Материально бытовые условия как элемент исправления осужденных

Обновлено: 28.06.2024

Глава 3. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных

Основными средствами исправления и перевоспитания осужденных являются режим отбывания наказания, труд, воспитательная работа с лицами, отбывающими наказание, обучение.

1. Режим. Под режимом понимается урегулированный нормами права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. В психологическом отношении он представляет собой организацию всей жизни и деятельности осужденных в строгом соответствии с требованиями законов и подзаконных актов. Организация жизни и деятельности оказывает определенное воспитательное воздействие на человека, формируя у него должный стереотип поведения, необходимые привычки и качества личности.

Режим выполняет три взаимосвязанные функции:

Карательная функция режима состоит в том, что осужденный лишается свободы, изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором; кроме того, осуществляется принудительная регламентация его работы, отдыха, учебы, досуга. С точки зрения психологии, режим - это долговременный фрустратор, который лишает человека определенных благ, ограничивает удовлетворение практически всех базисных физиологических и социальных потребностей. Неудовлетворение этих потребностей неизбежно вызывает как физические, так и нравственные страдания. Ограничивая круг потребностей, режим воздействует на эмоции и волю осужденного, вызывает отрицательные психические состояния, способные удерживать его от совершения новых преступлений. В противном случае, если бы все потребности человека, подвергнутого уголовному наказанию, беспрепятственно удовлетворялись, то наказание как таковое не было бы реализовано. Однако, вызывая страдания, оно не должно оказывать пагубного влияния на здоровье и состояние психики человека.

Кара, заключенная в режиме, психологически по-разному воспринимается и переживается осужденными. Одни из них сильнее переживают ограничения в удовлетворении физиологических потребностей, другие - социальных, третьи - с одинаковой остротой страдают от ограничения тех и других.

Воспитывающая функция режима. Режим обладает самостоятельной воспитывающей функцией. В самом деле, четкий распорядок дня (время подъема, отбоя, физзарядки, развода на работу, принятия пищи и т. д.), высокая организованность жизни и быта непосредственно накладывают отпечаток на характер, поведение осужденного, дисциплинируют его, вырабатывают качества, необходимые в жизни на свободе (аккуратность, точность, исполнительность).

Обеспечивающая функция режима состоит в том, что благодаря поддержанию установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении создаются благоприятные условия для организации труда, обучения, политико-воспитательной работы, деятельности коллектива и самодеятельных организаций осужденных, а также для руководства ими со стороны администрации и воспитателей учреждения. Режим является действенным средством в борьбе с паразитизмом, тунеядством, азартными играми и другими негативными явлениями в среде осужденных, так как создает условия для постоянного контроля за их поведением, психологически принуждает осужденных точно и строго выполнять предписанные правила под угрозой применения к ним санкций (изменение условий содержания в худшую сторону путем водворения в ШИЗО и ПКТ).

2. Труд. Наряду с режимом труд является одним из важнейших средств исправления и перевоспитания осужденных. Труд осужденных выполняет воспитательную и экономическую роль.

Воспитательная роль труда состоит в том, что он предохраняет человека от деградации: он организует психику, интегрирует жизнедеятельность определенной целью, создает условия для полноценного межличностного общения. Хорошо организованный труд - мостик связи человека с обществом. Еще Ф. М. Достоевский отмечал, что арестанты без работы похожи на пауков в склянке, которые готовы поесть друг друга. Мука вынужденного сожительства ослабляется уходом человека на работу.

Производительный труд в условиях исправительного учреждения при его правильной организации способствует физическому развитию и поддержанию здоровья осужденных, развивает различные свойства личности за счет повторения (тренировки), упражнения, обучения, формирует чувство взаимной трудовой ответственности. Труд имеет также сублимирующую (замещающую) функцию, отвлекая осужденных как от угнетающих мыслей, так и от различного рода антиобщественных действий.

Труд в условиях исправительного учреждения преследует не только воспитательные, но и определенные экономические цели: труд осужденных способствует возмещению государству части расходов на содержание исправительного учреждения.

Одним из важных условий трудового перевоспитания осужденных является изготовление в процессе труда продукции, пользующейся повышенным спросом. Ряд исправительных учреждений имеют собственное высококвалифицированное и механизированное производство, на котором изготовляется сложная и пользующаяся спросом продукция. В тех учреждениях, в которых осужденные изготовляют такую продукцию, производительность их труда, коллективная сплоченность значительно выше, чем в тех учреждениях, где они заняты на второстепенных работах и где труд их организован кое-как, чтобы лишь занять свободное время.

3. Воспитательная работа с осужденными - одно из важных средств их исправления. Вся система нравственно-психологического воздействия в исправительном учреждении направлена на достижение основной цели - перевоспитать осужденных, то есть прежде всего изменить, перестроить их сознание, искоренить вредные привычки, вернуть к нормальной жизни.

Одно из основных средств психологического воздействия воспитателя на осужденного является переубеждение. Под переубеждением понимается коренная ломка и перестройка взглядов и убеждений личности, замена их другими, противоположными по содержанию. Чтобы разрушить старые взгляды и убеждения, необходимо прежде всего породить сомнения в их истинности, помочь осужденному осознать их противоречивость или несостоятельность. Если у осужденного возникли такие сомнения, то воспитателю необходимо показать ошибочность и несостоятельность его взглядов и убеждений. Однако осознание ошибочности взглядов - это только начало отказа от них. Нередко осужденный понимает ошибочность и даже вредность своих взглядов и убеждений, но окончательно отказаться от них не может: действует инертность сознания.

Переубеждение не завершается разрушением ошибочных взглядов. Решительно преодолеть их можно только заменив, вытеснив другими. Формируя у человека новые убеждения, необходимо опираться на положительное в нем, а также стараться изменить круг его общения, микросреду.

При чутком, внимательном подходе у каждого осужденного можно найти что-то хорошее, светлое. У одного - это желание не омрачать плохими известиями свою семью, у другого - глубокий интерес к технике, у третьего - любовь к музыке и т. п. Если воспитатель умело использует особенности интересов осужденного, его привязанности, переживаемые им психические состояния, опирается на то положительное, что у него есть, а также старается сблизить его с людьми иной, позитивной направленности, то успех переубеждения наиболее вероятен.

Необходимо также отметить, что психологической предпосылкой переубеждения является умение воспитателя расположить осужденного к себе, установить с ним контакт.

Одна из важнейших целей воспитательной работы - формирование у осужденных установки на исправление. Установки осужденных разнообразны, что определяет их разное отношение к уголовному наказанию, совершенному преступлению, требованиям режима отбывания наказания и воспитательным мерам.

Установку на исправление легче сформировать у осужденных, которые искренне раскаялись в совершенном преступлении, глубоко осознали свою вину. Обвиняя самого себя, а не других, человек неизбежно приходит к выводу, что ему нужно решительно изменяться.

Наибольшую трудность для воспитателя представляет формирование установки на исправление у лиц, осужденных к длительным срокам лишения свободы. Они внушают себе, что если выйдут на свободу, то проживут недолго, поэтому, мол, нечего думать о каком-то исправлении. Разрушить подобные взгляды и отношение к жизни, убедить этих людей встать на путь исправления - большое искусство воспитателя.

4. Обучение. Важным средством исправления осужденных, особенно несовершеннолетних, является воспитывающее обучение, которое предполагает постановку воспитательных целей на каждом проведенном учителем школы или преподавателем профтехучилища уроке.

Большое значение для перевоспитания осужденных в ходе их обучения имеют межпредметные связи, которые способствуют более качественному усвоению учебного материала. Значительные возможности для реализации воспитывающего обучения имеются и в профтехучилищах. Учебная программа профессиональной подготовки осужденных построена таким образом, что каждый преподаваемый предмет непосредственно связан не только с производственным обучением учащихся, но и с их деятельностью на производстве в исправительном учреждении, а также после освобождения из колонии.

Ст. 9 УИК РФ устанавливает, что и справление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Основными средствами исправления осужденных являются:

    1. установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим),
    2. воспитательная работа,
    3. общественно полезный труд,
    4. получение общего образования,
    5. профессиональное обучение,
    6. общественное воздействие.

    Средства исправления осужденных применяются с учетом

      • вида наказания,
      • характера и степени общественной опасности совершенного преступления,
      • личности осужденных и их поведения.
      Установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим)

      Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ст. 82 УИК РФ).

      Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.

      В психологическом отношении он представляет собой организацию всей жизни и деятельности осужденных в строгом соответствии с требованиями законов и подзаконных актов. Организация жизни и деятельности оказывает определенное воспитательное воздействие на человека, формируя у него должный стереотип поведения, необходимые привычки и качества личности.

      С точки зрения психологии, режим - это долговременный регулятор, который лишает человека определенных благ, ограничивает удовлетворение практически всех базисных физиологических и социальных потребностей. Неудовлетворение этих потребностей неизбежно вызывает как физические, так и нравственные страдания. Ограничивая круг потребностей, режим воздействует на эмоции и волю осужденного, вызывает отрицательные психические состояния, способные удерживать его от совершения новых преступлений.

      Режим выполняет три взаимосвязанные функции:

        • карательную;
        • воспитывающую;
        • обеспечивающую.
        Воспитательная работа

        Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы определена в ст. 109 УИК РФ.

        Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

        Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных.

        Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.

        В уголовно-исполнительном законе содержатся два принципиально важных положения:

          1. участие осужденных в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, что стимулирует их положительное поведение, результатом которого может быть применение мер поощрения вплоть до условно-досрочного освобождения;
          2. воспитательная работа должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей личности, характера и обстоятельств совершенных преступлений.

          Воспитательная работа организуется администрацией исправительных учреждений на основе детальных планов, учебно-педагогических рекомендаций и иных документов, разрабатываемых в соответствующих структурах уголовно-исполнительной системы, призванных сделать процесс воспитательного воздействия на осужденных комплексным и эффективным. В тех же целях содействие в проведении воспитательных мероприятии могут оказывать общественные объединения (ст. 23 УИК РФ).

          В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иные виды (эстетическое, экономическое и экологическое) воспитания осужденных к лишению свободы.

          Воспитательная работа проводится в трех основных формах:

          При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.

          Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными, которая проводится на основе изучения личности осужденного, с учетом обстоятельств совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и других индивидуальных особенностей, с учетом научно-методических рекомендаций, вырабатываемых психологией и педагогикой.

          Общественно полезный труд

          Трудовая деятельность осужденных выступает в качестве важного средства воспитания, поддержания порядка и дисциплины в местах лишения свободы. Труд осужденных позволяет в современных условиях нормально функционировать исправительному учреждению, обеспечивать потребности самих осужденных, помогать семьям, накопить необходимые средства для устройства после отбытия наказания.

          В УИК (гл. 14) сформулированы принципы труда осужденных к лишению свободы, к которым относятся:

            • подчинение производственной деятельности исправительных учреждении выполнению их основной задачи - исправлению осужденных;
            • обязательность труда осужденных;
            • сочетание труда и профессионального обучения осужденных.

            Перечисленные принципы закреплены как в законодательстве Российской Федерации, так и в международных актах, определяющих правила обращения с осужденными.

            Каждый осужденный обязан трудиться. Обязательность труда осужденных не распространяется на ряд категорий:

              1. осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также
              2. осужденные, являющиеся инвалидами 1 и II групп,

              привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством о труде.

              Несовершеннолетние осужденные, осужденные беременные женщины и женщины, имеющие детей, также привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством. Администрация исправительного учреждения обязана привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности.

              Можно отметить три особенности труда осужденных в исправительных учреждениях:

                • труд в исправительных учреждениях служит средством достижения специфических целей уголовного наказания, и главным образом, цели исправления осужденных, наряду с целями экономическими, социальными;
                • трудовой процесс протекает в условиях лишения свободы участников трудовой деятельности, то есть в условиях изоляции тружеников от общества и в среде себе подобных;
                • в области трудовой деятельности в условиях лишения свободы имеются определенные ограничения в отличие от трудовой деятельности лиц, находящихся на свободе. Так, осужденные не имеют права выбора рода занятий, не могут использоваться на некоторых работах, и т.д.

                В ряде случаев законодательство прямо запрещает привлекать осужденных к труду по имеющейся у них специальности. Это, прежде всего, в соответствии с приговором суда, когда осужденному назначено дополнительное наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности.

                Кроме того, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждении устанавливают виды работ, на которые запрещается привлекать осужденных:

                  1. к труду в службах, управлениях, отделах по исполнению наказания, в штабах и помещениях, где размещается персонал исправительных учреждений, находится оружие, служебная документация, множительная, радиотелеграфная, телефонная, телефаксная техника;
                  2. к труду, связанному с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых и отравляющих веществ и т. д.

                  Следует отметить, что при всем разнообразном положительном значении труда, сам по себе в отрыве от других средств исправительного воздействия труд малоэффективен и не способен поднять на должную высоту уровень общественного сознания осужденного. Это можно добиться, только сочетая все средства исправительного воздействия на осужденного с учетом особенностей его личности и характера совершенного преступления, а также с учетом его поведения в местах лишения свободы.

                  Общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы

                  Значение общеобразовательного и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что в соответствии со ст. 9 УИК РФ оно является одним из основных средств исправления осужденных.

                  Правовое регулирование общеобразовательного обучения осужденных исходит из закрепленного ст. 43 Конституции РФ права граждан на образование.

                  В исправительных учреждениях (ст. 112 УИК РФ) организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста тридцати лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения полного среднего общего образования, администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления создаются необходимые условия.

                  Осужденные старше тридцати лет, а также инвалиды 1 и II групп, получают среднее образование по их желанию.

                  По уголовно-исполнительному закону не привлекаются к общему образованию осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы. Такой подход вызван спецификой режима отбывания этого вида лишения свободы, отсутствием необходимых предпосылок для организации общеобразовательного обучения. Вместе с тем осужденным этой категории создаются не противоречащие порядку отбывания наказания условия для самообразования.

                  Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде, что создает им необходимые условия для получения образования в местах лишения свободы.

                  Получение осужденными среднего образования, как важный фактор позитивного развития личности, поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

                  В соответствии со ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии или специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

                  Не являются обязательными профессиональное образование и профессиональная подготовка для осужденных – инвалидов 1 или II групп, а также для осужденных мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет. Однако при наличии желания они могут получить необходимую им профессиональную подготовку.

                  В исправительных учреждениях функционируют два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных:

                    1. обучение в профессионально-технических училищах системы профессионально-технического образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы;
                    2. обучение на производстве исправительных учреждений.

                    Обучение в профессионально-технических училищах является основным видом профессионального обучения осужденных к лишению свободы, однако осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, в силу специфики режима содержания получают профессиональную подготовку только непосредственно на производстве.

                    Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.

                    Осужденным к лишению свободы, содержащимся в колониях-поселениях, в соответствии со ст. 129 УИК РФ разрешается заочное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах административно-территориального образования по месту нахождения колонии-поселения.

                    16.1. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных в исправительных учреждениях.

                    Организация материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы является одним из важнейших условий эффективного применения к ним средств исправления.

                    Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных представляет собой совокупность социально-правовых мер, направленных на создание условий для нормальной жизнедеятельности осужденных и удовлетворения их потребностей в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании. Налаженный быт и лечение в исправительных учреждениях оказывают существенное влияние на процесс исправления осужденных.

                    Материально-бытовое обеспечение осужденных реализуется по следующим направлениям: 1) создание необходимых жилищных и коммунально-бытовых условий; 2) обеспечение питанием; 3) снабжение вещевым имуществом. Создание необходимых жилищных и коммунально-бытовых условий является одной из главных обязанностей администрации исправительных учреждений.

                    В соответствии со ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее 2 м2, в тюрьмах – 2,5 м2, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, – 3 м2, в воспитательных колониях – 3,5 м2, в лечебных исправительных учреждениях – 3 м2, в лечебно-профилактических учреждениях УИС – 5 м2.

                    Каждому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место. Жилые помещения обеспечиваются столами, табуретками, тумбочками, бачками для питьевой воды и другим инвентарем по установленным нормам. Помещения должны отвечать правилам санитарии и гигиены, иметь отопление, достаточное естественное и искусственное (электрическое) освещение, быть радиофицированными, температура в них в холодное время должна поддерживаться не ниже 18 – 20°С. Для соблюдения осужденным чистоты и гигиены жилые помещения имеют необходимое санитарно-техническое оборудование, туалетные комнаты, раздевалки, места для хранения продуктов питания и др.

                    В целях создания нормальных коммунально-бытовых условий в жилой зоне исправительных учреждений размещаются кухня-столовая, баня, парикмахерская, прачечная с дезинфекционной камерой, мастерские по ремонту обуви и одежды, камера для хранения личных вещей, сушилка и другие коммунально-бытовые объекты.

                    Эти нормы дифференцируются в зависимости от пола и возраста осужденных и характера выполняемой работы. Такой порядок связан с разным уровнем энергозатрат человека в разном возрасте и при выполнении различных видов работ. Осужденным к лишению свободы предоставляется ежедневное трехразовое питание согласно минимальной норме. Так, в сутки им положено: хлеба ржаного – 300 г (женщинам – 200 г), хлеба пшеничного – 250 г, муки пшеничной 2-госорта – 5 г, крупы разной – 100г(женщинам – 90 г), макаронных изделий – 30 г, мяса – 90 г, рыбы – 100 г, жиров и маргарина – 35 г (женщинам – 30 г), масла растительного – 20 г, молока коровьего – 100 мл, яиц куриных – 2 шт. в неделю, сахара – 30 г, чая натурального – 1 г, соли – 20 г (женщинам – 15 г), картофеля – 550 г (женщинам – 500 г), овощей – 250 г, лаврового листа – 0,1 г, томатной пасты – 3 г, горчичного порошка – 0,2 г, муки соевой – 10 г, киселей сухих витаминизированных – 25 г или фруктов сушеных – 10 г. Осужденные, работающие на производствах с тяжелыми или вредными условиями труда, получают питание повышенной суммарной калорийности. Им полагается на 50 г больше пшеничного и ржаного хлеба, картофеля и овощей, на 40 г – мяса, на 20 г – крупы, макаронных изделий и рыбы и др.

                    На работах с вредными условиями труда, где предусматривается профилактическое питание, осужденным выдается бесплатно в дни работы дополнительно молоко либо иные продукты. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм.

                    Осужденным беременным женщинам, кормящим матерям, несовершеннолетним, а также больным создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.

                    Третьим направлением материально-бытового обеспечения осужденных в местах лишения свободы является снабжение их вещевым имуществом. Осужденные к лишению свободы обеспечиваются постельными принадлежностями, а также бельем, одеждой, обувью и другим вещевым имуществом с учетом пола и климатических условий. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются Минюстом России.

                    Осужденные обеспечиваются индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)). Так, по норме выдается на одного человека: 200 г (несовершеннолетним – 400 г) хозяйственного мыла, женщинам и несовершеннолетним также туалетного мыла соответственно 100 г и 50 г на 1 месяц, 30 г зубной пасты (порошка) на 1 месяц, 1 зубная щетка на 6 месяцев.

                    Уголовно-исполнительное законодательство гарантирует осужденным к лишению свободы минимальный объем материально-бытового обеспечения. При этом осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.

                    Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Осужденным, освобожденным от работы по болезни, осужденным беременным женщинам и осужденным кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно. Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, а также осужденным, являющимся инвалидами I или II группы, питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно.

                    Кроме того, УИК РФ предусматривает возможность получения осужденными дополнительного материально-бытового обеспечения. Так, в нем закрепляется право осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (см. подробнее 13.2, 16.2) по безналичному расчету в магазинах исправительных учреждений. Сверх установленного размера средств, разрешенных к расходованию на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, осужденные могут за счет собственных средств дополнительно приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную, покупать телевизоры и радиоприемники, спортинвентарь, музыкальные инструменты.

                    Кроме того, осужденные по своему желанию могут за счет собственных средств пользоваться услугами предприятий коммунально-бытового обслуживания, расположенных в районе дислокации исправительного учреждения. К таким услугам относятся: пошив одежды и обуви гражданского образца, их ремонт, чистка одежды, ремонт бытовой техники, имеющейся у осужденных, фотовидеосъемка (производится под контролем администрации), парикмахерские услуги, копирование судебных документов, других документов, имеющихся в личных делах осужденных, нотариальные услуги. С согласия администрации исправительного учреждения осужденному может быть предоставлена возможность воспользоваться другими услугами.

                    Осужденным к лишению свободы разрешается получать в количестве, определяемом УИК РФ в зависимости от вида исправительного учреждения и условий отбывания наказания, посылки, передачи и бандероли с продуктами питания, табачными изделиями, письменными принадлежностями, предметами личной гигиены, лекарственными препаратами и т.д.

                    Медико-санитарное обеспечение осужденных включает в себя: 1) амбулаторное лечение; 2) стационарное лечение; 3) медикаментозное обеспечение; 4) санитарный надзор.

                    Амбулаторное лечение осужденных к лишению свободы осуществляется в медицинских частях исправительных учреждений. Прием осужденных в них производится по предварительной записи и по назначению медперсонала в соответствии с режимом работы медицинской части. В структуру медицинской части входят, как правило: аптека, амбулатория, стационар с диагностической лабораторией, зубоврачебным, терапевтическим и другими кабинетами, инфекционный изолятор и т.п.

                    Прием осужденными медицинских препаратов, полученных от родственников, осуществляется строго по медицинским показаниям и только под контролем медперсонала.

                    Стационарное лечение осужденных к лишению свободы производится в лечебно-профилактических (межобластные и областные больницы для осужденных, специализированные туберкулезные больницы) и лечебных исправительных учреждениях (лечебные исправительные колонии для осужденных больных туберкулезом). В случаях, когда необходимая медицинская помощь не может быть оказана в лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях, а также в экстренных случаях, осужденные могут быть направлены, при условии соблюдения требований охраны и надзора, в территориальные лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения.

                    Кроме того, осужденные, по их желанию, могут получать любую, оплаченную за счет собственных средств, дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оказываемую специалистами органов здравоохранения в условиях лечебно-профилактических учреждений и лечебных исправительных учреждений. Оплата дополнительной лечебно-профилактической помощи осуществляется путем почтового (телеграфного) перевода денег с лицевого счета осужденного в адрес медицинского учреждения либо медицинского специалиста, ее оказавшего.

                    В исправительных учреждениях обеспечивается строгое выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований. За выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, несет ответственность администрация исправительных учреждений.

                    Появление в исправительных учреждениях фактов отказа осужденных от приема пищи, подвергающего опасности их жизнь, обусловило закрепление в УИК (ст. 101) положения о принудительном питании осужденного по медицин-ским показаниям.

                    Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы – это создание условий содержания осужденных, предназначенных для удовлетворения их потребностей в пище, одежде, жилище и предметах 1-й необходимости. Выделяют следующие основные направления его обеспечения:

                    1. Жилищно-бытовые условия. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы не может быть менее:

                    • двух квадратных метров – в исправительных колониях;

                    • двух с половиной квадратных метров – в тюрьмах;

                    • трех квадратных метров – в колониях для отбывания наказания осужденными женщинами и в воспитательных колониях;

                    • трех квадратных метров – в лечебных исправительных учреждениях;

                    • пяти квадратных метров – в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы.

                    2. Питание осужденных. Минимальные нормы питания устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы питания дифференцируются по субъекту и по объекту:

                    • норма питания для несовершеннолетних;

                    • норма питания для больных (повышенная);

                    • норма рациона при этапировании;

                    • норма для осуществления принудительного питания осужденных.

                    Повышенная норма питания установлена: для осужденных, работающих на производстве с тяжелыми или вредными условиями труда, для беременных женщин и кормящих матерей, для больных и несовершеннолетних, имеющих рост 190 см и выше. Питание детей осуществляется по нормам домов ребенка системы Минздрава (для детей в возрасте до 3 лет).

                    Пониженная норма питания предусмотрена для лиц, содержащихся в ШИЗО (штрафные изоляторы).

                    Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

                    3. Одежда. Осужденных обеспечивают комплектами одежды по сезону и климатическим условиям с учетом пола и климатических условий. Образцы одежды разрабатываются и утверждаются Министерством юстиции РФ.

                    Особенности материально-бытового обеспечения осужденных женщин. Беременным женщинам и кормящим матерям, осужденным к лишению свободы, на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно.

                    Беременным женщинам и кормящим матерям создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания. Питание детей осуществляется по нормам домов ребенка системы Минздрава (для детей в возрасте до 3 лет).

                    Женщины, имеющие детей, которые отбывают наказание в ИУ, могут помещать своих детей (в возрасте до трех лет) в дома ребенка исправительных учреждений. Им разрешается общаться с детьми в свободное от работы время (без ограничений), а в некоторых случаях – совместное проживание с детьми. В домах ребенка, расположенных на территории исправительных учреждений, обеспечиваются условия, необходимые для нормального проживания и развития детей.

                    Администрация ИУ может продлить время пребывания ребенка в доме ребенка, если ему уже исполнилось три года, а матери до окончания срока отбывания наказания осталось не более года.

                    Осужденные женщины (беременные и кормящие матери) могут получать дополнительно продовольственные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемом медицинским заключением.

                    Предметы первой необходимости. Осужденные, отбывающие наказание к лишению свободы в ИУ, обеспечиваются индивидуальными средствами гигиены (мылом, зубной щеткой, зубной пастой или порошком, туалетной бумагой). Мужчинам выдаются одноразовые бритвы, а женщинам – средства личной гигиены.

                    Помимо этого осужденные, за счет собственных средств, могут дополнительно приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду (спортивную и другую), оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги, определяемые Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

                    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

                    Продолжение на ЛитРес

                    Глава 21. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы

                    Глава 21. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы 21.1. Политико-воспитательная работа с осужденными в местах лишения свободы в 1917—2001 гг.Рассматриваемое средство воспитательного и идеологического воздействия на осужденных включало развитие

                    52. Классификация и раздельное содержание осужденных к лишению свободы

                    52. Классификация и раздельное содержание осужденных к лишению свободы Классификация и раздельное содержание осужденных к лишению свободы – это отнесение осужденных к той или иной категории с целью раздельного содержания этих категорий.Цели

                    64. Специальные права и обязанности осужденных к лишению свободы

                    64. Специальные права и обязанности осужденных к лишению свободы Специальные права и обязанности осужденных изложены в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений от 3 ноября 2005 г. В разделе III данных Правил выделяется три блока прав и обязанностей

                    65. Общение осужденных к лишению свободы с внешним миром

                    65. Общение осужденных к лишению свободы с внешним миром Переписка цензурируется, но некоторые письма не подлежат цензуре. В 1992 г. сняты ограничения с количества отправляемых писем. Администрация ИУ может разрешить переписку между родственниками, содержащимися в разных

                    76. Медико-санитарное обеспечение лиц, осужденных к лишению свободы

                    76. Медико-санитарное обеспечение лиц, осужденных к лишению свободы Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

                    80. Предпринимательская деятельность осужденных к лишению свободы

                    80. Предпринимательская деятельность осужденных к лишению свободы Уголовно-исполнительное законодательство разрешает осужденным заниматься предпринимательской деятельностью. Правовое регулирование предпринимательской деятельности осужденных осуществляется двумя

                    81. Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы

                    81. Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы В трудовом законодательстве предусмотрены: сокращенный рабочий день, неполный рабочий день и неполная рабочая неделя, время работы в ночное время и сверхурочные работы.Неполный рабочий день

                    97. Самодеятельные организации осужденных к лишению свободы

                    97. Самодеятельные организации осужденных к лишению свободы В исправительных учреждениях создаются самодеятельные организации осужденных к лишению свободы, которые работают под контролем администрации исправительных учреждений.Участие осужденных в работе

                    Классификация и раздельное содержание осужденных к лишению свободы

                    Классификация и раздельное содержание осужденных к лишению свободы Классификация и раздельное содержание осужденных к лишению свободы – это отнесение осужденных к той или иной категории с целью раздельного содержания этих категорий.Цели классификации: 1. Определение

                    Специальные права и обязанности осужденных к лишению свободы

                    Специальные права и обязанности осужденных к лишению свободы Специальные права и обязанности осужденных изложены в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений от 3 ноября 2005 г. В разделе III данных Правил выделяется три блока прав и обязанностей

                    Общение осужденных к лишению свободы с внешним миром

                    Общение осужденных к лишению свободы с внешним миром Переписка цензурируется, но некоторые письма не подлежат цензуре. В 1992 г. сняты ограничения с количества отправляемых писем. Администрация ИУ может разрешить переписку между родственниками, содержащимися в разных

                    Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы

                    Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы – это создание условий содержания осужденных, предназначенных для удовлетворения их потребностей в пище, одежде, жилище и предметах 1-й

                    Медико-санитарное обеспечение лиц, осужденных к лишению свободы

                    Медико-санитарное обеспечение лиц, осужденных к лишению свободы Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

                    Предпринимательская деятельность осужденных к лишению свободы

                    Предпринимательская деятельность осужденных к лишению свободы Уголовно-исполнительное законодательство разрешает осужденным заниматься предпринимательской деятельностью. Правовое регулирование предпринимательской деятельности осужденных осуществляется двумя

                    Самодеятельные организации осужденных к лишению свободы

                    Самодеятельные организации осужденных к лишению свободы В исправительных учреждениях создаются самодеятельные организации осужденных к лишению свободы, которые работают под контролем администрации исправительных учреждений.Участие осужденных в работе

                    Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы

                    Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы В трудовом законодательстве предусмотрены: сокращенный рабочий день, неполный рабочий день и неполная рабочая неделя, время работы в ночное время и сверхурочные работы.Неполный рабочий день

                    В статье 9 части 1 УИК РФ первый раз на законодательном уровне дается четкое определение такого понятия, как средства исправления осужденных. Исправление осужденных — это формирование у них отношения уважительного характера к обществу, труду, нормам, людям, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

                    Исправление осужденного — это непрерывное и постоянное воздействие на его личность средствами, которые закладываются в самом уголовном наказании.

                    Исправление осужденных, как социально весомый результат

                    Основные средства исправления осужденных представляет собой определенный социальном весомый результат применения средств и исполнения наказания воздействия исправительного характера. На данный момент Уголовный Кодекс Российской Федерации связывает применение, например, освобождения условно-досрочного характера (статья 79) с убежденностью суда в том, что для своего исправления осужденный не имеет потребности в полном отбывании наказания, которое было назначено судом.

                    Отсюда можно сделать вывод, что речь идет об понятии с оценочным характером. Его содержание зависит о степени исправления осужденного, определением которой занимаются органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания, что касается УИК РФ, он употребляет данный термин в разном характере, для установления степени исправления. Так в статье 108 части 3 УИК РФ говорится, что отношение осужденных к получению начального профессионального образования, а также профессиональной подготовки учитывает во время определения степени их исправления.

                    Когда происходит определение понятия исправления законодатель заостряет свое внимание на формировании у осужденных реально достижимых при исполнении наказания качеств личности — привитие навыков поведения в обществе и элементарных привычек: уважение к другим людям, труду, правилам и нормам человеческого общежития.

                    В соответствии со статьей 9 частью 2 УИК Российской Федерации к средствам основного характера исправления относятся: порядок, который был установлен для исполнения и отбывания наказания; работа воспитательного характера; полезный труд общественной направленности; получение общего образования; общественное воздействие; подготовка на профессиональном уровне.

                    Понятие режима

                    Понятие режима, который занимается определением, установленного порядка отбывания и исполнения наказания, ранее в исправительно-трудовом законодательстве употреблялось только относительно исполнения лишения свободы. Режим отбывания и исполнения наказания многофункционален по направленности своего рода. Такой режим выступает в роли одного из средств исправления (статья 9 часть 2 УИК РФ), создает условия для использования других средств исправительного характера.

                    В статье 82 части 2 УИК РФ. Применительно к конкретным видам наказаний режим приобретает четкое содержание. Наиболее полные и всесторонние правила режима реализуются в учреждениях исправительной направленности, дисциплинарных воинских частях, арестных домах, и центрах, которые носят исправительный характер. Он изменяет полностью образ жизни осуждаемых и во внерабочее, и в рабочее время, охватывая все сферы жизнедеятельности.

                    Потенциал исправительного режима

                    Потенциал исправительного режима проявляется в системе прогрессивного отбывания наказания, суть которой кроется в том, что по мере исправления заключенных изменяется их степень изоляции, количество передач, посылок и бандеролей, свиданий и другие условия содержания. Все это способствует приближению с поэтапным характером условий жизни и деятельности ориентированных положительно осужденных к условиям нормального социального сосуществования.

                    Тем не менее такая система предусматривает условия ужесточенного характера отбывания наказаний применительно к тем осужденным, которые регулярно преступают требования режима, не исполняют обязанности, ограничения и запреты, которые на них возлагаются.

                    Так как режимом определяется распорядок внутреннего исправительного учреждения и других учреждений, которые занимаются исполнением наказаний, он включает в себя требования соответствующего характера по обеспечению правопорядка на территории указанных учреждений, соблюдению как персоналом, так и осужденными своих обязанностей, и реализации их прав. Его нормы не обращены также к тем лицам, которые посещали данные учреждения (представителям общественных объединений, служителям культа, родственникам осужденных, представителям органов власти).

                    Во время отбывания наказаний, которые не имеют отношения к изоляции общества, совокупность основных элементов, образующих режимное содержание, значительно уменьшает объем правоограничений осужденных, сокращается регламентация специфических правил их поведения.

                    Но все же, когда эти наказания исполняют имеет место контроль за поведением осужденных, который в свое время является одним из главных элементов режима.

                    К числу основных средств исправления законодатель относит работу воспитательного характера, которая направляется на формирование у осужденных самых обычных навыков социально одобряемого поведения: уважение к обществу, к личности человека, господствующим в нем нормам, традициям и правилам поведения человеческого общежития, к закону, к труду и его результатам. Относительном конкретных видов наказания УИК Российской Федерации определяет направления и формы основной воспитательной работы с осужденными (статья 109-110, а также 165).

                    Работа воспитательного характера составляет основную часть профессиональной деятельности многих сотрудников органов и учреждений, которые исполняют уголовные наказания. Она основывается на принципах педагогики и гуманизма:

                    • включение осужденных в общественно полезную активную деятельность;
                    • формирование в среде осужденных отношений, которые основываются на ценностях человека;
                    • сочетание требовательности к осужденным с справедливостью и гуманичностью отношений к ним;
                    • опора в работе воспитательного характера на положительные качества личности; подход комплексного характера к организации воспитательной работы;
                    • дифференцированный и индивидуальный подход в процессе воспитания.

                    Персонал органов и учреждений, которые исполняют различные задачи, осуществляют уголовное наказание, направленные на правовое, физическое, трудовое, нравственное и другое воспитание осужденных, способствующее их исправлению.

                    Работа воспитательного характера с осужденными включает в себя воспитательную работу индивидуальной направленности, работу с отдельными группами и категориями осужденных, организацию нормального психолого-педагогического климата в их среде, пользование потенциалом воспитательного характера других средств исправления осужденных.

                    Общественно полезный труд является традиционно одним из главных средств по исправлению осужденных. Правовые акты международной направленности о нравах человека и обращении с осужденными признают обязательность труда осужденных (статья 71 пункт 2 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). Европейские пенитенциарные правила от 2006 года отмечают, что труд в местах заключения нужно рассматривать, как элемент позитивный использующийся во внутреннем режиме и никогда не применяющийся в качестве наказания пункт 26.1. Пакт международного характера о политических и гражданских правах (статья 8 пункт 3) не относит работу, которую исполняют лица, которые находятся в местах принудительного содержания под заключением на основании распоряжения суда, к категории принудительного труда.

                    В ранее действовавшем исправительно трудовом законодательстве и правоприменительной практике роль труда изменилась: на протяжении долгого времени труд рассматривался не только формально, как основа исправления осужденных, а и как исправительное учреждение выступающее по существу, как предприятие промышленного характера, которые обязано выполнять производственный план и при этом приносить прибыль. Но на данный момент сложилась иная ситуация. Экономический кризис привел к тому, что большинство осужденных из-за отсутствия работы не привлекаются к труду, а безделье, особенно в изоляционных условиях от общества, способствуют количественному росту правонарушений среди осужденных. Но даже в таких ситуациях общественно полезный труд рассматривается, как обязанность осужденных (статья 40 часть 4 и статья 103,164 часть 1 УИК Российской Федерации).

                    Общественное значение полезного труда для исправления осужденного заключается в том, что добросовестное отношение к обязанностям трудового характера учитывается во время определения степени исправления конкретного осужденного; дает право осужденным поддерживать свое душевное и физическое здоровье; является основой для материального удовлетворения потребностей не только осужденного, но и оказания им помощи семье, накопления нужных средств для устройства после отбывания наказания.

                    Навыки трудового характера, которые получаются во время процесса наказания, очень часто предоставляют осужденному после отбытия наказания разобраться с проблемой трудоустройства.

                    Исправительные средства

                    К исправительны средствам осужденных относятся получение ими образования общей или профессиональной подготовки. Акты международной направленности об обращении с осужденными значительное внимание уделяют их профессиональному и общеобразовательному обучению, которое рассматривает как главный элемент воспитания. Данному вопросу посвящается особенный раздел Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, статья 77 пункт 2, который подчеркивает, что «обучение заключенных происходит по мере возможности с существующей в стране образовательной системой «. Правило 28.7 пенитенциарных Европейских прави конкретизирует такое положение. Где говорится, о реальном осуществлении образовательной программы для заключенных и оно должно:

                    • интегрироваться в систему общенационального профессионального образования и обучения, для того чтобы после освобождения они могли без каких-либо проблем продолжать свою профессиональную подготовку и образование;
                    • проходить под патронажем внешних учебных заведений. Данное наблюдение за организацией обучения осужденных является не случайным, так как в нем происходит реализация личной деятельности познавательного характера.

                    Образование общего характера служит для формирования жизненных перспектив, интеллекта, нравственному изменило осужденного.

                    В условиях современных органов и учреждений, исполняющие уголовные наказания, вместе с образовательными органами вынуждены решать достаточно сложные вопросы по ликвидации безграмотности среди осужденных, а также получения ими общего образования.

                    Помимо этого, с учетом определенных возможностей исправительная администрация учреждения обязана оказать содействие осужденным в получении профессионального образования на высшем уровне (статья 108 часть 4 УИК Российской Федерации).

                    Увеличение профессионального и образовательного уровня создает предпосылки для успешной социальной адаптации осужденного после освобождения от наказания уголовного характера.

                    Впервые в законодательстве уголовно-исполнительной направленности в качестве одного из средств исправления осужденных закреплено воздействие общественного характера, хотя в ранее действовавшем законодательстве исправительно-трудового характера участие общественности в направлении осужденных предусматривалось в различных формах. Положения статьи 9 УИК Российской Федерации часть 2 нашли отражение в разных статья Кодекса (статья 142, 14, 23). Так, в статье 23 части 3 УИК Российской Федерации говорится о том, что объединения общественного характера оказывают содействие в работе органов и учреждений, которые исполняют наказания, принимаю участие в исправлении осужденных в порядке и форме, которая устанавливается законодательством Российской Федерации.

                    • участие в обустройстве лиц, которые находятся на иждивении осужденных к лишению свободы, а в ситуации, когда данные лица нужно поместить в учреждение медицинского характера или учреждение социальной направленности они нуждаются в постороннем уходе;
                    • участие в решении вопросов их жилищно-бытового, трудового устройства, социального обеспечения и медицинского обслуживания;
                    • обеспечение их свободы вероисповедания и совести;
                    • оказание администрации содействия в процессе создания заказов в исправительных учреждениях и на их предприятиях;
                    • оказание административной помощи в получении лицам, которые находятся в местах принудительного содержания, профессиональной подготовки, общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования.

                    В статье 9 части 3 УИК РФ говорится о том, что все средства исправления должны применяться в комплексе, в то же время обязательно нужно учитывать и вид наказания, его степень и, конечно, характер общественной опасности совершенного преступления, личность и поведение самого осужденного. Тем самым законодатель заостряет внимание на мастерское умение применить принципы дифференцированного и индивидуального подхода и учета особенностей различных категорий осужденных, которые отмечаются в уголовных нормах и уголовно-исполнительном законодательстве.

                    Дифференциация применения средств исправления и исполнения наказания, в первую очередь, основывается на учете вида наказания, которое в свое время отбывают осужденные, типологических особенностей разных категорий (женщины, мужчины, взрослые, инвалиды и несовершеннолетние). С учетом особенностей каждого вида наказания и группы осужденных УИК Российской Федерации определяет особенный порядок, а также условия его применения и исполнения исправительных средств.

                    Данный подход к заключенным, а именно к тем, кто отбывает свое наказание в виде лишения свободы, дает возможность определить средства и пути, методы и формы воспитательной работы, которые способствуют формированию у них позитивных нравственных качеств и позитивных морально-волевых взглядов.

                    Индивидуализация применения средств исправления основывается на учете таких законных признаков как: характер совершенного преступления, то есть какого рода это преступление корыстное или насильственное, направлено ли оно против какого-либо конкретного гражданина или общества в целом, носит ли оно антигосударственный характер и прочее; общественной степени опасности совершенного преступления, то есть является ли оно преступлением средней или небольшой, или даже тяжким, особо тяжким (статья 15 Уголовного Кодекса Российской Федерации); личности осужденного, то есть нравственно-психологических, а также социально-демографических и других признаков, относительно степени социально-нравственной испорченности, которая определяется интенсивностью и продолжительностью бывшей криминальной деятельности; поведение осужденных, то есть степень исправления относительно соблюдения установленного порядка, участие в полезном труде, самодеятельных организациях осужденных.

                    Читайте также: