Могут ли навыки приобретенные родителями передаваться по наследству детям объясните
Обновлено: 30.06.2024
От педагогических воззрений мам и пап во многом зависит стиль их взаимодействия с собственным ребенком. Беседуя с родителями своих учеников, педагог выслушивает немало объяснений того, откуда у детей берутся определенный характер, те или иные способности или какие-то привычки.
Во всем виноваты гены
Но прежде чем дать тот или иной ответ нашему отчаявшемуся папе, давайте попробуем разобраться, действительно ли его теория верна. Опыт воспитания своих детей, опыт наших знакомых показывает, что дети действительно очень часто вырастают похожими на родителей. Наглядный пример – семьи известных и талантливых людей, где на протяжении нескольких поколений могут проявляться незаурядные способности. Как, например, в семье композиторов Бахов.
И напротив, у родителей необразованных, склонных к чрезмерному употреблению алкоголя, дети вырастают ничем не лучше. Ведь все мы знаем, что яблоко от яблони недалеко падает. Но всегда ли это так? А может ли на яблоне вырасти груша?
Воспитание – сила!
Это уже другая, прямо противоположная первой, теория развития: с помощью правильно поставленного воспитания из ребенка можно вырастить кого угодно. Узнать таких мам и пап легко – обычно они интересуются различными методами воспитания и новаторскими методиками обучения, слишком много сил и денег вкладывают в создание благоприятных условий для развития ребенка с самого раннего возраста.
Родители попроще используют старую и проверенную не одним поколением систему кнута и пряника, что очень напоминает дрессировку. И действительно, детеныша животного, если его правильно дрессировать с рождения, можно научить каким угодно цирковым трюкам. Но можно ли так же выдрессировать ребенка? Некоторые считают, что можно.
А если не получается, как у этой мамы? Если вкладываешь всего себя в воспитание сына или дочери, а они вырастают совсем не такими? По-прежнему считая, что воспитание – это сила, мы начинаем винить самих себя в том, что приложили недостаточно усилий. Мы начинаем чувствовать себя неполноценными родителями, которые не сумели справиться со своей главной ролью – воспитать ребенка таким, каким надо. Вот только кому надо?
Что же получается: с помощью воспитания можно вырастить из ребенка кого угодно, словно вылепить его из куска глины, и просто некоторые взрослые не умеют правильно воспитывать детей? Или эта теория не всегда оказывается верна, и есть семьи, где, как бы грамотно родители ни воспитывали своих детей, те не оправдывают надежд. Тогда, может быть, на развитие ребенка одинаково сильно влияет и воспитание, и наследственность?
Два в одном
А как же Бахи?
И надо сказать, что к истине она ближе всего. Потому что никто из предыдущих мам и пап ни разу не упомянул о том, что ребенок может сам влиять на ход своего развития. Конечно, чем младше ребенок, тем больше роль родителей в его развитии и воспитании. Малыши подчиняются мамам и папам и в большинстве случаев с удовольствием усваивают родительские истины, часто подражают родителям, непроизвольно развивая у себя похожие черты характера. Но с возрастом он становится более критичным к самому себе, и если его что-то в себе не устраивает, он может намеренно попытаться изменить себя. Этот процесс так и называется – самовоспитание. Способность к самовоспитанию появляется у детей ближе к подростковому возрасту, когда дети могут отказаться от родительских принципов и ценностей.
Даже если ребенку по наследству передаются задатки каких-то способностей – музыкальных, танцевальных, математических или других, – то их развитие будет зависеть от того, насколько он сам захочет развить их в себе и какие усилия для этого приложит. Без этого самые выдающиеся врожденные задатки могут зачахнуть и все воспитательные усилия родителей пойдут насмарку.
Означает ли это, что родители бессильны повлиять на развитие ребенка? Нет, это означает лишь то, что нам не следует думать, будто мы всесильны и только от воспитания или генов зависит то, каким вырастет ребенок. Чем он взрослее, тем в большей степени он сам выбирает свой жизненный путь, прилагает усилия для достижения поставленных перед собой целей, подражает тем или иным близким людям. И если у него появятся интересы и черты характера, которые мы в нем не воспитывали, способности, которые мы целенаправленно не развивали – это вовсе не означает, что здесь обязательно есть наша вина или наша заслуга. Просто пришло время, когда сын или дочь сами стали решать, в каком направлении им хочется развиваться дальше.
Гены обоих родителей влияют на то, какие черты и характеристики получит их ребенок, и они называются наследственными чертами. Гены влияют не только на внешность человека, но и на его здоровье. Поэтому сегодня многие пары стараются учитывать семейную историю заболеваний в процессе планирования беременности. Современные методы диагностики позволяют оценить риски проявления тех или иных заболеваний у будущего потомства. В этой статье мы рассмотрим, какие генетические особенности передаются по наследству от родителей к ребенку и на что следует обращать внимание при планировании беременности и после рождения ребенка.
Генетические особенности, которые передаются по наследству
Дети наследуют свои гены как от матери, так и от отца, и в каждом человеке проявляются доминантные гены. Мальчики получают одну Х-хромосому и одну Y-хромосому, а девочки – две Х-хромосомы. Х-хромосома содержит больше генов, чем Y-хромосома, и, следовательно, девочки получают двойную возможность демонстрации доминантных генетических признаков, унаследованных от родителей. Например, гемофилия – это рецессивный признак. Мальчик может унаследовать гемофилию, в то время как его сестра не будет страдать этим расстройством, а только будет нести ген этого заболевания. Что передается по наследству от родителей:
- черты внешности: рост, вес и телосложение, цвет глаз и волос, форма губ, носа и т. п.;
- предрасположенность к заболеваниям: ишемическая болезнь сердца, болезнь Хасимото, диабет и др.;
- ментальные заболевания: шизофрения, клиническая депрессия или биполярное расстройство;
- привычки: например, азартное поведение, зависимости от сладкого или частых перекусов;
- умения и способности: к танцам, рисованию, музыке.
Исследователи не выделили гены, которые могли бы нести маркеры для всех черт личности. Поскольку гены по-разному взаимодействуют друг с другом, может потребоваться несколько различных генетических комбинаций, чтобы ребенок приобрел какую-либо черту личности. Кроме того, гены могут включаться и выключаться также под влиянием факторов окружающей среды, образа жизни. По данным Genome News Network, гены могут влиять на химические вещества, такие как серотонин и дофамин, способные оказывать глубокое воздействие на мозг и способствовать появлению таких личностных качеств, как беспокойство или застенчивость.
Здоровье зубов передается по наследственности
Наследственность может повлиять на здоровье и красоту наших зубов, поскольку существует связь между некоторыми проблемами здоровья полости рта и генетикой. Вот некоторые из проблемы здоровья зубов, связанные с ДНК:
- скученность или кривизна зубов, затрудняющие эффективную чистку;
- повышенный риск рака полости рта, если это раньше уже встречалось в семье;
- размер и форма рта, которые могут привести к плохому прикусу и потенциальной боли в ВНЧС.
Хотя форму и размер зубов можно унаследовать от любого из родителей, гены отца в этом случае будут доминирующими. Так что, если у отца плохие зубы, ребенок, вероятно, тоже столкнется с похожими проблемами.
Однако не стоит винить в плохих зубах только гены, поскольку на их здоровье намного сильнее влияет окружающая среда, образ жизни человека и тщательность гигиены. Если вы знаете, что некоторые проблемы с зубами у вас семейные, вы можете снизить риск их проявления. Например, если у кого-то в семье был диагностирован рак полости рта, избегайте курения и употребления чрезмерного количества алкоголя.
Какие генетические особенности передаются от отца
Какие гены передаются от отца:
- Цвет глаз. Доминирующие и рецессивные гены играют роль в определении цвета глаз ребенка. Глаза темного цвета определяются доминирующим геном, а светлые – рецессивными. У ребенка могут быть глаза отца, если они имеют доминирующий цвет.
- Рост. Высокий отец с большой вероятностью передаст ребенку эту особенность, хотя и невысокий рост матери может повлиять на рост потомства. Тем не менее рост в целом зависит от генетики обоих родителей, а наиболее точное предсказание роста можно сделать по среднему показателю родителей.
- Некоторые черты лица. К примеру, пухлые губы – доминирующая черта, и за появление их у ребенка отвечают гены отца. Ямочки на щеках – еще одна черта, которую дети наследуют от своих отцов, так как это доминирующий признак.
- Чихание на свету. Чихание из-за яркого света в глаза – доминирующая генетическая черта, которая передается от отца к ребенку.
- Структура зубов. Помимо других физических черт, наследуемых от отца, ребенок также может получить отцовскую структуру зубов. Ученые также выделили ген, определяющий диастему – зазор между зубами. Если у отца есть диастема, вполне вероятно, что она будет и у его детей.
- Психические расстройства. Оба родителя в равной степени могут передать проблемы с психическим здоровьем своим детям, но исследования показывают, что эти риски выше, если отец старше и имеет психическое расстройство, такое как шизофрения или СДВГ.
- Проблемы с сердцем. Дети могут наследовать от своих отцов ген, связанный с повышенным риском развития ишемической болезни сердца.
- Бесплодие. Исследования показывают, что мужчины, имеющие низкое количество сперматозоидов, могут передать бесплодие своим сыновьям.
Какие генетические особенности передаются от матери
Вот набор некоторых черт, что передается генетически от матери к ребенку:
- Леворукость. Если отец ребенка левша, вероятность, что ребенок тоже приобретет эту особенность, довольно мала. Но если его мать левша, то вероятность возрастает в геометрической прогрессии. Если оба родителя левши, ребенок тоже будет левшой. Кроме того, если все люди на семейном древе матери левши, ребенок тоже унаследует эту черту.
- Тип и цвет волос. Доминирующие и рецессивные гены играют огромную роль в определении цвета и типа волос. Дети чаще наследует доминантный ген матери, чем отца, по цвету и структуре волос.
- Мутации в геноме происходят в случае неправильного распределения хромосом в ДНК. Мутации находятся под влиянием генов родителей; и если у матери есть мутация, она также может проявиться и у ребенка.
- Болезнь Хасимото. Это заболевание возникает, когда иммунная система организма атакует щитовидную железу. Болезнь Хасимото часто передается от матери или кого-то из ее родословной. Если у матери есть проблемы с щитовидной железой или болезнь Хасимото, необходимо также проверить ее детей.
- Интеллект. Именно гены матери ответственны за развитие коры головного мозга ребенка, поскольку гены интеллекта расположены на хромосоме Х. А поскольку у женщин две X-хромосомы, они в два раза чаще передают своему потомству интеллектуальные способности.
- Болезнь Хантингтона. Если это заболевание диагностировано у матери, то при наследовании гена этой болезни риски его проявления у потомства составят 50/50.
- Вес. Вес ребенка зависит исключительно от его матери. Ребенок будет худым, если его мать худая. А если у матери избыточный вес, ее ребенок может иметь лишний вес сразу после рождения.
Близкие родственные связи нередко становятся причиной генетических мутаций, однако хотя многие состояния и болезни передаются на генетическом уровне, совершенно необязательно, что они проявятся у ребенка. К примеру, при таких состояниях, как волчанка или диабет, это уравнение выглядит намного сложнее. Хотя гены матери (или отца) могут нести повышенные риски возникновения этих заболеваний у ребенка, произойдет это только при сочетании генетики с рядом неблагоприятных факторов окружающей среды. Поэтому важно не только то, какие гены передаются от матери и отца, но и то, в каких условия и как живет человек. А знание о рисках эффективно помогает в предупреждении проявления наследственных заболеваний.
Преимущества проведения анализов в лаборатории Медикал Геномикс Украина
Лаборатория Медикал Геномикс Украина работает в сфере ДНК-тестов уже более 18 лет и предлагает широкий спектр генетических исследований, которые помогут вам найти ответы на самые сложные вопросы относительно вашего родства с кем-либо или узнать больше о вашем здоровье.
Здесь вы можете пройти тест для установления отцовства/материнства и родства с другими предполагаемыми родственникам, медицинские тесты по таким направлениям, как онкогенетика, репрогенетика, кардиогенетика, неврогенетика. Почему стоит выбрать лабораторию Медикал Геномикс Украина:
- удобство. Вы можете сдать образцы ваших клеток в одном из наших 43 пунктов сбора биоматериала, расположенных по всей Украине, или заказать домашний набор для забора материала;
- высокая точность. Все результаты генетических экспертиз проверяются двумя независимыми группами ученых-генетиков, что исключает возможность ошибки. Мы используем современное лабораторное и компьютерное оборудование;
- доступные цены и кратчайшие сроки.
Все тесты выполняются конфиденциально и при необходимости их результаты могут быть обезличены. Позвоните нам, если вы хотите пройти ДНК-тест – наши консультанты ответят на все вопросы и помогут оформить заказ.
Разбираем заблуждения о характере и темпераменте вместе с кандидатом психологических наук.
Наш эксперт — кандидат психологических наук Юлия Водяха.
Узнаем, может ли характер быть маминым или папиным, и передаётся ли по наследству депрессивное отношение к жизни. Выясним, правда ли характер формируется до трёх лет, а после изменить его уже невозможно. Порассуждаем о том, правда ли из всех темпераментов холерики больше склонны к истерике, а меланхолики — всегда тихони и мечтатели. А ещё поговорим о том, откуда берутся неуравновешенные люди, и правда ли бывают несовместимые темпераменты.
Ответить на эти вопросы мы попросили кандидата психологических наук, доцента кафедры общей психологии Института психологии УрГПУ Юлию Водяху.
Миф первый: характер может передаться от родителей
Искать ответы мы отправились в Институт психологии УрГПУ.
— Прямой зависимости, что какая-то черта характера вызывает заболевание, конечно, нет. Есть люди, у которых некоторые черты характера сильно заострены, это называется акцентуация характера. Существует целый перечень акцентуаций характера. Гипертимы (очень активный тип) много берут на себя, не умеют делегировать полномочия, им проще всё сделать самим. Для таких людей характерно переутомление, профессиональное выгорание. Для сензитивного (эмоционально чувствительного типа) — склонность принимать всё близко к сердцу, мнительность, нерешительность, ранимость. Для них более характерны переживания сниженного настроения, может быть, даже депрессивные состояния. Вместе с тем при адекватном воспитании родители и учителя могут скорректировать нежелательные черты характера.
— А оптимизм и пессимизм влияют на здоровье?
Миф третий: характер формируется до трёх лет
По словам психолога, из импульсивного ребёнка может вырасти успешный и уверенный человек, а может неуравновешенный и безответственный. Всё зависит от воспитания.
А вот пессимистичное отношение к миру могут заложить родители, которые всем недовольны.
Непоседливый, импульсивный в детстве человек может стать как выдающимся спортсменом, общественным деятелем, лидером (если были созданы условия), а может быть крайне неадаптированной личностью. Импульсивность (преобладание возбуждения) не всегда замечательно сказывается на результатах в учёбе, но способствует высоким спортивным достижениям. Безусловно, должны быть созданы условия для интеллектуального развития и физической подготовки (например, шахматы и спортивная секция). Тогда импульсивность (так мешавшая в детстве) проявится с самой положительной стороны — высокая скорость реакции, быстрая интеллектуальная обработка информации, способность к высоким достижениям, хорошая самодисциплина.
Если ничего с излишней импульсивностью не делать, то во взрослой жизни возникнут серьёзные проблемы с постановкой целей, наличием длительных отношений (брака), постоянства в работе. Такой человек не будет готов нести ответственность ни за других, ни за себя.
Миф четвёртый: холерики — самый истеричный тип темперамента
— Деление на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов — это бытовое понимание, которое, вероятно, порождается желанием человека уметь предсказывать поведение других людей. Увидел в другом холерика, и сразу понятно, что от него ждать. Хотя на самом деле такого явления, как холерик, нет, есть черты темперамента, свойства характера. Вообще, профессиональные психологи рассматривают не традиционную бытовую типологию — 4 типа, а изучают свойства темперамента: сензитивность (чувствительность), реактивность (силу эмоциональной реакции), пластичность (изменчивость), ригидность (инертность) и другие.
У холериков заострены такие черты характера, как потребность во внимании, у таких людей хорошие навыки самопрезентации, они умеют преподносить информацию нужным образом, концентрировать на себе внимание аудитории.
Но вообще, переживанию особенно интенсивных эмоций могут быть подвержены все. При этом одна и та же ситуация на разных людей может повлиять по-разному: кто-то перенесёт её спокойно, а у кого-то спровоцирует истерику.
— Есть мнение, что только холерики могут быть лидерами…
Миф пятый: меланхолики — это грустные и аморфные люди
— Здесь речь идёт о людях со слабой эмоциональной реакцией на внешние или внутренние раздражители. Такие люди обладают высокой концентрацией внимания, глубоко погружаются в деятельность, часто испытывают сложности с переключаемостью. Но это очень системные люди, которые шикарно работают с документами, эффективны в ситуациях контроля. Их ригидность (или инертность) позволяет при любых условиях достигать положительного результата. Это идеальные сотрудники для работы с документацией, например, экономисты, инженеры.
Может казаться, что меланхолик ничего не делает, но в это время он может активно думать, просто не показывает своих эмоций.
Родственные связи
Ряд учёных твёрдо уверены, что формирование детской личности во многом определяется именно наследственностью.
Так, учёные Томас Бошард и Давид Ликкен после исследований о влиянии генов на формирование личности человека и его индивидуальные способности пришли к выводу, что 70% отличий в интеллекте обусловлено именно наследственностью.
В 1983 году они со своей командой начали искать пары разлучённых близнецов. В итоге было изучено 56 пар таких близнецов из восьми стран. Каждая пара потратила примерно неделю на сдачу психологических и физиологических тестов и измерений. Их сравнивали с теми близнецами, которые росли в одной семье.
В итоге учёные пришли к выводу, что 70% различий интеллектуальных способностей заложены генетически, а на оставшиеся 30% могут влиять окружающая среда, воспитание, образование, семья и т.д.
Определённый набор психологических качеств – открытость или недоверие к внешнему миру, нервозность, добросовестность и т.д., по их мнению, на 65% определяются генетикой.
А вот особая одарённость, по мнению ряда учёных, генетикой никак не определяется.
В 80-х годах исследователи даже создали специальный банк спермы лауреатами Нобелевской премии. Более 200 американок самых разных социальных слоёв и даже рас согласились стать мамами детей, рождённых от гениев.
Гены делятся на доминантные (сильные) и рецессивные (слабые). Например, ген кареглазости является доминантным, а светлоглазости – рецессивным. У кареглазых родителей с большей вероятностью родится такой же темноглазый ребенок. Хотя не исключено, что чадо родится и светлоглазым, поскольку кто-то из родителей может обладать геном светлоглазости. Ведь за каждый признак со стороны родителя отвечает не один ген, а целая группа, и комбинации здесь многовариантны. К сильным, чаще всего наследуемым генам, также относятся тёмные и курчавые волосы, крупные черты лица, массивный подбородок, нос с горбинкой
Однако измерение IQ, которое проводилось этим повзрослевшим детям в 25 лет, исследователей разочаровало. Только один из 200 участников эксперимента продемонстрировал высокий уровень IQ – 180. У остальных обнаружились вполне обычные способности.
Возможно, этот эксперимент отчасти объясняет, почему на детях большинства гениев природа отдыхает.
Хотя человечество знает и немало примеров, когда геном гениальности обладали близкие родственники.
Так, например, четыре сына Чарльза Дарвина пополнили список выдающихся учёных. Астроном Джордж Говард Дарвин сформулировал теорию происхождения Луны как осколка доисторической Земли. Фрэнсис Дарвин стал известным ботаником.
Гораций Дарвин – инженером-строителем. Все они были посвящены в рыцари. Исключение составлял майор Леонард Дарвин, он не был рыцарем и членом Лондонского королевского общества. Он считал себя менее одарённым, но это не помешало ему стать главой Британского евгенического общества и наставником известного эволюционного биолога и статистика Рональда Фишера.
В то же время гений может родиться и в семье, далёкой от каких-либо талантов. Взять, например, английского математика и физика Исаака Ньютона. Среди его предков никто не отличался ни математическими, ни какими-либо другими высокоинтеллектуальными способностями.
Прославленный скульптор, живописец и архитектор Микеланджело тоже не мог похвастаться уникальной родословной. А Леонардо да Винчи и вовсе был сыном нотариуса и крестьянки.
Словом, как ни крути, а списывать всё на генетику не стоит. И бывает, что родители пытаются объяснить не устраивающее их поведение ребёнка дурной наследственностью. В то время как она здесь совсем ни при чём, а причина как раз в воспитании и ошибках самих родителей.
Когда гены ни при чём
Сходство с папой или мамой
Понятное дело, что когда сын или дочь как две капли воды похожи на маму или папу, никому и в голову не придёт спорить о влиянии наследственности. Речь же идёт о проявлениях у ребёнка черт характера того или иного родителя, манере поведения. Причём чаще всего тех черт, наличие которых у одного супруга жутко раздражает другого. И чем больше ребёнок повторяет эти ненавистные черты, тем сильнее родитель утверждается в его неисправимости.
Хотя на самом деле ребёнок может повторять поведение, например, папы вовсе не из-за тяжкой наследственности, а просто потому, что видит его пример перед глазами. Ребёнок впитывает в себя тот стиль поведения, общения и взаимодействия с миром, который принят в его семье.
Плохое поведение
Часто родители сначала сами пускают воспитание ребёнка на самотёк. А когда выясняется, что чадо не умеет себя вести – грубит, врёт, не думает о других и т.д., всё тут же списывается на тяжкую наследственность.
А между тем, если бы с самого начала родители чётко определяли для него границы дозволенного и доходчиво объясняли, что брать чужое, хамить, обижать слабых и т. д. нельзя, глядишь, подобных проблем не было бы.
Кроме того, плохое поведение ребёнка может быть вызвано и недостатком внимания и тепла со стороны родителей. И, как мы уже говорили, ребёнок таким образом пытается эту нехватку восполнить.
В любом случае поведение ребёнка в большей степени зависит от тех качеств, которые родители проявляют сейчас, нежели передают по наследству.
Нежелание ребёнка заниматься чем-либо
А на самом деле проблема скорее всего не в том, что ребёнок не способен чем-либо заниматься. А в том, что это занятие навязано родителями и потому попросту не привлекает.
Например, мама мечтает, чтобы ребёнок занимался музыкой. А ему при виде пианино ну просто повеситься хочется. Причём независимо от того, были в его роду любители музыки или нет. Отсюда и неусидчивость, и нежелание заниматься, и всё то, что родители с такой готовностью объясняют влиянием генов.
Не стоит игнорировать желания и интересы самого ребёнка, и тогда, скорее всего, не придётся жаловаться на дурную наследственность.
Читайте также: