посадки в коллективные спасательные средства.

Как показывает статистика, основная опасность во время кораблекрушения исходит от тонущего судна, которое способно "захватить" с собой под воду людей. Кроме того, при кораблекрушении люди подвергаются опасности во время эвакуации с тонущего корабля, а также при нахождении их в воде, на плотах или на шлюпках.

Среди предварительных мер защиты можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным средствам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна. К профилактическим мерам относятся также изучение инструкции по действиям в аварийных ситуациях, правил пользования спасательными средствами и практическая отработка по использованию спасательных средств.

При эвакуации людей с терпящего бедствие корабля опасность возникает при отказах спусковых устройств, опрокидываниях и ударах спасательных средств, неправильном их использовании, а также при необходимости прыгать в воду с гибнущего судна с большой высоты. Во время эвакуации следует брать с собой только необходимые вещи. Места на спасательных средствах в первую очередь предоставляются женщинам, детям, людям пожилого возраста и раненым.

При эвакуации с судна следует надеть теплую одежду, а сверху защитный костюм из водонепроницаемой ткани и спасательный жилет. Спускаться на спасательное судно следует по трапам или канатам. Если позволяют обстоятельства, то в спасательные средства следует погрузить дополнительно одеяла, одежду, аварийное радио, запасы питьевой воды и пищи. При необходимости прыгать в воду, надо зажать нос и рот одной рукой, а другой крепко держаться за спасательный жилет.

Оказавшись в воде, человек подвергается опасности утопления, переохлаждения организма и истощения. Чтобы замедлить наступление переохлаждения, находясь в воде, необходимо держать голову как можно выше над водой, стараясь при этом затрачивать минимум физических усилий для удержания себя на поверхности воды. Плыть следует только к спасательному средству.

В открытом море на спасательных средствах следует соблюдать два основных принципа: всем спасательным средствам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет твердой уверенности в возможности достичь берега или выйти на судовые пути.

При нахождении на плотах или шлюпках главная опасность исходит от переохлаждения организма, а при длительном пребывании на них - и от недостатка воды и пищи. Поэтому, находясь на спасательном средстве, следует, прежде всего, держать ноги сухими и прикрывать тело, строго рационировать воду (500-600 мл в день на человека, поделенные на многочисленные малые дозы) и есть только аварийный запас. Однако всегда необходимо сохранять самообладание и не поддаваться панике, так как в противном случае это только уменьшит шансы на спасение и ускорит гибель.

Читайте также: