Имеет ли право глава государства распускать парламент

Обновлено: 04.07.2024

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных – Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т. п.).

Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Монархии различают:

В абсолютных монархиях (Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Оман, Саудовская Аравия) монарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. Монарх соединяет функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами, верховного судьи, в исламских странах также и духовного лидера. Правительство назначается монархом и выполняет его волю. В конституционных монархиях (Великобритания, Испания, Япония, Швеция, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Кувейт, Марокко, Непал) власть монарха ограничена представительным органом власти – парламентом, выполняющим законодательные функции.

В конституционных монархиях развитых стран институты представительной демократии действуют без ограничений. Власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Все законы принимает парламент. Правом вето (право на отказ главы государства подписать и ввести в действие законопроект) монархи не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед главой государства, а перед законодательным собранием. Таким образом, реальное управление страной осуществляет правительство, а глава государства выполняет свои функции в тесном согласии с ним. Монарх остается лишь символом нации, воплощающим единство страны. Однако на протяжении своего правления монарх знакомится с важнейшими документами правительства и часто выступает его советником. Прежде чем назначить нового премьер-министра, монарх проводит консультации с лидерами ведущих партий страны. В целом конституционная монархия является вполне жизнеспособной формой правления и обеспечивает стабильность общества.

37. Президентская республика

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Признаки республики:

– зависимость от воли избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются:

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия, Алжир, Египет, Конго, Камерун, Перу, Сальвадор и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент.

Президентская республика – разновидность демократического государства, форма правления, при которой президент страны совмещает функции главы государства и главы правительства.

В президентских республиках и парламент, и президент избираются всенародно путем прямых всеобщих выборов. Поэтому президент непосредственной политической ответственности перед парламентом не несет.

Отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (если он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского – запрет) на решения законодательного органа.

В США, которые являются президентской республикой, проводится жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, так называемая "система сдержек и противовесов". Законодательное собрание и президент, глава исполнительной власти, государства и правительства, избираются независимо друг от друга на всеобщих выборах. Прочная легитимность и самостоятельность по отношению к парламенту основываются на получении президентом полномочий непосредственно от избирателей. Президент назначает правительство с одобрения законодательного собрания страны (парламента) – Конгресса. Также президент обладает правом выбирать кандидатов на министерские посты, приглашать в состав кабинета независимых специалистов и политиков от оппозиционных партий. Традиционно правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах.

38. Парламентская республика

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Признаки республики:

– зависимость от воли избирателей.

Парламентская республика – форма государства, главными отличительными чертами которой являются образование правительства на парламентской основе парламентским большинством и его формальная ответственность перед парламентом.

В парламентских республиках правительства формируются из представителей одной или нескольких партий, располагающих большинством в парламенте, и несут по конституции ответственность перед ним. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены парламента. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Вотум (мнение, выраженное путем голосования) недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой:

– проведение досрочных выборов.

Членами правительства становятся депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании или в его нижней палате. Правительство занимает ведущее положение в системе органов государственной власти. Хотя парламент контролирует деятельность правительства, кабинет министров обладает широкой свободой принимать решения. В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним.

Глава государства в парламентской республике – президент. Избирается законодательным собранием или путем всеобщих выборов. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Совместно с правительством президент осуществляет исполнительную власть, но не имеет права назначать правительство по своему усмотрению. Состав кабинета министров формирует лидер партии парламентского большинства. Несмотря на то что конституционные полномочия президента достаточно обширны, все же они сравнительно скромнее полномочий главы государства в президентской республике.

Парламентские республики обычно менее стабильны по сравнению с президентскими республиками. В них чаще сменяется правительство, проходят внеочередные выборы. В периоды социально-политических кризисов нестабильность правительства может привести к разрушению системы государственной власти. В настоящее время парламентские республики распространены преимущественно в Европе – Австрия, Греция, Исландия, Италия, Финляндия, Германия, а также вне пределов Европы – Индия, Турция, Израиль.

В современной теории и практике государственного республиканского управления выделяют два основных вида республики: президентскую и парламентскую.

Президентская республика предполагает определенное соотношение объема и характера полномочий президента, парламента и правительства. При этом в руках президента соединены правомочия главы государства и правительства (Аргентина, Бразилия, Мексика, США и т.д.). В президентских республиках государственное управление построено по принципу четкого разделения властей.

Президент организует управление государством, а основной функцией парламента выступает рассмотрение и принятие законодательной базы. В президентских республиках высшие органы власти имеют структурную обособленность и значительную самостоятельность.

Как правило, президентская республика характеризуется внепарламентским механизмом избрания президента через всенародное голосование и формирования правительства, а также отсутствием ответственности правительства перед представительным органом. Оно несет ответственность перед президентом.

У президента отсутствует право на роспуск парламента. Отсутствие права на роспуск парламента лишает президента и правительство возможности оказывать давление на парламент, что устраняет конъюнктурность представительного органа при рассмотрении и принятии им законов.

В свою очередь парламент вправе инициировать против президента процесс импичмента (отстранения от власти). Данная процедура обычно запускается в случае, если президент злоупотребляет властью, совершает тяжкие преступления, умышленно нарушает положения конституции.

Имеется и другая модель президентской республики. В ней президент выступает главой государства, но не совмещает эту должность со статусом руководителя правительства. В такой ситуации президент формирует при себе систему органов (например, в России – администрация Президента РФ), основной функцией которых является содействие президенту в выполнении им своих полномочий как главы государства и гаранта конституции.

Таким образом, президентская республика предполагает создание благоприятных юридических предпосылок для концентрации у президента множества властных полномочий и рычагов.

В ряде случаев президентское правление повышает эффективность управления в случае проведения значимых реформ в странах, которые имеют обширную территорию либо сложную конфессиональную структуру и т.д.

Таким образом, президентская республика при условии соблюдения конституции способствует повышению стабильности в работе правительства, при этом парламент наделен более существенными полномочиями. Президентская республика выступает достаточно гибкой формой правления, что способствовало её широкому распространению. В настоящее время большинство государств реализует именно президентскую систему правления.

К преимуществам президентских республик следует отнести возможность оперативного реагирования на экономические, социальные, экологические и иные вызовы современного времени.

К числу недостатков президентских республик относят то, что сосредоточение чрезмерной власти у президента приводит к существенному снижению качества и эффективности государственного управления при неэффективности, недобросовестности, болезни и возрастных проблемах руководителя.

В силу концентрации власти в руках президента плохое управление может быть сохранено в течение очень долгого периода времени и фактически отбросить государства в своем развитии на долгие десятилетия назад.

Парламентской республике свойственно провозглашение принципа верховенства парламента.

Правительство несет перед ним полную политическую и юридическую ответственность за эффективность собственной деятельности. Формальной отличительной чертой парламентской республики выступает наличие должности премьер-министра, которого выбирает и назначает парламент.

При этом правительство создается лишь парламентским способом из числа членов партии, которая получила большинство мест в парламенте. Представители данной партии сохраняют властные полномочия до того времени, пока они пользуются поддержкой парламентского большинства. Как правило, в парламентской республике руководитель победившей партии получает пост председателя правительства.

Президент принимает только номинальное участие в формировании правительства. Формально он наделен определенными полномочиями, однако в реальности имеет незначительное влияние на процесс реализации государственной власти. В парламентской республике политическое действие президента обычно реализуется лишь с согласия правительства. Нормативные акты президента получают юридическую силу только после их одобрения правительством либо парламентом, которые после этого несут за них полную политическую ответственность.

Парламентская республика представляет собой менее распространенную форму управления государством, нежели президентская республика. Тем не менее и она имеет популярность среди современных государств и реализуется в следующих государствах: Германия, Финляндия, Индия и т.д.

В настоящее время существуют смешанные формы правления: парламентско-президентские и президентско-парламентские. Они выступают результатом своеобразного синтеза принципов построения президентской и парламентской республик (например, Франция).

\u0412 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u043e\u043c, \u043a\u0442\u043e \u0438\u0433\u0440\u0430\u0435\u0442 \u0432\u0435\u0434\u0443\u0449\u0443\u044e \u0440\u043e\u043b\u044c - \u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442.\n

\u0412 \u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0440\u0435\u0441\u043f\u0443\u0431\u043b\u0438\u043a\u0435:\n

\u0438\u0437\u0431\u0440\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0433\u043b\u0430\u0432\u044b \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u0441\u043a\u0438\u043c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0438\u043d\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c; \u043f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442 \u043e\u0441\u0442\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f, \u0441\u0442\u0440\u043e\u0433\u043e \u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u044f, \u0432 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u0435: \u0437\u0430 \u043d\u0438\u043c \u0437\u0430\u043a\u0440\u0435\u043f\u043b\u0435\u043d\u044b \u043b\u0438\u0448\u044c \u0440\u0435\u0434\u043a\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u0438; \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u043f\u043e\u0434 \u043a\u043e\u043d\u0442\u0440\u043e\u043b\u0435\u043c \u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430.\n

\u043f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442 \u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e; \u043f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442 \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442; \u043f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442 \u0438\u043c\u0435\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e \u043d\u0430\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432\u0435\u0442\u043e \u043d\u0430 \u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u044b; \u043f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442 \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0432\u043d\u0435\u0448\u043d\u0435\u0439 \u0438 \u0432\u043d\u0443\u0442\u0440\u0435\u043d\u043d\u0435\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u043e\u0439.

\u0412 \u043f\u043e\u043b\u0443\u043f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0440\u0435\u0441\u043f\u0443\u0431\u043b\u0438\u043a\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e:\n

\u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441\u043e\u0432\u043c\u0435\u0441\u0442\u043d\u043e \u043f\u0440\u0435\u00ad\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442\u043e\u043c \u0438 \u0433\u043b\u0430\u0432\u043e\u0439 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u00ad\u0441\u0442\u0432\u0430;\u043d\u0435\u0441\u0435\u0442 \u0434\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u00ad\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c: \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434 \u043f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442\u043e\u043c \u0438 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434 \u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u043e\u043c (\u044d\u0442\u043e \u043e\u0437\u043d\u0430\u0447\u0430\u0435\u0442, \u0447\u0442\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043c \u043e\u0442\u0441\u0442\u0430\u0432\u043a\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043e\u0431\u043b\u0430\u0434\u0430\u044e\u0442 \u043a\u0430\u043a \u043f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442, \u0442\u0430\u043a \u0438 \u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442).\n

\n\u0438\u0437\u0431\u0438\u0440\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043d\u0430\u0440\u043e\u0434\u043e\u043c; \u00a0\u0438\u043c\u0435\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e \u0440\u0430\u0441\u043f\u0443\u0441\u0442\u0438\u0442\u044c \u043f\u0430\u0440\u00ad\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442; \u00a0\u0438\u043c\u0435\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e \u0435\u0434\u0438\u043d\u043e\u043b\u0438\u0447\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u0447\u0440\u0435\u0437\u0432\u044b\u0447\u0430\u0439\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u00ad\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f, \u043d\u043e \u043d\u0430 \u044d\u0442\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u0443\u0442\u00ad\u0440\u0430\u0447\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e \u0440\u043e\u0441\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430 \u043f\u0430\u0440\u00ad\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430.\n

\u043a\u043e\u043d\u0442\u0440\u043e\u043b\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u0443\u0442\u0432\u0435\u0440\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0435\u0436\u0435\u0433\u043e\u0434\u043d\u043e\u0433\u043e \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442\u0430;\n\u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0432\u044b\u043d\u0435\u0441\u0442\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u00ad\u0432\u0443 \u0432\u043e\u0442\u0443\u043c \u043d\u0435\u0434\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u044f.\n

\u0421\u0443\u0442\u044c\u044e \u043f\u043e\u043b\u0443\u043f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0440\u0435\u0441\u043f\u0443\u0431\u043b\u0438\u043a\u0438 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441\u043c\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0447\u0435\u0440\u0442 \u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u00ad\u043c\u0435\u043d\u0442\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438 \u043f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0440\u0435\u0441\u00ad\u043f\u0443\u0431\u043b\u0438\u043a.


На уроках обществознания школьники проходят много тем, которые связаны с государственными устоями. Одну из них рассмотрим в этом материале: форму государственного правления.

О чем эта статья:

10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Определение формы правления

Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

  • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Формы власти показывают:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.

Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.

Монархия

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.

Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.

Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.

Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.

В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.

Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.

Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.

Виды монархий Основные черты
Абсолютная (неограниченная) Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.
Конституционная Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.
Парламентская Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.

Основные виды монархий и их признаки

Линии сравнения Абсолютная (неограниченная) Дуалистическая Ограниченная (парламентская, конституционная)
Принадлежность законодательной власти Монарх Разделена между монархом и парламентом Парламент
Осуществление исполнительной власти Монарх Формально — монарх, фактически — правительство
Назначение главы правительства Монарх Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов
Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
Право роспуска парламента — (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
Право вето монарха на решения парламента Абсолютное вето Предусмотрено, но не используется
Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

Республика

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.

Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).

Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

Читайте также: