Могут ли уволить беременную при реорганизации предприятия

Обновлено: 02.07.2024

Пользуемся юридическими услугами при составлении и для проверке договоров с различными организациями на поставку нашей продукции. Хорошие юристы, никогда не спешат, расскажут все нюансы и сделают все профессионально - за почти два года работы никаких проблемных ситуаций после оказания их услуг.

В феврале 2019 года обратилась в компанию Эклекс за услугой регистрации договора аренды, стоимость мне назвали сразу (20000 р), за эти деньги я получила весь пакет документов, который нужен, консультацию по всем вопросам, проверку всех документов, которые уже были, юристы организовали процесс подачи документов в органы и получения документов. Самое главное, что мне подготовили договор аренды с учетом всех пожеланий и доработок, а не типовой, скачанный из интернета. Результатом полностью довольна.

Искали компанию,где бы качественно оказали услугу регистрации, чтобы в дальнейшем избежать проблем. По рекомендации остановились на указанной. Уже на консультации было понятно, что ребята профессионалы. Все сделали оперативно, помогли собрать учредительные документы, все этапы удалось пройти максимально быстро благодаря опыту и навыкам специалистов. Профессионализм сотрудников фирмы — вне сомнений.

Все законные права и гарантии беременной женщины при сокращении в организации


Имеет ли право работодатель сократить будущую маму? Нет. Не имеет. И в законе четко прописано, что единственной причиной для увольнения будущей мамы является ликвидация компании как юридического лица. К сожалению, причиной для сокращения может стать и реорганизация предприятия либо сокращение штата (хотя по закону поводом для увольнения беременной женщины эти причины не являются).

Содержание статьи:

Каковы права будущей мамы в этом случае, и что делать, если все-таки сократили?

Права беременных при сокращении

Итак, что будущая мама должна знать о своих правах?

На заметку:

Законодательная защита будущей мамы от сокращения представлена ст.261 ТК РФ.

Что делать, если должность беременной женщины сокращают?

Если начальство угрожает увольнением, намекая на ваше положение, вы можете сделать следующее:

Если работодатель не особо чтит законодательство и не намерен оставлять вас на работе или предлагать другую, то вам следует…

  1. Подать жалобу в Государственную инспекцию труда.
  2. Подать жалобу в Прокуратуру.
  3. Подать исковое заявление в суд.

Куда обратиться за помощью беременной женщине при сокращении?

Ликвидированной компания считается в том случае, если в качестве юридического лица она существовать перестала. Ликвидация же филиалов компании относится к реорганизации.

Как быть будущей маме, если ее сократили по причине ликвидации либо реорганизации компании? Есть ли смысл включаться в борьбу? И что делать?

Процедура увольнения должна быть соблюдена соответственно законодательству:

беременность и ликвидация организации

  1. Уведомление о грядущем увольнении за 2 месяца. Только в письменном виде и только под вашу роспись. Ст.180 ТК РФ.
  2. Выплата будущей маме выходного пособия, равного среднемесячному заработку (ст.178 ТК РФ) + сохранение среднемесячного заработка на время трудоустройства. Данный срок трудоустройства может быть продлен до 3-х месяцев, если успев зарегистрироваться в центре занятости в первые 2 недели после увольнения, вы так и не нашли работу к 3-му месяцу.

К сожалению, сокращение по причине ликвидации компании оспорить практически невозможно. Если компания перестает существовать, то беременность уже не играет роли – сотрудницу увольняют, как и всех остальных работников. Единственный нюанс: если процедура сокращения была нарушена, то вы можете через суд добиться компенсации.

А что делать, если будущая мама уволена по причине реорганизации (ликвидируется только 1 филиал, в котором трудится беременная женщина, а сама компания продолжает работать)?

Что говорит об этой ситуации закон:

  1. Соответственно ст.81 ТК РФ, при прекращении деятельности филиала, находящегося в другой местности, сокращение сотрудников осуществляется работодателем по схеме сокращения при ликвидации компании. То есть, с обязательным соблюдением всех прав, этапов процедуры увольнения и гарантий.
  2. В данном случае (головной офис – в одной местности, филиал – в другой) вакансии работодатель предоставлять не обязан. Т.к. это не сокращение штата, а ликвидация филиала.
  3. Среднемесячный заработок, которому равно выходное пособие, состоит не из оклада (не путать!), а из среднего заработка, в который входят надбавки, премии и иные выплаты, предусмотренные по договору. И пособие по беременности и родам сюда не относится – это отдельная выплата, право на которую сохраняется у будущей мамы, независимо от того, что увольнение происходит по причине ликвидации компании.
  4. При наступлении отпуска по беременности и родам до момента увольнения, работодателем выплачивается пособие, равное среднемесячному заработку, сразу за все дни. Если же начало отпуска по беременности и родам выпадает на момент в пределах месяца после даты увольнения, в этом случае работодатель не обязан его выплачивать.
  5. При обращении в центр занятости, признании будущей мамы безработной и увольнению по причине ликвидации в течение 1 года до момента признания ее безработной, получение пособия по беременности и родам осуществляют органы социальной защиты.

Если права будущей мамы нарушены, и пособие не выплачено, то ей следует обратиться в Трудовую инспекцию. При дальнейшем отказе работодателя выплатить пособие, можно обращаться в суд и прокуратуру.

Не нашла похожего вопроса в интернете. Обязаны ли перевести беременную женщину в новую организацию при смене собственника и изменении названия самой организации? Фактически это считается ликвидацией?

Приведу пример, у нас уже была похожая ситуация несколько лет назад. За один день все написали заявление по собственному желанию и всех приняли в новую организацию в этот же день. Тогда менялось ОАО на ЗАО, не знаю с какой целью нужно было увольнять работников..

В этот раз говорят будет то же самое, всех попросят уволиться и примут заново.. но вот меня вряд ли примут. Да и по собственному я не хочу писать.

Подскажите, как мне себя вести в такой ситуации? Должны ли меня перевести?

Ответы на вопрос:

Нет, это не ликвидация. И,скорее всего, не реорганизация (в этом случае Вы бы просто подписали доп. соглашение к трудовому договору). Скорее всего, старая фирма остаётся просто существовать на бумаге, а все сотрудники переходят в новую нормальную организацию. В Вашем случае необходимо быть оформленной в новой фирме. Иначе получить пособия с "мёртвой" организации очень сложно и трудозатратно.

Реорганизация или смена собственника не является основанием для расторжения трудового договора, тем более с беременной женщиной. Вновь образованное (реорганизованное) юр.лицо является правопреемником по всем обязательствам и том числе по трудовым отношениям. Должны переоформить трудовой договор с новым работодателем без Вашего заявления, увольнения.

А по закону они не должны меня оформить в новой фирме? Это чисто инициатива работодателя?

Ответы на уточнение:

Не пишите заявление по собственному желанию. Вас не имеют право уволить. В случае нарушения обратитесь в трудовую инспекцию.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем

Ст.261 Трудового кодекса Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 26.07.2019)

А что со мной будет в этом случае? И с этой фирмой, где я устроена пока. кто мне пособие по БиР выплатить будет должен? Если все уволятся и перейдут в другую фирму.

Ответы на уточнение:

Я же вам написала. Вас не имеют право уволить. Это реорганизация, а не ликвидация фирмы.

Прошу прощения заранее за возможно нелепые и повторяющиеся вопросы, просто хочу все четко понимать.. а тогда какой смысл работодателю всех увольнять собственному и заново принимать, почему бы всех не перевести просто?

Ответы на уточнение:

Вы спрашиваете: какой смысл работодателю всех увольнять собственному и заново принимать, почему бы всех не перевести просто?

Смысл самый простой: при таком способе увольнения по собственному желанию ст 80 тК РФ у работодателя появляется возможность не принимать на работу работников, которые ему по каким то причинам не понравились

В вашем же случае никакого заявления на переводе писать не нужно ст 75 тК РФ Просто в вашу трудовую книжку ст 66 ТК РФ должны внести запись о смене собственника и изменению наименования организации

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 26.07.2019)

ТК РФ Статья 75. Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации, изменении типа государственного или муниципального учреждения

(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 55-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Путеводители по кадровым вопросам и трудовым спорам. Вопросы применения ст. 75 ТК РФ

При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.04.2014 N 55-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

Увольнение при реорганизации предприятия в 2021 году возможно, если этого захочет сам работник. Просто так расторгнуть трудовой договор в такой ситуации нельзя. Рассмотрим, когда и на каких основаниях возможно увольнение, какие виды реорганизации бывают, как правильно уволиться, какие выплаты полагаются и что делать, если уволили незаконно.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

В статье расскажем:

Виды реорганизации

Согласно ст. 57 ГК РФ, реорганизация – это процедура, которая производится по решению собственников. Она может быть в нескольких формах:

  1. Присоединение, когда одна компания продолжает работать, а вторая ликвидируется, но присоединяется к первой.
  2. Слияние. Обе организации закрываются, открывается другая под новым именем.
  3. Разделение. Одна компания в результате делится на несколько.
  4. Выделение. Предприятие продолжает работать, но из него выделяются несколько самостоятельных компаний, которые получают часть имущества и обязательств перед контрагентами.

Реорганизация может быть и в форме преобразования, когда права и обязательства учреждения сохраняются, но меняется организационно-правовая форма.

Реорганизация возможна с сочетанием нескольких ее форм. Уведомить персонал о планируемых изменениях необходимо минимум за два месяца, чтобы все сделать законно (ст. 74 ТК РФ).

Особенности трудовых отношений при реорганизации

Теперь о том, могут ли уволить при реорганизации предприятия. Согласно ст. 75 ТК РФ, новый собственник вправе расторгнуть договоры с отдельными категориями работников:

  • руководитель;
  • заместитель руководителя;
  • главный бухгалтер.

Увольнение вышеуказанных лиц возможно не позднее трех месяцев с момента приобретения права собственности. О предстоящем расторжении договора необходимо уведомить их письменно под роспись.

Увольнение руководителя или главного бухгалтера – это право, а не обязанность нового владельца компании. При желании он может оставить их на должностях или предложить перевод.

Обычного же работника уволить нельзя, если он не согласен с этим. Но в ст. 75 ТК РФ сказано, что сотрудник сам может отказаться от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества, и тогда договор расторгается по п.6 ст.77 ТК РФ.

Возможно увольнение и по другому основанию – изменение условий трудового договора, что часто бывает при смене собственника. В таком случае увольняют по п.7 ст. 77 ТК РФ, но только если работник оформил письменный отказ.

Рассмотрим особенности расторжения договора с особо защищенными категориями сотрудников.

Работники-предпенсионеры

Предпенсионера уволить просто так нельзя. Это запрещено и Трудовым кодексом, и статьей 144.1 УК РФ, где за незаконное расторжение договора с предпенсионером предусмотрен штраф до 200 000 р., либо обязательные работы до 360 часов.

Однако предпенсионер может сам уволиться, если его не устраивает работа с новым владельцем компании или меняются условия трудового договора.

Если собственник, получив фирму, решит провести сокращение, предпенсионерам только из-за возраста преимущественное право на оставление не предоставляется. Оно гарантируется ст. 179 ТК РФ работникам с хорошей производительностью и высокой квалификацией. При прочих равных преимущество предоставляется родителям с двумя и более детьми, единственным кормильцам, инвалидам боевых действий или ВОВ.

Беременные женщины

Уволить беременную женщину даже по инициативе работодателя за совершение виновных действий практически невозможно. В ст. 261 ТК РФ говорится, что договор можно расторгнуть только по причине ликвидации фирмы. При реорганизации расторгнуть договор с беременной нельзя, если она сама не отказалась от работы.

Досрочное увольнение при ликвидации предприятия по ТК РФ

Увольнение в связи со сменой места жительства – особенности и порядок

Заявление об увольнении по собственному желанию

Заявление на увольнение по собственному желанию – образцы и бланки

Особенности увольнения

Какие тонкости необходимо учитывать всем – и собственникам, и работникам:

  1. Прежний работодатель издает приказ о реорганизации, знакомит с уведомлениями весь персонал. Без уведомления обойтись нельзя: сотрудникам полагается право отказа от работы на новом предприятии.
  2. Новый работодатель утверждает штатное расписание, издает приказ о признании сотрудников прежней организации работниками новой, заключает с ними дополнительные соглашения к трудовым договорам, ведет кадровые документы, оформляет увольнение.
  3. От сотрудников требуется согласие на продолжение работы при смене условий трудового договора. Если же положения договора не меняются, согласие оформлять не нужно.
  4. Изменение условий договора закрепляется дополнительным соглашением к нему.

Уволиться при реорганизации можно как по собственному желанию, так и по пп. 6 или 7 ст. 77 ТК РФ. Все зависит от конкретной ситуации.

Как уволиться при реорганизации: пошаговая инструкция

Если сотрудник не согласен работать в новых условиях и хочет уволиться по п.6 ст. 77 ТК РФ, достаточно сделать несколько шагов:

  1. Составить письменный отказ от работы в связи с изменением собственника имущества. Отказ подается в отдел кадров или напрямую руководителю.
  2. Руководитель составляет приказ об увольнении, знакомит увольняющегося с ним под роспись.

В дальнейшем договор прекращается в общем порядке: заполняются личная карточка и трудовая книжка, выдаются документы и окончательный расчет.

Рассмотрим практический пример увольнения по п.6 ст. 77 ТК РФ:

Работников уведомили о предстоящем слиянии с другой компанией. Один из них не согласился работать там и подал письменный отказ, сославшись на п.6 ст. 77 ТК РФ. Впоследствии договор был расторгнут по указанной статье.

Еще один пример, но уже об увольнении по п.7 ст. 77 ТК РФ:

Собственники компании решились на реорганизацию путем присоединения к другой фирме. Персонал об этом оповестили письменно за 2 месяца. После перехода компании к другим собственникам изменились условия трудового договора по части, не касающейся трудовой функции сотрудника. Ему была предложена другая вакансия, от которой он отказался. В связи с этим трудовой договор расторгли по п.7 ч.1 ст. 77 ТК РФ.

Содержание и образец уведомления

Уведомление направляется каждому работнику старым собственником. В нем он может предложить отказаться от продолжения работы в связи с изменением владельца имущества компании, сославшись на п.6 ч.1 ст. 77 ТК РФ.

Что еще указывается в уведомлении:

  • название предприятия;
  • Ф.И.О., должность руководителя;
  • Ф.И.О., должность работника;
  • данные компании, к которой присоединяется/слияется фирма;
  • до какого числа нужно сообщить об отказе от работы в отдел кадров;
  • подпись директора;
  • дата.

Уведомление работника о реорганизации предприятия

Содержание и образец заявления

Что работнику нужно указать в заявлении:

Заполнение трудовой книжки

Выплаты и документы

Теперь о том, какие выплаты положены сотруднику при увольнении. В последний рабочий день ему перечисляется зарплата за отработанное время, компенсация за все дни неиспользованного отпуска.

Выходное пособие в размере среднего заработка за две недели полагается лишь в том случае, если договор расторгается по причине отказа от работы в связи с изменением определенных условий, по п.6 ст. 77 ТК РФ.

Вместе с окончательным расчетом выдаются и документы: бумажная трудовая книжка, расчетный листок, сведения об отчислении страховых взносов.

Уволили при реорганизации незаконно: что делать

Чаще всего работодатели предлагают персоналу уволиться по собственному желанию, обещая трудоустроить в новую компанию после реорганизации. Такие действия незаконны, ведь слияние, присоединение и другие формы не подразумевают расторжение трудовых договоров.

Если человек считает, что его трудовые права нарушены, за защитой он может обратиться в суд. В качестве требований в исковом заявлении указывается отмена приказа, восстановление в должности, возмещение морального вреда, компенсация среднего заработка за время вынужденного прогула – в зависимости от ситуации.

Альтернативный вариант – жалоба в трудовую инспекцию. Но туда следует обращаться, если хочется просто привлечь бывшего работодателя к ответственности за незаконное увольнение. Для изменения формулировки или восстановления в должности подается исковое заявление в суд.

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Оспаривание увольнения при реорганизации: судебная практика

Рассмотрим несколько примеров дел об оспаривании прекращения договоров при реорганизации предприятий:

Ответы юриста на частные вопросы

Есть несколько вариантов: остаться работать, уволиться по п.6 ч.1 ст. 77 ТК РФ. Если меняются условия трудового договора, и они не устраивают сотрудника – уволиться по п.7 ч.1 ст. 77 ТК РФ.

Кто выплачивает расчет при увольнении в связи с изменениями условий трудового договора после реорганизации предприятия?

Тот, при котором эти условия изменились. Обычно это новый собственник. Но перед этим необходимо предложить другие должности, подходящие сотруднику.

Да, если сокращение обосновано. Об этом сотрудников оповещают минимум за два месяца, разослав всем уведомления под роспись.

Заключение эксперта

  1. Увольнение при реорганизации предприятия возможно, если сам работник отказывается от продолжения работы в связи со сменой собственника, или когда новый руководитель меняет условия трудового договора, и они его не устраивают.
  2. Сама по себе реорганизация не является основанием для увольнения.
  3. Нельзя предлагать персоналу увольняться по собственному желанию, а потом подавать заявления для трудоустройства в новую компанию.
  4. Если человека уволили по причине реорганизации предприятия, это незаконно.
  5. Для защиты трудовых прав и восстановления в должности необходимо обращаться в районный суд по месту жительства истца или адресу ответчика.

Вы можете получить бесплатную консультацию у наших юристов прямо сейчас! Для этого достаточно рассказать о своей проблеме в онлайн-форме на странице.

Юрист, автор сайта
(Гражданское право, стаж 7 лет)

Увольнение день в день по собственному желанию

Увольнение работника день в день – основания и пошаговый порядок

Увольнение по состоянию здоровья

Увольнение по состоянию здоровья – порядок и компенсация

Увольнение пенсионера по собственному желанию

Увольнение пенсионера по собственному желанию – особенности и порядок

Увольнение по собственному желанию в декрете

Увольнение во время декретного отпуска – по собственному желанию

Что лучше увольнение по соглашению сторон или по собственному желанию

Что лучше увольнение по соглашению сторон или по собственному желанию

Увольнение в связи с призывом в армию

Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ


И. В. Тарасова
автор ответа, консультант Аскон по трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

Вопрос

ООО реорганизуется путем присоединения к нему другого ООО.

В присоединяемом ООО есть сотрудник. Надо ли с ним расторгать договор согласно ч. 2 ст. 72.1 ТК РФ либо оформлять дополнительное соглашение к трудовому договору согласно ст. 57 ТК РФ?

Ответ

Ответы на ваши вопросы зависят от того, какую должность занимает данный сотрудник, от его желания продолжать работу при новом собственнике организации и от деталей конкретной ситуации.

Новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

При отказе работника от продолжения работы у нового собственника организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

Если реорганизация сопровождается сокращением численности или штата, то вы можете уволить работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ

Работников не требуется увольнять и принимать на работу в новую организацию, в том числе в порядке перевода. Заключение с работником нового трудового договора (взамен расторгнутого) будет противоречить действующему законодательству.

В ситуации, когда работники не отказывается от продолжения работы у нового собственника организации, необходимо сведения о работодателе (в том числе его наименование) отразить в трудовых договорах с работниками (поскольку сведения о работодателе относятся к числу обязательных). Сделать это возможно путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам.

Обоснование

Согласно ст. 75 ТК РФ:

«При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.

Ответы на ваши вопросы зависят от того, какую должность занимает данный сотрудник, от его желания продолжать работу при новом собственнике организации и от деталей конкретной ситуации.

Работников не требуется увольнять и принимать на работу в новую организацию, в том числе в порядке перевода. Заключение с работником нового трудового договора (взамен расторгнутого) будет противоречить действующему законодательству.

Если в связи со сменой собственника имущества организации произойдет изменение условий трудового договора (например, условия о режиме рабочего времени и времени отдыха), работодателю нужно будет учесть требования ст. 74 ТК РФ, в частности уведомить работников о таких переменах в соответствии с ч. 2 ст. 74 ТК РФ.

Если при реорганизации изменились сведения о работодателе (в том числе его наименование), это необходимо отразить, в частности, в трудовых договорах с работниками, поскольку сведения о работодателе относятся к числу обязательных, что следует из абз. 1 - 4 ч. 1 ст. 57 ТК РФ. Сделать это можно, например, путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам.

Дополнительный полезный материал из СПС КонсультантПлюс:

1. В каких случаях можно уволить работников при реорганизации

Вы можете уволить работников при реорганизации, только если они сами отказались от продолжения работы в реорганизованной организации по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Сама же по себе реорганизация не является основанием для увольнения (ч. 5, 6 ст. 75 ТК РФ).

А если реорганизация сопровождается сокращением численности или штата, то вы можете уволить работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Тогда вам нужно, в частности, издать приказ о сокращении, оценить преимущественное право работников остаться на работе, уведомить их, центр занятости и профсоюз (если есть) о сокращении, предложить каждому работнику подходящие вакансии (ч. 1 ст. 82, ч. 2 ст. 180 ТК РФ, абз. 1 п. 2 ст. 25 Закона о занятости).

Также есть особенности увольнения, если при реорганизации происходит смена собственника имущества организации. Тогда новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности вправе уволить руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - "смена собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера)". Других работников уволить по этому основанию нельзя. Их увольнение возможно по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, но только если они сами откажутся от продолжения работы в связи со сменой собственника (ч. 3 ст. 75 ТК РФ).

16. Изменение условий трудового договора при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации

Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации, изменении типа государственного или муниципального учреждения регулирует, в частности, ст. 75 ТК РФ.

… Согласно ч. 1 ст. 75 ТК РФ при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности может расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером на основании п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Если в течение трех месяцев со дня возникновения у нового собственника права собственности он не расторгнет трудовые договоры с названными лицами, то в дальнейшем расторгнуть с ними трудовые договоры он сможет только на общих основаниях.

Поскольку перечень указанных в ч. 1 ст. 75 ТК РФ лиц является исчерпывающим, на других работников данное право нового собственника не распространяется. Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками. При отказе работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается согласно п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Данные выводы следуют из ч. 2 и 3 ст. 75 ТК РФ.

Изменение подведомственности (подчиненности) организации означает ее передачу из ведения (подчинения) одного органа в ведение (подчинение) другого.

Под реорганизацией юридического лица в гражданском праве понимается прекращение существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам. Этим реорганизация отличается от ликвидации юридического лица, не предполагающей правопреемства.

Согласно гражданскому законодательству реорганизация организаций может проводиться путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Это следует из абз. 1 п. 1 ст. 57 ГК РФ.

В силу ч. 5 ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не являются основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации (учреждения).

Из данной нормы следует, что трудовые отношения с работниками продолжаются автоматически (т.е. их не нужно увольнять и принимать на работу в новую организацию).

При наступлении обстоятельств, перечисленных в ч. 5 ст. 75 ТК РФ, работник вправе отказаться от продолжения работы. В этом случае трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Данные выводы следуют из ч. 6 ст. 75 ТК РФ.

Отметим, что обязанность работодателя уведомить работников о событии, которое относится к перечисленным в ч. 1, 5 ст. 75 ТК РФ, Трудовым кодексом РФ прямо не предусмотрена. Сроки уведомления также не установлены. Однако согласно ч. 3, 6 ст. 75 ТК РФ работнику предоставлено право отказаться от продолжения работы в случаях, предусмотренных ч. 1, 5 ст. 75 ТК РФ соответственно. Поэтому работника следует известить о предстоящем изменении.

Если в связи со сменой собственника имущества организации или изменением ее подведомственности, реорганизацией либо изменением типа государственного (муниципального) учреждения произойдет изменение условий трудового договора (например, условия о режиме рабочего времени и времени отдыха), работодателю нужно будет учесть требования ст. 74 ТК РФ, в частности уведомить работников о таких переменах в соответствии с ч. 2 ст. 74 ТК РФ.

В ситуации, когда работник не отказывается от продолжения работы в случаях, перечисленных в ч. 1, 5 ст. 75 ТК РФ, может потребоваться оформить ряд документов. Например, если при реорганизации изменились сведения о работодателе (в том числе его наименование), это необходимо отразить, в частности:

  • в трудовых договорах с работниками, поскольку сведения о работодателе относятся к числу обязательных, что следует из абз. 1 - 4 ч. 1 ст. 57 ТК РФ. Сделать это можно, например, путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам.
  • в трудовых книжках работников в случае их ведения. Такой вывод содержится в письме Роструда от 05.09.2006 N 1553-6. Полагаем, что порядок внесения в трудовую книжку записи о реорганизации может быть аналогичен порядку внесения записи о переименовании работодателя, предусмотренному в п. 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69. В данном случае в графе 4 трудовой книжки можно указать, например, реквизиты приказа о реорганизации;
  • в сведениях о трудовой деятельности (ч. 2 ст. 66.1 ТК РФ). Полагаем, что порядок внесения этой информации может быть аналогичен порядку внесения такой записи в трудовую книжку.…

Если помимо наименования работодателя изменению подлежат и другие условия трудового договора (кроме трудовой функции - ее менять в одностороннем порядке нельзя), очевидно, уведомление работнику должно быть направлено в соответствии со ст. 74 ТК РФ не позднее чем за два месяца до изменения таких условий с указанием его причин.

При отказе работника от продолжения работы в связи с реорганизацией трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ необходимо получить в письменной форме).

Если в результате реорганизации работодателем становится другое юрлицо, этот факт отражается в трудовых договорах и трудовых книжках в случае их ведения. Такой порядок следует из ч. 1 ст. 57 ТК РФ, п. 1 ст. 54 ГК РФ, п. п. 3.1, 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69. Изменения вносятся также в наименование работодателя в личных карточках работников (например, по форме N Т-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).

При реорганизации, в результате которой работодателем становится другое юридическое лицо, необходимо внести информацию о реорганизации в сведения о трудовой деятельности, так как они включают в том числе сведения о месте работы (ч. 2 ст. 66.1 ТК РФ). Полагаем, что порядок внесения этой информации может быть аналогичен порядку внесения записи о реорганизации в трудовую книжку.

О проводимых в связи с реорганизацией кадровых мероприятиях работодателю целесообразно издать приказ.

Осуществляя реорганизацию, многие работодатели прибегают к увольнению работников из реорганизованного предприятия с последующим их приемом на вновь созданное либо используют процедуру увольнения работников в порядке перевода на вновь созданное предприятие. Такие действия работодателя противоправны, так как в указанных случаях происходит расторжение трудового договора и заключение нового, что противоречит ч. 5 ст. 75 ТК РФ.

Рекомендуем ознакомиться с дополнительной полезной информацией в СПС КонсультантПлюс:


И. В. Тарасова
автор ответа, консультант Аскон по трудовым вопросам и кадровому делопроизводству

Читайте также: