Могла ли снегурочка избежать гибели или она закономерна островский

Обновлено: 02.07.2024

Александр Николаевич Островский известен своими произведениями, которые стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. За его прозорливость и очень светлые, но в то же время с ноткой трагичности произведения они нашли отклик в фильмах и в театре. Свое знаменитое произведение Снегурочка он написал в 1873 году по мотивам сборника сказок Александра Афанасьева. Особое написание в стихах и без рифмы и элементы балета придает произведение некую изюминку и своеобразность.

После выхода произведения в день своего рождения, в юбилей, музыку к будущей пьесе написал Петр Ильич Чайковский. Благодаря гармонии текста и музыкальных линий это произведение стало многоуровневым и многозадачным с историей о снегурочке и о легендах с обрядами и песнями. Вся эта фантастическая и волшебная пьеса является воплощением сказочных мотивов с торжественными мотивами.

Сюжет произведения развивается в царстве Берендея. Основной конфликт это желание любить и не быть одинокой. Отец Мороз замечает это и пытается предупредить мать Весну-Красну, что Ярило хочет растопить Снегурочку горячими лучами из-за нарушенных канонов безбрачия.

Жизнь Снегурочки не всегда была радостна и счастлива. Оказавшись в семье крестьянина Бобыля она не чувствует, что дорога им. Для них она приманка для успешной партии в замужестве. Она красива и мила, но желание быть любимой дает о себе знать. Однако свое внимание она обращает на пастуха Леля, который дарит свои песни всем в округе. Когда на пороге появляется Мизгирь, то она понимает, что любви к нему она не испытывает. Он опьянен любовью и в страстном порыве пытаясь доказать, что он добился своего, везет Снегурочку на гору, где она под лучами жаркого солнца тает. Все чувства переполняющие Мизгиря заставляют его бросится в озеро из-за потери любви. В ответ на это Ярило не сожалеет о смерти двух влюбленных, а даже наоборот наказывает их за непослушание. Вместо траура он заставляет всех петь веселую песню, так ка для него эта гибель ничего не значит.

Говорящие птицы занимают свое определенное место в пьесе. Они распевают о состоявшемся строе

Эта пьеса воплощение красоты и волшебства, но при этом есть трагедия, которая с помощью добра в душе каждого человека побеждается. Все человеческие пороки предстают перед нами, но недостатки меркнут на фоне любви и желанного счастья. Теперь душа Снегурочки свободна и счастлива. В последние минуты жизни она стала любимой и ей дорожили так же как и мать с отцом.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ри — слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

7главная мысль рассказа снегурочка

Анализ произведения

Описание произведения


В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, — а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Третье действие

Начинается ночь накануне Ярилиного дня. Начинается веселье, и запевалой стал пастух Лель. Постепенно девушки начинают мириться с парнями, всё идёт на лад. Лель целует Купаву на глазах у Снегурочки. Что чувствует дочь Мороза? Ревность? Нет, в сердце холодной девушки заговорила гордость.

Мизгирь ослеплён любовью, и хочет во что бы то ни стало взять в жёны Снегурочку. Но дочь Мороза отказывается. Чуть позже вмешивается леший. И молодого купца начинает манить мираж холодной девушки. И Мизгирь будет бегать за этим миражом всю ночь.

После разговора с Лелем и Купавой Снегурочка наконец-то поняла, что жизнь без любви пуста.

Главные герои


Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её. Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава — все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.







Композиция и главная тема произведения


То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

Персонажи

  • Лель, молодой пастух
  • Мизгирь, молодой купец
  • Царь Берендей

Главные женские персонажи Купава, Снегурочка. Также в сказке-пьесе есть закулисный персонаж Ярило, о нём постоянно упоминают. В финале пьесы появится в облике молодого парня.

Характеристика влияния Мороза на царство Берендея однозначна: где холод и стужа, там рождаются недобрые чувства вроде зависти, равнодушия, жестокости, коварства.

Читать пьесу-сказку можно в электронной версии и в книжном варианте.

Сказка – ложь, да в ней намек…

Восхождение

Ограниченный малыми сроками по кирпичику строишь свой храм.

На пути твоем пропасть глубокая замороженных эго-программ.

Узкий мост через пропасть известен: победивший сомненья и лень

По Лучу Обретения-Вести на вторую восходит ступень.

Призывающий Луч Покаянья дарит сердцу Терновый венок.

Утончив твою душу страданьем, чтоб ее для Меня уберег.

Луч таинственный Разума-Формы возведет на высокий порог,

Открывая сознанью платформу перехода на новый виток.

Луч, вселяющий Творчество Духа, вдохновение в сердце прольет,

С утонченным и вкусом и слухом в беспредельный отправит полет.

Луч Могущества-Смерти поможет умереть и воскреснуть во Мне.

Благодатью небесного ложа окружит от вершин до корней.

Если ты одинокий, как остров океанской водою омыт,

Помни, друг, будет очень непросто научиться собратьям служить.

По Лучу Устремления-Воли от начала пути до конца

Только сила соборного поля помогает открыться сердцам.

Если Мудрость с Любовью сольется, освещенная Высшим Лучом,

Все соборное сердце забьется с тонким ритмом Моим в унисон.

Канет в вечности мрак бездорожья, планетарный закончится бег.

Принимая наследие Божье, в силу Бога войдет человек! (О.В.Асауляк)


« Россия, будто бы Христос, из пепла возродится снова

И встанет в свой могучий рост под звон церквей и Божье Слово.

Благословен, тернист тот путь, через распятье к воскрешенью…


В мире вряд ли найдётся хотя бы один взрослый или ребёнок, который не слышал бы о Деде Морозе или Снегурочке. Прототипом всем известного Деда Мороза является языческое божество Карачун — жестокий Бог Подземелья, повелитель холодов. Славяне испокон веков поклонялись ему и боялись его гнева. В фольклоре большинства северных народов есть схожие образы. В отличие от Деда Мороза Снегурочка — исконно русский персонаж.

Никто не может точно сказать, откуда в нашу традицию пришла юная помощница праздничного старика, впрочем, обосновалась она в ней прочно и, как свидетельствует история, надолго.

Как из фольклорного персонажа Снегурочка стала литературным героем


Снегурочка не упоминается в древнеславянских ритуалах или фольклоре, но в народных преданиях существует легенда о девушке изо льда, которая растаяла от тепла солнечных лучей языческого Бога Ярила. Во время традиционного обряда в честь Бога Весеннего Солнца, девушка подошла слишком близко к костру, тем самым обрекла себя на гибель.

Фольклористы считают, что персонаж Снегурочки находит своё отражение в образе языческого божества потустороннего мира Марены. Непосредственная связь с рождественской ёлкой объясняется тем, что это дерево является символом богини Зимы и Смерти. Занимательно, что в древние времена гробы для усопших делали именно из еловой доски. В действительности же злое существо Марена и добрая Снегурочка никак не могут быть одним и тем же образом. Изначально Снегурочка воплощает в себе милосердие, чистоту и добродушие.


В конце XIX — начале XX века этот персонаж всё чаще появлялся в новогодних сценариях отечественных педагогов. Ещё до Октябрьской революции фигурки Снегурочки украшали праздничные ели, а девчонки наряжались в узнаваемое убранство для новогодних представлений.

Кем на самом деле приходится Снегурочка Деду Морозу

Несмотря на то, что Снегурочка является фольклорным персонажем, существуют различные мнения о её семье. Самая распространённая, теория к которой привыкли многие из нас, гласит, что Снегурочка — внучка Деда Мороза. И возникает закономерный вопрос, кто же её родители? Говорят, что она дочь Снеговика, который появился в союзе Деда Мороза и Метелицы.

Некоторые считают, что Снегурочка — дочь Деда Мороза и Весны-Красны. А особо изощрённые фольклористы утверждают, что Снежная красавицы не кто иная как жена Деда Мороза. Вполне возможно, ведь на Руси издавна неравные браки были обыкновением.


Как создавался образ Снегурочки, дошедший до наших дней

Впервые Снегурочка как часть новогодней праздничной ёлки предстала перед публикой в 1935 году. Это было первое официальное празднование Нового года, которое власти СССР постановили на всесоюзном уровне. Дед Мороз и его внучка Снегурочка были назначены главными символами торжества. Уже в 1937 году они выступали дуэтом на новогоднем балу в Московском Доме Союзов. С того времени пара радует своих почитателей от мала до велика.

Занимательно, что изначально Снегурочка изображалась в виде маленькой девочки, и лишь позднее её стали представлять как статную девушку. Белое или светло-голубое пальто-платье из фланели с меховой опушкой, на подоле увенчанный серебряными узорами. Шапочка из того же материала или кокошник, украшенный жемчугом. На ногах — лёгкие сапоги из войлока или ткани. Всё это до сих пор является неотъемлемыми деталями образа Снегурочки.

В военный период Снегурочка утратила свою актуальность, но уже 1950-е годы не без стараний детских писателей Льва Кассира и Сергея Михалкова, её образ возродился вновь. С тех пор Дед Мороз и его юная помощница являются неотъемлемой составляющей радостного настроения всей страны в канун новогодних праздников.


Аналоги Снегурочки в традициях стран народов мира

А в Швеции у Снегурочки есть сестра Люсия, в честь которой даже существует отдельный праздник. Согласно легенде, её имя берёт начало от святой Люсии — мученицы, погибшей за веру в Иисуса. По приданию мужем Люсии был обычный рыбалка. Однажды, когда её супруг ушёл в море, разразился шторм, а дьявол погасил маяк, который вёл мужчин домой. Люсия, вооружившись фонарём, вышла на причал, чтобы обозначить дорогу рыбакам. Однако на неё напали черты и отрубили ей голову. Швейцарцы верят, что призрак девушки остался ожидать путников, освещая им путь со скалы.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

2. Рассмотрим образы основных персонажей пьесы.

3. Узнаем, какие чувства владели героями пьесы и к чему это привело.


Необходим был бы сюжет, который объединил музыку, игру актёров и красочное представление.

Действительно, Островский соединил народные сказки, песни, предания и легенды в красочное полотно.

В пьесе действуют живые люди и силы природы, животные и персонажи фольклора. Все они наделены своими характерами, привычками. Взаимоотношения героев пьесы и являются главным в сюжете сказки.

Действие происходит в царстве берендеев. Это благословенный край: люди здесь живут по законам совести и чести. Они чтут солнце-Ярилу и стараются не прогневать его. Для них важна красота во всем – в природе, в людях, в песнях и плясках, в поступках. Царь Берендей так говорит о своём народе:

Народ великодушный

Во всем велик, - мешать с бездельем дело

Не станет он; трудиться, так трудиться,

Плясать и петь - так вдоволь, до упаду.

Взглянув на вас разумным оком, скажешь,

Что вы народ честной и добрый; ибо

Лишь добрые и честные способны

Так громко петь и так плясать отважно.

Во всяком случае, так было раньше, а теперь тот же царь с горечью замечает:

В сердцах людей заметил я остуду

Немалую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев.

Исчезло в них служенье красоте;

А видятся совсем другие страсти:

Тщеславие, к чужим нарядам зависть

Царь Берендей – истинный отец своего народа. Он заботится о нем. Видя печальные изменения в людях, он даже ночью думает о том, как помочь горю, как вернуть былое благоденствие:

Благополучие - велико слово!

Не вижу я его давно в народе,

Пятнадцать лет не вижу. Наше лето

Короткое, год от году короче

Становится, а весны холодней -

Туманные, сырые, точно осень,

В чем же причина всех бед? Берендей пытается понять это.

Пятнадцать лет не кажется Ярило

На наш призыв, когда, встречая Солнце,

В великий день Ярилин, мы напрасно

Тьмотысячной толпой к нему взываем

И песнями его величье славим.

Сердит на нас Ярило.

И царь прав: причина действительно в том, что между собой спорят боги: Мороз и Ярила-Солнце. Причина же – Весна, жена Ярилы. Вернее, её дочь от Мороза.

Снегурочка – дочь Мороза и Весны. Мать хочет, чтобы дочь пошла к людям, ведь

Милей всего. Ни терем твой точёный,

Ни соболи, бобры, ни рукавчики

Строченные не дороги; на мысли

У девушки Снегурочки другое:

С людьми пожить; подружки нужны ей

Весёлые да игры до полночи,

Весенние гулянки да горелки

Мороз, напротив, желает оградить дочь от всякого общения с людьми, удержать ее в ледяном тереме:

Волну пряди, бобровою опушкой

Тулупчик свой и шапки обшивай.

Строчи пестрей оленьи рукавички.

Грибы суши, бруснику да морошку

Про зимнюю бесхлебницу готовь;

От скуки пой, пляши, коль есть охота,

Но вот Снегурочка среди людей.

В этом мире далеко не всё так хорошо, как ей казалось, когда она тайно наблюдала за жизнью берендеев из леса. Её приёмные родители ленивы и жадны, мечтают только о богатстве, сытости-пьянстве и нарядах. Подруги ревнивы и завистливы, обижены за то, что парни поголовно влюблены в Снегурочку.

А сама Снегурочка не может понять этих чувств:

Моя беда, что ласки нет во мне.

Толкуют все, что есть любовь на свете,

Что девушке любви не миновать;

А я любви не знаю; что за слово

"Сердечный друг" и что такое "милый",

Вообще сердце Снегурочки не ледяное, оно не знает только любви. Остальные чувства Снегурочке доступны. Она жалеет своих приёмных родителей, хоть прекрасно видит и понимает их недостатки. Она завидует отчасти Купаве, делящейся с ней своими любовными секретами. Ей приятны ухаживания Леля и, напротив, страшна и даже противна бурная страсть Мизгиря, его попытки подкупить её.

Бесценный жемчуг

Себе оставь; недорого ценю я

Свою любовь, но продавать не стану:

Сменяюсь я любовью на любовь,

Но не с тобой, Мизгирь.

Снегурочка умоляет Весну:

О мама, дай любви!

Любви прошу, любви девичьей!

И только выпросив у матери умение любить, Снегурочка начинает жить по-настоящему. Для неё изменился весь мир:

Ах, мама, что со мной? Какой красою

Зелёный лес оделся! Берегами

И озером нельзя налюбоваться.

Теперь ей дорог и Мизгирь, на него выплёскивает Снегурочка переполняющую её любовь.

С н е г у р о ч к а

О нет, Мизгирь, не страхом

Полна душа моя. Какая прелесть

В речах твоих! Какая смелость взора!

Высокого чела отважный вид

И гордая осанка привлекают,

Манят к тебе. У сильного - опоры,

У храброго - защиты ищет сердце

Стыдливое и робкое. С любовью

Снегурочки трепещущая грудь

К твоей груди прижмется.

И даже собственная гибель не печалит девушку, ведь она всё же почувствовала настоящую любовь.

Но что со мной: Блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!

О Мать-Весна, благодарю за радость,

За сладкий дар любви! …

…Люблю и таю, таю

От сладких чувств любви!

Таково отношение к любви Снегурочки, то есть той, которая узнала ее впервые. А как относятся к любви берендеи? Посмотрим на Купаву.

Персонаж пьесы носит это имя не напрасно.

Купава в славянской мифологии супруга бога Купалы, бога очищения, вожделения, любви, брачных пар. Так может ли девушка с таким именем быть тихой, скромной, прячущей от всех свою любовь?

Купава – полная противоположность Снегурочке. Она вся – порыв страсти, нежности и не желает скрывать своей любви, своей радости:

К у п а в а

Снегурочка, а я-то как счастлива!

От радости и места не найду,

Вот так бы я ко всякому на шею

И кинулась, про радость рассказала.

И сама она не скрывает, что любила без оглядки, отдаваясь чувству всей душой:

К у п а в а

Всех-то забыла я,

Батюшко родного,

Близких и сродников,

Милых подруженек,

Игры веселые,

Речи заветные.

Знаю да помню лишь

Друга любезного.

Встретясь, целуемся,

Сядем, обнимемся,

В очи уставимся,

Смотрим, любуемся.

И столь же горяча в ее оскорбленном сердце ненависть к обманщику:

К у п а в а

Обижено, разбито сердце им;

Лишь ненависть к нему до гроба будет

В груди моей. Не надо мне его.

Купава не может жить без любви.

Она не просто благодарна Лелю за спасение, но переносит на него всю свою любовь, горячую, страстную, открытую.

К у п а в а

Насилу я нашла тебя, желанный,

Сердечный друг, голубчик сизокрылый!

Не в глазки, нет, не в щечки целовать, -

У ног лежать, голубчик сизокрылый,

У ног лежать должна Купава.

Мани меня, когда ласкать захочешь,

Гони и бей, коль ласка надоест.

Без жалобы отстану, только взглядом

Слезящимся скажу тебе, что я, мол,

Приду опять, когда поманишь.

Но кто же такой Лель? Обычный ли пастух носит такое имя?

В начале сказки мы видим Леля беззаботным красавцем. Он славится своей красотой и пением. Он беден, пасёт в слободе коров, но нисколько не тяготится своей бедностью. И даже то, что не все хотят взять его на постой, его не только не огорчает, но и вызывает в его душе гордость. Ведь не берут его из-за красоты, боясь, что женщины этого дома не устоят перед юным красавцем.

Лель весел, он всегда с молодёжью, участвует во всех её забавах. На праздниках он – главный запевала. Беззаботный, легкомысленный Лель впервые познает печаль, полюбив Снегурочку. Их первый разговор напоминает беседу говорящих на разных языках: она не понимает, как может Лель так дешёво ценить свои песни, а ему не понять, почему Снегурочка так серьёзно относится к его пению.

Не платы жду. Мальчонка-пастушонка

Убогого за песню приголубят

Поласковей, когда и поцелуют.

С н е г у р о ч к а

За поцелуй поешь ты песни? Разве

Так дорог он? При встрече, при прощанье

Целуюсь я со всяким, - поцелуи

Такие же слова: "прощай" и "здравствуй"!

Лель – сама молодость, веселье, и ему скучно с красивой, но холодной Снегурочкой. Ему ближе давние подружки, которым ничего не нужно объяснять.

Вон, видишь, ждут меня и ручкой манят.

Побегаем, пошутим, посмеёмся,

Пошепчемся у тына под шумок,

От матушек сердитых потихоньку.

Он жаждет любви горячей, открытой, бурной:

Лелю не детская любовь нужна.

Поэтому он остается с Купавой, которая готова идти за ним, по ее собственным словам, как собачка.

В Снегурочке Леля прельстила красота, но очень быстро его влечение остыло, потому что красота эта холодная, чуждая Лелю и его чарам не поддаётся.

Теперь посмотрим на Мизгиря. Его имя в каком-то смысле тоже говорящее.

Мизгирём в народных сказках именуют паука. Оплетая своими сетями ветки и травы, он ловит беззаботных мошек, мотыльков, мух и губит их. Таков и Мизгирь у Островского.


Отецкий сын, по имени Мизгирь,

Торговый гость из царского посада.

Он все привык покупать или брать силой:

До сей поры она (душа) любви страданий,

Утехи лишь известны ей; а сердце

Приказывать привыкло, не молило,

Не плакало оно.

Доселе я не плакал

И даже слов не тратил много, - только

Рукой манил девиц делить любовь

И золото бросал за ласки.

Впервые он ощущает любовь, увидев Снегурочку. И то это скорее не любовь, а страсть, вспыхнувшая неожиданно и ярко. Снегурочка не похожа на прочих девушек посада:

Опушены стыдливые глаза,

Ресницами покрыты; лишь украдкой

Мелькнёт сквозь них молящий нежно взор.

Снегурочка не поддаётся ни на мольбы и горячие признания, ни на богатые подарки, и это только подогревает в чувство Мизгиря:

Сломился я под гнетом жгучей страсти

И слезы лью. Смотри, колена клонит

Перед девчонкой гордый человек.

Люби меня, Снегурочка! Дарами

Бесценными красу твою осыплю

М и з г и р ь

Покорными сердцами

Привыкла ты владеть, привыкла тешить

Угодами обычай прихотливый.

Но сердцем я не мальчик - и любить,

И приказать умею: оставайся!

Жизнь Мизгиря – это подчинение своим капризам и душевным порывам. Только погубив Снегурочку желанием покрасоваться перед всеми, Мизгирь понимает, что он натворил, хоть и здесь винит богов.

Таким же порывом, каким он добивался взаимности Снегурочки, Мизгирь обрывает свою жизнь.

Любовь и страх в её душе боролись,

От света дня бежать она молила.

Не слушал я мольбы - и предо мною

Как вешний снег растаяла она.

Снегурочка, обманщица не ты:

Обманут я богами; это шутка

Жестокая судьбы. Но если боги

Обманщики - не стоит жить на свете!


Островский в своём произведении показал всевозможные оттенки любви:

- легкомысленная влюблённость Леля;

- горячая потребность Купавы любить хоть кого-то;

- любовь как сила, преображающая мир, – для Снегурочки.

Однако есть ли в пьесе место для искреннего, чистого, постоянного, самоотверженного чувства?

Обернёмся и ещё раз посмотрим на основных персонажей пьесы:

- Чувства Леля мгновенны, изменчивы, непостоянны и легковесны.

- Мизгирь испытывает к Снегурочке страсть, схожую с жаждой обладания.

- Весна заигрывает с Морозом шутки ради (могла ли она подарить своей дочери настоящее чувство?).

- Чувство Снегурочки схоже с восторгом и обращено на первого встречного.

Мы уже говорили о том, что в царстве берендеев далеко не все идеально: здесь есть и бедность, и зависть, и вражда. Но, возможно, причина в самих берендеях?

В сущности, они живут единым днём, порывом, внешней красотой и внешними чувствами. Любая скорбь для берендеев – беда.

Они не склонны даже к обычному человеческому сочувствию.

Снегурочки печальная кончина.

И страшная погибель Мизгиря.

Тревожить нас не могут.

Царь Берендей рисуется мудрым правителем и добрым человеком. Он радуется, что Ярило перестал гневаться на его народ из-за Снегурочки. Но ведь Мизгирь был человеком, берендеем.

И в этом случае беспечальность остальных берендеев граничит с жестокостью.

А тяга только к веселью и только к теплу Солнца – с отсутствием нравственных законов и милосердия.

Почти в каждом исследовании об этой пьесе Островского можно встретить такие строки.


Музыкальная пьеса-сказка "Снегурочка" (другое название - "Весенняя сказка") была завершена знаменитым русским драматургом Александром Николаевичем Островским к 31 марта 1873 года. Она имеет пролог и четыре действия. Однако несмотря на название, это произведение - отнюдь не детская сказка.

Спустя менее чем полтора месяца, в мае, пьеса уже была поставлена на сцене Большого театра. Музыку к сказке написал 33-летний Петр Ильич Чайковский.

В статье мы приведем анализ пьесы и героев "Снегурочки" Островского. Будут изложены основные сюжетные ходы произведения, рассказана его история создания и дальнейшая судьба постановки на театральных подмостках.

История написания

Почему в анализе "Снегурочки" Островского уместно напомнить о том, как эта пьеса была создана? Дело в том, что именно в 1873 году здание Малого театра было закрыто на ремонт и труппе пришлось разместиться в Большом театре. Чтобы не терять время в простое, руководство приняло решение о большой постановке, в которой были бы задействованы все три труппы - оперная, балетная и драматическая. Главным было найти автора текстовой части и композитора для такой необычной совместной работы. И обратились к самому известному на тот момент отечественному драматургу А. Н. Островскому, который тогда увлекся идеями исследователя и собирателя русского фольклора Александра Афанасьева.

Портрет Островского работы Перова

В качестве основы для сюжета Островский взял русскую народную сказку "Девочка-Снегурочка". Эта история о девочке из снега по имени Снегурка (Снежевиночка) появилась в книге Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу", которая была опубликована в 1869 году. Доказательством того, что в процессе написания пьесы Островский опирался на эту народную сказку, является тот факт, что по сюжету обоих произведений Снегурочка погибает (тает). Тогда как существовали другие варианты сказки, в которых героиня воскресала.

И автору пьесы, и композитору пришлось работать в напряженном режиме, пьеса была закончена к юбилею драматурга: 31 марта 1873 года Островскому исполнилось 50 лет.

Главные герои

Анализ героев "Снегурочки" Островского начнем с центрального персонажа пьесы. Это, как можно догадаться из названия, Снегурочка. Но в пьесе она, как и в сказке, совсем не дочь Ивана и Марьи, бездетной супружеской пары, которая мечтала о ребенке. Она дитя Деда Мороза и Весны-Красны. Согласно описанию, это красивая девушка, которая бледна лицом и светловолоса. Она выглядит как боярская дочь, а не крестьянка, на ней бело-голубая шубка, меховая шапочка, рукавички.

Бобыль с Бобылихой

В характере главной героини присутствуют, казалось бы, несочетаемые черты: холодность - от отца (Мороза) и желание любить, но неспособность к этому чувству. Когда Весна дарит Снегурочке способность любить, девушка погибает. Это происходит во время летнего праздника славян, посвященного богу солнца Яриле.

А вот другой центральный персонаж пьесы. Лель - слободской пастушок, ветреный и непостоянный возлюбленный Снегурочки, поющий прекрасные песни. О себе он говорит так:

Без ласки жить нельзя же пастушонку!

Не пашет он, не сеет; с малолетства

На солнышке валяется; лелеет

Весна его, и ветерок ласкает.

И нежится пастух на вольной воле.

В уме одно: девичья ласка, только

И думаешь о ней.

Мизгирь - это сын богатого купца, жених Купавы, который, увидев Снегурочку, забыл про невесту. Его гибель в конце пьесы происходит не столько из-за потерянной любви, сколько по вине богов, по крайней мере, сам Мизгирь так считает.

Персонажи

Для дальнейшего анализа сказки "Снегурочка" Островского рассмотрим второстепенных персонажей.

Бобыль по имени Бакула и Бобылиха - приемная семья Снегурочки. К слову сказать, бобылями на Руси называли самых бедных крестьян, не имеющих земельного надела. Поэтому Дед Мороз и надеется, что на такую "невесту", как приемная дочка бобылей, никто не позарится. По характеру же Бобыль - гуляка и лентяй, а Бобылиха мечтает о тепле, богатстве и неге без всякого труда.

Купава - дочь Мураша, богатого жителя слободы. Это местная красавица, к которой сначала посватался Мизгирь.

Царь Берендей - беспокоящийся о будущем своего народа и о благосклонности к нему бога Ярилы. Его ближний боярин - Бермята. Жена Бермяты - Елена Прекрасная.

Радушка, Малуша - слободские девушки, подруги Купавы.

Брусило, Малыш, Курилка - слободские парни.

Краткое изложение. Пролог

Действие пьесы происходит в стране народа берендеев в стародавние времена. На Красную горку приходит Весна, ее сопровождают птицы. Еще очень холодно, но Весна обещает, что уже завтра согреет лес и землю солнце и придет конец холодам.

Мать-Весна

В прологе Весна рассказывает историю о том, что есть у них со старым Морозом дочка по имени Снегурочка. Ее будущее вызывает у родителей споры и ссоры: Весна хочет, чтобы девушка жила среди людей и веселилась вместе с молодежью, а Мороз утверждает, что берендеевский бог солнца Ярило дал клятву, что погубит Снегурочку, как только она полюбит. Так что пусть лучше она живет в родительском лесном тереме среди зверей и никогда не выходит к людям. Разговор Весны и Мороза, как всегда, оканчивается ссорой. Но наконец супруги находят компромисс: они решают отдать Снегурочку на воспитание бездетному Бобылю, живущему в слободке. Они считают, что вряд ли будут заглядываться парни на бобылеву дочку. Девушка признается, что очень рада этому выбору, что любит она людские песни и нравится ей пастух Лель. Дед Мороз пугается и наказывает дочери:

Снегурочка, беги от Леля, бойся

Речей его и песен. Ярым солнцем

Пронизан он насквозь.

Четвертое явление Пролога заканчивается отбытием Мороза на Север, его наказом лешим оберегать Снегурочку, случись на нее напасть кому-то в лесу. Являются поселяне с санями, на которых везут чучело Масляницы, они провожают зиму и поют песни.

Бобыль, Бобылиха и другие берендеи видят Снегурочку и удивляются:

Боярышня! Живая ли? Живая.

В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.

Снегурочка говорит, что она хочет жить в слободе у бобылей, и те, приняв ее за боярышню, радуются неожиданному счастью.

Чтобы провести анализ пьесы Островского "Снегурочка", следует иметь в виду, что появление Снегурочки в слободе можно считать завязкой истории.

Первое действие

Оно начинается в слободе с объявления Бирюча о назначенном празднике в честь бога солнца Ярилы. Далее происходит разговор бобылей со Снегурочкой. Те пеняют девушке, что ей бы надо найти себе жениха побогаче, чтобы обеспечить будущее новых родителей, ведь она отказывает всем, кто за нее сватается. Снегурочка отвечает, что скупа она на ласки оттого, что ждет любви, а ее все нет.

Лель и Купава

На постой к семье Бобыля приходит пастух Лель, который по очереди ночует у разных поселян. Тот поет песни Снегурочке, она неожиданно для себя плачет и дарит ему цветок. Лель обещает, что сохранит его, но, как только зовут его другие девушки, выбрасывает подарок и убегает.

При анализе "Снегурочки" Островского нужно уточнить, что взаимоотношения этих двух персонажей - главное для понимания произведения.

Купава рассказывает героине о своей встрече и любви к Мизгирю, который - "отецкий сын торгового гостя из царского посада". На предстоящий день почитания Ярилы у них намечена свадьба.

В следующем явлении приходит Мизгирь с подарками, чтобы "выкупить" Купаву у подруг и парней. Он видит Снегурочку и неожиданно прогоняет невесту, желая остаться около новой любви. Купава с плачем убегает, проклиная изменника.

Действие второе

События развиваются во дворце царя Берендея. Он сокрушается, что тепла на земле становится все меньше, лета все короче, а зимы все длиннее. Это значит, говорит он, что люди охладели сердцами.

. за стужу наших чувств

И сердится на нас Ярило-Солнце

И стужей мстит.

В анализе "Снегурочки" Островского кратко поясним, что именно царь Берендей выводит обычную проблему любовного треугольника к сюжету о происках божественных сил природы.

Пред очи царя является Купава, которая жалуется на предателя Мизгиря. Разгневанный Берендей велит доставить к нему молодца и собрать народ на суд. Мизгирь винится, Мураш и Бермята предлагают царю женить его на Купаве. Но Мизгирь мечтает только о Снегурочке.

Берендеевка. Эскиз к спектаклю

Царь решает, что лучшее обращение к Яриле и жертва ему - свадьба красавицы, и допытывается у Снегурочки, кто ее любимый. Но та отвечает, что сердце ее молчит. Царь обращается с призывом к женихам: кто сумеет возбудить любовь девушки, тот станет ее мужем и получит от него награду. Вызываются Мизгирь и Лель (последний по призыву боярыни Елены Прекрасной). Игры в честь Ярилы назначены на предстоящую ночь, свадьба - на утро.

Действие третье

Это действие развивается на лесной поляне, где расставлены шатры. Девушки и парни в венках водят хороводы. Лель, который пообещал Снегурочке выбрать ее как невесту, подводит к царю Купаву. В слезах смотрит на него главная героиня. Но Лель признается Снегурочке, что ни к одной девушке не лежит его сердце, что он просто не может никого обидеть. В очередной раз он дает обещание Снегурочке выбрать ее в жены и исчезает. Появляется Мизгирь и предлагает ей бесценную жемчужину за то, чтобы она стала его женой. Но девушка убегает. Скрыться от настойчивого жениха в чаще леса ей помогают Леший и сам лес, который морочит голову Мизгирю, посылая ему призраки Снегурочки.

Книга

Героиня снова ждет своего Леля. Но он убеждает ее обождать в стороне, а сам встречается с Купавой. Они уговариваются пожениться наутро. Снегурочка, понимая, что возлюбленный не верит в ее чувства, плача, обращается к Весне.

О мать, Весна-Красна!

Бегу к тебе и с жалобой, и с просьбой:

Любви прошу, хочу любить!

Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!

Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Четвертое действие

Из озера в Ярилиной долине выходит Весна. Она напоминает девушке, что любовь может стоить ей жизни.

- Пусть гибну я, любви одно мгновенье

Дороже мне годов тоски и слез.

Весна надевает ей на голову свой венок, и девушка обретает неизведанные дотоле чувства. Мать предупреждает ее, что ее любовь достанется первому, кого она встретит. Но ей следует немедленно скрыться от солнца, чтобы Ярило не узнал, что Снегурочка смогла полюбить.

Первым девушка встречает Мизгиря. Он всю ночь бродил по лесу, ища ее. Снегурочка очарована его речами. Мизгирь обнимает ее, но она умоляет его спрятать ее от губительных лучей солнца. Однако юноша не понимает, считая это прихотью. И с первым лучом солнца Снегурочка тает. Мизгирь в отчаянье бросается с горы в озеро.

Завершают пьесу слова Берендея, обращенные к своему народу:

Мороза порожденье —

Холодная Снегурочка погибла.

(. )

Теперь, с ее чудесною кончиной,

Вмешательство Мороза прекратилось.

Судьба постановки

Премьеру пьесы и критики, и публика приняли с некоторым недоумением. Согласно описанию и анализу "Снегурочка" Островского была настоящей весенней сказкой-феерией. Но у драматурга к тому времени была сложившаяся репутация сатирика-реалиста, бытописателя и обличителя человеческих пороков. А тут русская национальная сказка. Такое нарушение привычного амплуа у многих вызвало вопросы. Вероятно, отсюда и один из эпитетов, как приговор вынесенный критиками пьесе - "бессодержательная".

Иллюстрация к пьесе

Однако спустя восемь лет, в 1881 году, русским композитором Н. А. Римским-Корсаковым была написана опера, основанная на пьесе Островского, премьера которой состоялась в феврале 1882 года. И вот она-то имела оглушительный успех.

Читайте также: