Какие роли играет педагог который занимается правовым просвещением ролевые позиции

Обновлено: 02.07.2024

В статье рассмотрены роль и функции специалиста социальной сферы, уровни профессиональной деятельности, определены условия для осуществление функций, приведены сравнительные характеристики ролей, предложенных рядом авторов, указаны основные подходы к определению профессиональной деятельности специалиста посредством функций, обозначены новые роли социального работника: тьютор, модератор, фасилитатор, инноватор и др. Представлено содержание программы, направленной на развитие ролевого репертуара специалиста по социальной работе, а также интерпретированы полученные результаты экспериментального исследования, на основе которых разработаны рекомендации.

Ключевые слова:роль, функционально-ролевой репертуар, специалист социальной сферы, социальная работа.

Gibadullina Yu.M. 1 , Niyazova A.A. 2 , Burnatova Т.A. 3

1 ORCID: 0000-0002-1825-0097, PhD in Pedagogy,

Tobolsk Pedagogical Institute named after D. I. Mendeleyev (branch of Tyumen State University),

2 ORCID: 0000-0002-1363-9730, PhD in Pedagogy,

BI of HE KhMAD-Yugra, Surgut State Pedagogical University

3 ORCID: 0000-0002-1825-0023, Master,

FSBEI of HE Kurgan State University

DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL AND ROLE-BASED REPERTOIRE OF SPECIALIST IN SOCIAL SPHERE

Abstract

The role and functions of a specialist in the social sphere, the levels of professional activity, the conditions for the performance of functions, the comparative characteristics of roles proposed by a number of authors, the main approaches to the definition of the professional activity of a specialist through functions, and new roles of a social worker are indicated: a tutor, a moderator, a facilitator, an innovator, etc. The content of the program aimed at developing the role-based repertoire of a specialist in social work is presented, the results of experimental studies are interpretted, the recommendations are given based on these results.

Keywords: role, functional and role-based repertoire, social sphere specialist, social work.

В современном российском обществе сложилась довольно сложная ситуация, связанная с проблемами социального характера (политические перемены, уровень экономики, экологическая ситуация), что актуализирует повышение уровня социальной защищенности населения и совершенствование социальной сферы.

Социальная работа направлена на реализацию мер социальной поддержки и социальной защиты населения, в процессе чего специалист социальной сферы выполняет ряд функций: диагностическая, прогностическая, предупредительно-профилактическая (превентивная), организационно-коммуникативная; социально-бытовая, психологическая и др. [8].Вышесказанное позволяем говорить о том, что социальный работник одновременно выполняет одну или несколько ролей.

Анализ литературы позволил обозначить группы профессиональных ролей специалиста по социальной работе: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, супервизор, исследователь [9]. Каждая профессиональная роль социального работника предполагает наличие: во-первых, специфических способностей; во-вторых, приоритетной ценности формируемой в процессе приобретения новых умений; в-третьих, набора функций, выполняемых специалистом [4].

Осуществление функций специалиста социальной сферы возможно при использовании различных подходов в работе с клиентом – антропологического, социально-педагогического, экологического, экосистемного, позволяющих эффективно взаимодействовать и сотрудничать с другими специалистами, клиентом, образовательными и социальными учреждениями [5].

В.Н. Сидоров в профессиональной деятельности социального работника выделяет два подхода: спектральный, заключающийся в представлении ролевых действий социального работника, в виде спектра реализуемых им функций; процессуальный, основанный на выделении функций как части процесса его профессионального взаимодействия с клиентами [6].

Анализ литературы позволил выявить достаточно большой спектр ролевого репертуара специалиста по социальной работе: посредник, адвокат, корректор поведения, менеджер информации, практик, управляющий делами клиента, руководитель рабочей нагрузки, руководитель персонала, агент по вопросам социальных изменений и др.

Наряду с традиционными ролями специалист по социальной работе выполняет такие роли как: тьютор, модератор, фасилитатор, инноватор.

Организованная и проведенное исследование включало несколько этапов – констатирующий, формирующий и контрольный и было направлено на определение способов развития ролевого репертуара специалистов социальной сферы. Исследование проведено в период с сентября 2016 года по август 2017г.

Для изучения уровня развития функционально-ролевого репертуара специалистов социальной сферы определен диагностический инструментарий, включающий в себя:

Проведенное исследование позволило выделить ряд проблем:

  1. Фрагментарность знаний о функционально-ролевом репертуаре специалиста социальной сферы для эффективной реализации профессиональной деятельности.
  2. Недостаточное проявление коммуникативных и организаторских склонностей среди специалистов социальной сферы для эффективного взаимодействия с клиентами и решения их социальных проблем.
  3. Отсутствие условий для профессионального самоутверждения и самореализации, что приводит к снижению мотивации специалистов по оказанию людям социальной помощи и поддержки.

На основе полученных результатов нами разработана программа по повышению уровня развития функционально-ролевого репертуара специалистов социальной сферы, которая включала:

Полученные результаты в ходе повторного исследования функционально-ролевого репертуара специалистов социальной работы дают возможность сказать об эффективности реализованной программы.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в развитии функционально-ролевого репертуара, выраженной в следующем:

  • повышении уровня знаний о функциях и ролях специалиста по социальной работе;
  • наличии опыта грамотного взаимодействия с клиентом;
  • устранении психологического барьера, тормозящего активное общение;
  • приобретении необходимых навыков для организации профессиональных действий в решении проблем клиента.

Респонденты достигли признания и уважения со стороны коллектива, повысили уровень мастерства, реализовали потенциальные возможности, способности в профессиональной деятельности.

Об эффективности проведенных мероприятий можно судить по положительным эмоциям респондентов во время участия в психологических тренингах и по высказанным мнениям специалистов. Приведем примеры:

Благодаря тренингам я открыла в себе лидера, получила положительные эмоции, освоила правила профессионального этикета, развила способности, направленные на организацию индивидуального сопровождения своего клиента (Милана Е.).

На основе полученных результатов нами разработаны рекомендации:

  1. Повышение уровня знаний о функционально-ролевом репертуаре в процессе прохождения курсов повышения квалификации, круглых столов, конкурсов среди специалистов социальной работы и т.д.;
  2. Развитие коммуникативных и организаторских склонностей специалистов социальной сферы посредством перераспределения ответственности и ролей;
  3. Предоставление возможности для самореализации специалиста в процессе социальной работы с использованием инновационных подходов и технологий в работе с клиентами.

Таким образом, одной из актуальных проблем современной социальной работы является развитие функционально-ролевого репертуара для выполнения профессиональных задач различной направленности, определенных социальной политикой государства. Проведенное нами исследование имеет практическую значимость и заключается в определении способов развития ролевого репертуара, к которым мы отнесли: курсы повышения квалификации, тренинги, мастер-классы, круглые столы, диспуты, участие в конференциях и др.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Педагогическая действительность и деятельность является источником активности человека. Общество определяет внешние источники требований, ожиданий и возможностей, у учителя действуют внутренние источники активности (мотивы, желания). В позиции педагога проявляется его личность, гражданское поведение, ценностные ориентации (педагогический идеал, мотивы, долг, честь и т.д.).

Социальная позиция педагога вырастает из взглядов, убеждений и ориентаций. В процессе обучения в вузе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии. Это составляет ядро личности педагога.

Социальная позиция влияет на профессиональную позицию. Здесь особое влияние оказывают личностные и характерные черты человека. Педагог может выступать в следующих типичных ролевых педагогических позициях:

- друг – умеет проникать в душу ребенку;

- диктатор – насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

- советчик – осторожное уговаривание учащихся;

- проситель – педагог умоляет ребенка, занимается подхалимством, самоунижением;

- вдохновитель – стремится увлечь, зажечь своими чувствами, целями, переживаниями и др.

Педагогическая профессия многогранна по своей деятельности. Учитель выполняет множество социальных ролей. И каждая из этих позиций может давать положительных и отрицательный эффект. Это зависит от ситуации и личности педагога.

Данная многогранность (полифункциональность) может быть условно представлена схемой (по В. Леви):

Педагогическая позиция педагога очень важна для ребенка, т.к. она реализуется через взаимодействие педагога с ребенком, его деятельностью, поведением и окружением.

Стиль педагогической деятельности.

Стиль – неповторимое устойчивое сочетание педагогических приемов воздействия и взаимодействия, где характеризуется в своей совокупности индивидуальная стратегия и тактика педагога.

Учитель имеет право на индивидуальный стиль в работе; здесь обеспечивается наилучший результат при минимальных затратах времени и сил. Работая в своем стиле, педагог меньше напрягается и устает.

Стили педагогической деятельности:

1. Эмоционально-импровизационной стиль – учитель не любит четко планировать уроки, не любит заниматься повторением и закреплением. Учебный процесс выстраивает на развитии самостоятельности учеников. Любит работать с яркими учениками и поощряет их. На уроке сам увлекается, использует импровизацию, быстрый темп, ориентирует учащихся на писк нового; зато прочного усвоения знаний и навыков у школьников нет.

2. Эмоционально-методический стиль – ориентируется на процесс и результаты обучения, хорошо планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно обрабатывает учебный материал. Высокая оперативность, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся.

3. Рассуждающе-импровизационный стиль ориентирован на процесс и результаты обучения, адекватно него планирует педагогический процесс. Зато здесь меньше изобретательности в выборе методов обучения, невысокий темп работа, реже практикует коллективное обсуждение.

4. Рассуждающе-методичный стиль – четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточно жесткое управление им. Здесь уделяется много внимания повторению и закреплению. Невысокий темп работы со всеми учениками, хорошее качество знаний, но мало активности и инициативы самих школьников. Самооценка чаще невысокая.

В литературе чаще дают два полярных стиля руководства: авторитарный и демократический. Внутри них возникают промежуточные стили педагогического руководства:

1. Эмоциональный – взаимное понимание, симпатия.

2. Деловой – связан с полезной деятельностью и достижением задач.

3. Направляющий – незаметное управление поведением и деятельностью.

4. Требовательный – нормы, правила, цели открыто ставится перед детьми.

5. Побуждающий – привлечение или специальное создание ситуаций.

6. Принуждающий – давление.

Эти промежуточные стили всегда зависят от личности педагога и его отношений с детьми.

Таким образом, индивидуальный стиль педагога обуславливает его социальную и профессиональную позицию. В свою очередь, индивидуальный стиль является следствием направленности личности педагога.

Читайте также: