Мораль обычай право личность что лишнее

Обновлено: 19.05.2024

С момента зарождения человеческого общества в нем стали появляться социальные нормы, т.е. определенные необходимые правила совместного человеческого бытия. Социальные нормы вырабатывались и вырабатываются людьми, а само их появление явилось необходимостью, так как любая система, стремится к саморегуляции и упорядочению своей деятельности, иначе ее ждет хаос и разрушение. Процесс их появления и развития, напрямую связанный с переходом человека к стадии общественного сосуществования, который продолжается до сих пор.

Право сложилось позже других нормативных систем, таких как мораль, обычай и религия, главным образом, на их основе. Со временем в человеческом обществе вместо общественной власти появилась власть публичная, чьи интересы уже не совпадали с интересами всего общества. Для их достижения власть стала опираться на особый аппарат, призванный контролировать соблюдение определенных норм и наказывать за их нарушение. Право стало более жестко регулировать экономические и социальные отношения в обществе, постепенно выходя на ведущие позиции среди других социальных норм.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение взаимодействия таких социальных норм как право, обычай и мораль. Таким образом, были поставлены следующие задачи:

- дать определение понятиям право, мораль и обычай;

- обозначить существенные признаки данных социальных норм и те функции, которые они выполняют в жизни общества;

- проследить взаимодействие права, обычая и морали;

- выявить взаимосвязь права и обычая;

- рассмотреть специфические особенности во взаимодействии права и морали.

1. Понятие права, морали и обычая

1.1 Понятие, сущность, функции и признаки права

Во-вторых, под правом понимается система юридически норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

1) общеобязательная нормативность, единые и постоянные правила поведения, имеющие всеобщее действие;

2) выражение норм в законах, иных признаваемых государством источниках, являющихся формой общеобязательной нормативности, что придает праву качество институционного образования, т.е. явления объективированного в признаваемых государством документах.

Тем самым нормы приобретают свойство формальной определенности. Данные признаки подчеркивают, что стержнем права, его основным критерием является категория свободы, дозволения, правомерное поведение, даже, несмотря на то, что в содержание права включены запреты, предписания и т.п. Право находиться под авторитетом государственной власти, способной к принуждению.

В настоящее же время право понимается в объективном и субъективном смыслах. Под правом в объективном смысле понимается система юридических норм, которая выражается в соответствующих нормативных актах государства (кодексах, законах, конституциях, указах), не зависящих от отдельных индивидов. Под правом в субъективном смысле понимается система различных прав и свобод субъектов, вытекающие из государственных актов или принадлежащие индивидам от рождения и зависящие от их воли и сознания, особенно в процессе использования. Правовая наука воспользовалась данными терминами не только для того, чтобы разграничить два тесно связанных, но не совпадающих явления, но и чтобы полнее отразить их общественно-юридическую природу, функциональную и социальную роль. Например, естественные права человека не зависят от государства и не направлены против него, а существуют и реализуются при его поддержке. С другой стороны, само существование таких прав служит ограничителем для власти. Понятие права в субъективном и объективном смысле необходимы в юридической науке и практике, так как они выполняют важные познавательные, прикладные, операционные, аналитические, и социально-регулятивные функции.

Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений. Эти признаки можно определить следующим образом: 1) нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования – нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, определено в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве признак нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе право физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. 2) формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

Сущность права также может рассматриваться с нескольких сторон. Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика – это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

Категория ценность права призвана раскрыть значение права для общества, конкретизировать саму сущность права. Под ценностью права понимается способность права служить средством для удовлетворения интересов общества и отдельной личности. Ценность права выражается в том, что оно выступает средством: защиты существующего общественного строя; регулирования общественных отношений; фактором прогресса общества; решения современных глобальных проблем (демографических, экологических); определения меры свободы личности в обществе; утверждения нравственных начал в жизни общества, инструментом воспитания населения и формирования правовой культуры.

Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения. С помощью понятия функция права можно определить социальное назначение права в обществе. Создание и обеспечение правопорядка – это главное предназначение права. В этом заинтересовано как общество, так и государство. Функция права – это основные каналы правового воздействия в упорядочении общественных отношений. Функции права можно рассматривать как специально-юридические (в более узких) или как общесоциальные (в более широких рамках).

С точки зрения специально-юридических функций выделяют две главные функции права – регулятивную и охранительную.

· Регулятивная - упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков (статическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности уплачивать налоги). Формами осуществления этой функции выступают, к примеру, закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, установление и изменение правового статуса субъектов права, привилегий.

· Охранительная функция - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения. Реализуется с помощью правовых ограничений (наказаний, обязанностей, запретов) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, свободы, чести, правопорядка, безопасности

С точки зрения общесоциальных функций можно выделить экономическую, политическую, коммуникативную, воспитательную, идеологическую, информационную и др. Право устанавливает правила в экономической сфере, закрепляет формы собственности, упорядочивает производственные отношения; закрепляет механизм функционирования государства и политический строй общества; формирует у субъектов мотивы правомерного поведения. Воспитательная функция заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважение к праву; идеологическая функция состоит во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, демократизма; информационная функция позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, о том, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречат интересам общества

Итак, право является значимым социальным регулятором, обладающим набором специфических признаков и выполняющим в обществе важнейшие функции. Оно является неотъемлемой частью функционирования государства.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

1. Порядочность – это …

  • А) строгое соблюдение норм поведения, неспособность человека к плохим поступкам
  • Б) привязанность между людьми
  • В) оказание бескорыстной помощи другим людям, отсутствие скупости
  • Г) любовь к людям, гуманность.
Вопрос 2

2. Бескорыстие – это…

  • А) способность человека определять своё поведение с учетом законов природы и общества
  • Б) моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п.
  • В) отсутствие стремления к личной выгоде, наживе
  • Г) соблюдение общепринятых правил поведения
Вопрос 3

3. Честность – это …

  • А) искренность, добросовестность, правдивость, надежность, отрицание обмана и воровства
  • Б) почитание людей за их благородное происхождение и за богатство
  • В) привязанность между людьми, возникающая на основе взаимоуважения
  • Г) чувство ответственности за свое поведение.
Вопрос 4

4. Традиция – это …

  • А) правила поведения человека
  • Б) передача правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов
  • В) умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других ситуаций
  • Г) внешняя форма поведения человека
Вопрос 5

5. Отечество – это …

  • А) страна, где человек родился и вырос
  • Б) страна, где человек живет в данный момент
  • В) дом, который построил человек
  • Г) город (поселок), где живёт человек
Вопрос 6

6. Такой порок как зависть — это…

  • А) когда человек огорчается, видя успех другого человека
  • Б) когда человек радуется своему успеху
  • В) когда человек радуется чужому горю
  • Г) когда человек радуется чужому счастью
Вопрос 7

7. Конституция — это

  • А) краткая история государства
  • Б) религиозный закон
  • В) свод изречений мудрецов
  • Г) свод прав и обязанностей гражданина
Вопрос 8

8. Добродетель — это

  • А) свободное и бескорыстное стремление человека к добру
  • Б) стремление к власти
  • В) стремление к выгоде
  • Г) стремление к славе
Вопрос 9

9. Ответственность – это

  • А) обязанность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия
  • Б) знать правила поведения в школе и общественных местах
  • В) обязанность человека хорошо знать законы
  • Г) хорошо учиться и соблюдать дисциплину в школе
Вопрос 10

10. Нравственный выбор - это

  • А) быть успешным в учении
  • Б) быть послушным в школе
  • В) выбор между добром и злом, который человек осуществляет в любой жизненной ситуации
  • Г) быть внимательным при переходе улицы
Вопрос 11

11. Установите соответствия

Вопрос 12

12. Подберите понятие к определению, используя подсказки: вежливость, добро, порядочность, этика, этикет.

______________ — высшая нравственная ценность; всё полезное, хорошее; всё, что помогает человеку и природе, идёт им на пользу.

Вопрос 13

13. Подберите понятие к определению, используя подсказки: вежливость, добро, порядочность, этика, этикет.

_____________ — область знаний о системе норм и правил поведения, выработанных и охраняемых в обществе.

Вопрос 14

14. Подберите понятие к определению, используя подсказки: вежливость, добро, порядочность, этика, этикет.

______________ — повседневное уважение и открытая доброжелательность по отношению к людям.

Вопрос 15

15. Подберите понятие к определению, используя подсказки: вежливость, добро, порядочность, этика, этикет.

______________ — установленный в обществе, принятый порядок поведения.

Вопрос 16

16. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных вариантов. Какое слово лишнее в ряду:

  • А) милосердие;
  • Б) душевность;
  • В) чуткость;
  • Г) равнодушие.
Вопрос 17

17. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных вариантов. Какой поступок нравственный?

  • А) посмеяться над другом, получившим плохие отметки,
  • Б) проявить любовь к людям,
  • В) заметить человека в неприятной ситуации и попытаться помочь ему,
  • Г) почувствовать, что кому-то больно на душе
Вопрос 18

18. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных вариантов. Что может вызвать у человека чувство стыда?

  • А) обман
  • Б) ссора
  • В) невыполненное обещание
  • Г) верны все варианты
Вопрос 19

19. Укажите строчку, в которой перечислены только положительные черты человека:

  • А) Великодушие, ненависть, скромность
  • Б) Дружелюбие, зависть, отзывчивость
  • В) Жестокость, правдивость, сострадание
  • Г) Любовь, милосердие, честность
Вопрос 20
  • А) Поступай по отношению к другим так, как если бы все были тебе должны
  • Б) Поступай по отношению к другим так, как считаешь нужным
  • В) Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе
  • Г) Поступай по отношению к другим так, чтобы не упустить своей выгоды
Вопрос 21

21. Одно из понятий в перечне не является нравственным качеством. Определите его.

  • А) Доброта
  • Б) Мужество
  • В) Расчетливость
  • Г) Сила воли
Вопрос 22

22. Общественные отношения в государстве регулируются:

  • А) законом
  • Б) национальными традициями
  • В) народным вече
  • Г) религиозными этическими нормами
Вопрос 23

23. Что из нижеперечисленного является безнравственным:

Вопрос 24
  • А) Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • Б) Право на получение оценки своих знаний;
  • В) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;
  • Г) Право на платное пользование книжками из библиотеки школы;
  • Д) Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь.
Вопрос 25
  • А) Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;
  • Б) Бережное отношение к имуществу школы;
  • В) Допустимость пропуска учебных занятий;
  • Г) Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы.
Вопрос 26

Закончи предложение. Самое дорогое, что есть у человека, - это ______________________________________.

Вопрос 27

Закончи предложение . Переживание осуждения или одобрения собственного поступка, внутренний судья человека - это его _____________________.

Вопрос 28

Закончи предложение . Высшее проявление мужества – это __________________________________________.

Вопрос 29

29. Закончи предложение . Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги – это __________________________________________________________.

Вопрос 30

30. Заполни пропуск в предложении. Страна, в которой мы живём, называется – ____________________________________.

Вопрос 31

31. Заполни пропуск в предложении. Основной закон нашего государства – ______________.

Вопрос 32

Являются ли данные утверждения правильными?

Вопрос 33

Как называется высшая государственная должность в Российской Федерации?

Вопрос 34

Кто в настоящее время занимает должность президента Российской Федерации?

Поведение человека регулируется не только нормами морали, но такими формами регуляции, как обычаи и закон. Для выяснения специфики морали сравним их роль в моральной регуляции человека.

Обычаи сформировались из многочисленных запретов (табу), традиций, обрядов, ритуалов еще в родовом обществе. Человек в условиях родоплеменного строя отождествляет себя с коллективом, а его поведение характеризуется слитностью поведения и сознания. Мораль как система норм, как выражение должного в этом обществе еще отсутствует. Обязательность, простота и сила нравственных установок основана здесь на полезности коллективу, с которым отождествляет себя индивид.

Значение обычаев в общественной жизни трудно переоценить. Они связывают нас с прошлым, с историческим опытом человечества. Попытки разрушить установившиеся обычаи почти всегда заканчивались социальными и культурными потрясениями. Сходство и различие культурными потрясениями порождали хаос и дезориентацию в жизни целых народов. Однако, несмотря на то что обычаи являются фундаментом нравственности, они все же принципиально отличаются от морали.

Анализ взаимодействия морали и обычаев говорит о том, что иногда моральные нормы превращаются в обыденные формы поведения. А когда обычаи исчерпывают свое историческое оправданное содержание, мораль их осуждает. Так было с обычаем кровной мести, с обычаями человеческих жертвоприношений, рабства и т. п. Следует признать, что в обычаях сконцентрированы опыт и мудрость поколений, что за ними стоят вековые традиции и поспешно подвергать их критике не стоит.

Таким образом, обычаи и моральные нормы имеют сходство и различие. Их отношение можно рассматривать в системе вида и рода. Обычаи – первая ступень, основа, фундамент нравственности. Мораль – вторая, более высокая, исторически более развитая и сложная, выступающая как универсальный способ регуляции поведения.

Сравним теперь мораль с правом. Они имеют много общего. И мораль, и право регулируют поведение людей, возникают как потребность в сохранении и поддержании устойчивости общества, представляют собой совокупность устойчивых требований, норм, предписаний и правил. Мораль и право содержат представления о справедливом и должном устройстве общества, всей сложной системы отношений внутри него (религиозных, политических, юридических, имущественных и т. п.).

Но это сходство не говорит о тождественности морали и права. Между ними существуют следующие различия.

1. Мораль возникает стихийно в процессе общественной жизни и отражения ее потребностей в общественном сознании. Вследствие того моральные ценности и нормы носят обезличенный характер: обращены от имени всех и ко всем. Они нигде официально или формально не зафиксированы и существуют идеально в сознании людей. Кроме того, моральные нормы и требования соблюдаются не из-за страха или принуждения, а добровольно или под влиянием общественного мнения.

Нормы права зафиксированы в виде законов, утвержденных теми или иными органами государственной власти. Их выполнение продиктовано страхом наказания или желанием приобрести определенную репутацию (уважение к порядку). Хороший, добрый человек, нарушивший закон в силу каких-то обстоятельств, будет осужден, наказан. Плохой (злой, подлый), нарушая закон, не испытывает угрызений совести, он, по его мнению, чист перед законом.

Так, например, долгое время после развала СССР в ряде самостоятельных государств (Украина, Россия) действовали старые уголовные кодексы, трудовое законодательство и т. п. Это объясняется тем, что право, в отличие от морали, не в состоянии быстро реагировать на все сферы человеческой жизни, особенно духовной.

Наконец, специфической чертой морали является ее бескорыстный характер, направленность на приумножение в мире благородства, добра, бескорыстия, чего не скажешь о праве.

В целом же и мораль, и право выступают регуляторами поведения людей: мораль – внутренним, личным способом поведения, право – внешним. Многочисленные характеристики морали объясняются большой и подвижной сферой ее действия. С учетом всего сказанного их можно свести к такому определению:

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

4. Почему трудно дать обобщающее определение морали?

ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

5. Почему Диоген жил в бочке?

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Мораль и религия.

2. Этические воззрения Древней Индии.

3. Этический идеал в конфуцианстве.

5. Принцип аскетизма в древнеиндийских этических воззрениях.

6. Этическая концепция Платона.

7. Этика Аристотеля.

8. Проблема счастья в античной этике.

9. Стоицизм как этическое учение.

10. Этика Эпикура.

11. Этика Сократа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Никомахова этика (Аристотель. Соч. в 4 т. М., 1984, т. 4, с. 54–77).

2. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 2000, с. 12–28.

3. Древнекитайская философия. М., 1902.

4. Дробницкий О. Г. Понятия морали. М., 1974, с. 15–63.

5. Индийская философия. М., 1965.

6. Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона (Платон. Соч. Т. 1. М., 1968).

7. Малахов В. Этика. К., 2001, с. 20–28.

8. Марк Аврелий Антоний. Размышления. Л., 1985.

9. О жизненной судьбе Сократа. М., 1976.

10. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

11. Соловьев В. С. Жизненная драма Платона. Соч. Т. 2. М., 1988.

1. По какому принципу созданы ряды? Что является лишним?

а) право, этикет, мораль, традиции, знаки дорожного движения, сетикет, обычай.
б) прокуратура, суд, Федеральная служба безопасности, Интерпол, таможня, милиция.


а) Человек по своей природе существо биосоциальное.
б) Под общением понимают только обмен информацией.
в) Каждый человек индивидуален.
г) В РФ полный объём прав и свобод гражданин получает с 14 лет.
д) Каждый человек рождается личностью.

3.1. Какие из перечисленных обязанностей являются обязанностями гражданина России?

а) соблюдать законы
б) защищать Отечество
в) платить налоги
г) сохранять природу
д) состоять в рядах какой-либо политической партии
е) получить два высших образования.

3.2. Какие из перечисленных ниже ситуаций относятся к деловым межличностным отношениям.

а) знакомство с соседом по квартире
б) представление нового сотрудника коллегам
в) назначение встречи по телефону подчинённому
г) беседа по телефону с приятелем
д) совместное выполнение трудовых обязанностей.

3.3. Что из перечисленного является примером предпринимательской деятельности?

а) покупка телевизора в магазине
б) покупка и продажа акций на фондовой бирже
в) коллекционирование марок и значков
г) ремонт автомобиля перед поездкой на отдых
д) выращивание овощей на приусадебном участке и их реализация
е) посредничество при найме жилья.

3.4. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение неформальных позитивных санкций.

4. Перед вами иллюстрации, отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Исходя из смысла и содержания, разделите их на несколько групп. Запишите названия групп в первой колонке таблицы, а входящие в каждую группу права занесите во вторую колонку таблицы, указывая в скобках порядковый номер изображения, обозначающего данное право.

Основные группы прав и свобод

Права и свободы

5. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. Ответ впишите в таблицу.

6. Решите правовую задачу.

16-летний Н. и 20-летний Г., причисляющие себя к организации скинхэдов, совершили нападение на иностранного студента Р. В результате гражданин ЮАР скончался от причиненных ему побоев. Назовите основные элементы состава данного преступления и приведите пример из текста задачи к каждому названному элементу.

обществознание17

  1. в стране N. во второй половине XX в. наибольшую долю составляли доходы от внешнеэкономической деятельности
  1. бюджет страны N. в 50-е гг. XX в. в основном пополнялся за счет доходов от продажи государственного имущества
  1. в 50-е годы XX в. налоговые доходы составляли большую часть бюджета страны N.

8. Составьте из предложенных слов определения известных вам терминов. Слова можно изменять по падежам, добавлять предлоги. На основе полученного определения узнайте термин и назовите его. (20 баллов)

8.1. Только, форма, основное, человек, содержание, взаимодействие, преобразование, люди, присущая, окружающий мир, основное, является, мир, интересы.
8.2. Единое, усиление, люди, процесс, народы, человечество, связи, становления, государства,взаимозависимости.
8.3. Государство, законы, обладающий, сила, отношение, высшая, закон, юридическая, все остальные.
8.4. Предыдущие, культура, знание, накопленные, человеческое, ценности, поколения, процесс, общество, приобщение, мир.

9. Решите логическую задачу.

обществознание18

10. Решите обществоведческий кроссворд. Дайте определение понятия, получившегося в выделенной вертикальной строке.

1. Познавательная деятельность человека, результатом которой является мысль, понятие, идея.
2. Любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды.
3. Вооружение народа для защиты от врагов.
4. Система взглядов, признающих высшей ценностью человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
5. Наука, изучающая способы распределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.
6. Индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.
7. Нужда человека в чем-либо, что необходимо для его существования.
8. Внутренний контролер мыслей и поведения человека.

Ответы:
1. а) знаки дорожного движения, остальное – виды социальных нормы
б) лишнее – Интерпол, остальное – правоохранительные органы РФ

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022 запись закреплена

Социальная норма; право; добро и зло; духовность, санкции.

Таня Гривцова

Алик Сабиров

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Евгения Хрисанова

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Алик Сабиров

Ольга Вагнер

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Академия Обществознания /ЕГЭ 2022

Екатерина Соина

Радмир Мусин

Анастасия Смольникова

Катерина Петкун


Катерина Петкун

Радмир Мусин

Anastasia, Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.
Показать полностью.
Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Что же общего между правом и моралью?
1. И те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;
2. Имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;
3. Им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
4. Они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;
5. Имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;
6. Представляют собой средства активного воздействия на поведение людей.

Анастасия Смольникова

Радмир, дак я таким же образом рассуждала. значит право и мораль связаны! а там спрашивается: что НЕ связано с моралью? в любом случае, спасибо большое за объяснение :)

Радмир Мусин

Дело в том, что теоретически, все представленные в задании термины связаны с понятием морали, но, термин "право" имеет с ней другую связь, которая не будет аналогична к другим.

Читайте также: