Монархии где все институты власти ответственны перед монархом и как правило

Обновлено: 28.05.2024

Содержание, признаки и особенности монархической формы правления

Ключевые слова: содержание, признаки, особенности, монархической, формы, правления

Теория государства выделяет два основных устройства (строения) государственной власти, которые характеризуют содержание формы правления: монархию и республику.

Различие между ними можно провести, указав на юридические и иные признаки, им свойственные.

В этих обществах ранних земледельческих культур организация власти, осуществляемая, на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной, понятной, соответствовала строжайшей регламентации сельскохозяйственного производства, духовному миру земледельцев-общинников.

Как правило, монарх признавался посредником между предками и народом, выступал в этой религиозной роли носителем священных традиций, опыта, благоденствия. Он – непременный участник религиозных ритуалов и обрядов. Он – обязательный посредник между народом и верховным божеством, его представитель в духовной жизни. Его правление освящается божественными предначертаниями, решения подкрепляются религиозными санкциями.

Таким образом, первичные формы монархи во многих регионах земного шара окрашены в теократические тона, являются по сути специфической формой теократического правления (Африка, Америка, Европа и др.).

Исследования теократии как религиозно-политической системы, проведенное Е. Н. Салыгиным, показало, что первичные раннеклассовые государства в силу сращивания светских и религиозных начал в монархической форме правления, в силу религиозно-политической регламентации были по сути теократическими.

Монархия обеспечивала эффективно немногочисленные общесоциальные и классовые функции государственного управления : учет труда и распределение его результатов, создание страховых запасов (фондов), организацию совместных работ (ирригационные, культовые сооружения), ведение войн и защиту от нападения, создание информационных служб, религиозно-культовые отправления, взимание налогов, дани и т.п.

Монарх назначал чиновников по управлению регионами или функциональными службами, те, в свою очередь, назначали более мелких руководителей работ. Такая вертикальная иерархия власти позволяла строить весьма эффективную систему управления, при которой земледельцы-общинники, ремесленники, купцы и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры на том или ином уровне управления или последовательно передавать их на более высокие уровни, если были неудовлетворены первоначальными решениями.

Сам же монарх в нормальном режиме правления решал вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственной власти. Среди его советников на ранних этапах этой формы правления было много предсказателей, пророков, культовых служителей.

Знает монархическая форма правления и многочисленный аппарат чиновников, обеспечивающий монарха необходимой информацией, предложениями, советами, а также и принудительной силой для исполнения решений монарха.

Впоследствии монархические формы правления были реализованы в разных обществах и в разные времена и дали целый спектр самых разнообразных организаций власти, а сами монархи вошли в историю государственности под разными наименованиями: короли, князья, шахи, эмиры, раджи, императоры, султаны, цари, фараоны, государи, инки и т.д.

Как правило, монархи имели всегда свое дворцовое хозяйство, свою персональную собственность: земли, рабов, крепостных (временами огромное количество), которые давали имущественное обеспечение монархическому дворцу, семейству монарха, а по отношению к государству монарх выступал как его глава, представитель, руководитель и т.п.

Монарх осуществляет единоличное правление . Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства, как упоминалось, ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным, принципиальным государственным вопросам. Он обладает всей полнотой власти.

Власть монарха верховна и суверенна (независима). Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если он сочтет его достойным своего внимания. Он – высшая власть в государстве.

Как правило, его власть объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы государственной жизни, в том числе на судебную сферу. В процессах обжалования судебных решений монарх являлся высшей и последней инстанцией.

Таким образом, власть монарха не знает ограничений и может распространяться на различные сферы государственной деятельности: законодательную, исполнительную и судебную, объединять в лице монарха все ветви государственной власти.

Вместе с тем, хотя при решении вопросов монарх является формально юридически независимым, практически он испытывает всегда влияние различных международных, политических и национальных сил, и во многих государствах возможность такого влияния закрепляется юридически. Свои решения ему приходится сообразовывать, прежде всего, с экономическими возможностями, по зачастую принятие решения определяется случайными, субъективными факторами, даже личными пристрастиями.

Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия): эта власть, как правило, передается по наследству. В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти (например, наследование только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников и т.д.). Общим же является тот факт, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз и навсегда установленном порядке.

Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть. Это отнюдь не означает, что только естественная смерть монарха может прервать его полномочия. Напротив, пожизненное занятие престола нередко приводило к тому, что время властвования и даже сама жизнь монарха укорачивалась внеправовыми и противогосударственными способами.

Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливался заранее. Впрочем, история изобилует примерами, когда неугодные монархи оказывались свергнутыми, убитыми, замененными другими лицами.

Разумеется, приведенные выше юридические признаки монархической формы правления – это как бы идеал, типичные формы монархии. В конкретной исторической действительности, конечно же, были различные исключения и отступления от перечисленных юридических признаков. Различные сочетания этих признаков дают и различные виды монархий: например, монархию неограниченную (абсолютистскую) и ограниченную, в том числе конституционную.

Для абсолютистской монархии характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, ведет внешнюю и внутреннюю политику, собирает и расходует налоги, причем делает это без всякого участия народа в законодательной деятельности, без контроля со стороны народа за управлением государством.

Абсолютистская форма монархии, как правило, сопровождается произволом, жестокой эксплуатацией народа, безудержным господством классов, выразителем и защитником интересов которых и выступает чаще всего монарх.

Так, в рабовладельческом обществе монархия зачастую выступает как неограниченная деспотия, но расцвет абсолютистской монархии как формы правления приходится в основном на средневековье. Разновидностью абсолютистской монархии является теократическая монархия, глава государства одновременно представляет и светскую и религиозную власть.

С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых государствах эволюционирует в монархию конституционную , приспосабливаясь, таким образом, к интересам нового господствующего класса – буржуазии.

Возникала своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что, хотя монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте.

Монарх имел сильное влияние на парламент: мог наложить вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх.

Конституционной монархии свойственно юридическое, законодательное ограничение власти монарха в области как законодательной, так и исполнительной деятельности . Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом.

Все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом, основаны на конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.

В таких кризисных ситуациях призывы вернуться к монархической форме, в том числе призвать на трон не только изгнанных монархов, но и их наследников в случае смерти экс-монарха, звучат все чаще во многих государствах в конце XX века.

Многие политики, партии, национальные движения видят в такой организации формы правления избавление от бед, которые в соответствующем государстве проистекают из-за гражданских войн, безвластия, неразберихи с передачей власти и т.п.

Словом, монархия вовсе не устаревшая и не отжившая форма правления и ее государствоведческий и правовой потенциал не исчерпан.

Монархию как форму правления весьма красноречиво характеризуют не только юридические, то и социально-психологические признаки. Можно указать на следующие. Власть монарха воспринимается как нечто божественное, а монарх – как человек, осененный божьей благодатью, наделенный властью от бога.

Вместе с тем монархия держится и на принуждении, жестокой дисциплине и субординации, наконец, монархическое сознание в целом является консервативным. Ему свойственны терпение, желание сохранять существующие традиции, установившиеся нормы поведения.

Таким образом, монархия как форма правления – это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества.

И не следует считать, подчеркну еще раз, что это какая-то отжившая, прошедшая форма правления, которая с неизбежностью уступит место иным формам в развитии государственности.

Современный мир насчитывает немало государств с монархической формой правления.

В иных государствах политические лидеры, носящие иные наименования, фактически также обладали властью и статусом монарха (например, генеральные секретари коммунистической партии в некоторых социалистических государствах).

Монархия – весьма традиционная у многих народов система организации и осуществления власти, к которой привыкли, которую уважают, которая, наконец, полезна до такой степени, что может реставрироваться неоднократно после революционных перемен, устраняющих монархию. . читать далее .

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии

1. Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;

2. Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).

Виды монархий

§ Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия(Ватикан).

§ Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

§ Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

§ Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент).

В свою очередь конституционная монархия делится на :

§ Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

§ Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

Абсолютная монархия Конституционная монархия
Дуалистическая монархия Парламентарная монархия
1. Принадлежность законодательной власти монарху разделена между монархом и парламентом парламенту
2. Осуществление исполнительной власти монарх формально - монарх, фактически - правительство
3. Назначение главы правительства монарх формально - монарх, но с учётом парламентских выборов
4. Ответственность правительства перед монархом перед парламентом
5. Право роспуска парламента нет парламента у монарха (неограниченное) у монарха (по рекомендации правительства)
6. Право вето монарха на решения парламента нет парламента абсолютное вето предусмотрено, но не используется
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха неограниченное (указ монарха имеет силузакона) только в период между сессиями парламента предусмотрено, но не используется
8. Современные страны Саудовская Аравия, Оман Иордания, Кувейт, Марокко Великобритания, Испания, Нидерланды

Республика

Основная статья: Республика

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской формы правления

1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:




- они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

- возможно досрочное прекращение полномочий.

Виды республик

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.

§ Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

§ Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Франция, Португалия, Монголия).

Парламентская республика Президентская республика Смешанная республика
1. Статус президента должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрассигнатуры одновременно глава государства и глава исполнительной власти глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции
2. Способ избрания президента мандат получает от парламента мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов
3. Порядок формирования правительства парламентом на основе парламентского большинства президентом совместно президентом и парламентом (парламент представляет кандидатуру премьер-министра, а президент его утверждает)
4. Ответственность правительства перед парламентом перед президентом (парламент может выразить вотум недоверия) одновременно перед президентом и парламентом
5. Наличие у президента законодательной инициативы отсутствует обладает как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть [6]
6. Право ветопрезидента на решения парламента отсутствует сильное право вето(преодолевается квалифицированным большинством парламента) как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето [6]
7. Право президента распустить парламент используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно отсутствует обладает
8. Наличие постапремьер-министра имеется отсутствует имеется
9. Современные страны ФРГ, Италия, Австрия США, Аргентина, Мексика Франция, Румыния, Россия

Нетипичные (смешанные) формы правления

Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатовМалайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.

§ Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

Форма правления — это способ устройства верховной государственной власти, выражающий источник происхождения данной власти, ее принадлежность и порядок перехода (передачи) верховной власти от одного правящего субъекта к другому.

В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, различают монархии и республики.

В свою очередь монархии подразделяются на два вида: 1) абсолютная (вся полнота власти принадлежит монарху); 2) конституционная (власть монарха ограничивается представительным органом, действующим на основе конституции).

При республиканской форме правления источником власти является народ. Различают три вида республики: президентская, парламентская и смешанная (президентско-парламентская или парламентско-президентская).

↑ Монархия как форма правления

Монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть формально или фактически принадлежит одному лицу, которое получает эту власть в порядке престолонаследия.

↑ Признаки монархии

Можно выделить следующие признаки монархии:

  • Бессрочность и несменяемость
  • Наследуемость
  • Отсутствие юридической ответственности

↑ Виды монархии

Абсолютная монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит монарху, отсутствуют представительные органы и принцип юридической ответственности монарха, ограничивающие его власть. Правительство формируется

монархом и несет перед ним ответственность Народ при такой форме правления политически пассивен. (Саудовская Аравия, Бруней и некоторые др.)

Конституционная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом, что фиксируется в конституции, которую монарх не вправе изменить.

Разновидности конституционной монархии:

Парламентская монархия – форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть – правительству во главе с премьер-министром, монарх выполняет представительную функцию. Обычно монарх номинально сохраняет определенные полномочия, однако воспользоваться этими полномочиями он может только по инициативе правительства. Обычно этими полномочия монарх пользуется в случае какого-либо политического кризиса. В частности, право налагать вето на законодательные акты парламента, на практике, как правило, не применяется (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания)

Дуалистическая монархия – форма правления, при которой власть разделяется между правительством, которое формирует монарх и которое несет ответственность перед ним, и парламентом, который избирает народ.

Монарх также может обладать правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента и выполнять ряд представительских и внешнеполитических функций (Марокко, Иордания, Кувейт и др.).

↑ Республика как форма правления

Республика — форма правления, при которой высшие органы власти (в ряде случаев и высшие должностные лица) избираются народом на определенный, ограниченный конституцией срок.

↑ Признаки республики

  • Выборность, сменяемость органов власти: население выбирает высшие органы государственной власти на определенный срок;
  • Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Каждая ветвь власти выполняет различные функции по управлению государством;
  • Глава государства несет юридическую ответственность в случаях, предусмотренных конституцией.

↑ Виды республики

Парламентская республика - это форма правления, при которой единственный демократический законный институт — парламент, правительство находится в зависимости от парламентского вотума доверия; выборы решают одновременно вопрос о составе парламента и правительства, которое формируется из членов победившей партии или коалиционно; глава правительства входит в нижнюю палату парламента и имеет право ее роспуска; правительство имеет право законодательной инициативы, а в некоторых случаях — право вето на законопроекты; президент избирается прямым народным голосованием либо депутатами парламента и выполняет в основном представительские функции (Германия, Венгрия, Польша и др.).

Президентская республика - это форма правления, при которой президент — глава исполнительной власти, наделен значительными конституционными полномочиями, президент и парламент избираются отдельно прямым голосованием на определенный срок, поэтому они взаимонезависимы; жесткое конституционно закрепленное разделение властей; президент политически ответственен перед народом, а правительство перед президентом; парламент не имеет права отзыва правительства, но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия; президент, как правило, не вправе распустить парламент (США), но у него есть право вето, которое может быть преодолено 2/3 голосов; парламент вправе выдвинуть обвинения против президента и начать процедуру импичмента (дело Клинтона).

Смешанная республика - это форма правления, при которой правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом; глава государства — президент, но он не является главой правительства; президент вправе распускать парламент и объявлять досрочные парламентские выборы в случаях, предусмотренных конституцией; партийная принадлежность президента, премьера и членов парламентского большинства может не совпадать; у президента есть право вето на решения парламента и право законодательной инициативы, кроме того, все законы вступают в силу после подписания их президентом, а его указы и распоряжения также имеют силу закона. У президента и парламента могут быть разные сроки полномочий (Франция). Считается, что в смешанной республике президентская власть более сильная, чем в президентской республике. Современная Россия представляет собой тип смешанной республики.

В отдельных президентских республиках в условиях преобладающего влияния правящей партии президент, являющийся ее лидером, переизбирается на данный пост неограниченное количество раз и занимает пост фактически пожизненно. Он сосредоточивает в своих руках и государственное, и партийное руководство, использует авторитарные методы властвования. В этом случае республика превращается в суперпрезидентскую.

Признаки республикВиды республик
ПрезидентскаяСмешаннаяПарламентская
Глава государстваПрезидентПрезидентПрезидент
Глава правительстваПрезидентПремьер-министрПремьер-министр
Глава государства избираетсяНаселениемНаселениемПарламентским способом
Правительство формируетсяпрезидентомпрезидентомпарламентом
Правительство отвечает передпрезидентомпрезидентом и парламентомпарламентом
Право вето у президентаестьестькак правило, нет
Право роспуска парламента (одной из палат) у президентанетестьесть

↑ Теократическое государство

К самостоятельной форме правления можно отнести теократическое государство.
Теократия представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть сосредоточена у духовенства или главы церкви.
В настоящее время имеется два вида теократических государств: теократическая монархия — Ватикан, Саудовская Аравия (отдельные черты теократического государства присущи также султанату Бруней) и теократическая республика — например, Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан.

↑ Выборная монархия

Есть и такие формы правления, которые сочетают в себе черты монархии и республики. Глава государства избирается, но из числа лиц, наследующих властные полномочия. Например, Объединенные Арабские Эмираты — федерация, состоящая из эмиратов. Эмиры получают власть в порядке престолонаследия. Каждые пять лет эмиры избирают из своего круга главу государства — президента страны. Аналогичная форма существует в Малайзии. Есть примеры республик, где власть фактически перешла к сыновьям умерших лидеров (КНДР, Сирия, Азербайджан), хотя выборы здесь и имели место, но значительную роль сыграла ментальность населения, видевшего правителя в представителе данного клана (семьи).

Форма правления является организацией высших органов государственной власти, характеризует порядок их образования и распределения полномочий между ними, формы и степень участия населения в осуществлении государственной власти.

В широкой трактовке форма правления раскрывает порядок образования и взаимодействия высших и территориальных (региональных, местных) органов государства. По мнению большинства исследователей, форма правления определяет систему организации высших органов государственной власти, т.е. главы государства, парламента и правительства. При всем многообразии различие между формами правления связано с юридическим положением высших должностных лиц и государственных органов, т.е. различие не в компетенции, а в организации власти.

На форму правления значительное влияние оказывает политический режим, подвергая эту форму постоянной трансформации к существующим историческим условиям. Например, республика при тоталитарном политическом режиме приобретает искаженную форму, где выборные элементы носят формальный характер. Монократический режим при этом связан с соединением должностей вождя партии и главы государства, это лицо сохраняет за собой пост пожизненно. Политический режим как самый динамичный элемент формы государства поддерживает стабильность не только всей политической системы, но и существующей формы правления. В настоящее время все формы правления подразделяются на монархию и республику.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха) и передается по наследственному принципу.

Монархии классифицируются на два вида :

Абсолютная монархия — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — монарху.

Абсолютная монархия характеризуется высокой степенью централизации государственной власти, при которой монарх единолично осуществляет руководство законодательной, исполнительной и судебной властью. Монарх осуществляет назначения на важнейшие государственные посты. В абсолютной монархии отсутствуют учреждения парламентского типа либо они носят декоративный характер, отсутствуют законы и конституции, ограничивающие власть монарха. Таким образом, прерогативы монарха незыблемы, они не ограничены ни законом, ни учреждением. В абсолютной монархии отсутствует разделение властей, а монарх как реальный глава государства соединяет в своих руках все высшие полномочия государственной власти. Он является единственным верховным законодателем, так как по его волеизъявлению нормативные установления могут приобретать силу закона 1 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 258. .

В абсолютных монархиях формально могут иметь распространение конституционные (дарованные монархом) акты, которые не соответствуют типичным конституциям по своему содержанию. В настоящее время абсолютная монархия в основном имеет распространение в государствах Персидского залива, например в Катаре, Омане, Брунее, Саудовской Аравии (с некоторыми отступлениями переходного характера). Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия — форма правления, при которой глава государства является главой религиозной и светской власти (Ватикан).

Ограниченная монархия — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону делится между монархом и представительным органом.

Ограниченная монархия бывает двух видов:

  • сословно-представительная (форма правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительными органами);
  • конституционная (форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительными органами на основании основного закона государства).

Конституционная монархия , в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую (парламентарную).

Итак, можно выделить следующие признаки дуалистической монархии :

  • это промежуточная форма правления, переходный вариант от абсолютной монархии к парламентской монархии;
  • наличие наряду с монархом иных высших органов государственной власти парламента и правительства;
  • назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом;
  • назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом;
  • монарх выполняет функции реального главы государства.

Таким образом основными признаками парламентской (парламентарной) монархии можно назвать следующие:

  • правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  • в законодательной, исполнительной и судебной сферах власти монарх фактически отсутствует, фигура монарха является символической;
  • законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  • правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Существуют нетипичные монархии: выборная монархия в Малайзии (монарх избирается на пять лет), коллективная монархия в ОАЭ (власть осуществляет Совет эмиров), теократическая монархия (Ватикан), патриархальная монархия и др.

Республика — форма правления, при которой власть осуществляется избранными на определенный срок органами власти по праву представительства (органы власти формируются или народом непосредственно, или общенациональными учреждениями парламентского типа).

  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  • преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства;
  • коллегиальный характер принятия решений;
  • разделение властей.

Республика существовала во многих древних государствах, как правило, небольших по размеру. Она отличалась сложной организацией власти, включая в себя выборные элементы от разных территориальных структур, опираясь на самоуправленческие начала на местах. Типичными органами власти древних республик являлись общие собрания, советы, администрации, судебные органы и др. В Новое время республиканская форма правления получила распространение благодаря сильному влиянию на общество идеи разделения властей.

В настоящее время в зависимости от того, кто формирует правительство, перед кем оно несет ответственность, принято в основном различать такие виды республики, как:

  • президентские;
  • парламентские;
  • смешанные.

Президентская республика — форма правления, при которой президент наделен реальными властными полномочиями, являясь главой государства и главой правительства.

Так, основными признаками президентской республики являются следующие:

  • президент является и главой государства, и главой правительства;
  • президент назначает и смешает членов правительства;
  • правительство ответственно перед президентом;
  • президент обладает широкими полномочиями по отношению ко всем ветвям власти;
  • президент избирается народом;
  • президент имеет право вето на законы, принятые парламентом;
  • президент имеет право распускать парламент в установленных случаях;
  • президент имеет право самостоятельно издавать нормативные акты.

В парламентской республике есть и должность главы государства, т.е. президента, но в силу ограниченного способа избрания (парламентом или особым форумом) он имеет также весьма ограниченные полномочия (представительские функции). Многие важнейшие полномочия президент в парламентской республике может осуществлять лишь с согласия правительства. В этом случае, подобно парламентской монархии, акты и решения главы государства нуждаются в контрасигнации (совместной подписи президента и премьер-министра либо ответственного министра); в некоторых случаях акты президента приобретают юридическую силу после утверждения их парламентом.

Признаки парламентской республики :

  • правительство формируется парламентом из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте;
  • глава государства избирается парламентом;
  • глава государства обладает обширными полномочиями;
  • глава правительства назначается, как правило, президентом;
  • правительство ответственно перед парламентом.

Таким образом, характерным элементом смешанной республики является конкуренция между президентом и парламентом по поводу формирования правительства.

Читайте также: