Могут ли иностранные государства осуществлять захоронение отходов на континентальном шельфе рф

Обновлено: 23.05.2024

Цель публикации — разобраться в вопросе, о каких суверенных правах и юрисдикционных полномочиях России на континентальном шельфе говорит ч.2 ст. 67 Конституции РФ.
Что входит в территорию России?

Что включает территория России по Конституции?

Территория государства — это определенная на основе норм международного права часть земной поверхности (суша, акватории, воздушное пространство над ними), на которые распространяется исключительный суверенитет этого государства.

В пределах своей территории государство, если иное не предусмотрено его международными договорами, осуществляет юрисдикционные полномочия в полном объеме, что означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами.

Как видно из изложенного выше, континентальный шельф не относится к территории России.

Что такое континентальный шельф?

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает определение континентального шельфа.

Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Прибрежное государство устанавливает внешние границы своего континентального шельфа в тех случаях, где шельф простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий.

Континентальный шельф не является государственной территорией прибрежного государства. Другие государства также имеют определенные права в отношении континентального шельфа иностранного государства.

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации;

2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;

4) юрисдикцию (пределы правомочий) в отношении:
-морских научных исследований;
-защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов;
-прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормами международного права.

Чем отличается юрисдикция Российской Федерации на территории Российской Федерации и на континентальном шельфе?

На территории Российской Федерации Российская Федерация осуществляет полную юрисдикцию по отношению к субъектам своего государства (среди них, физические лица, организации ими образованные — юридические лица, и органы управления, в которых физические лица исполняют должностные полномочия).
На континентальном шельфе Российская Федерация осуществляет частичную юрисдикцию по отношению к иностранным государствам, но не к физическим лицам и только по специфическим вопросам, т.е. юрисдикция направлена на разные субъекты и по разным вопросам.
Рассмотрим вопрос, в каком объёме Российская Федерация осуществляет на континентальном шельфе.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) Российская Федерация имеет на континентальном шельфе юрисдикционные полномочия только в том объеме, какими обладает прибрежное государство. А именно:
Статья 77 — Права прибрежного государства на континентальный шельф
1. Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов.
2. Права, упомянутые в пункте 1, являются исключительными в том смысле, что, если прибрежное государство не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства.
Статья 78 — Правовой статус покрывающих вод и воздушного пространства и права и свободы других государств
2. Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод других государств, предусмотренных в настоящей Конвенции, или приводить к любым неоправданным помехам их осуществлению.
Статья 79 — Подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе
1. Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями настоящей статьи.
Ст 210
5. Захоронение в пределах территориального моря и исключительной экономической зоны или на континентальном шельфе не осуществляется без определенно выраженного предварительного одобрения прибрежного государства, которое имеет право разрешать, регулировать и контролировать такое захоронение после должного рассмотрения этого вопроса с другими государствами, на которых такое захоронение может отрицательно сказаться в силу их географического положения.
Статья 246 — Морские научные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе
1. Прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне и на своем континентальном шельфе в соответствии с относящимися к этому положениями настоящей Конвенции.
2. Морские научные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе проводятся с согласия прибрежного государства.
5. Прибрежные государства могут, однако, по своему усмотрению отказать в согласии на осуществление другим государством или компетентной международной организацией в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе прибрежного государства морского научно-исследовательского проекта, если этот проект:…
Статья 248 — Обязанность представлять информацию прибрежному государству
Государства и компетентные международные организации, которые намерены проводить морские научные исследования в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе прибрежного государства, предоставляют такому государству не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала морского научно-исследовательского проекта полную информацию о:
a) характере и целях проекта;
b) методе и средствах, которые будут использованы,…
Как видим, Россия осуществляет свою юрисдикцию на континентальном шельфе только по специальным вопросам и в объеме, оговоренном Конвенцией ООН по морскому праву.

Читайте также: