Мелкое взяточничество как одно из проявлений бытовой коррупции

Обновлено: 28.06.2024

В теории и практике нередко используется такое понятие, как "взяточничество". Этот термин собирательный, охватывает согласно действующему уголовному законодательству России четыре самостоятельных состава преступлений: получение взятки ( ст. 290 УК), дачу взятки ( ст. 291 УК), посредничество во взяточничестве ( ст. 291.1 УК) и мелкое взяточничество ( ст. 291.2 УК) .

Все указанные преступления имеют в качестве обязательного признака состава предмет преступления, который определен законодателем как взятка в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания взяткополучателю услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав.

Ответственность за взяточничество дифференцируется в зависимости от размера взятки, установленного в законе:

- взятка в размере, не превышающем 10 тыс. руб. ( ст. 291.2 УК);

- взятка в значительном размере ( ч. 2 ст. 290 , ч. 2 ст. 291 , ч. 1 ст. 291.1 УК);

- взятка в крупном размере ( ч. 5 ст. 290 , ч. 4 ст. 291 , ч. 3 ст. 291.1 УК);

- взятка в особо крупном размере ( ч. 6 ст. 290 , ч. 5 ст. 291 , ч. 4 ст. 291.1 УК).

В соответствии с примечанием 1 к ст. 290 УК значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб., крупным - превышающие 150 тыс. руб., особо крупным - превышающие 1 млн руб.

Получение взятки ( ст. 290 УК) осуществляется в следующих формах поведения должностного лица в пользу взяткодателя либо представляемых им лиц:

- действия (бездействие), если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица;

- действия (бездействие), если лицо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию);

- общее покровительство или попустительство по службе.

Под получением взятки следует понимать реальное обладание врученными должностному лицу материальными ценностями, а если речь идет об услугах такого же характера, то фактическое пользование ими. Поэтому получение взятки признается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом того или иного материального вознаграждения. При этом не имеет значения, получило ли лицо всю заранее оговоренную сумму денег или только часть ее, так как уже первый факт реального обладания ценностями образует оконченный состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК.

Если взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя (к примеру, ввиду пресечения преступления сотрудниками полиции), содеянное должно квалифицироваться как покушение на получение взятки.

В целях повышения эффективности борьбы со взяточничеством закон предусматривает освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки при условиях, указанных в примечании к ст. 291 УК: лицо должно активно способствовать раскрытию и (или) расследованию преступления и при этом в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны взяткополучателя, либо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Вымогательство взятки означает требование со стороны должностного лица дать взятку под угрозой действий, которые могут ограничить законные интересы потерпевшего либо умышленное поставление последнего в условия, угрожающие нарушить его правоохраняемые интересы.

Добровольность заявления о даче взятки свидетельствует, что взяткодатель сообщает о даче взятки по собственной инициативе, а не в ответ на вопросы следственных органов или после возбуждения дела о взятке. Мотивы, по которым сделано заявление о даче взятки, не исключают его добровольности.

Посредничество во взяточничестве ( ч. 1 ст. 291.1 УК) определено законодателем как непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Передача взятки означает переход предмета взятки к должностному лицу полностью или частично.

Иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере может выражаться в разнообразных действиях, способствующих осуществлению договоренности сторон на совершение конкретного деяния (действий либо бездействия) взяткополучателем в интересах взяткодателя, а со стороны взяткодателя - действий по передаче предмета взятки взяткополучателю.

Закон предусматривает освобождение от уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве ( примечание к ст. 291.1 УК) при условии, что после совершения преступления лицо не только добровольно сообщило о нем органу, имеющему право возбудить уголовное дело, но и активно способствовало раскрытию преступления и (или) его пресечению.

Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тыс. руб., определяется законодателем как мелкое взяточничество ( ст. 291.2 УК) . Они представляют собой специальные разновидности получения взятки ( ст. 290 УК) и дачи взятки ( ст. 291 УК), разграничение между которыми проводится в зависимости от размера взятки как предмета преступления. Признаки мелкого взяточничества ( ч. 1 ст. 291.2 УК) совпадают с признаками простых составов получения взятки и дачи взятки.

Квалифицирующим признаком мелкого взяточничества (ч. 2) является его совершение лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 290 , 291 , 291.1 УК.

Норма об освобождении от уголовной ответственности за дачу взятки в размере, не превышающем 10 тыс. руб. ( примечание к ст. 291.2 УК), содержит условия, идентичные изложенным в примечании к ст. 291 УК.

Получение взятки, дача взятки в размере, не превышающем 10 тыс. руб., если эти деяния совершены при наличии квалифицирующих признаков, указанных соответственно в ст. ст. 290 и 291 УК, влекут ответственность по ч. 1 ст. 291.2 УК независимо от того, когда (до 15 июля 2016 г. или после этой даты) и за какие действия (законные или незаконные) они совершены, в каком составе участников (единолично или группой лиц), а также наличия или отсутствия других квалифицирующих признаков коммерческого подкупа и взяточничества.

Коррупция является одной из наиболее опасных для развития общества проблем. Уголовное право определяет получение и дачу взятки как серьёзные преступление. Рассмотрим квалификацию этого правонарушения и ответственность за мелкое взяточничество.

Понятие взяточничества

Любое действие или бездействие в обмен на вознаграждение признаётся российским законом как взятка. В качестве вознаграждения при мелком взяточничестве могут выступать:

  • Деньги.
  • Иные материальные блага.
  • Любые ценности.
  • Услуги.

Субъектами преступления являются взяткодатель и взяткополучатель. Дать взятку может любе физическое лицо, а получателем всегда является должностное лицо.

Действие или бездействие, которое получатель взятки обещает совершить взамен за вознаграждение должно входить в его компетенцию. Однако, законодательство также рассматривает среди таких действий попустительство и служебное покровительство взяткодателя.

Мелкое взяточничество

Если получатель взятки помогает решить спорные вопросы, которые напрямую в область его компетенции не входят, но на исход которых он может повлиять, то это также будет считаться действием в рамках дачи взятки.

Сумма взятки

При квалификации содеянного и рассмотрения преступных действий в суде, сумма взятки напрямую влияет на наказание виновного. Также при вынесении приговора учитывают обстоятельства содеянного, а именно – дана взятка за последующее выполнение неких действий или вознаграждение является благодарностью за ранее оказанную помощь в решении вопроса.

Нужно учитывать, что мелким взяточничеством будет считаться даже перевод небольшой суммы в безналичном формате или передача иных ценностей. Вид вознаграждения не влияет на квалификацию преступления, только сумма.

Выделяют несколько видов таких вознаграждений:

  • Мелкая взятка – до 10 тысяч рублей.
  • Взятка в значительном размере – свыше 25 тысяч рублей.
  • Крупный размер взятки – более 150 тысяч.
  • Особо крупный размер – свыше 1 миллиона рублей.

Мелкое взяточничество

Нужно понимать, что минимального порога взятки, после которого наступает ответственность, не существует. Любая сумма, переданная за какую-либо услугу или бездействие чиновника, является нарушением закона и наказывается в рамках уголовного права.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Мелкое взяточничество

В 2016 году были внесены изменения в УК РФ, в результате которых взятки на сумму до 10 тысяч рублей были определены, как мелкое взяточничество. Теперь за такие преступления виновные привлекаются по отдельной статье за мелкое взяточничество, в то время как ранее их наказывали по общей статье с получателями крупных сумм.

По статье 291.2 УК РФ предусмотрены следующие санкции:

  • Штраф на сумму до 200 тысяч рублей (в размере дохода за 3 месяца).
  • Ограничение свободы на 2 года.
  • Исправительные работы до года.
  • Лишение свободы на тот же срок.

Если осуждённый ранее привлекался к ответственности по статьям 290 и 291 УК РФ, либо имеет неснятую судимость, то его накажут более сурово. Штраф может достигать миллиона рублей, срок заключения или исправительных работ – 3 лет, а ограничения свободы – 4 лет.

Провокация взятки и как её избежать

В российском законодательстве предусмотрена ответственность не только за дачу и получение взятки, но и за провокацию такого преступления. Под провокацией понимается попытка дать взятку, чтобы скомпрометировать должностное лицо, причинив вред его репутации, а также добиться его привлечения к уголовной ответственности по статье 291.2 УК РФ за мелкое взяточничество. Виновные в провокации взятки наказываются в рамках статьи 304 УК РФ.

составление иска

Чтобы избежать провокации, потенциальный получатель взятки не должен принимать никаких ценностей и выполнять какие-либо действия, которых требует взяткодатель.

Как избежать уголовного наказания за мелкое взяточничество?

Состав преступления мелкого взяточничества возникает, но его субъект не будет за него наказан, если выполнит одно из следующих действий:

  • Окажет активное содействие в раскрытии преступления.
  • Самостоятельно заявит о преступлении в правоохранительные органы.
  • Докажет, что от него вымогали взятку и её инициатором было само должностное лицо, получатель денег.

Только в этих ситуациях виновный в даче или получении взятки сможет избежать ответственности по закону.

Отличие мелкой взятки от подарка

В рамках традиций многие люди считают необходимым благодарить за добросовестное выполнение работы. Получателем таких подарков в качестве благодарности может быть любое должностное лицо. Закон не рассматривает это как взятку, при условии, что:

  • Подарок был дан после выполнения чиновником его обязанностей.
  • Его действия не выходили за рамки обязанностей и не превысили полномочия.
  • Стоимость подарка не превысила 3 тысячи рублей.

Однако, нужно учитывать, что даже недорогие подарки, полученные коммерческими организациями от других организаций, медицинскими работниками, чиновниками, замещающими других на госслужбе, и работниками сфер образования или соцобеспечения, а также переданные недееспособными лицами своим законным представителям, могут вызвать вопросы с точки зрения закона. Нередко под такими подарками пытаются скрыть мелкие взятки.

Понятие взяточничества

Взяточничество представляет собой преступление против государственной власти, органов местного самоуправления и интересов государственной службы.

Развитие такого рода коррупции в обществе приводит всегда к строго отрицательным последствиям: деформации порядка осуществления служащими своих обязанностей, дискредитации и подрыву авторитета власти как таковой в государстве.

Понятие взяточничества

Понятие взятки

Взяточничеством, грубо говоря, считается такая система отношений между должностными лицами и населением, при котором людям приходится каким-либо образом оплачивать оказываемые первыми услуги и выполняемые работы.

Речь идёт только о тех действиях, которые с точки зрения закона должны быть полностью бесплатными и не требуют никакой дополнительной стимуляции служащих, а являются их прямыми обязанностями.

Во взяточничестве выделяют два основных процесса:

  1. дача взятки осуществляется любым человеком должностному лицу. Передаваться могут как непосредственно денежные средства, так и другие ценности лично взяткодателем или через посредника;
  2. получение взятки заключается в принятии её служащим в обмен на действия, которые являются его служебными обязанностями.

Однако в некоторых случаях передача такой мзды может быть направлена также на бездействие в определённых ситуациях либо общую благосклонность и покровительство на службе.

Смотрите в этой статье, что делать если вас безосновательно обвиняют во взятке.

Важная особенность взятки

Коррупция и взяточничество обладают очень важной особенностью: должностное лицо понимает общественную опасность своих действий, осознаёт всю неправомерность и возможные последствия.

Однако взяткополучателя это не останавливает.

Точно так же и взяткодатель должен знать, что осуществляет передачу денежных средств или иных ценностей не в положенной по закону ситуации, а исключительно поощряя незаконную деятельность.

Виды взяточничества

Виды взяточничества

С точки зрения совершения преступления, можно выделить три разновидности взяточничества:

  • получение;
  • дача (подкуп);
  • посредничество в передаче.

А уже непосредственно передаваемую взятку можно классифицировать несколькими способами:

    1. по способу вручения: завуалированная или явная. Первая передаётся под видом денег в долг или подарка к какому-то торжеству. Вторая же открыто даётся за конкретные вещи, которые заранее прямо оговариваются;
    2. по характеру действий: взятка-мздоимство (за положенное поведение) и взятка-лихоимство (за отступление от норм закона);
    3. по времени получения: благодарность (передается уже после заранее оговорённых действий или бездействия) и подкуп (осуществляемый заранее);

    Подкуп чиновника

      1. по предмету: ценные бумаги и денежные средства, любые деньги и вещи не в обращении (но имеющие денежную ценность), ограниченное в обращении имущество (например, оружие или наркотики), услуги и работы имущественного характера (ремонт или оплата долга должностного лица и прочее), иные имущественные права (предоставление квартиры);

      Смотрите дополнительно тут о процедуре взыскания долгов в судебном порядке.

      1. в зависимости от рода деятельности: деловые взятки (направленные на обеспечение или ускорение уже положенных по закону действий) и тотальный подкуп (осуществляемый заблаговременно с целью избежать каких-то негативных последствий для взяткодателя в будущем). Последний может быть представлен покровительством по службе (то есть разнообразными незаслуженными поощрениями) или попустительством (отсутствием реакции на нарушения или жалобы третьих лиц).

      Стоит отдельно упомянуть разновидность взятки, широко распространённую в России. Речь идёт про откат.

      Его суть заключается в том, что при выборе поставщика взяткополучатель отдаёт предпочтение какой-то конкретной организации. А за это впоследствии получает определённую сумму или процентную долю от сделки.

      Мелкое взяточничество

      Мелкое взяточничество

      Не так давно в Уголовный кодекс были внесены изменения, которые привели к появлению новых видов наказания.

      В частности, теперь предусмотрено пресечение мелкого взяточничества.

      Таковым признаётся дача или получение взятки в размере менее десяти тысяч рублей. Собственно, именно из-за такого относительно небольшого размера платежа этот тип и носит своё название.

      Подношение за ускорение решения вопроса

      Муниципальные и государственные работники могут в некоторых случаях принимать от населения подношения за выполнение своих обязанностей в более быстром темпе или за оказание каких-то дополнительных услуг, не предусмотренных должностной инструкцией, но связанных с их деятельностью.

      Всё это, конечно же, не отменяет того факта, что они при этом совершают преступление.

      Кому-то может показаться, что мелкое взяточничество не является по-настоящему существенным опасным деянием, а урон от таких преступлений чрезвычайно мал.

      Однако это не так: с необходимостью предложить мелкое подношение сталкивается большая часть населения, как правило – наиболее незащищённые слои.

      В то же время взяточничество на столь низком уровне как раз и оказывает непосредственное влияние на авторитет власти.

      Меры ответственности за взяточничество

      Ответственность за подкуп

      Дача или получение мзды всегда влечёт за собой последствия.

      По закону за это предусмотрена ответственность, причём независимо от того, когда именно взятка была вручена.

      Наказание может представлять собой как штраф, так и лишение свободы на определённый срок.

      Здесь вы можете узнать о порядке обжалования штрафа ГИБДД.

      Отдельно стоит отметить, что законом меры ответственности предусмотрены как для взяткополучателя, так и для взяткодателя.

      В каждом конкретном случае степень вины будет определять суд, как и назначать наказание. Общее перечисление всех возможных мер затруднительно и выглядело бы громоздко. Однако, например, по статье УК РФ 291.2 предусмотрен (в числе прочего) штраф.

      Взяточничество наказывается лишением суммы до 200 тысяч рублей, дохода за срок до 3 месяцев, исправительными работами до 1 года или ограничением свободы до 2 лет.

      Наказание за посредничество при передаче взятки

      Посредничество в коррупции

      Оказание помощи третьего лица в передаче взятки точно так же уголовно наказуемо.

      Меры ответственности за такие действия регламентируются 1 частью 291 статьи Уголовного кодекса.

      При этом речь идёт также и о просто обещании передать мзду, и о предложении услуги как таковой.

      Посредничество во взяточничестве наказывается штрафом (от 20-кратного сумме взятки до 90-кратного, от 25 тысяч до 500 миллионов), запретом заниматься определённой деятельностью в течение 3 лет.

      Возможно также лишение свободы на срок от 3 до 12 лет.

      Посредник может быть освобождён от ответственности в случае, если не знал о характере и назначении передаваемых предметов.

      Необходимо отметить отдельно, что взяткодатель может быть освобождён от наказания. Для этого необходимо добровольно сообщить о факте передачи мзды в соответствующий орган до возбуждения уголовного дела.

      Важно, чтобы написанное заявление было передано именно в ту структуру, которая имеет такое право: освобождать от ответственности.

      Борьба с коррупцией и взятками

      Коррупция, безусловно, является негативным фактором.

      Она оказывает отрицательное влияние не только на благосостояние граждан, но и на их доверие к власти.

      Непосредственный вред наносится и самому государству, подрывая его экономическое благосостояние.

      В этом случае откаты являются наиболее ярким примером. П

      о этой причине правительство активно борется с этим явлением, стараясь противодействовать как получению, так и даче взяток.

      Частые вопросы по взяточничеству

      Какая сумма не считается взяткой?

      Взятка или подарок? Вопрос который возможно решить обратившись к законодательству РФ.

      Итак. Взятки, подарки могут носить денежную форму или быть в виде какого-то предмета, сертификата.

      В том случае, если взятка носит не денежный характер, то ее размер выражают в денежном эквиваленте.
      В соответствии с законодательными нормами РФ:

      1. все что менее 3 000 руб. считается подарком;
      2. 3 000-25 000 руб. называют взяткой;
      3. 25 000-150 000 руб. взятка в значительном размере;
      4. 150 000-1 000 000 руб. взятка в крупном размере;
      5. более 1 000 000 руб. взятка в особо крупном размере.

      Что считается подарком, а не взяткой?

      Взяткой может стать обычная шоколадка, а шикарный автомобиль быть просто подарком. Все зависит от ситуации. Если должностное лицо с честью выполнило свою служебную обязанность или долг, и вы по каким-то причинам (ну понравился хороший человек!) хотите его отблагодарить, пожалуйста.

      Суть в том, чтобы о такой благодарности вы не договаривались заранее, а его услуги для вас были такими же, как для остальных. К примеру, сделал врач пациенту сложнейшую операцию, а тот, выписавшись из больницы, решил доктора отблагодарить – купил ему авто. Это подарок.

      Минтруд: бороться с коррупцией обязана каждая компания

      Все большую актуальность для менеджмента и бенефициаров бизнеса приобретают стандарты добросовестного и этичного поведения, внедряемые в рамках процедур антикоррупционного комплаенса 1 . Связано это с тяжестью санкций, предусмотренных за нарушение антикоррупционного законодательства, и широкой правоприменительной практикой привлечения к ответственности физических и юридических лиц за правонарушения коррупционного характера.

      Коррупция в компании может привести к ощутимым финансовым потерям, уголовной ответственности руководства и разрушению бизнеса. Кроме того, если организация планирует выход на международный рынок, деловая репутация и внедрение программ антикоррупционного комплаенса должны иметь для нее первостепенное значение.

      В сентябре этого года Министерство труда и социальной защиты РФ выпустило новые рекомендации по внедрению в организациях антикоррупционных мер 2 . Предлагаю разобраться, что нового привносит этот документ по сравнению с методическими рекомендациями 2013 г. И зачем вообще организациям бороться с коррупцией.

      Что такое коррупция и кто должен ей противодействовать?

      Противодействовать коррупции должны не только правоохранительные органы, как принято считать, но и институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий.

      • предупреждение коррупции, в том числе ее профилактика;
      • расследование и раскрытие коррупционных правонарушений, т.е. борьба с коррупцией;
      • минимизация и устранение последствий коррупционных правонарушений.

      Статьей 13.3 Закона о противодействии коррупции устанавливается обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупционных правонарушений. Причем эта обязанность распространяется на все организации – вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, о чем говорится в новых рекомендациях Минтруда.

      Какая ответственность предусмотрена за коррупционные правонарушения?

      В рекомендациях Минтруда этого года обозначены преимущества для организаций, применяющих антикоррупционные меры. Это и укрепление репутации компании, и стимулирование добросовестного поведения сотрудников. Но, вероятно, самыми важными стимулами для большинства юридических лиц являются уменьшение рисков применения в отношении организации мер ответственности за коррупционные правонарушения, совершенные ее сотрудниками; снижение вероятности применения санкций за действия партнеров компании; предотвращение возможности привлечения к ответственности руководства компании, ее бенефициаров и собственников. А риски такой ответственности не эфемерны.


      Таблица 1. Размеры штрафов за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ)

      Сумма незаконного вознаграждения Санкция
      Меньше или равна 1 млн руб. От 1 млн руб. до трехкратной суммы незаконного вознаграждения
      Больше 1 млн руб. и меньше или равна 20 млн руб. От 20 млн руб. до 30-кратной суммы незаконного вознаграждения
      Больше 20 млн руб. От 100 млн руб. до 100-кратной суммы незаконного вознаграждения


      К увеличению количества преступлений коррупционной направленности в статистической отчетности силовых ведомств привели поправки 2016 г. в статьи Уголовного кодекса о мелком взяточничестве и мелком коммерческом подкупе (см. таблицу 2). Первоначально целью внесения изменений была гуманизация уголовной юстиции в отношении преступлений, которые не представляют большой общественной опасности. Однако привели они к избыточной криминализации сферы делового взаимодействия: преступлением стало считаться вручение подарков стоимостью не более 10 тыс. руб.

      Таблица 2. Ответственность за мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп

      • либо исправительные работы до 1 года,
      • либо ограничение свободы до 2 лет,
      • либо лишение свободы до 1 года.
      • либо исправительные работы до 3 лет,
      • либо ограничение свободы до 4 лет,
      • либо лишение свободы до 3 лет.

      Российские компании, которые носят статус международных, чьи акции торгуются на мировых биржах, либо которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность, в первую очередь на территории США и Великобритании, а также компании, которые только готовятся к выходу на мировой рынок, должны обратить внимание на то, что ответственность организаций и их менеджмента за коррупционные правонарушения предусматривает также международное и экстерриториальное антикоррупционное законодательство. Оно представлено несколькими нормативно-правовыми актами: Foreign Corrupt Practices Act (FCPA) – Закон об иностранной коррупции, принятый Конгрессом США в 1977 г. и запрещающий дачу взяток иностранным официальным лицам за получение выгодных контрактов; United Kingdom Bribery Act (UK BA) – Закон Великобритании о взяточничестве от 2010 г.; Конвенцией ОЭСР по борьбе со взяточничеством, к которой Россия присоединилась в апреле 2012 г.

      Общий размер санкций по FCPA для компаний с 2010 по 2019 г. составил 17,5 млрд долл. И российские организации регулярно оказываются под прицелом Минюста США. Так, в этом году лидер телекоммуникационного рынка выплатил рекордный штраф в 850 млн долл. по итогам многолетнего расследования.

      Нельзя не упомянуть и о проблеме множественной ответственности за одно и то же коррупционное правонарушение. Существует много примеров, когда российские компании, провинившиеся за пределами РФ, сначала привлекали к ответственности по американскому антикоррупционному закону, а затем накладывали на них еще и уголовно-правовые санкции в рамках нашего законодательства. Топ-менеджеры таких компаний не только вынуждены были уплатить многомиллионные штрафы, но и получили реальные сроки заключения на родине.


      Что такое антикоррупционный комплаенс и как он может помочь?

      Под антикоррупционным комплаенсом понимается корпоративная программа (политика), основанная на общепризнанном корпоративном стандарте противодействия коррупции. Она представляет собой комплекс положений и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве. Внедрение такой программы в компании помогает минимизировать бизнес-риски: предотвратить совершение коррупционных правонарушений и избежать негативных последствий для организации и ее должностных лиц, в том числе в виде привлечения к ответственности; упростить процедуры антикоррупционной проверки и укрепить репутацию компании.

      В ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции закреплен примерный список мер антикоррупционного комплаенса:

      • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
      • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
      • разработка и внедрение стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
      • принятие кодекса этики и служебного поведения работников;
      • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
      • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

      Однако, поскольку конкретный перечень мер по предупреждению коррупции не установлен и часть требований носит общий характер, лучшие корпоративные программы выходят за рамки указанного списка.

      Проблему неопределенности содержания ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции не устранили и Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.). Они лишь детализировали некоторые положения ст. 13.3 и дали общее представление об антикоррупционных мерах в компании, но они не определили способы внедрения корпоративных политик.

      Какие нововведения появились в антикоррупционных требованиях к компаниям?

      Отметим, что эти документы не конкретизируют антикоррупционные меры, которые обязаны применять компании. Кроме того, они не носят нормативного характера, представляют собой лишь справочный материал и не способны устранить недостатки правового регулирования. И все же перечисленные документы являются важной вехой развития антикоррупционного регулирования корпоративной сферы в России.

      Новые документы содержат важные рекомендации:

      • Деятельность по предупреждению коррупции должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется разработать и принять антикоррупционную политику компании.
      • Содержание этой политики определяется особенностями деятельности организации.
      • Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами. Это позволит обеспечить обязательность выполнения установленных требований всеми работниками.
      • Принятие антикоррупционной политики должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения. Желательно привлечь к информированию руководство организации. Работников рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись, а обязанность соблюдать ее следует зафиксировать в их трудовых договорах.
      • При выстраивании антикоррупционной политики важно понимать, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками и в рамках каких бизнес-процессов, просчитать возможные схемы их совершения и последствия.
      • Организации, планирующей выявление коррупционных рисков, рекомендуется разработать и утвердить приказом руководителя методику оценки этих рисков с учетом специфики компании: сферы ее деятельности и уставных целей, характера взаимодействия с госорганами и иными регулирующими инстанциями, наличия или отсутствия внешнеэкономической деятельности и иных факторов.
      • Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции является выявление и урегулирование конфликта интересов. Необходимо уделять этому пристальное внимание при выстраивании системы антикоррупционных мер и противодействии корпоративному мошенничеству.
      • Еще одним инструментом предупреждения коррупции является установление для работников стандартов и кодексов поведения.
      • Нужно учитывать, что получение подарков может сделать работника обязанным дарителю. Поэтому их часто используют для поддержания неформальных, в том числе коррупционных отношений. Принятие даже незначительного по стоимости подарка в определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как получение взятки или коммерческий подкуп.
      • В антикоррупционных стандартах рекомендуется уделить внимание как получению подарков сотрудниками, так и дарению их от имени организации.
      • Работник оказывается в ситуации конфликта интересов, если он располагает ценными бумагами в организации, где обладает распределительными или управленческими полномочиями, и может повлиять на их стоимость. Работа по совместительству может являться прикрытием для выплаты работнику под видом заработной платы вознаграждения за использование им своего положения в интересах организации партнера или конкурента.
      • Коррупционные риски могут возникать не только внутри организации, но и вне ее, в первую очередь в ходе взаимодействия с деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения работ или оказания услуг, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. Из-за сотрудничества с недобросовестным деловым партнером организация может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами.
      • В целях выявления коррупционных рисков и принятия мер по их минимизации рекомендуется обеспечить оценку добросовестности контрагентов.
      • Особое значение для предотвращения рисков имеют правильная организация внутреннего контроля и надлежащее ведение бухгалтерского учета.

      Следует отметить, что при разработке антикоррупционной политики не стоит ограничиваться положениями пока еще далекого от совершенства национального регулирования, включая рекомендации Минтруда. Надлежит руководствоваться также принятыми в международной корпоративной практике стандартами антикоррупционного комплаенса. Они базируются на гораздо более детализированных требованиях FCPA и UK BA, изложенных в соответствующих методических рекомендациях (например, A Resource Guide to the U.S. Foreign Corrupt Practices Act). Кроме того, в случае необходимости проведения антикоррупционной экспертизы в компании может быть уместна помощь внешнего консультанта.

      За какие ошибки компании привлекают к ответственности?

      1. Многие ошибочно полагают, что обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции зависит от организационно-правовой формы предприятия и численности его работников.

      Пример. На малом производственном предприятии состоялась прокурорская проверка. Было установлено, что в нарушение положений Закона о противодействии коррупции организация не исполняет обязанности по принятию антикоррупционных мер. Прокурор обратился в суд, и на организацию была возложена обязанность разработать и принять меры по предупреждению коррупции.

      После этого директор предприятия направил прокурору, подавшему иск, письмо. В нем он сообщил, что число работников в организации не превышает 15 человек, и у них нет полномочия на совершение действий, связанных с получением выгоды. Поэтому меры по предупреждению коррупции не разрабатывались, и должностное лицо, ответственное за профилактику, не назначалось. Директор также попытался оспорить вынесенное решение в суде апелляционной инстанции. Однако суд пришел к выводу, что обязанность принимать меры по предупреждению коррупции не зависит от организационно-правовой формы организации и численности работников. Апелляционная жалоба директора была оставлена без удовлетворения 4 .

      2. Часто в организациях не задумываются о том, что в рамках проводимых комплаенс-процедур необходимо обеспечивать соблюдение антикоррупционных требований, предусмотренных законодательством о государственной и гражданской службе в РФ.

      Пример. Рассмотрев дело об административном правонарушении, Сыктывкарский городской суд посчитал, что юридическим лицом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о противодействии коррупции, в том числе утвержден кодекс этики и служебного поведения работников, в котором установлен запрет на взяточничество. И хотя это не смогло предотвратить противоправные действия одного из работников, принятые меры все же привели к формированию негативного отношения к коррупционным практикам в коллективе. В результате суд вынес решение о прекращении дела 6 .

      Что обязательно нужно учесть для нейтрализации рисков привлечения компании к ответственности?

      Каждая организация вправе построить систему антикоррупционного комплаенса по-своему, но есть несколько моментов, на которые обязательно нужно обратить внимание.

      • Не стоит ограничиваться полумерами: независимо от размера организации необходимо сделать все возможное для противодействия коррупции.
      • Антикоррупционные локальные нормативные акты, регламенты и политики должны быть утверждены в соответствии с корпоративными процедурами, предусмотренными учредительными документами компании.
      • Важно предусмотреть практически реализуемые механизмы внедрения антикоррупционной политики.
      • Комплаенс-программы не должны оставаться только на бумаге. Необходимо исполнять собственные антикоррупционные локальные акты, проводить организационные и технические мероприятия по их реализации.
      • Особое внимание надлежит уделить работе с контрагентами: внедрить в формы соглашений стандартную антикоррупционную оговорку, проводить тщательную проверку закупочных и конкурсных процедур. Для этого целесообразно использовать достижения в сфере legal tech и автоматизации комплаенс-процедур.
      • Нельзя недооценивать важность проведения антикоррупционных процедур при работе с персоналом. Они включают проверку кандидатов на вакантную должность, ознакомление нанятых работников с антикоррупционными политиками и регламентами компании, системный контроль за этичным и законопослушным поведением сотрудников.

      4 Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 8 мая 2015 г. по делу № 33-2947/2015.

      5 Апелляционное определение Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33а-4718/2017.

      6 Решение Сыктывкарского городского суда от 14 октября 2014 г. по делу № 12-1248/2014.

      Читайте также: