Международные организации как участники гражданско правовых отношений с иностранным элементом

Обновлено: 30.06.2024

Национальное юридическое лицо образуется на основе законодательства страны, международное юрлицо является транснациональным объединением и основываться на праве одного государства не может.

Личный статут международных юридических лиц в МЧП определяется в соглашении, заключенном несколькими государствами. Права и обязанности такого учреждения являются цивилистическими и возникают в международном обороте.

Юрлица обладают обособленным имуществом, имеют возможности для приобретения имущественных и неимущественных прав, выступают истцами и ответчиками в судах.

Международная организация

Юрлица международного уровня бывают нескольких видов. Международная организация в международном частном праве является самым распространенным видом. Международная организация может быть правительственной (ММПО) и неправительственной (МНПО). Понятие вошло в оборот в 1940-х годах и относилось к Международному институту по унификации частного права. В 1949 году суд ООН вынес консультативное заключение о признании международных организаций правовыми субъектами.

ММПО – традиционный вид субъектов МЧП, созданный государствами как вторичный субъект, получающий качество международной правосубъектности по прямо высказанной воле этих государств. ММПО не имеют территории, населения, поэтому суверенитетом не обладают, а имеют только отраслевую правосубъектность.

ММПО появились еще в XIX веке и стали постоянным участником отношений на международном уровне, обладая ограниченной правосубъектностью. Правосоздающих функций у организаций нет.

ММПО и МНПО – это субъекты особого типа, созданные для решения определенных задач, поэтому они вступают в отношения с точки зрения права только исходя из целей, поставленных для решения конкретного вопроса. Это организации ограниченной компетенции. В доктрине международного права существуют концепции уставной, подразумеваемой и имманентной компетенции ММПО.

Суверенитет – основа правосубъектности государств, основа международной межправительственной организации как субъекта – полномочия, которыми государства – участники наделили ее. То есть правосубъектность организаций носит ограниченный и специальный характер. Скорее можно говорить о договорной правоспособности, но и это право имеет ограничения и сводится к определенному кругу вопросов.

Статус юридического лица международной организации

Статус юридических лиц данного типа регулируют Венские конвенции о представительствах государств (1975 г.) и о праве международных договоров (1986 г.). Устав международной организации является международным договором sui generis, заключенный между участниками.

Субъекты sui generis – субъекты особого рода, государственно-подобные образования, которые не обладают всеми признаками государства (Ватикан). Что касается организаций, то это международные интеграционные объединения.

МО – это субъект не только международного публичного права, но и международного частного. У каждой организации есть права и обязанности, которые присущи юрлицу и имеют частноправовой характер. Юрлицо образовано на основе международного договора, а не на основе национального закона. Статус МО закреплен в международных правовых актах: в Уставе, в Конвенциях. Учредительные документы формируют гражданско-правовую правоспособность организации.

Некоторые учреждения, например в системе ООН (ВПС, МСЭ) в своих Уставах не имеют положений о статусе организации, но основываясь на международной практике, можно сделать вывод, что они выступают как юрлица.

В качестве юрлица МО может совершать сделки гражданско-правового характера, приобретать имущество в собственность или аренду, участвовать в судебных разбирательствах, быть субъектом авторского права, участником совместного предприятия. Государства признают статус юрлиц организаций и включают в национальное законодательство положение, о том, что международная организация действует на территории страны как юридическое лицо..

Юридическим комитетом ООН проведен анализ международного арбитража и национальной судебной практики, где было выяснено, что примеров отказа в признании статуса юридического лица международных организаций не было.

МО возникают в рамках международного правопорядка и статус юрлица образуется у них на основе международного публичного права, а частноправовой статус закреплен в Уставе организации. Статус организаций как международных юридических лиц определяется в соглашениях международного уровня, принимаемых самими организациями.

Как только регистрируется Устав, МО приобретает статус юрлица. Либо организация должна быть включена в реестр юридических лиц по месту нахождения ее штаб-квартиры.

МО – субъект международного публичного права, поэтому имеет привилегии и иммунитеты. Если организация вступает в частноправовые отношения, эти привилегии перестают действовать. МО имеют осложненный, двойственный правовой статус.

Частноправовые отношения международных организаций

Деятельность МО невозможна без вступления их в гражданские правоотношения. Виды частных сделок разнообразны, велики они и по объемам. Это покупка и аренда недвижимости, приобретение оборудования для офисов, оплата услуг экспертов, переводчиков, консультантов, заключение контрактов на производство работ. Эти сделки оформляются типовыми договорами. Многие компании стремятся заключить договоры с МО, так как они считаются престижными и выиграть конкурс или аукцион непросто.

Международные организации занимают важное место в современной системе международных отношений. В основном они делятся на две категории:

В ряде случаев эти организации могут вступать в гражданско-правовые отношения. Так, они вправе приобретать и отчуждать имущество, арендовать помещения, земельные участки, заключать другие сделки имущественного и неимущественного характера. Международная организация как субъект МЧП обладает правами юридического лица. Однако правовое положение международной организации существенным образом отличается от правового положения иностранных юридических лиц. Последние обладают национальностью (государственной принадлежностью) и вытекающими отсюда правами и обязанностями, регулируемыми национальным законодательством. В то же время международная организация ничем подобным не обладает, поэтому она, вступая в гражданско-правовые отношения, не подчиняет свои отношения национальному правопорядку какого-либо государства.

Собственность международной организации (земля, здания, сооружения, транспортные средства и т.п.) пользуется иммунитетом. Она не может быть без согласия данной организации подвергнута отчуждению, аресту и другим мерам принудительного характера. Иммунитет международной организации закрепляется в соответствующих международных договорах. Например, согласно ст. 6 Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций 1980 года имущество и активы международной организации пользуются иммунитетом от любой формы административного и судебного вмешательства, за исключением случаев, когда сама организация отказывается от иммунитета.

Иски к международной организации по гражданско-правовым спорам неподсудны суду страны пребывания. В то же время сама международная организация вправе обращаться с иском о защите своих прав и законных интересов в суд страны пребывания. Таким образом, международная организация может быть истцом, но не ответчиком по делу в национальном суде. Международная организация вправе отказаться от принадлежащего ей иммунитета.

В настоящее время в мире действуют десятки международных экономических организаций. Одни из них входят в систему ООН как специализированные учреждения, другие - как постоянные органы этой универсальной международной организации, например:

- Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - постоянный орган Генеральной Ассамблеи ООН, учрежденный согласно ее резолюции от 30 декабря 1964 г. Членами ЮНКТАД являются более 130 государств. Основная цель этой организации состоит в содействии международной торговле, особенно в целях ускорения экономического развития стран. Высший пленарный орган ЮНКТАД - сессия - созывается не реже одного раза в 4 года. Постоянный орган, функционирующий в межсессионный период, - Совет по торговле и развитию, который собирается на свои сессии два раза в год.

ЮНКТАД имеет постоянный административный орган - Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, который назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей. Место пребывания Секретариата - Женева;

- Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) - один из вспомогательных органов Генеральной Ассамблеи ООН. Учреждена Генеральной Ассамблеей в 1966 году. Основными ее задачами являются: координация работы международных организаций, занимающихся вопросами права международной торговли; разработка новых международных конвенций и других документов, относящихся к праву международной торговли, и др. Доклад ЮНСИТРАЛ о ее ежегодной сессии представляется Генеральной Ассамблее и ЮНКТАД;

- Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

Создан в 1945 году как специализированное учреждение ООН. Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда. Цель МБРР - содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей, поощрение частных капиталовложений и др.

МБРР предоставляет среднесрочные и долгосрочные займы правительствам входящих в него стран или частным организациям под гарантию правительств и контролирует их использование. Страны-получатели обязаны выполнять рекомендации МБРР, представлять ему отчеты об использовании займов и требуемую информацию.

Высший орган МБРР - Совет управляющих. В него входит по одному управляющему и по одному его заместителю от каждого государства-члена. Как правило, Совет управляющих заседает один раз в год. Совет управляющих избирает президента МБРР, который действует согласно указаниям директоров-распорядителей. Президент МБРР одновременно является председателем Совета управляющих. Местопребывания МБРР - Вашингтон (США);

- Международный валютный фонд (МВФ).

Начал функционировать в 1945 году как специализированное учреждение ООН. Цели МВФ - координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. МВФ стремится содействовать международному сотрудничеству в валютной области и расширению торговли.

Высший орган МВФ - Совет управляющих, в который входят по одному управляющему и по одному его заместителю от каждого государства-члена. Один из управляющих избирается председателем Совета сроком на пять лет. Исполнительным органом МВФ является исполнительный комитет в составе директора-распорядителя (председатель) и 22 исполнительных директоров. Штаб-квартира находится в Вашингтоне (США);

- Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

Это международный орган, основными задачами которого являются следующие: либерализация внешней торговли, снижение таможенных тарифов, отказ от количественных ограничений импорта, устранение дискриминации в торговле и др. Высшим органом ГАТТ является сессия Договаривающихся Сторон, проводимая ежегодно. Решения на сессиях принимаются на основе консенсуса. В период между сессиями действует Совет представителей Договаривающихся Сторон, который собирается шесть раз в год. Местопребывание Секретариата ГАТТ - Женева (Швейцария).

Энциклопедия судебной практики
Определение права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц или гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом
(Ст. 1186 ГК)

1. Если договор заключен без участия иностранных граждан или иностранных юридических лиц, международное частное право не применяется

Сам договор цессии заключен между российскими юридическими лицами на территории Российской Федерации и не осложнен иным иностранным элементом, что не дает оснований для применения коллизионных норм, содержащихся в разделе VI Гражданского кодекса, в том числе и статьи 1186 Гражданского кодекса, которая требует наличия связи спорного правоотношения с правопорядками разных стран.

Тем самым правомерен вывод суда кассационной инстанции о том, что спорные отношения по настоящему делу возникли из договора цессии, заключенного без участия иностранных граждан или иностранных юридических лиц, и связаны с исполнением обязательств цессионарием в рамках этого договора, а не контракта, заключенного с иностранным юридическим лицом, а статья 1216 Гражданского кодекса регулирует порядок определения права, подлежащего применению к имущественным и личным неимущественным отношениям, связанным с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц.

2. Международное частное право не может применяться к отношениям, вытекающим из публичного права

Общим основанием действия и применения норм иностранного права в Российской Федерации является статья 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющая гражданско-правовые отношения, регулирование которых иностранным правом допускается в пределах российской юрисдикции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного Кодекса под действие гражданского законодательства подпадают имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Оспариваемые заявителем в части Правила [правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (утв. постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 63)] регулируют иные отношения, связанные с прохождением государственной гражданской службы, и устанавливают во исполнение законодательного предписания порядок и условия предоставления гражданским служащим предусмотренных федеральным законом государственных гарантий. Данные отношения не являются гражданско-правовыми и в связи с этим не находятся в сфере действия международного частного права (раздел VI части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации), которое допускает применение иностранного права к частноправовым отношениям.

3. Наиболее тесно связанным является право той страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение спорного договора

Поскольку Чешская Республика является участником Монреальской Конвенции, что не оспаривается ответчиком в апелляционной жалобе, спор обоснованно был разрешен судом на основании указанного международного соглашения.

Утверждение в апелляционной жалобе о необходимости применения при разрешении спора Варшавской конвенции, поскольку к ней присоединились и Российская Федерация, и Чешская Республика, судебная коллегия отклоняет, поскольку предметом судебного разбирательства по настоящему делу является вопрос ответственности иностранного перевозчика, правом страны которого предусмотрено применение Монреальской конвенции. Таким образом, наиболее тесная связь имеется именно с правилами Монреальской, а не Варшавской конвенции.

4. Само по себе нахождение объекта гражданских прав на территории РФ не указывает на необходимость применения российского законодательства

Фактически суд правильно решил, что при определении полномочий органов юридического лица на совершение сделок следует руководствоваться ст. 160 Закона о компаниях Республики Сингапур.

Но далее, придя к выводу, что при совершении сделки директором компании была нарушена статья 160 Закона о компаниях Республики Сингапур, суд, руководствуясь ст. 168 ГК РФ, признал оспариваемые договоры недействительными, как заключенные с нарушением требований закона. При этом суд указал, что при оценке договоров он в силу статьи 1186 ГК РФ руководствовался нормами российского законодательства.

Однако данная статья в п. 1 указывает на ситуации, при которых возникает сама проблема коллизии законов, и, как следствие, необходимость определения применимого права, а именно осложненность гражданско-правового отношения иностранным элементом. В п. 2 содержится правило относительно того, каким коллизионным критерием следует руководствоваться, если на основании п. 1 этой статьи невозможно определить применимое право. Пункт 3 данной статьи ГК РФ ограничивает сферу применения коллизионного метода регулирования и соответственно коллизионных норм, содержащихся в ГК РФ, в случае, если международный договор РФ содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению.

Указаний на то, что если объект гражданских прав находится на территории РФ, то подлежит применению российское законодательство, в данной норме не содержится.

5. Если одной из сторон оспариваемого договора, осложненного иностранным элементом, является российское юридическое лицо, и иск о признании данного договора заявлен российским юридическим лицом, применению подлежит право РФ

Международные договоры между Республикой Франция и Российской Федерацией, Республикой Кипр и Российской Федерацией, регулирующие правоотношения в вопросе применения норм о признании сделок недействительными, заключенных между российскими и иностранными компаниями, по искам собственников компаний отсутствуют.

Поскольку, по мнению заявителя жалобы, возник спор о применяемом праве в данном деле, а истец возражает против применения по заявленному иску норм права, указанных в договоре поручительства подлежит применению пункт 2 статьи 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Одной стороной оспариваемого договора поручительства является российское юридическое лицо, иск о признании данного договора заявлен российским юридическим лицом следовательно, правоотношение (договор), осложненное иностранным элементом, наиболее связано с российскими юридическими лицами, поэтому при рассмотрении заявленного иска подлежало применению право Российской Федерации.

6. ГК РФ устанавливает различные нормы для определения права, подлежащего применению к договорам, и права, подлежащего применению при определении правового положения юридического лица

Пункт 1 статьи 1186 Гражданского кодекса предусматривает, что право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, названного Кодекса, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

При этом Гражданский кодекс устанавливает различные нормы для определения права, подлежащего применению к договорам, и права, подлежащего применению при определении правового положения юридического лица.

Пункт 1 ст. 1186 ГК РФ предусматривает, что право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, названного Кодекса, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

При этом Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает различные нормы для определения права, подлежащего применению к договорам, и права, подлежащего применению при определении правового положения юридического лица.

7. Международными договорами РФ не установлена возможность применения норм иностранного права к отношениям, связанным с совершением сделок с долями российских юридических лиц, поэтому, если иное прямо не установлено законом, к ним применяется российское законодательство

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 1186) право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

В настоящее время международными договорами Российской Федерации не установлена возможность применения норм иностранного права к отношениям, связанным с совершением сделок с долями российских юридических лиц, в связи с чем, если иное прямо не установлено законом, применению к указанным отношениям подлежит российское законодательство.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на август 2021 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Читайте также: