Мальчики на право девочки налево как правильно

Обновлено: 28.04.2024


В одной из школ Петербурга уже несколько лет практикуется раздельное обучение мальчиков и девочек (хотя сами педагоги называют это “воспитанием с учетом гендерных особенностей”). По мнению учителей, у девочек больше развито левое полушарие головного мозга и эмоциональный интеллект, а у мальчиков – правое полушарие и абстрактное мышление. А значит, и преподавать предметы им нужно по-разному. Все за и против раздельного обучения взвесил собкор “Вестей FM” в Санкт-Петербурге Олег Яхонтов .

На первый взгляд, в этой петербургской школе все как обычно: на перемене первоклашки бегают и играют, старшеклассники листают учебники и общаются. Но лишь до того момента, как прозвенит звонок. После этого мальчики и девочки расходятся по разным классам.

Этот эксперимент начался в школе еще в 1993 году, когда сначала ввели раздельное обучение в начальных классах, а затем, увидев положительные результаты, расширили по 9-й класс. По мнению учителя начальных классов Елены Слобожаниновой, успех объясняется разным развитием мальчиков и девочек. Например, мальчикам больше по душе командный подход, а девочкам – индивидуальный. По-разному воспринимается и усваивается материал.

СЛОБОЖАНИНОВА : Совершенно разный подход к донесению материала: девочки воспринимают материал небольшими порциями. Нужно прорабатывать каждую деталь этого материала. Мальчишки воспринимают сразу много. Им нужен большой темп работы, нужно все время удивлять, нужно, чтобы на каждом уроке было какое-то открытие – тогда они включаются в процесс быстро.

По мнению ученых, речь идет не о том, что кто-то умнее, а о том, как устроен мужской и женский мозг. В школе эксперимент считают успешным. Разделение по гендерному признаку положительно сказывается и на дисциплине, и на успеваемости. Девочки не думают о том, как произвести впечатление на мальчиков, а те не задирают сверстниц, проявляя таким образом свое внимание, и не стараются казаться друг перед другом лучше за счет более слабых. По мнению директора школы Юрия Старикова, речь идет не о раздельном обучении, а об образовании “с учетом гендерных особенностей”.

СТАРИКОВ : К первому классу девочки на полтора года “старше” мальчиков по биологическому возрасту. У девочек лучше развит вербальный аппарат. Они лучше говорят, у них лучше развита мелкая моторика. Поэтому они более успешно усваивают уроки. Мальчики отстают в этом. И мальчики остаются мальчиками – они хотят себя проявить. И они проявляют любыми другими способами, чтобы обратить на себя внимание.

Впрочем, на переменах и на внеклассных занятиях ребята находятся вместе. Хореография, эстетическое воспитание, кружки и секции, а также обучение в старших профильных классах – гуманитарных, технических и естественно-научных – полностью смешанное.

Однако у подобной системы есть и критики. По их мнению, в раздельном обучении может быть свое разумное зерно, но ученые судят о работе мозга по косвенным признакам. И при любой интеллектуальной деятельности ребенка активно включаются оба полушария. То есть половые различия не определяют способность к обучению и не оказывают решающего влияния на развитие детей. Речь идет исключительно об индивидуальных способностях конкретного ребенка. По словам директора Царскосельской гимназии искусств Юрия Сидорова, для полноценного развития личности необходим опыт. И прежде всего – опыт общения и работы на уроках и с мальчиками, и с девочками.

В “мужские” и “женские” классы дети изначально попадают по желанию родителей. В школе есть и смешанные классы, поэтому жесткого разделения по полу, как это было в 40-х годах в СССР, нет. От системы “женских” и “мужских” школ в Советском Союзе отказались в 1954 году, хотя долгое время она считалась правильной. Кстати, сами дети, взрослея, иногда сетуют на то, что учатся исключительно в “мужском” или “женском” классе:

УЧЕНИЦА : Когда ты учишься только с девочками, ты потом не можешь найти общий язык с мальчиками.

УЧЕНИК 1 : Мне сложно с ними найти общий язык, мне не нравится то, что им нравится, и не знаю, на какие темы с ними разговаривать. Я даже стесняюсь, что ли…

УЧЕНИК 2 : Очень скучно без девочек жить! А женщины придают больше радости, красоты!

По мнению педагогов, задача школы – не только дать ребенку определенные знания, но и помочь ему адаптироваться в обществе, в том числе научить его общению с представителями противоположного пола. А во взрослой жизни мужчины и женщины живут и работают рядом – вне зависимости от развития полушарий головного мозга и уровня абстрактного мышления. Поэтому женские гимназии и мужские лицеи могут и должны создаваться, но только вместе с привычными общеобразовательными школами, где учат мальчиков и девочек вместе.

Популярное

МИХАИЛ ХАЗИН: "Они пытаются создавать некоторый информационный шум. Это всё бессмыслица. Это же не иск. Это пока только некоторые разговоры на тему. Предъявить это абсолютно невозможно, не говоря уже о том, что Россия в своих судах всем компаниям из этих стран может предъявить иски, что есть какие-то санкции, которые, кстати, тоже противоречат нормам ВТО".

МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: Понятно, зачем американцам нужен Китай. Они хотят нас развести с Китаем. Простейшая конструкция. Но если вы хотите действительно каких-то соглашений, то нужен компромисс. Американская политическая культура компромисс исключает, то есть моё – это моё, про твоё – мы поговорим. Ровно эта формула. Но есть ситуация, при которой компромисс с ними возможен – когда он построен на реальной силе.

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: Соединенным Штатам нужен минимум ответственности и максимум результата. Всем остальным, кого США бросают под паровоз, нужен максимум американского присутствия для того, чтобы утащить их вместе с собой под паровоз и тогда рассчитывать, что американцы вытащат и себя, и их. В такой логике они еще могут танцевать какое-то количество времени.

Читайте также: