Молот ведьм как источник права

Обновлено: 15.05.2024

Однако к середине 15 века секты на просторах Европы перевелись. А труженики чудовищного конвейера по уничтожению вольнодумцев остался без работы. Допустить бездеятельность Инквизиции было бы опрометчиво. Поэтому инквизиторы переквалифицировались из борцов с еретиками в уничтожителей ведьм и колдунов.

"Молот ведьм" можно поставить в один ряд с "Майн Кампф" и прочими произведениями, наставляющими людей, как именно следует уничтожать себе подобных. Это - самый известный и монументальный труд по средневековой демонологии, в основу которого легла цитата : "Не оставляй ворожеи в живых".

Главный идейный лидер и культовая фигура в среде охотников на ведьм, Генрих Крамер родился в небогатой семье на востоке Германии. В 1445 году он вступил в орден доминиканцев.С этого момента он полностью проникся идеей инквизиции, получил докторскую степень по теологии и принялся собирать материалы для своей новой книги.

Научные изыскании он подкреплял экспериментами, которые включали в себя охоту на колдунов с последующими пытками и сожжением их на костре. Так что к написанию трактата он подошел, имея за плечами богатый опыт в распознавании и обличении "приспешников Дьявола" и поднаторел в заплечных дел мастерстве. Соавтор и коллега Крамера, Якоб Шпренгер тоже был ученым мужем и занимал пост декана Кёльнского университета.Однако, по данным историков, его вклад в труд ограничивается введением и несколькими главами.

Крамера не очень жаловали. Он был настоящим фанатиком, многих здравомыслящих людей того времени это пугало. Первым полем его деятельности был Тироль, где он запытал до смерти несколько десятков человек. Однако местный епископ не одобрил подобного рвения и изгнал Крамера из города. За избавление от назойливого садиста народ благодарил священнослужителя, однако инквизитор в накладе не остался. За праведный труд ему была пожалована награда от эрцгерцога Сигизмунда.

"Библия ада" (как ее называли впоследствии теологи) состояла из трех частей. В первой была сформулирована гипотеза о том, что ведьмы существуют для того, чтобы быть пособниками Дьявола. Ведь известно, что свою силу Князь Тьмы черпает из сексуальности женщин, которые все поголовно являются сладострастными. Во второй части автор делится своими познаниями в области прикладной магии, проводя краткий инструктаж по распознаванию ведьмовских уловок. Третья глава заставит содрогнуться многих серийных убийц и маньяков. В ней подробно рассказывается о том, как вести процесс по делу ведьм. Допрос, пытки, суд, приговор.

Эти зелья действовали. Правда, не так, как хотелось бы простым селянкам. Если посмотреть на составы алхимических продуктов колдунов, то помимо разнообразной бесполезной гадости типа толченных мозгов и сушенных пауков мы можем обнаружить там экстракты мака, масло конопли и настой цикуты. Проще говоря, находящиеся под кайфом женщины могли навоображать себе все, что угодно.

Самым интересным процессом можно считать суд над "ланкаширскими ведьмами" в Британии. Главными свидетелями на нем выступали дети одной из колдуний – двадцатилетний юноша и девятилетняя девочка. Они дали показания не только против родной матери, но и против девятнадцати обвиняемых.

Девочка Дженет Дивайс стала главной героиней дела, отправив на эшафот всю свою семью и множество невинных людей. Судьба сыграла с ней злую шутку. Через десять лет после этого процесса её саму осудили за ведовство, когда её оклеветал девятилетний мальчик. Тем не менее, она избежала участи матери, поскольку сам король Карл I вел это сомнительное дело. После того, как печатей Дьявола на телах женщин обнаружено не было, взялись за малолетнего доносчика, который признался в том, что солгал правосудию.

На другом континенте, в зарождающемся оплоте мировой демократии - Соединённых Штатах, в конце 17 века произошел не менее громкий процесс. В городке Салем не заладилось с урожаем, миновала суровая зима и мелкие неудачи преследовали жителей. Те свалили все свои беды на происки Дьявола и объявили сезон охоты на его слуг. И снова дети выступили главными свидетелями, отправив на виселицу 19 человек в возрасте от 18 до 80 лет.

Последними жертвами тяжелого наследия Средневековья стали двое священников. Бертран Гийод был обвинен в использовании колдовства в целях личного обогащения. А Луи Дебарр якобы служил "черные мессы" и приносил в жертвы не крещенных младенцев. Обоих незадачливых сынов церкви сожгли на костре. Они стали последними подсудимыми, приговоренными к сожжению на костре.

Так заканчивается самая страшная глава в истории Европы. По данным авторитетного историка Рональда Хаттона, в период с 1300 по 1800 годы от рук церковных церберов погибло порядка 40 тысяч человек. А ведь это были чьи-то жены, сестры, матери.

P.S.: Сначала мне чисто случайно на глаза попала приведенная выше статья. Честно говоря - жуть какая-то и ощущение нереальности и непонятности.

Пришлось прочитать само это сочинение - "Молот ведьм" (можно "кликнуть")

А потом случилось прочитать вот эту коротенЬкую статью, которая, по правде сказать даже не вызвала никаких сильных эмоций и была воспринята уже с позиций осознания того, КОГО же мы НА САМОМ ДЕЛЕ "толерантно" как бы воспринимаем в качестве "наших западных партнеров" с их "европейскими" и "общечеловеческими ценностями".

Впрочем, судите сами.

Об этом не пишут в учебниках по истории

В Древнем Риме пили кровь убитых гладиаторов. Считалось, что таким образом в человека входит жизненная сила. В XV веке итальянский философ и астролог Марсилио Фичино советовал пить кровь молодых людей из этих же соображений. В XVI веке этой же точки зрения придерживался и великий Парацельс. Кровь пили и при заболеваниях крови. Особенно высоко ценилась кровь девственниц. Этот способ лечения был доступен только для богатых. Бедные люди приходили на казни, чтобы купить у палача хоть немного еще теплой крови. Сохранился рецепт 1679 года одного францисканского аптекаря – как сделать мармелад из свежей крови.

Рецепт из книги Basilica chymica 1608 года:

Возьмите неповреждённый чистый труп рыжеволосого мужчины 24 лет, казнённого не ранее одного дня тому назад, предпочтительно через повешение, колесование или посажение на кол. Подержите его один день и одну ночь под солнцем и луной, затем разрежьте на крупные куски и посыпьте порошком мирры и алоэ, чтобы он не был слишком горьким…

Английский король Карл II регулярно пил настойку из человеческих черепов. Особенно целебными считались черепа из Ирландии, и королю привозили их оттуда.

В местах публичной казни всегда толпились эпилептики. Считалось, что кровь, брызнувшая при обезглавливании, вылечивает их от этой болезни.

Папа Иннокентий VIII регулярно пил кровь, сцеживаемую от трёх мальчиков.

book (250x307, 17Kb)

В дальнейшем весь мой текст будет написан курсивом, а цитаты — обычным шрифтом. Мой текст заключает в себе иногда краткое содержание прочитанного, иногда — просто мои короткие мысли по поводу.

Яков Шпренгер и Генрих Крамер."Молот Ведьм"("Malleus Maleficarum")

"Молот ведьм" или "Hexenhammer" (1-е . 1486г.)

Он был общеобязательным кодексом, объединявшим древние легенды о черной магии с церковной догмой о ереси. Его авторы стремились воплотить в действие библейское указание: "Не оставляй ворожеи в живых" (Исход, 22,18) Известно, по крайней мере, 16 немецких, 11 французских, 2 итальянских и несколько английских изданий (преимущественно поздних - 1584, 1595, 1604. 1615, 1620, 1669 гг.).

Трактат написан двумя германскими монахами, доминиканскими инквизиторами Генрихом Крамером (латинизированный вариант имени — Генрикус Инститорис) и Якобом Шпренгером, впервые опубликован в городе Шпайере в 1486 г.

Крамер начинал свою деятельность в Тироле, где возбудил к себе сильную враждебность со стороны местного населения. Чтобы обосновать охоту за ведьмами, он уговорил одну распутницу спрятаться в печи, притворившись, что там поселился дьявол. Ее голос обвинил многих людей, которых Крамер жестоко пытал. В конце концов епископу Бриксенскому удалось изгнать Крамера.

Однако это не помешало ему в дальнейшем написать сей труд, послуживший основанием для дальнейших страшных тотальных событий.

Совместный труд двух друзей-инквизиторов одобрен официальным письмом богословского факультета Кельнского университета от 1487г.

Однако документ, утверждающий официальное одобрение был не вполне удовлетворительный, его подписали лишь четыре профессора из всего университета, при том их одобрение касалось только некоторых пунктов.

Выдержки из первой части трактата:

По своей логической бессмысленности и невежественности это просто фантастика.

« Далее. Нам известно, что бесы действуют лишь через посредство искусственных мероприятий, а ими нельзя изменить действительного облика", "Вот почему и бесы, которые работают искусственными средствами, не создают действительных свойств здоровья или болезни. Если же изменение здоровья имеет место, то это зависит от каких-либо других, скрытых причин, находящихся вне воздействия бесов и ведьм" И тут же:

« Еще более искажается смысл канона теми, которые делают выводы, будто только в воображении они могут обворожить и наслать порчу или болезнь"

« На земле не существует колдовских действий. Доказательство: "если бы таковые существовали, то это было бы делом рук дьявола" и тут же продолжение предложения: "Утверждать же, что бесы могут производить телесные превращения или им препятствовать, не является правоверным, так как в таком случае они могли бы разрушить весь мир"

"Далее. Всякое изменение тела, будь то болезнь или здоровье, сводится к перемещению веществ в пространстве. Это явствует из физики. Сюда относится прежде всего движение светил небесных" – и эти люди жгли Коперника за инакомыслие.

« Как неправильно думать, что предположенная власть дьявола воздействует на творения бога, так и невозможно верить, что творения и дела бога могут быть изменены руками дьявола, как в отношении людей, так и животных" – это в трактате где авторы доказывают, что неверие в колдовство — ересь и где чётко регламентируют как изобличать и карать колдунов и ведьм.

Дальше идут ссылки на авторитетные источники, которые сами по себе являются доказательством существования колдовства, и к тому же дающие точные указания на то, как поступать в таких случаях:

Далее идёт в таком же примерно роде рассуждение о том, является ли колдовство Божиим попущением или нет, какая его часть, и т.п . А затем — какой грех более тяжкий, а какой менее, и что грехи следует взвешивать.

В первой части так же доказывается, что сыновья должны наказываться за грехи отцов, тому приводится и доказательство:

Далее идут наставления о том, как надо проповедовать о существовании колдовства и что отвечать тем, кто возражает.

И уже прямо в первой части значится:

Далее ставится вопрос: Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами? И идёт рассуждение о том, могут ли демоны переносить семя по своему усмотрению или нет, при этом авторы склоняются точно то к одному, то к другому.

В конечном итоге вывод таков:

Любопытно, что св. Августин в своем "О граде божием" (3, 2) говорит: "Оставим без ответа вопрос о том, могла ли Венера от соединения с Анхизом родить Энея. Ведь подобный вопрос ставится и в Священном Писании, именно о том, породили ли падшие ангелы и дочери человеческие гигантов, т. е. чрезвычайно больших и сильных людей, которыми была полна земля". А в кн. 5, гл. 23, и так же: «говоря о следующем месте Бытия: "Сыновья божьи, т. е. Сифа, увидели дочерей человеческих, т. е. Каина", и утверждает, что здесь речь идет не только об инкубах. Об этом сообщает уже ранее упомянутая глосса следующее: "Не является недостоверным, что не о людях говорится в Писании, а об ангелах или неких демонах, восхотевших женщин и породивших гигантов" — то есть извесное место в Библии, где говорится о связи между сыновьями божиими и дочерями человеческими они трактуют именно буквально, что от неких сущностей и человеческих женщин имелось потомство.

О различных демонах:

Слово дьявол (diabolus) происходит от "dia" (т. е. duo, два) и "bolus" (т. е. morsellus, укус, смерть), В переводе с греческого слово это обозначает "замкнутый в темницу". Он носит также имя Belial, что значит "безъяремный", "без хозяина", Также и Beelsebub (Вельзевул) называется он, что в переводе значит - "муж мух". Ему дается также имя Satanas (сатана) и Behemoth, т. е. зверь, демон блуда и князь инкубата и суккубата называется Asmodeus (Асмодей), а в переводе - "носитель суда", Демон заносчивости называется Lewiathan (Левиафан), т. е. "добавление", Демон скупости и богатства носит название Mammon (Маммон)

«Иоанн Златоуст в поучении на евангелие Матфея (гл. 10) увещевает: "Жениться не подобает. Разве женщина что-либо иное, как враг дружбы, неизбежное наказание, необходимое зло, естественное искушение, вожделенное несчастье, домашняя опасность, приятная поруха, изъян природы, подмалеванный красивой краской? Если отпустить ее является грехом и приходится оставить ее при себе, то по необходимости надо ожидать муку. Ведь отпуская ее, мы начинаем прелюбодеять, а оставляя ее, имеем ежедневные столкновения с нею"

« мы должны сказать, после точной проверки материала, что женщины имеют недостатки как в душе, так и в теле, и что нет ничего удивительного в том, что они совершают больше позорных деяний"

"Уже при сотворении первой женщины эти ее недостатки были указаны тем, что она была взята из кривого ребра, а именно - из грудного ребра, которое как бы отклоняется от мужчины. Из этого недостатка вытекает и то, что женщина всегда обманывает, так как она лишь несовершенное животное"

"Таким образом слов о "Femina" значит имеющая меньше веры. Ведь у ней всегда меньше веры. Это зависит от ее естественной склонности к легковерию"

"мы можем с полным правом утверждать вместе с Катоном: "Если бы мир мог существовать без женщин, мы общались бы с богами""

"Валерий писал Руфину: "Ты не знаешь, что женщина - это химера, но ты должен знать, что это чудовище украшено превосходным ликом льва, обезображено телом вонючей козы и вооружено ядовитым хвостом гадюки. Это значит: ее вид красив, прикосновение противно, сношение с ней приносит смерть"."

"Ее другое свойство - это голос. По природе женщина лжива. Она лжива и в разговоре. "

"Такова женщина, на которую горько жалуется церковь и о которой Экклезиаст (гл. 7) говорит следующее: "Я нашел, что женщина горче смерти, она - петля охотника. Ее сердце - тенета, а ее руки - оковы. Кто угождает богу, тот ее избегает. Грешник же будет ею уловлен". Она горче смерти, т.е. дьявола. Она горче смерти, т.к. смерть естественна и уничтожает только тело. Грех же, начатый женщиной, умерщвляет душу через лишение благодати божьей, а также и тело в наказание за грех. Она горче смерти, т. к. смерть тела - явный, ужасный враг. Женщина же - скрытый, льстивый враг"

"По словам Авиценны ("О душе"), человек имеет пять внутренних чувств: общее чувство, фантазию, воображение, суждение и память. Святой Фома насчитывает только 4 таких чувства, ибо он считает воображение и фантазию за одно. Говорят, что фантазия - хранилище образов. Может показаться, что это память. Но надо указать на то, что фантазия - хранилище воспринятых форм. Память же - хранилище суждений, не воспринимаемых внешними чувствами"

"любовные исступления не могут быть делом рук только, ведь без вмешательства дьявола в следующих случаях: 1) Когда жена искушаемого красива и уважаема, а его возлюбленная обладает противоположными качествами. 2) Когда несчастного нельзя отвратить от его греховной любви ни побоями, ни словами увещевания. 3) Когда, не обращая внимания на трудности пути и на позднее время и не имея силы себя сдержать, влюбленный бежит к предмету своей гибельной страсти"

Далее идёт описания того, как демон может препятствовать соитию, при том скаладывается впечатление, что авторы вдруг забыли о том, что само соитие — есть грех, и что демон должен был бы напротив, всячески содейтсвовать.

Интересный момент: « А так как теперь мы заняты обработкой материала морального порядка, то нет необходимости слишком подробно останавливаться на различных доказательствах и объяснениях".

"нужно различать в свою очередь двоякое: порождение совершенных существ, как, например, человека, осла и т. п., или порождение несовершенных существ, как, например, змеи, лягушки, мыши и т. п. Эти существа называются несовершенными, потому что они могут происходить из гнили"

Впечатление такое, что авторы используют в качестве доказательств всяческие полулегендарные события, беспорядочные толкования имеющих вес в Церковном мире людей и даже вовсе байки и анекдоты. Они перетолковывают изречения Катона, тексты Гомера на свой лад, на уровне почти что дикарей.

« сообщается также Григорием Великим в его первом "Диалоге", где он говорит об одной монахине, поевшей салату, предварительно не перекрестившись, и ставшей поэтому одержимой, но излеченной святым отцом Эквицием"

"Ведь тело имеет двоякие границы: границы количественные и границы по сущности. Когда добрый или злой ангел действует в пределах человеческого тела, то он действует в пределах количественных границ тела и оказывает влияние на количественные силы"

О превращениях:

Далее разнообразные чуднЫе умозаключения, например:

Следующая глава — о повивальных бабках, а по сути о том, как успешно мужья избавлялись от своих только что родивших и неугодных жён, а заодно и дочерей от них, если такие были, обвиняя их в колдовстве.

Далее о животных:

А так же рассказ о том, как под пыткой женщина созналась в колдовстве и указала на другую такую же ведьму, и таких случаев конечно очень много.

В главе 16 признаётся, что колдавать могут и мужчины. Это главным образом стрелки-клдуны и те кто заговаривает оружие и добивается неуязвимости. Примеры колдовства приводятся.

В других же отрывках позднее мы видим, что тоже самое делают ведьмы и это наоборот плохо:

Первые главы крутятся всё вокруг инкуббов и суккубов и околдования полового соития, так что видно, что авторы этим сильно озабочены. Всё те же примеры и случаи, что и в первой части.

В 4 главе описывается случай, рассказанный рыцарями ордена иоаннитов из Иерусалима:

После описания различных женских мщений с помощью колдовства идёт речь о самых сильных ведьмах, которые пожирали детей. Много всяких примеров, между ними всё то, что поведала на допросе одна девица, и поведала она очень многое.

О дознаниях:

Просто пара цитат:

Судопроизводство

Далее, если после расследования свидетели не могут считаться смертельными врагами обвиняемой, процесс продолжается.

Те осуждённые, которые под пыткой сознаются быстрее считаются инквизиторами менее подвержены воздействию демонов, те что держатся до конца и не сознаются — более.

Не сразу, но после некоторого ещё давления, приговор исполняется.

Итак, окончательный приговор, который может быть назначен только после полного признания обвиняемой.

Далее идут бесконечные вариации различных способов произнесения приговора в зависимости от ситуации, их 18 или более, повествование сбивчиво и после 18го идёт снова 14й, так что. И 13 способов продолжить процесс снова.

Так же приводятся варианты уклонения от жалоб и апелляций подследственных, указания на то, как добиваться в таких делах для себя победы, и в заключении сего трактата:


История | Молот ведьм


Тема охоты на ведьм вызывает множество вопросов: существовал ли в действительности организованный культ служителей дьявола? Что именно вменялось в вину предполагаемым ведьмам? Какие психологические механизмы лежат в основе веры в колдовство? Как начались и почему неожиданно прекратились суды над ведьмами?

Как все начиналось

Существует несколько версий относительно возникновения массовых ведовских процессов, ни одну из которых, впрочем, нельзя считать исчерпывающей. По одной версии, охота на ведьм стала лишь продолжением практики искоренения ересей. Сторонники этой точки зрения утверждают, что инквизиция воспринимала ведьм как членов организованной сатанинской секты, и относят начало охоты на них к XII веку, когда появляются сведения о секте катаров. XI—XII столетия, как известно, стали временем расцвета еретических движений богомилов, альбигойцев и вальденсов, и католическая церковь отреагировала на это созданием в 1215 году специального органа — папской инквизиции — для розыска и наказания еретиков. Однако инквизиция отнюдь не ставила своей целью уничтожение ведьм. Она преследовала подозреваемых в колдовстве лишь в случае их причастности к еретическому движению. При этом весьма высок был процент оправдательных приговоров.

По самой курьезной из версий, охота на ведьм была следствием массового психоза, вызванного стрессами, эпидемиями, войнами, голодом, а также более конкретными причинами, в числе которых наиболее часто упоминается отравление спорыньей (плесенью, появляющейся на ржи в дождливые годы) или атропинами (белладонной и другими растительными и животными ядами). Однако принять эту версию мешает длительность эпохи преследования ведьм и очевидная бюрократичность, даже рутинность процессов. Кроме того, тогда придется признать, что расстройством сознания страдали не измученные голодом и стрессами крестьяне, а ученые демонологи и судьи: историки доказали, что рассказы о полетах на шабаш и других невероятных вещах, якобы вызванные галлюцинациями, были не фантазией обвиняемых, а всего лишь ответами на прямые вопросы следователей, добивавшихся с помощью пыток подтверждения своих собственных представлений о том, что и как должны делать ведьмы.

В глазах же европейских крестьян образ ведьмы был несколько иным — это не обязательно была женщина, главным был не пол, а внешность и поведение человека. Люди с физическими недостатками, одинокие, нелюдимые, злые и сварливые, пренебрегающие нравственными нормами или внезапно разбогатевшие, — вот кто рисковал приобрести репутацию ведьмы или колдуна. С ними уживались и даже старались обходиться как можно более вежливо, чтобы не навлечь на себя их гнев. Но как только что-нибудь случалось — ведьме угрожали, заставляли забрать назад порчу, даже били и царапали до крови (считалось, что это может снять заклятие). Не связь с дьяволом, не ночные полеты, а именно вредоносные действия ведьмы, колдовская порча — так называемая maleficia — пугали крестьян.

Вопреки распространенному стереотипу образ ведьмы как тайного врага, опасного для всего общества, более характерен не для католических, а для протестантских общин с их борьбой за идеологическую чистоту и категорическим отвержением всего, хоть отдаленно напоминающего магию. Католическая церковь более спокойно относилась к деревенским знахарям, она мирилась с существованием дьявола и его слуг, адаптируя таким образом дохристианские представления. В самом католичестве было много магии, клир и монастыри предлагали прихожанам и паломникам разные средства для чудесных исцелений и защиты от ведьм. Реформация отменила и эти средства, и мир в отношении всех инакомыслящих, будь то паписты или ведьмы. Инквизиция приговаривала ведьм к сожжению не за магию, а за ересь — договор с дьяволом и службу ему, протестанты же были гораздо более радикальны.

Важно и то, что в России уголовное законодательство в отношении колдовства в допетровскую эпоху не было развито, а Петр I своим указом 1715 года против кликуш, обычных обвинителей колдунов, раз и навсегда перекрыл канал доносов. Православные священники были осторожны в своих проповедях на тему колдовства и порчи, в которые, безусловно, верили русские крестьяне и горожане, и стремились препятствовать народным самосудам над колдунами. К тому же православие не испытало того глубокого кризиса, который вылился на Западе в Реформацию и привел к затяжной эпохе религиозных войн.

Франция была одной из первых стран, где охота на ведьм началась уже в первой половине XIV века, при папе Иоанне XXII. В 1390 году состоялся первый светский процесс по обвинению в колдовстве. С начала XVI века суды становятся массовыми, а на период 1580—1620 годов приходится настоящая эпидемия колдовской истерии. В середине XVII века парламент Парижа начинает отклонять дела о колдовстве, но последний ведовской костер во французской столице горел и совсем незадолго до гильотин буржуазной революции конца XVIII века.

Испанская инквизиция активно боролась с еретиками, но от охоты на ведьм Испания пострадала меньше других стран Европы. Наказания суда инквизиции были даже легче, чем у светских судов! Первая казнь ведьмы в этой стране датируется 1498 годом, а последние наказания за колдовство (две сотни ударов розгой и 6-летнее изгнание) — 1820 годом. В Англии закон против колдовства был принят в 1542 году, причем пытки были запрещены, а ведьм казнили через повешение. После 1682 года ведьм уже не казнили, 1712-м датируется последнее официальное обвинение в колдовстве, а в 1736 году, впервые в Европе, соответствующая статья закона была отменена. Жертвами охоты на ведьм стали около тысячи жителей Англии. В Германии, эпицентре ведовской паники, эта охота унесла жизни десятков тысяч человек.

Законы против колдовства, входившие в Каролинский кодекс 1532 года, предусматривали пытки и смертную казнь, а самым распространенным способом казни было сожжение заживо. Массовые процессы начались здесь во второй половине XVI века, под влиянием Реформации и Тридцатилетней войны, а последний приговор за колдовство был вынесен в 1775 году. Шотландия занимала второе место после Германии по жестокости процессов над ведьмами. Начавшись довольно поздно, в конце XVI века, особенно интенсивной охота на них стала со времени правления короля Якова VI Стюарта (в 1603 году он стал королем Англии под именем Якова I). Наибольшие волны преследований пришлись на 1640—1644-е и 1660—1663-е годы. Последняя ведьма в Европе была казнена в 1782 году в Швейцарии.

Свободный город Кёльн помнит ведовскую панику 1627— 1639 годов, когда было уничтожено около тысячи человек. В Теттванге (Вюртемберг) в 1608 году почтенный отец семейства умер в тюрьме от пыток, его жену истязали 11 раз, пока она не призналась. А их 12-летнюю дочь в течение целого дня пытали с такой жестокостью, что сам палач только через десять недель решил, что она достаточно поправилась, чтобы выдержать дальнейшие истязания.

Преследование ведьм в Германии достигло высшей точки во время Тридцатилетней войны 1618—1648 годов, когда воюющие стороны обвиняли друг друга в колдовской ереси. Но и в мирные времена политическая борьба и придворные интриги часто принимали форму взаимных обвинений в колдовстве. В Англии за это преступление были осуждены многие высокопоставленные лица, подозревавшиеся в политическом инакомыслии и тайном заговоре против короля. В 1478 году герцогиня Бедфордская была обвинена в чародействе. Ричард III в 1483 году обвинил бывшую королеву Елизавету Вудвилл в том, что она иссушила его руку. Супруга Генриха VIII Анна Болейн была казнена в 1536 году по обвинению в колдовстве.

Была еще одна причина того, что процессы стали массовыми — передача дел о колдовстве из церковных судов в светские ставила охоту в прямую зависимость от настроений и амбиций местных правителей. И если некоторые из них не допускали разгула процессов, то другие всячески их поощряли и даже сами выступали в числе рьяных охотников за ведьмами. Эпицентр массовых ведовских процессов был либо в отдаленных провинциях крупных государств, либо там, где центральная власть была слабой. В централизованных государствах с развитой административной структурой, например во Франции, охота на ведьм велась менее интенсивно, чем в государствах слабых и раздробленных. Иногда центральная власть сама начинала процессы, как в Испании, но они никогда не смогли бы достичь такого размаха без поддержки местной элиты.

Однако политические факторы сами по себе вряд ли сыграли бы решающую роль, если бы не сопутствующие обстоятельства. Судебные процессы против ведьм распространялись волнами, тесно связанными с кризисными явлениями — неурожаями, войнами, эпидемиями чумы и сифилиса, которые порождали отчаяние и панику и усиливали склонность людей искать тайную причину несчастий. По мнению историков, в конце XVI века число процессов резко выросло из-за демографического и экономического кризисов. Увеличение численности населения и долговременное ухудшение климата в течение этого столетия наряду с притоком серебра из американских колоний привели к революции цен, голоду и росту социальной напряженности.

Откуда берется вера в колдовство?

Когда нет государственных институтов, подобные представления и практики оказываются средством общественного управления, выполняют важные функции — социального контроля, утверждения моральных ценностей, сплочения группы, наказания нарушителей. Думать и действовать в терминах колдовства — способ борьбы с невзгодами: обвинения кристаллизуют и тем самым ослабляют множество тревог и сомнений, а изгнание персонифицированного зла разрешает конфликт, утверждает границы и внутреннюю сплоченность общины. Антропологи полагают, что с этой точки зрения колдовские представления — вполне рациональная стратегия решения проблем. С ее помощью можно объяснить несчастье иначе, чем случайностью или собственной ошибкой. Угроза обвинений в колдовстве держит потенциальных возмутителей спокойствия под контролем, заставляет беречь репутацию, не говорить лишнего, не нарушать социальные нормы, не позволяет становиться слишком богатыми за счет соседей. Страх колдовства даже играет полезную роль — заставляет быть осторожнее и внимательнее со стариками, нищими, соседями.

Однако антропологическая теория колдовства не очень хорошо подходит для объяснения официальных ведовских процессов в христианской Европе — здесь они были не социальным институтом, выполнявшим важные функции, а, скорее, показателем расстройства социальной системы.

Для того чтобы ученые рассуждения о колдовстве и ведьмах вылились в массовые преследования в Европе, понадобилось около 100 лет. Не одно поколение дворян выросло в окружении книг и гравюр, слухов и мнений о врагах рода человеческого, вездесущих, как мухи. И к середине XVI века появилось достаточное число рьяных охотников из светской молодежи, убежденных в серьезной опасности ведьм для общества.

Это представление постепенно проникло и в замкнутый прежде мир сельской общины. Когда церковные и светские власти заинтересовались ведьмами, они своим авторитетом только упрочили веру простолюдинов в колдовство и к тому же предоставили им возможность избавляться от опасных или надоевших соседей, не марая собственных рук. Конфликты начали приобретать иную форму — не контрмагия и самосуды, а доносы властям. Историки ныне испытывают шок, разбирая эти нацарапанные корявым почерком анонимные записки. В 1692 году в Салеме 4-летнюю Доркас Гуд, дочь одной из осужденных за колдовство, на девять месяцев посадили в Бостонскую тюрьму. Решились бы жители Салема, добропорядочные пуритане, сами, не опираясь на авторитет судей, причинить зло ребенку?

Салем, небольшой городок штата Массачусетс в Новой Англии (ныне США), ведовская паника охватила в 1692—1693 годах в момент кризиса политической и судебной власти. Группа девочек-подростков, собиравшаяся по вечерам слушать сказки рабыни Титубы и гадать о женихах, вдруг стала странно себя вести (они легко возбуждались и впадали в истерику), что было интерпретировано пастором и врачом как одержимость бесами (в ту эпоху это было привычное объяснение нервных болезней).

Девочки воспользовались мнением взрослых и начали разыгрывать из себя одержимых, корчились и бились в припадках во время проповедей, выкрикивая имена людей, якобы заколдовавших их. Первыми жертвами стали сама Титуба и некоторые одинокие и бедные женщины Салема. Затем очередь дошла и до других. К бездумной шалости подростков присоединились голоса некоторых взрослых, начавших обвинять своих недругов в колдовской порче. Всего во время этой истерии было арестовано 185 человек. Тридцать один человек был приговорен к смертной казни, девятнадцать (в том числе пятеро мужчин) повешены.

Из оставшихся двенадцати двое умерли в тюрьме: одна была замучена до смерти, другая (Титуба) пожизненно содержалась в тюрьме без приговора. Двоим осужденным исполнение наказания было отложено из-за беременности, и они прожили еще довольно долго. Одна женщина после вынесения приговора убежала из тюрьмы, а пятеро покаялись и обеспечили себе снисхождение. 14 лет спустя одна из обвинительниц, Анна Патнем, взяла свои показания обратно, заявив, что она и другие девочки повинны в гибели людей. В 1711 году Верховный суд штата принял постановление о реабилитации осужденных.

Охотники на ведьм

Почему прекратились процессы?

На этот вопрос однозначно ответить также невозможно. Здесь, как и в случае возникновения охоты на ведьм, действовал целый комплекс причин. Обычно ссылаются на идеологию Просвещения, подъем науки и торжество разума, но при этом забывают, что не только мракобесы обвиняли ученых в связях с демонами, но и сами ученые нередко увлекались магией. За колдовство сжигали и безымянных рыночных торговок, и университетских профессоров.

Самосуды после охоты

После окончания организованных и юридически оформленных ведовских процессов свободно вздохнуть смогли лишь тогдашние правозащитники. Но в деревенских и городских общинах охота на ведьм продолжалась. У добропорядочных граждан по-прежнему прокисало пивное сусло, болели дети и дохли куры. Лишившись возможности обращаться с доносами на вредных соседей, граждане стали решать проблему старыми средствами — путем самосудов и линчеваний.

Как правило, подобный террор начинается в периоды идеологических сломов и экономических потрясений.

С одной стороны — ведьмы, евреи, масоны, демократы, олигархи, с другой — сельский джентльмен Мэтью Хопкинс, сенатор Джозеф Маккарти, Аполлинария Михайловна. По выражению английского историка Робина Бриггса, ведьма — это всегда кто-то другой, но вера в колдовство — в нас самих.

book (250x307, 17Kb)

В дальнейшем весь мой текст будет написан курсивом, а цитаты — обычным шрифтом. Мой текст заключает в себе иногда краткое содержание прочитанного, иногда — просто мои короткие мысли по поводу.

Яков Шпренгер и Генрих Крамер."Молот Ведьм"("Malleus Maleficarum")

"Молот ведьм" или "Hexenhammer" (1-е . 1486г.)

Он был общеобязательным кодексом, объединявшим древние легенды о черной магии с церковной догмой о ереси. Его авторы стремились воплотить в действие библейское указание: "Не оставляй ворожеи в живых" (Исход, 22,18) Известно, по крайней мере, 16 немецких, 11 французских, 2 итальянских и несколько английских изданий (преимущественно поздних - 1584, 1595, 1604. 1615, 1620, 1669 гг.).

Трактат написан двумя германскими монахами, доминиканскими инквизиторами Генрихом Крамером (латинизированный вариант имени — Генрикус Инститорис) и Якобом Шпренгером, впервые опубликован в городе Шпайере в 1486 г.

Крамер начинал свою деятельность в Тироле, где возбудил к себе сильную враждебность со стороны местного населения. Чтобы обосновать охоту за ведьмами, он уговорил одну распутницу спрятаться в печи, притворившись, что там поселился дьявол. Ее голос обвинил многих людей, которых Крамер жестоко пытал. В конце концов епископу Бриксенскому удалось изгнать Крамера.

Однако это не помешало ему в дальнейшем написать сей труд, послуживший основанием для дальнейших страшных тотальных событий.

Совместный труд двух друзей-инквизиторов одобрен официальным письмом богословского факультета Кельнского университета от 1487г.

Однако документ, утверждающий официальное одобрение был не вполне удовлетворительный, его подписали лишь четыре профессора из всего университета, при том их одобрение касалось только некоторых пунктов.

Выдержки из первой части трактата:

По своей логической бессмысленности и невежественности это просто фантастика.

« Далее. Нам известно, что бесы действуют лишь через посредство искусственных мероприятий, а ими нельзя изменить действительного облика", "Вот почему и бесы, которые работают искусственными средствами, не создают действительных свойств здоровья или болезни. Если же изменение здоровья имеет место, то это зависит от каких-либо других, скрытых причин, находящихся вне воздействия бесов и ведьм" И тут же:

« Еще более искажается смысл канона теми, которые делают выводы, будто только в воображении они могут обворожить и наслать порчу или болезнь"

« На земле не существует колдовских действий. Доказательство: "если бы таковые существовали, то это было бы делом рук дьявола" и тут же продолжение предложения: "Утверждать же, что бесы могут производить телесные превращения или им препятствовать, не является правоверным, так как в таком случае они могли бы разрушить весь мир"

"Далее. Всякое изменение тела, будь то болезнь или здоровье, сводится к перемещению веществ в пространстве. Это явствует из физики. Сюда относится прежде всего движение светил небесных" – и эти люди жгли Коперника за инакомыслие.

« Как неправильно думать, что предположенная власть дьявола воздействует на творения бога, так и невозможно верить, что творения и дела бога могут быть изменены руками дьявола, как в отношении людей, так и животных" – это в трактате где авторы доказывают, что неверие в колдовство — ересь и где чётко регламентируют как изобличать и карать колдунов и ведьм.

Дальше идут ссылки на авторитетные источники, которые сами по себе являются доказательством существования колдовства, и к тому же дающие точные указания на то, как поступать в таких случаях:

Далее идёт в таком же примерно роде рассуждение о том, является ли колдовство Божиим попущением или нет, какая его часть, и т.п . А затем — какой грех более тяжкий, а какой менее, и что грехи следует взвешивать.

В первой части так же доказывается, что сыновья должны наказываться за грехи отцов, тому приводится и доказательство:

Далее идут наставления о том, как надо проповедовать о существовании колдовства и что отвечать тем, кто возражает.

И уже прямо в первой части значится:

Далее ставится вопрос: Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами? И идёт рассуждение о том, могут ли демоны переносить семя по своему усмотрению или нет, при этом авторы склоняются точно то к одному, то к другому.

В конечном итоге вывод таков:

Любопытно, что св. Августин в своем "О граде божием" (3, 2) говорит: "Оставим без ответа вопрос о том, могла ли Венера от соединения с Анхизом родить Энея. Ведь подобный вопрос ставится и в Священном Писании, именно о том, породили ли падшие ангелы и дочери человеческие гигантов, т. е. чрезвычайно больших и сильных людей, которыми была полна земля". А в кн. 5, гл. 23, и так же: «говоря о следующем месте Бытия: "Сыновья божьи, т. е. Сифа, увидели дочерей человеческих, т. е. Каина", и утверждает, что здесь речь идет не только об инкубах. Об этом сообщает уже ранее упомянутая глосса следующее: "Не является недостоверным, что не о людях говорится в Писании, а об ангелах или неких демонах, восхотевших женщин и породивших гигантов" — то есть извесное место в Библии, где говорится о связи между сыновьями божиими и дочерями человеческими они трактуют именно буквально, что от неких сущностей и человеческих женщин имелось потомство.

О различных демонах:

Слово дьявол (diabolus) происходит от "dia" (т. е. duo, два) и "bolus" (т. е. morsellus, укус, смерть), В переводе с греческого слово это обозначает "замкнутый в темницу". Он носит также имя Belial, что значит "безъяремный", "без хозяина", Также и Beelsebub (Вельзевул) называется он, что в переводе значит - "муж мух". Ему дается также имя Satanas (сатана) и Behemoth, т. е. зверь, демон блуда и князь инкубата и суккубата называется Asmodeus (Асмодей), а в переводе - "носитель суда", Демон заносчивости называется Lewiathan (Левиафан), т. е. "добавление", Демон скупости и богатства носит название Mammon (Маммон)

«Иоанн Златоуст в поучении на евангелие Матфея (гл. 10) увещевает: "Жениться не подобает. Разве женщина что-либо иное, как враг дружбы, неизбежное наказание, необходимое зло, естественное искушение, вожделенное несчастье, домашняя опасность, приятная поруха, изъян природы, подмалеванный красивой краской? Если отпустить ее является грехом и приходится оставить ее при себе, то по необходимости надо ожидать муку. Ведь отпуская ее, мы начинаем прелюбодеять, а оставляя ее, имеем ежедневные столкновения с нею"

« мы должны сказать, после точной проверки материала, что женщины имеют недостатки как в душе, так и в теле, и что нет ничего удивительного в том, что они совершают больше позорных деяний"

"Уже при сотворении первой женщины эти ее недостатки были указаны тем, что она была взята из кривого ребра, а именно - из грудного ребра, которое как бы отклоняется от мужчины. Из этого недостатка вытекает и то, что женщина всегда обманывает, так как она лишь несовершенное животное"

"Таким образом слов о "Femina" значит имеющая меньше веры. Ведь у ней всегда меньше веры. Это зависит от ее естественной склонности к легковерию"

"мы можем с полным правом утверждать вместе с Катоном: "Если бы мир мог существовать без женщин, мы общались бы с богами""

"Валерий писал Руфину: "Ты не знаешь, что женщина - это химера, но ты должен знать, что это чудовище украшено превосходным ликом льва, обезображено телом вонючей козы и вооружено ядовитым хвостом гадюки. Это значит: ее вид красив, прикосновение противно, сношение с ней приносит смерть"."

"Ее другое свойство - это голос. По природе женщина лжива. Она лжива и в разговоре. "

"Такова женщина, на которую горько жалуется церковь и о которой Экклезиаст (гл. 7) говорит следующее: "Я нашел, что женщина горче смерти, она - петля охотника. Ее сердце - тенета, а ее руки - оковы. Кто угождает богу, тот ее избегает. Грешник же будет ею уловлен". Она горче смерти, т.е. дьявола. Она горче смерти, т.к. смерть естественна и уничтожает только тело. Грех же, начатый женщиной, умерщвляет душу через лишение благодати божьей, а также и тело в наказание за грех. Она горче смерти, т. к. смерть тела - явный, ужасный враг. Женщина же - скрытый, льстивый враг"

"По словам Авиценны ("О душе"), человек имеет пять внутренних чувств: общее чувство, фантазию, воображение, суждение и память. Святой Фома насчитывает только 4 таких чувства, ибо он считает воображение и фантазию за одно. Говорят, что фантазия - хранилище образов. Может показаться, что это память. Но надо указать на то, что фантазия - хранилище воспринятых форм. Память же - хранилище суждений, не воспринимаемых внешними чувствами"

"любовные исступления не могут быть делом рук только, ведь без вмешательства дьявола в следующих случаях: 1) Когда жена искушаемого красива и уважаема, а его возлюбленная обладает противоположными качествами. 2) Когда несчастного нельзя отвратить от его греховной любви ни побоями, ни словами увещевания. 3) Когда, не обращая внимания на трудности пути и на позднее время и не имея силы себя сдержать, влюбленный бежит к предмету своей гибельной страсти"

Далее идёт описания того, как демон может препятствовать соитию, при том скаладывается впечатление, что авторы вдруг забыли о том, что само соитие — есть грех, и что демон должен был бы напротив, всячески содейтсвовать.

Интересный момент: « А так как теперь мы заняты обработкой материала морального порядка, то нет необходимости слишком подробно останавливаться на различных доказательствах и объяснениях".

"нужно различать в свою очередь двоякое: порождение совершенных существ, как, например, человека, осла и т. п., или порождение несовершенных существ, как, например, змеи, лягушки, мыши и т. п. Эти существа называются несовершенными, потому что они могут происходить из гнили"

Впечатление такое, что авторы используют в качестве доказательств всяческие полулегендарные события, беспорядочные толкования имеющих вес в Церковном мире людей и даже вовсе байки и анекдоты. Они перетолковывают изречения Катона, тексты Гомера на свой лад, на уровне почти что дикарей.

« сообщается также Григорием Великим в его первом "Диалоге", где он говорит об одной монахине, поевшей салату, предварительно не перекрестившись, и ставшей поэтому одержимой, но излеченной святым отцом Эквицием"

"Ведь тело имеет двоякие границы: границы количественные и границы по сущности. Когда добрый или злой ангел действует в пределах человеческого тела, то он действует в пределах количественных границ тела и оказывает влияние на количественные силы"

О превращениях:

Далее разнообразные чуднЫе умозаключения, например:

Следующая глава — о повивальных бабках, а по сути о том, как успешно мужья избавлялись от своих только что родивших и неугодных жён, а заодно и дочерей от них, если такие были, обвиняя их в колдовстве.

Далее о животных:

А так же рассказ о том, как под пыткой женщина созналась в колдовстве и указала на другую такую же ведьму, и таких случаев конечно очень много.

В главе 16 признаётся, что колдавать могут и мужчины. Это главным образом стрелки-клдуны и те кто заговаривает оружие и добивается неуязвимости. Примеры колдовства приводятся.

В других же отрывках позднее мы видим, что тоже самое делают ведьмы и это наоборот плохо:

Первые главы крутятся всё вокруг инкуббов и суккубов и околдования полового соития, так что видно, что авторы этим сильно озабочены. Всё те же примеры и случаи, что и в первой части.

В 4 главе описывается случай, рассказанный рыцарями ордена иоаннитов из Иерусалима:

После описания различных женских мщений с помощью колдовства идёт речь о самых сильных ведьмах, которые пожирали детей. Много всяких примеров, между ними всё то, что поведала на допросе одна девица, и поведала она очень многое.

О дознаниях:

Просто пара цитат:

Судопроизводство

Далее, если после расследования свидетели не могут считаться смертельными врагами обвиняемой, процесс продолжается.

Те осуждённые, которые под пыткой сознаются быстрее считаются инквизиторами менее подвержены воздействию демонов, те что держатся до конца и не сознаются — более.

Не сразу, но после некоторого ещё давления, приговор исполняется.

Итак, окончательный приговор, который может быть назначен только после полного признания обвиняемой.

Далее идут бесконечные вариации различных способов произнесения приговора в зависимости от ситуации, их 18 или более, повествование сбивчиво и после 18го идёт снова 14й, так что. И 13 способов продолжить процесс снова.

Так же приводятся варианты уклонения от жалоб и апелляций подследственных, указания на то, как добиваться в таких делах для себя победы, и в заключении сего трактата:

« Они должны заботиться о том, чтобы процесс был разобран и был передан им, первоначальным судьям, для окончательного приговора. Они должны также заботиться о скорейшем возвращении на места своей обычной деятельности, чтобы уныние, неприятности, заботы и расходы не отразились вредно на их здоровье. Ведь это все вредит церкви, еретики начинают чувствовать себя сильнее, а судьи не найдут должного почитания и уважения и не будут вызывать страха при своем появлении. Когда другие еретики видят, что судьи утомлены долгой работой при римской курии, они поднимают голову, начинают презирать судей, становятся злостными и дерзновеннее сеют свою ересь. Когда же против них начинается процесс, они подают свои апелляции. И другие судьи становятся слабее при исполнении своих служебных обязанностей по искоренению еретиков, так как начинают бояться усталости, как следствия уныния и неприятностей. Все это весьма вредно

Читайте также: