Могут ли несовершеннолетние дети положительно влиять на своих родителей

Обновлено: 30.06.2024

Общеизвестен тот факт, что семья традиционно является основным институтом воспитания детей. То, что семья сможет вложить в детские годы в своего ребёнка, будет определять всю его последующую жизнь.

Как семья влияет на ребенка?

Семья – это минимальная ячейка общества, которая при воспитании детей должна действовать скоординировано, выполняя определённые функции:

• определять формирование личности ребёнка;

• обеспечивать ему необходимые для физического развития условия;

• прививать любовь к искусству, формируя основы творческих интересов;

• закладывать основы нравственного поведения, одобряемого обществом.

Важность, которую играет роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста, проистекает из того обстоятельства, что большую часть своей жизни малыш пребывает именно в кругу семьи. Поэтому ни один другой институт воспитания, с точки зрения продолжительности воспитательного воздействия на личность ребёнка, не может соперничать с воспитанием в семье. Основы характера закладываются именно в недрах семьи, и ещё только собирающийся идти в школу ребёнок, наполовину уже сформирован как личность.

Именно в семье малыш получает свой первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, учится поведению в разных ситуациях. Очень важны конкретные примеры, когда практическими поступками подкреплялись бы нравоучительные слова. Ребёнок должен видеть, что теория у родителей не расходится с практикой. Если родители твердят своему чаду, что врать нехорошо, однако, сами регулярно лгут, то все их нравоучения малыш пропустит мимо ушей.

Но семейное воспитание не всегда носит положительный характер, оно может быть и негативным. Безусловным положительным воздействием семьи можно назвать то, что малыша в семьеокружают по-настоящему близкие ему люди: мама и папа, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Вряд ли другие люди смогут так искренно любить и заботиться о малыше, как это делают члены семьи.

Но семья вместе с тем является тем социальным институтом, который может принести больше вреда, чем другие, опять же из-за своей важнейшей роли в процессе воспитания. Многие, наверное, замечали, что у постоянно тревожащихся матерей дети также имеют беспокойный характер. У слишком честолюбивых родителей, которые подавляют собственных детей, те вырастают со сформированным комплексом неполноценности. Если несдержанный отец от любого пустяка воспламеняется как порох, то свои дурные черты поведения он наверняка передаст и сыну.

Естественно, в таких ситуациях возникает желание сделать так, чтобы свести к минимуму отрицательные моменты воздействия семьи. Для этого нужно, прежде всего, точно найти внутри семьи те социально-психологические факторы, которые имеют важное воспитательное значение. Важно помнить, что главной целью в воспитании ребёнка является достижение нравственной связи, душевного единения между родителями и маленьким человечком. Воспитательный процесс нельзя пускать на самотёк и когда ребенок немного подрастёт, ведь подростков также нельзя предоставлять самим себе.

Физическое развитие в семье

Физическое развитие заключается не только лишь в ежедневных занятиях утренней гимнастикой или совместными пробежками. Это, конечно, также положительные моменты воспитания, но физическое развитие начинается ещё задолго до подобных упражнений, ведь к нему относится также формирование у ребёнка с первых же месяцев элементарных двигательных навыков: вначале сидения, потом ходьбы без посторонней помощи и, наконец, приобщение крохи к здоровому образу жизни.

Любовь к физкультуре и спорту нужно прививать ребёнку с раннего детства. Легче этого добиться, привнося в совместные занятия развлекательные элементы, ведь для дошкольника ведущим видом деятельности остаётся игра. Ребёнку постарше важнее уже собственный пример родителей. К тому же, при совместных занятиях спортом возрастает и сплочённость семьи.

Становление личности

Поскольку ребёнок львиную долю своего времени проводит в семье, то его личность больше всего формируется в процессе взаимодействия с её членами.Есть два направления этого процесса:

• целенаправленное влияние родителей на ребёнка: воспитание, формирование привычек, построение определённого образа мыслей;

• наблюдение ребёнка за родителями и другими старшими родственниками и попытки подражать их поведению.

Но личность ребёнка формирует не только такое семейное взаимодействие, но и тот факт, что со временем меняется даже поведение и привычки взрослых людей.

Нравственность и коррекция культуры поведения

учат правильно вести себя с окружающими: детьми, воспитателями, друзьями по двору, родственниками и посторонними людьми;

• учат доброжелательному общению и объясняют правила этикета;

• учат новым словам и грамотной речи, прививают любовь к чтению;

• обучают приёмам личной гигиены.

В результате у малыша формируется культура речи и общения, деятельности, закрепляются навыки личной гигиены.

В семье также закладываются основы нравственного поведения, родители и ближайшие родственники первыми объясняют, что хорошо, а что плохо.

Появление любознательности и творческих интересов

Разносторонне развитую личность, пусть даже пяти лет от роду, будет интересовать искусство. Поэтому на выставки и в музеи можно ходить уже с дошкольником. Для них специально устраиваются театральные спектакли – их посещение развивает тягу ребёнка к творчеству, воспитывает любовь к искусству и культуре.

К сожалению, порой семейное воспитание приносит и неутешительные результаты, пагубно сказывается на развитии детской личности. Если отношения с родителями не были гладкими, то и через много лет, уже давно ставший взрослым человек вспоминает о них с горечью. Здесь многое зависит от стиля семейного воспитания.

Стили семейного воспитания

Педагоги и психологи отмечают три стиля семейного воспитания:

Считается самым подходящим. В данном случае родители проявляют внимание к ребёнку, уважают его выбор и учитывают его мнение.

При таком отношении у малыша формируется ответственность за собственные поступки и самостоятельность. Родители внимательно выслушивают ребенка, а при решении возникших у него проблем пытаются помочь ему советом или хотя бы добрым словом. Поэтому в таких семьях дети уверены, что найдут в семье участие и поддержку, и эту уверенность сохраняют, даже когда выпорхнут из родимого гнезда.

В таких семьях обращают внимание и на правильное половое воспитание, по-разному воспитывая мальчиков и девочек. Дети же, глядя на союз родителей, усваивают его гармоничность.

Стремящиеся к диктату родители чрезмерно строги с ребёнком, требуют неукоснительного выполнения любых их требований, мнение же малыша практически не учитывается. Своего такие родители добиваются благодаря принуждению, угрозам и приказам, что разрушительно сказывается на личности ребенка. Родительский диктат вызывает внутренний протест у ребёнка или глубокое подавление его личности.

В первом случае ребёнок становится грубым, агрессивным, готовым на лицемерие и ложь, а во втором становится полностью пассивным и апатичным.

Попустительское (либеральное) воспитание

Обычно либеральное воспитание вызвано чрезмерной любовью к ребёнку, когда все его капризы и желания поощряются. При либеральном воспитании вырастают безответственные и недисциплинированные дети. В своей несоразмерной любви родители просто не замечают, что их чадо становится эгоистом.

Роль каждого родителя в воспитании ребенка

Родители хотят видеть в своих детях своё продолжение, хотят, чтобы те смогли реализовать свои идеалы и мечты лучше, чем это удалось им самим. Но если каждый родитель имеет свой, отличный подход к воспитанию, то неизбежно возникнет конфликтная ситуация. Поэтому им самим нужно прежде убедить друг друга и прийти к компромиссу, который, по возможности, будет включать основные взгляды обеих сторон. Готовясь совершить какой-то поступок, один родитель должен учитывать мнение по этому поводу другой половины.

При общении взрослых с детьми могут превалировать следующие принципы общения:

• восприятие ребёнка таким, какой он есть;

• эмпатия или сопереживание, в этом случае взрослый принимает позицию ребенка и смотрит на проблему его глазами;

• конгруэнтность – под этим геометрическим термином скрывается адекватное отношение к происходящему со стороны взрослого человека.

Роль в воспитании бабушек и дедушек

Старшее поколение семьи готово всё лучшее отдать своим внукам. Но их воспитание обычно вторично, а родители не должны позволять им получать перевес в воспитании. Бабушки и дедушки должны стать связующим звеном, которое соединяет их детей с внуками, но дальше их влияние распространяться не должно.

Воспитание гармоничной сильной личности

Есть внутрисемейные факторы, имеющие большое воспитательное значение. С их помощью можно, с одной стороны, ещё более увеличить положительную роль семьи в деле воспитания, а с другой стороны, уменьшить потенциальное дурное влияние семейного воспитания. Следующими правилами полезно пользоваться при воспитании детей внутри семьи:

• отыскивать время для простого общения с ребенком;

• быть активным участником семейной жизни;

• способствовать всестороннему развитию малыша, интересоваться его проблемами, давать ему полезные советы;

• иметь понятие об этапах жизни ребёнка;

• не давить на ребенка, позволяя ему самому принимать решения;

• позволять ребенку отстаивать собственное мнение;

• относится к нему, как к почти равноправному партнёру, лишь имеющему более скромный жизненный опыт;

• уважительно относиться к стремлению любого из домочадцев сделать карьеру и самосовершенствоваться.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние семьи на развитие ребенка

Влияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Влияние родителей на детей огромно. Оно проявляется не только в воспитании и формировании личности, но и в физическом и психологическом здоровье, духовном и нравственном развитии. Грань между позитивным и негативным родительским воздействием очень тонка. Не зная её, можно совершить много ошибок.

Механизм влияния родителей на развитие детей

Личность ребенка и его психофизиологическое состояние во многом формируются под влиянием родителей и взаимоотношений в семье. Как только малыш рождается, взрослые уже вносят свой вклад в его развитие. Первые годы жизни самые важные. Сложно предположить, можно ли будет скорректировать те впечатления, которые получит малыш в самом начале. Влияние родителей на детей трудно переоценить: это те люди, которые воспитывают новую личность.

Механизм влияния родителей на развитие детей

Стоит учитывать, что ребенок рождается без понимания того, где он находится и почему. Окружающий мир ограничивается его семьей: мамой и папой. Их отношения накладывают отпечаток на дальнейшее развитие малыша и восприятие жизни в целом.

Взрослые думают, что для оптимального развития детей достаточно дарить им свою любовь и время, делая акцент на правильном воспитании. Это, безусловно, важно. Но, кроме трепетного отношения и дисциплины, фундамент в формировании личности составляет сам опекун, кем он является как отдельный индивидуум. Личные качества матери и отца, их взгляды на жизнь и взаимоотношения — те факторы, которые формируют ребенка, его восприятие мира и самого себя.

Родители влияют на становление личности детей. Они, как губка, впитывают даже еле заметные проявления взрослых, их поведение, манеру общения, взгляды на жизнь. Все это формирует детскую индивидуальность.

Взрослые имеют свои личные качества, которые они также приобрели от своих родителей, от людей, оказавших значительное влияние на их становление, а также в результате жизненного опыта. Поэтому их влияние на детей может быть как положительным, так и отрицательным.

6 форм влияния родителей на личность ребенка

Поведенческие паттерны, перенятые у родителей, проявляются у ребенка на протяжении всей его жизни. Опыт малыша увеличивается с каждым подражанием и реакцией на действия взрослых, тем самым формируется его индивидуальная модель поведения. Существует понятие эйдетизм — способность памяти человека к запоминанию и воспроизведению. Эйдетическая психология изучает влияние родителей на воспитание детей, на то, как формируется их личность. Специалисты данной области выявили 6 форм влияния:

Здесь речь идет об установлении тождественности одного субъекта другому на более глубоком восприятии, а не просто копирование конкретной модели поведения. Ценности и убеждения родителей перенимаются ребенком. Они становятся истиной уже для него. Например, в семье медиков или пожарных, ценности — это спасение жизней, решимость и самоотдача. С большой вероятностью, дети присвоят эти черты себе.

Если первые два пункта — своего рода копирование поведения, то реакция является противоположным им свойством. Многие дети проходят этот период в подростковом возрасте, когда личность активно формируется. При внимательном рассмотрении аналогичные реакции можно проследить и в поведении родителей.

В жизни существуют яркие примеры таких сценариев. Например, в религиозной семье ребенок становится атеистом, который не воспринимает взгляды родителей и имеет совершенно другое мировоззрение. Или у неаккуратных мамы и папы появляется дочь — приверженец чистоты. Иногда оппозиционные взгляды ребенка вызывают недоумения со стороны. Как у приверженцев здорового питания и спортивного образа жизни сын предпочитает есть фастфуд?! Все это — результат противопоставления родителям.

Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной

Девушка

ютуб
инстаграм
телеграм

Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.

Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.

Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа. Скачивай и используй уже сегодня:

Пошаговая инструкция “Как совершить финансовый прорыв”

5 шагов для привлечения денег в жизнь за 2 недели

Руководство “Как построить здоровые отношения”

5 ошибок, которые убивают любовь

Инструкция по поиску своего предназначения

16 вопросов, которые помогут найти свое дело

Чек-лист “Как гарантированно исполнить желание за 30 дней”

7 уроков для достижения жизни Мечты

Когда у детей не удовлетворены базовые потребности на этапе взросления, то они будут пытаться восполнить это на протяжении всей последующей жизни. К ним относят взаимоотношения с матерью и отцом, дружественную атмосферу в семье. А также биологические потребности. Общественные лишения дети могут получить, когда растут в неполных семьях, жестких рамках или, наоборот, во вседозволенности. Отсюда влияние родителей на дальнейшую социализацию ребенка.

Разница между проявлением эгоизма и любовью к себе

Под проекцией подразумевается оценка и домысливание действий других людей через собственное восприятие, мнения и убеждения. Эту форму влияния можно выявить только при общении с ребенком и последствия ее могут быть разные. Такое событие, как развод родителей, не только негативно отражается на развитии личности, но может вызвать проекцию отрицательных эмоции к одному из родителей.

Рассмотрим несколько примеров. Многодетная семья, где один из малышей чувствует себя обделенным и недолюбленным только потому, что мама поцеловала других детей по возвращении, а его только погладила по голове. Другой вариант, когда родители хвалят брата или сестру за их заслуги — в этом случае ребенок делает вывод, что он недостаточно умен. Ещё пример: когда мама или папа целый день проводят на работе и поздно возвращаются, то дети испытывают недостаток внимания и любви. Детская психика с их додуманной реальностью не понимает, что профессиональная деятельность приносит доход и в этом тоже заключает часть заботы.

Это еще один пункт психологического механизма влияния родителей на детей. Каждый малыш нуждается в родительской заботе и любви, это естественная потребность. Зависимость от взрослых — один из этапов развития, который включает обозначение границ и принятия решений за маленького человека. Но чем старше становится ребенок, тем его реакция на контроль со стороны взрослых становится более негативной.

Влияние родителей на ребенка происходит каждый день при общении. Чтобы понять, является это оно положительным или отрицательным, нужно анализировать свои действия: быть самокритичным, терпеливым, уметь выстраивать отношения с другими людьми, спокойно реагировать на жизненные ситуации.

Позитивное влияние родителей на формирование личности детей

Чаще всего конфликты возникают в тех семьях, где родители игнорируют поведение и особенности своих детей. Где проявляются жесткий контроль, диктатура в воспитании, не учитываются желания и потребности ребенка. В таких случаях о доверительных отношениях можно не говорить. С другой стороны, и гиперопека, когда мать проявляет чрезмерную заботу, может повлиять на дальнейшую социализацию ребенка. У него будет наблюдаться страх перед неизвестностью, повышенная тревожность, неспособность принимать решения. Обычно такие дети вырастают застенчивыми и осторожными.

Позитивное влияние родителей на формирование личности детей

Приведем несколько принципов того, как должны вести себя родители, чтобы их взаимоотношения с детьми не имели проблем:

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
  2. Стараться контролировать эмоции и уметь спокойно объяснить свое состояние, если чувства негативные.
  3. Уважать потребности всех членов семьи.
  4. Формировать отношения с детьми путем совместных занятий: прогулок, уборки дома, приготовлении еды, настольных и активных игр.
  5. Иметь семейные ценности и традиции. Это могут быть совместные прогулки по выходным, фирменный торт в честь дня рождения и тому подобное.
  6. Искренне интересоваться делами и переживаниями своих детей.
  7. Не навязывать ребенку свои убеждения, не формировать ожиданий, не пытаться реализовать через него свои детские мечты.

3 способа изменить негативные программы:

Любые насильственные методы негативно сказываются на каждом человеке. Тем более на ребенке. Детская психика очень восприимчива, и такие действия обязательно скажутся на отношениях с родителями в дальнейшем. Ребенку нужна любовь и принятие — это залог доверия, а значит, взрослые всегда будут для него авторитетом.

Последствия негативного влияния родителей на детей

Негативное влияние может быть даже от самых любящих и заботливых родителей. Приведем самые распространенные примеры, когда такое возможно:

  1. Чрезмерная назойливость может дать совершенно противоположный результат — ребенок начнет недоговаривать, станет скрытным и зажатым. Когда в семье контролируется каждый шаг, а родители постоянно вмешиваются в дела детей, то желание что-то скрыть появляется вполне естественно. В будущем у ребенка могут возникнуть проблемы в его личных отношениях, когда он не сможет раскрыться перед партнером.
  2. Чрезмерная критика по поводу и без него может привести к пассивности и нерешительности. Если порицать действия ребенка, пытаясь указать на правильность действий, то такой подход может вызвать еще и агрессивную ответную реакцию.

Как гарантированно исполнить любую мечту за 30 дней

Девушка

ютуб
инстаграм
телеграм

ютуб
инстаграм
телеграм

Бедный человек не тот, у которого нет
ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.

Какая твоя истинная мечта?

  • Хочешь жить удивительной жизнью?
  • Мечтаешь увеличить благосостояние?
  • Обрести новые искренние отношения?
  • Наладить имеющиеся отношения?
  • Осознать предназначение?

Возможно все! В моей школе более 100,000 людей уже исполнили свои самые заветные мечты.

Мы подготовили инструкцию с дорожной картой , которая поможет исполнить любую твою мечту за 30 дней! И да, это бесплатно! Скачивай и пользуйся уже сейчас 🙂

Личностные проблемы родителей отражаются на взаимоотношениях с детьми. Они могут быть как явные, так и скрытные. В этом проявляется влияние родителей на психическое развитие ребенка, когда эмоциональная неустойчивость взрослых находит отражение в сознании детей.

Нужно учитывать, что реакция ребенка может быть разной и выходить за рамки привычного. Психологическая коррекция требуется, если проявляются такие симптомы:

  1. Вялость, инертность, чрезмерная утомляемость.
  2. Проблемы со сном.
  3. Имеет навязчивые мысли и идеи.
  4. Депрессивное состояние.
  5. Нарушение аппетита, отказ от еды.
  6. Повышенная тревожность и раздражительность.
  7. Чувство вины.
  8. Беспричинный страх, боязнь остаться одному.
  9. Отсутствие интереса, жизненных перспектив.
  10. Проблемы с памятью и удержанием информации.
  11. Частое мочеиспускание.
  12. Желание быть всегда рядом с родителями: спасть вместе, не ходить в школу.
  13. Повышенная настороженность, подозрительность.
  14. Отчуждение при общении со сверстниками.

Детские психологические травмы оказывают огромное воздействие на ребенка. Для возвращения к нормальному состоянию требует длительный реабилитационный период, который может составлять 2-3 года.

Поведение детей — это проявление действий взрослых. Поэтому, если вас что-то не устраивает в своем ребенке, вначале нужно обратить внимание на себя. Как вы реагируете на те или иные ситуации, что говорите, в каком тоне, прислушиваетесь ли к просьбам и желаниям детей. Хотите, чтобы ребенок вам доверял и его поведение стало лучше? Найдите время для полноценного общения, гуляйте вместе, играйте, придумайте общие занятия и семейные традиции. Начните с себя: счастливые родители — счастливые дети. Покажите на своем примере, что такое теплые и любящие отношения, вежливость, добрые дела. Дети же будут это копировать и проецировать на свою дальнейшую жизнь.

Мнение ребенка при разводе, с кем из родителей он останется

После расторжения брачных отношений суд определяет не только размер алиментных обязательств, взимаемых от одного из родителей, но и то, с кем останется ребенка. При этом определяется место проживания таким образом, чтобы максимальным образом не нарушить интересы несовершеннолетнего гражданина. Чаще всего в России по статистике ребенок оставляется на проживание со своей матерью. С десяти лет в соответствии с нормами законодательства России ребенок может сам определять свое место жительства. Например, проживать с матерью либо со своим отцом.

Когда затрагиваются интересы ребенка при расторжении брачных отношений ?!

Развод – это неизбежная ситуация, когда интересы несовершеннолетнего ребенка затрагиваются, особенно если это касается выбора места проживания. Если отец и мать договорились мирно, то тогда место можно определить на основе мирового соглашения. Проводится процедура в судебном порядке, при помощи обращения с исковым заявлением.

Суд, определяя место нахождения ребенка учитывает следующие факторы:

  • Материальное положение родителей (наличие жилплощади, размер заработной платы, имеющиеся имущественные обязательства);
  • К кому из родителей ребенок испытывает больше привязанности;
  • Роль мужа или жены в проживании и воспитании ребенка;
  • Кто может обеспечить самый достойный уровень жизни для ребенка.

Для того, чтобы выиграть дело следует подготовить максимально прочную доказательственную базу и желательно сделать так, чтобы она была основана на том, что второй родитель не состоятельный в имущественном плане, и он не может обеспечить достойный уровень жизни для ребенка. В качестве доказательства использоваться могут фото, видеозаписи, показания родителей, свидетелей, третьих лиц.

Учитывается ли мнение несовершеннолетнего, если брак расторгается через органы ЗАГСа ?!

Развестись граждане могут через ЗАГС или через суд. Обычно в органах ЗАГСа расторжение брачных отношений допускается в том случае, если нет совместного ребенка, поэтому мнение учитываться не может. Если есть дети, то тогда такие дела рассматриваются мировыми судами. При наличии имущественного спора рассмотрение осуществляется районным судом. Но есть случаи, когда расторжении брачных отношений может быть проведено в одностороннем порядке. В частности, когда человек числится безвестно отсутствующим и это признано фактом в судебном порядке, имеется недееспособность супруга или муж либо жена отбывают реальное наказание, назначенное судом свыше трех лет. В такой ситуации после развода ребенок остается проживать непосредственно с заявителем.

ЗАГС может расторгнуть брак по требованию одного из супругов, но и мнение ребенка не будет иметь значение для решения как в других случаях. При этом для осуществления определения места жительства в одностороннем порядке надо предоставить в органы ЗАГСА соответствующие доказательства (признание безвестно отсутствующим, сведения о недееспособности, справка об отбывании наказания).

Со скольких лет учитывается мнение ребенка в судебном процессе об определении места жительства.

В соответствии со статьей 457 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок может с десяти лет изъявлять свою волю и определять место своего проживания. В Постановлении Пленума ВС РФ от 27.05.1998 № 10, разъясняющим положения Семейного законодательства РФ, имеется уточнение, согласно которому суд может допросить несовершеннолетнего, в котором обозначено то, что предварительно выслушивается и мнение представителей органов опеки и попечительства.

Мнение опеки важно, так как они должны определить, не вредит ли проживание ребенка с выбранным родителем.

Ведь бывают случаи, когда ребенок привязан, но родитель, например, может вести аморальный образ жизни. Представители опеки и попечительства проводят беседы с ребенком и организовывают проверку соответствующих условий проживания у отца и матери. Беседу ведет и судья, который задает разные вопросы личного характера, чтобы выяснить, имел ли до суда влияние один из родителей на его точку зрения относительно совместного проживания. Он выясняет, осознает ли ребенок последствия выражения мнения, с кем он действительно хочет остаться и по каким причинам.

Что учитывается, если ребенок не достиг десятилетнего возраста ?!

В ситуациях, когда ребенку меньше десяти лет рассмотрение судебного дела осложняется. Суд все равно опирается на мнение и желание ребенка, поэтому интересуется тем, с кем после развода хочет он в итоге проживать. В процессе организовывается так называемая психологическая проверка, при помощи которой опытные психологи определяют привязанность к кому-то из родителей. Для больше компетентности дела может быть проведена экспертиза для установления привязанности ребенка и истинных мотивов родителей. Судебно-психологическая или психолого-психиатрическая экспертизы в отношении несовершеннолетнего могут быть проведены только специальными экспертными учреждениями, имеющими в своем штате компетентных экспертов с профессиональным уровнем.

Во время экспертизы проводится следующее:

  • Подготавливается перечень вопросов, на которые эксперты после работы должны дать ответ;
  • Изучается уровень жизни ребенка и его взаимоотношения с родителями;
  • Эксперт вызывает стороны для беседы, ведет опрос ребенка и на основании изученных материалов подготавливает официальный отчет для суда.

Чаще всего дети выступают против развода родителей и расторжение брака в любом случае состоится, поскольку обязать разлюбивших друг друга людей жить вместе не вправе ни суд, ни органы опеки даже в интересах ребенка. Если родитель не выполняет условия суда, то тогда место проживания определяется принудительно при воздействии судебных приставов на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Фото: Evgeny Atamanenko/shutterstock.com

В начале июня в России прошла акция по оказанию правовой помощи для защиты имущественных прав детей, организованная Федеральной кадастровой палатой Росреестра. Во время горячей линии россияне задали около 300 различных вопросов. Вместе с экспертами развеиваем самые распространенные мифы, связанные с правами детей на жилье.

Миф 1. Ребенок может сам распоряжаться недвижимостью

Законные представители несовершеннолетнего ребенка — его родители или усыновители. Если несовершеннолетние остались без родительского попечения (включая лишение родительских прав), законным представителем для малолетних становится опекун, а для детей от 14 до 18 лет — попечитель. Именно они представляют интересы несовершеннолетних, в том числе в вопросах распоряжения недвижимостью.

Самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом несовершеннолетние дети не могут. Те, кто не достиг 14 лет, в сделках не участвуют совсем — от их имени выступают родители, усыновители или опекуны. Дети в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки с жильем, но только с письменного разрешения родителей (либо усыновителей или опекунов). Вместе с тем несовершеннолетний может получить право самостоятельно распоряжаться недвижимостью с 16 лет, если будет признан органами опеки или судом полностью эмансипированным (например, если он работает, вступил в брак и т. п.).

Миф 2. Нельзя продать квартиру, собственником которой является ребенок

Если ребенок имеет право собственности на квартиру или долю в ней, то родители не могут распоряжаться его имуществом по собственному усмотрению. Тем не менее продать квартиру, оформленную на ребенка, можно — но только с согласия органов опеки и попечительства.

Если законные представители решат приобрести новое жилье для ребенка, то обязаны доказать, что он будет обеспечен альтернативным жильем такой же или большей площади, а его жилищные условия не ухудшатся. Существует ряд дополнительных ограничений при совершении подобных сделок. Например, запрещены сделки по отчуждению или мене недвижимости между несовершеннолетним и его опекунами, попечителями или близкими родственниками.

Миф 3. Квартирой, купленной с использованием маткапитала, родители могут распоряжаться по своему усмотрению

Один из самых популярных способов использования средств материнского капитала — покупка квартиры или строительство дома, в том числе в ипотеку. Но ключевым условием таких сделок является наделение детей долями, дети в данном случае становятся собственниками наравне с родителями.

Если квартира была куплена с использованием материнского капитала, при ее продаже или обмене потребуется согласие органов опеки, отмечает юрист Юрий Капштык. В новом доме или квартире детям также нужно будет выделить доли. При этом у детей жилищные условия должны как минимум сохраниться, но в приоритете — улучшиться. Так что продать жилье, купленное с помощью маткапитала, можно, только получив согласие органов опеки и попечительства.

Александр Иноядов, адвокат адвокатской палаты города Москвы:

— Вопрос распоряжения недвижимостью с детскими долями сейчас актуальнее всего для объектов, приобретенных с привлечением средств маткапитала. Не всегда выделение доли ребенка оформляется своевременно, это влечет отсроченные риски и для продавца, и для покупателя такой квартиры. Из-за отсутствия обязательного согласия органа опеки и попечительства покупателю могут отказать в госрегистрации перехода права собственности. По этой же причине нотариус может отказать в удостоверении сделки. Так что подготовка к сделкам с маткапиталом требует своевременных действий и всегда связана со значительными издержками.

Миф 4. Несовершеннолетние могут сами вступать в наследство

От имени несовершеннолетних граждан, которые еще не достигли 14 лет, наследство принимают их родители, усыновители или опекуны. Лица в возрасте от 14 до 18 лет принимают наследство с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.

Миф 5. Несовершеннолетнему нельзя подарить недвижимость

Дарить недвижимость несовершеннолетним можно, но здесь есть свои нюансы. Особенность договора дарения квартиры такова: если ребенку нет 14 лет, то договор подписывается его законными представителями; если ребенку от 14 до 18 лет, то договор подписывается самим ребенком с согласия законных представителей (п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 28 ГК РФ).

При дарении квартиры единственным родителем своему малолетнему ребенку родитель выступает одновременно на двух сторонах договора. Передача третьему лицу полномочий на принятие в дар имущества от имени ребенка в данной ситуации не требуется. Чтобы оформить такую сделку, нужно подписать договор дарения и зарегистрировать его. После чего дети станут собственниками недвижимости.

Миф 6. Дети не должны платить налоги за недвижимость

Родители и опекуны — это представители детей в силу закона, в том числе и перед налоговыми органами. Поэтому, хотя дети и наделены обязанностью платить налог на квартиру, к ответственности за его неуплату с большой долей вероятности будут привлечены именно их родители или опекуны, пояснил Николай Пивоваров.

Бесплатные консультации

дети отвечают по долгам родителей

Часто встречаются случаи, когда должник регистрирует все свое имущество не на себя, а на детей, или дарит детям все, что было им приобретено. Такой подход позволяет скрыть имущество от кредиторов и конкурсной массы при банкротстве, но ставит под удар детей должника.

Супруга директора, занимающая в трёх разных компаниях абсолютно разные должности, вне всяких сомнений имела отношение к бизнесу своего мужа, и, возможно, стала одной из причин краха компании.

Решение вывести активы со счетов компании пришло к супругам на фоне возникшего давления со стороны налоговой службы, а также осознания неминуемого банкротства. Средства были потрачены на объекты недвижимости и два автомобиля, которые позже были подарены детям. Казалось бы, ни у налоговой инспекции, ни у суда не возникнет вопросов к детям, не имевшим никакого влияния. Однако суд решил иначе.

Мнение суда

Верховным судом РФ были отменены решения судебных актов, где жену должника и его несовершеннолетних детей не привлекали к субсидиарной ответственности. Хотя апелляционные суды пришли к единогласному выводу о том, что супруга должника непосредственно влияла на налоговые доначисления, кассационный суд освободил её от уплаты долга из-за квалификации ее действий по старой редакции закона о банкротстве.

Также судьи не усмотрели противоправных действий несовершеннолетних детей, а довод о безвозмездной передаче имущества в их пользу оказался не столь весомым для привлечения детей к субсидиарной ответственности.

Представители налоговой службы обратились с кассационной жалобой в Верховный суд РФ, указывая на то, что и супруга, и дети должны быть привлечены к субсидиарной ответственности. Супруга – за ведение бухгалтерского учета на предприятиях мужа, а дети – за получение в дар имущества, купленного на выведенные со счетов компании активы. Верховный Суд согласился с мнением ФНС и вынесенным постановлением направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы, указав на то, что необходимо проверить стали ли дети реальными собственниками имущества или имело место быть мнимость сделок по дарению.

Решение о привлечении детей к субсидиарной ответственности

Факт того, что директоры обанкротившихся компаний переоформляют своё имущество на родственников ради его сокрытия от государственных органов, является общеизвестным, такая практика встречается довольно часто. В подобных ситуациях дети выступают в роли некоего инструмента для сокрытия имущества родителей. Конечно, здесь можно долго размышлять о моральной стороне вопроса: родители используют своих детей в личных целях, подрывают доверие ради сохранения имущества. И, кстати говоря, в сложившейся вокруг детей ситуации это будет уместно. Но вопрос состоит в другом.

Очевидно, что действия несовершеннолетних детей не могли повлиять на сделки, совершаемые родителями в рамках ведения дел компании, что и должно освободить детей от возмещения вреда. То есть несовершеннолетние дети не могут быть признаны контролирующими лицами. Однако имеются некоторые нюансы.

Совершённая сделка - мнимая?

На момент совершения сделок один из сыновей уже являлся совершеннолетним, второй же достиг четырнадцатилетнего возраста. Сделка о передаче имущества для его дальнейшего сокрытия совершалась в интересах обеих сторон. Можно ли считать такую сделку мнимой? Да, если доказать, что стороны на самом деле не планировали через совершение сделки получить, изменить или прекратить гражданские права и обязанности, на что обычно совершение сделок и направлено. В данной же ситуации достаточно упоминания двух моментов:

  1. Отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие денежных средств у детей должника в размере, необходимом для содержания переданного им имущества. Следовательно, передача им имущества не подразумевала дальнейшего пользования этим имуществом самими приобретателями;
  2. После совершения сделок имущество оставалось во владении той же семьи.

Неоспоримо, что сделка – мнимая. Но почему же детей должника привлекли к субсидиарной ответственности?

Верховным Судом установлено, что вред кредиторам может быть причинен не только доведением должника до банкротства, но и умышленными действиями, направленными на создание невозможности получения кредиторами полного исполнения за счет имущества контролирующих лиц, виновных в банкротстве должника, в том числе путем приобретения их имущества родственниками по действительным безвозмездным сделкам, не являющимся мнимыми, о вредоносной цели которых не мог не знать приобретатель.

Трудно поспорить, что дети не могли не понимать, почему родители решили совершить с ними эту сделку.

Также следует не забывать, что несовершеннолетние лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста, самостоятельно несут ответственность за причинённый ими вред. В случае, если у несовершеннолетнего нет средств, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен родителями или опекунами.

Читайте также: