Методическая служба осуществляет взаимодействие с какими службами в доу

Обновлено: 25.06.2024

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.

В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики.

Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого специалиста к созданию следующих условий:

  • для становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;
  • для реализации целей образовательного процесса;
  • для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме.

Необходимо оценивать также и содержание деятельности воспитателей:

  • социальному заказу государства к данному типу учреждения;
  • социальным ожиданиям субъектов образовательного процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов);
  • включённость других специалистов учреждения в педагогическую работу.

Методической службе ДОУ необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе прописаны различные компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. На основании этих компетенций необходимо выстраивать систему подготовки педагогов.

Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала.

Методическая работа включает следующие направления: методическое сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника проблем профессиональной деятельности) и методическое обеспечение (совместный поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).

На наш взгляд, цель методической работы в ДОО в условиях введения ФГОС ДО может быть сформулирована следующим образом: повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.

Организацию качественной методической работы в дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной компетенции активной личной позиции, профессиональных способностей зависит качество образовательного процесса в МДОУ.

К их числу относятся:

Анализ:

- состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнения образовательной программы;

- уровня профессиональной компетентности педагогов, повышения их квалификации, аттестации;

- передового педагогического опыта;

- новейших исследований в области педагогики и психологии;

- результативности методической работы.

-прогнозирование (совместно с заведующей) стратегических и тактических целей процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, разработка программы развития МДОУ;

-проектирование развития педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов;

-планирование целей и содержания научно-методической деятельности коллектива, отдельных педагогов;

-проектирование методической работы в МДОУ.

-руководство деятельностью педагогов в соответствии с Программой развития, годовым планом, образовательной программой МДОУ;

-повышение квалификации (педагогов и своей);

-организация нормированного взаимодействия между педагогическими кадрами;

-выявление, изучение, обобщение и распространение инновационного опыта МДОУ;

-организация выполнения плана научно-методической работы в МДОУ.

-осуществление контроля, за состоянием всех направлений воспитательно-образовательного процесса в МДОУ, их регулирование в соответствии с Программой развития, планом работы МДОУ, Временными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

-контроль и оценка повышения квалификации педагогов, хода научно-методической работы в МДОУ.

-построение взаимоотношений в коллективе на основе взаимного доверия, уважения, доброжелательности

-выбор и использование наиболее действенных средств организационного воздействия к педагогам

-изучение и учет взаимоотношений педагогов при выполнении работы

-предвидение и предотвращение конфликтов

-владение собой в критических ситуациях

-правильное восприятие критики и учет её в своей деятельности

На эффективность методической работы влияют такие личностные качества старшего воспитателя, как творческий подход к делу, умение рационально организовывать своё время и др.

Таким образом, наши подходы к организации методической работы базируются на понимании специфики МДОУ, его внешней и внутренней среды, системы управления с согласованным взаимодействием её элементов: развития профессиональных и личностных качеств старшего воспитателя.

Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана.

Методическая работа в ДОУ должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития.

Отсюда следует, что субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Особое значение, поэтому, приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.

Оценка результативности профессиональной деятельности педагогов проводится по следующим показателям:

  • Чёткость в организации профессиональной деятельности.
  • Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.
  • Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.
  • Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.
  • Информационная обеспеченность каждого направления работы.
  • Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.
  • Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.
  • Педагогическая целесообразность методического обеспечения.
  • Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на городском, федеральном и международном уровне.

Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Исходя из этого, выделяем задачи методической службы на новом этапе.

  • Моделирование основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО.
  • Создание развивающей образовательной среды в ДОО, которая позволит реализовать достижения нового качества образования.
  • Формирование в ДОО коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе.
  • Способствование развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.
  • Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.

Методическую службу необходимо создать на диагностико-прогностической основе через систему мониторинга, направленной на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ и качества образования, привлечение педагогов ДОО к участию в конкурсных проектах, создание портфолио каждого педагога, разработка технологических карт по обучающим программам.

Профессиональное развитие педагога ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.

Учебно-методическое сопровождение – это одно из основных направлений, через которое проводится работа с педагогическим коллективом. Оно должно соответствовать требованиям предметно-развивающей среды и программам нового поколения (пособия, игрушки, технические средства обучения и воспитания дошкольников), помогать воспитателю в организации учебно-воспитательного процесса на современном уровне. Работа, проводимая методической службой, позволяет педагогам быть в курсе научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе. Одна из эффективных и результативных форм методической работы, дающих импульс творчеству педагогов – система поддержки профессионального роста педагогов.

Методическое обеспечение педагогов – это:

  • необходимая информация, учебно-методические комплексы, т. е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности;
  • это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива);
  • апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий;
  • информирование, просвещение и обучение кадров.

Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической службы ДОУ, которая представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста воспитателя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья воспитанников.

Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение образовательного процесса. Исходя из его особенностей, организуется предметно-развивающая среда МДОУ (определяется состав её элементов, их сущностные характеристики, отбирается комплекс медико-оздоровительного сопровождения процесса реализации программ и технологий.) Строится работа с семьёй и социумом.

Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается с учётом ориентации на государственные требования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность реализации каждой программы и технологии.

Полноту и целостность программно-методического обеспечения определяют следующие характеристики:

-ориентированность на содержание образования (основное, дополнительное);

-ориентированность на разностороннее развитие ребёнка с учётом Временных требований, действующих до принятия Госстандарта;

-взаимосвязь содержания комплексных и парциальных программ, реализующих основное образование;

-взаимосвязь программ обеспечивающих реализацию технологий и методик.

Целостность образовательного процесса в МДОУ достигается путём использования основной (комплексной программы), специальной (коррекционной) и квалифицированным подбором парциальных программ, каждая из которых включает одно или несколько направлений развития ребёнка.

В заключение необходимо отметить, что результат, к которому мы стремимся, соответствует следующим параметрам:

1) осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;
2) субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования,
3) повышение профессиональной компетентности педагогов;
4) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;
5) самореализация педагога в профессиональной деятельности.

Методическая работа в дошкольном учреждении представляет собой
целостную систему деятельности, направленную на обеспечение высокого
качества реализации стратегических задач МДОУ.

Целью методической работы в МДОУ является создание оптимальных
условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры
участников образовательного процесса. Её направленность обусловлена
социальным заказом государства, социальных институтов (семьи, школы),
структурой системы управления в дошкольном учреждении. Стремление
старшего воспитателя к высокому уровню развития личностных и
профессиональных качеств, способствует организации качественной
методической работы в МДОУ.

Реализация взаимосвязанных функций (анализа, планирования,
организации, контроля) методической службы дошкольного учреждения
направлена на непрерывное развитие педагогических кадров, повышение их
квалификации; выявление, изучение, обобщение и распространение передового
педагогического опыта, полноценное методическое обеспечение
образовательного процесса, координацию взаимодействия МДОУ, семьи,
социума в целях непрерывного, всестороннего развития детей.

На эффективное решение данных задач оказывает влияние разносторонний
характер содержания методической работы и разнообразие форм и методов
работы с педагогическими кадрами, семьей, с социумом. Приоритет отдается активным методам работы (решению проблемных ситуаций, деловым играм и др.), которые способствуют наибольшему развитию воспитателей, родителей, повышают их мотивацию и активность в совершенствовании педагогической культуры.
В соответствии с целями и задачами методической работы осуществляется
мониторинг её эффективности. Данные мониторинга способствуют
своевременности и действенности внесения корректив в организацию
методической работы.

Ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации
образовательного процесса, обеспечении их непрерывного, профессионального
саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности
родителей в вопросах воспитания и обучения детей принадлежит методическому
кабинету МДОУ, являющемуся информационным центром и творческой
лабораторией для педагогов и родителей.

В своем пособии “Система контроля и методическая работа в ДОУ” Елжова Нат. Влад. сравнивает методическую службу с айсбергом. На первый взгляд кажется неудачное сравнение: холодная ледяная глыба и интеллектуальный труд, какое может быть сходство, а сходство в следующем – 10% айсберга находятся над поверхностью воды и доступно нашему взору, а 90% – в глубине океана; 10% работы методической службы видно окружающим, а 90% остается незаметным для родителей, молодых педагогов и других сотрудников. Лишь руководитель, члены аттестационной комиссии или опытный педагог может по достоинству оценить эту работу.

Методическая служба нашего ДОУ – это:

Базисные и авторские программы, методики и технологии

  • Наставничество
  • Работа аттестационной комиссии
  • Организация текущего и перспективного планирования
  • Работа по приоритетному направлению
  • Работа клуба молодого педагога
  • Совершенствование воспитательно-образовательного процесса
  • Просветительская работа для родителей
  • Система контроля

Методическая работа в ДОУ осуществляется через Методический совет, который координирует работу службы и решает ряд задач, которые вы видите на экране. В его состав входят специалисты 1 и высшей категории: педагог-психолог, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели по экологии и изодеятельности.

  • Обеспечение качества образовательных услуг в ДОУ, адекватно его статусу;
  • Содействие развитию педагога как субъекта управленческой, педагогической и инновационной деятельности.
  • Профессиональное развитие
  • Приобретение, закрепление статуса педагога
  • Решение профессиональных и личных проблем самореализации
  • Проведении диагностики профессиональных потребностей педагогов;
  • Изучении индивидуальных планов, программ;
  • Определении тем самообразования.
  • Мотив личного развития
  • Мотив стабильности и защищенности
  • Мотив самоутверждения и достижения успеха
  • Оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми
  • Реализация личных склонностей и личных интересов с целью наиболее полного самовыражения личности педагога
  • Совершенствование педагогического мастерства
  • Обобщение, распространение и внедрение педагогического опыта в работу
  • Педагогические мастерские, где ставится цель: обмен опыта работы педагогов имеющих разные квалификационные категории
  • Мастер-класс: передача высококвалифицированными педагогами своего опыта
  • Клуб молодого педагога: цель – помощь в адаптации и знакомство с системой работы, направленной на повышение педагогической грамотности молодых специалистов и воспитателей, имеющих перерыв в работе
  • Методическое объединение Цель которого: повышение профессионального уровня педагогов
  • Творческие лаборатории, в которых происходит разработка, систематизация и накопление практического материала, а также нахождение путей передачи опыта педагогическому коллективу через семинары-практикумы, деловые игры, взаимопросмотры, творческие отчеты, презентации

Все формы разработаны с учетом дифференцированного подхода к профессиональному мастерству педагогов.

По результатам деятельности коллектива и при составлении программы развития ДОУ была дана оценка уровня инновационного потенциала педагогов и определены степени готовности каждого к инновационной работе. Вследствие чего определены четыре уровня распределения. Распределение по уровням проявилось следующим образом:

1. Группа “Новаторы”

Это составило 12% педагогического коллектива.

Педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое. Эта категория педагогов обладает способностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.

2. Группа “Передовики”.

Это составило 12% от коллектива.

Педагоги первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем конкретном ДОУ. Они первые подхватывают появившиеся в городе, области, ДОУ инновации.

3. Группа “Золотая середина”:

Это составляет 45% от педагогического коллектива.

Освоение новшеств осуществляется воспитателями умеренно, они не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством или частью коллег.

4. Группа “Умеренные”

Это составляет 35%.

В эту группу в основном вошли молодые специалисты и воспитатели, имеющие перерыв в работе. Эта категория воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к новому.

Такое распределение позволило определить формы работы с каждой группой и коллективом в целом.

Дж. Паркинсон сказал: “Начни с простого плана, и ты начнешь не с нуля”. Важной функцией методической работы учреждения является планирование, помогающее коллективу добиваться эффективности педагогического процесса.

  • Типа ДОУ
  • Возможности материально-технической базы
  • Кадрового состава и его профессионального уровня
  • Перспектив педагогического коллектива на будущее

Годовой план стараемся не перегружать методическими мероприятиями, т.к. считаем, что он должен быть конкретным и выполнимым, предполагающим решение задач через различные формы методической работы. Поэтому, планируя, наряду с традиционными формами работы с педагогами, стараемся выбрать такие формы методического сопровождения, которые позволяют педагогам раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.

Так в ДОУ в течение учебного года проводятся различные смотры-конкурсы: подготовки к новому учебному году, групповых приемных, групповых брендов. Часто результатами конкурса становятся презентации лауреатов и победителей, что способствует повышения рейтинга педагогов в своем коллективе.

Традиционными стали в ДОУ взаимопросмотры различных форм работы с детьми: в 2005–06 уч. г. это были занятия с использованием приемов интеграции. В 2006–07 г. – занятий по социоигровой педагогике. Эти формы работы с педагогами позволяют воспитателям преодолеть неуверенность в себе, способствует формированию профессиональных качеств.

Результаты работы коллектива – это и достижения наших воспитанников, которые становятся призерами, лауреатами и победителями конкурсов и фестивалей: “Жемчужина Братска”, “Русская матрешка”, “Солнечные зайчики”, “Мир глазами детей”, “Таежная сказка” и другие. А результаты диагностики развития детей приложены в материалах портфолио.

Опыт работы ДОУ по здоровьесбережению в 2006 г. занесен в областной банк данных и представлен в городе Ангарске в рамках референдума “Одна Земля, одна жизнь”. На протяжении нескольких лет сотрудники являются дипломантами Всероссийского Фестиваля “Открытый урок”. В 2007 году опыт работы воспитателя Недосекиной И.П. был представлен на страницах жкрнала “Обруч” № 5, 6.

На протяжении нескольких лет в рейтинге участия в методической работе города, ДОУ находится на оптимальном уровне.

В декабре 2007 года работа методической службы ДОУ была представлена в рамках образовательного форума г. Братска.

Основным же показателем работы являются результаты аттестации ДОУ. По 8 разделам из 14 – комиссией были подняты баллы самоанализа. Общий балл поднялся с 2,6 до 2, 7.

Перспективы деятельности методической службы ДОУ мы видим в обновлении содержания работы, обогащении материально-технической базы, полном удовлетворении образовательных потребностей, психологизации работы педагогов.

Методическая работа представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных детей.

В связи с выделением в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования основных направлений развития детей (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое), требуется наличие в ДОУ специалистов, способных оказать помощь воспитателям и родителям в их реализации с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка, обеспечивая комплексный подход к освоению образовательных областей, доступных дошкольнику. В должностные обязанности таких специалистов (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-дефектологи и др.) включены методические функции по отдельным направлениям. Все эти специалисты включены в состав методической службы ДОУ.

Методическая служба ДОУ – подразделение, обеспечивающее комплекс условий, развивающих профессиональную компетентность педагогов в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на уровне современных требований.

Цель методической службы:

· создавать в образовательном учреждении организационно-педагогические условия для выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

· осуществлять непрерывное образование педагогов;

· развивать их творческий потенциал.

Основные задачи методической службы:

· оказывать методическую поддержку участникам педагогического процесса по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

· планировать и организовывать повышение квалификации, аттестации педагогических кадров;

· выявлять, изучать, обобщать, распространять и внедрять передовой педагогический опыт;

· обеспечивать педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития детей;

· определять содержание предметно-развивающей среды и учебно-методического оснащения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

· проводить педагогический мониторинг.

Методическая служба осуществляет взаимодействие с психологической, медицинской службами, другими подразделениями, органами самоуправления ДОУ и работает в тесной взаимосвязи с муниципальной методической службой.

В педагогической практике сложилась целая система методических служб разных уровней. Например: городская, окружная (районная) методические службы и методическая служба учреждения образования (школа, детский сад). В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.

Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь — со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая на практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Таким образом, методическая деятельность является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т. д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса — содействовать его обновлению.

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУпредполагает разные формы: обучение на курсах, изучение опыта педагогов, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т. е. происходит поступательное развитие самого субъекта. И здесь решающая роль отводится самообразованию педагога. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

В современных условиях воспитатель прежде всего исследователь, обладающий научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта, т.е. формирующий свой инновационный потенциал.

Мотивами для самообразования могут быть следующие:

· быть в курсе последних изменений в науке и практике своей профессиональной деятельности;

· конкурентоспособным специалистом, имеющим возможности для карьерного роста.

Источники, используемые в процессе самообразования:

· литература (методическая, научно-популярная, художественная и др.;

· видео-, аудиоинформация на различных носителях, дистантное обучение;

· курсы, семинары и конференции;

· дискуссии, тренинги, брифинги, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом;

· проведение исследовательской, поисковой деятельности;

· участие в олимпиадах, проектах;

· изучение информационно-компьютерных технологий;

· включение в работу интернет-сообщества по интересующему направлению в своей профессиональной деятельности.

Перечисленные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного и профессионального роста.

В личном плане самообразования педагога обязательно должны быть спрогнозированы желаемые результаты работы.

· подготовка статей, докладов, сценариев;

· участие в научно-практических и интернет-конференциях, педагогических фестивалях и т.д.

· разработка новых организационных форм, методов работы;

· подготовка авторской парциальной программы;

· проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

· разработка методических пособий по одному или нескольким направлениям работы;

· разработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;

· разработка комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия);

· создание банка данных игр, загадок, стихов;

· разработка комплекта тематических родительских собраний и мероприятий;

· проект личной методической веб-страницы;

· разработка конспектов занятий с применением информационных технологий и т.д.

Самый эффективный способ показать результаты педагогической деятельности – разместить материалы в Интернете. Это позволяет педагогу аккумулировать свои работы в виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут ее посмотреть, воспользоваться ее результатами, доаолнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

Рейтинговая оценка методической деятельности педагога:

· наличие и выполнение плана самообразования;

· внедрение новых педагогических технологий; обобщение собственного опыта;

· подготовка и проведение открытого мероприятия (в традиционной форме или с использованием инновационных технологий);

· посещения и анализ открытых мероприятий коллег;

· участие в работе методических объединений, педагогического совета;

· участие в работе временного творческого коллектива или научно-исследовательской лаборатории;

· выступления на научной, научно-практической конференции, на педагогических чтениях;

· публикации тезисов и статей; учебных пособий, учебно-методических материалов (разработок, рекомендаций;

· рецензирование методических разработок;

· участие в конкурсах педагогического и профессионального мастерства, в методических выставках;

· подготовка воспитанников к конкурсам;

· разработка авторской программы, дидактических средств, компьютерных программ;

1 квалификационная категория, педагогический стаж – 19 лет.

Макеева Елена Витальевна, методист,

1 квалификационная категория, педагогический стаж – 18 лет.

МДОУ "Детский сад "Росинка" " г. Надыма"

Цель интеграции: в рамках реализации стратегии развития муниципальной системы образования в направлении повышения качества результатов деятельности районных педагогических сообществ, обеспечить непрерывное повышение актуальных профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников ДОУ.


Благодаря обозначенной Модели выстраивается система, стратегия и механизм внедрения сетевых инноваций, обеспечивается эффективность педагогической рефлексии. В деятельность вовлечены все категории педагогов и административного состава: заведующий, заместитель заведующего по УВР, методист, старший воспитатель, начинающие педагоги, педагоги-стажисты, педагоги наставники, участники инновационных проектов, педагоги, претендующие на квалификационную категорию.

В Модели выделено 3 блока:

Таким образом, реализуется важный принцип управления профессиональным развитием – принцип индивидуализации с учётом запроса каждого сотрудника. Потребности педагогов изучаются в конце учебного года, после этого соотносятся с выявленными проблемными либо с зонами перспективного развития ДОУ, а также со стратегическими направлениями развития муниципальной системы образования в целом.

Кроме того, административно-методическая служба осуществляет научно-методическую, теоретическую поддержку и оснащенность в практической деятельности по выполнению домашних заданий участников платформ, в теоретической подготовке участников к выступлениям.

Координирует взаимодействие членов педагогического коллектива в рамках микро-групп, в процессе внедрения в практику новых педагогических техник, инструментов, в процессе выполнения домашних заданий полученных в ходе сессий.

Формирует банк методических продуктов, созданных в ходе работы сетевых платформ.

Осуществляет контроль деятельности микро-групп, оценку эффективности и качества участия педагогов ДОУ в работе сетевых инновационных платформ и сообществ системы образования Надымского района.

Каждый блок выполняет свою роль и чем-то дополняет друг друга. Взаимопроникаясь, они образуют замкнутый круг, обеспечивающий непрерывный профессиональный рост, обновление и освоение теоретических и практических знаний в контексте современных тенденций, инновационных подходов.

Цель управления Моделью интеграции на институциональном уровне видим в создании благоприятных условий для профессионального роста педагогов, формирования современного профессионального мышления, устойчивых потребностей в постоянном самосовершенствовании, используя адекватные потребностям формы и подходы.

Таким образом, ключевая идея Модели методического сопровождения внедрения сетевых инноваций в МДОУ – это создание профессиональной среды, которая выступает как совокупность внешних и внутренних форм, методов повышения квалификации и обеспечивает становление профессионализма и непрерывное развитие педагога в инновационном режиме.

Основным условием реализации модели выступает непрерывность и преемственность в повышении актуальных профессиональных компетенций. Непрерывность обеспечивается через использование единых и взаимопроникающих средств, методов, подходов, содержания, которые используются в сетевых педагогических сообществах и в методической работе ДОУ: взаимообучение, обмен опытом, исследования, проектирование, апробация или внедрение методик и технологий обучения (воспитания), научно-методическая работа с педагогами и др.

Основными источниками развития в рамках реализации Модели являются:

1. Интеграция, преемственность внутренней и внешней сетей обучения;

2.Высокая мотивация педагогов, способность к саморефлексии;

3.Возможность для работы в разных сетевых платформах;

4.Обеспечение доступа к информационным ресурсам, продуктам разных сетевых платформ.

Принципами управления стали:

- ориентация на саморазвитие;

- методическая поддержка и оснащенность в практической деятельности и теоретической подготовке.

- Открытые показы непосредственно образовательной деятельности с применением технологии деятельностного метода, анализ открытых мероприятий с использованием технологических карт;

Педагогическая копилка педагогов МДОУ пополнилась подборкой конспектов НОД с использованием технологии деятельностного метода, информационными буклетами для работы с родителями.

Контроль по внедрению в практику новых педагогических техник, инструментов, полученных в ходе работы сетевых платформ осуществляется заведующим МДОУ, координация деятельности – заместителем заведующего по УВР, методистом.

1. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.

2. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы / авт.-сост. Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 215с.

3. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар практикум / авт.-сост. В.Е. Лампман [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2013. – 145с.

4. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО: семинары-практикумы / авт.-сост. Е.Г. Бацина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2014. – 191с.

5. Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования / авт.-сост. Е.Г. Бацина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2014. – 162с.

6. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы / сост. Н.Б. Вершинина, Т.И. Суханова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 111с.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: