Методическое обеспечение как элемент дополнительной образовательной программы включает в себя

Обновлено: 02.07.2024

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности, в том числе и в учреждениях дополнительного образования детей.

Учебно-методический комплекс – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом.

После создания учебно-методический комплекс апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля обучающихся, в него вносятся необходимые коррективы. Таким образом, учебно-методический комплекс постоянно совершенствуется.

Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:

  • предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной образовательной программы;
  • предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
  • соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
  • обеспечивать межпредметные связи;
  • обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.

Положение
об учебно-методическом комплексе дополнительной образовательной программы
МОУ ДОД “Центр детского творчества”
г. Междуреченск

I. Общие положения

II. Структура учебно-методического комплекса

2.1. Дополнительная образовательная программа является основным документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях. Дополнительная образовательная программа оформляется в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программа дополнительного образования детей, утвержденными на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2003 г.

  • дополнительную образовательную программу;
  • учебные пособия;
  • дидактические материалы;
  • методические материалы;
  • мониторинг по дополнительной образовательной программе.
  • справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);
  • художественная литература;
  • научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);
  • периодические издания;
  • видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);
  • аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);
  • электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.);
  • в целом по дополнительной образовательной программе;
  • по отдельным разделам дополнительной образовательной программы;
  • по отдельным темам дополнительной образовательной программы.
  • раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.).

2.6. Мониторинг по дополнительной образовательной программе позволяет более качественно и дифференцированно подойти к результатам обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что обучающийся усвоил, а также внести коррективы в процесс его последующего обучения. При определении уровня освоения обучающимся программы педагогу необходимо использовать 10-ти балльную систему оценки показателей качества результатов обучения.:

  • минимальный уровень – 1 балл,
  • средний уровень – от 2 до 5 баллов,
  • максимальный уровень – от 6 до 10 баллов.

Ввести эти показатели в таблицу – задача каждого педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.

III. Контроль

Данное положение обсуждается на научно-методическом совете, принимается на педагогическом совете МОУ ДОД “Центр детского творчества”. Срок действия данного положения не ограничен.

Оценочный лист учебно-методического комплекса дополнительной образовательной программы

Оценивание каждого показателя осуществляется по четырехбалльной системе:

0 – отсутствие материалов для оценивания;
1 – материалы частично соответствуют предъявляемым требованиям;
2 – материалы в большей степени соответствуют предъявляемым требованиям;
3 – материалы на 90% соответствуют предъявляемым требованиям;
4 – материалы полностью соответствуют предъявляемым требованиям.

Максимальное количество баллов – 20 баллов.

– справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);

– научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);

– видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);

– аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);

– планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;

– виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела программы и критерии оценки выполнения данных работ;

Общее количество баллов__________________________

1.____________________________ ____________________ 2._____________________ ___________________________

Вопросы методического обеспечения в сфере дополнительного образования детей приобретают особую актуальность: в настоящее время значительно возросли требования к результативности и эффективности образовательного процесса.

Большинство методических материалов, используемых педагогами дополнительного образования, являются их авторскими материалами, так как индивидуальность образовательной программы требует специфического методического обеспечения.

Наглядность – один из принципов процесса обучения и воспитания, предполагающий конкретизацию любого изучаемого явления на каждом уровне проникновения в его сущность.

Наглядность = Изоморфизм (похожесть, сходство) + Простота (доступность восприятия самого изображения).

Наглядность облегчает постижение сходства и отличия (непохожести) объектов и явлений по:

- внутреннему состоянию и внутренней связи,

- внешней связи с другими объектами и явлениями.

Виды наглядности:

1.Естественные или натуральные (ископаемые, гербарии, образцы горных пород, живые объекты, чучела, машины и их части, археологические находки и т. п.).

2. Объёмные (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, организмов и отдельных органов).

3. Схематические и символические (таблицы, схемы, рисунки, плакаты, диаграммы, географические карты и др.).

4. Картинные и картинно-донамические (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты и др.).

5. Звуковые (аудиозаписи, радиопередачи).

6. Смешанные (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т. д.).

7. Дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал и др.).

8. Учебники и учебные пособия (тематические подборки по истории предмета для развития общего кругозора ребёнка и т. д.).

Для полноценного выполнения своей дидактической роли наглядные пособия должны отвечать следующим требованиям:

1) должны быть безупречными в научном отношении;

2) должны соответствовать программе и конкретному учебному материалу;

3) должны отображать реальную действительность и помогать проникать в сущность изучаемого процесса, явления;

4) должны соответствовать возрастным особенностям детей;

5) должны соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям.

Учебный кабинет как особая образовательная среда.

При организации учебного процесса в объединениях учреждения дополнительного образования детей необходимо, прежде всего, создать в учебном кабинете неформальную и удобную для занятий обстановку.

Организация пространства учебного кабинета.

Мебель.

Должна максимально отличаться от той, которую дети видят в школе. Расположение мебели в кабинете меньше всего должно напоминать ребятам школьный класс. Мебель необходимо расположить так, чтобы у педагога была возможность подойти к каждому ребёнку для индивидуальной работы с ним в течение занятий, а каждый воспитанник мог без помех подойти к преподавателю.

Оборудование, пособия и другие, используемые на занятиях материалы.

Рациональное расположение оборудования в соответствии с техническими и санитарно-гигиеническими требованиями, всё лишнее убрать в шкаф или подсобное помещение. Рабочее состояние необходимых технических средств для выполнения образовательной программы.

Оформление кабинета.

Наличие информации для детей и родителей о детском объединении, размещённой на входной двери либо рядом с ней.

Информация должна содержать:

- полное название детского объединения;

- Ф. И.О. полностью педагога;

- расписание работы детского объединения (дни и часы занятий).

2. Наличие информационного стенда в кабинете.

Содержание информационного стенда:

- списки учащихся по группам (в начале учебного года);

- расписание занятий по группам;

- план массовых мероприятий на месяц или другой период (собрания, концерты, конкурсы, экскурсии, вечера и т. д.);

-правила для учащихся и родителей;

- информация о последних достижениях детского коллектива и его отдельных воспитанников.

3. Оформление учебного кабинета должно включать:




- материалы учебного характера – постоянные (те, которые всё время находятся в кабинете, так как имеют отношение ко всем разделам образовательной программы) и периодические (те, которыми пользуются педагог и учащиеся при изучении отдельных тем);

- наиболее интересные материалы по профилю деятельности детского объединения;

- материалы общеразвивающего характера(информация о смежных видах деятельности или в целом историко-культурная информация);

- материалы, отражающие тематику данного учебного года.

При оформлении кабинета следует также предусматривать место для учебных выставок детских творческих работ.

Особое внимание необходимо уделить эстетическому оформлению кабинета, его озеленению, соблюдению единого стиля.

Нужно продумать и организацию подсобного помещения: в нём должны быть шкафы или стеллажи, где у педагога по определённой системе располагаются раздаточные и расходные материалы.


Решение вопроса качественного учебно-методического обеспечения программ возможно, в том числе, при принятии за рабочую основу следующего алгоритма. Первый шаг предусматривает определение условий и качества организации учебно-методического обеспечения учреждения. Речь идет об основных составляющих: кадровое обеспечение (классификация педагогов, уровень образования, квалификации, рабочий стаж, показатели и причины текучести кадров и т. д.); модель управления учреждением, т. е. организационная структура (иерархия коллегиальных, исполнительных органов, руководящего состава учреждения); качество аналитической деятельности, целеполагания, планирования, программирования, организации методической работы, методического контроля.

Одним из важных показателей качества организации методической деятельности является режим деятельности учреждения и методических формирований. Предполагается три уровня: создание, функционирование, развитие.

Следующий шаг — определение степени соответствия указанных условий и вытекающих из них методических проблем перспективным (стратегическим) задачам методической деятельности и общим задачам на текущий год.

Далее: выявление субъектов, типов методических формирований, моделей методической деятельности. Субъектами методической деятельности выступают педагоги, методисты, административные работники. К типам методических формирований относят: методический кабинет, методическую службу, методический отдел; модели методической деятельности. Уточняются субъекты анализа и их роли, обязанности в методической системе деятельности (круг задач субъектов, формы и масштабы в учреждении, так и вне его).

Следующий шаг — определение внешнего методического потенциала. Выявляются субъекты методического потенциала, направления, цель, периодичность, сроки, объемы, уровень (организационный, консультационный, обучающий, научный и др.), формы: обмен информацией, взаимодействие информационно-методических фондов, рецензирование, консультирование, совместные исследования, научные разработки, курирование научным сотрудником методического сотрудничества (методических взаимодействий).

Также имеет значение определение состояния информационно-методического фонда учреждения: объемы фонда, направленности, принцип и уровень систематизации, пути пополнения, субъектность и способы использования.

Комплексный анализ состоит из двух крупных аспектов: прогнозируемого и результативного. Прогнозируемый аспект дает возможность определить оптимальность выбора, широту диапазона возложенных на методиста функций, учет масштаба распространения его деятельности, глубину специализации, системность, органичность его методических воздействий. Именно прогнозируемый аспект дает представление о том, насколько правильную стартовую позицию занял методист или структурное подразделение в целом.

Анализ рабочей документации осуществляется по наличию документов и подразумевает оценку с учетом сложности и глубины представленных документов. Должно быть отмечено, насколько системен перечень рабочей документации, насколько конкретны и реалистичны отраженные в документе положения и пункты. Важно проследить соответствие заявленных видов документов форме и нормативным требованиям (например, утверждены ли план работы, должностные инструкции и прочие документы, требующие утверждения). Тематический контроль при посещении занятий предполагает отражение тем по контролю в плановых документах. График посещения занятий должен соответствовать тематическому контролю и утверждаться администрацией.

1. Дибцева Н. А. Педагогическое обеспечение деятельности организаций дополнительного образования детей как педагогическая проблема // Глобальный научный потенциал. — 2014. — № 9 (42). — С. 154–156.

2. Земш М. Б. Проблемы организации дополнительного образования детей в Московской области в контексте использования социокультурных ресурсов территорий // Успехи современного естествознания. — 2014. — № 11. — С. 87–91.

3. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей в аспекте формальных и неформальных характеристик // Ярославский педагогический вестник. — 2015. — № 4. — С. 46–53.

5. Искрин Н. С., Чичканова Т. А. Возможности системного подхода в образовании. Вопросы менеджмента // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2016. — № 1. — С.42–50.

7. Логинова Л. Г. Проблемы как ресурс развития организаций дополнительного образования // Образование личности. — 2013. — № 1. — С. 49–58.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, методическая деятельность, методическая продукция, рабочая документация, анализ, прогнозируемый аспект, учебно-методическое обеспечение, завершенная методическая продукция, избирательный способ, образовательная организация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня при активном насыщении рынка образовательных услуг большим количеством дополнительных общеобразовательных программ, разнообразных по направленности, виду деятельности, уровню освоения, существенно возрастает роль качественного методического обеспечения их реализации.

Актуальность данной работы заключается в анализе, систематизации, возможности практического применения и передаче педагогам информации о структуре, содержании и этапах создания учебно-методического комплекса.

Цель разработки – выработка системного подхода к созданию учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 пгт СУХОДОЛ

Самарская обл., Сергиевский р-н, с.Сергиевск, ул.Ленина, 66а.

Принято на заседании

«Структура учебно-методического комплекса

Загорянская А.Ф. – методист дополнительного образования

1. Пояснительная записка

2. Понятие учебно-методического комплекса

3. Основные требования к УМК

3.1. Структура УМК

3.2. Содержание УМК

5. Этапы проектирования УМК

6. Условия разработки и утверждения УМК к программе

6. Список использованной литературы

Пояснительная записка

В настоящее время в условиях модернизации и повышения качества системы образования происходит развитие и совершенствование всех его составных частей. В этих условиях и сфера дополнительного образования неизбежно должна качественно и содержательно изменяться, быть мобильной, отвечать запросам детей и их родителей, образования и общества. Сегодня при активном насыщении рынка образовательных услуг большим количеством дополнительных общеобразовательных программ, разнообразных по направленности, виду деятельности, уровню освоения, существенно возрастает роль качественного методического обеспечения их реализации.

Создание УМК педагогом дополнительного образования является актуальным и перспективным средством повышения качества дополнительного образования. Именно в УМК каждый педагог может разработать технологию определения результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Акцентирование внимания на методической составляющей профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы, прежде всего, полезно самим педагогам, поскольку позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим. В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и профессиональному росту.

Методические рекомендации содержат общие требования по формированию учебно-методического комплекса (УМК). В рекомендациях представлена структура, содержание, этапы разработки УМК, а также даны практические советы по его оформлению.

Рекомендации предназначены педагогическим работникам, проектирующим и реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, и носят рекомендательный характер.

Актуальность данной работы заключается в анализе, систематизации, возможности практического применения и передаче педагогам информации о структуре, содержании и этапах создания учебно-методического комплекса.

Цель разработки – выработка системного подхода к созданию учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Для разработки учебно-методического комплекса были поставлены задачи:

1. Изучение различных подходов к созданию учебно-методических комплексов в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

Читайте также: