Методическая деятельность воспитателя оформляется где

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Жижко Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 208
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Формы и методы методической работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

Жижко Ирины Владимировны

работа представляет собой процесс

проектирования стратегии, направленной на повышение профессиональной компетентности

педагога, формирование его мотивации к самообразованию. Информационные источники

отображают основные направления деятельности старшего воспитателя, и я стараюсь,

профессиональным потребностям каждого воспитателя.

Поэтому, находясь в поиске и выборе оптимального варианта методической

работы, большое внимание уделяется теме

деятельности

стали источники: Т.В. Хабаровой «Педагогические технологии в дошкольном

деятельности

с п о с о б с т ву ю щ е й

п о в ы ш е н и ю

эффективности образовательного процесса.

Поставлены следующие задачи:

Оценить и проанализировать уровень

Создать мотивацию к саморазвитию и профессиональному росту,

повышению профессиональной компетентности педагогов.

организации педагогического процесса, планирования в ДОО.

Создать условия для

обобщения и распространения педагогического опыта в ДОО и

образовательном пространстве района, города.

В работе с педагогами руководствуюсь следующими принципами:

практического деятельностного подхода;

Методическое сопровождение

направлениях:

отслеживание динамики самообразования.

образовательного процесса и освоения детьми программы воспитания и

обучения, утвержденной в ДОО.

Мотивирование и стимулирование деятельности педагогов, поощрение за

профессиональные успехи (грамотами и благодарностями разного уровня,

премированием из стимулирующего фонда).

Организация курсовой переподготовки прохождения курсов.

распространение педагогического опыта.

воспитания детей, участия в образовательном процессе.

1 задача - Оценить и проанализировать уровень профессиональной подготовки

педагогического коллектива.

Для решения первой задачи было проведено диагностическое обследование

педагогической деятельности коллектива. Результатом которого стало составление

2.Изучение уровня саморазвития педагогов («Анкета для выявления факторов,

Системный оперативный и тематический контроль, так же способствовали

создать базу данных о профессиональном уровне подготовки педагогов. При

использованы самоанализы работы воспитателей. Не всегда они были глубокими и

качественными, с выделением элементов анализируемого явления, связи между

ними, установлением причин выявленных недостатков. Педагоги ограничивались

констатацией того, что сделали, иногда относились к этому формально. Анализ

педагогической деятельности кадров выявил причины такого положения дел:

- Недостаточный квалификационный уровень воспитателей.

- Низкая заинтересованность в результатах своей деятельности.

представлена внешняя сторона оценки образовательного

процесса, родителями воспитанников, для установления обратной связи. Был проведен

показал, что воспитатель, по мнению родителей, должен быть: «образованным и

Анализ результатов, дал возможность спланировать методическую работу

педагогических компетенций родителей в вопросах воспитания детей, участия в

В процессе педагогического наблюдения, беседы и анализа работы, мной

был определен уровень дидактической и методической подготовленности педагогов,

их целеполагания в профессиональной деятельности, точки зрения на различные

проблемы, стиля общения с детьми, умения грамотной организации педагогического

педагогами в профессиональной деятельности.

движении педагога и воспитанников. Сосредоточенность этих сведений в одном

педагогах, качественно оформлять материалы для аттестации.

2задача - Создать мотивацию к саморазвитию и профессиональному росту,

повышению профессиональной компетентности педагогов.

подготовки педагогов, работа была построена по двум направлениям: работа с

начинающими педагогами и с педагогами, имеющими педагогический опыт.

Чтобы сформировать у воспитателя, не имеющего педагогического опыта,

адекватную установку на деятельность, оказывала педагогическое сопровождение -

знакомила с коллективом, правилами внутреннего распорядка, особенностями

групповых помещений, детьми, планированием, методическим оснащением. В

первые дни работы, находилась в группе с воспитателем, консультировала по

консультации и привлекала к этому педагогов со стажем. Оказывая помощь, не

критиковала педагога, а подводила его к педагогической рефлексии и самоанализу. Так

Организованы курсовые подготовки воспитателей, посещение районных и

городских мероприятий по обмену опытом, что вдохновляет и стимулирует применять

полученные знания на практике, подводит к самостоятельному поиску информации,

возникновению новых идей.

В работе с педагогами, имеющими профессиональный опыт, в качестве одной

из форм, которая ориентирует воспитателя на процесс самооценки, использую

технологию создания аттестационного

межаттестационный период, пополняется в течение 5 лет работы, и педагог видит свои

достижения и проблемные стороны. Эта технология помогает старшему воспитателю

видеть проблемы и уровень профессионального роста педагога.

Использование преимущественно традиционных форм взаимодействия на

содержательную мотивацию при

выступлении, подаче информации. Особенно это характерно для педагогов с малым

опытом работы, невысоким уровнем коммуникативных навыков.

необходимости педагогического общения. Здесь традиционные методы хороши при

самопрезентации считаю недостаточным. Наблюдение показало, если у педагога

содержательная мотивация, то ценность получаемого опыта не всегда осознана: он

превращается в поток информации, из которого воспитатель выбирает самое знакомое

или легкое - за короткое время он не успел пережить это, сделать личностно значимым.

Как сделать, чтобы за сжатые временные сроки воспитатель прожил опыт, и

сформировалась мотивация к профессиональному росту? Обучение на

повышения квалификации помогло мне найти ответ: есть современный метод,

который предполагает активный вид взаимодействия.

интерактивный метод - специальная форма познавательной и

коммуникативной деятельности, в которой педагоги направлены на достижение

цели. Он создает условия для активизации деятельности педагогов, повышает

степень мотивации, эмоциональности, творчества, способствуют установлению

сотрудничества между воспитателями.

Мною были использованы следующие подходы интерактивного взаимодействия:

для генерации новых идей, обобщения имеющихся способов решения проблемы,

выявления уровня профессиональной компетентности игровые формы («Алло,

состояние психологического климата в коллективе, как фактора, формирующего

применяла различные методики

(релаксация, обучение навыкам аутогенной тренировки, элементы арт-терапии,

психогимнастики) в подгруппах и индивидуально, перед началом занятия, проводила

беседы, в которых формировала положительные установки к новой деятельности.

Анонимное анкетирование воспитателей показало рост в оценках показателей

психологического благополучия коллектива.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества

является технология

проектирования. Проектирование - это комплексная деятельность, участники

которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

компетентности педагогов привлекла наше внимание.

В детском саду были организованы семинары по теме «Педагогическое

в детском саду и в

поддержания здоровья детей и повышения профессионализма педагогов. Отмечается

результативность проектной деятельности. В результате за 2014-15 учебный год на

20% меньше случаев заболевания ОРВИ, чем в предыдущем. За 2015-2016 – 30%.

За 2014-2017 годы нет ни одного случая травматизма с воспитанниками нашего

пространственной среды в группах (на 30%); рост активности в подготовке

методических мероприятий (на 40%); курсовую подготовку (за три года увеличение

на 30%) и аттестацию (за три года равное количественное соотношение, изменения в

качестве полученных квалификационных категорий. Разработку и реализацию

проектов совместно с детьми (60%), участие в конкурсах детского творчества (90%).

Показывая собственную заинтересованность, я принимала активное участие в

В результате, сравнение данных мониторинга качества образования дошкольников

за три учебных года показало позитивную динамику по всем направлениям развития.

3 задача - Систематизировать комплекс мероприятий по изменению

содержания, форм организации педагогического процесса, планирования в

Изучив пособия при составлении годового планирования, пришла к выводу:

научно обоснованное планирование есть также результат качественного анализа

деятельности ДОО. Решение двух выше указанных задач

Чтобы избежать высокой плотности плана, неравномерного распределения

мероприятий между исполнителями и по срокам, была создана творческая группа

для корректировки плана. Цели и задачи годового плана определяются в соответствии с

образовательной политикой, нормативными документами, с учетом итогов работы

и потребностями педагогического

Анализируя перспективное планирование, пришла к выводу, что необходимо

качественно изменить его. Изучила большое количество новых источников, авторских

литературы воспитателей. Используя свои знания, научила часть воспитателей

навыкам работы на компьютере на уровне пользователя. В результате качественно

обновлено перспективное планирование: составленное на весь учебный год по

каждой возрастной группе, оно определяется тематикой недели по всем разделам,

указаны цели, задачи, материал; удобно в применении, позволяет сократить время

подготовки к занятиям, эстетично оформлено.

Предлагаю воспитателям планировать образовательную работу в соответствии

с ФГОС, основной ведущей деятельностью дошкольников - игровой, в которой дети

получают знания об окружающем мире, являются активными исследователями.

Акцентирую внимание на создание развивающей среды. Творческой группой

разработан банк прогулочных карт для каждой возрастной группы. Данная работа

позволяет воспитателям мобильно использовать эти карты, включать познавательный и

оздоровительный блоки в совместную деятельность, в самостоятельную деятельность

функционирования и развития ДОО в контексте целевых ориентиров, заданных ФГОС

законодательными документами в области дошкольного образования. Приоритетными

проблемами для обсуждения на педагогических советах в ДОО явились:

Реализуемые программы. Направления образовательной и воспитательной политики

ДОО в условиях ФГОС.

Эмоциональное благополучие педагогов и детей.

Развитие игровой деятельности.

Физическое развитие и здоровье.

Развитие речи детей через внедрение эффективных технологий и методик.

Интеллектуальное развитие ребенка.

Предметно-пространственная среда – условие успешной социализации воспитанников.

Мероприятия в годовом планировании строились, исходя из обсуждаемых

тем, сохраняя логику и взаимосвязь частей. По итогам года творческая группа принимала

участие в составлении Самообследования деятельности ДОО, которое размещается на

сайте детского сада.

задача - Создать условия для обобщения и распространения педагогического

опыта в ДОО и образовательном пространстве района, города.

Обобщение и распространение педагогического опыта осуществляется на

всероссийском. Методы его распространения различны - это выступление на

презентаций, мастер-классов, а так же предоставления методических разработок

Методическая служба в детском саду – это комплексная и творческая работа, которая заключает в себе не только практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми, но и повышение уровня знаний новейших методик, изучение педагогики, детской психологии, анатомии.

Старший воспитатель, как руководитель методической службой, оказывает непосредственную помощь воспитателям и специалистам в самообразовании. Постоянное обновление содержания методической работы взаимосвязано с деятельностью педагогов, что обеспечивает непрерывный процесс совершенствования мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа направлена на опережение и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми государственными стандартами.

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении как целостная система может быть спроектирована в структуре:

Деятельностный аспект расставляет другие акценты:

Старшим воспитателем намечается методическая работа с кадрами.

Логично будет выстроить три направления:

1. По отношению к общей системе образования

Это направление включает ознакомление и проработку нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. Планомерно расписывается система повышения квалификации педагогов (самообразование, саморазвитие и все формы методической работы).

2. По отношению к конкретному педагогу

Здесь главной задачей является формирование личностной, авторской, эффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Методическая работа нацелена на расширение, обновление знаний педагога, развитие творческой деятельности.

3. По отношению к педагогическому коллективу детского сада

Методическая работа ставит целью формирование дружного коллектива единомышленников, особых традиций, личностных ориентиров, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса; выявление, изучение и обобщение, распространение значимого передового опыта.

По результатам контроля состояния воспитательно-образовательного процесса проводится педагогический анализ как сущность формирования и регулирования педагогического процесса:

  • сбор информации о состоянии;
  • анализ собранной информации;
  • выдача информации к реализации.

Педагогический анализ это не выявление недостатков, главное в его проведении - поиск качества работы, педагогических особенностей каждого педагога и всех в целом. Сложность заключается в том, что объектом анализа является человек, следовательно, проводить его надо с высокой управленческой культурой, тактом и доброжелательностью. Привлекая педагога к самоанализу своей деятельности, обучая умению оценить для себя трудности работы, методическая служба тем самым повышает педагогическую активность, а значит, растет профессиональное мастерство.

Трудность анализа заключается в том, что не каждый педагог готов к объективной оценке своей практической деятельности, чаще дают заниженные самооценки, кто-то– завышенные. Поэтому можно практиковать взаимопроверки, которые способствуют созданию самоуважения и самозначимости.

При подготовке и проведении педагогического анализа можно пользоваться памятками к просмотру и анализу режимных моментов и занятий. Составляя памятку, необходимо осветить важные вопросы, четко расположить их в определенной последовательности, определить их соответствие целям наблюдений. Памятки должны быть очень конкретными и небольшими по объему. Педагогический анализ требует интеллектуального подхода к личности, умелого аналитического мышления.

Сама беседа с воспитателем должна основываться на доброжелательности, уважении, быть тактичной, опираться на положительные моменты. Планируя беседу, важно учитывать индивидуальные особенности человека: характер, тип нервной деятельности, стаж, степень педагогического мастерства, общий кругозор, эрудицию.

Все формы методической работы можно разбить на две взаимосвязанные группы:

Групповые формы – взаимопосещения, консультации, семинары и практикумы, творческие и рабочие группы, деловые игры, выставки и, конечно же, педсоветы.

Индивидуальные формы – стажировка, собеседование, самообразование, наставничество.

Педагогический Совет

Планируя педагогический совет, надо помнить, что это постоянно действующий и именно коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Он рассматривает:

  • Вопросы оптимизации воспитательно-образовательного процесса;
  • Утверждает и корректирует планы, рабочие программы, творческие проекты, личные планы самообразования;
  • Выносит коллегиальные решения;
  • Повышает профессиональную квалификацию педагогов;
  • Определяет пути, формы обновления дошкольного образования в конкретном учреждении;
  • Дает анализ качества знаний, умений, навыков воспитанников, уровня работы педагогов, развития самого детского сада, повышения его рейтинга в районе;
  • Подводит итоги деятельности дошкольного учреждения, достижения поставленных коллективом целей.

Педагогический совет в современное время стал полифункциональным. Его функции:

  • планово-прогностическая;
  • мотивационно-целевая;
  • информационно-аналитическая;
  • диагностическая;
  • коммуникационная;
  • методическая.

Ценность этих функций определяется в зависимости от нацеленности каждого конкретного педагогического совета.

Новая социально-экономическая ситуация, новые законодательные документы ставят во главу и новые требования. Поскольку педсовет это орган коллегиального управления, он призван менять старые педагогические представления и ориентиры. Освоение нового предполагает и взаимосвязь, и дальнейшее развитие всего позитивного и передового, что содержат в себе традиционные подходы.

Думающий Совет педагогов обязательно находит выход из сложившихся ситуаций и противоречий. Он принимает рациональные решения, ведущие к лучшему педагогическому результату, мыслит позитивно, нестандартно и самостоятельно.

Установочный педагогический совет берет на себя сложнейшую миссию:

  • создание условий для переоценки педагогических ценностей. Воспитание и обучение эффективнее там, где есть постоянная заинтересованность взрослых в ребенке. Для педагога личность ребенка – первостепенна и основной объект его заботы. Меняются дети – меняются ценности.
  • Изменение мнений, взглядов, суждений, представлений о ребенке, о своем профессиональном предназначении.
  • Пробуждение желаний научиться учить и воспитывать по-новому.
  1. Анализ результатов: что не удовлетворяет в итогах? Какова степень нестыковок между тем, что есть и тем, что должно быть?
  2. Анализ учебно-воспитательного процесса, т.е. какие недостатки порождают несоответствие между тем, что есть и тем, что должно быть?
  3. Анализ условий, т.е. недостатки каких условий являются причинами дефектов воспитательного процесса?

Такой анализ позволяет убирать несущественные для конечного результата проблемы и оставлять в зоне зрения только наиболее значимые. Для того, чтобы выводы и итоги анализа были достаточно надежными и справедливыми, необходимо выявлять, знать, учитывать мнение каждого педагога.

Тематика педсоветов определяется годовым планом дошкольного учреждения. Однако подготовка к проведению заседания может иметь в виду расширение, уточнение повестки в соответствии с требованиями текущего момента. Чтобы педсовет действительно был органом управления, а его решения были действенными и способствовали улучшению работы с детьми, каждому совещанию предшествует всесторонняя подготовка.

К педсовету готовится каждый его участник. Это значит, необходимо критически, всесторонне дать самоанализ своей деятельности по теме педсовета. Заранее в методическом кабинете оформляется выставка литературы по данной тематике, опыт работы ведущих педагогов сада или города, пособия, конспекты. Предлагаются советы, задания, которые помогут подготовиться к самому заседанию.

Важный момент в работе педсовета – заключительное слово. Оно должно быть кратким, конкретным, нести в себе конкретные предложения.

Консультирование

Каждая консультация (индивидуальная, групповая, по основным направлениям работы, по актуальным вопросам, по заявкам педагогов и др.) требует подготовки к ее проведению.

Основные консультации планируются в годовом плане работы детского сада, некоторые консультации проводятся по мере необходимости. Используя разные методы при проведении консультаций, ставится задача не только передачи знаний, но и формирования у педагогов отношения к деятельности, развитие творческих способностей.

Чтобы акцентировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы, которые помогут осмыслить собственный опыт под углом зрения науки, высказать свои соображения, мнения. В зависимости от уровня квалификации педагогов определяется, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться объяснением. Полезный совет или вовремя проведенная консультация корректируют работу как молодого специалиста, так и опытного педагога.

В ходе консультации можно использовать метод дискуссии. Дискуссия — эффективная форма коллективного обсуждения вопросов, позволяющая выяснить возникшие противоречия между распространенными бытовыми представлениями и научными принципами. В дискуссии становятся явными глубокие знания одних и поверхностные знания других.

Дискуссия станет продуктивной, если продумать такие условия:

  • вести ее следует по важным вопросам темы, а не по второстепенным, и тем более случайным (не увлекаться, не уводить в сторону от поставленных задач);
  • ей должна предшествовать подготовительная работа по выносимой на обсуждение теме для того, чтобы педагоги имели представления;
  • завершить дискуссию необходимо логическим подведением к итогу, определяющему цель, содержание, ход и результат занятия;
  • дискуссия должна ограничиваться временными рамками.

Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в разговоре, улавливать ход мыслей и настрой участников, создавая атмосферу доверия и доброжелательности. Заключительное слово должно кратко обобщить выступления и определить решение принципиальных вопросов.

Творческие микрогруппы

Это весьма эффективная форма методической работы. Создаются они на добровольной основе из числа заинтересованных педагогов, когда необходимо освоить новый передовой опыт, новую методику, разработать идею, приемы работы, методические пособия.

При планировании общей деятельности надо учитывать, что в группу объединяются несколько человек на основе единого интереса, взаимной симпатии, психологической совместимости. Каждый сначала самостоятельно изучает проблему или материал, затем все обмениваются мнениями, предлагают свои решения, выводы. Педагоги посещают друг у друга режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Совместное творческое освоение нового идет гораздо быстрее. Множество мнений или находок дает ценный результат в итоге.

Как только поставленная цель достигнута – группа расформировывается. Главное внимание уделяется поисковой, эмпирической деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь педагогический коллектив.

Круглый стол

Это иная форма общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников можно планировать круговые формы размещения участников, что позволяет поставить всех в равное положение, обеспечивает взаимовыгодное взаимодействие. Организатору круглого стола необходимо продумать и подготовить вопросы к обсуждению, учитывая нацеленность на достижение определенной цели.

Методические посиделки

Способности ведущего направлены на то, что он в непринужденной обстановке вызывает участников на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подводит их к определенным выводам, решениям.

Литературная газета или журнал

Это интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Ее цель: показать развитие творческих возможностей коллектива, их мир увлечений, жизненный уклад и ценности. Можно создать и странички для детей и родителей. Воспитатели могут писать очерки, статьи, были и небылицы, сочинять стихи, оценивать личностные качества своих коллег, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми.

Педагогический Клуб

Это форма методической работы, которая способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков. Формируются команды, количество которых зависит от численности коллектива или поставленных задач, назначается жюри. Команды предварительно знакомятся с темой заседания Клуба, получают домашние задания. Можно подготовить взаимные шутливые приветствия, девизы или речевки. Руководитель готовит занимательные, требующие нестандартных решений задания непосредственно по избранной теме. Важно регламентировать этапы игры, продумать необходимую атрибутику.

Педагогические чтения

Организуются по разным вопросам обучения и воспитания:

  • тематические чтения;
  • итоговые по результатам методических объединений за год;
  • как итог работы воспитателей по темам самообразования.

В течение года педагоги изучают теоретические и практические подходы к реализации избранной темы. В конце учебного года возможны просмотры открытых занятий по данной проблеме.

Такая планомерная, увлекательная работа способствует профессиональному росту. Определяется стандарт знаний. Закрепление и применение знаний предоставляет педагогу широкую возможность активизировать познавательную активность детей, приобщить к особенностям программы отдельных детей или их группы.

Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального построения методической работы в ДОУ, необходимо понимать ее сущность, ее основное назначение, ведущие задачи и функции, правильно формулировать важные принципиальные требования к ее организации и осуществлению.

  1. на достижениях науки и передового педагогического опыта,
  2. на конкретном анализе образовательного процесса,
  3. на взаимосвязи мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и педагогического мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом. на совершенствование образовательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития.

Т.И. Шамова рассматривает работу с педагогическими кадрами как сложную динамическую и целостную систему, имеющую свои цели и задачи, содержание, структуру, формы и методы организации.

Все исследователи едины в том, что методическая работа – это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Методическая работа в ДОУ является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.

Непосредственная цель методической работы – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы – оказать реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

Методическая работа оказывает существенное влияние на качество и эффективность обучения и воспитания на конечные результаты работы ДОУ.

Принципы организации методической работы

Целостная система методической работы должна развиваться в соответствии с важнейшими принципами:

Принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых различных областях.

Принципы системности и комплексности, которые требуют реализации подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации педагога.

Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года.

Принцип создания благоприятных условий работы – моральных, психологических, гигиенических, наличие свободного времени для творческой деятельности педагога.

Принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода требуют от методистов проявлять способность к быстрому приему образовательной информации и его передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов ОУ.

Принцип постоянного самообразования педагогов, оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности; повышение результативности его педагогического труда.

Принцип креативности предполагает творческий характер методической работы, создание в ДОУ своей системы методической работы.

Функциональные особенности методической работы

Системный подход к повышению квалификации педагогов подразумевает совершенствование всех элементов методической работы – задач, содержания, организационных форм, условий. Особое внимание необходимо уделить определению целей и задач методической работы, так они определяют способ и характер практической деятельности. Определить цели и задачи – значит определить желаемые результаты, а они прежде всего предполагают повышение педагогического мастерства педагогов и воспитателей.

Моделируя комплекс задач методической работы, необходимо за основу взять модель профессионально значимых профессиональных качеств педагога. В связи с этим выделяют три группы взаимосвязанных функций методической работы.

1. Функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическом опыту:

– осмысление социального заказа, важнейших требований общества и государства к ДОУ;
– внедрение достижений передового педагогического опыта педагогов-новаторов;
– внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
– пропагандирование лучшего опыта педагогов самого ДОУ.

2. Функции по отношению к педагогическому коллективу:

– консолидация, сплочение педагогического коллектива;
– выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций;
– анализ конкретного образовательного процесса и его результатов;
– анализ изменений в уровне знаний, умений, навыков, воспитанности и развития дошкольников;
– предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов;
– выявление, обобщение и распространение ППО педагогов самих ДОУ, обмен ценными педагогическими находками;
– предупреждение и преодоление формализма и перегрузки педагогической деятельности;
– стимулирование педагогического творчества и инициативы педагогов;
– приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам ДОУ.

3. Функции по отношению к конкретному педагогу:

– совершенствование мастерства, обогащение педагогов знаниями;
– развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций и убеждений, соответствующих задачам общества и ДОУ;
– развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности;
– развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности
– развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления (системность, гибкость, конкретность…);
– развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;
– развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляции деятельности;
– формирование готовности к профессиональному самообразованию, усовершенствованию.

Знание основных задач и функций методической работы необходимо организаторам этой работы для правильного планирования и организации. Также важно довести эти задачи до сознания каждого педагога, превратить их в личные цели, в стремление к профессиональному совершенствованию и постоянной работе над собой.

Правильное определение задач методической работы способствует и оптимальному выбору средств их решения. Главное средство решения задач – содержание методической работы в ДОУ.

  1. Государственно-правительственные документы о перестройке и социально-экономическом развитии нашего общества, об образовании, перестройке ДОУ, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы.
  2. Новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы.
  3. Достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогического исследования, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в ДОУ, повышающие ее научный уровень.
  4. Инструктивно-методические документы органов образования по вопросам методической работы ДОУ, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитателями.
  5. Информация о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на скорейшее преодоление имеющихся недостатков.
  6. Данные конкретного анализа образовательного процесса в ДОУ, данные о качестве знаний, умений и навыков, об уровне воспитанности и развитости воспитанников, помогающие выявить первоочередные для данного детского сада проблемы методической работы и самообразования.

Выбор содержания методической работы – дело творческое, не терпящее шаблона и догматизма. В любых конкретных условиях необходимо отбирать содержание в соответствии с общими требованиями к методической работе.

В современных условиях выделяют следующие основные направления содержания методической работы (подготовки педагогов) в дошкольном образовательном учреждении:

Мировоззренческая и методологическая подготовка педагогов

Предполагает важнейшие аспекты:

– сущность и содержание социального, политического, экономического, профессионально-педагогического мышления;
– содержание гуманистических, демократических, общечеловеческих ценностей на современном этапе развития нашего общества и ДОУ;
– философско-методологические основы перестройки образования, новые функции и цели дошкольного учреждения, философия оптимального построения педагогического процесса;
– проблемы образования в условиях рыночной экономики, политики, плюрализма и многопартийности;
– место дошкольного учреждения в меняющемся обществе.

Частнометодическая подготовка педагогов

Выделяют три взаимосвязанных фактора:

– повышение квалификации педагогов в области той науки или совокупности наук, которые лежат в основе преподаваемого предмета, раздела программы или воспитательного процесса;
– повышение квалификации педагогов в сфере содержания своего предмета, изучение новых учебных программ и учебных пособий;
– повышение квалификации педагогов в области методики преподавания своего предмета или раздела программы, по которой осуществляется воспитание и обучение дошкольников.

Дидактическая подготовка педагогов

В ДОУ необходимо обеспечить:

– изучение современных дидактических концепций и идей, как теоретических, так и прикладных, переведенных на язык практических рекомендаций, правил, требований;
– изучение опыта педагогов-мастеров педагогического труда, педагогов-новаторов, создающих индивидульно-неповторимые и высокоэффективные дидактические системы.

Воспитательная подготовка педагогов

Подготовка педагогов к воспитательной работе с учетом изменений, происходящих в обществе. Главным содержанием этого направления являются вопросы воспитания на основе общечеловеческих ценностей.

Психолого-физиологическая подготовка педагогов

Основные источники содержания данного направления:

– знание общей, педагогической, возрастной и социальной психологии, физиологии детей и дошкольной гигиене, о типичных тенденциях и особенностях психологического развития современных воспитанников;
– знание конкретных особенностей психологического и физиологического развития воспитанников данного ДОУ ил конкретной группы; знания приобретают сами педагоги, опираясь на научную психологию и физиологию;
– знание психологии труда и личности педагога, закономерностей его профессионального и творческого роста, развитие педагогических коллективов;
– знания особенностей собственной профессии, деятельности и личности, собственного педагогического коллектива; знания приобретают сами педагоги в ходе образовательной и методической работы.

Этическая подготовка педагогов

Педагогам необходимо знать принципы педагогической этики. В ряде ДОУ вырабатывают свои кодексы профессиональной этики, в которых формируются основные принципы взаимоотношений участников педагогического процесса, правила профессионального поведения педагога и воспитателя в общении с самыми различными лицами и коллективами.

Общекультурная подготовка педагогов

В ДОУ следует создать условия для постоянного повышения общего культурного уровня педагога. Быть в курсе духовных достижений своего времени, ориентироваться в современной и классической литературе, театре, кинемотографе, изобразительном искусстве, музыке, знать основные тенденции научно-технического прогресса и достижений в спорте – вопрос чести и профессионального престижа педагога.

Техническая подготовка педагогов

Организация неформального технического всеобуча в ДОУ с целью освоения педагогами ИКТ и другими техническими (видиотехники) и аудивизуальными средствами.
Выбор содержания методической работы осуществляется на основе развития каждого из направлений подготовки педагогов, сближения, взаимопроникновения всех направлений

Сложность и многообразие функций и задач методической работы в ДОУ, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности того или иного ДОУ предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных и новых форм.

Форма определяется как внутренняя структура, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов явлений; она всегда находится в единстве с содержанием, зависит от него, но обладает и относительной самостоятельностью и может, поэтому оказывать влияние на содержание – на его способность к прогрессивному развитию или же обеспечивать его.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся дошкольные образовательные учреждения.

Выделяют две группы организационных форм методической работы – коллективные и индивидуальные. К первым относятся семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, творческие группы педагогов, мастер-классы, мозговые атаки и т.д.; ко вторым – стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и т.д.

Для эффективного повышения мастерства педагогов необходимо создать соответствующие условия для осуществления методической работы.

Организационно-педагогические. Предполагают оптимальную организацию трудовой деятельности педагогических кадров. Необходимо оценивать, во что оборачиваются для педагога требования, указания, просьбы, предложения, проверки руководителя. К организационно-педагогическим условиям также относятся скоординированность всех внутрисадовским мероприятий, оптимальность нагрузки и общественных поручений, равномерная загруженность педагога по дням недели и в течение года – все, что в конечном счете обеспечивает экономию времени.

Морально-психологические. Предполагают создание благоприятные морально-психологические условия для методической работы – значит всемерно поощрять самообразование педагогов, учиться предвидеть возможные конфликты в коллективе и уметь предотвращать их, а в случае возникновения – гасить, проявлять внимание к нуждам, бедам, радостям каждого педагога, уметь поддерживать и культивировать любые полезные инициативы педагогов, замечать и раскрывать и ценить в каждом педагоге положительное, его творческую жилку.

Материальные. Предполагают материальную обеспеченность и хорошую материальную базу учреждения (оснащение методического кабинета необходимым методическим материалом, оборудованием, дидактическими пособиями и т.д.)

Санитарно-гигиенические. Предполагают охрану и укрепление здоровья людей – дело первостепенной важности. Забота о здоровье педагогов, профилактика их утомляемости, повышение работоспособности – важнейшие условия хорошей организации методической работы.

Оптимальный вариант системы методической работы определяется свой в каждом конкретном учреждении.

В основе оптимизации любой деятельности лежат три принципа:

Продумывая оптимальный вариант системы методической работы конкретного ДОУ, необходимо начать с изучения процесса и результатов деятельности педагогов и постановки задач. Следует видеть ближние, средние и дальние перспективы методической деятельности, ставить реальные задачи, формулировать их комплексно, так, чтобы решение одних помогало решению других. Обязательным требованием является умение выделить доминирующие в конкретный момент задачи.

  1. Задачи, поставленные в государственных документах о ДОУ требованиях министерств и местных органов образования.
  2. Количественный и качественный состав педагогического коллектива.
  3. Результаты диагностического изучения личности и деятельности педагогов, конечных результатов работы ДОУ.
  4. Особенности содержания методической работы.
  5. Накопленные традиции.
  6. Сравнительную эффективность различных форм методической работы.
  7. Меру в использовании разных направлений содержания, форм и приемов методической работы.
  8. Особенности конкретной ситуации в ДОУ.
  9. Наличие времени для осуществления методической работы.
  10. Материальные, морально-психологические и прочие условия.
  11. Реальные возможности у руководителей, руководителей МО и других лиц для участия в организации методической работы.

При оценке подготовленного проекта оптимального варианта системы методической работы необходимо проанализировать его не только с точки зрения охвата всех педагогов и обеспечения качественного повышения квалификации каждого педагога, но и с точки зрения оптимальности расхода времени и сил, чтобы повышение мастерства педагогов достигалось с помощью минимального числа специально подобранных средств и за необходимое время. Об оптимальности системы методической работы будут свидетельствовать показатели результатов.

Результаты методической работы важно рассматривать в соответствии с динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в ДОУ, уровнем образованности, воспитанности и развитости детей, позитивной динамикой уровня этих показателей.

  1. Критерий результативности достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышается до оптимального для каждого из них уровня за отведенное время, без перегрузки.
  2. Критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где повышение мастерства педагогов происходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие данного критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы.
  3. Критерий роста удовлетворенности педагогов свои трудом достигается, если создаются творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при которых усиливается мотивация творческого, инициативного, самоотверженного труда педагога. Наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатом своего труда, оптимальный уровень их творческого самочувствия и душевного комфорта – важные психологические критерии действенности методической работы, ее реальной стимулирующей роли.

Данные критерии занимают ведущее место в общей системе критериев оценки эффективности методической работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Сущность методической работы воспитателя детей

дошкольного возраста.

1. Понятие методической работы и её цели.

Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность.

Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Реализация этой цели методической деятельности осуществляется посредством организации деятельности таких организационных структур, как:

методические объединения педагогов дошкольного образования,

научно-методический и педагогический совет,

а также активного включения педагогов в работу по самообразованию.

На ДОУ в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи:

готовить к жизни

то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в будущем.

В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе ДОО, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль деятельности методической службы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности.

Поэтому нужно рассматривать организацию методической работы в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.

2.Планирование методической работы

Методическая служба - это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

достижение воспитанником установленных государством образовательных стандартов;

построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;

адаптацию ДОО к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;

Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: Сфера, 2005. - С. 96.

Планирование методической работы в ДОО осуществляется на аналитической основе:

анализ внешней среды ДОО (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, городского уровней);

анализ состояния ДОО (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);

цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.

Любое ДОО существует в одном из двух режимов:

или развития (инновация).

1. Следовательно, в ДОО, находящаяся в режиме стабильного функционирования, методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случаи его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения дошкольников.

2. Если же коллектив предполагает работать в инновационном режиме (новое содержание обучения или реализация новых педагогических технологий), то это требует создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход ДОО из режима функционирования в режим развития.

Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. - М.: Дрофа, 2005. С. 152.

Во всех случаях цель методической службы - создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Отсюда и вытекают основные задачи методической работы:

1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.

2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОО.

3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

4. Координация деятельности ДОО и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.

Основные подходы к организации методической работы в ДОУ

основаны на:

системно-деятельный подход:

понимание целей и задач деятельности ДОО, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;

личностно-ориентированный подход:

обеспечение более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленность на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов на примере методиста и старшего воспитателя;

дифференцированном подход:

учет уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;

подход свободного самоопределения:

свободный выбор каждого педагога образовательных программ и путей самореализации;

мотивационно-стимулирующий подход: использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;

коррекционный подход: своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.

Сегодня существует проблема низкой эффективности методической работы во многих ДОО.

Основная причина - формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспитания и образования.

Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.

3.Методическое обеспечение методического процесса

Одним из стержневых условий жизнедеятельности ДОО является методическое обеспечение методического процесса. С этого начинается организация методической работы в любом ДОО.

Программно-методический комплекс ДОО отбирается с учетом:

ориентации на государственные требования,

нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление),

особенности и законы психического развития детей,

специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии.

Через орган самоуправления ДОО - педсовет для осуществления образовательного процесса утверждается программа, наиболее способствующая условиям отбора методического обеспечения.

Таким образом, воспитательно-образовательный процесс во всех группах ДОО осуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальным заказом и видом ДОУ.

Результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОО зависит и от созданий условий для его реализации. Это обуславливает следующие направленности методической работы:

1. Организация РППС ДОО, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:

- разработка методических рекомендаций по РППС ДОО;

- обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;

- активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий.

2. Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой:

- формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов;

- анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний.

3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями.

4. Разработка режима дня, сетки занятий, графики работы кружков для каждой возрастной группы.

5. Отслеживание баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.

4. Структура, формы и методы методической работы

Методы методической работы - это упорядоченные способы деятельности по достижению целей.

Форма - это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

По формам методическая работа делится на групповые и индивидуальные.

К групповым формам относятся:

участие педагогов в методических объединениях города, района, ДОО;

организация теоретических и научно - практических конференций; педсоветы.

К индивидуальным относятся:

Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:

целями и задачами ДОО;

количественным и качественным составом коллектива;

сравнительной эффективностью форм и методов работы;

особенностями образовательного процесса;

материальными, морально-психологическими условиями в ДОО;

передовым опытом и научными рекомендациями.

Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:

работа творческой группы.

Внешнее повышение квалификации происходит:

за счет посещения курсов повышения квалификации;

обучение в учебных заведениях;

участие в работе методических объединений района.

Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в ДОО:

участие в работе совета педагогов;

обучение на семинарах и семинарах-практикумах;

консультирование и др.

В методической работе особое место отводится принципу индивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельности воспитателей и специалистов.

В современных условиях методическая работа с кадрами должна строиться на диагностической основе, с учетом запросов каждого педагога.

5.Методический кабинет как центр методической работы

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет.

Ему принадлежит ведущая роль:

в оказании помощи в организации образовательного процесса,

обеспечении их непрерывного саморазвития,

обобщении передового педагогического опыта,

повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Методический кабинет - это копилка лучших традиций ДОО, поэтому задача зам. зав. по ВМР:

сделать накопленный опыт живым, доступным,

научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.

Методический кабинет ДОО должен соответствовать требованиям как:

обеспечение мотивации и активности в развитии.

Реализация информационно-аналитической функции управления ДОО обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

Банк информации ДОУ

Банк внешней информации

Банк внутренней информации

1. Нормативно-правовые документы Законодательства РФ;

1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОО;

2. Организация методической работы в ДОО;

2. Планирование деятельности ДОО;

3. Развитие ребенка в образовательном пространстве ДОО;

3. Организация и руководство образовательной деятельности ДОО;

4. Организация взаимодействия ДОО с семьей и школой;

4. Контроль и регулирование образовательной деятельности ДОО.

5. Информация периодических изданий ДОО.

В методическом кабинете ДОО:

постоянно должны действовать выставки,

представлены материалы, отражающие мастерство педагогов (материал семинаров-практикумов;

план - график повышения квалификации педагогов;

план аттестации педагогических кадров;

передовой педагогический опыт и т.д.)

Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.

Результатом методической работы в ДОУ должны стать:

обновление содержания образования и улучшение качества образовательного процесса;

пополнение и расширение запаса психолого-педагогических знаний;

оценка, анализ, диагностика результата педагогического труда;

конструирование педагогического процесса на основе системного анализа;

формирование банка данных по обмену педагогическим опытом.

Список литературы

1. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. - 2004. - №3. ? С. 82-85.

2. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. - 2006. №6. - С. 70-78.

3. Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. ? М., 2005.

5. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград, 2007.

6. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. - М.: АРКТИ, 2009.

Читайте также: