Может ли быть учредителем частного образовательного учреждения юридическое лицо

Обновлено: 11.05.2024

Многие задумываются об открытии Частного образовательного учреждения (ЧОУ) (ранее именовались Негосударственные Образовательные учреждения (НОУ), будь то частная школа (Частное общеобразовательное учреждение), частный детский садик (Частное дошкольное образовательное учреждение), курсы повышения квалификации (Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования), курсы изучения иностранных языков (Частное образовательное учреждение дополнительного образования), автошкола , курсы обучения рабочим специальностям (Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования) и др., Например, если Вы хотите зарегистрировать Автошколу, полное наименование будет - Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Автошкола "____" (ЧОУ ДПО), а при регистрации балетной студии, развивающих, подготовительных курсов для детей, именоваться учреждение будет - Частное образовательное учреждение дополнительного образования "___" (ЧОУ ДО).

Законодательство предусматривает ограниченный перечень типов образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы и выбор должен исходить из этого перечня:

1) Дошкольные образовательные организации - детские сады;

2) Общеобразовательные организации - школы, гимназии, лицеи;

3) Профессиональные образовательные организации - колледж, техникум;

4) Образовательные организации высшего образования - институты, университеты, академии.

Также в Законе предусмотрены типы образовательных организаций реализующих дополнительное образование:

2) Организации дополнительного профессионального образования (ДПО);

1) Организации дополнительного образования (ДО).

Можно совмещать образовательные типы и программы в одном Учреждении (ЧОУ), но только в соответствии с Законом. Например, Общеобразовательное учреждение (школа) может прописать в дополнительных видах программ дошкольное образование (детский сад), но дошкольное образовательное учреждение (детский сад) не в праве осуществлять дополнительно общеобразовательные программы (школа).

Если вы решили проводить только лишь семинары, тренинги, лекции, выставки, оказывать консультации и т.д., и по окончании выпускники не получают документы государственного (установленного) образца (Диплом, аттестат, сертификат и т.п.). В качестве примера, хотим организовать кулинарные курсы, по окончании курсов выдаем слушателям Диплом собственного дизайна, что гражданин Иванов Иван Иванович прослушал курс лекций по кулинарии. Но нужно понимать, что данный документ не дает гражданину Иванову И.И. оснований для устройства на работу по специальности повар. Таким образом, деятельность похожая на образовательную, но не являющаяся таковой, может быть организована в любой форме коммерческой организации (ООО, АО) и ИП, только образовательный ОКВЭД должен быть указан не основным, а дополнительным.

Осуществлять образовательную деятельность могут и коммерческие организации (ООО, АО), но только в случае, если эта деятельность будет дополнительной (не основной).

Желание зарегистрировать Частное образовательное учреждение (ЧОУ, бывш. НОУ) подразумевает что, учредитель (собственник) данной организационно-правовой формы планирует осуществлять деятельность в сфере оказания образовательных услуг (например, курсы изучения иностранных языков, детские развивающие курсы и т.п.) Создать ЧОУ можно только как некоммерческую организацию. (т.е. всё направление деятельности для удовлетворения уставных целей, а не извлечение прибыли как например при регистрации ООО). Прибыль ЧОУ может быть направлена на текущую деятельность (зарплаты и т.п.) и на цели, предусмотренные Уставом ЧОУ. Важно знать, сособственность в ЧОУ запрещена и поэтому Учредителем/Собственником может быть только одно лицо, физическое или юридическое.

ЧОУ в дальнейшем при желании собственника, может быть преобразовано в фонд, АНО, ООО.

Очень важным условием для успешной регистрации ЧОУ является разработка Устава.

Устав ЧОУ (НОУ) обязан содержать следующие нормативы:

  • НаименованиеЧОУ с указанием на его статус (к примеру для организации организации курсов повышения квалификации (ЧОУ ДПО) или изучения иностранных языков ЧОУ ДО - частное образовательное учреждение дополнительного образования
  • Место нахождение Учреждения (необходимо гарантийное письмо от Собственника на адрес, либо возможна регистрация по "прописке")
  • Данные Учредителя (Собственника) ЧОУ
  • Цели, типы и виды образовательных программ
  • Возраст обучающихся
  • Язык на котором будет вестись обучение
  • Правила приема учащихся
  • Продолжительность обучения
  • Правила отчисления
  • Режим занятий
  • Деятельность в области оказания платных услуг и основания их оказания
  • Структура деятельности
  • Финансирование деятельности Учреждения
  • Порядок владения имуществом Учреждения
  • Порядок управления и компетенция исполнительных органов
  • Порядок набора и условия оплаты работников Учреждения
  • Порядок внесения изменений в Устав и реорганизации

Для регистрации ЧОУ (НОУ) в Санкт-Петербурге Вам необходимо:

  1. Определиться с формой, статусом и названием Учреждения (название должно содержать указание на форму и вид деятельности);
  2. Определиться с местом нахождения (необходимо предоставить гарантийное письмо от арендодателя и согласие собственника). В случае отсутствия адреса, воспользоваться услугой предоставления юридического адреса;
  3. Определиться с учредителем (собственником) ЧОУ (предоставить копию паспорта и ИНН) Обращаем внимание - сособственность у учреждении не допускается, возможен только один собственник (физическое лицо или юридическое лицо) ;
  4. Утвердить Устав;
  5. Назначить исполнительные органы Общества. (Генерального директора, Директора и др. и предоставить копию паспорта и ИНН)
  6. Определиться с видами осуществляемой деятельности в соответствии с которыми будут присвоены статистические коды (ОКВЭД).
  7. Выбрать эмблему. Если у Вас уже есть Эмблема учреждения, то необходима картинка, в формате .jpg и словесное описание ее.
  8. Выбрать логотип и дизайн для печати Учреждения.
  9. Утвердить систему налогообложения в Вашем Учреждении (ОСН, УСН (доходы или доходы уменьшенные на величину расходов).

Этапы работы по регистрации Частного образовательного учреждения (ЧОУ):

Порядок действий при регистрации ЧОУ:
1) Вам необходимо решить какое именно будет ЧОУ, дополнительного образования или дополнительного профессионального образования;
2) определиться с адресом места нахождения учреждения (необходимо будет гарантийное письмо от собственника арендуемого в будущем помещения, плюс согласие его на регистрацию или возможна регистрация по прописке);
3) прислать или принести нам документы, а именно скан паспорта учредителя (собственника), директора и данные ИНН физлиц;
4) мы разрабатываем Устав и отправляем Вам на согласование;
5) готовим полный пакет документов в Минюст, записываем Вас к нотариусу (необходимо будет заверить заявление и оформить доверенность);
6) подаем документы в Главное управление Минюста по Санкт-Петербургу
7) ждем возможных замечаний по Уставу от специалистов Минюста (правовой анализ Устава 14 рабочих дней), если замечания будут, оперативно вносим корректировки;
8) далее после согласования Устава Минюст передает документы на регистрацию в Управление ФНС по Санкт-Петербургу или Ленинградской области, там документы находятся 6 рабочих дней;
9) после возвращения документов в Минюст 6 рабочих дней документы находятся на подписании;
10) по готовности получаем пакет документов;
11) изготавливаем печать Учреждения;
12) передаем Вам полный пакет документов.

Итого по срокам ориентируйтесь примерно на 1,5-2 месяца

Если вы хотите зарегистрировать частный детский сад, частную школу, благотворительный фонд, курсы изучения иностранных языков, автошколу, либо иное некоммерческое предприятие, то Юридический центр "Развитие" поможет Вам разобраться во всех тонкостях законодательства и регистрации такого рода предприятий, а также мы сможем представлять Ваши интересы в Министерстве Юстиции РФ.

Добрый день! Планирую открыть языковую школу. Сначала как ИП ( индивидуальное ведение занятий, дабы не получать лицензию на первое время.), а далее в процессе открыть другое юр.лицо, собрать пакет док-тов и получить лицензию на образовательную деятельность. В связи с этим есть вопросы:

1) какое юр.лицо в последствии правильнее выбрать? ООО или ЧОУ ДПО? (встречала еще и какие-то типа ЧУД что-то там)

как я понимаю, с 2013 года ООО тоже может получить лицензию, если да, то

2) какой тогда вид программ выбрать для ООО? ( дополнительные образовательные программы? или дополнительного профессионального обучения?)

одинаковыми ли будут требования к получению лицензии в обоих случаях?

3) и можно ли не открывать ИП, а сразу открыть ООО и в процессе получить лицензию, а на первое время заключать договора на информационно-консультационные услуги по освоению английского языка в обьеме 100 ак.часов ( подойдет такая формулировка) ?

Какой тогда вид деятельности указать как основной, а какой как дополнительный?

Спасибо за рязьяснение, подскажите, пожлста, как тогда правильнее поступить? Открываю ИП, в процессе работы открываю ООО? Или ЧОУ?

Деятельность ЧОУ не может быть направлена на извлечение прибыли, соответсвенно, сложнее "выводить" средства будет.

А ООО ведет образовательную деятельность как дополнительную, позволяет ли это иметь доход от нее больше, чем от основной деятельности? ( ибо основная указывается исключительно для соблюдения требований)

( И все же, понимаю вы не очень советуете открывать сразу ООО. завуалированно поработать под " консультацией" пару месяцев в процессе сбора док-тов)

Почему уточняю, ИП планирую закрывать сразу после получения лицензии на другое юр лицо. Есть ли смысл вообще им заниматься.

1) какое юр.лицо в последствии правильнее выбрать? ООО или ЧОУ ДПО? (встречала еще и какие-то типа ЧУД что-то там)

При этом частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций. (п.7 ст.22)

2) какой тогда вид программ выбрать для ООО? ( дополнительные образовательные программы? или дополнительного профессионального обучения?) одинаковыми ли будут требования к получению лицензии в обоих случаях?

14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на.всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

Статья 12. Образовательные программы
4. К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Как видно из определений, Общеобразовательные и Профессиональные программы отличаются. считаю, более подходит к вашей — 1).

Требования практически одинаковые, отличаются непосредственно самими программами обучения. Остальные требования: к зданиям, строениям, помещениям, схожи.

Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность

1. Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.
2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в сфере образования, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность. *32.2)
3. Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. *32.3)
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 489-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
4. Индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы.
5. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности.

3) и можно ли не открывать ИП, а сразу открыть ООО и в процессе получить лицензию, а на первое время заключать договора на информационно-консультационные услуги по освоению английского языка в обьеме 100 ак.часов ( подойдет такая формулировка) ?

Оформление лицензии требует тщательной подготовки документов и времени. Чтобы не переоформлять лицензию, лучше сразу определиться в какой форме будете работать. И оформлять лицензию на одно лицо.

На территории Санкт-Петербурга лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, а также индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, осуществляющих образовательную деятельность на территории Санкт-Петербурга осуществляет Комитет по образованию .

Адрес: Санкт-Петербург, пер. Антоненко, д. 8

3) и можно ли не открывать ИП, а сразу открыть ООО и в процессе получить лицензию, а на первое время заключать договора на информационно-консультационные услуги по освоению английского языка в обьеме 100 ак.часов ( подойдет такая формулировка)?
дарья

Да, можно. Образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения семинаров, консультаций и разовых лекций не подлежит лицензированию вообще.

Требования к соискателю лицензии одинаковые и указаны в

1) какое юр.лицо в последствии правильнее выбрать? ООО или ЧОУ ДПО? (встречала еще и какие-то типа ЧУД что-то там)
дарья

1) какое юр.лицо в последствии правильнее выбрать? ООО или ЧОУ ДПО? (встречала еще и какие-то типа ЧУД что-то там)
дарья

1. Образовательная организация создается
в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Соответственно речь может вестись об

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
9) автономных некоммерческих организаций;
11) публично-правовых компаний;

2) какой тогда вид программ выбрать для ООО? ( дополнительные образовательные программы? или дополнительного профессионального обучения?) одинаковыми ли будут требования к получению лицензии в обоих случаях?
дарья

Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности обязательно.

1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.

3) и можно ли не открывать ИП, а сразу открыть ООО и в процессе получить лицензию, а на первое время заключать договора на информационно-консультационные услуги по освоению английского языка в обьеме 100 ак.часов ( подойдет такая формулировка)?
дарья

Вы можете открыть ООО с указанием основного вида деятельности консультационные услуги, осуществление переводов, составление документов на иностранном языке и т.п. Однако в дальнейшем для перехода на осуществление образовательной деятельности Вам придется менять и организационную форму организации и получать лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Вам вполне будет достаточно оставить ИП, которое будет осуществлять ту же деятельность, при условии, что уже есть лицензия, но с привлечением преподавателей.

ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ УЧРЕДИТЕЛЕМ
И ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учредитель (учредители) ______________________________________
__________________________________________________________________
(наименование органа, учреждения, организации, предприятия)
в лице ______________________________________________________,
(должность, Ф.И.О. должностного лица)
именуемый в дальнейшем "Учредитель", с одной стороны, и
дошкольное образовательное учреждение ____________________________
__________________________________________________________________
(N, название, регистрационный N, дата утверждения Устава ДОУ,
орган, утвердивший Устав)
в лице _______________________________________________________
(должность, Ф.И.О. руководителя, должностного лица)
в дальнейшем именуемое ДОУ, с другой стороны, заключили настоящий
Договор о взаимоотношениях сторон.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Договор регламентирует права и обязанности сторон
в организационной, финансовой и образовательной деятельности ДОУ и
обязателен к исполнению сторонами.
2. Стороны действуют на основании Закона Российской Федерации
"Об образовании" и других законодательных актов Типового положения
о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации,
Устава ДОУ и настоящего Договора.
3. Целью совместной деятельности сторон является создание
благоприятных условий для воспитания и обучения детей, охраны и
укрепления их здоровья; обеспечение интеллектуального, физического
и личностного развития.
II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
1. Учредитель обязуется:
1.1. Передать ДОУ в полное оперативное управление объекты
собственности на основании _______________________________________
(акта приема - передачи,
_________________________________________________________________.
иные документы)
1.2. Принимать на себя расходы на содержание основных фондов,
используемых непосредственно на образовательные цели; на текущий и
капитальный ремонт ДОУ при периодичности:
капитального ремонта _________________________________________
текущего ____________________________________________________.
Выделять денежные средства ДОУ согласно смете ________________
_________________________________________________________________.
(периодичность финансирования)
1.3. Финансировать ДОУ на основе государственных и местных
нормативов ______________________________________________________,
(иное финансирование)
принятых в расчете на 1 ребенка по данному виду учреждения.
1.4. Выделять дополнительные ассигнования на содержание групп
с меньшей наполняемостью детьми: количество групп _______________,
в них детей _____________________________________________________.
1.5. Оплачивать затраты на проведение экспертизы ДОУ на
получение лицензии на право ведения образовательной деятельности.
1.6. Оплачивать ежегодное медицинское обследование работников
ДОУ по договору с органом здравоохранения.
1.7. Осуществлять подготовку и переподготовку педагогических
кадров ДОУ за счет собственных средств ___________________________
_________________________________________________________________.
(иные условия финансирования)
1.8. Обеспечивать ДОУ за счет бюджетных средств оборудованием,
транспортом, бланками отчетности.
1.9. Принимать участие в организации питания детей в ДОУ: ____
_________________________________________________________________.
(формы участия в организации питания детей в ДОУ)
1.10. Выделять дополнительные ассигнования ___________________
_________________________________________________________________.
(на поощрение работников ДОУ, на содержание их детей в ДОУ,
на оплату питания работников ДОУ, прочее)
2. ДОУ обязуется:
2.1. Обеспечивать сохранность имущества, переданного ему в
оперативное управление; эффективно использовать материальные и
денежные средства; развивать материально - техническую и учебную
базу ДОУ в пределах бюджетных средств.
2.2. Предоставлять Учредителю отчет о поступлении и
расходовании средств в указанные сроки __________________________.
2.3. Предоставлять _________________ мест в ДОУ для населения
(количество мест)
__________________________________________________________________
(района, города, области)
с учетом ежегодного их освобождения.
2.4. Взимать родительскую плату за содержание детей в ДОУ в
порядке и в сроки, предусмотренные Уставом, договором между ДОУ и
родителями каждого ребенка.
2.5. Обеспечивать образовательную деятельность в соответствии
с требованиями государственного образовательного стандарта
(превышая требования государственного стандарта по одному,
нескольким направлениям развития детей) _________________________.
(направления)
2.6. Осуществлять подбор, прием и расстановку кадров ДОУ,
увольнение их в соответствии с законодательством Российской
Федерации о труде.
2.7. Оказывать ДОУ содействие в установлении связи с
зарубежными учреждениями (предприятиями, организациями) и
осуществлении внешнеэкономической деятельности.
3. Учредитель имеет право:
3.1. Представлять интересы ДОУ в вышестоящих и иных органах.
3.2. Участвовать в управлении и деятельности ДОУ в пределах,
предусмотренных Уставом ДОУ.
3.3. Получать полную информацию о деятельности ДОУ
(организационной, финансово - хозяйственной, образовательной); в
том числе знакомиться с материалами бухгалтерского учета,
отчетности.
3.4. Осуществлять контроль за образовательной деятельностью
ДОУ в части выполнения последним требований государственного
образовательного стандарта.
3.5. Устанавливать режим работы ДОУ; изменять его, исходя из
местных условий, социального заказа населения.
3.6. Определять порядок приема детей в ДОУ.
4. ДОУ имеет право:
4.1. Самостоятельно выбирать, разрабатывать и утверждать
образовательные программы в соответствии с требованиями
государственного образовательного стандарта; применять методики
воспитания и обучения детей.
4.2. Вносить предложения Учредителю по изменению, дополнению
Устава ДОУ.
4.3. Осуществлять предпринимательскую деятельность,
предусмотренную его Уставом.
4.4. Оказывать населению, предприятиям, учреждениям и
организациям платные дополнительные образовательные услуги,
которые не относятся к предпринимательской деятельности: _________
_________________________________________________________________.
(перечень услуг)
4.5. Реинвестировать доходы от указанной в п. 4.4 деятельности
за вычетом доли Учредителя в размере _____________________________
(в %)
в ДОУ по своему усмотрению, в том числе на ___________________
_________________________________________________________________.
(увеличение расходов по заработной плате, прочее)
4.6. Устанавливать прямые связи с зарубежными предприятиями,
учреждениями, организациями.
4.7. Самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую
деятельность, иметь валютные счета в банковских и других кредитных
учреждениях в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
1. Договор может быть прекращен по согласованию сторон _______
_________________________________________________________________.
(сроки прекращения Договора)
В случае неисполнения обязательств по Договору одной из
сторон, другая может расторгнуть его досрочно ____________________
_________________________________________________________________.
(условия расторжения Договора)
2. Ущерб, нанесенный одной из сторон в результате неисполнения
или ненадлежащего исполнения другой стороной своих обязательств по
Договору, возмещается ею в порядке, установленном
законодательством.
3. ДОУ отвечает по своим обязательствам находящимися в его
распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему
собственностью.
4. Учредитель отвечает по обязательствам ДОУ при
недостаточности у последнего средств в пределах _________________.
5. Споры между сторонами разрешаются в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
6. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания
и действует на протяжении всей деятельности ДОУ. В процессе
совместной деятельности стороны могут вносить в Договор изменения,
дополнения _______________________________________________________
(условия внесения изменений
_________________________________________________________________.
и дополнений)
Изменения, дополнения к Договору оформляются в форме
приложения к нему.
7. Юридические адреса сторон.
Учредитель: ДОУ
___________________ ___________________
___________________ ___________________
___________________ ___________________
Подпись: ________ Подпись: ________
Место печати Место печати
___________________ ___________________
(Ф.И.О.) (Ф.И.О.)

ПРИМЕРНЫЙ УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР
О СОЗДАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
_______________________________ "___" _____ 19__ г.
(населенный пункт)
__________________________________ в лице _______________________,
(наименование организации) (Ф.И.О.)
действующего на основании ________________________________________
(наименование организации)
в лице _____________________, действующего на основании _________,
договорились о нижеследующем:
1. Стороны согласились создать образовательное учреждение ____
Местонахождение образовательного учреждения: _________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Образовательное учреждение создается в целях: _____________
3. Образовательное учреждение приобретает права юридического
лица с момента его регистрации.
Права, обязанности и ответственность учредителей
4. Правами _________________________________________ являются:
(организация)
5. Обязанностями ___________________________________ являются:
(организация)
6. _________________ несет ответственность за ________________
(организация)
Далее перечисляются права, обязанности, ответственность всех
учредителей.
Деятельность образовательного учреждения прекращается:
а)
б)
в)
Настоящий Договор вступает в силу с даты его подписания
участниками.
Договор заключается сроком на ______ лет.
Настоящий Договор составлен в _______ экземплярах, по одному
экземпляру для каждого участника и один экземпляр передается
образовательному учреждению.
Участники: (подписи)

В последнее десятилетие негосударственные образовательные учреждения заняли собственную нишу на образовательной ниве. Зачастую уровень подготовки их выпускников не уступает государственным учебным учреждениям с вековой историей. И это не странно. Деятельность негосударственных учебных учреждений регламентирована теми же нормативными предписаниями, что и деятельность государственных. Пройдя аттестационную процедуру они обретают право выдавать выпускникам документы о полученном образовании государственного образца, а пройдя аккредитацию – получать финансирование от государства и муниципалитетов на общих основаниях.

Негосударственное образовательное учреждение (НОУ): общая характеристика

Частный детский сад

Частный детский сад

Руководство НОУ может осуществлять сам учредитель, либо сформированный им попечительский совет. Схема управления НОУ и полномочия попечительского совета определяются собственником (он вправе делегировать эту функцию попечительскому совету), согласовываются с педагогическим коллективом и фиксируются в учредительной документации.

В советский период образование было бесплатным. В связи с рыночными преобразованиями законодатель легализовал возможность взыскивать с учащихся плату за предоставляемые им образовательные услуги. Это и стало предпосылкой создания НОУ. Платным, среди прочего, может быть обучение в пределах гособразовательных программ. При этом НОУ не признаются коммерческими структурами, их деятельность не направлена на извлечение прибыли.

Законодательство РФ об образовании распространяется на все профильные учреждения независимо от права собственности, организационно-правовой формы и подчиненности. Негосударственные ВУЗы и другие образовательные учреждения руководствуются одними и теми же нормативными предписаниями, что и государственные.

Содержание и трактование категории НОУ

Законодательное объяснение НОУ

Законодательное объяснение НОУ

Когда рассматриваемую категорию понимают расширено, к НОУ зачастую причисляют: муниципальные образовательные учреждения; организации, для которых образовательная деятельность является неосновной; юридические лица, не являющиеся учреждениями по организационной форме.

НОУ: особенности организационно-правовой формы

Кто выступает учредителем

Унитарность заключается в отсутствии правоотношений членства. Учредители унитарных организаций не становятся участниками НОУ (ст.65.1 ГК). Соответственно, они лишены возможности напрямую управлять деятельностью созданного ими юридического лица и формировать органы его управления. В НОУ эти полномочия исполняет публично действующий коллегиальный орган – попечительский совет.

Учредитель НОУ признается единственным собственником его имущества. Само же НОУ владеет закрепленными за ним активами на праве оперативного управления.

Соучредительство при создании НОУ недопустимо.

На НОУ распространяется действие ст.123.23 ГК РФ о частных учреждениях. Последние могут финансироваться собственниками их имущества полностью или частично. Они отвечают по обязательствам переданным им в управление имуществом. Субсидиарную ответственность в размере недостающих для покрытия кредиторской задолженности сумм несет собственник.

Учреждение – не единственная организационно-правовая форма, в которой может существовать юридическое лицо, предоставляющее образовательные услуги в частном порядке. Исходя из содержания 237-ФЗ создание такой организации возможно в любой форме, установленной ГК РФ для некоммерческих структур.

Итак, предпочтительной и наиболее распространенной организационно-правовой формой существования НОУ является учреждение, особое значение в управлении которым имеет публично действующий попечительский совет.

Виды НОУ

В контексте 237-ФЗ выделяют три самостоятельных понятия:

Частная школа

Ранее нормативно была определена следующая типология образовательных организаций:

  • дошкольные
  • общеобразовательные (от начального до полного общего образования)
  • начального, среднего, высшего, последипломного профобразования
  • дополнительного образования для совершеннолетних
    корректирующие (для учеников с ограниченными возможностями или отклонениями в развитии)
  • для фактических и социальных сирот
  • дополнительного образования для несовершеннолетних

237-ФЗ в текущей редакции не разделяет НОУ или образовательные организации на конкретные виды. Между тем, 237-ФЗ содержит ссылку на необходимость указания организационно-правовой формы и типа образовательной организации непосредственно в ее наименовании. Выделяют следующие виды НОУ:

  • дошкольные (детсад, ясли)
  • общеобразовательные (школа, интернат, гимназия)
  • профессиональная (техникум, лицей)
  • высшего образования (институт, академия)
  • дополнительного образования (дворец детского творчества, школ искусств)
  • организация дополнительного профобразования (институт повышения квалификации)

В зависимости от сферы деятельности, особенностей целевой аудитории и образовательной программы НОУ могут быть разных типов.

Устав НОУ

Деятельность государственных образовательных учреждений императивно регламентирована типовыми положениями и разработанными на их основании уставами. Примеры:

  • типовое положение об образовательном учреждении допобразования детей, утв. Приказом Минобрнауки России №504 от 26.06.95
  • типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профобразования специалистов

Названные и другие типовые положения для НОУ исполняют роль примерных. Обеспечиваемое ими правовая регламентация является диспозитивной. Этому законодательному положению корреспондируют положения п.5 ст.12 237-ФЗ: если иное не оговорено законом, Устав НОУ разрабатываются и утверждаются НОУ на свое усмотрение.

Устав НОУ состоит из следующих разделов:

Законодательная база

Сведения, обязательные к отображению в Уставе НОУ

  • наименование
  • тип и статус (школа, ВУЗ)
  • организационная форма
  • форма собственности
  • сведения об учредителях
  • особенности образовательного процесса, а именно:
  1. основания и процедура набора учащихся
  2. продолжительность обучения
  3. режим проведения занятий
  4. описание системы оценивания знаний и умений учеников
  5. наличие дополнительных курсов, порядок их проведения
  • порядок управления НОУ:
  1. система органов управления и компетенция каждого из них
  2. правомочности учредителя
  3. способ организации деятельности и принятия решений (актуально, прежде всего, для коллегиальных органов)
  4. требования к преподавательскому составу и условиям приема преподавателей на работу
  5. порядок его оплаты
  6. процедура внесения изменений в устав
  • права и обязательства участников образовательного процесса

Госрегистрация НОУ

Будучи юридическим лицом, НОУ подлежит госрегистрации в ЕГРЮЛ, постановке на учет в ФНС, пенсионном и других фондах. Для госрегисрации НОУ необходимы следующие документы:

Программы обучения

  • программы обучения
  • подтверждение местонахождения (например, свидетельство о праве собственности на учредителя + гарантийное письмо, договор аренды)
  • документы будущего руководителя (паспорт и справка об ИНН)
  • документы учредителя
  • учредители – физлица с российским гражданством
  • копии паспортов
  • справка о присвоении ИНН

Пакет документов, касающийся учредителей, зависит от их статуса.

Граждане РФ подают:

  • копию паспорта
  • справку о присвоении ИНН

Физлица иностранцы подают:

  • подтверждающий личность документ (например, загранпаспорт иноземного государства) с нотариально заверенным переводом
  • подтверждение права ПМЖ в РФ
  • справка о присвоении ИНН (если иностранец получал такой код в РФ)

Российские организации подают:

  • свидетельство о госрегистрации либо о внесении сведений в ЕГРЮЛ (выбор документа в зависимости от даты госрегистарции компании)
  • Устав
  • учредительный договор
  • свидетельство о постановке на налоговый учет
  • доверенность на представителя юрлица

Иностранные юридические лица подают:

  • Устав
  • выписку из реестра юрлиц своей страны
  • справку ФНС о присвоении налогового номера в РФ
  • справку из банковского учреждения о наличии расчетного счета на представителя, уполномоченного провести регистрационные действия

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения

Аккредитация

Образовательная деятельность в России подлежит лицензированию. Лицензия обязательна к получению для организаций, которые обучают по программам дошкольного, общего, последипломного, дополнительного образования. Кроме того, лицензия нужна для профориентации, оказания услуг военного образования, подготовки научных кадров.

В России не подлежит лицензированию только индивидуальная трудовая деятельность, связанная с оказанием образовательных услуг, организация и проведение разовых лекций, семинаров и мастер-классов, если по их окончании не выдаются документы об образовании повышении квалификации. В силу ст. 33 237-ФЗ образовательные лицензии бессрочны.

НОУ подлежат обязательной аттестации, которая является формой государственного и социального контроля за деятельностью образовательных учреждений. Суть процедуры сводится к установлению соответствия содержания образовательных программ, уровня и качества подготовки выпускников всем требованиям госстандартов.

Аккредитация НОУ проводится Минобрнауки России на договорной основе. Инициирует аттестацию само НОУ, в связи с запасом права выдачи документов об образовании гособразца. Аттестация включает такие этапы:

  • самообследование
  • внешняя аттестационная экспертиза
  • вынесение комиссионного решения

Аккредитация – это официальное признание факта соответствия образовательных услуг НОУ госстандартам. Главнейшим последствием аккредитации НОУ является их включение в систему централизованного государственного или муниципального финансирования. Кроме государственной аккредитации, проводимой органами государственной власти в значительном порядке существует также общественная аккредитация.

Позитивный результат общественной экспертизы повышает престижность ВУЗа, однако правового значения не имеет. Аттестация и аккредитация влекут разные последствия, однако принципы и механизмы из проведения схожи.

Таким образом, НОУ – это некоммерческая негосударственная организация, за плату предоставляющая образовательные услуги на договорной основе. НОУ могут функционировать в разных сегментах рынка от дошкольного до профессионально-технического. Однако наибольшее количество НОУ в РФ являются ВУЗами.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: