Может ли доверительный управляющий ооо назначить себя директором

Обновлено: 17.06.2024

Умер единственный учредитель, генеральный директор ООО, Нотариус назначил доверительного управляющего. Должен ли доверительный управляющий назначить генерального директора или ООО может быть без генерального директора, а все управление будет вести доверительный управляющий.

Ответы на вопрос:

В случае смерти физического лица, являющегося единственным участником общества с ограниченной ответственностью (далее также - ООО, общество), принадлежавшая ему доля в уставном капитале общества переходит к его наследникам в порядке универсального правопреемства в соответствии с законом и (при наличии) завещанием (п. 6 ст. 93 ГК РФ, п. 8 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", далее - Закон об ООО).

Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ).

Согласно п. 2 этой статьи, пока не доказано иное, признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник:

- вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

- принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

- произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

- оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Свидетельство о праве на наследство выдается по истечении специально установленного для заявления наследниками своих прав срока - шести месяцев со дня открытия наследства, ранее этого срока такое свидетельство может быть выдано только в том случае, если у нотариуса есть сведения, что, помимо лиц, подавших заявления о выдаче свидетельства о наследстве, других наследников нет (ст. 1163 ГК РФ).

Таким образом, документом, подтверждающим права наследников на долю в уставном капитале общества и, как следствие, их права на осуществление полномочий участника* (1), будет выданное им свидетельство о праве на наследство (постановление ФАС Московского округа от 02.11.2011 N Ф 05-10926/11). Соответственно, по смыслу ст. 1153, ст. 1162 ГК РФ до момента получения свидетельства о праве на наследство как документа, подтверждающего право на наследство в отношениях с третьими лицами, наследник не может осуществлять права участника ООО, доля в котором была им унаследована, даже при условии совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.

До принятия наследником умершего участника общества наследства управление его долей в уставном капитале общества осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ (абзац второй п. 8 ст. 21 Закона об ООО).

В соответствии со ст. 1171 ГК РФ для защиты прав наследников, отказополучателей и других заинтересованных лиц исполнителем завещания или нотариусом по месту открытия наследства принимаются меры, указанные в статьях 1172 и 1173 ГК РФ, и другие необходимые меры по охране наследства и управлению им. Согласно ст. 1172 ГК РФ нотариус принимает меры по охране наследства и управлению им по заявлению лиц, действующих в интересах сохранения наследственного имущества, и осуществляет их в течение срока, определяемого им самим с учетом характера и ценности наследства, а также времени, необходимого наследникам для вступления во владение наследством, но не более чем в течение шести месяцев. Если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления, в том числе доли в уставном капитале хозяйственного общества, нотариус в соответствии со статьей 1026 ГК РФ в качестве учредителя доверительного управления заключает договор доверительного управления этим имуществом (статьи 1173 ГК РФ). Следовательно, в приведенной ситуации по заявлению наследника нотариусом по месту открытия наследства может быть заключен договор доверительного управления имуществом в порядке, предусмотренном ст.ст. 1173, 1126 ГК РФ. Учредителем управления по такому договору будет являться нотариус, а доверительным управляющим может быть назначено любое лицо по усмотрению учредителя управления, кроме учреждения и государственного (муниципального) органа (ст. 1015 ГК РФ).

Отметим, что в п. 3 ст. 1015 ГК РФ закреплено императивное правило, согласно которому доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом. Выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом является лицо, в интересах которого осуществляется управление (п. 1 ст. 1012 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации, как следует из ст.ст. 1171, 1173 ГК РФ, таким лицом является наследник умершего участника общества. Поэтому единственный наследник умершего участника ООО доверительным управляющим назначен быть не может (постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2009 N 07 АП-1208/09, от 02.03.2009 N 07 АП-1001/09, от 12.02.2009 N 07 АП-367/09, от 11.02.2009 N 07 АП-370/09, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 N 18 АП-4697/2008).

В соответствии с п. 1 ст. 1020 ГК РФ доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Таким образом, именно доверительный управляющий, действующий в интересах наследника (наследников), является лицом, имеющим возможность осуществлять в пределах, предусмотренных договором, все права и обязанности единственного участника общества до получения наследником свидетельства о праве на наследство.

Сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, должны быть отражены в Едином государственном реестре юридических лиц (пп. "д" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)). При этом в регистрирующий орган в соответствии с п. 16 ст. 21 Закона об ООО представляются:

- заявление по форме N Р 14001, утверждённой приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@, подписанное нотариусом (последний абзац п. 1.4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ), где заполняется, в частности, лист "Д";

- копия свидетельства о смерти, заверенная в установленном законодательством РФ порядке (п. 14.2.05.76 письма ФНС России N СА-4-14/1645 от 31.01.2014, далее - Письмо N СА-4-14/1645).

Текущее руководство деятельностью ООО будет осуществляться единоличным исполнительным органом общества, который назначается доверительным управляющим (смотрите постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа: от 05.12.2014 N Ф 07-9747/14 по делу N А 56-23959/2014 и от 10.04.2017 N Ф 07-1456/17 по делу N А 56-19131/2016)* (2). Директором общества может быть назначен и наследник. Для отражения в ЕГРЮЛ сведения о руководителе в регистрирующий орган представляется заявление по форме N Р 14001, подписанное вновь избранным директором* (3).

После получения свидетельства о праве на наследство необходимо будет внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о новом составе участников общества (о новом единственном участнике), размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам (пп. "д" п. 1, п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ). При переходе доли в уставном капитале общества к наследникам граждан, являвшихся участниками общества, в регистрирующий орган представляются:

- заявление по форме N Р 14001 о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, подписанное наследником;

- документ подтверждающий переход доли к наследнику (п. 14.2.05.67 Письма N СА-4-14/1645).

Полномочия исполнительного органа ООО (ОДО) (далее — Общество) переданы управляющему-ИП (далее — управляющий). Срок действия договора с ним истекает, и управляющий уведомил, что не намерен его продлевать. В связи с этим Общество намерено вернуть функции исполнительного органа директору. В такой ситуации необходимо предпринять ряд действий. Рассмотрим их на примере Общества с двумя и более участниками, в котором совет директоров (наблюдательный совет) (далее — совет директоров) не образован.

Этап 1. Созываем общее собрание

Вопросы, связанные с образованием исполнительного органа Общества, а также передачей его полномочий, относятся к исключительной компетенции общего собрания участников (далее — общее собрание) . Такие вопросы могут рассматриваться и на очередном, и на внеочередном общем собрании. По общему правилу его подготовкой, созывом и проведением занимается исполнительный орган Общества .

В данной ситуации указанные вопросы вынесены на повестку дня внеочередного общего собрания. А поскольку функции исполнительного органа лежат на управляющем, то, соответственно, он и должен заниматься его подготовкой, созывом и проведением.

Шаг 1. Принимаем решение о проведении общего собрания

В изложенной ситуации такое решение управляющего оформляется документально, как и в случае, когда его принимает исполнительный орган Общества. На практике чаще всего издается приказ (распоряжение) . Перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в решении, установлен законодательством. В нем, в частности, требуется отразить :

— когда и где планируется провести общее собрание;

— в какой форме (если она не определена уставом);

— какие вопросы будут на нем рассмотрены.

Полагаем, в нашем случае в повестке дня общего собрания нужно предусмотреть пункт об избрании директора Общества, поскольку данный вопрос связан с образованием исполнительного органа Общества и, соответственно, находится в исключительной компетенции общего собрания .

Целесообразно включить в повестку и пункт о заключении контракта с директором. Хоть этот вопрос прямо не отнесен законодательством к компетенции общего собрания, но непосредственно связан с избранием директора. Объединять его с предыдущим пунктом не стоит. В пользу этого свидетельствует и судебная практика.

Судебная практика

На общем собрании было принято решение об избрании директора Общества и о заключении с ним контракта. В части заключения контракта суд признал решение недействительным, поскольку отдельно соответствующий пункт в повестку дня общего собрания не включался и его рассмотрение в рамках вопроса об избрании директора неправомерно.

Постановление апелляционной инстанции экономического суда Витебской области от 17.02.2015
(дело N 206-8/2014/17А).

Шаг 2. Оформляем проекты решений по вопросам повестки дня общего собрания

Проекты решений необходимо подготовить к каждому вопросу повестки дня общего собрания .

Пример формулировки проектов решений:

«1. Об избрании директора

Избрать Македонского А.Ф. директором Общества с 1 августа 2019 года сроком на один год. Заявление Македонского А.Ф. прилагается.

О заключении контракта с директором

Проекты решений по вопросам повестки дня общего собрания либо приводятся в самом решении о его созыве и проведении, либо оформляются в виде приложения к нему. Копии таких проектов решений, как правило, направляются участникам общего собрания вместе с извещением о его проведении.

Шаг 3. Составляем извещение о проведении общего собрания

В извещении, в частности, следует разъяснить, где и когда проводится общее собрание, какие вопросы выносятся на обсуждение, когда, где и как нужно зарегистрироваться для участия в нем . Эта информация должна соответствовать сведениям, указанным в решении о созыве и проведении общего собрания.

Шаг 4. Направляем извещение о проведении общего собрания участникам

Срок направления извещения определяется уставом .

По общему правилу уведомить участников следует как минимум за 30 календарных дней до даты проведения общего собрания, направив каждому из них заказное письмо с уведомлением о вручении (по адресу, указанному в списке участников). Уставом может быть предусмотрен меньший срок и (или) иной способ направления извещения .

Этап 2. Проводим общее собрание

Шаг 1. Определяем наличие (отсутствие) кворума общего собрания

Общее собрание будет правомочным только при наличии кворума. В случае, когда в Обществе есть счетная комиссия, вопрос установления кворума находится в ее компетенции . Если нет, то, как правило, соответствующая обязанность возлагается на председателя общего собрания. Для этого производится подсчет :

2) бюллетеней — правильно заполненных и своевременно возвращенных (при заочной и смешанной форме проведения собрания).

Если по результатам подсчета набирается более 50% голосов от общего количества голосов всех участников ООО — кворум есть. При этом уставом может быть закреплено и большее число голосов. Если кворума нет, внеочередное общее собрание можно провести повторно .

Информация о наличии (отсутствии) кворума в большинстве случаев оглашается председателем общего собрания на его открытии и фиксируется во вводной части протокола общего собрания .

Шаг 2. Принимаем решения по вопросам повестки дня общего собрания

Решения на общем собрании принимаются голосованием участвующих в нем лиц. По каждому вопросу голосуют отдельно. При этом число голосов, принадлежащих участнику общего собрания, по общему правилу пропорционально размеру его доли в уставном фонде .

Пример

Размер долей участников ООО в уставном фонде составляет: Попович А.А. — 45%, Кожемяка Н.Н. — 55%. Количество принадлежащих им голосов — 45 и 55% соответственно.

По вопросам избрания директора и заключения с ним контракта решения будут считаться принятыми, если участники общего собрания отдадут за или против более 50% голосов. Больший процент голосов может быть прописан в уставе .

Шаг 3. Оформляем протокол общего собрания

В протоколе, в частности, отражают ход обсуждения вопросов повестки дня и принятые по ним решения. Подписывают его председатель и секретарь (если он есть) общего собрания, а в некоторых случаях и другие лица. Например, участники общего собрания, если соответствующее требование содержится в уставе, иные лица — если оно предусмотрено решением общего собрания . Окончательно оформить протокол следует не позднее пяти дней после закрытия общего собрания .

Этап 3. Завершаем дела с управляющим

При смене руководителя Общества обязательно следует провести прием-передачу дел и документов . По нашему мнению, это необходимо сделать и при замене управляющего директором, так как управляющий выполняет функции директора.

Как организовать и оформить прием-передачу дел при смене управляющего на директора, следует ли проводить инвентаризацию активов и обязательств, как принять директора на работу и что предпринять после этого — читайте в ilex.


Шаг №1: подготовить управляющего ИП

В одночасье сделать из генерального директора управляющего ИП не получится. Поспешишь – налоговиков насмешишь. Перед тем, как Ваня приступит к руководству компанией в новом амплуа, ему нужно заблаговременно стать ИП, как минимум месяца за 3. При этом будущий управленец должен соответствовать всем признакам самостоятельного и добросовестного лица:

  • Желательно иметь какие-то активы и имущество (компьютер, например);
  • Оказывать услуги еще какой-либо организации;
  • Нести какие-то расходы (например, мобильная связь).

Если вдруг Иван через пару-тройку лет надумает свернуть полномочия управляющего ИП, снимать с себя статус индивидуального предпринимателя сразу же после расторжения договора нежелательно. Зачем подставлять и себя, и владельцев, которым служил верой и правдой долгие годы?

Именно эти аргументы указаны в Решении Семнадцатого ААС от 05.03.2012г. №17АП-1015/2012-АК:

  • Директор зарегистрировал ИП за 7 дней до решения участника ввести управляющего и прекратил свою деятельность в качестве ИП сразу же после расторжения с ним договора;
  • Несение расходов по аренде кабинета, по эксплуатации автомобиля, на содержание водителя управляющего осуществлялось за счет управляемой компании.

Шаг №2: внести изменения в Устав

Шаг №3: обосновать перестановку

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.01.2011г. №А53-22275/2009. Компания обосновала привлечение контрагента, оказывающего управленческие услуги, сокращением части менеджеров, которые ранее эти функции выполняли.

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.02.2010г. №А65-11398/2008. Налогоплательщик защитил расходы на управление тем, что результатом оказания таких услуг стала модернизация компании и увеличение стоимости основных средств.

Шаг №4: определиться с размером вознаграждения, зоной ответственности и обязанностями

По итогам совещания пришли к общему знаменателю:

  • Вознаграждение Ваня будет получать в виде 5% от дохода компании;
  • Отвечать он будет еще и за ведение налоговой отчетности;
  • Управляющий ИП будет оказывать услуги по управлению финансово-хозяйственной деятельностью Общества, в том числе полностью примет на себя осуществление полномочий единоличного исполнительного органа Общества.

Судебная практика показывает, что сходство полномочий директора и управляющего налоговая не может обосновать (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.11.2007г. №А56-39310/2006, Постановление ФАСВосточно-Сибирского округа от 25.04.2006г. №А19-18184/05-40-Ф02-1722/06-С1). Поэтому можно не переживать по поводу совпадения обязанностей генерального директора и управляющего ИП.

Шаг №5: разработать форму договора Управления и акта оказанных услуг

  • представляет интересы Общества перед всеми государственными и муниципальными органами, в судах общей юрисдикции, мировых судах и арбитражных судах;
  • обеспечивает подготовку всех документов и их государственную регистрацию, связанных с изменением устава Общества, в том числе в связи с изменениями в действующем законодательстве;
  • обеспечивает подготовку и представляет Общему собранию участников (учредителю) Общества годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность, в том числе отчет о прибылях и убытках, а также предложения по распределению прибыли;
  • информирует Общее собрание (учредителя) о текущей производственно-хозяйственной деятельности Общества и финансово-экономических показателях;
  • осуществляет строгий контроль над рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов и над деятельностью отделов и структурных подразделений Общества;
  • обеспечивает выполнение обязательств Общества перед контрагентами;
  • обеспечивает подбор, расстановку, обучение, аттестацию, повышение квалификации персонала Общества и рациональное использование труда работников;
  • разрабатывает и обеспечивает исполнение в Обществе предусмотренных действующим законодательством внутренних документов Общества;
  • организует учет, обеспечивает составление и своевременное представление бухгалтерской, статистической и другой предусмотренной действующим законодательством отчетности о деятельности Общества в налоговые органы, органы государственной статистики, другие государственные и муниципальные органы и внебюджетные фонды;
  • обеспечивает уплату Обществом налогов и иных обязательных платежей в сроки, порядке и размерах, определяемых действующим законодательством.

Достаточно просто обозначить, что управляющий ИП оказывает услуги по управлению, не конкретизируя его полномочия.

Невозможно предусмотреть все вопросы, которые приходится решать в деятельности управляемой компании, не относящиеся к компетенции общего собрания и совета директоров. Именно поэтому документы могут содержать лишь примерный перечень услуг управляющей компании (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2014г. № А81-2271/2013).

Единственное, стоит опасаться переквалификации договора с управляющим в трудовой договор и не включать условия, для него характерные.

По Постановлению Четырнадцатого ААС от 01.08.2012 г. ПФР признал договор управления трудовым договор, в котором прямо предусмотрены трудовые гарантии и нормативы (отпуск, рабочая неделя и др.), а также иные положения, характерные исключительно для трудовых отношений (например, командировки и др.)

Шаг №6: определиться с формой отчетности

  • Еженедельный отчет по общему доходу компании;
  • Ежеквартальный отчет по выполнению стратегического плана;
  • Ежемесячный отчет о дебиторской и кредиторской задолженности;
  • Ежемесячный отчет о привлеченных средствах.

Шаг №7: провести собрание учредителей и подписать договор

Прошло 3 месяца… Настал важный момент увольнения Ивана по ТК РФ и подписания с ним договора гражданско-правового характера. Провели собрание учредителей и оформили все бумаги. Осталось лишь сходить в налоговую.

Шаг №8: зарегистрировать в ИФНС

Ваня пошел в налоговую. Протоколом собрания предусмотрено, что управляющий ИП самостоятельно производит все регистрационные действия.

Шаг №9: внести изменения в банковскую карту организации

После регистрации в ИФНС, Ване предстоял поход в банк: необходимо внести изменения в банковскую карту организации.

После получения листа записи в ЕГРЮЛ, необходимо уведомить банк о прекращении полномочий директора и назначении управляющего.

Для этого в банк, где открыт расчетный счет компании, нужно представить следующие документы:

Кроме того, если расчетный счет подключен к системе интернет-банкинга, надо сгенерировать новый электронный ключ.

  • протокол или решение о передаче полномочий ЕИО управляющему;
  • договор с управляющим;
  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • карточку с образцами подписи управляющего.

Теперь Иван Васильевич может спокойно управлять компанией в качестве ИП-шника.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: