Мексика какая правовая семья

Обновлено: 30.06.2024

В настоящий период времени во всем мире существует более двухсот пятидесяти государств. Все они используют право в качестве средства регулирования общественной жизни. Так, возникает вопрос – есть ли что-то общее между всеми данными национальными правовыми семьями?

На данный вопрос предоставляет ответ сравнительный анализ правовых семей различных государств. Право государств можно классифицировать по семьям, либо группам.

Правовые семьи – это группы национальных правовых систем, обладающих сходными технико-правовыми признаками, основным из которых выступает форма права.

Правовая семья – это комплекс согласованных, взаимосвязанных и взаимодействующих правовых средств, которые регулируют отношения в обществе, а также структурных элементов, которые характеризуют уровень юридического развития того либо другого государства.

По той причине, что правовых систем большое количество, предпочтительнее исследовать характерные признаки зарубежных правовых семей, применяя классификацию, которая получила самое большее распространение и признание на международной арене.

Речь идет о классификации Рене Давида, основанной на комбинации технико-правовых и идеологических признаков систематизации:

  • романо-германской,
  • англо-саксонской,
  • религиозная (арабская),
  • обычная правовая семья.

Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др.

Исторические корни данной правовой семьи восходят к древнеримскому праву.

Ведущим источником романо-германского права является нормативно-правовой акт, а если говорить более точно – закон. Закон обладает несомненным приоритетом перед другими источниками. Система актов нормативного характера формирует основу правопорядка. Законодательство призвано регулировать все самые важные аспекты жизни.

Для романо-германской правовой семьи свойственны писаные конституции, имеющие высшую правовую силу. Нормы права в качестве общих моделей законного поведения формулируются органами исполнительной и законодательной властей. Вместе с тем удельный вес подзаконного и ведомственного нормотворчества очень велик. Суд не формирует права, он его лишь толкует и применяет.

Уже после, на правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность реализации данных общих норм права в конкретных административных и судебных решениях, что в итоге обеспечивает единообразие административной и судебной практики в масштабе всей страны.

К основным достоинствам романо-германской правовой семьи необходимо отнести четко систематизированную, непротиворечивую структуру законодательства.

К главным недостаткам – наличие пробелов и определенную оторванность от реальной жизни, так как законотворчество в объективной форме не может установить все преобразований и нюансы социальных отношений, не всегда поспевает за данными преобразованиями

Англо-саксонская правовая семья

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Эта правовая семья характеризуется следующими особенностями:

  1. базовым правовым источником признается прецедент суда (нормы поведения, которые сформулированы в их решениях по определенному делу и распространяются на аналогичные дела);
  2. главная роль в правотворчестве принадлежит суду, которой по этой причине занимает особый статус в системе органов государства;
  3. на первом мете располагаются не обязанности, а человеческие права и свободы, которые защищаются, в первую очередь, в суде;
  4. основным значением, главным образом, обладает процессуальное право, которое по большей части регулирует материальное право;
  5. отсутствуют кодифицированные правовые отрасли;
  6. нет классического разделения на частное и публичное право;
  7. широкое развитие законодательства, а правовые обычаи являются дополнительными и вспомогательными источниками;
  8. правовые доктрины, обычно, имеют исключительно прикладной и прагматический характер.

Главная особенность данной правовой семьи заключается в том, под английской доктриной в качестве главного правового источника необходимо понимать не собственно правовую науку, теоретические идеи, представления, конструкции, а комментарии судов, описания прецедентной практики, предназначенные исполнять роль практического руководства для правоведов.

Религиозная правовая семья

К религиозным правовым семьям следует отнести: индусское право (индуизм), мусульманское право (ислам), еврейское право (иудаизм), а также традиционное право Японии и Китая, которое исходит из мировоззрения конфуцианства.

Для правовых семей на религиозной основе свойственно, что право здесь представляет из себя элемент универсальной и единой системы регулирования отношений в обществе. Понимание права в религиозных семья шире, нежели в светских. Право в них регулирует все стороны человеческой жизни, а не только правовые отношения. Наиболее важным источником религиозного права выступают священные писания и божественные откровения.

Семья обычного права

Под системой традиционного (обычного) права следует понимать существующую в государствах южной, экваториальной Африки и Мадагаскаре форму регулирования отношений в обществе, которое основывается на признании государством сформировавшихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных обычаев (норм).

Обычай, как правило, признается самым древним правовым источником, известным всем правовым семьям, однако если в государствах англосаксонского и романо-германского права он исполняет только второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важнейшим регулятором отношений в обществе, в особенности за пределами городов.

Традиционное право широко распространено в государствах Дальнего Востока, Океании, Африки. При всех отличиях в исторических особенностям формирования и развития их сближает отрицание западной идеи права, исследование права как вспомогательного компонента регуляции отношений в обществе.

и последующего развития под влиянием континентального права, единством в структуре системы права и нормы права, общностью основного юридического источника права — нормативно-правового акта и принципов регулирования общественных отношений, одинаковым восприятием американского конституционного права. Всё это позволяет выделить латиноамериканское право в качестве отдельной группы смешанного типа правовой системы.

Страны Латинской Америки (Аргентина, Парагвай, Уругвай, Чили и др.) определенное время были колониями Франции, Испании, Португалии, поэтому в своем историческом развитии испытали сильное влияние их правовых систем.

В настоящее время правовые системы латиноамериканских стран близки романской группе континентального права.

Однако их нельзя вписать в романо-германский тип правовой системы, поскольку конституционное право этих стран формировалось под сильным влиянием американского права. Демократическая Конституция США стала отправной точкой конституционного развития стран Латинской Америки.

Таким образом, латиноамериканское право соединило в себе две модели права — романо-германскую (в области частного права) и англо-американскую (в области публичного права).

Правовые системы стран Латинской Америки заимствовали у ро-мано-германского типа правовой системы следующее:

1) основной источник права — нормативно-правовой акт;

2) деление права на отрасли: гражданское, уголовное и др.;

3) кодификацию отраслей права.

Кодификация права началась в XIX в. Гражданские кодексы стран Латинской Америки испытали влияние ГК Франции в разной степени. Французский оригинал положен в основу кодексов Гаити (1825 г.), Боливии (1830—1975 гг.) Доминиканской Республики (1845—1884 гг.), в меньшей степени — Мексики (1870—1884 гг., 1928—1932 гг.). Гражданский кодекс Чили 1855 г. заимствовал ряд положений ГК Франции. В целом он базировался на институтах и категориях испанского права* Его создатель Андрее Белло использовал также традиционные институты римского права и идеи немецкого ученого Савиньи.

В структурном отношении чилийский ГК более совершенен, чем французский, поэтому он служил образцом для ГК Эквадора (1860 г.), Колумбии (1873 г.), а также Венесуэлы (1862 г.) и Уругвая (1868 г.). Результатом оригинального южноамериканского законотворчества, как и ГК Чили, является Гражданский кодекс Аргентины 1867 г. Его основу составляет ряд источников:

4) делегированное правотворчество (акты правительственной власти) как важный источник права;

5) разграничение законодательной компетенции между федерацией и её субъектами в федеративных государствах (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Законодательной компетенцией наделены субъекты федерации в тех вопросах местного значения, которые не отнесены к федеральной компетенции;

6) обычай как источник права второстепенного, вспомогательного характера. Однако не во всех странах его роль одинакова. Например, в Аргентине по сравнению с Уругваем обычаю уделено больше внимания;

7) судебный прецедент, который либо слабо признаётся, либо вовсе не признаётся в качестве юридического источника права.

У англо-американского типа правовой системы (в час-пк его американской группы) заимствовано следующее:

1) в качестве конституционного образца — Конституцию США 1787 г. и закреплённая в ней республиканско-президентская форма правления. Не все признаки американской Конституции нашли воплощение в жизни этих государств. Верховенство и высшая юридическая сила конституции утвердились. Однако конституция во многих латиноамериканских странах стабильна. Например, в Венесуэле за 168 лет поменялось двенадцать конституций, в Боливии за 152 года — двадцать одна;

2) ряд конституционных институтов США. Так, взят за основу институт судебного контроля над конституционностью законов, который был дополнен только рядом специфических процедур.

3) конституционность закона. Как и в США, конституционность закона вправе проверяться любым судом;

4) принципы построения и функционирования американской судебной системы, особенно Верховного суда. Вместе с тем американская модель несколько видоизменена с учётом национальных особенностей.

Таким образом, дуализм латиноамериканского права состоит в том, что в сфере публичного права (прежде всего конституционного) за основу взята американская система, в сфере частного права (гражданского и др.) — романская.

Однако было бы неправильным считать правовые системы этой группы стран полностью лишенными национальной самобытности, игнорирующими нормы-обычаи. Тексты законов, включая и основной — конституцию, учитывают особенности национального государственно-правового развития, современное социально-экономическое положение. В Мексике, Перу, Гватемале сохранены остатки общинного землевладения. Лицо, будучи по закону собственником земли, фактически выступает представителем общины, в интересах которой, в соответствии с обычаем, используется земля.

Латиноамериканские правовые системы стремятся к интеграции друг с другом. Ведущая роль в этом процессе принадлежит Бразилии, ратующей за образование Латиноамериканского содружества наций.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Мексика, форма правления, государственное и территориальное устройство которой будет нами рассмотрено, – страна, которая находится на северной, наиболее широкой части перешейка, простирающегося к югу от границы Соединенных Штатов и соединяющего две Америки: Северную и Южную.

какая форма правления в мексике

Площадь ее составляет 1958 тысяч кв. км. Из них 5,4 тыс. кв. км приходится на острова. Мексиканские Соединенные Штаты на западном береге омываются водами Калифорнийского залива и Тихого океана, а на востоке – Карибским морем и Мексиканским заливом. Страна граничит на юге с Белизом и Гватемалой. Мексика – государство, которое является колыбелью цивилизаций Нового Света. Сегодня в нем проживет около пятой части населения Латинской Америки.

Важнейшие факты из истории Мексики

мексика форма правления

Прежде чем рассказать о том, какая форма правления в Мексике, предлагаем сначала познакомиться с основными событиями ее истории, повлиявшими на формирование территориально-государственного устройства. Территорию Мексики с давних пор населяли индейские племена (ольмеки, тольтеки, майя, ацтеки и др.), которые достигли довольно высокого уровня развития. В период с 16 по начало 19 века эта страна являлась колонией Испании. В 1821 году она получила независимость. В результате произошедшей в 1910-17 гг. буржуазно-демократической революции были созданы основы современного социального и политического устройства государства. Все эти события повлияли на то, какая форма правления в Мексике сложилась в наши дни. Это государство сегодня является аграрно-индустриальной страной. Капитализм в нем развит на среднем уровне.

Мексиканские конституции

Форма правления в Мексике закреплена в Конституции. В стране в разные периоды истории действовало всего 3 главных закона. Принятая в 1824 году Конституция учредила федеративное устройство. Указанная в ней форма правления в Мексике сохранилась неизменной и по сей день. Федеративная система США была взята за образец. В 1857 году была принята следующая конституция. Она предоставила множество гражданских и политических прав. Конституция, действующая сегодня, была принята 5 февраля 1917 г.

форма правления в мексике в настоящее время

Этот закон сохранил демократический и либеральный характер, а также существенную часть закона 1857 года. Однако в нем имеются и революционные положения. Конституция 1917 года включала в себя право на труд, принципы аграрной реформы, социальной справедливости, антиклерикализма и национализма. Согласно этому документу, должностные лица, представляющие все основные политические организации страны, были лишены права быть избранными на второй срок. Конституция 1917 г. существенно укрепила исполнительную власть в такой стране, как Мексика. Форма правления ее - президентская республика. Здесь либеральный политический режим, сочетающий в себе элементы бюрократического авторитаризма и демократии.

Правовая система

В целом правовая система такого государства, как Мексика, относится к романо-германской системе права. Она входит в ее латиноамериканскую группу, достаточно обособленную. Правовая система Мексики сформировалась, как и у множества других стран данной группы, на основе следующих четырех правовых культур: испанской, индейской, англо-американской и французской.

История развития правовой системы

Изначальная основа ее – соционормативная система индейцев, коренного населения государства. Она до сих пор отчасти сохранилась, особенно в сфере деятельности и организации сельских общин. Колонизаторам Испании пришлось признать их и санкционировать индейские доправовые и правовые нормы. В то же время колонизаторская деятельность, активно проводимая испанцами, привела к тому, что на территории Мексики утвердилась испанская правовая культура. В ее основе – традиции римского юридического мышления и римского права.

Мексика, добившись независимости в 1821 году, как и другие страны региона, начала создавать собственную правовую систему. За основу ее было взято законодательство буржуазной Франции, а не полуфеодальной Испании. Французские юристы и просветители выдвинули идею логически стройной системы права, которая оказалась созвучна настроениям мексиканской буржуазии. Форма правления в Мексике в настоящее время основана на этих нормах.

Если моделью для мексиканского частного права после получения страной независимости стало законодательство Европы, то для публичного права – Конституция США. К числу воспринятых под влиянием конституционализма Северной Америки идей относится разделение властей, федерализм, система сдержек и противовесов президентской власти и т. д. Все эти принципы, апробированные ранее в Соединенных Штатах, были отражены в первых мексиканских конституциях, после чего развиты в действующем основном законе 1917 года, в котором указана форма правления в Мексике в настоящее время.

Система законов

Как и право всех остальных латиноамериканских стран, мексиканское хорошо кодифицировано. Практически по всем главным отраслям частного и публичного права были приняты отдельные кодексы. Их систему дополняет во все большем масштабе текущее законодательство.

Что касается законов, они делятся на обыкновенные и органические, то есть те, которые принимаются по прямому предписанию Конституции. Федеративная форма правления в Мексике предполагает, что за штатами закреплены довольно большие полномочия в сфере законодательства. Они принимают свои гражданско-процессуальные, гражданские, уголовно-процессуальные и уголовные кодексы, а также финансовое и административное законодательство. Коллизионная норма, закрепленная в Мексике Конституцией 1917 года, предусматривает важное положение. Оно заключается в том, что противоречие между законом федерации и штата влечет за собой применение нормы именно федерального законодательства. Все более важную роль среди источников права в Мексике в последние десятилетия играют (как на уровне штатов, так и на уровне федерации) подзаконные акты.

Муниципальные акты – низший уровень системы. Форма правления в Мексике в 20 веке подразумевает, что муниципалитеты, согласно Конституции, должны издавать постановления о надлежащем управлении и порядке, в соответствии с нормами, принятыми законодательными органами штатов. Кроме того, они должны выпускать циркуляры, административные регламенты, а также положения общего характера, относящиеся к их компетенции.

Исполнительная власть

Главой исполнительной власти является Президент в такой стране, как Мексика. Форма правления в этом государстве федеративная. Политическая власть фактически находится в руках расположенного в г. Мехико национального правительства. Президента избирают с помощью всеобщего прямого голосования сроком на 6 лет. Кандидату должно быть как минимум 35 лет, он должен проживать в стране в течение года до выборов, а также являться урожденным мексиканцем. В случае смерти действующего президента назначаются новые выборы. Они также могут состояться из-за неспособности главы государства исполнять обязанности в течение двух первых лет президентского срока.

федеративная форма правления в мексике

Сегодня президентом Мексики является Энрике Пенья Ньето (фото его представлено выше). Он был избран в 2012 году. Президент родился в 1966 году, 20 июля, то есть сейчас ему 49 лет. Он является преемником Фелипе Кальдерона. На выборах мексиканский президент набрал около 37% голосов. До того как занять столь ответственную должность, он 6 лет (в период с 2005 по 2011 годы) являлся губернатором штата Мехико, а еще раньше (2003-04 г.) был депутатом местного парламента. Нынешний президент представляет Институционно-революционную партию.

Полномочия президента

Глава исполнительной власти обладает множеством полномочий. У него есть право законодательной инициативы, он может назначать и смещать с должности высших государственных служащих, в том числе губернаторов штатов, территорий, федеральных округов. Президент обнародует законы. Кроме того, он командует вооруженными силами.

Президент – стержневая фигура в механизме государственной власти, которая осуществляет правление в Мексике. Ему принадлежит, среди прочих, и право вето. Однако оно не получило распространения в этом государстве, так как в системе связей Президента и Конгресса, сложившейся фактически, первый может держать под контролем весь законодательный процесс, хотя форма государственного правления Мексики этого не подразумевает. К полномочиям президента относится введение чрезвычайного положения в стране, приостановка действия различных конституционных гарантий, а также он может вмешиваться во внутренние дела мексиканских штатов. В случаях, указанных в Конституции, он имеет право издавать декреты, которые имеют силу закона. Он также может осуществлять это право согласно данным ему Конгрессом полномочиям.

Федеральная администрация

Осуществление исполнительной власти президентом происходит через федеральную администрацию. Она действует на основе Органического закона, издаваемого Конгрессом. К федеральной администрации относятся министерства, возглавляемые министрами (государственными секретарями), а также административные департаменты.

О чем еще нужно рассказать, раскрывая тему "Форма правления и территориально-государственное устройство Мексики"? Все приказы, решения, декреты и постановления Президента должны быть подписаны соответствующей главой административного департамента или государственным секретарем, к ведению которого относится этот вопрос. Иначе они не подлежат исполнению. Главы административных департаментов и госсекретари при открытии сессии Конгресса должны предоставлять Президенту отчет о делах в своих ведомствах. Кабинет представлен 19-ю государственными управлениями: иностранных дел, внутренних дел, военно-морского флота, обороны, энергетики и горной промышленности, финансов, связи и транспорта, сельского хозяйства и водных ресурсов, труда и соцобеспечения, образования, аграрной реформы, президентского управления, туризма, здравоохранения, юстиции, рыбного хозяйства, а также контрольно-финансового управления.

Мы рассказали об исполнительной власти. Вы узнали также о том, как формы государственного устройства и правления в Мексике менялись на протяжении истории. Перейдем теперь к рассмотрению законодательной власти в этой стране.

Законодательная власть

мексика форма правления и государственное устройство

Ею облечен, согласно Конституции, Национальный конгресс, состоящий из двух палат. Нижняя, или палата депутатов (на фото выше), представлена 500 членами. Депутаты избираются на срок в 3 года согласно всеобщему избирательному праву. От каждых 250 тыс. человек или его части, превышающей 125 тыс., имеется по одному депутату. 300 из них (всего их, как мы уже говорили, 500) выбираются по одномандатным округам, другие 200 – по принципу пропорционального представительства.

форма правления и территориальное устройство мексики

На фото выше представлено здание Сената, расположенное в столице страны, городе Мехико. Сенат - это Верхняя палата. Она представлена 128 членами. Их выбирают по 4 от каждого штата, а также федерального столичного округа. Выборы происходят с помощью прямого всеобщего голосования. Депутаты получают полномочия сроком на 6 лет. При этом каждые 6 лет происходит полная ротация депутатов Сената в такой стране, как Мексика, республиканская форма правления которой подразумевает, что органы государственной власти должны избираться или назначаться на определенный срок.

После реформы 1993 года оппозиционным партиям предоставлено не менее четверти всех мест в сенате. Каждый год происходит сбор конгресса на сессию. Она проводится в период с 1 сентября по 31 декабря. Законодательные полномочия во время перерыва в деятельности парламента принадлежат постоянной комиссии. В ее назначении участвуют обе палаты.

Партийное представительство

Государственная форма правления в Мексике подразумевает, что, согласно Конституции, перевыборы на любые государственные посты запрещаются, включая и обе палаты Конгресса. В Мексике в 1993 г. приняли поправку к Конституции. Согласно ей, "пункт подчиненности" должен быть исключен. В соответствии с ним, если партия наберет по всей стране 35% голосов, ей автоматически предоставляется большинство мест. Данная поправка не позволяет какой бы то ни было партии получить в Нижней палате более 315 мест. Кстати, поправки к основному закону страны принимаются только в случае, если они получают одобрение как минимум 325 депутатов. Это значит, что ни одна из партий не может это сделать сама по себе.

Исполнительная власть контролировалась конгрессом лишь в теории вплоть до 1990-х годов. В действительности же власть президента была практически абсолютна. Это происходило потому, что Институционно-революционная партия (ИРП), правившая в то время, владела абсолютным большинством мест в обеих палатах. В июле 1997 года были проведены промежуточные выборы, которые лишили ИРП этой привилегии. Тем не менее большинство мест в сенате сохранилось за этой партией. После состоявшихся в 2000 году выборов ни у одной из партий нет большинства в Конгрессе.

Принятие законов

Любые проекты декретов и законов, обсуждение которых не относится к исключительной компетенции Верхней или Нижней Палаты, обсуждаются последовательно в каждой из них. Законопроект, одобренный той, в которую он первоначально был внесен, затем направляется в другую для обсуждения. Если его одобрит другая палата, он дается исполнительной власти. Та, при отсутствии возражений, сразу же его опубликовывает. Проект декрета или закона, частично или полностью отклоненный исполнительной властью, возвращается с замечаниями в соответствующую палату, ту, откуда он исходил. Затем процедура повторяется. Проект станет декретом или законом, если ему удастся набрать 2/3 числа голосов в каждой из палат. После этого исполнительная власть его публикует.

Если проект был отклонен одной из палат, он возвращается с соответствующими замечаниями в ту, от которой он исходил. Если он принимается после повторного обсуждения абсолютным большинством членов, то возвращается в отклонившую его палату. Та вновь рассматривает этот проект и, одобрив его этим же большинством голосов, предоставляет его исполнительной власти. Если же проект вновь не одобряется палатой, его нельзя снова внести в течение одной сессии.

Система судебной власти

Продолжаем характеризовать такую страну, как Мексика. Форма правления и государственное устройство ее были нами рассмотрены. Осталось рассказать лишь о судебной системе. Она разделена в Мексике на суды штатов и федеральные суды. Они применяют соответственно местное и федеральное законодательство. Верховный суд стоит во главе федеральной судебной системы. В его составе – 21 судьи. Они назначаются на срок 6 лет президентом, с согласия сената. Верховный суд обладает административной и судебной властью над нижестоящими органами системы. Существуют выездные окружные (12), унитарные выездные окружные (всего 9) и окружные (всего 68) суды.

форма правления в мексике

Высшим судом в стране является Верховный суд Республики. В его состав входит 21 основной член и 5 дополнительных. Он действует в составе Палат или Пленума. Дополнительные члены этого суда участвуют в деятельности Пленума только тогда, когда они замещают представителей Верховного суда. Последний из своего состава ежегодно избирает председателя, которого можно переизбирать.

Президент Республики назначает членов Верховного суда. Их кандидатуры также должны быть одобрены Палатой сенаторов. Кстати, если решение не было принято в определенный срок, это приравнивается к одобрению.

Районные и окружные суды формирует Верховный суд Республики. В течение четырех лет судьи должны исполнять свои обязанности. В случае повышения в должности или переизбрания они могут быть смещены с постов лишь в порядке политического суда (импичмента). Верховный суд Республики, кроме того, назначает дополнительных районных или окружных судей. Они должны помогать присяжным или судам, которые перегружены делами.

Итак, мы вкратце охарактеризовали такую страну, как Мексика. Форма правления в этой стране, а также ее государственно-территориальное устройство в общих чертах были рассмотрены. Надеемся, эта информация вам пригодится. Форма правления и территориальное устройство Мексики - темы, раскрывать которые можно достаточно долго. Мы постарались представить лишь самую важную информацию по этим вопросам.

Становление правовой системы Мексики (Историко-правовой аспект)

В современном мире в связи с информационной и научно-технической революцией, а также бурными социально-политическими изменениями, значительно усложнилось право, и увеличился сам объем правового регулирования. В этих условиях для законодателей и юристов-практиков различных государств становится все более необходимым использовать правовой опыт зарубежных стран, обращаться к приемам и методам сравнительного правоведения. Такая потребность использовать опыт других стран проявляется не только в рамках отдельных правовых семей, но и в глобальном масштабе. Это тем более актуально, что в XX веке значительно возросло число государств, и соответственно и сложившихся в них правовых систем.

Развитие права в современных условиях требует, с одной стороны, знания и использования зарубежного законодательства, а с другой стороны, разработки собственных юридических конструкций, которые отражают правовую действительность той или иной страны.

Глубокие политические преобразования, которые произошли в России, сделали необходимой и неизбежной реформу ее правовой системы. Стало целесообразным обращение к богатому юридическому опыту зарубежных стран Запада.

Правовая жизнь Мексики, которая мало известна юридической общественности нашей страны, открывает широкий простор для юридических исследований сравнительно-правового и историко-правового характера. Право Мексики представляет несомненный интерес для российских юристов, которые могут найти в мексиканском опыте целый ряд политико-правовых конструкций, полезных для разработки нового законодательства.

Относительная политическая стабильность независимой Мексики создала благоприятные условия для закрепления преемственности и устойчивости в праве. Огромное воздействие на правовую жизнь не только Мексики, но и значительную часть стран Латинской Америки оказала мексиканская Конституция 1917 года, которая создала политико-правовую основу, исключающую возможность военных переворотов и узурпации власти.

Либерально-демократический характер мексиканской Конституции определил прогрессивную направленность всей системы мексиканского законодательства, что особенно проявилось в области земельного и трудового права, а также системе юстиции.

Несмотря на всю значимость мексиканского опыта правового развития, правовая система Мексики остается практически не изученной в российской юридической литературе. Поэтому комплексное его исследование представляется весьма актуальным. Способствуя развитию сравнительно-правовых исследований, оно позволяет определить место этой правовой системы на правовой карте мира, глубже понять правовую культуру латиноамериканского континента.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым в российской юридической литературе монографическим исследованием эволюции правовой системы Мексики, несмотря на то, что эта система сформировалась уже более 150 лет назад и прошла большой путь развития. Наша юридическая латиноамериканистика ограничивается исследованием либо отдельных аспектов мексиканской правовой системы (главным образом конституционных и государственно-правовых основ этой системы), либо рассматривает ее в контексте латиноамериканской правовой семьи.

Цели и задачи исследования состоят в том, чтобы:

Показать наиболее общие черты и особенности исторических корней мексиканской правовой системы, определить роль колониального права в процессе формирования собственной национальной системы права.

Раскрыть глубокую противоречивость и сложность процессов формирования нормативной базы в период борьбы за независимость.

Определить основополагающие элементы современной правовой системы Мексики, их основные характеристики путем выделения общих и отличительных черт.

На защиту выносятся следующие положения:

Современное мексиканское право восходит к римскому, средневековому испанскому и в некоторой степени доколониальному индейскому праву.

Специфика правовой системы Мексики, как и других латиноамериканских стран, состоит в том, что эта система выросла на фундаменте колониального права. Это право испытало влияние двух нормативно-правовых блоков: законов Испании (право Метрополии) и собственно колониального права, разрабатывавшегося в Новой Испании в течение 300 лет исходя из потребностей самого колониального общества. Многие памятники испанского средневекового права были использованы в процессе формирования национальной правовой системы Мексики.

Характерной чертой мексиканского, как и вообще латиноамериканского права, было длительное использование (вплоть до II половины XIX века) таких средневековых сборников права, как Партиды, Фуэро Хузго, Новый свод законов и т. д.

Решающую роль в процессе создания мексиканской правовой системы сыграли передовые идеи XVIII и XIX веков: естественно-правовые теории, позитивизм, особенно нормативизм Г. Кельзена.

История права Мексики еще в колониальный период отразила чрезвычайную остроту земельного вопроса. В эволюции мексиканской правовой системы проявилась борьба консервативных и либеральных сил по поводу статуса эхидального и частного землевладения. В условиях аграрной страны, какой была Мексика, победа частного землевладения предопределила направленной развития права.

Становление правовой системы Мексики было особенно связано с разработкой и принятием конституций, которые в Мексике, в отличие от других латиноамериканских стран, отличались стабильностью.

В мексиканской правовой системе Конституция играет первостепенную роль. И в XX веке с принятием ныне действующей Конституции 1917 года, она стала для мексиканских юристов своего рода правовым фетишем.

Правовую доктрину и юридическую практику Мексики отличает доскональная разработка проблем соотношения конституционного и текущего законодательства, принципов его классификации.

Значительную роль в применении законодательства играют судебные органы, которые наделены в Мексике, как и в большинстве других

латиноамериканских стран, широкими полномочиями по защите конституционных прав частных лиц и государственных органов.

10. Мексиканская правовая доктрина, в отличие от стран континентальной
Европы, допускает использование в определенных пределах и в особых
обстоятельствах судебной практики в качестве источника права.

11. Под влиянием американского федерализма в Мексике сложилась
двухуровневая система: общефедеральная и правовая система штатов.

Методологической основой диссертации явились как общие, так и специальные методы исследования права: историко-правовой, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Историко-правовой метод применяется для выявления истоков мексиканского права, а также правовых традиций, которые придают особенность и индивидуальность правовой системе Мексики. Применение формально-юридического метода вызвано необходимостью "технического" анализа позитивного права. Сравнительно-правовой метод открывает возможности для выявления места мексиканской правовой системы на правовой карте мира и прежде всего используется для характеристики специфических черт мексиканского права.

Информационную базу диссертационной работы составили нормативные

акты Испании и Мексики колониального периода, новейшие мексиканские законодательные источники, в том числе Конституция 1917 года Мексики, монографические работы и научные статьи ученых России, стран Восточной и Западной Европы, а также латиноамериканского континента.

Научное и практическое значение диссертации заключается в следующем: содержащиеся в ней выводы и материалы могут быть использованы, во-первых, в дальнейшем исследовании государственно-правовых проблем латиноамериканских стран; во-вторых, в учебном процессе при преподавании курсов по теории и истории государства и права, а также конституционного права зарубежных стран, спецкурсов по сравнительному правоведению.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Категория "правовой системы" в современной компаративистике

Термин "правовая система" в юридической науке употребляется в нескольких значениях. Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач необходимо, прежде всего, рассмотреть следующие.

В самом узком - правовая система понимается как право определенного государства, и терминологически она обозначается как "национальная правовая система" .

И в самом широком своем значении - как совокупность национальных систем, которые объединяют общность происхождения, источников права, основных правовых понятий, методов и способов развития . Правовая система во втором значении более тесно связана с компаративистикой, в которой используется самая разнообразная терминология. Одним из распространенных терминов является "правовая семья".

Термин "правовая система" в значении "национальной правовой системы" в литературе конца XIX - нач. ХХ-го столетия применялся сравнительно редко и скорее как синоним права или законодательства. Сегодня в зарубежной литературе, в том числе и мексиканской, категория "правовая система" в контексте национального права не исследуется. В этом значении применяются категории "право", "система права", "структура права", "схема права"3.

В отечественной литературе, начиная с середины XX века, данная категория интенсивно разрабатывается, и в настоящее время она прочно вошла в научный оборот4, закрепилась в юридической практике и в законодательных актах

Диапазон применения категории "правовая система" в теоретических исследованиях является еще более широким.

Так, А.Х. Саидов полагает, что для понимания правовой системы ключевыми являются категории "правопонимание", "правотворчество", и "правоприменение" .

В свою очередь Ю.А. Тихомиров в своей книге "Курс сравнительного правоведения" определяет содержание этой категории следующим образом: "Правовая система государства есть структурно организованный нормативный массив, ориентированный, формируемый и действующий на основе общих принципов" . По мнению Ю.А. Тихомирова, элементами, составляющими правовую систему, являются: 1) цели права; 2) принципы построения; 3) порядок правотворчества 4) законы; 5) подзаконные акты; о) акты местного самоуправления; 7) одобренные международно-правовые связи и соотношения.

Такое узкое нормативное понимание правовой системы, на наш взгляд, не дает полного представления об этом феномене. Оно фактически отождествляет понятие правовая система с понятием "система позитивного права" .

В современной отечественной литературе существует мнение об "условности" и "во многом случайности" словосочетания "правовая система", которым "пытаются подменить общее понятие права4.

Так, академик РАН B.C. Нерсесянц отмечает, что ". трактовки "правовой системы" в качестве какого-то нового правового понятия . по существу означают подмену общего понятия права неким довольно условным словосочетанием "правовая система"5. Такая точка зрения, безусловно, имеет под собой основания, но она с неизбежностью влечет за собой упрощенное толкование многомерной правовой действительности. Точка зрения, высказанная B.C. Нерсесянцем, не является общепринятой. Так на наш взгляд, более убедительным представляется понимание "правовой системы" Г.И. Муромцевым. Правовую систему Г.И. Муромцев определяет как "научную категорию, дающую многомерное отражение правовой действительности конкретного государства на ее идеологическом, нормативном, институциональном и социологическом уровнях"1. Представляя право как многоуровневое системное образование, Г.И. Муромцев отмечает, что категория "правовая система" отражает наиболее высокий уровень абстракции" среди прочих категорий (таких как система права, система законодательства, система источников права и т.д.), характеризующих право как системное явление. По мнению Г.И. Муромцева, правовая система включает в себя следующие разнородные элементы: 1) доктринально-философский, или идеологический (правопонимание, понятия и категории права и т.д.); 2) нормативный, т.е. совокупность действующих в обществе правовых норм; 3) институционный, т.е. юридические учреждения - правотворческие и правоприменительные и 4) социологический, т.е. правоотношения, применение права, юридическая практика3.

Источники кастильского права, действовавшие на территории Новой Испании

Испанское феодальное право не было предметом специального изучения отечественных историков права советского периода1. В своих трудах они рассматривали, главным образом, политическую историю, а не становление своеобразной и сложной системы испанского права. Иная картина сложилась в зарубежной, особенно испанской историко-правовой литературе, где кастильскому, арагонскому и другим ветвям испанского права уделялось значительное внимание. В частности, испанскими юристами были предложены различные периодизации истории писаного права, которые обычно включают в себя и те периоды, которые нельзя считать собственно испанскими.

Так, испанский историк права Отс Капдеки делит историю испанского права на следующие периоды:

1) Античная эпоха (La Edad Antiqua). Она включает в себя период появления первых свидетельств историко-юридического характера до падения Западной Римской Империи (V в.).

2) Средние века (La Edad Media). Включает в себя времена падения Западной Римской Империи и до открытия Америки (1492 г).

Для последнего периода характерно существование на территории Испании двух государств: вестготов и испано-римлян, а в связи с этим - двух правовых систем: право вестготов (Codigo de Eurico) и право испано-римлян (Codigo de Alarico)3.

Для первой половины этого периода (La alta Edad Media)xapaKTepHO преимущественное применение германского права, что отражено в правовых источниках той эпохи; превосходство обычаев как источников права над законами и господство местного права (картас пуэблас и муниципальное фуэрос). Вторая половина этой эпохи (La baja Edad Media) характеризуется рецепцией римского классического права эпохи Юстиниана, что было характерно для всех стран Центральной и Западной Европы. Также в этот период происходит создание нового канонического права на базе декрета Грациана и декретов Грегория IX.

3) Современный период (La Edad Moderne) (XV-XVIII вв.), по мнению Оте Капдеки, может считаться периодом формирования собственно национального права. Для него характерна унификация правовой системы путем создания нового национального права, а также экспансия кастильского права.

Наиболее интересна в этот период проекция кастильского права на территории Индий и создание на этих территориях собственных систем права.

На момент открытия Америки в самой Испании еще не сложилась собственная национальная правовая система. Это объясняется отсутствием государственного единства. Объединенные королевства на ее территории располагали каждое своей собственной правовой системой. Так, на территории Кастилии действовали нормы кастильского права, Арагоны - арагонского права, Каталонии - каталонского, Валенсии - валенского и т.д.2

Эволюция мексиканской правовой мысли

Доколониальный период социальной истории народов современной Мексики отмечен значительным вкладом в мировую культуру (цивилизации майа, ацтеков и др.) и характеризуется преобладанием теократической политической идеологии над наивно-реалистическим восприятием окружающего мира основной массы общинников-землевладельцев и скотоводов.

Для колониального периода характерно искусственное прекращение естественноисторической эволюции народов этого региона, насильственным насаждением догматов христианской веры и культа. Этому периоду свойственно варварское уничтожение памятников древней религии и культуры и насильственное обращение индейцев в католическую веру. В духовной жизни господствовал католицизм и схоластика, которым в Европе уже противопоставлялись идеи веротерпимости и гуманизма. Со второй половины XVIII в. на континент наконец проникают протестантские, а также атеистические идеи, подготовившие почву для обновления философской и политической проблематики и выдвижения идеалов свободы и национальной независимости.

В своих трудах они отстаивали право философии на самостоятельное по отношению к теологии существование.

По мнению мексиканских теоретиков того времени, в качестве средства процветания должно было выступить право, что обусловило значительный расцвет юридического мировоззрения во второй половине XIX в. Научная задача правоведения сводилась к отработке приемов и способов работы с позитивным правом, дабы придать ему большую эффективность. Обоснованию этой цели как нельзя лучше отвечала философия позитивизма.

Страны Латинской Америки – Аргентина, Парагвай, Уругвай, Чили – бывшие колонии Франции, Испании, Португалии. Правовые системы этих стран близки к группе континентального права (больше к романской). Однако их нельзя полностью вписать в Романо-германский тип правовой системы, поскольку конституционное право этих стран формировалось под сильным влиянием американского права. Конституция США стала отправной точкой конституционного развития стран Латинской Америки. Поэтому, в отрасли частного права заимствована модель Романо-германской правовой системы, в области публичного права – заимствована модель англосаксонского общего права.

Становление и развитие латиноамериканской правовой система (на примере Мексики)

Правовая система Мексики отражает типичные черты истории латиноамериканского права в XIXи вв. и непосредственно связана с падением бывших испанских и португальских колониальных империй в Америке.

В научной юридической литературе до сих пор разворачиваются дискуссии об исторических корнях современного латиноамериканского права. В соответствии с этим особое внимание уделяется двум основным научным школам, работающим в данном направлении:

- концепции соционормативных систем доколумбовской эпохи.

2) Другие, напротив, говорили о значительном вкладе индейских народов в латиноамериканскую культуру, экономическую, политическую и правовую жизнь. Подчеркивают большое значение соционормативных систем доколумбовской эпохи для формирования национального права.

Именно с тем вопросом, кто же повлиял на формирование латиноамериканской правовой системы, и связана проблема места латиноамериканского права в общей системе правовых семей.

Одни юристы относят ЛАПС (право Мексики) к Романо-германской группе континентальной системы права (РГПС). – Вигмор, Армижон, Нольде, Вольф.

Другие, выделяют ЛАПС в самостоятельную группу, занимающую особое место в классификации правовых систем мира. – Бевилаке, Пас.

Сошлись на авторитетном мнении Р. Давида, который высказывает мнение о том, что ЛАПС хотя и принадлежит по своей структуре и общим чертам к РГПС, заслуживает того, чтобы быть выделенным в рамках этой семьи в отдельную группу, поскольку оно обладает некоторыми особыми чертами, не характерными для других стран РГПС. Эта позиция является компромиссной и наиболее приемлемой.

Современная правовая система Мексики (как пример ЛАПС) восприняла структуру источников права, унаследованную еще из колониального права, но впитала при этом идеи школы естественного права и французские доктрины источников права.

Мексиканское публичное право

Важнейшим источником права в Мексике является закон, который с момента провозглашения независимости становится основной формой права и инструментом создания новой национальной правовой системы.

Законодательные источники права в Мексиканской правовой системе представляют собой следующую иерархическую структуру:

- конституция Мексиканских Соединенных Штатов

Главным в правовой системе Мексики является также осуществление кодификационных работ, создание по основным отраслям публичного и частного права единых кодексов. Кодификация законодательства заложила основу для формирования национальных правовых систем в Латинской Америке. Идея о необходимости кодификации в XIXв. получила сильный импульс под влиянием французских просветителей и юристов, а также положений буржуазного либерализма. Главным кодексом, который повлиял на традиции ЛАПС является кодекс Наполеона (1804 г.).

Мексиканское частное право

Данное право формировалось также под влиянием французского гражданского кодекса (1804 г.) и торгового кодекса (1807 г.).

Первый ГК Мексики был принят в 1870 г. и во многом воспроизводил одновременного ГК и ГПК Франции.

В начале XXв. в правовой системе Мексики в отношении частного права происходят изменения. В 1932 г. принимается новый ГК, который занимает особое место среди латиноамериканских гражданских кодексов. Надо заметить, что принятие ГК в других латиноамериканских республиках дело редкое.

В Латинской Америке еще до завоевания независимости была воспринята идея деления частного права на гражданское и торговое право (проблема дуализма в частном праве) (1884 г.). В настоящее время большинство мексиканских юристов считает, что дуализм частного права не имеет практического смысла и ведет поиски наиболее приемлемых форм унификации основных гражданско-правовых и торгово-правовых институтов.

До сих пор все законодательство меняется.

Источники права: основной источник – закон; обычай – имеет второстепенный характер, но есть исключения в Аргентине – обычаю уделено большое внимание; судебный прецедент – практически не признается источником права

Деление права на отрасли (гражданское, криминалистика и пр.).

Разграничение законодательной компетенции между федерацией и ее субъектами в федеральных государствах (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Субъекты федерации наделены компетенцией по вопросам местного значения, которые не отнесены к федеральной компетенции.

Хоть и закреплен конституционный образец (Конституция США 1787 г.), но не во всех латиноамериканских странах стабильная обстановка (например, в Венесуэле Конституция менялась 20 раз за 168 лет существования страны; в Боливии за 152 года – 21 конституция).

Схожие с учетом национальных особенностей принципы построения и функционирования американских судов, особенно Верховного суда.

Таким образом, в латиноамериканских странах происходит своего рода дуализм преемственности той или иной правовой системы: в сфере публичного права – американская система; в сфере частного – романская система права.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: