Может ли быть генеральным директором иностранный гражданин ооо в россии

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время в Российской Федерации практикуются следующие 3 основные варианта организации иностранного бизнеса:

  • дочерняя компания;
  • представительство;
  • филиал.

При регистрации дочерней компании (ООО, ОАО, ЗАО) зарубежная организация должна подать готовый комплект документов в регистрирующий орган по месту нахождения будущей дочерней компании. На территории Российской Федерации регистрирующими органами в сфере регистрации юридических лиц являются территориальные отделения Федеральной налоговой службы. Указанные регистрирующие органы распределены в Российской Федерации по территориальному принципу. В одном субъекте Российской Федерации может быть как один регистрирующий орган (например, в Москве и Санкт-Петербурге), так и несколько регистрирующих органов (например, в Московской области). Определить необходимый регистрирующий орган можно по месту регистрации (месту нахождения) создаваемой дочерней компании.

ВАЖНО: Согласно требованиям российского законодательства руководитель иностранной компании, являющейся учредителем, обязан лично выступать заявителем (подписантом) документов, необходимых для создания дочерней компании. Для ускорения сроков регистрации заявитель может лично присутствовать при подаче документов в регистрирующий орган, однако возможна также и подача документов по доверенности. В последнем случае документы, подтверждающие регистрацию, будут направлены регистрирующим органом по почте на адрес созданной дочерней компании.

Для открытия представительства или филиала в любой точке Российской Федерации иностранная фирма должна подать готовый комплект документов на аккредитацию в Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции РФ (адрес: Москва, Смоленский бульвар, 3/5) или в Торгово-промышленную палату РФ (Москва, улица Ильинка, 6). Помимо аккредитации, представительство или филиал иностранной организации должны осуществить ряд других действий по взаимодействию с региональными государственными органами по месту нахождения представительства или филиала.

ВАЖНО: При аккредитации филиала или представительства все необходимые документы в любые российские органы могут подаваться по доверенности. Таким образом, все документы, относящиеся к аккредитации, могут быть подписаны за границей, и личного присутствия подписанта в России не требуется. Некоторые российские банки могут потребовать личного присутствия подписантов карточки образцов подписей на финальном этапе открытия банковских счетов, однако такое требование регламентируется только внутренней политикой конкретного банка.

Ниже следуют основные характеристики указанных вариантов открытия бизнеса с кратким описанием преимуществ и недостатков.

Вариант 1: Дочерняя компания

1.1 Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

1.1.2 Участники ООО отвечают по долгам ООО только в пределах стоимости своих долей. Одна из важнейших особенностей ООО — наличие преимущественного права участников на приобретение доли в случае, если какой-либо участник заявляет о намерении продать свою долю третьим лицам. В соответствии с законом такое отчуждение подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

1.1.3 Основные характеристики российских ООО:

  • в обществе может быть как один участник, так и несколько. Число участников не может превышать 50 человек. Тем не менее, если число участников превысит 50, общество должно провести в течение одного года реорганизацию в ОАО (открытое акционерное общество) или производственный кооператив. Кроме того, ООО не может иметь в качестве единственного участника другое юридическое лицо, состоящее из одного лица;
  • уставный капитал должен быть не менее 10 000 рублей (приблизительно 220 евро);
  • 50% уставного капитала должно быть оплачено до государственной регистрации ООО. Оставшиеся 50% уставного капитала должны быть оплачены в течение одного года после государственной регистрации ООО; и
  • управление в обществе осуществляется через общее собрание участников, совет директоров (формируется по усмотрению участников) и генерального директора/правление.
  • В случае создания компании с несколькими участниками (например, совместного предприятия) возможно заключение соглашения участников между участниками.

1.1.4 Документы и информация, необходимые для создания ООО

От иностранной компании-учредителя:

Документы, указанные в пунктах (A) — (F) должны быть нотариально заверены и легализованы (апостиль или консульская легализация). Подписи уполномоченных лиц должны быть нотариально заверены.

От иностранного физического лица-учредителя:

  • A) персональные данные, основанные на нотариально удостоверенном переводе паспорта или иных документов, удостоверяющих личность физического лица (сканированная копия);
  • B) копия временной регистрации (сканированная копия);
  • C) копия иммиграционной карты (сканированная копия).

Информация, необходимая для создания ООО:

(A) Полное фирменное наименование новой российской компании на русском языке; (примечание 1)

(B) Краткое фирменное наименование новой российской компании на русском языке;

C) Полное фирменное наименование новой российской компании на английском языке;

(D) Краткое фирменное наименование новой российской компании на английском языке;

(E) Виды деятельности новой российской компании; (примечание 2)

(F) Адрес местонахождения новой российской компании; (примечание 3)

(G) ФИО каждого учредителя, а также копия паспорта, с указанием регистрации (адрес), гражданства (в случае учреждения физическими лицами);

(H) Структура органов управления:

  • Общее собрание участников;
  • Совет Директоров;
  • Исполнительный орган (Генеральный директор / Правление).

Примечание: создание всех органов управления обязательно, за исключением Совета Директоров. Российские компании управляются общим собранием участников и исполнительными органами (в лице единолично Генерального Директора либо коллегиально в лице Правления). В случае создания в обществе Совета Директоров, он обладает скорее функциями наблюдения, нежели управления. Члены Совет Директоров не могут представлять компанию, за исключением случаев, когда они действуют на основании доверенности. Члены Правления являются работниками общества, а члены Совета Директоров таковыми могут не являться.

(I) Ф.И.О. Генерального Директора, каждого члена Правления (если оно образовано в обществе), каждого члена Совета Директоров (если он образован в обществе) и копии их паспортов, срок полномочий, адрес проживания, гражданство;

Примечание: если Генеральный Директор является иностранным гражданином, должно быть получено разрешение на работу.

Отсутствуют законодательные ограничения по найму российских или иностранных граждан на должность Генерального Директора российской компании. Если компания намерена нанять иностранных граждан, работодатель обязан получить разрешения для привлечения иностранных работников и разрешение на работу для каждого иностранного работника. Согласно законодательству, работодатель имеет право приглашать и использовать иностранную рабочую силу только в случае наличия у него разрешения на привлечение иностранных работников.

Таким образом, в отношении всех иностранных работников разрешения на привлечение иностранных работников должны быть получены заранее, до начала их работы. Персонально разрешение на работу для каждого иностранного работника должно быть получено на основе разрешения на привлечение иностранных работников. Получение разрешений на работу является обязанностью работодателя.

(J) ФИО Главного Бухгалтера и копия его паспорта;

(K) размер уставного капитала новой российской компании;

(L) Наименование банка и его адрес (телефон) или контактное лицо, в котором будут открыты счета новой российской компании.

1.2 Акционерное общество (АО)

АО редко используется для создания новых предприятий в России ввиду более сложных законодательных требований, поэтому далее сообщаются только основные сведения о данном типе компаний:

  • АО существует в двух основных формах — открытое акционерное общество (количество участников не ограничено) и закрытое акционерное общество (количество участников — не более 50);
  • Капитал АО делится на акции, которые подпадают под требования российского законодательства о ценных бумагах и подлежат регистрации в качестве ценных бумаг в соответствующих российских государственных органах;
  • В открытых АО, в отличие от ООО и от закрытых АО, отсутствует преимущественное право акционеров на приобретение доли в случае, если какой-либо акционер заявляет о намерении продать свои акции третьим лицам;
  • Уставный капитал открытого АО должен быть не менее 100 000 рублей (приблизительно 2200 евро), закрытого АО — не менее 10 000 рублей (приблизительно 220 евро);
  • Управление в АО осуществляется через общее собрание участников, совет директоров и генерального директора/правление;
  • В случае создания компании с несколькими акционерами (например, совместного предприятия) возможно заключение акционерного соглашения между акционерами.

Вариант 2: Представительство

2.1 Иностранная компания может вести бизнес в России через представительство.

2.2 Представительство иностранной компании не является самостоятельным юридическим лицом, представляет интересы иностранной компании в России. Глава представительства назначается иностранной компанией и действует на основании доверенности.

2.3 Основные задачи представительства: развитие бизнеса, представление и защита интересов иностранной компании. Представительство не вправе вести самостоятельную коммерческую деятельность.

2.4 Представительства регистрируются в Государственной Регистрационной Палате Министерства Юстиции РФ и/или Российской Торгово-промышленной Палате (влияет на условия аккредитации).

2.5 Кроме аккредитации, процесс регистрации представительства включает в себя регистрацию в налоговых органах, органах статистики и государственных внебюджетных фондах, а также открытие банковских счетов.

2.6 Документы и информация, необходимые для открытия Представительства

2.7 Информация, необходимая для открытия представительства:

Примерная продолжительность создания Представительства — 2 месяца (после получения всех запрошенных документов и информации от клиента).

Вариант 3: Филиал

3.1 Иностранная компания может вести бизнес в России через филиал.

3.2 Филиал иностранной компании не является самостоятельным юридическим лицом.

3.3 Глава представительства назначается компанией и действует на основании доверенности.

3.4 Филиал иностранной компании является подразделением этой фирмы, которое выполняет все или часть ее функций. Филиал вправе вести самостоятельную коммерческую деятельность.

3.5 Филиалы должны быть аккредитованы в Государственной Регистрационной Палате Министерства Юстиции РФ.

3.6 Кроме аккредитации, процесс регистрации филиала включает в себя регистрацию в налоговых органах, органах статистики и государственных внебюджетных фондах, а также открытие банковских счетов.

3.7 Документы, и информация, необходимые для открытия Филиала:

3.8 Информация, необходимая для создания филиала:

Государственная Регистрационная Палата рассматривает документы на аккредитацию в течение 18 дней.

Примерная продолжительность создания филиала — 2 месяца (после получения всех запрошенных документов/информации от клиента).

Особенности трудового законодательства России

Все компании, ведущие бизнес в России, должны соблюдать трудовое законодательство РФ. Ниже приведен краткий перечень важных вопросов, на которые нужно обращать внимание:

1. Письменный трудовой договор, определяющий основные условия трудовых отношений между сторонами и их обязанности, должен быть заключен с каждым сотрудником, работающим в России. Трудовой договор должен содержать ряд обязательных положений, предусмотренных российским законодательством.

2. Работодатель имеет право устанавливать трехмесячный испытательный срок для новых сотрудников. Существуют категории работников, для которых не может быть установлен испытательный срок.

3. Трудовые договоры могут быть прекращены только по специальным основаниям, которые предусмотрены законом и не могут быть изменены трудовым договором.

4. Заработная плата сотрудника не может быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), устанавливаемого российским законодательством. Следует иметь в виду, что размер МРОТ часто изменяется решениями государственных органов. Региональными соглашениями между местными органами власти, ассоциациями работодателей и профсоюзами могут быть установлены более высокие МРОТ для соответствующего субъекта РФ.

5. Работники в России имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью не менее 28 календарных дней за год работы.

6. В РФ существует 12 государственных праздников, являющихся нерабочими днями:

  • (A) 1, 2, 3, 4 и 5 января: Новогодние праздники
  • (B) 7 января: Рождество
  • C) 23 февраля: День защитника Отечества
  • (D) 8 марта: Международный женский день
  • (E) 1 мая: Праздник весны и труда
  • (F) 9 мая: День Победы
  • (G) 12 июня: День России
  • (H) 4 ноября: День народного единства

7. Когда на работу в России нанимаются иностранные граждане, необходимо соблюдать обязательные положения российского законодательства, касающиеся найма иностранных граждан в РФ. Каждый иностранный гражданин должен получить разрешение на работу, прежде чем приступать к работе в России, и рабочую въездную визу (если виза необходима). В зависимости от обстоятельств иностранные граждане могут быть наняты как по стандартной процедуре (которая обычно занимает не менее 3 месяцев со дня подачи необходимых документов), так и по процедуре, предусмотренной для найма иностранных граждан — высококвалифицированных специалистов (более короткая процедура). У каждой из них существуют свои особенности.

8. Работодатели должны соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, правила обработки персональных данных работников и принимать обязательные локальные нормативные акты, которые должны доводиться до сведения всех сотрудников под подпись до их приема на работу.

9. Работодателям настоятельно рекомендуется принимать локальные нормативные акты по вопросам труда. Такие акты должны содержать правила приема на работу и увольнения персонала, основные права и обязанности работодателя и работников, дисциплинарные меры (эти положения, как правило, воспроизводят Трудовой кодекс), даты выдачи заработной платы, часы работы и отдыха, правила о бонусах, больничных, компенсации расходов, дресс-код, ограничения по курению, ограничения по использованию офисной техники для личных нужд, другие вопросы, важные с точки зрения работодателя. Работодатель должен доводить эти правила до сведения каждого из сотрудников, и каждый сотрудник должен подтвердить ознакомление с такими правилами своей подписью.

Иностранный гражданин, привлекаемый на должность руководителя организации, является иностранным работником. Организация, как работодатель, имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии полученного в установленном порядке разрешенияна привлечение и использование иностранных работников. Это обусловлено тем, что по общему правилу работодателем в соответствии с Законом № 115-ФЗ является юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. Иностранный гражданин в свою очередь имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан только в случаях, перечисленных в п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ. Кроме того, работодатель ( заказчик работ (услуг)) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников только в случаях, установленных п. 4.5. ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников и разрешение на работу выдаются на определенный срок.

Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель – российское юридическое лицо (заказчики работ (услуг) или уполномоченные ими лица) представляют в ФМС России или ее территориальный орган следующие документы:

  • Заявление о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников по установленной форме.
  • свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
  • Проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников.
  • Документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Для работодателей – иностранных организаций (в том числе, филиалов и представительств) установлен отдельный перечень документов.

Документы предоставляются в виде нотариально заверенных копий.

Для получения разрешений на работу иностранному гражданину, прибывающему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, работодатель (заказчик работ (услуг) и (или) уполномоченное им лицо) представляет в ФМС России или ее территориальный орган следующие документы:

  • Заявление о выдаче разрешения на работу на каждого привлекаемого иностранного гражданина.
  • Цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 x 40 мм.
  • Копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника.
  • Копию документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании.
  • Медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
  • Квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу за каждого привлекаемого иностранного работника.
  • Копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта.

Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, установлены самостоятельные требования для получения разрешения на работу и отдельный перечень документов, предъявляемых при получении разрешения на работу.

Предоставляемые для получения разрешения на работу иностранному гражданину, копии официальных документов, оформленных на территории иностранных государств, должны быть легализованы в установленном порядке. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Копии документов должны быть предоставлены с оригиналами. Предоставляемые без оригинала копии документов, должны быть нотариально заверены. При этом, срок действия документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина, должен оканчиваться не ранее 6 месяцев со дня подачи заявления о выдаче разрешения.

Следует учесть, что в соответствии со ст.8.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии разрешения на работу, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

После оформления разрешительных документов для привлечения и использования иностранного работника работодатель должен оформить с ним трудовые отношения.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ на территории России правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с иностранными гражданами, лицами без гражданства, организациями, созданными или учрежденными иностранными гражданами.

Следовательно, иностранный гражданин – генеральный директор должен предъявить при приеме на работу документы по перечню, установленному ст. 65 ТК РФ, для доссийских граждан:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Трудовой договор с генеральным директором заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах. Каждый экземпляр подписывается работником и работодателем. Вопрос о подписании договора со стороны работодателя решается в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. Например, в ООО со стороны работодателя договор подписывется:

- председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества,

- или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества,

- либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества

Один экземпляр трудового договора остается у работника, другой – хранится в организации.

Трудовой договор с генеральным директором – иностранным работником будет срочным. Как указано выше, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующего разрешения. Поскольку данное разрешение выдается на определенный срок (п. 5 ст. 5 Закона № 115-ФЗ), работодатель не должен использовать труд иностранного работника по окончании срока действия разрешения на работу. Срочность трудового договора с генеральным директором в ряде случаев будет дополнительно обусловлена и его назначением как руководителя организации на определенный срок.

– Постановка на учет организации-работодателя в УВМ ГУ МВД.

– Помощь в оформлении сертификата на знание русского языка, истории и основ законодательства РФ.

– Подготовка и подача Уведомления о приеме на работу иностранного гражданина.

– Нотариальные копии ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ по организации-работодателю.

– Нотариальный перевод паспорта иностранного работника.

– Помощь в оформлении полиса ДМС, медицинской справки, апостиля на дипломе об образовании.

– Постановка фирмы на учет в УВМ ГУ МВД.

– Подготовка и подача Уведомления о приеме на работу иностранного гражданина.

– Получение ИНН (ИНН сотрудник получает лично).

– Нотариальные копии ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ по организации-работодателю, Нотариальный перевод
паспорта иностранного работника, Помощь в оформлении полиса ДМС, апостиля на дипломе об образовании.

Разрешение на работу генеральному директору: особенности процедуры

Как правило, генеральный директор – это ВКС (высококвалифицированный специалист). Здесь предусмотрены льготы:
отсутствует квотирование, фирма-работодатель ходатайствует лишь о выдаче РНР и приглашения на визу, срок
рассмотрения заявок сокращен до 14 рабочих дней.

Предварительно компания должна подготовить внутренние документы – протокол собрания участников/акционеров,
приказ о вступлении нового директора в должность, проект трудового договора.

Срок полномочий руководителя – на усмотрении фирмы, столько же будет действовать разрешение на работу.
Есть установленный максимум (для ВКС 3 года), количество продлений РНР не ограничено. Также перед привлечением
директора-иностранца нужно запросить в МВД информацию о наличии дисквалификации физлица – если такой факт
имеется, человек не вправе находиться на руководящем посту.

позвонить
или написать нам

передать нам необходимые
документы и сведения

подписать подготовленные
документы и поставить печать

пройти собеседование с руководителем
миграционной службы

ждать 1 месяц и ни о чем
не беспокоиться

лично получить готовые документы
в миграционной службе

Порядок процедуры

Оформляя обычное разрешение на работу генеральному директору на 1 год, фирма должна встать на учет в территориальный
орган УВМ ГУ МВД (бывшее УФМС) в качестве юридического лица, привлекающего и использующего иностранную рабочую
силу (ИРС). Необходимые бумаги:

  • учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • проект ТД с указанием должности, оклада, соцгарантий;
  • квитанция об уплате госпошлины (10 000 рублей).

Чтобы запросить РНР для директора, нужно собрать отдельный пакет документов. Одновременно подается ходатайство
о выдаче приглашения на рабочую визу.

Понадобится:

  • заявление работодателя, регистрационные данные фирмы;
  • нотариально заверенная паспортная информация иностранца;
  • копия документа об образовании (квалификации, профессии);
  • справка о состоянии здоровья, сертификат об отсутствии ВИЧ;
  • полис добровольного медицинского страхования со сроком от 1 года;
  • квитанция об уплате госпошлины за оформление РНР (3 500 рублей).

Когда разрешение на работу генеральному директору получено, на основании приглашения оформляется виза.
Нужно учитывать, что приглашение выдается для конкретного российского консульства за рубежом. После въезда
в страну по рабочей визе, иностранцу желательно сразу встать на учет по месту пребывания. Для ВКС и сопровождающих
членов семьи допустимо не регистрироваться в течение 90 дней, поэтому многие работодатели пренебрегают учетом –
из-за частых служебных поездок срок может ни разу не наступить. Однако при продлении РНР в заявлении должны
присутствовать сведения о дате и месте постановки на миграционный учет – в противном случае ходатайство будет
отклонено. Не откладывайте – с нашей помощью процедуры займут минимум времени и усилий.

Мы поможем оформить разрешение на работу генеральному директору практически без вашего участия. Подготовка
и подача бумаг – наша задача, руководитель единожды посетит миграционную службу для личного получения документов.
Гарантируем грамотность и соблюдение сроков – никаких доработок не будет.

Если нужна помощь в оформлении РНР, подайте онлайн-заявку – в ближайшее время мы свяжемся с вами и уточним все детали.
Чтобы получить дополнительную информацию, позвоните по контактному телефону или задайте вопрос на сайте.

Иностранные лица и компании имеют право становиться учредителями ООО в России. Для регистрации компаний с иностранными участниками кроме стандартных документов, потребуются нотариально заверенные переводы документов учредителей-иностранцев. Также важно заранее проверить, что для выбранного вида деятельности нет ограничений по составу собственников бизнеса.

1. Ограничения для иностранных учредителей ООО

Процесс регистрации общества с иностранным учредителем не отличается от регистрации российских юрлиц. Но есть особые требования к учредителям, ограничения по видам деятельности и отличия в налогообложении.

Требования к учредителям ООО

  • Иностранный гражданин не может открыть ООО в одиночку, также учредителем общества в России не может быть иностранная компания с одним участником
  • При создании страховых компаний, иностранный капитал не должен превышать 50%
  • Для малого бизнеса не действуют налоговые льготы, если доля иностранной компании в ООО более 49%

Ограничения по видам деятельности

При регистрации общества с учредителями-иностранцами требуются дополнительные документы. Например, банки с долей иностранного капитала обязаны предоставить бухгалтерскую отчетность за 3 года и аудиторское заключение.

Запрещенные виды деятельности для компаний с иностранным участием:

  • Добыча полезных ископаемых, разработка месторождений
  • Любая оборонная промышленность
  • Аренда земель в пограничных и портовых зонах
  • Переработка радиоактивных отходов
  • Ведение издательского, телекоммуникационного бизнеса

Особенности налогообложения

Налоговая ставка для общества с ограниченной ответственностью с иностранным капиталом в некоторых случаях выше, также есть ограничения по применению спецрежимов налогообложения:

  • Ставка налога на дивиденды для юрлиц с иностранным капиталом повышена до 15%
  • Запрет применения УСН распространяется на ООО с долей иностранного юрлица более 25%
  • ООО может работать на упрощенке при наличии иностранных учредителей-физических лиц, независимо от размера их доли

2. Документы для регистрации ООО с участником-иностранцем

Все документы иностранного учредителя должны быть переведены на русский язык и заверены нотариально. При этом перевод должен сделать нотариус с аккредитацией в РФ. В некоторых случаях требуются отметки консульства. Если форма или название ваших документов не совпадают с российскими, подавайте в налоговую документы, схожие по содержанию.

Общий список документов:

  • Заявление на регистрацию ООО по форме Р11001,
  • Решение единственного учредителя или протокол общего собрания участников,
  • Устав общества с ограниченной ответственностью,
  • Договор об учреждении ООО, если два и более учредителя,
  • Копии паспортов учредителей (-ля),
  • Квитанция об оплате госпошлины 4000 рублей нужна, если документы подаете сразу в налоговую, отправляете по почте или курьером (последний вариант доступен в Москве),
  • Документы на юридический адрес: гарантийное письмо или согласие собственников жилого помещения на предоставление юридического адреса с приложением копии правоустанавливающего документа. Эти документы не входит в базовый пакет, но почти всегда запрашиваются инспекцией,
  • Уведомление о переходе на другой режим налогообложения (УСН или ЕСХН).

Дополнительные документы для иностранных физ. лиц:

  • Удостоверение личности в стране гражданства,
  • Свидетельство о рождении, если в удостоверении личности нет данных о месте и дате рождения,
  • Документ, подтверждающий постоянное проживание за пределами России.

Дополнительные документы для иностранных юр. лиц:

  • Выписка из торгового реестра или реестра юридических лиц в стране регистрации организации,
  • Свидетельство о регистрации юридического лица, выступающего учредителем,
  • Документ о присвоении ИНН и КПП или его аналог,
  • Учредительные документы,
  • Выписка из банка о наличии счета,
  • Доверенность, если регистрацией на территории РФ занимается не руководитель компании.

3. Ограничения для руководителей ООО с иностранным гражданством

Если иностранца избирают на должность руководителя компании, необходимо соблюдение условий:

  • Иностранец находится на территории РФ легально. Подтверждение — разрешение на временное пребывание или вид на жительство
  • У иностранца есть разрешение или патент на работу в РФ

До этапа регистрации вам придется подготовить проект трудового договора, а после постановки на учет получить разрешение на привлечение иностранных специалистов и подписать контракт с иностранным гражданином.

Обратитесь за помощью к нашему онлайн-сервису. Он заполнит все документы для регистрации общества в ФНС, в соответствии с новыми требованиями закона и налоговой. Просто заполните анкету, следуя подсказкам системы. Вы сможете скачать и распечатать документы. Также мы приложим инструкцию по подаче.

Как открыть ИП или ООО иностранцу

Как открыть ИП иностранцу

Индивидуальных предпринимателей в России регистрируют по месту жительства (закон № 129-ФЗ от 08.08.01 года). И если жители страны открывают ИП по прописке, то иностранцу нужно законное обоснование того, что он может долгое время находиться в РФ.

Такими документами становятся вид на жительство и разрешение на временное пребывание.

Для регистрации ИП иностранцу нужно сначала получить:

  • вид на жительство или ВНЖ. На основании этого документа нерезидент вправе выбрать любой регион для регистрации и осуществления предпринимательской деятельности;
  • разрешение на временное пребывание или РВП. Иностранец с РВП может заниматься предпринимательской деятельностью только в том регионе России, где он оформил РВП.

Наличие визы не может служить основанием для регистрации ИП на территории РФ и не заменяет ни один из этих документов.

Для регистрации ИП иностранному гражданину нужно подать в налоговую инспекцию следующие документы:

  • копия документа, удостоверяющего личность иностранца — паспорт или другой документ;
  • копия свидетельства о рождении или иной документ, который подтвердит место и дату рождения заявителя — если в паспорте нет этих данных;
  • ксерокопия ВНЖ или штамп РВП. Обычно достаточно копии, но лучше уточнить в инспекции, нужно ли копию нотариально заверять;
  • документ о прописке в России;
  • нотариальный перевод паспорта и свидетельства о рождении;
  • заявление о регистрации физического лица в качестве ИП по форме Р21001. Поля, в которых вносятся ФИО иностранца, место рождения и адрес проживания нужно заполнить на русском и иностранном языках. Если подаёт документы доверенное лицо, то заявление нужно заверить у нотариуса;
  • квитанцию об оплате госпошлины. В 2020 году она равна 800 рублям. Если регистрироваться на сайте налоговой инспекции, Госуслуги или через МФЦ, то на госпошлине можно сэкономить. Для сайта ФНС и Госуслуги понадобится электронная цифровая подпись. Для МФЦ ЭЦП не нужна только если там налажен электронный документооборот с налоговой инспекцией.

При подаче документов в инспекцию помимо копий нужно предоставить оригиналы документов. Инспектор сверит всю информацию и вернёт их представителю.

Как подать документы на регистрацию ИП иностранцу

Для предоставления сведений в налоговую инспекцию иностранец может:

Если все документы заполнены правильно и прошли проверку, через 3 рабочих дня налоговая инспекция примет решение — зарегистрировать ИП или отказать. При положительном решении инспекция выдаст на руки лист записи в ЕГРИП.

Кроме того, если у иностранца раньше не было ИНН, при оформлении документов его автоматически присвоят. Тогда срок может увеличиться да 5-ти рабочих дней. После регистрации инспекция сама направит сведения в ПФР и страховые фонды — специально регистрироваться там не нужно.

Получить документы о регистрации можно тем же способом, которым заявитель послал документы. Если документы были сданы в бумажном виде, за их получение нужно обратиться в ФНС или МФЦ. При подаче онлайн документы пришлют на на электронную почту, указанную в заявлении.

В некоторых случаях инспекция отказывает в регистрации ИП. Кроме общих причин, налоговики могут не открыть ИП, если до окончания сроков РВП и ВНЖ осталось меньше шести месяцев.

Налогообложение ИП-иностранца

Иностранец в статусе ИП может использовать все режимы налогообложения, действующие в России. Единственная разница — в ставке налога на доходы физлиц, если ИП применяет общую систему налогообложения.

Ставка зависит от того, как долго находится иностранец на территории России. Если он пребывает в стране суммарно меньше 183 дней в течение последних 12 месяцев, он считается нерезидентом РФ и обязан платить НДФЛ по ставке 30%. Если 183 дня и больше, он получает статус налогового резидента и с этого момента вправе платить НДФЛ 13%, как российские граждане.

Если предприниматель выберет УСН, то в течение 30 дней после регистрации ему нужно подать заявление на упрощёнку. Без этого ИП автоматически переведут на общую систему налогообложения.

Как открыть ООО иностранцу

Согласно российскому законодательству ООО могут открыть как иностранные юридические лица, так и обычные граждане. Если иностранец или иностранная компания самостоятельно регистрируют организацию в России и являются единственными учредителями, такая форма бизнеса считается обществом с ограниченной ответственностью с иностранными инвестициями.

Если в состав учредителей входят не только иностранцы, но и российские граждане или компании, такое ООО называется обществом с долевым участием или совместное предприятие.

Процедура открытия ООО иностранным гражданином полностью совпадает с процессом регистрации компании жителем России. Отличие только в том, что у иностранца должен быть нотариально заверенный перевод паспорта на русском языке.

Чтобы зарегистрировать общество, иностранец-учредитель обязан внести уставный капитал. Обязательная минимальная сумма — 10 000 рублей. В уставный капитал можно вложить деньги и имущество свыше этой суммы, но минимальный взнос нужно сделать деньгами. Для этого учредителю придётся открыть в России валютный и рублёвый банковские счёта. Валютный счёт нужен, если уставный капитал будет перечислен в валюте. При взносе в рублях достаточно рублёвого счёта. Срок взноса в уставной капитал — 4 месяца с момента государственной регистрации общества.

Учредителю компании при регистрации бизнеса не обязательно проживать или находиться на территории России. Открыть и вести бизнес можно и за границей. Поэтому, учредителю не нужно получать вид нa житeльcтвo или paзpeшeниe нa пpoживaниe.

Для компаний с иностранным капиталом нормативными актами могут быть установлены запреты или ограничения по видам деятельности (банковская, страхование, деятельность гражданской авиации) или на определенные сделки. Также есть запреты на создание организаций с иностранным капиталом на закрытых территориях.

Документы для регистрации

Если ООО учреждает физическое лицо, при подаче документов нужно будет предъявить нотариально заверенный перевод паспорта, т.к. делопроизводство в России ведут на русском языке. Проще заказать перевод в России, чтобы не было ошибок и не пришлось дополнительно переводить и легализовать документ, удостоверенный иностранным нотариусом.

Остальной пакет документов такой же как при регистрации ООО резидентом.

  1. Заявление по форме Р11001. Если иностранец обращается лично, то нотариально заверять не потребуется. Если подаёт через представителя — необходимо обратиться к нотариусу. Если учредителей несколько, каждый будет являться заявителем. На каждого заполняется соответствующий лист не только как на участника (лист В), но и как на заявителя (лист Н). И каждый обязан либо явиться непосредственно в ИФНС или МФЦ, либо обратиться к нотариусу для удостоверения подписи.
  2. Заявление и прочие документы можно подать через российского нотариуса без явки в ИФНС или в МФЦ.
  3. Решение о создании ООО. Решение можно делать либо сразу на русском, либо двуязычное, чтобы обойтись без нотариального перевода. Если компанию учреждают несколько иностранных граждан, нужно приложить протокол собрания и указать размеры долей учредителей ООО. Нотариально удостоверять ни решение, ни протокол не нужно.
  4. Устав ООО на русском языке или двуязычный. Лучше сразу предоставить Устав в двух экземплярах, чтобы потом не пришлось подавать заявление на получение заверенной копии. В некоторых регионах принимают только один экземпляр.
  5. Квитанция об уплате госпошлины — 4 000 рублей. Если подаёте документы через нотариуса, пошлину платить не нужно. При этом важно иметь в виду, что при подаче через ИФНС и через МФЦ будут применяться разные КБК.
  6. Гарантийное письмо на юридический адрес или cвидeтeльcтвo o пpaвe coбcтвeннocти нa пoмeщeниe, гдe расположится OOO.

Документы можно передать в налоговую лично, через представителя с нотариально заверенной доверенностью или выслать почтой России с описью вложения и почтовым уведомлением о вручении. Через три рабочих дня регистрирующий орган даст ответ.

При успешном открытии представитель ООО получит в электронном виде такие документы:

  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе — ИНН;
  • лист записи из ЕГРЮЛ;
  • устав с отметкой налоговой.

В бумажном виде эти документы в налоговой инспекции теперь выдают только по запросу.

Вывод

Иностранцы могут вести бизнес в России. В общем, для иностранных граждан процедура регистрации такая же, как для жителей России. Размер налогов зависит не от гражданства, а от места постоянного проживания иностранца. Для получения статуса ИП иностранцу нужно оформить ВНЖ или РВП. ООО, основанные иностранцами, облагаются налогом на общих основаниях. Разница только в налогообложении дивидендов.

Читайте также: