Милость или правосудие капитанская дочка что важнее

Обновлено: 07.07.2024

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Пушкин изображает сложную и противоречивую природу Пугачева. С одной стороны, он вор и негодяй, объявленный государственным преступником, но при этом он справедливый и благородный человек, который помнит добро, помогает Гриневу из крепости, удерживаемой повстанцами, а затем освобождает Машу Миронову от тирании Швабрина.

Проблема милости и справедливости в Капитанской дочке, ее сюжетно-композиционное воплощение

Приобрести же блаженство, то есть высшую степень счастья, могут только люди милостивые , милосердные , те , которые сострадательны к другим, все сердцем жалеют людей, попавших в беду или несчастье, и стараются им помочь добрыми делами .

Это и накормить голодного , и напоить жаждущего , и одеть нагого или имеющего недостаток в одежде, и посетить больного или находящегося в тюрьме.

Это и помощи духовная :слову и примером оградить другого человека от неправильного поступка , научить истине и добру незнающего, подать ближнему хороший и своевременный совет в затруднении и опасности, утешить печального, никогда не отвечать злом на зло, от всего сердца прощать обиды.

Нравственные правила, которым необходимо следовать человеку, изложены в Евагелиевском учении в притчах, иносказательных рассказах, для которых Иисус Христос брал примеры из природы или жизни людей.

Это притчи о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине , о безрассудном богаче , о мудром строителе, о судье неправедном и другие.

Всё произведение Пушкина проникнуто духом милости и справедливости , поэтому его можно назвать романом о справедливости и милости .

Первая встреча Гринёва с будущим самозванцем происходит во время бурана, когда Пугачёв показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору .

Вот замёрзший Гринёв входит в избу.

«- Где же вожатый?- спросил я у Савельича

Так завязались между героями понимание , чувства взаимной благодарности , симпатии.

Тема милости и справедливости ярко раскрывается во время встречи Гринёва и Пугачёва в Белогорской крепости .

Неужели равны стакан вина, заячий тулуп и жизнь , подаренная офицеру противного войска? Конечно, нет! Поведением Пугачёва управляет благородный закон милости , выше которого нет ничего в этом мире .Он благодарен Гринёву за то , что тот разглядел однажды в нём человека, его душу .

Не может этого забыть Пугачёв. Он просто обязан помиловать Гринёва . А если забудет , то перечеркнёт, собственноручно убьёт в себе самое святое и дорогое, что заметил в нём Гринёв в первой встрече.

Напряжённо , драматично звучит мотив милости и справедливости в эпизоде, когда Гринёв обращается к Пугачёву с просьбой помочь дочери коменданта Белогорской крепости Маше Мироновой .

Откровенный и рискованный диалог вновь убеждает героя в благосклонности, милосердии , доброте Пугачёва.

«-О чём , ваше благородие , изволил задуматься?

— Как ни задуматься , — отвечал я ему .-Я офицер и дворянин; вчера ещё дрался против тебя , а сегодня еду с тобой в одной кибитке , и счастие всей моей жизни зависит от тебя.

— Что же ? – спросил Пугачёв . – Страшно тебе

Я отвечал , что , быв однажды уже им помилован , я надеялся не только на его пощаду , но даже и на помощь.

— И ты прав , ей- богу прав!- сказал самозванец .

Да, на совести Пугачёва много крови, зла , но в нём сильны и вера в добро, в справедливость , желание поступать по заповедям Божиим .

Вот почему Гринёв так хочет , чтобы совершилось чудо , в результате которого исчезли бы кровь , ужас , боль гражданской войны . И этот враг , предводитель врагов , навсегда был бы дорогим другом .

Но одного желания Гринёва мало , надо , чтобы сам Пугачёв захотел и поверил в возможность милосердия .

Гринёв думает о Пугачёве не как об атамане – бунтовщиков , не как о самозванце , а как о человеке , в душе которого живут добрые силы .

Это последний штрих на героическую, трагическую и необыкновенную фигуру вождя крестьянской войны .

На примере взаимоотношений Гринёва и Пугачёва А.С. Пушкин раскрывает Божию правду о милости и справедливости. Встретились два совершенно разных человека : один переступил закон , другой сохранил честь и совесть, но как они оказались близки по духу! Главной связующей ниточкой в их отношениях оказались сострадание , милость , справедливость . На примере этих героев А.С. Пушкин хотел сказать , что основой отношений людей друг с другом всегда должна быть христианская добродетель.

Яркий пример тому – история Швабрина. Его поступки и поведение от начала и до конца пропитаны бессильной злобой , завистью , неспособностью простить .

Отвергнутый Марьей Ивановной , Швабрин не может смириться и вступает на путь насилия , предательства , мести .

Он не желает добра другим , думает и только печётся только лишь о себе. Зависть Швабрина рождает в нём ненависть и к Гринёву, и к любимой девушке . Забыв честь , совесть , он желает близким когда – то людям причинить только зло . Именно завистью продиктованы его самые мерзкие , злые поступки .

Озлобленный и униженный отказом Марьи Ивановны выйти за него замуж , он выдал её Пугачёву .

Вновь Гринёв поступает благородно, по Божиим заповедям . По христианской морали нельзя торжествовать даже над врагом , так как пока жив человек , Бог надеется на него , на его исправление .

Злобе , злодейству Швабрина Гринёв противопоставляет спокойствие , трезвый взгляд . Без всяких слов он укоряет и осуждает своего противника сдержанностью и благородством . Может быть , его спокойный взгляд поможет преступной душе остановиться и не упасть в бездну ада .

«-«Якши ,-сказал комендант ,- ты у меня заговоришь . Ребята! Сымите с него дурацкий полосатый халат да выстрочите ему спину . Смотри ж ,Юлай :хорошенько его !

Эта сцена нужна была Пушкину не только для осуждения жестокости при допросе. Автор хотел сказать большее.

Вот крепость взята повстанцами Пугачёва , и башкирец уже среди тех , кто вершит суд над капитаном Мироновым. «Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице.

Эти две сцены , идущие одна за другой ,-яркий пример того , что нельзя совершать зло, потому что оно обязательно возвратится местью, немилостью.

Для выявления той же темы милости и справедливости служит и история урядника Максимыча.

Комендант Миронов не очень доверял ему ещё до приступа Белогорской крепости. Максимыч тайно встречался с Пугачёвым. После разоблачения его в Белогорской крепости сажают по арест, но он бежит и возвращается вместе с Пугачёвым. Именно Максимыч указывает Пугачёву, кто комендант крепости.

Гринёв простил Максимычу по своей милости украденную полтину денег. Смотря уряднику в глаза , он как бы говорит ему , что тот не прав . Но слабости есть у каждого человека , и он способен на хорошее . Милость Гринёва , его вера в человека задели Максимыча за душу, и бывший предатель, вор , хитрый и коварный , начинает носить любовные записки офицеру вражеской армии через линию фронта .

«- Здравствуйте , Пётр Андреич! Как вас Бог милует ?

Я взглянул и узнал нашего урядника . Я несказанно ему обрадовался .

— Здравствуй , Максимыч , — сказал я ему . – Давно ли из Белогорской ?

Наконец , реабилитация Гринёва – это тоже следствие милости.

А.С.Пушкинутверждает , что главными качествами души истинного христианина являются доброта , человеколюбие, милость , справедливость. Они облагораживают , преображают человека, помогают ему жить в ожесточённом мире , преодолевать зло , зависть и несправедливость, бушующие страсти и вокруг , и в собственном сердце.

Всем содержанием романа Пушкин даёт однозначный ответ: спасти и мир , и наши души может только милость , жизнь по – справедливости , по заповедям Божиим.

Читайте также: