Марксизм ленинизм как идеологическая основа советского права

Обновлено: 13.06.2024

В 1880-е - 1910-е гг. в России получили широкое распространение идеи марксизма. Особое распространение марксизм получил в рабочей среде. Практически во всех крупных промышленных городах существовали марксистские кружки.

Особенностью марксизма в России было то, что рабочие воспринимали идеи К. Маркса и Ф. Энгельса не напрямую из первоисточников (это было крайне затруднительно в силу жесткости цензуры и незнания большинством рабочих иностранных языков), а через интерпретаторов. Крупнейшими интерпретаторами марксизма в России, доводившими (в своем понимании) идеи К. Маркса и Ф. Энгельса до масс, были:

- Г. В. Плеханов; - В.И. Ленин.

Особенно сильно учение Маркса было интерпретировано и дополнено В.И. Лениным, что позволяет говорить о появлении нового учения - марксизма-ленинизма.

Георгий Плеханов (1856-1918) отстаивал идею о проведении социалистической революции в период достижения капитализмом высокого уровня производства. Только на этом этапе, по мысли Плеханова, рабочий класс будет составлять большую часть населения. Он, как и Каутский, считал, что перейти к пролетарскому типу государства в одночасье не удастся. Поэтому надо:

- провозгласить всеобщее избирательное право, свободу слова, печати и совести;

- сформировать парламент, состоящий из представителей различных партий;

- создать коалиционное левое правительство;

- провести социальные преобразования общества.

Отличительной чертой идеи Плеханова от иных последователей марксизма в России было желание ненасильственного проведения реформ и отрицательное отношение к захвату власти одной партией.

Владимир Ильич Ленин (1870-1924) является одним из основоположников самостоятельного течения, существовавшего внутри марксизма - марксизма-ленинизма, который был взят на вооружение радикально-революционным течением российской социал-демократии - большевизмом. Данное течение возникло в 1903 г. после раскола делегатов II съезда Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) на радикальных большевиков (сторонников Ленина) и умеренных меньшевиков (первоначально сторонников Мартова).

Выдвигая свою политико-правовую концепцию, Ленин пытался - разрешить вопросы взаимоотношения классов внутри общества;

- определить сущность классовой борьбы;

- дать характеристику движущим силам в государстве;

- очертить круг проблем, возникающих при переходе от государства буржуазного типа к государству пролетарскому.

Характерными чертами государства, по Ленину, были:

- классовая борьба внутри государства;

- формирование государственного аппарата из представителей высших сословии;

- проведение политики в интересах господствующего класса.

опора на насилие; полная свобода действий, не ограниченная никакими законами.

При подобной точке зрения на природу государства Ленин не верил в правовые и демократические принципы организации общества. Данные явления были восприняты Лениным как институты, служащие для обмана народных масс господствующим классом.

Эти идеи были реализованы Лениным и большевиками на практике после захвата большевиками власти в ноябре 1917 г. и победы в последовавшей кровопролитной гражданской войне (1917-1922 гг.), завершившейся установлением власти большевиков и созданием нового государства СССР.

52. Политико-правовое содержание теории национал-социализма (А. Гитлер, А. Розенберг)

В 1920-е - 1940-е гг. большую популярность в Европе приобрели фашистские и сходные с ними учения.

Бенито Муссолини (1883-1945) - один из основоположников фашизма - политико-правового течения, идеи которого были реакцией общества:

- на события Первой мировой войны; - экономический спад; - социальную необеспеченность общества.

Основной характеристикой данного направления стало отрицание ценностей демократии и либерализма.

Согласно учению итальянских фашистов:

- базисом фашизма является героизм;

- методом фашизма является деятельность, а не теоретизирование;

Смысл противопоставления фашизма социализму и иным политическим движениям заключался в том, что:

- представители фашизма не воспринимали классовую борьбу как средство достижения благополучия;

- фашисты рассматривали историю развития государства как процесс волевого изменения действительности.

Основу фашистского государства составляют дисциплина; глубокое чувство долга; самопожертвование индивида.

Альфред Розенберг (1893-1946), предлагая теоретическое обоснование идей немецкого фашизма, утверждал следующее:

- ход развития нации представлен как постоянная борьба рас за выживание, причем высшей расой в данной борьбе являются арийцы, которые:

- обязаны исключить какие-либо контакты с представителями низших рас;

- должны стремиться к мировому господству с целью сохранения чистоты и мощи своего вида;

- представляют единственную расу, способную создать культуру, в то время как иные расы используют результаты творения высшей расы.

Адольф Гитлер (1889-1945) утверждал, что в природе существуют нации высшего и низшего видов. При смешении их первые подвергаются риску деградации и исчезновения. Представители высшей нации (арийцы) обязаны избегать контактов с неполноценными существами и поддерживать чистоту крови.

- первый класс - класс господ - его будут составлять истинные представители высшего вида;

Фашистское государство отличали:

- жесткая связь гражданина и государства;

- наличие одной идеологии;

. проведение карательных мероприятий по отношению к инакомыслящим.

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

Кабинет истории КПСС, 1980 г.

Учение Маркса всесильно

Диалектический материализм — философская основа марксизма — в 1930-х годах был признан официальной идеологией.

После июньского постановления ЦК КПСС 1956 года в преподавании диалектического материализма и истории партии были расставлены иные акценты, и в этом была принципиальная новизна. Неслучайно постановление вышло следом за февральским ХХ съездом, центральным событием которого стал доклад Хрущева о развенчании культа Сталина и возвращении к линии Ленина.

В том же году Институт Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина (ИМЭЛС) был переименован в Институт марксизма-ленинизма (ИМЛ).

Связь между февральским съездом и июньским постановлением заметил и сотрудник Института философии РАН Эрих Соловьев и посвятил этому отдельное стихотворение:

Пришла лихая молодость с охотою звериной,
Я ближе познакомился с марксистскою доктриной.
Сводил нас исторический, в надеждах виноватый,
Внезапный истерический партийный съезд двадцатый.

Веселые и находчивые

Пару страниц в начале и конце нужно было оформить красиво и аккуратно, а чтобы заполнить середину, требовалось взять обычную, не массажную, расческу, положить на бумагу и водить ручкой по зубьям.

К полученным волнистым линиям надо было добавить несколько палочек и петель, как у букв р, ф, д, з, в, — конспект готов! Дальше студенту только оставалось надеяться, что преподаватель не станет строго проверять каждую страницу.

Память о сражениях студентов с диалектическим материализмом сохранилась и в старом анекдоте:

— В чем различие между матом и диаматом?
— Мат все знают, но притворяются, что не знают. Диамат никто не знает, но все притворяются, что знают.
— А в чем сходство?
— И то и другое является мощным оружием в руках пролетариата.

Я, увы, вошел во вторую группу: перед экзаменом тупо из двух учебников бритвой нарезал шпаргалки и с их помощью получил пятерку. Впрочем, меня летом забирали в армию (сессия была весенней), так что спрос был маленький.

Вообще, в мое время преподаватели соответствующих дисциплин как-то уже увяли, повыдохлись (в обществе работал закон: никто не верит в коммунизм, но не пристает со своими сомнениями к начальству) и выглядели несколько затравленными (хотя перестройка еще не маячила впереди). У нас историю партии преподавал некоторый азербайджанский аспирант Эдуард Вазикович, так он только один раз вспылил и принялся орать, когда студентка случайно назвала его Вазиком Эдуардовичем.

А вот в прежние времена студентам и их умным родителям порою приходилось покруче. Так, например, друг моего папы и мой старший друг, великий педагог Симон Львович Соловейчик, когда его сын поступал в университет, следующим образом готовил его к экзамену по истории:

Призрак бродит в коридорах — призрак диамата

В 1993 году, конечно же, уже не было никакого научного атеизма, но вот что интересно: сквозь новое название на стенде моей кафедры философии религии и религиоведения просматривались плохо оторванные буквы прежнего — научного атеизма. Раньше ведь вообще на наш факультет можно было поступить только по рекомендации обкома КПСС.

Тогда и готовили настоящих идеологических бойцов: не просто тех людей, которые бубнят историю КПСС, а убежденных марксистов. Мы понимали, что они состоятельны интеллектуально, но при этом полностью принадлежат прошлому веку.

В мое время на кафедру приходили люди за религиозным знанием, чтобы поверить и проверить свои воззрения. Это были и увлеченные школьники, и те люди, которые слабо учились, конкурс был всего полтора человека на место. Хотя в 1994 году уже претендовали четыре человека. Приходили взрослые люди либо за вторым высшим образованием, либо поздно озаботившиеся первым. У некоторых были уже капитально отбиты мозги в армии, они не могли учиться. Учебы было много. Надо было сидеть каждый день с утра до вечера в библиотеке, если ты хотел нормально учиться.

Одна из них – марксизм, была разработана для решения проблем активно формировавшегося в XIX веке пролетариата (кто это?), который находился под прессом экономической эксплуатации буржуазии (кто это?).

Ленин, Маркс и Энгельс

Давайте разберемся в том, какие идеи выдвигали марксисты и как они стремились достичь своих целей.

Марксизм — это.

Марксизм - это философское, политико-экономическое учение, у истоков которого стояли К.Маркс и Ф.Энгельс. Выступает идеологией левых сил, которые ведут борьбу за реализацию интересов пролетариата, противодействуют эксплуатации труда (что это?) капиталом и отстаивают идею социального равенства.

Классики

Идейной основой марксизма выступают труды видных представителей немецкой классической философии Г.Гегеля и Л.Фейербаха, социализма-утопизма (Ш.Фурье, А.Сен-Симон), а также британской политэкономии (Д.Рикардо и А.Смит).

Философия марксизма возникла в 40-е годы XIX века, когда наблюдалось обострение социально-экономических противоречий в европейском обществе, порожденных кризисными явлениями капитализма (экономические кризисы, обнищание части населения, бесправие рабочих и другие).

Все это породило необходимость создания научной теории, которая обосновывала классовую борьбу, как способ устранения текущих проблем и вывода общества на более прогрессивную стадию (социализм), где не будет эксплуатации человека человеком.

Основные положения марксизма

Отвечая на вопрос, что такое марксизм нужно знать, что учение по-разному интерпретируется (это как?) в политической практике. В его основе лежат несколько базовых постулатов (что это?):

    Прибавочная стоимость - политэкономическая теория учения, основанная на идее Маркса о прибавочном продукте, который создается в результате производства (что это такое?).

Он получает завершенное развитие при капитализме в виде прибавочной стоимости, выражающейся в виде прибыли (что это?), ренты (что это такое?), процентов и становится самостоятельной задачей производства.

Базовым принципом материалистического понимания истории выступает признание основополагающей идеи развития производительных сил относительно процесса трансформации общественного сознания.

В процессе построения бесклассового общества должен наступить переходный период, во время которого власть получит пролетариат и будет осуществлять ее в форме неограниченной диктатуры (это как?).

Она необходима для ликвидации ранее существовавшей политической системы и устранения сил, которые ее поддерживают.

Подробнее об идеях марксистов можно узнать здесь:

Марксизм в России

Книга

Она занималась переводом трудов классиков марксизма и распространением их в российском обществе. Правда, сам Плеханов тяготел к социал-демократам и не поддерживал многие идеи Маркса, например, о диктатуре пролетариата.

Однако радикальные взгляды немецкого философа впоследствии активно разделял ученик Плеханова В. Ленин, который на базе РСДРП создал большевистскую партию, стремящуюся к свержению царизма и созданию социалистического общества нового формата.

Теория марксизма-ленинизма

Учение Маркса дорабатывало множество его последователей, среди которых выделяется В.Ленин, создавший идеологию марксизма-ленинизма.

Эта идеология утверждала необходимость свержения капитализма (что это такое?) в ходе революции и построения вместо него коммунистического общества.

В методах политической борьбы она сочетает идеологию с террором, одновременно формируя новый свод моральных ценностей, в которых высшим проявлением гражданского долга выступает служение идеалам партии, а не общества.

Обучение

В отличие от Маркса, который ставил важным условием проведения социалистической революции достижение высокого уровня развития капиталистических отношений Ленин выдвинул тезис (что это?) о возможности построения социализма в отдельно взятой стране, если она отсталая и по социальной структуре является крестьянской.

Заключение

Проведя глубокий научный анализ развития капитализма, всемирного исторического процесса и разработав новые формы политической системы марксизм не учел способность капиталистического строя меняться в соответствии с новыми реалиями.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

Не думаю, что тема марксизма-ленинизма кому-то сейчас интересна. Мы все понимаем и видим, к чему эта теория привела. Многие страны полностью отреклись от этой теории и перестроились.

Ирина: а причем тут теория? Очевидно, что проблема была в реализации. Возможно, что время тогда еще не пришло. А сейчас этой теорией заражены 40% американских студентов.

Вы отстали от жизни. А она, как известно идет по спирали.

Марина: может и тюрьму, но с самыми счастливыми в мире заключенными. Люди ничего особо не имели, но были счастливы. А сейчас все у всех есть, но говорят, что живут в г.

В Западных странах и сейчас социалка на высоком уровне и дело тут не в идеях Маркса, а в том, что там сильно развито гражданское общество, мощные профсоюзы, люди умеют отстаивать свои права без всяких революций.

Чтобы понять что сейчас происходит, во что вырождается капитализм что будет с нами происходить, необходимо вернуться к работам Маркса, которые ,кстати, тщательно изучаются на западе, чем у нас.

Да, революция, красный террор это было ужасно, но а разве сейчас нет террора, со стороны глобалистов и ультра глобалистов. С каждым днем все яснее становится фашистская идеология глобалистов и ультра глобалистов.

Если красный террор унес жизни миллионов людей, то сейчас под благовидным предлогом уничтожаются (прививки, лекарства, голод, войны, эпидемии искусственно созданные и т.п.) также миллионы и есть нацеленность на миллиарды людей.

Мировой лидер коммунистического движения и основатель партии большевиков В.И.Ленин известен своими размышлениями и сочинениями. Богатое теоретическое наследие, оставленное им, составляет около 55 томов. Анализируя литературные произведения вождя пролетариата, историографы смогли выделить два периода развития мировоззрения автора. Первый из них приходится на период до 1917 года, а второй - после.


В.И. Ленином в первой части раскрываются новые принципы созданной им партии. На основе марксистского политического движения он обозначает стратегию действий и обдумывает тактику. Все идеи сводятся к необходимости смены государственного порядка. Вождь предлагает диктатуру пролетариата и рассматривает вариант социалистической революции.

Поскольку новый политический лидер считал, что кардинальные изменения в государстве возможны только благодаря пролетариату, он выдвигал идею важности хорошей организованности низшего класса населения. Коммунистической партии приписывалась роль ведущего звена в построении общества другого типа.

Партией считается такой руководитель пролетариата, который в своих действиях придерживается передовых теоретических основ, а также применяет легальные или нелегальные методы для борьбы.

В чем состоит идея диктатуры пролетариата?

  • Равенство в отношениях между крестьянами и пролетариатом, в то время, как буржуазия хотела первым дать ключевую роль;
  • Отказ от предлагаемой буржуазией мысли о надобности уступок со стороны правительства. В том числе, собственники больших и малых предприятий при буржуазии рассматривали вариант политических и экономических поправок. Ленин В.И. такой вариант отвергает.

Владимир Ильич в данной книге раскрывает взгляд на диктатуру пролетариата. Если в первом томе он излагает всего лишь базовые, исходные принципы, то в последующих сборниках раскрывает идею более детально. С точки зрения необходимости перманентной революции, диктатура является ее вторым этапом. Сама же деятельность пролетариата выступает как демократический инструмент.

Характеризуя диктатуру пролетариата, В.И. Ленин делает акцент на том, что сопротивление низших классов по отношению к капиталистам и помещикам рано или поздно проявиться. Уничтожение буржуазного слоя общества как раз и будет победой. Подводя итоги, можно сказать, что вариант такого развития отражает революционные и репрессивные побуждения.

В.И.Ленин рассматривает не только вопрос революционных изменений, но и обозначает свою позицию относительно понятий народа и нации. Причем вождь рассматривает их в тесной взаимосвязи с революционной теорией.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, в вопросе о нации можно выделить такие моменты:

  • Формирование нации происходит в период социально-экономического развития;
  • Нацией можно назвать только ту группу населения, в которой говорят на одном языке, имеют общие традиции и территорию. Нация должна быть едина и по экономическим показателям;
  • Появление нации предполагает собой создание нового национально-освободительного движения.

В.И.Ленин поднимает вопрос о национальном вопросе, выделяя несколько его направлений. Первый из них касается создания суверенного государства, а второй - созданию прочной системы международных экономических контактов.

Подход к виденью государства Ленин черпал в марксистской литературе. Он также, как и Карл Маркс, придерживался того, что государство является политическим институтом общества. Оба автора считают наиболее важными функциями охрану общественного строя, в том числе, социальной, экономической и политической структур. Также государство должно управлять общественной системой. С точки зрения Ленина, государство является такой формой устройства страны, которая исходит из непримиримых противоречий между классами.

Тесная связь учения о государстве и революции объясняется тем, что уничтожение эксплуататорской связи невозможно без революции.

Победа революции может повлиять на изменения в государственном строе. Установление рабоче-крестьянской власти произойдет после преодоления сопротивления помещиков и буржуазного класса общества. Диктатура пролетариата может повлиять на уничтожение старого государственного аппарата. Новому приписываются функции небюрократического элемента управления обществом, которому чужды предшествующие принципы. Вместо этого, новый аппарат будет основываться на следующих догматах:

  • Выборности;
  • Сменяемости власти;
  • Внедрению запрета на социальные привилегии.

Отмирание государства, по версии В.И.Ленина, является неизбежным процессом. Поэтому при новом аппарате общество сможет перейти на коммунистический уклад. Но когда это произойдет, автор точно определить не может.

Революция произошла в 1917 году, после чего В.И.Ленин начал проверять и реализовывать свои идеи на практике. Политическая программа большевиков, разрабатываемая доселе, теперь могла быть представлена на широкое обозрение всего населения.

Большое внимание Ленин уделял взаимосвязи между диктатурой пролетариата, национально-государственным строительством и законной революции в Советском государстве.

Такая структура общества позволяет активно бороться с местничеством, бюрократией и пережитками буржуазии. Именно за счет привлечения граждан к управлению, советы могут повлиять на строй государства.

Внутренняя и внешняя политика крестьян и рабочих была рассмотрена в первых Декретах Ленина. Для создания нового социалистического общества необходимо было подавить буржуазию, а также подготовить производство и предприятие к обобщению.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Национально-государственное строительство

В концепции Ленина было описано устройство России, а также идею национально-государственного строительства. Так, в состав РСФСР автономии могли войти добровольно. Принцип демократического централизма, на котором базируется концепция, является ведущим. Основная суть такого догмата в возможности избежать национальных конфликтов внутри государства. Ленинская концепция проявила себя в укладе СССР. Двойной суверенитет, который провозглашала идея вождя пролетариата, предполагала возможность суверенитета как на локальном, республиканском уровне, так и на уровне союзного государства. Взгляды Ленина были отражены в Конституции 1924 года.

В соответствии с представлениями Ленина о насилии, такая форма управления вызывает только беззаконность внутри правящего аппарата. На смену буржуазным законам пришла революционная законность. Ожидалось, что правовые взгляды новой власти войдут в уклад нового государственного строя.

В.И.Ленин быстро понял, что страна нуждается в новом правовом порядке, так как хаос не смог бы привести ни к чему хорошему. Вождь разрабатывает новые законопроекты. Таким образом, было решено провозгласить НЭП и принять трудовой, уголовный и гражданский кодекс.

Интересно, что Ленин определял право как волю господствующего класса, рассматриваемую как закон. Во всех правоотношениях должно прослеживаться революционно осознанный подход. Общая картина отраслевого права описывается Лениным в поздних работах.

Разрабатывая гражданское право, Ленин полностью отверг идею частной собственности. По его мнению, большая роль должна уделяться именно публичному праву. Государственный строй и общественный порядок регулировался по жесткому принципу.

Относительно семейного права, взгляды на нее существенно изменились. Повлияло и то, как теперь описывалась семья, и отделение церкви от государства. Важный вид социального общества, как теперь определялась семья, должен был строиться на принципах супружеского союза и родственных связей.

Читайте также: