И видя царь что в деньгах почало быть воровство великое и много имя царя

Обновлено: 04.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Фамилия, имя ________________________________________

Количество звёздочек возле номера задания соответствует максимальному количеству баллов, которое можно получить за его выполнение.

1* . Расположите исторических лиц в хронологическом порядке их деятельности.

1) Богдан Хмельницкий

2) патриарх Филарет

3) царь Федор Алексеевич

4) царь Федор Иоаннович

2**. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА

А) Василий Голицын

Б) Алексей Адашев

В) Борис Морозов

1) сподвижник царевны Софьи, участник Крымских походов

2) деятель Избранной Рады

3) боярин, воспитатель царя Алексея Михайловича

4) сподвижник Петра I

5) один из вождей народного ополчения в период Смуты

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

3* . Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, отражают процесс закрепощения крестьян в XV–XVII вв.

1) урочные лета; 2) Соборное уложение; 3) обязанные крестьяне; 4) заповедные лета; 5) правило Юрьева дня; 6) пожилое.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

4* . Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного деятеля, о котором идет речь.

Ответ: ____________________________

5**. Установите соответствие между событиями и датами.

А) принятие Соборного Уложения

В) начало церковного раскола

Г) избрание на царство Михаила Романова

1) 1666 – 1667 гг.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6**. – задание не подобранно.

7** . Какие три из перечисленных событий произошли в XVII в.? Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

1) избрание на царство Михаила Романова

2) учреждение опричнины

3) отмена местничества

4) создание стрелецкого войска

5) учреждение первых приказов

6) принятие Соборного уложения

9** . Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПОНЯТИЯ

В) Земский собор

1) срок сыска беглых крестьян

2) всесословный совещательный орган при царе

3) орган центрального управления

в Московском государстве

4) свод государственных законов

5) первая русская печатная книга

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10* . Прочтите отрывок из сочинения Г. Котошихина и напишите имя царя, в правление которого произошли описанные события.

11 *** Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

Война за Левобережную Украину

3. присоединение Пскова к Московскому государству

5. Михаил Федорович

7. Алексей Михайлович

8. Смоленская война

9. Федор Алексеевич

12** Прочтите отрывок из исторического источника.

«Июня в 23 день был великому государю выход на праздник Сретения Пресвятой Богородицы на Усретенку. И того числа была смута великая на Москве и били челом великому государю всем народом посадские и всяких чинов люди во всяких налогах и в разоренье на Леонтия Плещеева. А боярин Борис Иванович Морозов да окольничий Пётр Тихонович Траханиотов за него стали. И как государь пошёл от праздника, и за ним, государем, пришли на его, государев, двор всяких чинов посадские люди всем народом и всех приказов стрельцы и били челом великому государю с большим невежеством. И великий государь к ним послал боярина князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовского да окольничего Бориса Ивановича Пушкина да думного дьяка Михаила Волошенинова с тем, что они бьют челом ему, великому государю, шумно и с большим невежеством, и указал было великий государь тех челобитчиков ловить головам стрелецким.

И стрельцы учинилися непослушны и были с ними заодно и боярина князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовского да окольничего Бориса Ивановича Пушкина да думного дьяка Михаила Волошенинова обесчестили и платье на них ободрали, едва они ушли вверх к великому государю.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В отрывке идёт речь о восстании под предводительством Степана Разина.

2) В отрывке идёт речь о народном восстании, участниками которого были служилые люди, составлявшие в Российском государстве в XVI–XVII вв. постоянное пешее войско.

3) Описанные события относятся ко второй половине царствования царя, о котором идёт речь в отрывке.

4) В источнике упоминается, что в ходе народного движения были разграблены боярские дворы.

5) Народное движение, о котором идёт речь в отрывке, привело к принятию нового общегосударственного свода законов.

6) Одной из причин восстания, о котором идёт речь в отрывке, явилось ухудшение материального положения податного населения из-за введения медных денег.

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16

hello_html_1d43f2e3.jpg

15* . Назовите фамилию украинского гетмана, с именем которого непосредственно связано событие, отмеченное на схеме флажком

16** . Какие суждения, относящиеся к событиями, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

2) В период, когда происходили события, обозначенные на схеме стрелками, российским царём был Алексей Михайлович

3) В период, к которому относится данная схема, в Европе шла Столетняя война между Францией и Англией

5) В том же веке, в котором произошли события, обозначенные на схеме стрелками, Россия создала Черноморский флот

6) На схеме обозначено место подписания перемирия, по которому была установлена граница между Россией и Речью Посполитой, обозначенная на схеме

17 **. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

Б) Сергий Радонежский

1) проведение церковной реформы

2) основание Троице-Сергиева монастыря

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18,19

hello_html_m27aa03a9.jpg

18* . Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

1) Данная марка была выпущена в 1960-х гг.

2) События, отражённые на картине, изображённой на марке, происходили в Москве.

3) Инициатором события, которому посвящена марка, был Б.М. Хмельницкий.

4) В год издания данной марки часть территории РСФСР была передана Украинской ССР.

5) Последствием события, которому посвящена марка, стала Смоленская война.

19* . Укажите изображение, на котором представлен объект, построенный в том же веке, когда произошло событие, которому посвящена марка. В ответе запишите цифру, под которой этот объект указан.

1) 2)

3) 4)

Прочитайте отрывок из челобитной.

«В прошлом, в 1641 году обратились с просьбой к государю царю и великому князю всея Руси дворяне и дети боярские из разных городов всей землей.

Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в чёрные волости, и поселяются у бояр, и у окольничих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах (новые) слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих "сильных" людей, приходя них (в прежние места), и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да (новые владельцы) с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой.

… А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнет судиться, то пока дело дойдет до решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах… А (тогда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда.

22**. Используя текст, укажите, куда и почему уходили беглые крестьяне. Каково было последствие дворянских требований?

24****. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

25*********** . Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.

В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

3 И сказал царь Израильский слугам своим: знаете ли, что Рамоф Галаадский наш? А мы так долго молчим, и не берем его из руки царя Сирийского.

4 И сказал он Иосафату: пойдешь ли ты со мною на войну против Рамофа Галаадского? И сказал Иосафат царю Израильскому: как ты, так и я; как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони.

6 И собрал царь Израильский пророков, около четырехсот человек, и сказал им: идти ли мне войною на Рамоф Галаадский, или нет? Они сказали: иди, Господь предаст его в руки царя.

8 И сказал царь Израильский Иосафату: есть ещё один человек, через которого можно вопросить Господа, но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое, — это Михей, сын Иемвлая. И сказал Иосафат: не говори, царь, так.

10 Царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели каждый на седалище своём, одетые в царские одежды, на площади у ворот Самарии, и все пророки пророчествовали пред ними.

11 И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: сими избодешь Сириян до истребления их.

12 И все пророки пророчествовали то же, говоря: иди на Рамоф Галаадский, будет успех, Господь предаст его в руку царя.

13 Посланный, который пошёл позвать Михея, говорил ему: вот, речи пророков единогласно предвещают царю доброе; пусть бы и твоё слово было согласно со словом каждого из них; изреки и ты доброе.

15 И пришёл он к царю. Царь сказал ему: Михей! идти ли нам войною на Рамоф Галаадский, или нет? И сказал тот ему: иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя.

16 И сказал ему царь: ещё и ещё заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа.

17 И сказал он: я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвращаются с миром каждый в свой дом.

18 И сказал царь Израильский Иосафату: не говорил ли я тебе, что он не пророчествует обо мне доброго, а только худое?

19 И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своём, и все воинство небесное стояло при Нём, по правую и по левую руку Его;

20 и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошёл и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе;

22 Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так.

23 И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе.

24 И подошёл Седекия, сын Хенааны, и, ударив Михея по щеке, сказал: как, неужели от меня отошёл Дух Господень, чтобы говорить в тебе?

25 И сказал Михей: вот, ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из одной комнаты в другую, чтоб укрыться,

26 и сказал царь Израильский: возьмите Михея и отведите его к Амону градоначальнику и к Иоасу, сыну царя,

27 и скажите: так говорит царь: посадите этого в темницу и кормите его скудно хлебом и скудно водою, доколе я не возвращусь в мире.

28 И сказал Михей: если возвратишься в мире, то не Господь говорил через меня. И сказал: слушай, весь народ!

30 И сказал царь Израильский Иосафату: я переоденусь и вступлю в сражение, а ты надень твои царские одежды. И переоделся царь Израильский и вступил в сражение.

31 Сирийский царь повелел начальникам колесниц, которых у него было тридцать два, сказав: не сражайтесь ни с малым, ни с великим, а только с одним царём Израильским.

34 А один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат. И сказал он своему вознице: повороти назад и вывези меня из войска, ибо я ранен.

35 Но сражение в тот день усилилось, и царь стоял на колеснице против Сириян, и вечером умер, и кровь из раны лилась в колесницу.

36 И провозглашено было по всему стану при захождении солнца: каждый иди в свой город, каждый в свою землю!

38 И обмыли колесницу на пруде Самарийском, и псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек.

39 Прочие дела Ахава, все, что он делал, и дом из слоновой кости, который он построил, и все города, которые он строил, описаны в летописи царей Израильских.

42 Тридцати пяти лет был Иосафат, когда воцарился, и двадцать пять лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Азува, дочь Салаиля.

43 Он ходил во всем путём отца своего Асы, не сходил с него, делая угодное пред очами Господними. Только высоты не были отменены; народ ещё совершал жертвы и курения на высотах.

45 Прочие дела Иосафата и подвиги его, какие он совершил, и как он воевал, описаны в летописи царей Иудейских.

48 Иосафат сделал корабли на море, чтобы ходить в Офир за золотом; но они не дошли, ибо разбились в Ецион-Гавере.

49 Тогда сказал Охозия, сын Ахава, Иосафату: пусть мои слуги пойдут с твоими слугами на кораблях. Но Иосафат не согласился.

50 И почил Иосафат с отцами своими и был погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего. И воцарился Иорам, сын его, вместо него.

51 Охозия, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии, в семнадцатый год Иосафата, царя Иудейского, и царствовал над Израилем два года,

52 и делал неугодное пред очами Господа, и ходил путём отца своего и путём матери своей и путём Иеровоама, сына Наватова, который ввёл Израиля в грех:

53 он служил Ваалу и поклонялся ему и прогневал Господа, Бога Израилева, всем тем, что делал отец его.

Данная глава заканчивает повествование о царствовании Ахава. В заключительной части предыдущей главы было обещано, что гибель его дома не настанет при его жизни, но его дни очень скоро подошли к концу. В данной главе описывается его война с сирийцами за Рамоф Галаадский.

I. Он готовился к этой войне и консультировался:

II. Во время сражения:

(1) Иосафат подвергается опасности, а (2) Ахава убивают (ст. 29−40). В заключительной части главы вкратце описывается [1] царствование благочестивого царя Иудеи Иосафата (ст. 41−50) и [2] царствование нечестивого царя Охозии (ст. 51−53).

Стихи 1−14. Хотя Ахав оставался виновным и пребывал под гневом, хотя он был во власти похотей, которым продал себя, и приближалось время, когда он должен был вступить в сражение и погибнуть, но в качестве награды за проявленное им покаяние и смирение он был благословлен тремя годами мира (ст. 1) и почетным визитом Иосафата, царя Иудеи (ст. 2). Согласно легендам и представлению иудеев, когда Ахав смирился из-за своего греха и оделся во вретище, то послал за Иосафатом, чтобы тот пришел и наказал его; и царь оставался у него в течение некоторого времени и каждый день наносил ему несколько ударов. Но это безосновательное предание. Он пришел, скорее всего, чтобы посоветоваться относительно дел в их государствах. Странно, что такой великий муж, как Иосафат, проявил такие знаки уважения к царству, восставшему против дома Давидова, и что такой благочестивый человек оказал столько милости царю, оставившему поклонение Богу. Хотя он был человеком благочестивым, но имел излишне уступчивый характер, из-за которого попадал в ловушки и неприятности. Сирийцы больше не осмеливались нападать на Ахава, но:

I. Ахав задумал развязать войну против сирийцев и по этому поводу посоветовался с своим окружением (ст. 3). Он был недоволен царем сирийским: когда тот был отдан ему на милость, то пообещал вернуть его города (3Цар 20:34), и Ахав глупо поверил его слову, хотя не должен был отпускать его, пока не завладел этими городами. Но теперь на собственном опыте он узнал то, что должен был знать раньше: что поцелуи, равно как и обещания ненавидящего, лживы, и не стоит полагаться на союзы, заключенные из-за бедственного положения. Венадад был одним из правителей, считавших, что они связаны своим словом лишь до тех пор, пока это служит их интересам. Мы не знаем, были ли возвращены израильтянам другие города, но Рамоф Галаадский значительный город, находившийся в колене Гадовом по ту сторону Иордана, город левитов и один из городов-убежищ, не был. Ахав винил себя и свой народ в том, что они не решились отвоевать его у сирийцев и наказать Венадада за нарушение договора, и решил показать этому неблагодарному и вероломному правителю, что так же, как раньше он даровал ему мир, теперь подарит бедствие. У Ахава был справедливый повод развязать войну, но он потерпел поражение. О справедливости не следует судить по успешности.

III. По особому настоянию и требованию Иосафата Ахав спрашивает у пророков совета по поводу этого похода. Ахав считал, что достаточно посоветоваться во своими государственными мужами, а Иосафат настаивал, что они должны спросить, что скажет Господь (ст. 5). Отметьте:

(1) куда бы ни отправился благочестивый муж, он желает, чтобы Бог был с ним; он признает Его руку во всех своих путях, спрашивает у Него позволения и у Него ищет успеха.

(2) Куда бы ни отправился благочестивый муж, он должен взять с собой свою религию и не стыдиться ее даже в том случае, если находится среди людей, недоброжелательно к ней настроенных. Иосафат не оставил в Иерусалиме свою любовь и благоговение перед словом Божьим, а открыто признался в приверженности ему и стремился утвердить его при дворе Ахава. Если Ахав привлек его к своим войнам, то он постарается привлечь его к своим религиозным обрядам.

VI. У Ахава был еще один пророк, но он ненавидел его. Этого пророка звали Михей, и, чтобы угодить Иосафату, царь послал за ним (ст. 8−10). Ахав согласился вопросить через него Господа, ибо знал, что тот является истинным пророком и одним из тех, кто знал намерения Бога. Но, несмотря на это:

Стихи 15−28. В данной ситуации Михей поступил правильно, но, как обычно бывает, пострадал за это.

I. Данные стихи рассказывают, что он честно передал свое послание как человек, который старается больше угодить Богу, чем ублажить великих или множество людей. Ахаву не понравилось, как он сделал это:

2. Оказавшись под давлением, Михей четко предсказал, что в этом походе царь будет убит, а его армия рассеяна (ст. 17). Он видел в видении или во сне израильтян рассеянными по горам, как овец, не имеющих пастыря. Порази пастыря, и рассеются овцы (3ах 13:7). Эти слова подразумевают:

(1) что Израиль лишится своего царя, который был его пастырем. Бог обратил внимание на то, что нет у них начальника.

3. Он рассказал царю, как случилось, что все пророки ободряли его выступить в поход: Бог позволил и сатане с их помощью обмануть и таким образом погубить его. Он узнал об этом через видение; это было показано ему, и он показал Ахаву, что Бог небес предопределил ему пасть в сражении за Рамоф Галаадский (ст. 19−20), чтобы благоволение, нечестиво оказанное им Венададу, было наказано им же и его армией; и так как он сомневался, стоит ли идти в Рамоф Галаадский, и посоветовался со своими пророками, то они должны были убедить его пойти и победить (ст. 21−22). Именно поэтому они ободряли его с такой уверенностью (ст. 23); это была ложь от отца лжи, допущенная по божественному позволению. Этот вопрос тут представлен так, чтобы поняли люди. Мы не должны думать, что Бог меняет Свои планы или когда-либо бывает в недоумении, с помощью каких средств достичь Своих целей, равно как и полагать, что Он нуждается в совете ангелов или каких-либо творений относительно методов, какие Ему следует предпринять. Мы не должны думать, что Он Творец греха или побуждает людей говорить или верить лжи. Но помимо того, что имело отношение к Ахаву, это все должно было научить нас:

(3) Что Он не только знакомится, но и руководит всеми делами этого нижнего мира по изволению воли Своей. Возвышение и падение царей, исход войн и все важные дела в государствах, о которых советуются мудрые и великие мужи, не могут избежать Божьего руководства, равно как и проживающие в самых бедных лачугах не лишены Его внимания.

(4) Что у Бога есть много способов осуществить Свои планы, в частности те, которые касаются гибели грешников, уже созревших для нее; Он может осуществить это тем или иным способом.

(5) Что существуют злобные и ложные духи, которые бродят вокруг и постоянно разыскивают, кого бы поглотить; а для этого они пытаются обмануть и вложить ложь в уста пророков, чтобы с их помощью многих увлечь в погибель.

(6) Дьявол обманывает людей не без божественного позволения, и даже таким образом Бог служит Своим целям. У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение (Иов 12:16). Когда Ему угодно, то для наказания тех, кто не принял истины в ее любви, Он не только освобождает Сатану, чтобы он обольщал их (Откр 20:7,8), но и посылает им заблуждения, чтобы они верили лжи (2Фес 2:11−12).

(7) Те, с которыми Он так поступил, четко отмечены для гибели. Бог безусловно изрекает недоброе в адрес тех, кто обманут лжепророками. Так Михей не только дал Ахаву четкое предостережение об опасности продолжения войны, но и показал, насколько опасно верить тем, кто ободрял его продолжать войну. Подобным образом и нас предупреждают остерегаться лжепророков и испытывать духов; ложный дух обманывает особенно смертельно через уста пророков.

II. Данные стихи рассказывают, как Михея оскорбили за то, что он честно и доступно передал это послание в убедительной и действенной форме.

Стихи 29−40. Вопрос соперничества между Божьим пророком и пророками Ваала очень скоро разрешился, и стало очевидно, кто из них прав.

(1) сделать лжецом благочестивого пророка. Так он надеялся избежать опасности и аннулировать угрозу, словно, переодевшись, мог обмануть божественное ведение и преследовавшие его суды.

(2) Выставить глупцом благочестивого царя, которого любил неискренне, так как тот был верен Богу и тем самым осуждал его за отступничество. Он знал, что если кому-то суждено погибнуть, то это будет пастырь (так предсказал Михей), и, возможно, предполагал, что враг получил приказ сражаться только с одним царем Израильским, и поэтому хотел подло подвергнуть Иосафата опасности, чтобы самому спастись. Ахав был предопределен для гибели; никто даже за большие деньги не согласился бы надеть его одежду, но ему удалось убедить благочестивого царя командовать армией вместо него. Посмотрите, что происходит с теми, кто объединяется с порочными людьми, потерявшими благородство, чья совесть развращена. Как можно было ожидать, что он поступит честно по отношению к своему другу, раз он предал своего Бога?

2. Избавив его от опасности, Бог хотел показать, что хотя Он недоволен им, но не оставил его. Некоторые из начальников, знавшие Иосафата, поняли свою ошибку и прекратили преследование; но сказано (2Пар 18:31), что отвел их Бог от него, ибо Он держит все сердца в Своей руке. Именно Ему царь воскликнул в порыве благоговения, а не из-за малодушия, ибо от Него пришла помощь; Ахав же не пытался ему помочь. Бог является другом, Который не подведет, когда друзья оставят нас.

(2) Она попала в правильное место сквозь швы лат единственное место в броне, куда могла проникнуть смертельная стрела. Никакие доспехи не смогут устоять против стрел божественного мщения. Даже если преступник закован в сталь, то и тогда Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой. То, что нам кажется случайным, совершается по определенному плану и предвидению Бога.

Стихи 41−53. В данных стихах:

1. Оно не было самым длительным, ибо он царствовал всего двадцать пять лет (ст. 42), но в расцвете своих сил: от тридцати пяти до шестидесяти лет; и эти двадцать пять лет совместно с периодом благоприятного царствования его отца, который длился сорок один год, дают нам приятную перспективу процветающего состояния царства Иудеи и его религии, ибо в Израиле в течение долгого времени во всех отношениях дела обстояли плохо. Хотя Иосафат не царствовал так же долго, как его отец, но следует отметить, что он и не совершал таких же ошибок, как его отец в последние годы своего правления (2Пар 16,9,10,12); ибо лучше человеку умереть, когда он известен своей мудростью и славой, чем пережить эти дни.

2. Тем не менее он был одним из лучших царей, прославившихся благочестием и процветанием.

II. Начинается история Охозии сына Ахава (ст. 51−53). Его царствование было очень коротким менее двух лет. Иногда Бог быстро разделывается с грешниками. Данные стихи очень плохо характеризуют его характер. Он не только сохранил идолопоклонство Иеровоама, но и стал поклоняться Ваалу, хотя слышал о гибели семьи Иеровоама и видел, как его отец погиб по вине пророков Ваала, которые часто оказывались лжепророками. Тем не менее он не принял этого наставления и предостережения, а последовал примеру своего нечестивого отца и совету своей еще более нечестивой матери Иезавели, которая все еще была жива. Бедственна участь детей, которые не только произошли от порочного древа своих родителей, но и ими научены ходить теми же путями; особенно несчастны родители, которые способствуют осуждению душ своих детей.

Посмотри на все это и подумай, какое управление бывает при многоначалии и многовластии, ибо там цари были послушны епархам и вельможам, и как погибли эти страны! Это ли посоветуешь, чтобы к такой же гибели прийти? И в том ли благочестие, чтобы не управлять царством, и злодеев не держать в узде, и отдаться на разграбление современникам. И разве достойно царя, если его бьют по щеке, подставлять другую! Это совершеннейшая заповедь. Как же царь может управлять царством, если допустит над собой бесчестие? А священникам подобает смирение. Пойми же разницу между царской и священнической властью! Даже у отрекшихся от мира встретишь многие тяжелые наказания, хотя и не смертную казнь. Насколько же суровее должна наказывать злодеев царская власть!

А сильных во Израиле мы не убивали, и не знаю я, кто это сильнейший во Израиле: потому что Русская земля держится Божьим милосердием, и милостью Пречистой Богородицы. И молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и, наконец, нами. Своими государями, а не судьями и воеводами, не ипатами и стратигами. Не предавали мы своих воевод различным смертям, а Божьей помощью мы имеем у себя воевод и помимо вас, изменников. А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить. О вине наших подданных и нашем гневе на них. До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных. А не судились с ними ни перед кем.

Станем рассуждать, кто из нас горд: я ли, требующий повиновения от рабов, данных мне от Бога, или вы, отвергающие мое владычество, установленное Богом, и от своего бремени рабского отказывающиеся, требующие, словно господа, чтобы я исполнил вашу волю, поучаете и обличаете, присваивая себе учительский сан? Если мы увидим на торжище, что раб оскорбляет господина, юноша – старца или сын – отца, нападает на него и увечит, мы сочтем нечестием, если не придем на помощь старшим, даже если они первые нанесли обиду; как же не стыдимся с пренебрежением смотреть, как ярость и желание обижают разум и отнимают у него данное Богом господство, и сами в себе производят нечестие, беспорядок и бесчиние. Возмущение и неустройство?

Публ. по: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. С. 122–162.

Иван IV. Первое послание князю А.М. Курбскому. 1564 г

Посмотри на все это и подумай, какое управление бывает при многоначалии и многовластии, ибо там цари были послушны епархам и вельможам, и как погибли эти страны! Это ли посоветуешь, чтобы к такой же гибели прийти? И в том ли благочестие, чтобы не управлять царством, и злодеев не держать в узде, и отдаться на разграбление современникам. И разве достойно царя, если его бьют по щеке, подставлять другую! Это совершеннейшая заповедь. Как же царь может управлять царством, если допустит над собой бесчестие? А священникам подобает смирение. Пойми же разницу между царской и священнической властью! Даже у отрекшихся от мира встретишь многие тяжелые наказания, хотя и не смертную казнь. Насколько же суровее должна наказывать злодеев царская власть!

А сильных во Израиле мы не убивали, и не знаю я, кто это сильнейший во Израиле: потому что Русская земля держится Божьим милосердием, и милостью Пречистой Богородицы. И молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и, наконец, нами. Своими государями, а не судьями и воеводами, не ипатами и стратигами. Не предавали мы своих воевод различным смертям, а Божьей помощью мы имеем у себя воевод и помимо вас, изменников. А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить. О вине наших подданных и нашем гневе на них. До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных. А не судились с ними ни перед кем.

Станем рассуждать, кто из нас горд: я ли, требующий повиновения от рабов, данных мне от Бога, или вы, отвергающие мое владычество, установленное Богом, и от своего бремени рабского отказывающиеся, требующие, словно господа, чтобы я исполнил вашу волю, поучаете и обличаете, присваивая себе учительский сан? Если мы увидим на торжище, что раб оскорбляет господина, юноша – старца или сын – отца, нападает на него и увечит, мы сочтем нечестием, если не придем на помощь старшим, даже если они первые нанесли обиду; как же не стыдимся с пренебрежением смотреть, как ярость и желание обижают разум и отнимают у него данное Богом господство, и сами в себе производят нечестие, беспорядок и бесчиние. Возмущение и неустройство?

Публ. по: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. С. 122–162.

Читайте также: