Какие роли играет педагог который занимается правовым просвещением ролевые позиции
Обновлено: 02.07.2024
В статье рассмотрены роль и функции специалиста социальной сферы, уровни профессиональной деятельности, определены условия для осуществление функций, приведены сравнительные характеристики ролей, предложенных рядом авторов, указаны основные подходы к определению профессиональной деятельности специалиста посредством функций, обозначены новые роли социального работника: тьютор, модератор, фасилитатор, инноватор и др. Представлено содержание программы, направленной на развитие ролевого репертуара специалиста по социальной работе, а также интерпретированы полученные результаты экспериментального исследования, на основе которых разработаны рекомендации.
Ключевые слова:роль, функционально-ролевой репертуар, специалист социальной сферы, социальная работа.
Gibadullina Yu.M. 1 , Niyazova A.A. 2 , Burnatova Т.A. 3
1 ORCID: 0000-0002-1825-0097, PhD in Pedagogy,
Tobolsk Pedagogical Institute named after D. I. Mendeleyev (branch of Tyumen State University),
2 ORCID: 0000-0002-1363-9730, PhD in Pedagogy,
BI of HE KhMAD-Yugra, Surgut State Pedagogical University
3 ORCID: 0000-0002-1825-0023, Master,
FSBEI of HE Kurgan State University
DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL AND ROLE-BASED REPERTOIRE OF SPECIALIST IN SOCIAL SPHERE
Abstract
The role and functions of a specialist in the social sphere, the levels of professional activity, the conditions for the performance of functions, the comparative characteristics of roles proposed by a number of authors, the main approaches to the definition of the professional activity of a specialist through functions, and new roles of a social worker are indicated: a tutor, a moderator, a facilitator, an innovator, etc. The content of the program aimed at developing the role-based repertoire of a specialist in social work is presented, the results of experimental studies are interpretted, the recommendations are given based on these results.
Keywords: role, functional and role-based repertoire, social sphere specialist, social work.
В современном российском обществе сложилась довольно сложная ситуация, связанная с проблемами социального характера (политические перемены, уровень экономики, экологическая ситуация), что актуализирует повышение уровня социальной защищенности населения и совершенствование социальной сферы.
Социальная работа направлена на реализацию мер социальной поддержки и социальной защиты населения, в процессе чего специалист социальной сферы выполняет ряд функций: диагностическая, прогностическая, предупредительно-профилактическая (превентивная), организационно-коммуникативная; социально-бытовая, психологическая и др. [8].Вышесказанное позволяем говорить о том, что социальный работник одновременно выполняет одну или несколько ролей.
Анализ литературы позволил обозначить группы профессиональных ролей специалиста по социальной работе: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, супервизор, исследователь [9]. Каждая профессиональная роль социального работника предполагает наличие: во-первых, специфических способностей; во-вторых, приоритетной ценности формируемой в процессе приобретения новых умений; в-третьих, набора функций, выполняемых специалистом [4].
Осуществление функций специалиста социальной сферы возможно при использовании различных подходов в работе с клиентом – антропологического, социально-педагогического, экологического, экосистемного, позволяющих эффективно взаимодействовать и сотрудничать с другими специалистами, клиентом, образовательными и социальными учреждениями [5].
В.Н. Сидоров в профессиональной деятельности социального работника выделяет два подхода: спектральный, заключающийся в представлении ролевых действий социального работника, в виде спектра реализуемых им функций; процессуальный, основанный на выделении функций как части процесса его профессионального взаимодействия с клиентами [6].
Анализ литературы позволил выявить достаточно большой спектр ролевого репертуара специалиста по социальной работе: посредник, адвокат, корректор поведения, менеджер информации, практик, управляющий делами клиента, руководитель рабочей нагрузки, руководитель персонала, агент по вопросам социальных изменений и др.
Наряду с традиционными ролями специалист по социальной работе выполняет такие роли как: тьютор, модератор, фасилитатор, инноватор.
Организованная и проведенное исследование включало несколько этапов – констатирующий, формирующий и контрольный и было направлено на определение способов развития ролевого репертуара специалистов социальной сферы. Исследование проведено в период с сентября 2016 года по август 2017г.
Для изучения уровня развития функционально-ролевого репертуара специалистов социальной сферы определен диагностический инструментарий, включающий в себя:
Проведенное исследование позволило выделить ряд проблем:
- Фрагментарность знаний о функционально-ролевом репертуаре специалиста социальной сферы для эффективной реализации профессиональной деятельности.
- Недостаточное проявление коммуникативных и организаторских склонностей среди специалистов социальной сферы для эффективного взаимодействия с клиентами и решения их социальных проблем.
- Отсутствие условий для профессионального самоутверждения и самореализации, что приводит к снижению мотивации специалистов по оказанию людям социальной помощи и поддержки.
На основе полученных результатов нами разработана программа по повышению уровня развития функционально-ролевого репертуара специалистов социальной сферы, которая включала:
Полученные результаты в ходе повторного исследования функционально-ролевого репертуара специалистов социальной работы дают возможность сказать об эффективности реализованной программы.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в развитии функционально-ролевого репертуара, выраженной в следующем:
- повышении уровня знаний о функциях и ролях специалиста по социальной работе;
- наличии опыта грамотного взаимодействия с клиентом;
- устранении психологического барьера, тормозящего активное общение;
- приобретении необходимых навыков для организации профессиональных действий в решении проблем клиента.
Респонденты достигли признания и уважения со стороны коллектива, повысили уровень мастерства, реализовали потенциальные возможности, способности в профессиональной деятельности.
Об эффективности проведенных мероприятий можно судить по положительным эмоциям респондентов во время участия в психологических тренингах и по высказанным мнениям специалистов. Приведем примеры:
Благодаря тренингам я открыла в себе лидера, получила положительные эмоции, освоила правила профессионального этикета, развила способности, направленные на организацию индивидуального сопровождения своего клиента (Милана Е.).
На основе полученных результатов нами разработаны рекомендации:
- Повышение уровня знаний о функционально-ролевом репертуаре в процессе прохождения курсов повышения квалификации, круглых столов, конкурсов среди специалистов социальной работы и т.д.;
- Развитие коммуникативных и организаторских склонностей специалистов социальной сферы посредством перераспределения ответственности и ролей;
- Предоставление возможности для самореализации специалиста в процессе социальной работы с использованием инновационных подходов и технологий в работе с клиентами.
Таким образом, одной из актуальных проблем современной социальной работы является развитие функционально-ролевого репертуара для выполнения профессиональных задач различной направленности, определенных социальной политикой государства. Проведенное нами исследование имеет практическую значимость и заключается в определении способов развития ролевого репертуара, к которым мы отнесли: курсы повышения квалификации, тренинги, мастер-классы, круглые столы, диспуты, участие в конференциях и др.
Список литературы / References
Список литературы на английском языке / References in English
Педагогическая действительность и деятельность является источником активности человека. Общество определяет внешние источники требований, ожиданий и возможностей, у учителя действуют внутренние источники активности (мотивы, желания). В позиции педагога проявляется его личность, гражданское поведение, ценностные ориентации (педагогический идеал, мотивы, долг, честь и т.д.).
Социальная позиция педагога вырастает из взглядов, убеждений и ориентаций. В процессе обучения в вузе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии. Это составляет ядро личности педагога.
Социальная позиция влияет на профессиональную позицию. Здесь особое влияние оказывают личностные и характерные черты человека. Педагог может выступать в следующих типичных ролевых педагогических позициях:
- друг – умеет проникать в душу ребенку;
- диктатор – насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
- советчик – осторожное уговаривание учащихся;
- проситель – педагог умоляет ребенка, занимается подхалимством, самоунижением;
- вдохновитель – стремится увлечь, зажечь своими чувствами, целями, переживаниями и др.
Педагогическая профессия многогранна по своей деятельности. Учитель выполняет множество социальных ролей. И каждая из этих позиций может давать положительных и отрицательный эффект. Это зависит от ситуации и личности педагога.
Данная многогранность (полифункциональность) может быть условно представлена схемой (по В. Леви):
Педагогическая позиция педагога очень важна для ребенка, т.к. она реализуется через взаимодействие педагога с ребенком, его деятельностью, поведением и окружением.
Стиль педагогической деятельности.
Стиль – неповторимое устойчивое сочетание педагогических приемов воздействия и взаимодействия, где характеризуется в своей совокупности индивидуальная стратегия и тактика педагога.
Учитель имеет право на индивидуальный стиль в работе; здесь обеспечивается наилучший результат при минимальных затратах времени и сил. Работая в своем стиле, педагог меньше напрягается и устает.
Стили педагогической деятельности:
1. Эмоционально-импровизационной стиль – учитель не любит четко планировать уроки, не любит заниматься повторением и закреплением. Учебный процесс выстраивает на развитии самостоятельности учеников. Любит работать с яркими учениками и поощряет их. На уроке сам увлекается, использует импровизацию, быстрый темп, ориентирует учащихся на писк нового; зато прочного усвоения знаний и навыков у школьников нет.
2. Эмоционально-методический стиль – ориентируется на процесс и результаты обучения, хорошо планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно обрабатывает учебный материал. Высокая оперативность, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся.
3. Рассуждающе-импровизационный стиль ориентирован на процесс и результаты обучения, адекватно него планирует педагогический процесс. Зато здесь меньше изобретательности в выборе методов обучения, невысокий темп работа, реже практикует коллективное обсуждение.
4. Рассуждающе-методичный стиль – четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточно жесткое управление им. Здесь уделяется много внимания повторению и закреплению. Невысокий темп работы со всеми учениками, хорошее качество знаний, но мало активности и инициативы самих школьников. Самооценка чаще невысокая.
В литературе чаще дают два полярных стиля руководства: авторитарный и демократический. Внутри них возникают промежуточные стили педагогического руководства:
1. Эмоциональный – взаимное понимание, симпатия.
2. Деловой – связан с полезной деятельностью и достижением задач.
3. Направляющий – незаметное управление поведением и деятельностью.
4. Требовательный – нормы, правила, цели открыто ставится перед детьми.
5. Побуждающий – привлечение или специальное создание ситуаций.
6. Принуждающий – давление.
Эти промежуточные стили всегда зависят от личности педагога и его отношений с детьми.
Таким образом, индивидуальный стиль педагога обуславливает его социальную и профессиональную позицию. В свою очередь, индивидуальный стиль является следствием направленности личности педагога.
Читайте также: