Медаль русской православной церкви патриаршая благодарность какие льготы дает

Обновлено: 02.07.2024

Русская православная церковь, не являясь структурным элементом государства, оказывает на него влияние. В свою очередь государственные институты часто взаимодействуют с духовенством, и оно принимает во внимание действия государства. Эта взаимосвязь имеет место потому, что Синод, приходы, правительство, ведомства находятся на территории одного государства и поэтому обречены к взаимодействию друг с другом.

Русская православная церковь (РПЦ), действующая в духовной сфере и аппарат власти, занимающийся делами земными, в отдельных моментах очень похожи. И церковь, и государство являются структурами иерархичными, есть лидеры (патриарх, президент), руководители в определенных направлениях (митрополиты, министры), начальники среднего и низшего звена (епископы, главы администраций, мэры). Внизу этой пирамиды власти находятся рядовые граждане и паства.

Обе эти сложные структуры должны каким-то образом регулироваться. Должно осуществляться движение в карьере чиновников и стимулироваться деятельность простых граждан. Одним из рычагов этого регулирования в любом государстве является наградная система. Церковь, выполняя очень важную функцию нравственного воспитания людей, защиты общества от порочных явлений, поддержки культуры, поощряет священнослужителей и мирян за их подвижническую работу, которая порой осуществляется в крайне неблагоприятных, а иногда опасных условиях.

Анализ государственной и церковной наградных систем показывает их близость. Высшей церковной и высшей государственной наградой являются одноименные ордена святого апостола Андрея Первозванного. Как государственный институт наград, так и церковных имеют высшую группу наград - ордена, которым сопутствуют медали. И государственные и церковные награды выдаются в некоторых случаях за одинаковые заслуги (например, в области культуры). Некоторые церковные награды могут быть даны лицам не духовного звания и наоборот, государство может наградить священника.

Награды государства многочисленны и, как показывает история России, уже в значительной мере девальвированы. Ордена и медали РПЦ появились в основном по 2-й половине XX века, жалуются весьма скупо и число их мало.

Ордена и медали Русской Православной Церкви


Цепь ордена св. Апостола Андрея Первозванного

Естественным отличием церковных наград от светских являются названия. Все они носят имена православных святых. В многонациональном государстве, где существуют несколько религиозных конфессий, в наименовании орденов и медалей в их форме, как правило, учитывают религиозные чувства граждан. О наградной системе Российской Федерации этого не скажешь.

Базовым символом орденов и медалей православной церкви является крест (андреевский, простой четырехконечный или четырехконечный слегка вытянутый вниз).

РПЦ в своих орденах и медалях отражает свою миротворческую роль. Эти награды не выдаются за участие священнослужителей в боевых действиях, хотя церковь не отрицает своей роли в деле защиты Отечества. Традиционно еще со времен Павла I, подвиги священников на поле брани отмечались государственными наградами. В советское время этой проблемы естественно не было. В настоящее время, когда в российской армии вновь вводят институт военных священников, вопрос о награждении их церковными знаками отличия ставится на повестку дня.

В отличие от светской наградной системы, где почти все наградные знаки имеют ленты определенных цветов и крепятся на колодках, большинство церковных орденов и медалей лент не имеют, а колодки же отдельных церковных наград украшены не лентами, а православной символикой (восьмиконечным крестом, треугольником с «всевидящим оком). В повседневной жизни награжденные знаками отличия государства не носят сами награды, заменяя их стройными рядами прямоугольных колодок, цвета лент, которых соответствуют орденам и медалям.

Церковнослужители, получившие наградные знаки из рук патриарха, как правило, носят их на одежде в торжественных случаях, если же награды снимаются, то заменяющие их символы не надевают, поскольку эта замена в церковной системе наград, очевидно, не предусмотрена.

Поддерживая традицию наградного дела России, церковные ордена представляют из себя не только кресты с ликами святых, но и восьмиконечные звезды, которые порой обсыпаны искусственными драгоценными камнями. Однако есть и отступление от традиции. Орденские звезды всегда указывали на высшие степени ордена (первую или вторую). Знаками же ордена считались звезда, крест и лента.

В современных церковных наградах звезды иногда сами выполняют роль соответствующей степени. Церковный орден сейчас это либо знак, степени которого представлены только крестами без звезд, либо только звездообразными символами, либо восьмиконечными звездами без сопутствующих крестов и крестом в качестве низшей степени (орден святого равноапостольного Великого князя Владимира).

Если иметь в виду эстетическую ценность церковных орденов и медалей, то следует отметить, что, к сожалению, не все они равноценны. Не очень удачно выполнен орден преподобного Сергия Радонежского, напоминающий скорее какой-то значок, а не награду. Не лучше дело обстоит с медалью этого ордена, а также с медалью ордена Святого благоверного князя Московского Даниила. Они похожи на брелки с невыразительными изображениями ликов святых.

Превосходно сделаны ордена Святого апостола Андрея Первозванного, святого благоверного князя Московского Даниила, святого равноапостольного князя Владимира и Святой равноапостольной Великой княгини Ольги.

Одни исследователи наград РПЦ считают, что церковные ордена и медали были учреждены после Великой Отечественной войны, другие говорят о времени горбачевской перестройки. Действительно, основная группа наград появилась в конце 80-х годов, но еще в XIX веке статус церковного ордена имел наперсный крест, которым награждали заслуженных иереев за долголетнее беспорочное служение.

Если привести церковные ордена и медали в определенный порядок, то получится довольно стройная система высших духовных наград.

1. Высшая награда РПЦ - орден Святого апостола Андрея Первозванного.

Ордена и медали Русской Православной Церкви


Звезда ордена св. Апостола Андрея Первозванного

Эта одностепенная награда учреждена в честь одного из первых проповедников-апостолов и ближайших учеников Иисуса Христа. Этот знак отличия состоит из двух частей: алмазной звезды, которую носят на груди справа, и знака ордена на ленте. Ленту надевают через левое плечо, а знак располагается под звездой. Орден выполнен из серебра с позолотой и украшен искусственными драгоценными камнями.

2. Орден Святого равноапостольного великого князя Владимира основан в честь выдающегося деятеля Древней Руси, главным делом которого было принятие Киевской Русью христианства как государственной религии и крещение населения.

Ордена и медали Русской Православной Церкви


Орден св. равноапостольного великого князя Владимира 1 степени

Награда многостепенная. Первая степень представляет собой выпуклую, штампованную, восьмиконечную золотую звезду, лучи которой, чередуясь, имитируют крест. Вторая степень представлена такой же, но серебряной звездой.

Третья - красный эмалевый крест. Орденом этим награждают духовных лиц за многолетнее служение в священном сане или за выдающиеся заслуги перед РПЦ. Этой наградой жалуются и церковные деятели, не имеющие священного сана - за усердную педагогическую работу в духовных школах, за ученые богословские труды или за другие заслуги, представители автокефальных (самостоятельных) православных церквей, представители инославных исповеданий.

3. Орден святого преподобного Сергия Радонежского, основан в 1978 году в честь великого русского церковного и государственного деятеля, основавшего Троицкий монастырь и внесшего большой вклад в организацию отпора Золотой Орде.

Ордена и медали Русской Православной Церкви


Орден преподобного Сергия Радонежского 1 степени

Орден многостепенный. Все три степени выполнены из серебра в виде плоских восьмиконечных звезд на прямоугольных колодках. Знак первой степени позолочен. Этим знаком отличия награждаются священнослужители за церковные и миротворческие заслуги, а также государственные и общественные деятели за укрепление мира и дружбы между народами. Вместе с орденом была учреждена одноименная медаль, представляющая собой серебряный кружок с изображением Сергия Радонежского. Медаль крепится к одежде на прямоугольной (слегка скругленной внизу) колодке с православной символикой.

4. Орден Святого благоверного князя московского Даниила учрежден в честь первого князя московской династии - сына Александра Невского, который первым начал возвышение Москвы.

Ордена и медали Русской Православной Церкви


Орден святого благоверного князя Даниила Московского 1 степени

Орден трехстепенный. Знаки 1-й и 2-й степеней выполнены из посеребренного мельхиора, украшены искусственными драгоценными камнями и эмалью. Награда представляет собой равноконечный крест, концы которого расширены. Между ними у 1-й степени арматура с церковной символикой, а у 2-й и 3-й - исходящие из центра ордена лучи. В центральном медальоне в обрамлении венка святой князь Даниил, имя которого написано на концах креста.

У ордена есть одноименная медаль, выполненная почти в той же манере, что и медаль Святого преподобного Сергия Радонежского. В отличие от этой медали, которая имеет две степени, медаль ордена Святого князя Даниила одностепенная и крепится к небольшой пятиугольной колодке.

Орденом награждают как духовных, так и светских лиц. Орден князя Московского Даниила 2-й степени Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, вручил известному шахматисту А. Карпову.

5. Женский церковный орден святой равноапостольной Великой княгини Ольги основан в честь выдающейся деятельницы Древней Руси, сумевшей укрепить границы Киевской Руси, проведшей первую налоговую реформу, наладившей тесные связи с Византией, где в столице Константинополе приняла христианство.

Ордена и медали Русской Православной Церкви


Орден святой равноапостольной княгини Ольги 1 степени

Награда трехстепенная, а во внешнем виде угадывается та же идея, которую мастера реализовали в ордене Святого Даниила. Равноконечный крест с прямыми концами и в центральном медальоне образ святой Ольги. Крест в зависимости от степени позолоченный или посеребренный и покрыт эмалью. Орден предназначен для награждения женщин-деятельниц русской православной церкви.

6. В начале 1995 года церковь учредила еще один орден - Святого мученики Трифона трех степеней.

Ордена и медали Русской Православной Церкви

7. Орден святителя Иннокентия был учрежден в Русской Церкви в 1997 году в связи с празднованием 200-летия со дня рождения угодника Божия.

Ордена и медали Русской Православной Церкви


Орден святителя Иннокентия 2 степени

Святитель Иннокентии (Вениаминов; 1797 - 1879) занимает особое место в истории русской святости. Он прошел путь от сельского приходского священника в Иркутской епархии до кафедры Московских Святителей. Апостол Сибири и Америки, он поистине пронес благовестие Божие "даже до края земли", проповедовал якутам, чукчам, эскимосам и алеутам, составил грамматику и первый словарь алеутского языка. Уже будучи митрополитом Московским, основал Православное Миссионерское общество.

8. В наградной системе Русском Православной Церкви особое место занимает орден святого благоверного царевича Димитрия, Московского и Угличского чудотворца.

Ордена и медали Русской Православной Церкви

Учрежден 29 сентября 1997 г. совместно Российским Детским Фондом и Московским Патриархатом. Согласно статуту ордена им награждаются лица, внесшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников.

Каждое представление носит индивидуальный характер, список кандидатов представляется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, который и принимает решение о награждении. Святой благоверный царевич Димитрий, злодейски убитый в Угличе 15 мая 1591 года был младшим сыном царя Иоанна Грозного. Сосланный с матерью в результате дворцовых интриг в Углич, отрок-царевич мирно жил в этом старинном русском городе, пока и здесь его не настигла рука посланных из Москвы убийц.

Изучение наград Русской православной церкви находится в начале пути. Публикаций по этой проблеме почти нет, а если и есть, то это скорее популярное представление экзотических знаков. Серьезная работа в этом направлении может идти, если будут изучены церковные архивы, текущая документация Синода, публикации в церковных изданиях, которые с большим трудом можно достать провинциальному исследователю.

Краткая характеристика церковных орденов и медалей является первым шагом в изучении довольно сложной наградной системы РПЦ, в которую, наряду с высшими наградами, входят наградные знаки, кресты, панагии, головные уборы, элементы одежды и сопровождающий чин священника атрибуты.

Изображения всех существующих орденов и медалей РПЦ можно посмотреть здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

  • повышение в сане;
  • особые элементы литургического облачения;
  • отличия при совершении богослужения.


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК НАГРАЖДЕНИЯ

1. Награды диаконов:

  • двойной орарь (не ранее чем через пять лет после хиротонии, правом награждения обладает епархиальный архиерей) – носится на левом плече поверх стихаря. Также двойным орарем может быть награжден диакон, успешно защитивший кандидатскую диссертацию по богословию;
  • сан протодиакона (для белого духовенства; не ранее чем через пять лет после награждения двойным орарем; производится указом Патриарха Московского и всея Руси);
  • камилавка (не ранее чем через пять лет после возведения в сан протодиакона; производится указом Патриарха Московского и всея Руси) – носится за богослужением, а также во время официальных и торжественных мероприятий. Цвет камилавки, установленный Положением – фиолетовый. Награжденный камилавкой протодиакон имеет право носить фиолетовую скуфью.

В сан архидиакона по должности возводят указом Патриарха старших иеродиаконов мужских монастырей (не ранее, чем через десять лет служения), а также протодиакона, возглавляющего диаконов при патриаршем служении.

2. Награды пресвитеров:


Пресвитерской богослужебно-иерархической наградой, не входящей в последовательность награждения, является особый крест доктора богословия. Право ношения докторского креста предоставляется Святейшим Патриархом пресвитерам, защитившим диссертацию на соискание степени доктора богословия, а также докторов богословия, принимающим иерейский сан. Данный крест не может быть использован в качестве второго креста.

3. Награды епископата:

  • возведение в сан архиепископа (отличие – крест на клобуке);
  • возведение в сан митрополита (отличие – белый клобук с крестом).

Кроме того, существует ряд епископских наград, не входящих в последовательность награждения. Такими наградами являются:

  • право ношения второй панагии в пределах своего канонического удела (правом ношения двух панагий обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины);
  • патриаршая панагия (независимо от выслуги лет и предшествующих наград);
  • право преднесения креста за богослужениями (для митрополитов, имеющи право ношения двух панагий; правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины в пределах своего удела).

Все награды епископата возлагаются на награжденных по инициативе и решению Патриарха.

Особенностью действующего положения о наградах является исключение из последовательной наградной системы пресвитеров возведения в сан игумена. В настоящее время чин поставления во игумена совершается над иеромонахами, архимандритами и архиереями, назначенными Священным Синодом на должности настоятелей или наместников монастырей. При поставлении во игумена вручается посох. После оставления должности звание игумена сохранятеся в память о понесенных трудах.

Указанное положение также регламентирует награды для насельниц и настоятельниц женских монастырей:

  • возведение монахини в игуменское достоинство сразу после назначения Священным Синодом на должность настоятельницы монастыря (сопровождается возложением наперсного креста и вручением посоха). В случае оставления должости игуменское достоинство в память о понесенных трудах оставляется, но теряется право ношения наперсного креста и посоха;
  • для монахинь или игумений: возложение наперсного креста или креста с украшениями в качестве пресональной награды (за особые заслуги указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; право ношения сохраняется за монахиней или игуменией пожизненно);
  • для игумений: патриарший крест (в исключительных случаях, по инициативе и указом Патриарха независимо от выслуги лет и предшествующих наград).

Читайте также: