Мандатное соглашение что это

Обновлено: 02.07.2024

Определение. Mandatum (поручение) представляют собою договор, по которому одно лицо (mandans, доверитель) поручает, а другое лицо (мандатарий, поверенный, по римской терминологии - procurator) принимает на себя исполне­ние безвозмездно каких-либо действий.

Безвозмездность поручения. Признак безвозмездности является для договора mandatum существенным. «Mandatum, nisi gratuitum, nullum esU — договор поручения, если он не безвозмездный, ничтожен (D. 17.1.1.4).

Такие воззрения на договор поручения, как на дружескую услугу, отража­ют неразвитость хозяйственной жизни древнего Рима: хозяин лично вел все дела относительно несложного хозяйства, и лишь в отдельных случаях (например, в связи с отъездом) возникала необходимость попросить близкое лицо заместить его. Малая распространенность договора поручения объясняет­ся и рабовладельческим строем Рима. Управление крупными хозяйствами происходило через посредство рабов, с которыми, конечно, никакого догово­ра не заключалось.

Вводя понятие гонорара, создавали, по существу, искусственную оболоч­ку, которая должна была прикрывать действительные отношения.

В другом месте (D. 17.1. 2. 6) Гай говорит, что поручение в интересах ис­ключительно мандатария magis consilium est quam mandatum et ob id non est obligatorium, quia nemo ex consilio obligatur, т.е. такое поручение представля­ет собой скорее совет, чем поручение, и потому не имеет обязательной силы, потому что совет никого не обязывает (разумеется, слова Гая не относятся к случаю проявления советчиком dolus malus, т.е. дачи заведомо неправильно­го совета с целью причинить ущерб другому лицу).

Однако для договора mandatum не характерно, чтобы поручение было не­пременно и исключительно в интересах манданта: mandatum consistit, sive nostra gratia mandemus, sive aliena (мандат имеет место, признается одинако­во, поручаем ли мы что-либо в нашем интересе, или в интересе другого ли­ца) (Гай. 3.155). Возможно также комбинирование интересов манданта, ман­датария и третьего лица. Mandatum может быть заключен, говорит Гай (D. 17. 1. 2) или mea tantum gratia (только в интересах манданта) например, поручаю вести мои дела, купить для меня участок земли и т.д.; или aliena tantum gratia (исключительно в интересах третьего лица), например, поручаю тебе вести дела Тиция; или mea et aliena gratia (в общем интересе манданта и третьего лица), например, поручаю тебе вести дело, касающееся меня и Тиция; или mea et tua gratia (в общем интересе манданта и мандатария), например, пору­чаю тебе дать взаймы под проценты лицу, которое должно дать мне взаймы; или tua et aliena gratia (в общем интересе мандатарий и третьего лица), напри­мер, поручаю тебе дать взаймы под проценты Тицию.

(1) Мандатарий должен довести принятое на себя дело до конца, не должен (если исполнение поручения не стало невозможным) deserere promissum officium, т.е. отказываться от исполнения обещанной услуги. Если же манда­тарий видит, что он не может исполнить порученного дела, он должен немед­ленно сообщить об этом манданту, чтобы тот мог заменить его другим лицом: если мандатарий не поставит манданта в известность о невозможности исполнить поручение, он будет отвечать перед ним за причиненный ущерб (D. 17. 1. 27. 2).

(2) Поручение должно быть исполнено в полном соответствии с его со­держанием (притом как с его буквальным содержанием, так и с его внутренним смыслом).

Видоизменять поручение, хотя бы для того, чтобы дать доверителю изве­стные выгоды, мандатарий не имеет права; например, мандант дал мандата­рию конкретное поручение купить дом Сея за 100, а мандатарий купил дом Тиция: хотя бы ему удалось купить этот дом и дешевле 100, поручение счита­ется неисполненным (D.I 7.1.5.2). Может оказаться, что исполнение поручения в точности невозможно ввиду изменения обстоятельств. Мандатарий должен тогда испросить дополнительные указания от манданта; если же это фактически невозможно, то поступить так, чтобы решение соответствовало общему смыслу поручения.

(3) (D. 17.1. 5.1). - Мандатарий должен тщательно соблюдать границы поручения: нарушающий эти границы считается делающим что-то другое и отвечает за невыполнение принятого на себя поручения.

В случае превышения мандатарием пределов поручения мандант не обязан признавать это превышение.

(D. 17.1.41). - Из договора mandatum иногда иск дается лишь одной стороне: так, если принявший на себя поручение превысит пределы поручения, то ему самому иск не дается, а мандант к нему иск имеет.

Спрашивается: обязан ли мандант, в этом случае, по крайней мере, при­знать действия мандатария в рамках данного ему поручения? Например, мандант поручил купить земельный участок за 100, а мандатарий купил его за 150; обязан ли мандант принять этот участок, за 100, если мандатарий согласится взять переплату на себя? Юристы сабиньянской школы подходили к этому вопросу формально и считали, что в данном случае поручение не ис­полнено, и следовательно, мандант может не принять купленный участок (эта точка зрения выражена, в частности, сабиньянцем Гаем, Инст. 3. 161). Юристы прокульянской школы взглянули на дело менее формально и при­знали, что в пределах поручения мандант обязан принять исполнение. Эта последняя точка зрения и получила преобладание (I. 3. 26. 8). Разумеется, ес­ли поручение исполнено в точности, и притом на условиях более выгодных для манданта, он не может не принять такое исполнение.

(4) Личное исполнение поручения не всегда обязательно. Если содержа­ние поручения не предполагает непременно личную деятельность мандатария, и в самом договоре не предусмотрено непременно личное исполнение поручения, мандатарий в праве привлечь к исполнению поручения других лиц (заместителей или субститутов).

(A) (1. 3. 26.11). -Принятое на себя поручение нужно выполнять. так, чтобы лично или через другого исполнить порученное дело.

(Б) (D. 17.1.8.3). - Если кто-либо поручит другому вести дела того, кто поручил данному лицу, то он имеет actio mandati к своему заместителю, так как и сам отвечает перед своим мандантом (а отвечает он потому, что может высту­пать сам).

Эти места источников нет основания понимать так, что мандатарий все­гда и безусловно имел право пользоваться при исполнении поручения услу­гами третьих лиц. Договором может быть прямо оговорено, или что исполне­ние должно быть непременно личное, или, наоборот, что мандатарию разрешается передавать выполнение порученных действий другим лицам.

Иногда по характеру поручения надо предположить обязательное личное исполнение его; тем не менее и в этих случаях может оказаться неизбежным участие третьих лиц в исполнении поручения; для мандатария может ока­заться невозможным личное совершение порученного действия, а интересы манданта не позволяют, быть может, отложить это действие.

Но в данном случае Юлиан говорит специально о таком мандате, когда мандатарию не дается права при исполнении поручения пользоваться услу­гами третьих лиц. Естественно, что при этом условии мандатарий отвечает за действия субститута как за свои собственные, и обязан возместить манданту весь вред, причиненный действиями субститута. Но если мандатарию в кон­кретном случае предоставлено право прибегать к услугам помощников и суб­ститутов, то следует признать, что он отвечает тогда перед мандантом только за осторожный, тщательный выбор субститута (culpa in eligendo), но не за его действия.

(5) Как уже указано выше, особый социальный и бытовой смысл мандата в рабовладельческом обществе сказывался на ответственности мандатария. Вопреки общему принципу, что сторона, сама не извлекающая никаких выгод из данного договора, не заинтересованная в нем, несет более ограниченную ответственность (лишь за dolus и culpa lata), мандатарий отвечает за всякую вообще вину.

(C. 4.35. 13). - Авторитетом права прямо признается, что доверенное лицо отвечает за dolus и за всякую culpa, но не за casus, которого нельзя было предусмотреть.

Как говорит Цицерон (в названном выше месте из его речи в защиту Росция), исполнил ли мандатарий поручение malitiosius (слишком недобросове­стно, злонамеренно), или хотя бы neglegentius (недостаточно заботливо), одинаково считалось, что он покрыл себя позором (admisisse dedecus). Таким образом, мандатарий отвечает за dolus, за culpa lata, за culpa levis — и обязан возместить манданту все убытки, причиненные при исполнении поручения или ввиду неисполнения поручения, хотя бы убытки были причинены вслед­ствие легкой вины мандатария.

(6) Мандатарий обязан передать манданту результаты исполнения поручения. Как говорит Павел (D. 17. 1. 20. pr.), у мандатария не должно остаться ничего ex mandate, т.е. из поступившего к нему в связи с исполнением по­ручения: мандатарий передает манданту не только все взысканное с должников манданта, но и случайно поступившее к нему для манданта (на­пример, ошибочный платеж несуществующего долга). Вещи, полученные для манданта, должны быть ему переданы с плодами от них (D. 17. 1. 10. 2), од­нако, за вычетом издержек, понесенных для получения этих плодов, (D. 17. 1. 10. 9); денежные суммы — с процентами (D. 17.1.10. 3) и т.д. Но зато, го­ворит в приведенном выше месте Павел, мандатарий не должен и терпеть ущерба, если, например, он не мог взыскать суммы, отданные под проценты ит.п.(0. 17.1.20).

(7) По исполнении поручения мандатарий должен отчитаться перед мандантом, передать ему документы, относящиеся к поручению.

Для осуществления права манданта, соответствующих изложенным обязанностям мандатария, манданту дается actio mandati directa (mandatum — единственный из консенсуальных договоров, при котором иск той и другой стороны имеет одинаковое название, с добавлением directa для манданта и contraria для мандатария).

Присуждение по actio mandati directa сопровождалось infamia.

Обязанности манданта. Мандатарий, выполняя officium, заключаю­щееся в поручении, не должен терпеть от этого какого-либо материального ущерба. Если такой ущерб наступает, мандатарий имеет право требовать от манданта возмещения.

(1) Мандант обязан возместить мандатарию издержки, понесенные при исполнении поручения. Например, мандатарий купил по поручению манданта землю и покупную цену уплатил из своих денег; уплаченную сумму он может требовать с манданта с помощью actio mandati contraria (D. 17. 1. 45.рr). Издержки возмещаются мандатарию даже независимо от результата, достигнутого путем произведенных расходов, лишь бы мандатарий действовал добросовестно и разумно.

(D. 17.1.27 4.). -Издержки, произведенные для исполнения поручения, если они произведены добросовестно, должны быть возмещены мандатарию во всяком случав, причем не имеет значения, что, если бы мандант сам вел дело, он мог бы израсходовать меньше.

Возмещение издержек имеет место только по выполнении поручения; ес­ли дело, которое ведет мандатарий, еще не закончено, предъявление actio mandati contraria для взыскания с манданта понесенных затрат было бы преждевременным.

Прекращение договора mandatum. Кроме общих случаев прекращения договорных обязательств mandatum прекращается также односторонним отказом от договора той или иной стороны, а равно смертью манданта или мандатарии. Эти особые случаи прекращения договора поруче­ния объясняются своеобразием этого договора как отношения, предполагающего особое доверие и тесно связанного с личными качествами мандатария.

(D. 17.1.22.11). - Maндатарий может отказаться от договора так, чтобы за мандан­том осталось ненарушенным право с удобством устроить то же дело лично или через другого мандатария.

Если мандатарий отказывается от договора с нарушением этого требования, он обязан возместить манданту проистекающие отсюда убытки.

(2) Договор поручения прекращается смертью той или другой стороны (Гай.3.160).

Однако мандатарий не имеет права, по получении сведений о смерти манданта, немедленно бросить порученное дело; начатые действия мандата­рий должен довести до конца, чтобы не причинить убытков наследникам до­верителя. С другой стороны, если мандатарий, не зная о смерти манданта, ис­полнит поручение до конца, он имеет иск к наследникам манданта (D. 17. 1. 26 рr.).

В случае смерти мандатария его наследники обязаны известить об этом манданта. Если наследники мандатария, не получив соответствующих указа­ний от манданта, исполняют поручение, им не дается actio mandati contraria (D. 17. 1.27.3).

Специальным соглашением можно было действие договора поручения распространить и на наследников манданта (D. 17. 1. 12. 17; 13).

andatum qualificatum. Специальной разновидностью договора mandatum является поручение оказать кредит, в частности —- дать взаймы треть­ему лицу, mandatum pecuniae credendae, или mandatum qualificatum. С таким поручением связывали тот смысл, что мандант принимает на себя ответст­венность за уплату этим третьим лицом долга, который возникнет по испол­нении поручения (т.е. с исполнением поручения установится особого рода поручительство, однако, весьма несовершенное и непрочное, ввиду приме­нения общих правил о прекращении мандата односторонним отказом от до­говора, а также смертью стороны). Если поручение выполнено, третьему ли­цу оказан кредит, а затем это третье лицо долга мандатарию не уплатило, мандатарий получает actio mandati contraria к манданту, как поручителю (D. 17. 1. 6. 4).

МАНДАТНАЯ СИСТЕМА - введена в 1919 году главными державами Антанты для управления захваченными ими бывшими германскими колониями и отошедшими от Оттоманской империи территориями. Мандатная система юридически была установлена ст. 22 пакта Лиги наций. В этой статье утверждается, что народы территорий, "которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем", будто бы "не способны самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира". Поэтому, во имя некоей "священной миссии цивилизации", пакт Лиги наций предписывает "доверить опеку над этими народами передовым нациям, которые. осуществляли бы эту опеку в качестве мандатариев и от имени Лиги".

На Парижской мирной конференции делегаты Англии и Франции первоначально требовали прямой аннексии германских колоний и бывших оттоманских владений. Однако США, развивая свою империалистическую экспансию и добиваясь для американского капитала возможности проникновения во все колонии, предложили ввести мандатную систему, предусматривающую равенство прав и привилегий всех членов Лиги наций в подмандатных территориях. Вместе с тем империалистические правительства вынуждены были учитывать огромное влияние на народы колониальных и зависимых стран идей Великой Октябрьской социалистической революции и примера Советской страны, выступившей за мир без аннексий и провозгласившей и осуществившей в России право народов на самоопределение. Понимая, что в этих условиях было бы рискованно навязывать своим новым колониальным владениям старую форму кабалы, страны Антанты выдвинули мандатную систему в качестве той новой формы зависимости, которая призвана была прикрыть фактическое сохранение старой колониальной системы.

По состоявшемуся между союзниками соглашению мандаты были разделены на три класса - А, В и С, последний из которых давал мандатарию право не допускать проникновения иностранного капитала в подмандатные владения.

Разделение мандатов на классы было произведено якобы "сообразно степени развития народа". К классу А были отнесены мандаты, применяемые к бывшим владениям Оттоманской империи. Мандаты класса В, применяемые к бывшим германским колониям в Центральной Африке, передавали эти территории под непосредственное управление мандатария, при соблюдении ряда условий (равенство прав торговли для всех членов Лиги наций, запрещение работорговли и торговли оружием и пр.). Мандаты класса С, применяемые к Юго-Западной Африке и о-вам Тихого океана, представляли собой ничем не ограниченную аннексию с прямым указанием, что эти территории будут управляться "по законам мандатария, в качестве составной части его территории".

Делёж германских колоний был согласован на совещании Вильсона, Клемансо и Ллойд-Джорджа 6. V 1919 и на заседании Верховного совета Антанты 7. V 1919; делёж турецких владений был произведён Верховным советом Антанты на конференции в Сан-Ремо (см.) 19-26. IV 1920.

Формальное утверждение мандатов Советом Лиги последовало 17. XII 1920 по классу С, 17. VI 1922 - по классу В, 24. VII 1922 - по классу А (последние вступили в законную силу лишь 29. IX 1923). Мандаты были выданы следующим державам: Великобритания получила мандаты А на Палестину (из состава которой была затем выделена мандатная территория Трансиордания) и на Месопотамию (этот мандат был оформлен в виде англо-иракского договора 10. X 1922), мандаты В на Танганайку и части Того и Камеруна; Франция - мандат А на Сирию и Ливан, мандаты В на части Того и Камеруна; Бельгия - мандат В на Руанда-Урунди; Япония - мандат С на Маршальские, Каролинские и Марианские о-ва; Южно-Африканский Союз- мандат С на Юго-Западную Африку; Австралия - мандат С на остров Науру, на бывшую немецкую Новую Гвинею и острова Тихого океана к югу от экватора; Новая Зеландия-мандат С на о-ва Западные Самоа.

Всего в руки держав Антанты на основе мандатной системы попали территории общей площадью 2 930 тыс. км 2 с населением 17 млн. чел.

Первоначально США также намеревались получить мандаты на некоторые территории (объектом этих планов были то Сирия, то Армения, то зона проливов, то даже вся Турция). Однако упрочение советской власти в России и победа турецкого национально-освободительного движения лишили США возможности осуществить эти намерения. К тому же изоляционисты, победившие в американском конгрессе, не поддержали планов Вильсона.

Мандатная система не внесла сколько-нибудь существенных изменений в колониальный режим. Мандатарий являлся фактически полновластным хозяином подмандатной территории. Постоянная Мандатная комиссия при Совете Лиги наций рассматривала ежегодные отчёты мандатариев, но этот "контроль" носил чисто формальный характер. Жестокая колониальная эксплуатация подмандатных территорий препятствовала их социальному, экономическому и культурному прогрессу. В подмандатных странах многократно вспыхивали народные восстания против колонизаторов.

Лицемерие мандатной системы не раз осуждалось и разоблачалось советской дипломатией. Советское правительство в ноте, направленной 18. V 1923 Англии, Франции и Италии, заявило, что оно не признаёт мандатной системы и относится отрицательно "к положению, создавшемуся в Палестине, Сирии и других мандатарных территориях". При вступлении СССР в Лигу наций в 1934 году его представитель сделал официальную оговорку о том, что ст. 22 устава Лиги неприемлема для Советского Союза и её содержание не налагает на СССР никаких обязательств.

В годы второй мировой войны, давшей мощный толчок борьбе народов колоний за свою независимость, мандатная система потерпела полное крушение. Новой формой международно-правового режима, применяемого к бывшим мандатным территориям, явилась система международной опеки (см.).

История отдельных мандатов развивалась следующим образом.

В текст мандата была включена целиком Бальфура декларация (см.). На Англию была возложена ответственность за её проведение с обязательством "создать в стране такие политические, административные и экономические условия, которые обеспечат устройство еврейского национального очага" (ст. 2), поощрять еврейскую иммиграцию и "сплошное поселение евреев на землю" (ст. 6), предоставлять хозяйственные концессии Еврейскому агентству (см.) (ст. 11).

Мандат возлагал на Англию обязанность соблюдать в Палестине экономическое равенство граждан государств - членов Лиги наций - с английскими гражданами (ст. 18).

По англо-американской конвенции от З. XII 1924 года принцип "экономического равенства", предусмотренный ст. 18 мандата, был распространён на граждан США. Эта же конвенция не разрешала изменять условия мандата без согласия США.

Конвенция 1924 года, связанная с мандатом, обеспечивала возможность американского экономического проникновения в Палестину и политического вмешательства в дела этой страны. В то же время мандат нарушал элементарные права населения Палестины. На мандатария была возложена ответственность за охрану лишь "гражданских и религиозных прав всех жителей Палестины" (ст. 2), но политических и экономических прав граждан Палестины мандат не гарантировал.

После мандата на Палестину 9. IX 1922 был утверждён аналогичный текст мандата на Трансиорданию, но без декларации Бальфура.

Осуществление мандатной власти над Палестиной и Трансиорданией было поручено британскому верховному комиссару в Иерусалиме.

На основе мандата Англия установила в Палестине режим империалистической военно-полицейской диктатуры и превратила страну в свою фактическую колонию. Однако постоянные антибританские восстания арабов (1920, 1921, 1929, 1933, 1936- 39) привели Англию в 1937 к выводу, что "мандат пережил себя", и заставили её искать новые формы колониального господства над Палестиной (см. Пила проект, Лондонские конференции по палестинскому вопросу и Организация Объединённых наций).

После второй мировой войны в результате банкротства мандатной системы палестинский вопрос был передан на обсуждение ООН. Согласно решению II сессии Генеральной ассамблеи ООН от 29. XI 1947 года мандат на Палестину был отменён с 15. V 1948 года.

Мандат на Ирак - см. Англо-иракские договоры.

Мандат на Трансиорданию - см. Англо-трансиорданские договоры и соглашения.

Мандат на Сирию и Ливан - санкционировал политический, военный, административный и хозяйственный контроль Франции над Сирией и Ливаном.

Мандат обязывал Францию выработать в трёхлетний срок органический статут Сирии и Ливана "в согласии с местными властями".

Под нажимом других империалистических держав в текст мандата были внесены некоторые условия, направленные на обеспечение их позиций в Сирии и Ливане: равенство граждан (включая юридических лиц) государств, входящих в Лигу наций, с гражданами Франции; воспрещение изменять условия мандата без согласия Совета Лиги наций; подчинение юрисдикции Постоянного суда международной юстиции в разрешении всех разногласий между Францией и другими членами Лиги наций по поводу интерпретации и применения мандата и др. Особым соглашением между Францией и США, подписанным в Париже 4. IV 1924, на граждан США были распространены права, предоставленные в Сирии и Ливане гражданам государств - членов Лиги наций.

Долгие годы население Сирии и Ливана безуспешно боролось за отмену мандата.

Вопреки этим декларациям в Сирии и Ливане были сохранены органы французской мандатной власти, а в ноябре 1943 года де Голль, пытаясь сохранить колониальное господство французского империализма над Сирией и Ливаном, "интерпретировал" декларации Катру в том смысле, что мандат сохраняет силу. В Сирии и Ливане оставались французские и английские войска. В результате возник длительный конфликт (см. Сирии и Ливана конфликт с Францией и Англией), продолжавшийся и после того, как в июне 1945 мандат на Сирию и Ливан был отменён в силу ст. 78 устава ООН (введённой по инициативе советской делегации на конференции в Сан-Франциско).

Мандаты на Танганайку, Того, Камерун и Руанда-Урунди - предоставляли мандатарию полномочия на управление и законодательство в подчинённой мандату области в соответствии с законами мандатария и с правом изменять законодательство с учётом местных условий (ст. 9). На территорию мандата распространялись все международные соглашения, заключаемые мандатарием (ст. 8). Мандатарию вменялось в обязанность устранить все формы рабства, работорговли и принудительного труда, хотя тут же следовала оговорка, разрешавшая применять рабов "для важных общественных работ и служб". Мандатарию запрещалось создавать на территории мандата какие-либо военные или военно-морские базы и организовывать какие-либо туземные военные силы, кроме как для целей внутренней полиции и защиты территории (ст. 3); однако аналогичная статья в тексте французского мандата на Того и Камерун имела дополнение, разрешавшее Франции использовать вне территории мандата туземные войска, набранные на этой территории. Провозглашалось равенство граждан стран - членов Лиги наций на территории мандата.

На первой сессии Генеральной ассамблеи ООН эти территории были переданы под опеку бывших мандатариев.

Мандат на Юго-Западную Африку - передавал мандатарию полномочия на управление и законодательство на подмандатной территории, объявлявшейся составной частью мандатария. Практически правительство Южно-Африканского Союза превратило Юго-Западную Африку в свою колонию, а после окончания второй мировой войны отказалось представить договор об опеке и потребовало от ООН признания присоединения этой территории к Южно-Африканскому Союзу (см. Опека международная).

Мандат на Тихоокеанские острова к северу от экватора - Маршальские, Каролинские и Марианские - передавал эти территории мандатарию в общем на тех же условиях, что и прочие мандаты класса С. США долгое время оспаривали право Японии владеть этими островами и сняли свои возражения лишь в результате переговоров во время Вашингтонской конференции 1921-22 (см.). Вопреки ст. 4 мандата Япония превратила Маршальские, Каролинские и Марианские о-ва в военно-стратегический плацдарм для агрессии на Тихом океане. Выйдя в марте 1933 года из Лиги наций, Япония отказалась вернуть мандат и заявила, что намерена удержать Тихоокеанские о-ва за собой любыми средствами вплоть до применения вооружённой силы. В ходе второй мировой войны бывшие подмандатные территории Японии были заняты американскими вооружёнными силами (сентябрь - октябрь 1944 года), а после окончания войны (в январе 1946) президент Трумэн заявил, что правительство США намерено взять их под свою опеку. 6. XI 1946 года Государственный департамент опубликовал проект соглашения об опеке, который был одобрен Советом безопасности 2. IV 1947 года.

Мандаты на Новую Гвинею, острова Западные Самоа и другие о-ва Тихого океана южнее экватора отдавали эти земли в полное обладание государств-мандатариев на тех же условиях, как и прочие мандаты класса С. На первой и второй сессиях Генеральной ассамблеи ООН эти территории были переданы под опеку бывших мандатариев.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

10 шагов, которые нужно предпринять для получения международного синдицированного кредита

Шаги, которые российская компания должна предпринять для получения международного синдицированного креди­та, зависят от нескольких факторов и не являются одина­ковыми для всех заемщиков. Среди основных переменных факторов — цель финансирования, планируемая сумма кредита, структура обеспечения (если имеется), а также основная деятельность компании (текущая и планируе­мая), структура собственности, финансовое положение, отношения с банками и общая стратегия привлечения за­емных средств. Для некоторых заемщиков процесс будет дольше и потребует больше усилий, чем для других. Помня об этом, мы попытались описать основные стадии получения синдицированного кредита от начала до конца вместе с некоторыми принципами определения необхо­димого времени и затрат.

1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Сначала компания должна определить стратегические цели и финансовые планы на период существования кредита. Общая стратегия привлечения средств (включая долговое финансирование и увеличение собственного капитала) и прогнозируемые финансовые результаты будут важной частью данного уравнения, потому что они будут опреде­лять уровень обязательных финансовых коэффициентов (финансовых ковенант), которые заемщик сможет принять по данному кредиту. Также должны быть рассмотрены пре­имущества синдицированного кредита в сравнении с дру­гими долговыми финансовыми инструментами (включая выпуски облигаций на внутреннем или международном рынках, двусторонние кредиты, лизинговые соглашения, проч.). Относительные преимущества синдицированно­го кредита будут зависеть от отрасли, в которой работает заемщик, и его кредитного профиля.

После этого компания может установить основные целевые характеристики кредита: сумму, срок и валюту. Приемлемый уровень финансовых ковенант должен базироваться на консервативных оценках с достаточным запасом для маневрирования. Для компании также будет важно сделать количественные оценки ожидае­мого эффекта от любых запланированных при­обретений и продаж активов, слияний и погло­щений и реструктурирования долгов.

2. КОНСУЛЬТАЦИИ С БАНКАМИ

На следующем этапе заемщик должен про­консультироваться с ограниченным числом банков, которые имеют опыт работы на рынке синдицированных кредитов, и оценить реа­листичность целевых характеристик планиру­емого кредита. Эти консультации могут быть более или менее формальными в зависимости от характера и качества сложившихся отно­шений с банком. Зачастую банки привлекают своих специалистов из отдела синдицирован­ного кредитования, которые могут посетить компанию и сделать презентацию своих воз­можностей, представить свой анализ текущей рыночной конъюнктуры и свою оценку пози­ционирования заемщика на рынке.

Для предоставления своих заключений банкам может потребоваться дополнительная информация, например: каковы прогнозы относительно текущего или ожидаемого кредитного рейтинга (или рейтингов) от между народных рейтинговых агентств. Если цельш кредита является финансирование сделки по приобретению активов, то какова общая цена приобретения и как эта сделка будет финанси­роваться (распределение источников финан­сирования между заемным и собственным ка­питалом)? Если планируемый кредит является бридж-финансированием, то какова стратегия рефинансирования (за счет выпуска облига­ций, продажи части бизнеса, каких-либо акти­вов и т.д.)? Имеется ли оценка или, еще лучше сделаны ли финансовые прогнозы соотноше­ния долга к EBITDA и долга к собственному капиталу после проведения сделки на основе проформы отчетности?

Необходимое время: в целом в пределах 1-3 недель.

3. ЗАПРОС ПРЕДЛОЖЕНИЙ (RFP)

В запросе предложения (RFP) компания просит потенциальных организаторов син­диката определить условия, которые они го­товы предложить по кредиту, основываясь на окончательной структуре, определенной заемщиком, а также исходя из сумм обяза­тельств по их собственному участию в синди­цированном кредите.

Для компаний с частной формой собствен­ности данный шаг может быть очень корот­ким, это зависит от результатов, достигнутых на стадии консультаций. Если ранее получен­ные индикативные условия были достаточно подробными, то можно перейти непосредст­венно к последующей стадии мандатного письма и индикативных основных условий по финансированию (term sheet), речь о кото­рой пойдет ниже.

Однако в соответствии с существующими правилами проведение формального тенде­ра является обязательным для российских компаний с государственной формой собст­венности. В случае тендера большинство параметров кредита будут заранее опреде­лены заемщиком и изложены в развернутой тендерной документации. Участвующие в тендере банки просто указывают несколько основных параметров своего предложения (включая процентную маржу, единовременные комиссии, агентскую комиссию, комиссию за кредитное обязательство, прочие расходы) и автоматически соглашаются с прочими условиями, определенными в тендерной документации. Представленные на тендере условия являются обязательными банков-участников, и их предложения доставляют собой подписанные кредитные обязательства. Выбор банков — организа­торов синдицированного кредита осущест­вляется исключительно как выбор наиболее привлекательных условий, предложенных банками.

В качестве одного из элементов стадии RFP заемщики часто просят потенциальных организаторов описать предлагаемую ими стратегию синдикации и их опыт на рынке синдицированных кредитов, а также сообщить о сделках, ранее проведенных банками.

4. ПОДПИСАНИЕ МАНДАТНОГО ПИСЬМА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ

Основной целью мандатного письма явля­ется определение того, как синдицированная сделка будет размещена на рынке. Из чис­ла банков-организаторов заемщику нужно назначить букраннеров (Bookrunner), или менеджеров книги заявок, т.е. тех организа­торов синдиката, которые будут отвечать за активное привлечение перспективных бан­ков-участников. Большинство банков-орга­низаторов заинтересованы в роли букраннера, так как это дает им заметное положение на рынке. Другие ключевые роли, такие как кредитный агент, агент по документации (см. ниже), фронтирующий банк (если необходи­мо, см. ниже) и агент по связям с обществен­ностью, должны быть определены в мандате, хотя часто группа возможных банков-органи­заторов распределяет эти обязанности между собой в рабочем порядке.

Кроме того, предложение по финансиро­ванию (term sheet) будет служить основой для разработки кредитного договора (facility agreement). Ключевые параметры, такие как финансовые ковенанты, возможная структура обеспечения, а также накладываемые на заем­щика ограничения по приобретению/продаже активов, сделкам слияния, внутригрупповым ссудам, займам, залогам активов и т.д., мо­гут быть определены на этапе согласования юридической документации. В общем, если заемщик недавно выпустил предыдущий син­дицированный кредит, то ранее определенные и принятые обязательства могут служить ори­ентиром для нового кредита. Следовательно, если ожидаются или произошли существенные изменения в отношении ключевых параметров, то такие изменения должны быть согласованы с заемщиком и учтены при подготовке синди­кации на этом этапе.

Необходимое время: 1-2 недели в зависи­мости от числа банков-организаторов.

5. ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СИНДИКАТА И ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕМОРАНДУМ

Как только мандатные документы подписаны фокус внимания может быть смещен на марке­тинговые усилия для завершения синдикации кредита. Готовится информационный мемо­рандум, в котором, кроме прочего, описывается компания, ее положение на рынке, финансовая ситуация, результаты и прогнозы, а также де­тали сделки. Этот документ готовится одним или несколькими банками-организаторами на основании представленной заемщиком инфор­мации. Часто при подготовке нового документа организаторы используют в качестве основы предыдущие информационные меморандумы, документы по другим публичным размещени­ям, таким как проспекты эмиссии облигаций или отчеты рейтинговых агентств. Однако ста­рая информация должна быть обновлена. Если кредит имеет своей целью финансирование приобретения активов, то рекомендуется пред­ставить проформу финансовых показателей и прогнозы в предположении, что такая покуп­ка состоялась. Информационный меморандум всегда выпускается под ответственность заем­щика, который в письменном виде подтвержда­ет точность и полноту информации, представ­ленной в меморандуме.

При завершении подготовки списка пригла­шаемых банков обычно требуются сведения от заемщика о характере сложившихся сданными банками отношений. При этом в дополнение к маркетинговым усилиям букраннеров заемщик должен играть активную роль в предложении участия в сделке предполагаемым банкам-участникам для увеличения вероятности ус­пешной синдикации.

Необходимое время: 1-2 недели, в зависи­мости от уровня необходимой информации и оперативности, с которой заемщик может прове­рять и одобрять информационный меморандум.

6. ЗАПУСК СИНДИКАЦИИ КРЕДИТА

Синдикация официально начинается, когда букраннеры направляют приглашения с ука­занием условий сделки банкам — потенциаль­ным кредиторам, предлагая им присоединиться ксиндикации кредита. Все банки-организато­ры должны получить окончательное одобре­ние кредитного комитета до момента запуска синдикации.

Когда начинается синдикация, как правило банк-организатор, действующий на правах агента по связям с общественностью, делает заявление в средствах массовой информации в отношении сделки (пресс-релиз). Информа­ция о компании и сделке предоставляется в отраслевые издания и организации, связанные с международными синдицированными креди­тами (такие как Cbonds, International Financing Review, Euroweek, Loan Pricing Corporation, Dealogic, LoanRadar и т.д.)

Как уже говорилось выше, заемщик (а так­же крупные акционеры в некоторых случаях) должен играть активную роль в маркетин­ге сделки, дополняя действия букраннеров. Некоторые банки выдают обязательства по предоставлению кредитных средств относи­тельно легко, другие требуют дополнительную информацию, особенно в связи с вопросом о дополнительном бизнесе (side business), — этот вопрос стал решающим для принятия решения отдельными банками и, в конечном счете, для обеспечения успешной синдикации. Этот процесс часто может потребовать значи­тельного времени и энергии со стороны заем­щика и / или его основных акционеров.

Требуемое время: обычно минимум 3-4 не­дели, хотя на сегодняшнем рынке сроки предо­ставления обязательств по синдицированному кредиту часто удлиняются.

7. СОГЛАСОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Один из банков-организаторов действует в роли агента по документации, координируя переговоры по юридической документации между заемщиком и другими организаторами; это обычно происходит одновременно с эта­пом синдикации. Хотя согласованное ранее предложение по финансированию (term sheet) служит в качестве руководства для подготов­ки проекта соглашения, всегда существуют дополнительные вопросы, которые обсужда­ются банками.

Заемщик также может (но не обязан) нанять своего собственного юридического консуль­танта по сделке, чьи услуги могут быть сопо­ставимы по стоимости с услугами юридическо­го консультанта кредиторов. Это может облег­чить переговорный процесс, помогая заемщику разобраться в некоторых технических понятиях и ознакомиться с рыночной практикой.

После того как заемщик и банки-организато­ры согласовал и текст проекта соглашения, агент по документации представляет документ в дру­гие банки, которые взяли на себя обязательс­тво присоединиться к сделке. Чтобы избежать затягивания рассмотрения юридической доку­ментации внутри банка, проекты юридических документов также могут быть предоставлены банкам — потенциальным участникам, кото­рые уверены в том, что получат окончательное одобрение кредита, но пока еще его не получи­ли. Банкам, как правило, необходимо не менее 3-5 рабочих дней, чтобы проанализировать юридическую документацию и получить необ­ходимые внутренние согласования, прежде чем они смогут подписать документацию. У боль­шинства банков, подтвердивших свое участив не будет обширного списка комментариев’ хотя некоторые направят замечания, которые потребуют времени на проработку от агента по документации, соответствующего юридическо­го консультанта и заемщика.

В дополнение к соглашению особое вни­мание со стороны банков, подтвердивших свое участие, уделяется текстам юридичес­ких заключений, составленных юридически­ми консультантами кредиторов, в отношении обеспечения исполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору в со­ответствии с действующим законодательст­вом. Большинство сделок для российских банков заключаются по английскому праву. Юридический консультант кредиторов в этом случае будет составлять юридические заклю­чения как по российскому, так и по английс­кому праву.

Необходимое время: значительно варьиру­ется, как правило, проходит в течение 3-4 не­дель; хотя этот этап может быть начат ранее.

8. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ (CONDITIONS PRECEDENT) ДО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТА

Заемщик должен предоставить различные документы, подтверждающие, что необходи­мые авторизации, согласования и резолюции для совершения сделки были получены на локальном уровне и на уровне правления. Выполнение других пунктов, таких как пос­ледняя аудированная финансовая отчетность, подписанные юридические заключения, речь о которых шла выше, подписанный кредит НЬ1Й договор и т.д., могут также быть частью предварительных условий. Обычно юриди­ческий консультант кредиторов проверяет на 00тветствие и просматривает все требуемые п0Кументы и выпускает письмо с подтвержде­нием, что все документы получены в надлежа­щей форме (conditions precedent satisfaction Letter), что позволяет кредитному агенту формально подтвердить тот факт, что все предва­рительные условия выполнены.

Необходимое время: зависит от процесса получения заемщиком внутренних авторизации в отношении сделки.

9. ЗАКРЫТИЕ СДЕЛКИ И ПОДПИСАНИЕ СОГЛАШЕНИЯ

После согласования юридической докумен­тации всеми сторонами можно подписывать соглашение. Шампанское в студию! Должны быть подписаны и другие документы, напри­мер письмо о комиссии за организацию, пись­мо об агентской комиссии, обеспечительная документация и/или гарантии, если это при­менимо.

Существует несколько вариантов закрытия сделки, в том числе когда стороны отправляют копии подписанных документов юридическо­му консультанту кредиторов по факсу, а затем предоставляют оригиналы (получение которых может быть предварительным условием для выборки). Порой кредиторы предоставляют по доверенности право агенту по документации подписать соглашение от их имени.

Другой вариант состоит в том, чтобы про­вести церемонию подписания, когда заемщик и как можно большее число кредиторов, ко­торых возможно собрать физически в одном месте, подписывают документацию. Как прави­ло, там произносятся речи и тосты, посвящен­ные успешной сделке.

После подписания юридической документа­ции банк-организатор, действующий на правах агента по связям с общественностью, обычно выпускает пресс-релиз по сделке.

10. ВЫБОРКА КРЕДИТА

Когда все предварительные условия выполне­ны, заемщик направляет в адрес кредитного агента официальную заявку на использование кредита. Затем кредитный агент направляет эту заявку кредиторам. Кредиторы, как прави­ло, требуют получения такой заявки не менее чем за два рабочих дня до дня предоставления кредита, чтобы установить ставку LIBOR, по ко­торой они будут фондировать сделку.

Затем синдицированный кредит начинает свою жизнь. На этом этапе банки, действую­щие как организаторы, выполнили свои обяза­тельства по письму-мандату, и теперь их роль в сделке сводится к роли обычного кредитора. Кредитный агент обрабатывает технические аспекты сделки, а также консультирует креди­торов в случае необходимости по вопросам, требующим дополнений и поправок, возникаю­щих в связи с кредитной документацией.

Проблема разграничения доступа к информации существовала испокон веков. Полководцы хотели сберечь свои планы о наступлении, торговцы скрывали свои доходы, а революционеры - заговоры. Перед всеми ними стоял вопрос: как избежать утечки информации? Полного решения этой проблемы не существует и по сей день. Однако, некоторые современные стратегии управления доступом обеспечивают очень высокий уровень безопасности информации.

С приходом эпохи компьютеров озвученная проблема встала особо остро. В поисках решения было разработано множество систем управления доступом, которые использовали и новые и старые знания и наработки в этой области. На сегодняшний день наиболее надежной с точки зрения защиты информации считается мандатная система управления доступом, о которой мы и поговорим в этой статье.

SElinux

Зачастую двигателем к прогрессу в компьютерных технологиях, а особенно в информационной безопасности выступают военные ведомства. Существующие в операционных системах стандартные стратегии контроля за доступом не удовлетворяли военных США. Поэтому Агентство Национальной Безопасности взяло этот вопрос под свой контроль и организовало разработку новой операционной системы SELinux (Security-Enhanced Linux), которая бы обеспечивала высочайший уровень безопасности на основе отработанных годами в государственных структурах моделей контроля доступа к секретным документам. В результате появилась система Мандатного Управления Доступом. Разработками занимались компании Secure Computing Corporation и MITRE, результатом их работы, как уже говорилось выше, стала ОС SELinux. Она был выпущена, как общедоступный продукт по лицензии GPL.

Мандатное управление доступом (Mandatory Access Control, MAC) - это система разграничения доступа на основе уровня доступа субъекта (конфиденциально, секретно, совершенно секретно) и защитной метки объекта. Смысл в том, что субъект может получить доступ к тем объектам, у которых метка безопасности имеет тот же уровень или ниже, что и у объекта.

Субъект - это пользователь, вернее процесс, который он инициализирует.

Объект - это файл, программа, база данных и любой из ее объектов, даже сетевой пакет.

Также предусмотрена иерархическая структура уровней доступа (конфиденциально, секретно, совершенно секретно).

Всем субъектам и объектам назначаются так называемые метки - значение уровня доступа у субъекта и значение уровня конфиденциальности для объекта.

Каждый раз, когда субъект запрашивает объект происходит проверка соответствия меток и принимается решение о разрешении или запрете доступа. Так как структура уровней доступа иерархическая, то субъект имеет доступ к объектам соответствующего уровня конфиденциальности, а также ко всем другим уровням, находящимся по иерархии ниже. Проверка уровня доступа это вертикальная безопасность, но в MAC предусмотрена и горизонтальная. В дополнение к уровням безопасности, существуют категории. Благодаря им можно разграничивать доступ среди субъектов с одинаковым уровнем доступа. Тут нужно сказать, что категории - это не обязательная часть MAC, а лишь дополнительная возможность управления доступами.

Субъекты не могут наделять правами доступа другие субъекты. Это может делать либо администратор, либо специальное лицо, обладающее знаниями о необходимых правах для пользователей (как правило сотрудник безопасности).

Мандатный контроль доступа имеет две формы:

1) Многоуровневая система безопасности (MLS) - это первая реализация MAC, которую многие называют классической. Она как раз-таки описывает вертикальную структуру уровней безопасности, которую мы рассмотрели выше.

Наиболее известным примером MLS является модель Белла - Лападулы, разработанная в 1973 году для U.S.AirForce.

Вся суть этой модели отражена в схеме:

Bell-Lapadula model

Из схемы видно, что субъект с высоким уровнем доступа имеет право на запись и чтение объекта с высоким уровнем конфиденциальности. Он также может читать документы с более низким уровнем конфиденциальности, но не изменять. В свою очередь субъект с низким уровнем доступа может читать и записывать в объект с низким уровнем конфиденциальности. Чтение объектов с высоким уровнем конфиденциальности ему запрещено, но разрешена запись.

Хоть данная схема и предусматривает возможность субъектом с низким уровнем доступа записи данных в объект с высоким уровнем секретности, фактически это не работает, так как “секретные” файлы попросту не видны в каталоге.

2) Многосторонние системы безопасности (Multilateral security systems)

Эта форма более сложная. Помимо вертикального уровня безопасности с политикой конфиденциальности, накладывается и горизонтальный уровень безопасности. Он нужен для разграничения доступа внутри одного уровня доступа. Зачастую это просто необходимо даже в рамках одного отдела в компании. Имея один уровень доступа к секретным документам, нужно ограничить знания о каких-либо проектах. Для этого используется сегментирование, которое в свою очередь образует группы, или категории. Как показала практика, многосторонняя безопасность во многих случаях имеет большее значение, чем многоуровневая. Пренебрежение рисками утечки информации на одном уровне не раз приводило к громким провалам в мировой практике.

Но, как уже говорилось выше, многосторонняя система безопасности сложнее. За время ее существования был разработан ряд моделей организации безопасного доступа к данным. Три основные из них:

Модель секционирования (Compartmentation): Данная модель уходит корнями еще во времена Второй Мировой войны. Тогда она использовалась разведкой. Она основана на использовании кодовых слов и классификаций для разграничения доступа. Такая модель имеет ряд недостатков. Распространение кодовых слов приводит к появлению большого количества секций, особенно на уровнях классификации выше Совершенно секретно. Каждое сочетание кодовых слов дает новую секцию. В итоге их количество может быть огромным, и управление ими становится затруднительным.

Модель “Китайская стена”. Принципы этой модели строятся на опыте бизнес отношений. Согласно этой модели субъект может иметь доступ к информации, которая не входит в конфликт с информацией, с которой он работал ранее. Но изначально субъект может получить доступ к любой информации. Таким образом информация анализируется на предмет конфликта интересов. Если запрашиваемая информация входит в ту же группу конфликта интересов, что и предыдущая, то субъект получит отказ.

Британская медицинская ассоциация (BMA) представила свою модель управления доступом. Суть ее в том, что для определенных категорий субъект данных должен сам давать согласие на доступ, либо - запрет. Таким образом решение по управлению доступом принимает не централизованный орган, а субъект.

Основные принципы этой модели:

У каждого пациента будет несколько записей;

Каждая запись имеет список контроля доступа;

Любое изменение в списке контроля доступа возможно с одобрения пациента;

Должны быть предприняты меры противодействия по сбору личной информации о пациенте (в том числе и здоровье).

Преимущества и недостатки MAC

Как и любая система безопасности, MAC имеет плюсы и минусы. Рассмотрим их кратко.

Высокая степень надежности. Практически исключен взлом;

Автоматизированная проверка и обеспечение прав доступа;

Данные не могут быть изменены несанкционированно.

Требует много планирования;

Так как система MAC достаточно громоздкая, администраторы сильно загружены. Необходимо регулярно проверять назначение прав доступа;

Долгий и дорогостоящий процесс перехода на MAC, например с DAC.

Где применяется MAC

Изначально мандатное управление доступом было реализовано в специализированной операционной системе SELinux на основе архитектуры Flux Advanced Security Kernel (FLASK). Позже она появилась в FreeBSD Unix, SUSELinux и даже в распространенной Ubuntu Linux (AppArmor).

Мандатное управление доступом в России является отличительной чертой систем защиты Государственной тайны. Astra Linux Special Edition соответствует всем требованиям к системам обеспечивающим защиту данных уровня “совершенно секретно”. Поэтому она применяется в государственных структурах силовых ведомств и не только.

Как обеспечить мандатное управление доступом к отчетам FastReport

Так как отчеты в генераторах отчетов FastReport - это по сути файлы шаблонов, которые наполняются данными из баз данных, файлов или кода приложения, то для регулирования доступа к получению отчётов достаточно лишь ограничить доступ субъекта к шаблонам. Это относится к файлам шаблонов отчетов всей продукции компании Fast Reports.

И хотя генераторы отчетов FastReport не имеют собственной реализации MAC, они легко вписываются в операционные системы с мандатным управлением доступом.

Можно выделить три сценария использования мандатной системы управления доступом в отношении отчетов:

  • Управление доступом к файлам шаблонов отчетов;
  • Управление доступом к данным;
  • Управление доступом к полученным, сформированным отчётам.

Не только файлу можно задавать метки конфиденциальности, но и папкам. А значит – вы можете ограничить доступ сразу к группе отчетов или документов. Для построения отчетов используются либо штатные приложения из поставки генератора отчетов, либо пользовательские. Если вам нужно разграничить доступ к построению отчетов в принципе, то логичным будет установить соответствующую метку на исполняемый файл программы.

Вторая часть реализуется средствами СУБД. При создании подключения к источнику данных в отчете, вы заполняете помимо прочих поля: имя пользователя и пароль. Таким образом СУБД узнает какой пользователь системы пытается запросить доступ к базе данных или к конкретной таблице. При этом вы получите ошибку доступа к данным, сгенерированную при построении отчета.

Подводя итоги статьи хочется отметить нарастающий в последнее время интерес к системам мандатного управления доступом со стороны IT-комьюнити. Несомненно, появление операционной системы Astra Linux Special Edition и ее внедрение во многих государственных, получастных и частных предприятиях, где требуется соблюдение секретности – вот основные факторы популяризации MAC в России.

Читайте также: