Локарнские соглашения как попытка создание основы европейской безопасности

Обновлено: 16.05.2024

Тенденция к реформам была свойственна не только странам с устойчивой, традиционной парламентской системой (Великобритания, США, Франция, Скандинавские страны), но и отчасти для вновь образованных европейских государств.

Однако в 20-е гг. демократизация, реформы и политическая стабильность наблюдались там, где важную роль в обществе играли рабочее и демократическое движения, где формировался устойчивый умеренно-реформистский центр, способный воздействовать на государственное руководство и противостоять деструктивным силам в обществе. Слабый центр в условиях обостренной ситуации оказывался неспособным преградить путь к власти правоэкстремистским силам, как это имело место в Италии, или леворадикальным, как это случилось в России.

Непосредственным политическим продолжением плана Дауэса (читать про план вопрос 13) была конференция в Локарно (октябрь 1925 г.), созванная по инициативе английского консервативного правительства Болдуина—Чемберлена. Участниками этой конференции были Англия, Франция, Германия, Италия, Бельгия, Польша и Чехословакия. США формально не принимали участия в Локарнской кон¬ференции, но оказали весьма энергичную поддержку всем предложениям ее инициаторов.

Главным документом Локарнской конференции был так называемый Рейнский гарантийный пакт, подпи¬санный правительствами Англии, Франции, Италии, Германии и Бельгии. По этому пакту Германия, Франция и Бельгия признавали свои взаимные границы вечными и нерушимыми и обязались никогда не нападать друг на друга, а все возникающие между ними споры решать мирным путем. Стороны обязались также соблюдать постановления Версальского мирного договора о деми¬литаризации Рейнской зоны. Англия и Италия взяли на себя роль гарантов этого соглашения. Они обяза¬лись выступить против того, кто нарушит взятые на себя обязательства (выступить, однако, лишь по решению Совета Лиги наций). Нарушение положения о де¬милитаризации Рейнской зоны также признавалось ак¬том агрессии.

На Локарнской конференции были подписаны также германо-польское и германо-чехословацкое соглашения, по которым стороны обязывались не применять силы друг против друга, а все свои споры решать мирным путем. Однако попытка Франции добиться международной гарантии этих соглашений потерпела неудачу. Англия и Италия отказались взять на себя обязательство выступить против Германии в случае нарушения ею границ своих восточных соседей. Правда, Франция подписала с Польшей и Чехословакией гарантийные договоры, однако эти договоры не имели того значения, какое могли бы иметь международные гарантии.

Локарнские соглашения серьезно подорвали французскую систему союзов и окончательно лишили Францию руководящей роли на европейском континенте.

План Дауэса и его политическая надстройка — Локарнские соглашения — закрепили преобладающую роль Англии и США в вопросах европейской политики.

Локарнские соглашения разрядили напряженность в Европе, оказав умиротворяющий эффект на настроения европейцев. Слабостью "системы Локарно" была ее ограниченность. Она была сфокусирована фактически только на франко-германском примирении и не могла служить основой общеевропейского механизма обеспечения безопасности. Тем не менее, подписание соглашений создало в международных отношениях феномен "духа Локарно" как выражения общего настроя европейских стран на примирение и сотрудничество. Это настроение определило ослабление международной напряженности во второй половине 20-х годов.

Пакт Бриана – Келлога, также известный как Парижский пакт, получил свое название по именам инициаторов – госсекретаря США Франка Келлога и министра иностранных дел Франции Аристида Бриана. Подписан 27 августа 1928 года в Париже представителями США, Франции, Великобритании, Германии, Италии, Бельгии, Канады, Австралии,Новой Зеландии, ЮАС, Ирландии, Индии, Польши, Чехословакии, Японии.Изначально, предполагалось заключить двусторонний договор между США и Франции. В дальнейшем, по предложению американской стороны, договор стал многосторонним, открытым для подписания всеми странами. Договор состоит из трех статей, в которых договаривающиеся стороны подтвердили свои намерения разрешать все споры и конфликты, какого бы характера или какого бы происхождения они не были, только мирными средствами. Советское руководство не было приглашено к разработке документа, тем не менее, СССР стал участником Договора в 1928 году. Документом были созданы международно-правовые основания для ограничения использования силы в международных отношениях. Договор до сих пор сохраняет юридическую силу, несмотря на то, что все 15 первоначальных участников Договора нарушали его в разное время.


В Локарно договора семь международных соглашений , которые были переговоры в Локарно ( Швейцария ) с 5 по 16 октября 1925 года и подписанные в Лондоне 1 декабря 1925 года , после того, как парламенты утвердили. Они вступили в силу 10 сентября 1926 года, когда Германия присоединилась к Лиге Наций .

Германия, с одной стороны, и Франция и Бельгия, с другой, воздерживались от насильственного изменения своих границ, установленных Версальским мирным договором , гарантии которого взяли на себя Великобритания и Италия . Пересмотр восточных границ оставляет за собой право в Германию.

Германия могла опасаться нападения Франции только в том случае, если она сама была агрессором в конфликте с Польшей . Великобритания отвергла условия относительно восточных границ Германии, что означало, что Германия сохранила варианты действий.

Когда Локарнский договор иногда упоминается в единственном числе , то имеется в виду окончательный протокол конференции, в котором в приложении содержится ссылка на отдельные соглашения .

оглавление

Участники

Групповое фото, Локарнские договоры, 1925 г.



Немецкий канцлер Ганс Лютер , министр иностранных дел Германии Штреземан и представители Италии (на короткое время Бенито Муссолини ), Великобритания ( Austen Chamberlain ), Бельгия ( Вандервельде ), Франция ( Аристид Бриан ), Польша ( Александр Скшиньский ) и Чехословакия ( Эдвард Бенеш ). Представители двух последних стран участвовали только в переговорах, которые имели к ним непосредственное отношение. 7 октября 1925 года в Асконе между Лютером и Брианом состоялась важная, но неформальная подготовительная беседа.

Председателя конференции не было.

содержание

Безопасность, Рейн или Западный пакт

Заключительный протокол, подписанный в Лондоне, включал так называемый гарантийный договор между Веймарской республикой, Францией и Бельгией . Таким образом, Германия признала западную границу, установленную Версальским договором , которая была гарантирована Соединенным Королевством и Италией : если Германия нападет на Бельгию или Францию ​​( как в 1914 году ) или если бельгийские или французские войска войдут в Германию ( как в 1923 году ), гарантия силы стали бы военным вмешательством со стороны атакованного лица.

Гарантийные полномочия также должны вмешиваться в случае нарушения контракта. В арбитражных соглашениях между Германией и Францией, Германией и Бельгией разрешалось передавать споры в Лигу Наций или в международные суды.

Также была подтверждена демилитаризация Рейнской области, предусмотренная статьями 42 и 43 Версальского договора .

Восточные границы Германии

Германия также подписала арбитражные соглашения с Польшей и Чехословакией . Согласовано мирное урегулирование споров. Восточные границы Германии не были признаны в этих договорах, поэтому Германия оставила их изменение открытым. Только в эпоху нацизма Германия заключила пакт о ненападении с Польшей в 1934 году .

В случае нападения Германии оборонительные договоры между Францией и Польшей или Чехословакией предусматривали, что другая сторона должна выступить и вовлечь Германию в войну на два фронта. Германия признала эти договоры. Великобритания, с другой стороны, не гарантировала границ этих двух центральноевропейских государств. Однако французская гарантия оставалась бессмысленной, потому что Лиге Наций не было разрешено действовать на немецкой земле в случае санкций. В целом Локарнский договор предлагал частичную гарантию территориальной целостности договаривающихся государств.

Санкционные обязательства Лиги Наций

Готовились также к вступлению Германии в Лигу Наций, которая, однако, получила особые правила в отношении статьи 16 Версальского договора. Эта статья обязывала все государства-члены вводить санкции в отношении государства, которое пытается разрешить споры с помощью войны. Германия должна участвовать в санкциях только в той мере, в какой это позволяет ее географическое и военное положение. Такое расположение рассматривалось в первую очередь как невыгодное для Польши, потому что в случае советского нападения войскам западных держав было бы трудно помочь ему, если бы им не разрешили маршировать через Германию.

Европейские державы- победительницы Первой мировой войны пытались нормализовать отношения с проигравшей Германией с помощью договоров. На заднем плане был тот факт, что односторонний режим наибольшего благоприятствования, который Германский рейх должен был предоставить победоносным силам по Версальскому договору, истек 10 января 1925 года. С тех пор Германия смогла определить свою собственную торговую политику , что побудило ориентированных на экспорт предпринимателей во Франции и Великобритании потребовать общего, а также политического расслабления.

Западные державы также скептически относились к Рапалльскому договору 1922 года между Советской Россией и Германией . Переговоры были инициированы перепиской между Великобританией, Францией и Германией летом 1925 года, после того как министр иностранных дел Германии Густав Штреземан сделал 9 февраля предложение о взаимных гарантиях границ своей страны. Мирное развитие в Европе было также предпосылкой для получения важных займов из США .

Голы Штреземана


Немецкая делегация: посередине Густав Штреземан, слева от него Ганс Лютер и статс-секретарь фон Шуберт.

Для внешней политики Веймарской республики договор был особенно важен для того, чтобы сломать международную изоляцию, не позволить политике пересмотра зайти в тупик и добиться эвакуации из оккупированной Рейнской области . Штреземан был готов официально отказаться от Эльзас-Лотарингии и Эйпен-Мальмеди ради этих целей , демилитаризовать Рейнскую область и подчиниться решениям Лиги Наций в случае пограничных споров. Локарно также девальвировал военный союз между Францией и Польшей, заключенный в 1921 году. Штреземан объяснил эту связь 28 января 1927 года перед Reichszentrale für Heimatdienst (что соответствует сегодняшнему Федеральному агентству гражданского просвещения ):

Поэтому Штреземан был озабочен тем, чтобы избежать войны на два фронта в случае конфликта с Польшей, который он ни в коем случае не исключал ; Поскольку нарушение франко-германской границы автоматически означало вмешательство гарантирующих держав, Франция больше не могла оказывать военную поддержку Польше, не вступая в конфликт с Великобританией и Италией. Министр иностранных дел Бриан подтвердил союз Франции с Польшей посредством официального договора о гарантиях, который также был заключен 19 октября 1925 г .; Тем не менее всем осведомленным современникам было ясно, что польская безопасность была значительно ослаблена международной гарантией западной границы Германии. Попытки Польши закрыть этот пробел в безопасности с помощью соответствующих международных гарантий также на восточной границе Германии (так называемый Восточный Локарно ) были отвергнуты Германией.

7 сентября 1925 года, незадолго до Локарно, Штреземан написал бывшему наследному принцу Вильгельму и кратко изложил свои цели в отношении Локарно: репарации должны были быть сносными, иностранная оккупация немецкой территории закончилась и мир был обеспечен. Германия должна иметь возможность защитить немцев за границей , необходимо изменить немецко-польские границы, вернуть Данциг , часть Верхней Силезии и Польский коридор . На заднем плане соединение из немецкой Австрии .

Внутриполитические последствия в Германии

Последствия внешней политики

После заключения договора западные союзники постепенно прекратили эффективный мониторинг германского разоружения и заменили его в 1927 году фиктивным контролем Лиги Наций. Это позволило Германии восстановить большую армию в последующие годы, а не сейчас. Союзники начали эвакуацию из северной зоны оккупации. Кроме того, были ослаблены международные позиции Польши и ослаблены ее связи с Францией.

Конец Локарнских договоров

Адольф Гитлер и национал-социалисты со всей решимостью хотели пересмотреть результаты Версальского договора - в том числе и военными средствами . Локарнские договоры не позволили им продвинуть этот пересмотр.

Когда Национальное собрание Франции ратифицировало пакт о помощи, заключенный с Советским Союзом 2 мая 1935 года 27 февраля 1936 года , Германия заняла юридическую позицию, согласно которой Франция нарушила Локарнский договор. Гитлер был полон решимости использовать это как предлог для нарушения договора со своей стороны. Он не стал дожидаться окончательной ратификации французским сенатом : 7 марта 1936 года, в субботу, он рано утром позволил вермахту войти в демилитаризованную Рейнскую область . В 10.30 рейхсминистр иностранных дел Константин фон Нейрат сообщил французскому послу Андре Франсуа-Понсе, что Германия прекращает действие Локарнского договора, и предложил переговоры о двусторонней демилитаризации границы. Французское временное правительство Альбера Сарро было готово к военным контрмерам только в том случае, если их поддержала Великобритания. Это был не тот случай. Военная мощь немцев была переоценена. Так и осталось с резкими словесными протестами. Партнеры Локарно признали оккупацию Рейнской области, а вместе с ней и конец Локарнских договоров.

литература

веб ссылки

  • Локарнский договор, 16 октября 1925 г. , в: 1000dokumente.de
  • Закон о Локарнских договорах и вступлении Германии в Лигу Наций (текст договора на documentArchiv.de)
  • Локарнская конференция в LeMO

подтверждающие документы

    Эта страница последний раз была отредактирована 3 августа 2021 в 20:39.

В конце сентября 1925 г. германские послы в Париже, Брюсселе, Лондоне и Риме вручили правительствам, при которых были аккредитованы, вербальную ноту Германии о её согласии на созыв конференции для обсуждения гарантийного пакта.

Вручению ноты предшествовала острая борьба внутри Германии. Германское правительство находилось в затруднительном положении: националистически-реваншистские элементы противились всякому соглашению, означавшему окончательную потерю Эльзас-Лотарингии. По настоянию реакционно-националистических групп Ц1треземан вынужден был сопроводить свою ноту о согласии на конференцию двумя существенными оговорками: 1) касательно ответственности за войну и 2) относительно эвакуации Кёльна.

Эта оговорка Германии не встретила поддержки со стороны английской дипломатии. Ответ англичан гласил, что декларация о виновниках войны не может быть заслушана на предстоящей конференции. Вопрос об ответственности Германии за войну не будет поднят. Переговоры о пакте безопасности не могут ни изменить основ Версальского договора, ни повести к пересмотру суждений подписавших его правительств о событиях прошлого.

Что касается второго вопроса — об эвакуации Кёльнской зоны, то, по мнению английского правительства, срок этой эвакуации зависит лишь от выполнения самой Германией её обязательств по разоружению. В том же духе ответили Германии и все остальные правительства.

Со своей стороны и Штреземан подчеркнул стремление к миру, которым якобы проникнута Германия. Общее внимание возбудило его заявление представителям печати, что участие Германии в гарантийном пакте не означает отказа Германии от договора с СССР. Ясно было, что в германской дипломатической игре русская карта всё ещё оставалась предметом торга с державами Антанты; порой она служила и средством самого недвусмысленного немецкого шантажа.

Председателем конференции был Остин Чемберлен.

В первую очередь на конференции был подвергнут обсуждению Рейнский гарантийный пакт. Главным спорным вопросом на протяжении всей конференции был вопрос о статье 16 устава Лиги наций. Как известно, эта статья обязывала членов Лиги активно участвовать в тех карательных мероприятиях, которые Лига наций могла предпринять против нарушителей её устава. Ввиду предстоявшего вступления Германии в Лигу наций Штреземан заявил, что разоружённая Германия не в состоянии будет оказывать помощь, предусмотренную статьёй 16, тем государствам, которые подвергнутся нападению. Невозможно будет также для Германии в силу её экономического и финансового положения принимать участие 11 в применении экономических санкций против нарушителей мира.

Однако аргументация Штреземана не убедила Бриана. Он продолжал требовать вступления Германии в Лигу наций на общих основаниях. Бриан доказывал, что вхождение Германии в Лигу наций явится прочной основой взаимных гарантий и соглашений в Европе. Он заверил далее, что Рейнский пакт постепенно приведёт ко всеобщему разоружению. Таким образом, нет нужды ссылаться на то, что Германия обезоружена.

С 12 октября начались переговоры германской делегации с представителями Польши и Чехословакии об арбитражных договорах. Как известно, Германия, поддержанная Англией, отказалась заключить с Польшей и Чехословакией отдельные гарантийные соглашения.

В этих частных беседах германская дипломатия добивалась легализации вооружения Германии и уменьшения размера репараций. Однако осторожности ради она не требовала пока эвакуации второй и третьей Рейнской зоны.

В итоге работ Локарнской конференции были приняты следующие акты: 1) заключительный акт конференции, 2) Рейнский пакт, т. е. гарантийный договор между Германией, Бельгией, Францией, Великобританией и Италией, 3) арбитражное соглашение между Германией и Бельгией, 4) арбитражное соглашение между Германией и Францией, 5) арбитражный договор между Германией и Польшей, 6) арбитражный договор между Германией и Чехословакией, 7) соглашение между Францией и Польшей, 8) соглашение между Францией и Чехословакией.

В случае возникновения спорных вопросов, которые не могли быть разрешены обычным дипломатическим порядком, договор обязывал передавать их согласительной комиссии или третейскому разбирательству. В случае несоблюдения какой-либо из держав принятых сторонами обязательств, прочие участники договора обязывались немедленно предоставить свою помощь той стране, против которой направлен неспровоцированный акт агрессии. В статьях 4 и 5 определялись условия применения санкций к державам, нарушившим соглашения.

В силе оставались все постановления Версальского договора о демилитаризации Рейнской зоны, а также решения Лондонской конференции 1924 г. (план Дауэса).

В отличие от Версальского договора Локарнские соглашения были заключены с Германией, как с равноправной стороной. Германия вводилась в Лигу наций. Ей предоставлялось постоянное место в Совете Лиги наций как одной из великих держав.

Отныне перед германской дипломатией открывалась широкая международная арена. Уже Рапалльский договор поднял её авторитет. После него союзники стали искать примирения с Германией, опасаясь её сближения с Советской Россией.

1 декабря 1925 г. Локарнские соглашения были окончательно подписаны в Лондоне. Вскоре они были ратифицированы парламентами стран, участвовавших в пакте.

2. Локарнские соглашения (1925 г.) / Советско-германский договор (24 апреля 1926 г.)

В ряде дипломатических бесед, в официальной и полуофициальной переписке с советским правительством германское правительство всячески заверяло его в неизменности своей лойяльной и благожелательной к СССР позиции.

В разгар локарнских переговоров советское правительство воспользовалось поездкой народного комиссара иностранных дел на лечение на германские курорты, для того чтобы в личных беседах с руководителями германской политики выяснить перспективы будущих германо-советских отношений. В этом плане советской дипломатией выдвинуто было предложение закрепить эти отношения новым договором — о дружбе и нейтралитете.

Штреземан сделал всё возможное, чтобы уклониться от советского предложения. Он ссылался на то, что Германия хочет сперва закончить переговоры об экономическом соглашении с Россией, начатые в конце 1924 г. Штреземан предлагал ограничиться тем, чтобы предпослать этому будущему экономическому договору некоторое общее политическое вступление. Он заверял, что на большее Германия не может пойти, поскольку сама ведёт переговоры о западном гарантийном пакте. Наконец, Штреземан ссылался и на то, что договор о нейтралитете якобы несовместим с членством в Лиге наций. Советская дипломатия возражала. Она указывала, что в уставе Лиги наций нет запрета заключать договоры о нейтралитете: члены Лиги наций обязаны лишь доводить до сведения Лиги о всех заключённых ими политических соглашениях.

Со своей стороны советская дипломатия предостерегала Германию против статьи 16 устава Лиги наций. Она доказывала, что принятие этой статьи может вовлечь Германию в блок, направленный против СССР. Германская дипломатия уверяла, что эти опасения не имеют оснований. Во-первых, германское правительство сопровождает принятие статей 16 и 17 оговорками, в которых требует учесть безоружность Германии и особенности её географического положения. Во-вторых, самое при-1енение этих статей может иметь место лишь при единогласном Решении участников Лиги. Германское вето всегда может воспрепятствовать любому выступлению против СССР. Вообще Германия отнюдь не обязывается автоматически принимать участие в санкциях. Поэтому нельзя считать твёрдо установленным что следствия, вытекающие из статей 16 и 17, могут создать непреодолимые препятствия для поддержания германо-русских взаимоотношений.

Много усилий понадобилось советской дипломатии, чтобы добиться от немцев согласия заключить хотя бы советско-германский экономический договор. Документ этот был подписан 12 октября 1925 г.

При этих условиях советская дипломатия не могла не настаивать на принятии её поправок к статьям договора, трактующим вопросы нейтралитета, определения нападающей стороны и т. д.

Как статья 2, так и статья 3 вполне определённо имели в виду ограничить действия обязательств статьи 16 устава Лиги наций, которые могли втянуть Германию в коллективное выступление капиталистических держав против Советского Союза.

Заключение германо-советского договора явилось, несомненно, победой советской дипломатии. Им создавался некоторый противовес позиции европейских держав, устранивших Россию от участия в гарантийном Рейнском пакте. Этим значительно притуплялось антисоветское остриё Локарнских соглашений.

3. Обострение империалистических противоречий после Локарно. Неудача политики "замирения" Европы после Локарно (1928 г.)

В действительности умиротворение Европы достигнуто не было. В среде самих держав, подписавших Локарнский пакт, продолжали углубляться непримиримые противоречия.

Во взаимоотношениях Англии и США Локарно явилось переломным моментом. Добившись победы над Францией, британская дипломатия не стремилась с прежним рвением к дальнейшему сближению с Америкой. Сказалось и недовольство английских кругов проникновением американского капитала в британские колонии. Временное англо-американское сотрудничество всё более уступало место острым трениям между обеими державами.

Особенно резко обострились после Локарно отношения между Англией и Францией.

Позиция Англии вызывала растущее недовольство во Франции. В противовес британской политике англо-германского сотрудничества французская дипломатия встала на путь сближения с Германией. К этому её толкало также стремление освободиться от английской опеки.

Германская дипломатия со своей стороны спешила использовать эти новые тенденции во французской политике. Она с готовностью шла на сближение с Францией, полагая усыпить этим бдительность своего противника и разрешить в пользу Германии ряд важных экономических и политических проблем.

Прежде всего стало развиваться франко-германское хозяйственное сближение.

Французская дипломатия охотно поддерживала попытки соглашения между германскими и французскими промышленниками. Таким путём без применения военной силы разрешалась столь важная проблема, как сочетание хозяйственных ресурсов Франции и Германии. Это могло помешать Англии установить своё экономическое и политическое преобладание в Европе. Наконец, на путь хозяйственной сотрудничества с руководителями германской промышленности и банков толкало французов и финансовое положение их страны.

Новые тенденции французской внешней политики были неприязненно встречены британской дипломатией. Действительное сотрудничество недавних врагов не входило в её расчеты. Оно лишило бы Англию роли арбитра в европейских делах, франко-германское сближение было опасным для Англии и с экономической стороны. Оно поставило бы под угрозу её европейские рынки и затруднило бы возможности конкуренции для английской металлургии.

Для того чтобы помешать практической реализации нового курса Франции в отношении Германии, Англия активизировала свою политику сотрудничества с немцами. Она охотно оказывала дипломатическую поддержку Германии, навязывая ей свою дружбу взамен франко-германского сближения. Германская дипломатия получила благодаря этому дополнительные возможности для разрешения в свою пользу ряда международных проблем.

1925 г. - территориальные поселения между союзниками Первой мировой войны и новыми европейскими государствами.

Локарно договоры были семь соглашения , подписываемые в Локарно , Швейцария , в течение 5 по 16 октября 1925 и официально подписали в Лондоне 1 декабря, в котором первой мировой войны Западной Европы союзные державы и новые государства Центральной и Восточной Европы стремились обеспечить послевоенное территориальное урегулирование в обмен на нормализацию отношений с побежденным Германским Рейхом ( Веймарская республика). В нем также говорилось, что Германия никогда не пойдет на войну с другими странами. Локарно разделил границы в Европе на две категории: западные, которые были гарантированы Локарнскими договорами, и восточные границы Германии с Польшей , которые были открыты для пересмотра.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Планирование договоров
  • 2 гола
  • 3 Стороны и соглашение
  • 4 Эффект
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Дальнейшее чтение
    • 7.1 Первичные источники

    Министр иностранных дел Германии Густав Штреземан сделал своим высшим приоритетом восстановление престижа и привилегий Германии как ведущей европейской страны. Уход французов из-под оккупации Рура был запланирован на январь 1925 года, но Штреземан чувствовал, что Франция очень нервничает по поводу своей безопасности и может отменить уход. Осознав, что Франция глубоко желает британской гарантии своих послевоенных границ, но что Лондон сопротивляется, Штреземан разработал план, согласно которому все стороны получат то, что они хотят: через серию договоров, обещавших эти гарантии. Услышав это предложение, министр иностранных дел Великобритании Остин Чемберленс энтузиазмом согласился. Франция осознала, что ее оккупация Рура нанесла большой финансовый и дипломатический ущерб. [1] Затем министры иностранных дел собрались на швейцарском курорте Локарно в октябре 1925 года, где они пришли к соглашению по договорам.

    Первый договор был самым важным: взаимная гарантия границ Бельгии, Франции и Германии, гарантированная Великобританией и Италией. Второй и третий договоры предусматривали арбитраж между Германией и Бельгией , а также Германией и Францией в отношении будущих споров. Четвертый и пятый были аналогичными арбитражными договорами между Германией и Польшей, Германией и Чехословакией. Польша в особенности, и Чехословакия тоже чувствовали угрозу со стороны Локарнских соглашений, и эти договоры были попыткой их успокоить. Благодаря плану Дауэса Германия теперь регулярно выплачивает репарации. Успех Локарнских соглашений привел к принятию Германии в Лигу Наций в сентябре 1926 года с местом в ее совете в качестве постоянного члена. [2]

    Для британского правительства главными целями были содействие франко-германскому примирению и ожидание того, что примирение приведет к роспуску Францией своего Cordon sanitaire , так как французская система альянсов в Восточной Европе была известна в период между войнами. [3] Если бы Франция распустила свои союзы в Восточной Европе, Польша мирно передала бы территории, уступленные Германией по Версальскому мирному договору: Польский коридор , Вольный город Данциг (современный Гданьск , Польша) и Верхнюю Силезию . [4]

    Основным договором, заключенным в Локарно, был Рейнский пакт между Германией, Францией, Бельгией, Великобританией и Италией. Германия официально признала свои новые западные границы в соответствии с Версальским договором. Кроме того, первые три подписавших обязались не нападать друг на друга, а последние двое выступили в качестве поручителей. В случае агрессии одного из первых трех государств против другого все остальные стороны должны были оказать помощь стране, подвергшейся нападению. [5]

    Германия также согласилась подписать арбитражные соглашения с Францией и Бельгией и соглашения об арбитраже с Польшей и Чехословакией, взяв на себя обязательство передавать будущие споры в арбитражный суд или в Постоянную палату международного правосудия .

    Франция подписала новые договоры с Польшей и Чехословакией, пообещав взаимную помощь в случае конфликта с Германией. По сути, они подтвердили существующие союзные договоры, заключенные Францией с Польшей 19 февраля 1921 года и с Чехословакией 25 января 1924 года. Эти договоры также показали, что отношения между Францией и Германией не улучшились в значительной степени. [ необходима цитата ]

    Историк Салли Маркс говорит:

    Отныне будет царить дух Локарно, заменив примирение принуждением в качестве основы мира. Тем не менее, для некоторого мира оставалось отчаянной надеждой, а не реальностью. Некоторые люди знали, что дух Локарно был хрупким фундаментом, на котором можно было построить прочный мир. [7]

    Гитлер отказался от Локарно, послав войска в демилитаризованную Рейнскую область 7 марта 1936 года.


    Локарнские договоры 1925 года — семь договоров, ставших итогом переговоров, проходивших в швейцарском Локарно с 5 по 16 октября 1925 года и подписанных 1 декабря в Лондоне. Они вступили в действие 10 сентября 1926 года, когда Германия стала членом Лиги Наций.

    Основным документом, подготовленным в Локарно, стал Рейнский пакт — арбитражное соглашение между Веймарской республикой, Францией и Бельгией, которым предусматривалось, что возникающие между странами споры разрешаются мирным путём — через Лигу Наций или международные суды.

    В дополнение Германия заключила арбитражные договоры с Польшей и Чехословакией, в которых отказалась от военного решения территориальных споров. В этих договорах о поддержке этих стран на случай нападения заявила Франция. Отказ от военного решения территориальных споров на востоке никоим образом не означал отказа в целом от пересмотра восточных границ Германии. Экспансия на восток стала последовательным направлением во внешней политике Германии как минимум с момента заключения Версальского договора. Соглашениями с этими странами Франция обеспечила им поддержку в случае нападения.

    Европейские страны-победительницы в Первой мировой войне пытались путём договоров нормализовать свои отношения с побеждённой Германией. Срок одностороннего режима наибольшего благоприятствования в торговле, который Германия предоставляла державам-победительницам согласно Версальскому договору, истёк 10 января 1925 года. С этого момента Германия получала право на самостоятельную торговую политику, а ориентированные на экспорт французские и британские предприятия настаивали на ослаблении общей напряжённости, в том числе и политической. Свою роль также сыграло и недоверие западных держав в связи с заключением Германией в 1922 году Рапалльского договора с РСФСР. Локарнские переговоры были инициированы по результатам переписки между Великобританией, Францией и Германией летом 1925 года, после того как министр иностранных дел Германии Густав Штреземан выдвинул 9 февраля предложение о взаимных гарантиях в отношении границ своей страны. Мирное развитие Европы являлось важной предпосылкой предоставления кредитов со стороны США.

    Договор был важен для Германии прежде всего для того, чтобы прорвать международную изоляцию, продолжить ревизионистскую политику и освободить Рейнскую область. Ради этого Штреземан был готов официально отказаться от претензий на Эльзас и Лотарингию, округа Эйпен и Мальмеди, согласиться с сохранением Рейнской демилитаризованной зоны и подчиняться решениям Лиги Наций по территориальным спорам. Немаловажную роль сыграл военный союз, который в 1921 году заключили Франция и Польша, потерявший силу с заключением Локарнских соглашений. Штреземану в случае возникновения конфликта между Германией и Польшей, что он никоим образом не исключал, было важно избежать войны на два фронта. Поскольку нарушение германо-французской границы автоматически вело к вмешательству стран-гарантов, Франция в дальнейшем не могла оказывать военной поддержки Польше, не вступив в конфликт с Великобританией и Италией. Хотя министр иностранных дел Франции Бриан подтвердил союзнические отношения с Польшей в официальном гарантийном договоре, также заключённом 19 октября 1925 года, всем было очевидно, что безопасность Польши значительно ущемлена международными гарантиями, выданными в отношении западных границ Германии. Все попытки Польши закрыть эту брешь в системе своей безопасности аналогичными международными гарантиями в отношении восточных границ Германии, получили решительный отпор со стороны Германии.

    Правые силы Германии были настроены против заключения Локарнских договоров из-за уступок Германии, прежде всего, по вопросу западных границ. Немецкая национальная народная партия в знак протеста вышла из правительства. 27 ноября Локарнские соглашения были ратифицированы рейхстагом. Правительство получило поддержку со стороны Немецкой демократической партии и Социал-демократической партии Германии и заявило о своей отставке после подписания договоров, выполнив своё обещание 5 декабря. Крайние левые силы, опасаясь объединения Германии и капиталистических стран Западной Европы против СССР, выступили также против Локарнских соглашений.

    За свой вклад в дело укрепления мира Густав Штреземан и его французский коллега Аристид Бриан удостоились Нобелевской премии мира за 1926 год.

    Читайте также: