Международные и российские права в чем разница

Обновлено: 30.06.2024

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 апреля 2015 года

В ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ РАЗЪЯСНИЛИ

ВОЗНИКАЮЩИЕ У ГРАЖДАН ВОПРОСЫ ОБ ИНОСТРАННЫХ

В Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России поступают многочисленные обращения граждан с вопросами о действительности для управления на территории Российской Федерации водительских удостоверений, полученных ими в других государствах, и о возможности обмена этих водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения. В связи с этим разъясняем следующее.

По вопросу о действительности иностранных национальных водительских удостоверений для управления транспортными средствами

В настоящее время все лица (как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.

Исключением из этого правила являются вводимые с 1 июня 2015 года ограничения - с этой даты управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, допускаться не будет.

Указанное ограничение вступает в силу с 1 июня 2017 года ( часть 2.1 статьи 3 Федерального закона от 07.05.2013 N 92-ФЗ (ред. 23.05.2015)).

При этом необходимо учитывать, что к иностранным национальным водительским удостоверениям, соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, на основании которых граждане допускаются к управлению транспортными средствами, с учетом положений статей 41 и 43 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, относятся:

- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;

- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком "SU" (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;

- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).

Важно отметить, что в соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации.

Если же государство не является договаривающейся стороной Венской конвенции, выданное им национальное водительское удостоверение также признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации. Такое водительское удостоверение должно предъявляться вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (перевод не требуется, если в водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита).

Исключением являются национальные водительские удостоверения, выданные государствами, в которых не признаются российские водительские удостоверения.

По вопросу обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения

Национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.

Таким образом, обмену на российские национальные водительские удостоверения подлежат только иностранные национальные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Венской конвенции, а именно:

- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;

- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком "SU" (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;

- иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).

В соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации и подлежат обмену.

Обмен вышеуказанных иностранных национальных водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения осуществляется в порядке, установленном положениями Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами".

Дополнительно необходимо отметить, что обмен иностранного национального водительского удостоверения на российское национальное водительское удостоверение может производиться по результатам сдачи экзаменов на право управления любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории или подкатегории (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий и (или) подкатегорий). В этом случае после успешной сдачи предусмотренных экзаменов на право управления транспортными средствами в российское национальное водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами данной категории или подкатегории и низших из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категорий и подкатегорий транспортных средств.

Что касается обмена не соответствующего новой редакции приложения 6 к Венской конвенции иностранного национального водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе "E", то он производится по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к высшей из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства.

Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D" и "E", после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории "DE" в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории "DE", подкатегории "D1E", категории "CE", подкатегории "C1E" и категории "BE".

При этом в соответствии с заявлением лица, имеющего иностранное национальное водительское удостоверение, не соответствующее новой редакции приложения 6 к Венской конвенции, с разрешающей отметкой в графе "E" обмен указанного иностранного водительского удостоверения может производиться по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий). В этом случае обмен иностранного национального водительского удостоверения производится в порядке, аналогичном описанному выше.

Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D" и "E", после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории "CE" в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории "CE", подкатегории "C1E" и категории "BE".


Всем жителям России известно о необходимости получить права при желании водить машину. Нет никакого секрета и в самой процедуре получения прав. Но вот о том, что существует еще и другой их вид - международные, осведомлены далеко не все. В чем различие прав российских и прав международных? Какова процедура получения последних? И, наконец, с какими правами ехать за границу?

Получение российских прав: краткая памятка

Процесс получения водительских прав в России прост и наверняка не является секретом для большей части населения. Сейчас на права сдают люди любых возрастов, начиная с восемнадцати лет. Все же, чтобы в дальнейшем удобнее было говорить об иностранных водительских правах, напомним, как же происходит становление пешехода водителем и насколько длительная эта процедура.

Тому счастливому моменту, когда в ГИБДД новому водителю выдаст его заветное удостоверение, предшествует несколько предварительных этапов:

  • Прийти в школу вождения и записаться на курсы.
  • Выучить теорию, успешно пройти курс практических занятий на автодроме и на городских магистралях.
  • Собрать нужные документы, в том числе справку о прохождении медицинской комиссии, и сдать экзамены.

Вот и все - заветные "корочки" в руках начинающего автолюбителя!

Водительские права в России

Сами же водительские права на территории нашей страны функционируют на протяжении десятилетия, после чего их необходимо менять. В том же случае, если они были утеряны, хозяину выдадут дубликат, однако есть вероятность, что попросят перед этим подтвердить знание правил дорожного движения. Исключение составит лишь ситуация, если права сгорели в пожаре или были украдены.

Медицинская справка: как проще и быстрее

Пара слов о медицинской справке. Получить ее, а следовательно, и пройти комиссию можно как в поликлинике по месту жительства (бесплатно и за несколько дней), так и в соответствующем частном учреждении (за полчаса и за деньги). Действовать этот документ будет от 2 до 3 лет - в зависимости от возраста получателя.

Что же касается врачей, которым необходимо показаться для обладания желанной справкой, то их несколько: офтальмолог, хирург, нарколог, психиатр, оториноларинголог, терапевт, невропатолог и гинеколог (если автолюбитель женского пола).

Водить машину не разрешается людям, имеющим хронические заболевания зрения и/или слуха, психические расстройства, сердечнососудистые недуги. Страдающие эпилепсией, алкоголики, наркоманы и т. д. водительских прав в России также не получают.

Кому они нужны

Существует такой документ, как Венская конвенция о дорожном движении. В 1968 году он был составлен и подписан, правда, не всеми мировыми державами. Однако и те, что поставили свою подпись, наличия международного водительского удостоверения в обязательном порядке не требовали.

Более подробно о том, что же за документ такой - Венская конвенция, будет упомянуто далее. А пока стоит сказать, что 7 лет назад, в 2011 году, появилась новая редакция данного документа. Согласно ней, теперь во всех мировых державах осуществляют единый подход к оформлению водительских удостоверений - они должны быть нового образца.

Автомобиль на дороге

В теории с такими водительскими правами международные права не нужны, хватит и национальных. На практике помимо российских и международные права потребовать могут тоже. И речь идет только о странах, поставивших подпись в Венской конвенции о дорожном движении 1968 года. Что уж говорить о тех странах, чьи подписи отсутствуют в данном документе! Для них наличие международных водительских "корочек" важно априори.

Поэтому если уж отвечать на вопрос о том, кому нужны международные водительские права, ответ будет такой: всем, кто собирается побывать за границей. Попросят ли показать удостоверение или обойдутся российскими правами - не известно, но если международные корочки понадобятся, а их не окажется, это чревато серьезными проблемами. Поэтому лучше пусть они будут - ведь береженого, как говорится, бог бережет.

А получить подобное удостоверение нетрудно. Ниже расскажем, как.

Что такое международные водительские права

Нетрудно догадаться, что это водительские права, которые действуют на территории других государств, за исключением при этом родного. Во всяком случае именно так происходит в нашей стране - на территории России международные права не действительны.

Сами по себе они представляют так называемую книжечку, в которой собрана вся необходимая информация о водителе и изложена на нескольких языках. На английском, арабском, а также немецком, китайском, японском, испанском и итальянском.

Международные водительские права

Международные водительские права выдаются всего на 3 года, разница весомая, по сравнению с обычными российскими правами, которые можно получить на 10 лет.

Что и когда действительно

Как уже упоминалось выше, на территории РФ международные водительские права не действительны. При этом если человек поедет за рубеж, там международные водительские права он должен будет предъявить наравне с российскими национальными - иначе они тоже не будут считаться действительными. А так ли уж важно получить иностранные водительские права при поездке за границу? Всем ли они нужны? Попробуем разобраться дальше.

Три способа управления автомобилем в чужой стране

Если человек планирует поездку за границу и при этом точно знает, что будет это путешествие на авто, у него есть три способа, как легально сесть за руль в иностранном государстве:

  1. Первый касается тех туристов, кто получил права до марта 2011 года, то есть тех, у кого они старого образца. Так вот, если у путешественника имеется нотариально заверенный перевод своего национального удостоверения на язык той страны, в которую он собрался, он может ехать с данным документом.
  2. Второй - для тех, у кого права нового образца: страны, подписавшие Венскую конвенцию, не должны чинить препятствий к проезду.
  3. Третий - наличие и российских, и международных прав. Способ, позволяющий не волноваться лишний раз, что в поездке возникнут проблемы.

Как получить международные права

Ничего особенно сложного в данной процедуре нет. А документов, необходимых для оформления, даже меньше, чем для получения российского удостоверения: не нужна медицинская справка, а это значит, что нет надобности тратить свое время и нервы в очередях поликлиники либо же расставаться со своими кровными за платную справку.

Документы, которые все же нужны:

  • удостоверение личности;
  • водительские права нашей страны;
  • фотография (хоть черно-белая, хоть цветная);
  • заявление.

Последнее допускается заполнить прямо на месте, а вот что касается фото, то сделан снимок должен быть исключительно на матовой бумаге, а посему сфотографироваться в ГИБДД нельзя. Необходимо позаботиться об этом заранее. Кстати, о ГИБДД: обратиться за документами можно в любое отделение, вне зависимости от своей прописки, однако не каждое отделение занимается выдачей подобных документов, поэтому такую информацию лучше всего также уточнить заранее.

Об экзаменах

Важный вопрос, который всегда интересует всех желающих обладать иностранными водительскими правами: нужно ли пересдавать экзамены? Можно успокоиться и выдохнуть: экзамены уже сданы, делать это снова не надо. Следует лишь подготовить документы и оплатить госпошлину - 1600 рублей на текущий момент (при оплате через сайт "Госуслуг" будет предоставлена скидка 30 %, что действует до 1 января следующего года).

Как получить междунродные права

Таким образом, в процедуре получения иностранных водительских документов нет ничего сверхсложного. Кстати, выдаются они, как уже упоминалось ранее, на три года максимум. При этом если оставшийся срок действия российских прав меньше, то и международные выдадут ровно на тот же период. Это делается потому, что международные права и права российские демонстрируются за рубежом вместе - первые без последних в иностранных государствах считаются недействительными.

Конвенция о дорожном движении

Необходимо сказать хотя бы пару слов и о документе, регулирующем дорожный правопорядок в мире. Именно с этой целью - ради безопасности нахождения на дорогах - он в свое время и создавался.

Этот документ подписали 69 стран, среди которых не найти, например, Соединенных Штатов или Индии, но зато можно встретить Венесуэлу, Заир, Нигер, Иран, Израиль и так далее. Все страны, принявшие конвенцию, считают действительными и возможными для путешествия на авто как любое национальное удостоверение на соответствующем же языке (и/или его перевод), любое национальное удостоверение нового образца, так и любое международное удостоверение.

Дорога уходит вдаль

Именно об этом, впрочем, уже говорилось выше. Но все эти правила действительны только для государств, участвующих в договоре. Таким образом, если американец соберется, например, поехать на машине по Европе, скажем, в Австрию или в Македонию, для него эти правила действовать не будут.

Российские и международные: отличия

У российских прав и международных прав есть много общего, но и отличий тоже хватает. Так, например, эти документы разные по своему внешнему виду. Международные больше по размеру, кроме того, больше и фотокарточка в них. Права местные - небольшая пластиковая карточка, а водительское удостоверение в Европе - книжечка, по величине напоминающая диплом или его вкладыш. На фото в нем ставят печать, чего не делают в национальном удостоверении. Вверху документа большими буквами пишут название страны, которая выдала его, и ставят знак этого государства. Информация о водителе, сроках действия прав, разрешенных к управлению видах транспорта - все это помещается на двух страницах.

Путешествие на авто

Правила передвижения на машине по Европе

В каждой европейской стране свои порядки, поэтому перед тем как ехать куда бы то ни было, следует основательно подготовиться и выяснить особенности данного государства. Вот некоторые из них:

  1. В Австрии дороги платные, так что, попав в эту страну, надо приобрести специальную виньетку - они продаются на разное количество дней. Однако некоторые дорожные участки, откуда открываются шикарные панорамные виды, требуют доплаты. При всем при этом австрийские дороги считаются одними из лучших в Европе.
  2. В Бельгии они бесплатные и достаточно хорошего качества. Зато платные парковки. При этом важно знать, что время, на которое можно оставить машину, напрямую зависит от цвета парковки. Например, на оранжевых можно оставлять машину на 4 часа, на красных и зеленых - только на 2.
  3. В Испании есть как платные, так и бесплатные магистрали. Для любой платной есть бесплатная альтернатива. Кроме того, оплачиваются обязательным образом все туннели. Стоимость проезда, кстати, зависит от нескольких разных факторов, в том числе от времени года.
  4. В Македонии парковаться можно только на правой стороне дороги, в противном случае грозит штраф. Дороги платные, но не все. Самая популярная дорога, ведущая в Грецию, оплачивается в зависимости от пройденного расстояния.
  5. Французские дороги находятся на втором месте среди лучших в мире (первое - у Сингапура). Везде ровное покрытие, а также есть места для отдыха водителей и бесплатные туалеты. На дорогах - бесплатные и платные участки, стоимость которых зависит от вида автосредства и пройденного пути.

Путешествие на автомобиле

Собираясь в путешествие, важно не только хорошо подготовиться, разузнав про правила и обычаи той страны, куда держится путь, но и не забыть свои водительские права в России. Хорошего отдыха!

Водительское удостоверение, которое в повседневной жизни называют права, это официальный документ, который предоставляет право на управление транспортом разных видов. Формат прав может быть двух типов: национальные и международные. Ч ем отличаются международные водительские права от обычных , и в чем особенность каждого из них, разберемся в статье.

Что такое стандартные права

Стандартные права

Национальные, или стандартные права водительские используют большинство жителей страны. Их особенность в том, что удостоверение дает возможность управлять только некоторыми видами транспортных средств.

В законе четко указано 5 основных категорий, которые разрешают управлять машинами разной сложности:

  • категория А значит право находиться за рулем мотоцикла. Получить такую корочку можно не ранее 16 лет. При этом водитель не может находиться за рулем любого другого транспорта;
  • категория В дает возможность управлять машиной, вес которой не более чем 3500 кг. Важно учитывать, что в салоне нельзя находиться более 8 человекам. В противном случае это считается правонарушением;
  • категория С предусматривает управление автомобилем весом до 3.5 тонн, к которому пристегнут прицеп весом не больше 750 килограмм. Количество человек для транспортировки остается таким же;
  • категория D понадобится тем, кто осуществляют перевозки более 8 человек. Разрешается так же прикреплять прицеп, вес которого не превышает 750 килограмм. Особенность такого документа в том, что выдаются они только по достижении 20 лет;
  • категория Е выдаются если машина оснащен прицепом, масса которого менее 750 килограмм. Важно! Категорию Е разрешается получить только если стаж вождения составляет более года.

Для того, чтоб оформить удостоверение стандартного типа любого вида нужно пройти курсы и пройти проверку автошколе, в которую входят знание правил передвижения, и практика вождения автомобилем. Перед оплатой курса обязательно проверьте наличие полномочий, которые разрешают оформление водительских прав данным учреждением.

Что собой представляют права международные

Международные права

Международные водительские права

Международный тип прав это разновидность документа, который дает возможность управлять машиной в любой точке планеты. Документ имеет особенный внешний вид, и предоставляется в качестве дополнения к национальному аттестату.

Для того, чтоб сделать международные права общего образца, водителю не нужно сдавать экзамены еще раз для подтверждения собственной квалификации. Достаточно подать полный список бумаг в местное отделение ГИБДД.

  • заявление, составленное по образцу, в котором водитель указывает, что хотел бы получить права международного образца;
  • национальные права, действующие на момент обращения;
  • медицинская справка от врача установленной формы;
  • паспорт гражданина России с пропиской и без повреждений;
  • стандартная фотокарточка, 3.5 на 4.5 сантиметра;
  • квитанция из банка, которая подтверждает оплату государственной пошлины за оформление прав.

Для оформления нужно лишь подать документы и написать заявление. По сути, времени это займет очень мало. Но, взамен, водитель будет иметь право находится за рулем машины (в соответствии со своей категорией) в любом уголке планеты.

Первый документ, который координирует действия автомобилистов – это Венская конвенция. Именно в ней указано, что каждая страна, поставившая подпись, подтверждает правильность обычных водительских прав. Потому, перед получением , поинтересуйтесь правилами передвижения по стране, куда направляетесь.

Женевская конвенция это второй важный документ. Подписавшие ее страны предполагают обязательное наличие международных водительских прав.

Как выглядят национальные и международные права

Разница между водительскими правами

Различия между правами

Обычные права представлены пластиковой картой, размером 5.4 на 8.6 сантиметра, с едва заметным розовым оттенком. На документе обязательно указаны паспортные данные водителя, цифровой номер удостоверения, и подпись владельца.

Так же обязательно указывается кем и когда выдан документ. Обращаем внимание, название пишется полностью, а не аббревиатурой. На передней части так же обозначается категория водителя.

Все записи на национальных правах делаются латиницей, а снизу дублируются на русском языке. Последний обязательный момент – штрих код. Он понадобится для считывания информации инспекторами ГИБДД в случае возникновения спорных ситуаций, или при повреждении (потертости) основной части прав.

Что же касается водительского документа международного образца, то оно представлено небольшим блокнотом, размера А6, с плотной обложкой обложкой серого цвета и светлыми листами.

На внешней стороне обложки должны быть зафиксированы такие данные:

  • дата, когда права были выданы;
  • срок, в который документ будет правомерным;
  • данные из стандартного удостоверения;
  • информация об учреждении, которое оформило права на родине. Обязательно должна присутствовать подпись и печать ответственного лица;
  • данные о субъекте РФ, в котором происходило оформление документа.

Если эти данные указаны на внутренней стороне обложки, то права считаются не правомерными.

На левой внутренней стороне указываются полные паспортные данные шофера. Обязательно должно быть ФИО, дата и место его появления на свет, место постоянного проживания и регистрации, таблица категорий транспорта, с отметками в графах, которыми может управлять собственник МВУ.

Права страница разворота дублирует те же сведения, и имеет место для фотографии. Сведения, указанные на обложке прописываются машинным способом, а вот внутренние страницы заполняются от руки.

Чем отличаются международные водительские права от обычных: список особенностей

По закону, использовать международные права можно только при том условии, что при себе водитель будет иметь и аналог национального формата. если же обычных прав при вас нет, то и использование международных считается неправомерным.

Что же касается срока действия документа, то он не всегда ограничивается тремя годами, как принято думать. Бывают случаи, когда оформление проводится на 5 лет или всего на год. Так давайте разберемся, какие же отличия существуют:

  1. Международные водительские права имеют силу только при наличии государственного документа.
  2. Чтоб получить международный образец, не нужно сдавать дополнительных экзаменов. Достаточно подать пакет документов, и подождать некоторое время, пока права будут изготавливаться.
  3. Ограниченный срок действия.
  4. Во время вождения машины заграницей, национальный образец документа не подойдет, полиция потребует предъявить и международный образец.

Если Вы любите путешествовать не только по своей стране, или работаете дальнобойщиком, или водителем у высокопоставленного чиновника, то оформление международных прав – это просто обязательное дело.

Если транспортное средство остановят за пределами России, и у водителя не будет документа нужного образца, придется уплатить штраф, сумма которого колеблется в пределе 300-400 евро. В то же время, чтоб оформить права нужно будет потратить не более часа, и просто собрать необходимые документы.

Отличия удостоверений

Обычные и международные права

Существенная разница между национальными правами и международными состоит в нескольких пунктах:

  1. Сдача экзаменов для получения документа. Что касается обычных прав, то экзамены сдаются в установленном порядке, с определенной периодичностью. Проверка состоит из двух частей: теории и практики. При этом практическая часть проводится на улице, непосредственно в условиях обычной оживленной дороги, а не на постановочных муляжах. Для международных прав сдача дополнительных экзаменов не предусмотрена.
  2. Медицинская справка. Получить национальные права без медицинского заключения просто нереально. А вот заграничный вариант не требует таких сведений. Они основываются на те, которые были предоставлены.
  3. Сроки получения. В обычном варианте будет нужно подождать около месяца. Точная дата зависит от загруженности учреждения на данный момент. В то же время, получить иностранный образец можно уже спустя час, при условии, что с документами все в порядке, и не требуются дополнительные сведения.
  4. Право управления автомобилем за пределами страны. Национальные права смело используйте в странах, которые являются участниками Венской конвенции. Потому, перед тем как ехать заграницу, узнайте, нужны ли международные права вообще, или можно обойтись только нашими. Заграничные права могут понадобиться в станах, которые подписали Венскую и Женевскую конвенцию. Такой вариант изначально был прописан в тексте договора.
  5. Международное водительское удостоверение не является действительным документом на территории России, а потому водить машину исключительно с ними это то же самое, что управлять транспортным средством вообще без прав.
  6. Если транспортное средство попало аварию на территории страны, то страховые выплаты предоставлены не будут. А вот попав в ДТП заграницей, и имея страховку на машину, вам полностью компенсируют убытки.
  7. Получение визы для обычного варианта это весьма сложная задача. А вот иностранный образец может получить ее в установленном порядке.

Вот основные отличительные черты, которые важно знать перед получением.

Сроки действия автоудостоверений

Важно! Международный образец прав выдается исключительно при наличии национальных. Потому продолжительность их действия не может быть больше, чем термин действия стандартного удостоверения.

Заменить межнациональные права так же можно лишь в период действия основных, иначе поменять их нельзя.

При замене стандартного документа, срок в международных правах не меняется, а остается прежний. Если при этом управляющий ТС повторно предоставляет справку от медиков, то права оформляются на 10 лет.

Действие любого образца прав может наступать при таких, определенных законом случаях:

  • Если закончился срок действия документа;
  • Произошли изменения в основной информации о собственнике прав. К таким относится смена имени, пола, или категории;
  • Если права были сильно повреждены, и теперь оттуда нельзя извлечь никакую информацию. К примеру, МВП были залиты водой, и чернила расплылись;
  • Водительские права были украдены или утеряны. Правда, в таком случае нужно будет сообщить в правоохранительные органы о пропаже, и придать огласке случившееся через объявление в газете;
  • Если документ был получен с использованием поддельных бумаг или неправдивых сведений;
  • Появились медицинские противопоказания для управления транспортным средством.

Во всех остальных случаях изъятие прав не осуществляется.

Могут ли лишить прав заграницей

Лишение прав

Во первых, отправляясь заграницу нужно понимать, что существуют существенная разница между отечественным ПДД и иностранным. Потому, очень важно ознакомиться хотя бы с основными правилами вождения страны, куда направляетесь. То, что водитель не знал законов, не освобождает его от ответственности за нарушение.

Конечно, любого водителя, в том числе и иностранного, имеют право лишить прав вождения за серьезное нарушение правил, ведь абсолютно чистое передвижение нельзя обеспечить даже в самых развитых странах мира.

Если такая ситуация вполне может случиться с каждым. Именно потому очень важно понимать, как правильно поступить, чтоб сэкономить не только время, но и собственные нервы.

Если водитель въехал на территорию иностранного государства, не ознакомившись с его законами и правилами, он рискует:

  • быть оштрафованным. Поскольку все штрафы оплачиваются в долларах или евро, это существенно бьет по карману;
  • быть арестованным. Эта мера уже намного серьезней, и предпринимается за существенные промахи;
  • быть депортированным из страны. При этом, в некоторых государствах депортируют только самого водителя. А его транспортное средство остается на штрафной площадке.

Каждая из этих ситуаций может повлечь за собой проблемы с получением визы в следующий раз. Либо же вам точно не выдадут ее повторно.

Изымают права, чаще всего, за серьезные нарушения, среди которых лидирующие позиции занимают такие:

  • превышение скоростного режима. Забрать документы полиция имеет право, если вы превысили допустимую скорость даже на 5 километров в час. Потому особое внимание нужно уделять знакам, которые стоят на обочине.
  • Вождение транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения, что недопустимо ни в какой стране мира;

Важно! Если водитель откажется от прохождения теста на вместимость алкоголя, он автоматически признается не трезвым, и забирается в участок.

  • Если водитель стал участником ДТП, и скрылся. Особенно если в аварии имеются пострадавшие или погибшие.

Важно понимать, что граждане заграницей имеют за честь помочь полиции, и сами считаются очень законопослушными. Именно потому они с радостью сообщат о том, что видели нарушение, даже если оно не зафиксировано на камерах наблюдения.

Как видно из статьи, есть существенные отличия между национальным водительским удостоверением и международным. Изучив основные советы и нюансы, уверенны, что проблем с ездой на дорогах иностранных государств у Вас не возникнет.

Смотрите видео о получении международных прав:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.


Сегодня весь мир делится на страны, признающие российское национальное удостоверение, считающиеся только с международными правами или же требующие от автопутешественников получения местных документов. Но по факту границы между ними настолько размыты…


Греция — одна из стран интересных для путешествия на автомобиле. Причём, для этого официально достаточно российского национального водительского удостоверения.

Дело в том, что сегодня весь мир делится на страны, подписавшие Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 года, аналогичную Венскую конвенцию 1968 года и не подписавшие ни одну из них (яркий пример – Китай, где водителю для сохранения своего статуса требуется получать местное удостоверение).

Обе конвенции были разработаны в своё время с целью стандартизации правил дорожного движения, дорожных знаков и сигналов, в странах, её подписавших. С одной лишь разницей, согласно соглашению, подписанному в Женеве, за границей водитель обязан иметь при себе международное водительское удостоверение. В то время, как в рамках Венского договора страны-участницы разработали единый формат удостоверений водителя, к которому привели свои внутренние права. Таким образом, использование на территории этих государств национальных документов стало правомерным без дополнительных условий.

Страны, принявшие Женевскую конвенцию (для управления ТС на их территории в обязательном порядке требуется международное): Австралия, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Барбадос, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Ватикан, Великобритания (включая Коронные земли и Гибралтар), Венесуэла, Гаити, Гана, Гватемала, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Испания (включая африканские провинции), Камбоджа, Канада, Кипр, Конго, Лаос, Лесото, Ливан, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Намибия, Нигерия, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Парагвай, Республика Корея, Руанда, Сингапур, Сирия, США, Сьерра-Леоне, Таиланд, Того, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Чили, Шри-Ланка, Эквадор, Ямайка, Япония.

Иногда, при уточнении статуса российского национального удостоверения в той или иной стране возникает путаница. Зачастую это связано с тем, что некоторые государства, принявшие в 1949 году Женевскую конвенцию, позже предпочли ей условия Венской. Но можно встретить и тех, кто, подписав новое соглашение, так и не ратифицировал его, тем самым, оставив на своей территории правомерными условия первого договора. Например, это Великобритания, Испания, Таиланд…


Наиболее популярнейшим транспортным средством, которое туристы берут в аренду в Индии является мотоцикл. Однако, мало кто из гостей страны соблюдает правила — большинство ни только не имеют международных водительских прав, но и не имеют открытой категории для управления двухколёсной техникой.

Страны, подписавшие и, что более важно – ратифицирующие, Венскую конвенцию (для управления автомобилем здесь достаточно иметь при себе действующее национальное удостоверение страны, также поддерживающей это соглашение): Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Багамы, Бахрейн, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Венгрия, Вьетнам, Гайана, Германия, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Зимбабве, Израиль, Ирак, Иран, Италия, Казахстан, Катар, Кения, Киргизия, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Либерия, Люксембург, Македония, Марокко, Молдавия, Монако, Монголия, Нидерланды, Нигер, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Перу, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшелы, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Тайвань, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, ЮАР.

Но почему же так часто появляются жалобы российских туристов на отказы в аренде машин по национальным водительским правам в странах, казалось бы, придерживающихся Венского договора о дорожном движении?!

Здесь, в основном, всё дело в вопросах внутреннего сотрудничества компании по аренде автомобилей и структурой, страхующей ответственность водителя арендованного ТС. Так, в ОАЭ и некоторых странах Европы неоднократно были случаи с отказом в страховых выплатах при ДТП с туристами, виновники и участники которых не имели международных водительских прав.

О правомерности подобных требований сегодня ходит немало споров среди юристов. В том числе, МИД России на днях прокомментировал ставшее обязательным требование Греции о наличии международных прав для граждан стран, не входящих в ЕС, при аренде автомобиля в стране… В официальном заявлении сказано, что это не распространяется на жителей государств, подписавших Венскую конвенцию, в том числе – российских туристов.

По факту, сегодня уже большинство международных компаний, предоставляющих автомобили в аренду в разных уголках мира, отказывают туристам без международных удостоверений, а небольшие локальные сервисы, под угрозой штрафов и личной ответственности при дорожно-транспортных происшествиях, поднимают цены на свои услуги для владельцев исключительно национальных прав.


В странах Средней Азии для российских автопутешественников не только не требуется наличие международных водительских прав, но зачастую их вид вызывает лишний интерес у представителей местной Госавтоинспекции

Практика многих путешественников подтверждает, что при желании пользоваться в чужой стране транспортным средством (как своим, так и арендованным), намного практичнее иметь вкупе с национальными правами их международную копию.

Тем более, что получение международного водительского удостоверения сегодня достаточно доступная услуга. Для этого необходимо:
– иметь национальное водительское удостоверение (а международные права имеют юридическую силу исключительно в сочетании со внутренними), со сроком действия не менее трёх лет.
– заполнить заявление на получение международного удостоверения
– предоставить при обращении в Госавтоинспекцию оригиналы документов, указанных в заявлении (российские права и паспорт)
– предоставить фотографию 35 x 45 мм, выполненную в чёрно-белом или цветном варианте на матовой бумаге
– оплатить госпошлину (1 600 рублей)

Причём, оформить услугу возможно через портал Госуслуг (подать заявление, выбрать удобное подразделение и время для получения удостоверения, оплатить госпошлину с 30% скидкой – 1 120 рублей вместо 1 600).

Единственное, что требуется учесть в этом случае – не во всех подразделениях бланки международных прав есть в наличии! Поэтому, прежде чем выбрать место для получения услуги и оплатить госпошлину (она оплачивается адресно, согласно выбранному отделению ГАИ), необходимо уточнить о возможности там выдачи прав. Такую справку легко предоставляют при телефонном обращении.

Существует две разновидности прав: национальное удостоверение и международное. Основное отличие между ними кроется уже в самом названии – одни позволяют свободно передвигаться по территории РФ, другие – во всех странах мира. Международное, или национальное водительское удостоверение – что выбрать для передвижения за границей, в России и в странах СНГ?

Очень важно помнить, что процедуры получения, стоимость, расстановка пунктов у двух типов этого документа – различны. Более того, есть отличия и в процедуре получения. Все водители, которые имеют национальные права, но при этом хотят поехать за рубеж, должны знать, как выглядит удостоверение международного стандарта и какие процедуры следует пройти, чтобы получить его.

Национальное удостоверение и обычные водительские права

Национальное водительское удостоверение

Несколько слов о национальных правах. Во-первых, они действуют исключительно на территории нашей страны. Во-вторых, с их получением никогда не возникает сложностей, ведь их выдают практически во всех отделениях ГИБДД всех более или менее крупных городов. Иногда взаимодействие между гражданином и органом усложняется тем, что арестованы права были в одном городе, а он заявляет об их возврате в другом.

Стандартные права включают о водителе такие данные:

  • фамилия, имя и отчество;
  • порядковый номер и серия;
  • фотография;
  • место, дата рождения и адрес;
  • допустимые транспортные категории;
  • дата выдачи.

Все указанные данные на русском языке в двух формах: кириллическими символами и латиницей (транслитерация).

Стандартные права вручаются только после того, как он сдаёт все необходимые экзамены и оплачивает государственную пошлину. Пошлина – 500 руб., если водитель желает права в бумажной форме и 2000 рублей, если в пластиковой.

Особенности визуального вида национальных водительских прав

Международное водительское удостоверение

Основная задача этого документа – служить удостоверением того, что владелец документа имеет законное право управлять транспортом на территории Российской Федерации.

Если речь идёт о международных правах, то этот документ имеет несколько иной смысл и способ применения. Если в РФ допускается езда только с одними правами – национальными, напоминающими по форме банковскую карту, то за границей помимо обычных прав следует предъявить международные.

Международные и национальные права не могут взаимно исключаться! Ездить по России с международным удостоверением запрещено, если у водителя нет обычных, национальных. Стандартный документ – более значимый, именно он удостоверяет право на управление транспортом.

Поэтому перед водителем не стоит выбор: какое водительское удостоверение лучше, национальное или международное, так как одно без другого невозможно.

Существует три документа, которые полностью описывают требуемый формат прав в России и регламентируют их применение:

  1. Постановление правительства № 1097 от 24 июня 2014.
  2. ПДД.
  3. Приказы различных институтов, в частности, Министерства внутренних дел.

Чтобы понять, как выглядят национальные водительские права как выглядят международное удостоверение и почему именно так, следует обратиться к более старому типу документов. Визуальный вид подразумевает приблизительно те же стандарты, что и стандартный документ, позволяющий водителям передвигаться по дорогам 20-30 лет тому назад. Существуют, конечно, некоторые изменения, дополнения, но основная суть осталась прежней. Изменения коснулись цвета удостоверения, локации знаков защиты, пунктов и пр.

На сегодняшний день в стране утверждено новое поколение национальных удостоверений, которые одобрены на международном уровне Венской конвенцией.

Международные водительские права

У национального водительского удостоверения имеются такие признаки:

Права также содержат информацию, отпечатанную латиницей. В международных правах всё очень похоже, однако, имеется также перевод на французский язык.

Что представляют собой международные водительские права?

Международные права (МВУ) – документ выполняющий иные функции, по-другому выглядящий и требующий иных процедур. Задача – соответствовать международному стандарту. Разберёмся подробнее.

Разница между двумя удостоверениями заключается, прежде всего, в удобстве – работники дорожной инспекции за границей обучаются распознаванию специальных видов документов.

Внешняя сторона содержит:

  1. Наименование органа и дата выдачи.
  2. Срок действия.
  3. Номер и серия.
  4. Государство, в котором владелец прав является гражданином.

Обратная сторона содержит перечень государств, на территории которых документ будет иметь юридическую силу.

Международные права

Международные права – это дополнение, лицензия, расширяющая возможности основного документа. МВУ не содержит даже имени водителя, а привязано к национальным оно лишь серией и номером документа.

Далеко не все страны требуют от российских граждан именно международный стандарт прав. Есть страны (преимущественно – СНГ), где подходит обычный стандарт. Например, законодательство Армении и Грузии позволяет ездить в пределах государства, пользуясь обычными удостоверениями. Очень часто, в некоторых странах, сотрудники требуют МВУ. Это может означать, что сотрудник либо плохо подкован в законах, либо требует взятку.

При получении МВУ, следует оплачивать государственную пошлину – 1600 рублей. Габариты международных прав несколько больше, чем у стандартных.

МВУ отпечатаны на двух языках: русском и французском. Документ содержит специальные печати овальной формы. Фотографии международного удостоверения также больше по размеру, их отмечают специальными печатями.

Внешний вид этого документ предусматривает такие особенности:

Международные права отпечатаны на двух языках: русском и французском. Документ содержит специальные печати овальной формы. Таким образом отмечены категории транспорта, которыми водитель имеет право управлять. Фотографии международного удостоверения также больше по размеру, причём здесь их отмечают специальными печатями.

Национальные и международные водительские права: важные отличия

Водительские права

Как мы увидели, различия между двумя различными видами водительских прав, довольно значительны.

Отметим семь критериев, по которым следует оценивать различия между документами:

  1. Типовые различия.
  2. Прохождение медицинской комиссии.
  3. Комплект необходимых документов.
  4. Порядок получения.
  5. Обучение.
  6. Размер наказаний за нарушения.
  7. Стоимость.

Рассмотрим детальнее каждый из критериев.

Типовые различия между удостоверениями оформим в виде специальной таблицы:

Тип отличияНациональные права РоссииМеждународные права
Функциональность и задачи документаПозволяют управлять транспортом на территории РФПозволяют водить транспорт за пределами РФ
Внешний видДва типа:

· пластик (карточка 5,4х6,6 см.);

· особые глубокие градиенты цветов;

Благодаря новым изменениям в законодательстве, с 1.01.18 до 1.01.19 есть возможность получить скидку 30% на оформление госпошлины. Для этого следует оформить заявку на получение водительского удостоверения через сайт Госуслуг.

Скидка распространяется на оформление как национальных, так и международных прав.

Прохождение медицинской комиссии

Существует много ситуаций, при которых водителю следует поменять права: вышел срок их действия, требуется замена или обмен на более новые, права вернули после ареста и др. (причин по которой водительские права могут аннулировать существует множество и все они прописаны российским законодательством и теорией государства и права ТГП). Каждый такой раз водителю нужно действовать согласно одной процедуре – проходить медицинскую комиссию.

В этом вопросе также имеют место значительные отличия для двух типов документов. При получении, восстановлении или возврате НВУ РФ необходимость сдавать медицинский бланк является обязательной. При получении дополнения к правам в виде МВУ, справка не требуется.

При получении документа стандартного типа медицинскую справку необходимо предоставлять, если речь идёт о смене персональных данных водителя, например, имени или фамилии.

Также эта процедура является обязательной, если:

  • водитель открывает ещё одну категорию;
  • имеет место утрата удостоверения;
  • водителю нужен дубликат.

Медицинская справка

МВУ, будучи скорее дополнением к уже имеющемуся документу, создаётся на основании уже отмеченных в национальных правах данных. Таким образом, само наличие МВУ подразумевает прохождение медицинской комиссии.

Если водитель желает открыть ещё одну категорию вождения, но его медицинская справка всё ещё актуальна, новую получать не следует. Все медицинские справки имеют срок действия – 1 год. Продлить их можно путём прохождения повторной комиссии.

Комплект необходимых документов

Для получения НВУ и МВУ, требуются комплекты документации, которые различаются между собой.

Для стандартных прав нужно:

  1. Паспорт гражданина и свидетельство о рождении.
  2. Предыдущие НВУ, если таковые есть.
  3. Медицинская справка, если таковая есть и ею срок не истёк.
  4. Сертификат о прохождении экзаменов (если таковой требуется).
  5. Фотография.

Для того чтобы получить долгожданное удостоверение необходимо подготовить комплект соответствующих документов. После того как работником ГИБДД проверены все документы, он проверяет соотношение их содержимого с заявлением водителя. После этого, если всё в норме, начинается процесс создания документа и занесение информации в базу. Процесс, который так или иначе предшествует получению документа.

  1. НВУ.
  2. Паспорт гражданина.
  3. Заграничный паспорт.
  4. Фотография.

Что касается оформления визы, то в случае со стандартным удостоверением, она требуется, с международным – нет.

Порядок получения

Оформление визы и загранпаспорта

Порядок получения обоих видов прав довольно похож, однако разница имеется. Ярким примером являются штрафы: если штрафные квитанции не оплачены, то шансов получить новые права нет, независимо от их типа.

В порядке получения есть различия, прежде всего в вопросах взаимосвязи с визами.

Например, для получения международного документа требуется:

  • оформление визы;
  • заграничного паспорта;
  • справка о несудимости (не всегда);
  • прочие документальные тонкости, требуемые для выезда в другое государство.

Стандартные права этого не требуют, ведь позволяют передвигаться по РФ. Однако исключением, разумеется, являются случаи, когда водитель планирует посещать страны, присутствующие в Женевской Конвенции.

Сдача экзаменов – процедура, требующая немало времени, очень порой утомительная для водителей, вовсе не требуется для получения МВУ.

Национальные права изготавливают около 30 дней, а международные – менее одного часа.

Различия в обучении

Обучение на права

Обучение – основа вождения, неотъемлемый процесс, через который, так или иначе, должны пройти все водители, которые либо получают права впервые, либо открывают новую категорию. Что касается обучения, то разница также велика.

При получении стандартных прав, автошкола имеет большое значение и является необходимым требованием, если:

  1. Впервые оформляется удостоверение.
  2. Открывается новая категория.
  3. Арест подошёл к концу.

В случае с МВУ обучение не требуется, как и прохождение соответствующих экзаменов. Документ будет выдаваться на основании основных прав.

Наказание за нарушение

Все виды наказаний, в частности, за нарушения ПДД, всегда установлены чётко в соответствии с законодательством страны, в которой закон был нарушен.

  • несоблюдение правил на дороге;
  • незнание норм алкоголя в крови (в каждой стране – свой стандарт);
  • незнание поводов для ареста (в США, например, поводом для ареста зачастую является то, что в России наказывается штрафом).

Водители должны помнить, что перед посещением других стран, очень важно понимать зарубежные правила дорожного движения, так как степень наказания за их нарушения в другом государстве сильно отличается от российских. Большинство проблем на дороге происходит именно из-за незнания законов.

Примеров проблем из-за незнания законов других стран – множество, начиная с мужчины, который не включил поворотник, начав сближение с автомобилем, и заплатил более 500 евро штрафа и женщины, которую арестовали за то, что её ребёнок не был пристегнут и не находился в детском автокресле.

Стоимость обучения

Цена получения водительского удостоверения включает в себя четыре важные составляющие:

  1. Государственную пошлину за изготовление.
  2. Госпошлину за прохождения экзаменов.
  3. Медицинская комиссия.
  4. Фотографирование.

Государственная пошлина при оформлении национальных прав (социальный платёж) составляет 2000 рублей (пластик) или 500 рублей (бумага); за оформление международного документа пошлина составит 1600 рублей.

Читайте также: