Медаль 20 лет мировой юстиции российской федерации какие льготы

Обновлено: 02.07.2024

Несмотря на сравнительно небольшой срок существования мировой юстиции в современной России, история этого института отнюдь не нова для нашей страны. Первые мировые суды появились в Российской Империи еще в 1864 году с легкой руки Императора Всероссийского Александра II – инициатора беспрецедентных по своему масштабу либеральных реформ.

В Сибири Судебные уставы 1864 года не были введены одновременно со всей Россией из-за опасений Правительства давать отдаленному слабо контролируемому региону прогрессивные правовые нормы, а также нежелания тратить значительные средства на введение новой системы правосудия.

Таким образом, деятельности мировых судей на сибирской земле осуществлялась в более худших условиях, чем в остальной России: изначально недостаточный штат, крайне скудное финансирование, большие судебные участки и сосредоточение в руках мировых судей одновременно судебных и следовательских функций.

Тем не менее, в масштабах Российской Империи, по оценкам многих исследователей, судебная реформа 1864 года имела положительный эффект, изменив медлительность и неповоротливость российского суда в лучшую сторону.

Но, сразу после революции 1917 года советская власть институт мировых судей категорически отвергла, как противоречащий господствовавшей тогда идеологии, поскольку он устранял народных заседателей от осуществления правосудия.

С чистого листа

Воссоздание мировой юстиции в Югре, как и по всей стране, начиналось с нуля, как в части законодательного обеспечения, так и в части создания надлежащих условий для отправления правосудия на региональном уровне.

В работу включились региональные ветви исполнительной, законодательной и судебной властей. Думой автономного округа совместно с Судом автономного округа и Управлением Судебного департамента в автономном округе были проведены организационные мероприятия, направленные на принятие окружных законов, касающихся деятельности мировых судей.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра стал одним из первых субъектов Российской Федерации по созданию комплекса условий для начала деятельности мировых судей.

Следующим этапом в образовании мировой юстиции в нашем округе стало создание соответствующих материально-технических условий для работы мировых судей. На эти цели Администрацией округа совместно с окружной Думой выделялись необходимые денежные средства из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Параллельно с работой над законодательной базой и созданием материально-технических условий для работы мировых судей, предпринимались и определенные организационные меры, позволившие в кратчайшие сроки представить в Думу автономного округа кандидатуры для назначения их на должности мировых судей. Уже 14 апреля 2000 года Думой автономного округа были назначены первые мировые судьи судебных участков:

№ 2 в муниципальном образовании Березовский район;

№ 1 в муниципальном образовании Белоярский район;

№ 26 в муниципальном образовании Нефтеюганский район;

№ 34 и № 35 в муниципальном образовании город Пыть-Ях;

№ 54 в муниципальном образовании Советский район.

Для скорейшего начала функционирования всех судебных участков в округе Судом автономного округа совместно с Управлением Судебного департамента в автономном округе, председателями районных (городских) судов был осуществлен комплекс мероприятий, направленных на формирование кадрового резерва будущих мировых судей. С каждым кандидатом на должность мирового судьи проводилась большая подготовительная работа с целью определения его профессиональных и морально-волевых качеств. Изначально на сдачу квалификационного экзамена на должность мирового судьи подали заявление 136 кандидатов. По итогам рассмотрения заявлений квалификационные экзамены приняты у 92 претендентов.

Если обратиться к статистике начала 2000-х годов, можно составить представление о социальном портрете кандидатов, из которых был сформирован институт мировых судей в нашем округе:

В должности мирового судьи к концу 2000-го года в округе трудилось 25 мужчин и 35 женщин.

Безусловно, профессионализм, в том числе практический опыт работы в области юриспруденции, явился одним из основных критериев качественного отбора кандидатов на должность мирового судьи. Хотя, первым мировым судьям, конечно же, пришлось столкнуться не только с отсутствием судейского опыта работы, но и с отсутствием наработанной годами практики.

С нуля пришлось создавать и резерв работников аппаратов мировых судей – специалистов, которые должны обеспечивать качественное, полное и своевременное отправление правосудия мировыми судьями. Постановлением Президиума Правительства автономного округа от 15 сентября 2000 года № 162 утверждена первая общая штатная численность аппаратов мировых судей в количестве 253 человек.

Поскольку на этапе становления мировой юстиции не были четко определены ни правовой статут работников аппарата мирового судьи, ни порядок их зачисления в штат, подбор кадров и оформление трудовых отношений с работниками аппаратов мировых судей осуществлялись непосредственно на судебных участках. Это также позволило в максимально сжатые сроки создать на судебных участках коллективы специалистов, обеспечивающих процессуальную деятельность мирового судьи и осуществляющих ведение судебного делопроизводства.

Самое сложное, с чем пришлось столкнуться с началом деятельности мировых судей – это с их размещением на судебных участках. Для осуществления правосудия мировых судей требовалось обеспечить служебными помещениями – залами судебных заседаний, рабочими кабинетами, соответствовавшими требованиям удобства функционирования и доступности населению. Во многом данная проблема решалась благодаря главам муниципальных образований, которые, понимая важность и необходимость создания мировой юстиции в округе, оказали посильную помощь в вопросе предоставления помещений для мировых судей, проведения в них капитальных и текущих ремонтов.

В течение 2001 года на судебных участках были созданы все необходимые условия – рабочие места оборудованы оргтехникой и офисной мебелью, сейфами и металлическими шкафами для хранения судебных дел, залы судебных заседаний оснащены специальной мебелью, решен вопрос с обеспечением мировых судей служебным автотранспортом, охраной зданий и помещений, занимаемых мировыми судьями.

Об органах, координирующих деятельность мировых судей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

На первоначальном этапе развития мировой юстиции в автономном округе организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществлялось Управлением Судебного департамента в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Еще в октябре 1999 года Администрацией Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Управлением Судебного департамента в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре подписано соглашение о порядке взаимодействия в области организационного обеспечения деятельности мировых судей автономного округа. Целями соглашения, как указано в его тексте, послужили сохранение единства судебной системы и введение института мировых судей. Стороны договорились совместно осуществлять организационное обеспечение деятельности мировых судей, включающее в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия и укрепления самостоятельности мировых судей.

Впоследствии постановлением Губернатора автономного округа от 18 июля 2005 года № 95 было создано Управление по обеспечению деятельности мировых судей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которое 16 ноября 2006 года преобразовано в Департамент по вопросам юстиции Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

30 июня 2010 года, в соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 113, вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей переданы в компетенцию Департамента управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

С 2015 года Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры был реорганизован путем его присоединения к Аппарату Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, который с этого времени и по сегодняшний день осуществляет функции по обеспечению деятельности мировых судей автономного округа.

Конечно, при создании в 1999, 2000 годах в автономном округе в рекордно короткие сроки действующего механизма мировой юстиции от органов, курирующих в то время вопросы деятельности мировых судей, потребовалась колоссальная координация усилий. Однако, это не означает, что после создания мировой юстиции все проблемы были решены окончательно и бесповоротно. Для поддержания на достойном уровне условий для осуществления правосудия мировыми судьями требуется постоянно проводить комплексные мероприятия, в том числе по текущему и капитальному ремонту зданий и помещений, занимаемых мировыми судьями, по выделению дополнительных площадей размещения, по совершенствованию материально-технической базы, систем обеспечения безопасности, по организации дополнительного обучения, курсов повышения квалификации мировых судей и работников их аппаратов, по ведению судебной статистики, совершенствованию организации судебного делопроизводства и работы архива мировых судей, по информатизации деятельности мировых судей и работников их аппаратов и т.п.

Подводя итоги

Если оценивать сегодня результаты, достигнутые мировой юстицией автономного округа за прошедшие 20 лет, то без данных судебной статистики не обойтись.

Как и в остальных регионах Российской Федерации, служебная нагрузка мировых судей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по рассмотрению судебных дел всех категорий в течение всего периода своего существования значительно превышает аналогичный показатель районных (городских) судов. При этом для служебной нагрузки по рассмотрению дел мировыми судьями характерна тенденция ежегодного возрастания.

К примеру, за последние 3 года количество судебных дел и материалов, рассмотренных мировыми судьями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, составляло 289 838 дел и материалов в 2016 году, 292 720 дел и материалов – в 2017 году, 330 754 дел и материалов – в 2018 году. Аналогичный показатель для районных (городских) судов автономного округа составил 95 979 дел и материалов в 2016 году, 82 279 дел и материалов – в 2017 году и 107 188 дел и материалов – в 2018 году.

В масштабах Российской Федерации служебная нагрузка мировых судей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на примере тех же 2016–2018 годов стабильно превышает средние показатели по количеству рассмотренных судебных дел. Так, средняя нагрузка по рассмотрению судебных дел на одного мирового судью в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2016 году составила 353 дела в месяц (при среднем показателе по Российской Федерации – 246 дел), в 2017 году – 362 дела (при среднем показателе по Российской Федерации – 286 дел), в 2018 году – 405 дел (при среднем показателе по Российской Федерации – 336 дел).

За прошедшие годы институт мировых судей, в том числе и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, достаточно укрепился и занял достойное место в судебной системе Российской Федерации, повысив доступность правосудия для граждан, и тем самым разгрузил федеральные суды общей юрисдикции от значительного количества судебных дел.

Таким образом, сегодня без всяких сомнений можно утверждать, что двадцать лет, истекшие с момента создания мировой юстиции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, свидетельствуют о том, что мировая юстиция, в основу деятельности которой заложены идеи приближения правосудия к населению, оперативности разрешения конфликтов и споров, а также активного использования механизма примирения сторон, стала надежным и современным инструментом отправления правосудия.

Читайте также: