Макияж как объект авторского права

Обновлено: 25.05.2024

Бывает, предпринимателю нужны фотографии для сайта, листовок или чтобы напечатать на сувенирах. Он втихаря скачивает картинки из интернета, использует для рекламы, а спустя несколько месяцев получает повестку в суд. Фотографии охраняются авторским правом. Те, кто использует их без разрешения, рискуют попасть на штрафы в десятки, а иногда сотни тысяч рублей.

Рассказываем, что такое авторское право, как его не нарушить и где взять фотографию для бизнеса.

Что такое авторское право

Труд фотографов, художников, музыкантов, писателей и других создателей охраняется авторским правом. Оно начинает работать, когда создатель впервые показал публике свое произведение: опубликовал работу в интернете или поучаствовал в выставке. С этого момента создатель официально становится автором — никто не может использовать его произведение без спроса (ст. 1257 ГК РФ).

Где законно взять фотографию для бизнеса

Найти в Гугле фото с лицензией на свободное использование. Поисковик позволяет найти фото с разными типами лицензий: на использование, на использование и изменение, на использование в некоммерческих целях. Для бизнеса подходят фото с лицензией на использование и на использование и изменение.

Поиск картинки в гугл

Чтобы найти нужную картинку,

Правила использования рядом с фото

Проверьте, действительно ли ее можно использовать для бизнеса бесплатно — ищите правила использования рядом с фото

Поиск картинки в гугл

Чтобы найти нужную картинку,

Правила использования рядом с фото

Проверьте, действительно ли ее можно использовать для бизнеса бесплатно — ищите правила использования рядом с фото

Использовать фотографии общественного достояния. Фотографии, автор которых умер минимум 70 лет назад, можно использовать бесплатно и без разрешения (ст. 1282 ГК РФ). Найти такие изображения можно в старых книгах, журналах и газетах. Главное — указать имя автора и не фотошопить.

Договориться с фотографом использовать фотографию бесплатно. Часто фотографы, особенно начинающие, не против, чтобы их снимки публиковали со ссылкой на автора. Им — реклама, вам — решение проблемы. Попробуйте договориться с автором на словах. Но учтите: в этом случае у предпринимателя нет юридических гарантий. Если фотограф вдруг подаст в суд, он наверняка выиграет дело.

Заказать или купить готовую фотографию. Чтобы избежать проблем, заключите с фотографом договор. Если хотите:

  • заказать съёмку фотографу, заключите договор авторского заказа;
  • купить готовую фотографию только для публикации, заключите договор о купле-продаже;
  • купить готовую фотографию для публикации, редактирования и продажи, чтобы фотограф больше никому не смог её продать, заключите договор о передаче исключительных прав.

Сфотографировать самостоятельно. Это бесплатно и безопасно. Но если вы снимаете скульптуру или памятник, узнайте годы жизни автора. Если не прошло 70 лет после смерти автора, произведение еще не стало общественным достоянием. Использовать такие фотографии для бизнеса без разрешения автора нельзя.

Если сомневаетесь, узнайте в местной администрации, охраняется ли памятник авторским правом. За это отвечают отделы по архитектуре, культуре или туризму — в разных городах по-разному. Если произведение защищено авторским правом, договоритесь со скульптором или архитектором: на словах или заключите с ним договор.

Что нельзя делать с фотографией

Если предприниматель возьмёт фото без разрешения, опубликует без имени автора или отредактирует, автор может подать на бизнесмена в суд (ст. 1255 ГК РФ).

Брать фото без разрешения. Прежде чем использовать чужую фотографию, договоритесь с автором. Автор имеет исключительное право на своё произведение (ст. 1270 ГК РФ). Это значит, что он распоряжается им как захочет: публикует, корректирует и разрешает другим использовать его за деньги или бесплатно.

Автор может передать исключительное право другому человеку, индивидуальному предпринимателю или организации — правообладателю (ст. 1285 ГК РФ). Тогда произведением будет распоряжаться правообладатель. Чтобы использовать фотографию, придётся договариваться с ним.

Исключительное право на произведение действует, пока автор жив, и еще 70 лет после его смерти. Если автор работал или воевал во время Великой Отечественной войны — 74 года после смерти. Если автора репрессировали, а после смерти реабилитировали — 70 лет после реабилитации. После смерти автора исключительным правом пользуются его законные наследники — договариваться нужно с ними (ст. 1281 ГК РФ).

Авторское право охраняет все произведения искусства и их изображения. Если вы собираетесь заработать на фотографиях известного памятника, заключите договор об использовании произведения со скульптором. Иначе вы нарушаете авторское право — скульптор может подать на вас в суд и наверняка выиграет дело.

История с магнитиками

Скульптор подал в суд на продавщицу сувенирки. Суд признал, что предпринимательница нарушила авторское право и обязал ее выплатить скульптору 40 000 ₽ компенсации.

Умалчивать имя автора. Если вы купили фотографию или получили её бесплатно, всегда указывайте имя автора (ст. 1265 ГК РФ).

Создатель имеет право быть автором своего произведения и подписывать его своим именем. Эти права бессрочные, их нельзя передать или продать. Даже если автор передал исключительное право на своё произведение или оно стало общественным достоянием, право авторства сохраняется.

Фотография на туристическом сайте с указанием автора

Фотография на туристическом сайте с указанием автора

Фотография на туристическом сайте с указанием автора

Фотография на туристическом сайте с указанием автора

Изменять фотографию. Нельзя отзеркалить фотографию, дорисовать что-то в Фотошопе без ведома автора и использовать для бизнеса как новое фото. Автор имеет право на неприкосновенность своего произведения (ст. 1266 ГК РФ). Фотограф может подать в суд на предпринимателя за то, что тот без разрешения отредактировал изображение и зарабатывает на нём. Скорее всего, придётся выплатить автору компенсацию — несколько тысяч или десятков тысяч рублей.

Право на изменение авторской фотографии

Да — использовать фотографию без изменений, автор Эллина Балиоз

Можно ли изменять автроское фото

Нет — изменить фотографию и использовать как новое изображение

Право на изменение авторской фотографии

Да — использовать фотографию без изменений, автор Эллина Балиоз

Можно ли изменять автроское фото

Нет — изменить фотографию и использовать как новое изображение

История с Путиным

Автор фотографии — журналист местной газеты — подал на предпринимателя в суд. Он сфотографировал Путина во время служебной командировки по заданию редакции местной газеты. Суд обязал бизнесмена выплатить журналисту 50 000 ₽ компенсации.

Что будет, если незаконно использовать фотографию

Суд учтет десяток факторов: как долго предприниматель использует фото, сколько денег успел заработать, впервые нарушает авторское право или нет.

Автор может потребовать компенсацию (ст. 1301 ГК РФ):

  • от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽;
  • в два раза больше, чем стоит право использовать фотографию.

Предприниматели, о которых мы рассказали, заплатили авторам произведений 40 000 ₽ и 50 000 ₽ компенсации и возместили им расходы на суд.

Если бизнесмен намеренно нарушит авторские права несколько раз, его бизнес могут закрыть по решению суда (ст. 1253 ГК РФ).

Памятка: как законно использовать фотографии

Шесть способов получить фотографию для бизнеса:

  • найти в Гугле фото с лицензией на свободное использование;
  • использовать фотографии общественного достояния;
  • скачать на фотостоках в интернете;
  • договориться с фотографом использовать фотографию бесплатно;
  • заказать или купить готовую фотографию у фотографа;
  • сфотографировать самостоятельно.

Не нарушайте авторские права. Если используете чужую фотографию, договоритесь с автором — на словах или заключите договор, указывайте имя автора и не редактируйте изображение без разрешения.

Чтобы использовать фотографии памятников, заключите договор со скульптором. Чтобы использовать изображения музейных предметов — спросите разрешения у музея.

Можно ли услуги визажиста-парикмахера отнести к объекту авторских прав на прическу и макияж, нанятого для оказания услуг в рамках проведения фотосессии в журнале. Что бы в последующем ограничить его права. Что бы эти фото он не мог использовать для показа своих работ.

Ответы на вопрос:

Фотографии являются объектом авторских прав, а услуги - нет.

Похожие вопросы

Два дня назад ходила к визажисту на пробный свадебный макияж и прическу. Прическа мне не понравилась, а макияж вообще был ужасный. Причем, я говорила свои предпочтения но визажист сделала все ровно наоборот. Я была в растерянности, но заплатила ей 1500. Сейчас понимаю, что эти деньги могла потратить на нормального визажиста, который бы сделал все верно. Могу ли я вернуть свои деньги? Она принимает на дому. Был испорчен мой день рождения, я сразу же смыла макияж. Говорила, что использует качественную косметику, а на деле я увидела дешевые средства. Что делать в этой ситуации?

Детский журнал делал фотосессии для детей и потом в общем журнале в интернете разместил этот журнал в электронном виде. Фото моего ребенка было не только в самом журнале но его фото разместили на обложке журнала, мне это не понравилось. Могу я потребовать удалить фото и если нет то что делать? Мне не нравится что фото моего ребенка на всеобщем обозрении.

Я фотограф, ИП. Выполнял заказ свадебного салона. Позднее, фотогорафию, которую я снимал для этого салона, увидел на обложке местного журнала, а также на рекламных щитах города. И фото использовалось для рекламы журнала, а не свадебного салона. Указание авторства в журнале нет. В редакции ответили, что фото им передал свдебный салон, который оплатил услугу фотосъемки и все права на дальнейшее использование принадлежат свадебному салону. Действительно ли салон теперь может использовать и передавать мои работы кому-либо по своему усмотрению? Нарушены ли мои авторские права? Могу я обратиться в суд о защите авторских прав?

Печать нужна ли парикмахеру или как у них много название парикмахер стилист, универсал, визажист, и т.д. персонально каждому парикмахеру печать нужна своя или нет.

Я недовольна услугой парикмахера (дочь заказывала омбре-парикмахер сделал что-то другое, отрезал волосы, хотя и не нужно было, испортил одежду краской, подстригая челку, остриг бровь, волосы покрасил неравномерно. Все фото имеются. На следующий день мы самостоятельно перекрасили волосы). Мы озвучили свои претензии парикмахеру и, согласно закону о правах потребителя, не оплатили услугу. Теперь парикмахер всем своим клиентам говорит обо мне гадости (не буду перечислять), что я бессовестная, просто не захотела платить. О своей, мягко говоря, некачественной работе она не говорит ни слова. Село у нас маленькое, я-учитель в школе. Это очень неприятно. Подскажите, пожалуйста, как наказать такого парикмахера.

Была на репетиции свадебной прически и макияжа. Прическа боле--менее устроила, макияж не понравился, но визажист уверила, что это дело привычки. Отдала деньги за репетицию и залог на день свадьбы. Пришла домой, посоветовалась с близкими и решила в этом салоне к свадьбе не готовиться. Позвонила, попросила вернуть залог, в тот же день. В день репетиции. Мне отказали. Что делать? До свадьбы еще месяц. Чеков договоров нет, как вернуть залог?

Очень беспокоит одна ситуация, примерно знаю статьи и права, но все же хотелось проконсультироваться.

Была проведена фото сессия на которой моя сестра помогала однагруппнице, суть помощи в том, что был создан образ, который должен был распечата и должен был показываться клиентам визажиста. В образ входила фотосессия с оголенным торсом сестры. После фото сессии выяснилось что фотограф не был оплачен, и он обещал использовать фото для рассылки в соц сети, если не заплатят за его услуги, иными словами визажист заплатил откровенными фото за работу и дала согласия на их дальнейшее размешение. Фото были выложены в соц сети и в дальнейшем якобы удалены. Мне бы хотелось вернуть деньги и получить расписку о том, что фото ни у кого из них нет ни на каких источниках, и что они не могут быть размещены.

Защита интеллектуальных авторских прав гражданско-правовыми способами

Интеллектуальные авторские права нарушаются и нуждаются в защите. Авторские права чаще всего защищаются способами, предусмотренными гражданским законодательством. Традиционно защита авторских прав гражданско-правовыми способами осуществляется судебными органами.

Монография представляет собой одну из первых после вступления в силу ч. 4 ГК РФ монографических работ, посвященных цивилистически доминантному комплексному (со сравнительно-правовыми элементами) анализу состояния защиты интеллектуальных авторских прав гражданско-правовыми способами и совершенствованию данных способов с учетом достижений отечественной и зарубежной доктрины и правоприменительной судебной практики. При этом под цивилистической доминантой защиты нарушенных или оспоренных интеллектуальных авторских прав понимается оригинальный и запоминающийся научный термин, означающий преобладание в доктрине и правоприменительной практике гражданско-правовых (в сопоставлении с публично-правовыми) способов защиты данных прав. Автор предполагает введение данного термина в научный оборот, а не в законодательство.

Данная монография содержит комплексный анализ гражданско-правовых способов защиты интеллектуальных авторских прав (признания права, взыскания неустойки, возмещения убытков, взыскания компенсации внедоговорного вреда и компенсации морального вреда); обоснование мер по их совершенствованию на базе действуюшего российского гражданского законодательства и материалов судебной практики их применения.

В монографии проанализированы нормы российского гражданского права, отдельные нормы зарубежного и международного частного права, материалы практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам, судов субъектов Российской Федерации и труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам защиты интеллектуальных авторских правах. Одновременно в монографии констатируются научные факты многочисленных недостатков действующего законодательства о гражданско-правовых способах защиты авторских прав, таких как пробельность законодательства (отсутствие и (или) неполнота дефиниций, условий и сроков применения гражданско-правовых способов защиты), а также некорректность, неопределенность и противоречивость целого ряда его предписаний.

Монография состоит из введения, трех глав, разделенных на восемь параграфов, и библиографии.

Глава I. Интеллектуальные авторские права и гражданско-правовые способы их Защиты

§ 1. Интеллектуальные авторские права по российскому, зарубежному и международному частному праву

Звучит достаточно тавтологично. Однако как бы там ни было, ясно одно: авторы охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, включая произведения науки, литературы и искусства, могут и должны рассчитывать на охрану своих произведений и, соответственно, на защиту своих интеллектуальных, в т. ч. авторских прав.

Определение понятия защиты, субъектов права на защиту, форм и способов защиты авторских прав требует предварительной хотя бы краткой характеристики самой категории интеллектуальных прав, видов авторских прав, источников их правового регулирования, а также сравнения (в необходимых случаях) с охраной произведений и защитой авторских прав их создателей в зарубежном и международном частном праве.

В других статьях ГК РФ подробно регламентируются конкретные виды интеллектуальных авторских прав, в т. ч. исключительное право на произведение (пп. 1 п. 2 ст. 1255, ст. 1256 и 1270); право авторства (пп. 2 п. 2 ст. 1255, ст. 1257 и 1258); право автора на имя (пп. 3 п. 2 ст. 1255); право на неприкосновенность произведения (пп. 4 п. 2 ст. 1255 и ст. 1266); право на обнародование произведения (пп. 5 п. 2 ст. 1255 и ст. 1268) и право на отзыв (ст. 1269).

См.: Дюма Ролан. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции / Отв. ред. И. В. Савельева. Пер. с фр. Т. П. Лукиной. З. А. Поляковой. М., 1989. – С. 18. Жюллио де ла Морандъер, Л. Гражданское право Франции. В З т. Т. 1. М., 1958. – С. 63.

См.: Дозорцев В. А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации М., 2003. – С. 346–393.

См.: Дюма Ролан. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. – С. 18.


Развитие интеллектуального права началось много веков назад. Первые нормы датируются еще XIV веком, связаны они с системой привилегий для поощрения новых изобретений, в том числе развития книгопечатания, и иных объектов авторского права. Несмотря на столь продолжительное развитие данной сферы до сих пор появляются спорные и интересные ситуации, связанные с появлением новых результатов творческой деятельности человека.

Все эти явления очень распространены в современном мире. Однако возможна ли охрана таких объектов с помощью норм авторского права?

В п. 1 ст. 1259 ГК РФ закреплено законодательное определение объектов авторских прав, которыми являются произведения науки, литературы и искусства не зависимо от достоинств и назначения произведения, а также способа его выражения. Однако для того, чтобы какой-то результат интеллектуальной деятельности был признан объектом авторских прав, необходимо, чтобы он отвечал критериям охраноспособности. К числу критериев признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав в литературе традиционно относят[4]:

1. Творческий характер труда. Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.

2. Выражение произведения в объективной форме. Исходя из п. 3 ст. 1259 ГК РФ, авторские права распространяются как на обнародованные, так и не обнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме.

В ст. 1259 ГК РФ макияж, грим и татуировки как объекты авторского права отсутствует в общем перечне. Однако перечень является открытым. Встает вопрос, могут ли они быть признаны объектами авторского права?




Упаковки LipKitsbyKylieCosmeticsв официальном аккаунте @kyliecosmetics[13]


Сравнение деталей оригинального макияжа и картинки на упаковке в официальном аккаунте @vladamua[14] (для наглядности фрагменты макияжа выделены белым):


Фабула дела заключается в том, что один визажист (Дарья Петухова) под творческим псевдонимом неправомерно использовала (скопировала) креативный макияж другого визажиста (Alex No), которая также опубликовала работу под творческим псевдонимом, и выставила результат работ на своей странице в социальной сети, указав себя автором.


Слева – автор макияжа AlexNo(оригинал); справа – автор макияжа Дарья Петухова[17](плагиат)

Неужели теперь обычным девушкам стоит с опасением наносить повседневный макияж? Вовсе нет, согласно позиции Выборгского районного суда Санкт-Петербурга макияж подлежит защите, если он оригинальный и имеет критерий объективной новизны. С критерием объективной новизны все понятно, но что означает оригинальный макияж? Оригинальный макияж не используют для повседневного нанесения. Он предназначен для различных мероприятий: фотосъемок, рекламы, показов, костюмированных вечеринок и т.д. Особенно ценится в индустрии Haute Couture и может быть целым произведением искусства. В пример можно привести показы Maison Margiela 2017 года, Chanel Haute Couture коллекция весна-лето 2013, Valentino Paris Haute Couture 2019, Dior коллекция весна-лето 2019, а также множество работ британки Пэт МакГрат (Pat McGrath)[21], являющейся одной из самых востребованных визажистов в мире.

Автор макияжаPatMcGrath, фотографии споказаValentinoParisHauteCouture 2019 в официальном аккаунте @maisonvalentino [22]

Несомненно, от других объектов авторского права макияж и грим отличает специфика материального носителя – лицо человека. Однако интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (п. 1 ст. 1227 ГК).


Автор татуировки (Виктор Витмилл) обратился в суд к создателям фильма. Федеральный судья Катерина Перри однозначно встала на сторону Витмилла, поэтому Warner Brothers поспешили заключить досудебное соглашение.

Вторым показательным делом является дело Solid Oak Sketches LLC v. 2K Games Inc.[25] Спор был между компанией, которой принадлежали права на татуировки для многих знаменитых баскетболистов, и создателями игры NBA 2K15 по поводу использования татуировок на виртуальных персонажах, созданных с образов реальных баскетболистов. Суд отказал истцу по формальным соображениям, однако права на сами татуировки не оспаривались.

Таким образом, в большинстве стран мира труд визажистов, гримеров и мастеров тату охраняется авторским правом, что подтверждается судебной практикой. Совершенно неважно, каким способом выражена идея автора, в форме фейс-чарта, эскиза или в форме макияжа, грима, татуировки на теле человека. Главное, чтобы результат удовлетворял всем вышеупомянутым критериям.

Читайте также: