Может ли депутат законодательного собрания заниматься предпринимательской деятельностью

Обновлено: 04.07.2024

Вопрос: Какими правами обладает депутат представительного ор­гана муниципального образования?

Ответ: Права депутата представительного органа муниципального обра­зования устанавливаются муниципальными правовыми актами в соот­ветствии с требованиями федерального законодательства. Такими му­ниципальными правовыми актами, согласно требованиям Федерального закона, должны быть устав муниципального образования и специальное решение представительного органа муниципального образования. В уставе муниципального образования должны содержаться следующие положения: срок полномочий депутата (должен составлять не менее 2 и не более 5 лет), ограничения, распространяемые на депутата, и основа­ния для досрочного прекращения его полномочий.

Муниципальный правовой акт, который определяет статус депу­тата, наделяет его следующими правами:

- права депутата при работе в представительном органе муници­пального образования (право на своевременное получение документов и материалов, рассматриваемых на заседаниях представительного органа, право занимать должности в представительном органе муниципального образования, право на образование депутатских объединений, право работы на постоянной основе, право на выступления на сессии, право входить в состав комитетов (комиссий), право обращаться с депутат­ским запросом, право вносить поправки в текст рассматриваемых реше­ний);

- право на представительство интересов населения (делать обра­щения в органы государственной власти и органы муниципального об­разования, иметь оборудованное помещение, необходимое для работы с избирателями, иметь помощников депутата, работающих на оплачивае­мой основе);

- право защищать свои права в судебных и административных инстанциях.

Для надлежащей реализации прав депутата законом субъекта Российской Федерации обычно предусматривается административная ответственность за нарушение зафиксированных в муниципальном пра­вовом акте прав депутата.

Кроме прав депутата в муниципальном правовом акте должны содержаться и обязанности депутата. К ним относятся следующие обя­занности:

- участвовать в работе сессии представительного органа муници­пального образования и комитетов (комиссий) этого органа;

- вести прием избирателей;

- выполнять решения представительного органа муниципального образования;

- исполнять наказы избирателей (исполнение наказов избирате­лей должно регулироваться специальным правовым актом. Наказы мо­гут выполняться либо за счет средств местного бюджета, либо посред­ством проведения общественных работ).

Помимо описанных выше прав и обязанностей депутатов. Феде­ральный закон устанавливает некоторые другие гарантии прав депута­тов. К ним относится, в частности, порядок привлечения к уголовной ответственности. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Феде­рации устанавливает, что в отношении депутата уголовное дело может быть возбуждено только прокурором субъекта Российской Федерации (пункт 1.1 части 1 статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Рос­сийской Федерации). Порядок привлечения депутатов к администра­тивной ответственности ничем не отличается от порядка привлечения к такому виду ответственности других лиц.

Однако, согласно Федеральному закону, депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за вы­сказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока полномочий. Исключение из этого правила составляют клевета, оскорбления, другие нарушения, за которые Федеральным законом пре­дусмотрена ответственность.

Федеральный закон устанавливает основания, по которым пол­номочия депутата могут быть прекращены досрочно. К таким основани­ям относятся смерть депутата, его отставка по собственному желанию, признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным, при­знание судом безвестно отсутствующим или признание его умершим. Также досрочно прекращаются полномочия, когда в отношении депута­та вступает в законную силу обвинительный приговор суда, он выезжа­ет за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства или выходит из гражданства Российской Федерации. Помимо вышеиз­ложенного, депутат может быть отозван избирателями, его могут при­звать на военную или альтернативную гражданскую службу.

Чем новые гарантии помогут депутату в работе

Депутаты представительного органа муниципального образования, как правило, осуществляют свои полномочия на непостоянной основе (ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Но прежде на федеральном уровне не были урегулированы особенности осуществления депутатами своих полномочий без отрыва от основной деятельности.

Гарантии тем, кто освобожден от работы вследствие избрания на должность в органе МСУ, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ (ст. 172 ТК). Гарантии осуществления полномочий депутата местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными и региональными законами (ч. 5.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ). Но поскольку на федеральном уровне правил не существовало, данный вопрос регулировали только региональные власти. Это приводило к тому, что в одних субъектах сохранение места работы за депутатом было закреплено региональным законом, а в других данный вопрос никак не был урегулирован. Кроме того, существовала практика освобождения депутатов от работы только на время участия в заседаниях представительного органа и его комиссий. Оформлять депутатские запросы, проводить прием населения в местной администрации или выездные встречи с жителями в депутатском округе приходилось в выходные дни или в ущерб основной работе. Это провоцировало конфликты депутата с работодателем.

Работодатель обязан освобождать сотрудника от работы с сохранением за ним места работы и должности на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если по закону эти обязанности должны исполняться в рабочее время (ч. 1 ст. 170 ТК). Но на федеральном уровне не был определен временной период, в течение которого этой гарантией может пользоваться депутат при осуществлении депутатской деятельности. А на региональном уровне законодатели устанавливали разную продолжительность такого периода.

Какая продолжительность периода установлена

Гарантируемый период не должен быть меньше двух и больше шести рабочих дней в месяц (ч. 5 ст. 40 Закона № 131-ФЗ). Его конкретную продолжительность должен установить регион, на территории которого находится муниципальное образование. В течение гарантируемого периода за депутатом, исполняющим свои полномочия без отрыва от основной деятельности, сохраняется место работы и должность. Правило действует в течение всего срока осуществления полномочий депутата.

Место работы сохраняется за депутатом не только на время его участия в заседаниях представительного органа, но и на время осуществления иной депутатской деятельности. Например, когда он встречается с избирателями, участвует в торжественных мероприятиях и выездных заседаниях региональных органов власти.

Продолжительность сохранения основного места работы на период, необходимый для осуществления депутатских полномочий, нужно закрепить в уставе муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ. Когда в вашем регионе установят конкретную продолжительность периода — в пределах от двух до шести рабочих дней в месяц, внесите аналогичные нормы в устав муниципального образования.

На заметку: Депутат может предупредить работодателя о том, что будет отсутствовать, устно или письменно

Почему депутатские гарантии полезны для работодателей

Осуществление депутатской деятельности носит плановый характер. Поэтому у депутата будет возможность заранее предупредить работодателя о днях, в которые он будет отсутствовать на рабочем месте. Работодателю будет проще планировать производственную деятельность. Он сможет перераспределить задачи и скорректировать работу подразделений, чтобы минимизировать последствия временного отсутствия сотрудника. Кроме того, на время исполнения постоянным сотрудником депутатских полномочий работодатель вправе принять другого человека по срочному договору.

Можно ли получить компенсацию за период исполнения депутатских полномочий

Работодатель не выплачивает сотруднику зарплату за дни, в которые тот занимался депутатской деятельностью

Орган местного самоуправления вправе установить денежную компенсацию в муниципальном правовом акте, если соблюдается одно условие. Данный вопрос должен быть урегулирован законом субъекта РФ о статусе и порядке деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований.

ПАВЕЛ ГУЛИДОВ, юрист, депутат Думы Черниговского муниципального района Приморского края

Дёмин Илья

Эксперты обсуждают предложение внести в закон изменения, касающиеся приостановления статуса адвоката, порядка и сроков избрания президентов АП и ФПА, закрепления возможности получения гонорара успеха, снятия ограничений по стажу для учреждения коллегий адвокатов и др.

Изменилась и ст. 16 Закона об адвокатуре о приостановлении статуса адвоката. На наш взгляд, адвокаты позитивно оценили, что теперь статус можно приостановить путем подачи личного заявления в Совет палаты.

В то же время одна поправка в названную статью осталась без должного внимания – была изменена норма подп. 1 п. 1 ст. 16.

Прежняя редакция Закона среди оснований приостановления статуса указывала избрание адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе.

29 апреля 2020 г. Комиссия Федеральной палаты адвокатов РФ по этике и стандартам пояснила, что означает новелла, – теперь нельзя одновременно быть и депутатом, и адвокатом. В Разъяснениях указано, что действующая редакция ст. 16 предполагает приостановление статуса не только при избрании адвоката в орган публичной власти на период работы на постоянной основе, как было ранее, но и в случае самого факта его избрания или назначения на должность.

Таким образом, сейчас не имеет значения, занимает адвокат должность на постоянной или непостоянной основе, – совмещение статусов адвоката и депутата недопустимо.

КЭС также разъяснила, что обязанность приостановить статус возникает у адвоката, если он избран или назначен в орган публичной власти после 1 марта 2020 г., когда вступили в силу изменения в Закон об адвокатуре.

Один из авторов заметки, Дёмин Илья, уже находясь в статусе адвоката, в 2018 г. был избран в представительный орган муниципального образования. Таким образом, согласно новой редакции Закона об адвокатуре он не сможет быть избранным депутатом в следующем созыве и одновременно продолжать оказывать помощь доверителям. Полагаем, это несправедливо.

Суд подчеркнул, что лишение лица, осуществляющего депутатские полномочия на непостоянной основе, статуса адвоката только в силу факта замещения муниципальной должности не имеет разумного конституционно-правового обоснования

По этому поводу в Постановлении от 18 июля 2019 г. № 29-П уже высказывался Конституционный Суд РФ, который признал, что действовавшие на тот момент нормы Закона об адвокатуре не предполагали запрета совмещать адвокатскую деятельность с осуществлением полномочий депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе.

Помнится, прочитав текст постановления, мы обрадовались, поскольку до него практика адвокатских палат субъектов была разной. В одних субъектах совмещение статусов считалось нарушением, в других – допустимым. Тогда казалось, что КС поставил точку в этом вопросе.

Однако Конституционный Суд анализировал прежнюю редакцию Закона об адвокатуре, поэтому нельзя однозначно утверждать, что новая редакция противоречит Конституции РФ.

КС тогда пришел к выводу, что решение о возможности совмещения двух статусов относится к дискреции федерального законодателя. При этом важно, что Суд подчеркнул: такая дискреция ограничена принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничения прав и свобод, а также требованиями определенности правового регулирования.

Были ли соблюдены данные принципы законодателем при введении ограничения на совмещение статусов адвоката и депутата? Полагаем, нет.

В пояснительной записке к законопроекту обнаружить конституционно-правового обоснования введенных ограничений не удалось, поскольку обсуждаемая поправка была внесена в проект закона Правительством РФ только ко второму чтению. Исходя из стенограмм заседаний Госдумы, рассматриваемая поправка содержательно ни разу не обсуждалась депутатами, поэтому можно только догадываться, какие риски в совмещении статусов усмотрели законодатели.

Во-первых, нарушает ли совмещение конкретным адвокатом статусов адвоката и депутата принцип независимости адвокатуры?

Именно этот довод использовала АП г. Москвы в 2017 г., привлекая к дисциплинарной ответственности адвоката Олега Сухова, обращение которого в Конституционный Суд послужило причиной вынесения Постановления № 29-П.

На наш взгляд, вхождение конкретного адвоката в состав представительного органа местного самоуправления не умаляет независимость адвокатуры как института гражданского общества и не означает ее интеграции в систему органов публичной власти. Между адвокатурой и органом местного самоуправления не создается в таком случае субординационных отношений; профессиональное сообщество по-прежнему остается независимым.

Во-вторых, нарушается ли принцип независимости самого адвоката, избранного депутатом?

При осуществлении депутатских полномочий на непостоянной основе такие полномочия реализуются на общественных началах. Адвокат не вступает в материальную зависимость от муниципального образования или от должностных лиц. Кроме того, при возникновении конфликта интересов существует эффективный механизм привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности. Данный институт защищает права доверителей в каждой конкретной ситуации и, на наш взгляд, не требует введения ограничений на совмещение статусов на законодательном уровне.

В-третьих, нарушает ли совмещение статусов равноправие адвокатов?

Сложно представить ситуацию, в которой статус депутата органа местного самоуправления можно было бы использовать при осуществлении адвокатской деятельности. Как верно указал КС, в компетенции органов местного самоуправления находятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения, то есть преобладают коммунально-хозяйственные аспекты.

Если депутат осуществляет полномочия на непостоянной основе, злоупотребление депутатским статусом возможно не только при адвокатской деятельности, но и при любой другой. Злоупотребление полномочиями является нарушением само по себе и влечет установленную законом ответственность. То есть существуют общие охранительные нормы, препятствующие злоупотреблению статусом депутата.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что введенное ограничение на совмещение статусов адвоката и депутата не имеет под собой должного обоснования. Установление такого запрета по существу либо лишает адвоката пассивного избирательного права, либо заставляет отказаться от своей профессии. Все это относится к конституционным правам гражданина РФ, которые могут быть ограничены только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Какие из данных ценностей нарушаются при совмещении статусов, не ясно.

Действующая редакция описываемой нормы Закона об адвокатуре не только ограничивает права адвокатов, но и создает правовую неопределенность для депутатов-юристов, которые хотят оказывать квалифицированную юридическую помощь в качестве адвокатов. Могут ли действующие депутаты муниципальных представительных органов на непостоянной основе получить адвокатский статус? Этот вопрос актуален и для соавтора данной статьи Федора Леппы, который также является муниципальным депутатом на непостоянной основе и на момент выхода Разъяснений КЭС уже сдал первую часть экзамена на присвоение адвокатского статуса. Ответа на него в Разъяснениях нет.

Полагаем, что от введенного ограничения проигрывают в первую очередь граждане, которые лишаются возможности выбрать в орган местного самоуправления таких квалифицированных и образованных представителей, как адвокаты.

Конституционный Суд прямо не ответил на вопрос об обоснованности такого запрета в контексте нарушения личных прав адвоката, занимающего должность депутата на непостоянной основе. В связи с этим мы намерены добиваться отмены ограничений на совмещение статусов, причем не исключаем возможности обращений в КС и ЕСПЧ.

Деятельность может осуществляться и в иных формах, предусмотренных законами, а также Уставом, нормативными правовыми актами Думы.

Статья 7. Участие депутата в заседаниях Думы

Депутат Думы принимает личное участие в заседании Думы и пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой поселения, а также комиссией Думы, членом которой он является.

Депутат имеет право:

избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в Думе;

высказывать мнение по персональному составу создаваемых Думой органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой ;

предлагать вопросы для рассмотрения Думой;

вносить проекты правовых актов, а также поправок к ним для рассмотрения на заседании Думы;

вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов на заседании Думы;

вносить предложения о заслушивании на заседании Думы внеочередного отчета или информации органа или должностного лица местного самоуправления, подотчетного или подконтрольного Думе в соответствии с Уставом;

ставить вопрос о недоверии составу образованных или избранных Думой органов или избранным, назначенным или утвержденным ей должностным лицам в случаях, установленных Уставом;

вносить в Думу предложения о необходимости проведения проверки исполнения Устава и нормативных правовых актов Думы органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм, расположенных на территории муниципального образования;

участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседаниях Думы, требовать ответа, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;

оглашать на заседаниях Думы обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение;

обращаться с депутатским запросом;

передавать председательствующему текст выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений, для включения в протокол заседания Думы;

осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, Уставом, нормативными правовыми актами Думы.

При невозможности присутствовать на заседании Думы, на заседании её комиссии депутат заблаговременно информирует об этом соответственно председателя Думы, председателя комиссии.

Отсутствие депутата на заседании Думы без уважительной причины не допускается. Депутат может ознакомиться с материалами очередной Думы и дать письменное мнение по всем вопросам повестки заседания.

По решению Думы фамилии депутатов, отсутствующих на заседании, с указанием причин отсутствия могут доводиться до избирателей через средства массовой информации

Статья 8. Участие депутатов в заседаниях комиссий Думы

Депутат принимает участие в работе комиссий, членом которых он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений. Депутат может принимать участие в работе комиссий Думы, членом которых он не является, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.

В случае несогласия с решением комиссии по проекту нормативного правового акта, принимаемого Думой, депутат имеет право внести свое предложение в письменной форме в качестве самостоятельной поправки к проекту соответствующего нормативного правового акта. Внесенные им поправки подлежат обязательному рассмотрению Думой, и по ним проводится голосование.

Депутат по решению Думы может быть выведен из состава комиссии за систематическое неучастие в ее работе в порядке, установленном Регламентом Думы, иными нормативными правовыми актами Думы.

Депутат своевременно информируется о времени созыва, месте проведения заседания Думы, заседаний ее комиссий, вопросах, выносимых на их рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по данным вопросам.

Статья 9. Выполнение депутатом поручений

Депутат выполняет поручения Думы. Решения о даче депутату поручения принимаются на заседаниях Думы или соответствующих комиссий и отражаются в протоколах.

Статья 10. Обращение депутата с нормотворческой инициативой

Депутат Думы имеет право нормотворческой инициативы, осуществляемой в форме внесения в представительный орган:

проектов нормативных правовых актов;

проектов актов о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты Думы;

поправок к проектам нормативных правовых актов Думы по вопросам, отнесенным к компетенции Думы.

Предложения депутата, внесенные в порядке нормотворческой инициативы, подлежат обязательному рассмотрению Думой. Порядок осуществления депутатом нормотворческой инициативы определяется Регламентом Думы.

Статья 11. Участие депутата в депутатских слушаниях

Депутат участвует в депутатских слушаниях, проводимых по решениям Думы, в том числе выступает на этих слушаниях в ходе обсуждения проектов нормативно-правовых актов поселения и (или) вопросов, имеющих важное общественное значение.

Статья 12. Депутатское обращение и депутатский запрос

Депутат или группа депутатов имеют право на обращение непосредственно к органам местного самоуправления, главе местного самоуправления, а также к руководителям расположенных на территории поселения государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, по вопросам, входящим в компетенцию Думы.

Депутатский запрос вносится на заседании Думы в письменной форме, оглашается, и по нему принимается соответствующее решение. Лицу, к которому обращен депутатский запрос, направляются заверенная копия решения о признании обращения депутата депутатским запросом и подлинник обращения депутата признанного депутатским запросом.

Если указанное обращение касается фактов нарушения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами актов органов местного самоуправления, то Дума может признать его депутатским запросом и включить в повестку дня своего заседания.

Должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должно дать ответ на него в устной форме на заседании или в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной установленный Думой срок. Депутатский запрос и письменный ответ на него оглашаются председательствующим или должностным лицом, к которому обращен запрос, на заседании Думы или доводятся до сведения депутатов иным путем в порядке, установленном Регламентом Думы. Депутат вправе дать оценку ответа на запрос. По результатам рассмотрения запросов Думой поселения может быть принято решение. Запрос, ответ на него и решение Думы, затрагивающие права, свободы и интересы граждан, подлежат обязательному обнародованию в средствах массовой информации.

Статья 13. Осуществление депутатом контроля за соблюдением нормативно-правовых актов местного самоуправления

Депутат участвует в осуществлении контроля за соблюдением Устава, нормативных правовых актов Думы путем участия в проверках, подготовки предложений по результатам проверок.

Депутат вправе потребовать незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод, законных интересов граждан, а в необходимых случаях обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием о пресечении нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном по требованию депутата представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа.

Статья 14 .Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений депутата

По вопросам, связанным с депутатской деятельностью, на территории поселения депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений. При обращении депутата в органы местного самоуправления, муниципальные предприятия и учреждения, находящиеся на территории муниципального образования, их должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют ему необходимую информацию и документы с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и коммерческой тайне. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов вышеуказанные руководители органов и должностные лица обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 15 дней со дня получения письменного обращения депутата.

Органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, находящиеся на территории муниципального образования, общественные объединения обязаны оказывать депутату содействие в осуществлении его полномочий. Вмешательство депутата в хозяйственную деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм, деятельность органов дознания, органов прокуратуры, следователей и судов не допускается.

Статья 15. Обращение депутата в средства массовой информации

Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации.

Депутат несет ответственность за достоверность материалов, представляемых им к публикации.

Статья 16. Работа с избирателями

Депутаты отчитываются перед избирателями во время встреч с ними, а также информируют их о своей деятельности через средства массовой информации не реже одного раза в год. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата. Под требованием о проведении отчета необходимо собрать не менее 1% подписей от числа избирателей данного избирательного округа.

Депутат в пределах предоставленных ему полномочий:

принимает меры по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов своих избирателей;

рассматривает поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы, при необходимости направляет их в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляет контроль за их своевременным рассмотрением;

участвует в рассмотрении в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях независимо от организационно-правовых форм вопросов, затрагивающих интересы избирателей;

изучает общественное мнение, при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, учитывает их при разработке нормативных правовых актов Думы;

участвует в работе органов территориального общественного самоуправления, в собраниях избирателей, в том числе по месту их жительства, работы, службы, учебы; использует иные формы работы с избирателями и населением.

Избиратели могут давать наказы депутату. Порядок организации работы с наказами избирателей определяется Думой.

Статья 17. Обязанности депутата

соблюдать правила депутатской этики, установленные Думой. Ответственность за нарушение правил депутатской этики устанавливается Регламентом Думы;

отчитываться перед избирателями. Для обеспечения отчетов, встреч с избирателями, по просьбе депутата, администрация поселения, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения безвозмездно выделяют помещения, извещают граждан о времени и месте проведения отчетов, встреч, направляют для участия в них своих представителей, а также представляют необходимые справочные и информационные материалы, оказывают другую помощь;

- выполнять поручения Думы, поручения комиссии, членом которых он является.

Читайте также: