Как понять дотационная республика

Обновлено: 02.07.2024

Российские регионы сильно различаются по уровню экономического развития и бюджетных доходов. На это влияет множество факторов – от географического положения и ресурсной базы до развитости институциональной среды.

Такая неоднородность приводит к необходимости искусственного выравнивания бюджетной обеспеченности, чтобы помочь регионам, у которых не хватает собственных денег для финансирования расходов. Помощь федерального Правительства регионам называется межбюджетными трансфертами. Их можно разделить на 4 основные категории:

  • Дотации. Регионы тратят деньги преимущественно на свое усмотрение, большая часть – дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые считаются по определенной формуле и учитывают региональное неравенство.
  • Субсидии. Регионы и федеральное Правительство софинансирует конкретные расходы в определённых пропорциях (например, субсидии важной для региона отрасли экономики федеральное Правительство финансирует на 70%, а регион на 30%).
  • Субвенции. Целевые расходы на выполнение федеральных полномочий. Например, регион получает деньги на обеспечение жильем ветеранов.
  • Иные и прочие трансферты. Выделяются на определенные функции, например, на особые экономические зоны или конкретные региональные проекты.

Размер значительной части трансфертов зависит от уровня регионального и корпоративного лоббизма.

В 2019 году общая сумма трансфертов – 2,6 трлн рублей. В структуре преобладают дотации, хотя их доля в последние годы сильно колебалась – от 30% до 48%. Также стал увеличиваться вклад иных трансфертов, например, на нацпроект по дорожному строительству и безопасности в 2019 году выделено 122 млрд рублей.

Какие регионы самые дотационные и получают больше всего помощи?

Зависимость региональных бюджетов от федеральной помощи можно рассмотреть через долю трансфертов в доходах консолидированных региональных бюджетов.

Самые дотационные регионы

Средний уровень федеральной помощи в доходах регионов — 19% (2019 г.), но в России существуют хронически дотационные регионы, где эта доля на протяжении длительного времени превышает 50%. К этим территориям как правило относятся наиболее бедные регионы со слаборазвитой экономикой и/или районы, к которым приковано особое внимание федерального центра.

  • Республики Северного Кавказа (Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Дагестан). Доля трансфертов: 56-83%, больше всего в Ингушетии (83,4%) и Чечне (80,7%).
  • Соседствующие республики юга Сибири: Тыва, Алтай и Бурятия (54%-76%)
  • Удаленные дальневосточные регионы: Чукотка и Камчатка (58%-72%)
  • Крым, Севастополь и Калининградская область (особая экономическая зона). Доля трансфертов: 56-67%.

Регионы с минимальным уровнем трансфертов

На другом полюсе регионы, которые на 85% и больше финансируют расходы из доходов собственных бюджетов (или иных источников, кроме федеральной помощи).

Это крупные города: Москва и Санкт-Петербург (с областями), нефтегазовые регионы: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО и Тюменская область, Коми, Сахалин. Также это промышленно развитые регионы: Свердловская область, Красноярский край, Самарская область, Татарстан и т.п.

Наименее зависимый от федеральной помощь регион – Москва, город не получает дотации (как минимум последние 5 лет), а доля трансфертов в бюджете – менее 3%. По сумме бюджетных доходов Москва – один из крупнейших городов мира (в топ-5), что в некоторой степени связано с централизованной системой управления страной.

В 2019 году только 13 регионов (15%) относились к регионам-донорам, которые не получали из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Число регионов-доноров за последние 5 лет колебалось от 13 до 14.

Несмотря на важность помощи бедным регионам в рамках системы межбюджетных трансфертов, можно констатировать, что неизменность числа доноров свидетельствует о проблеме иждивенчества. При улучшении экономических условий и росте собственных бюджетных доходов регионы могут лишиться федеральных дотаций (или получить меньше), что снижает стимулы экономического развития.

В следующей статье рассмотрим душевую федеральную помощь регионам, скорректированную на уровень жизни и цен.

Экономические проблемы России: дотационные регионы без желания и возможности выйти на самообеспечение

Дотационными являются те регионы, у которых недостаточно собственных денежных средств для поддержания и функционирования своей инфраструктуры. Именно на эти цели им выделяют средства из федерального бюджета.

Если можно так выразиться, рентабельных регионов в России мало — в основном это регионы, где происходит добыча природных ресурсов, за их счет пополняется федеральный бюджет примерно на третью часть, также они участвуют в дотировании остальных регионов России.

В число регионов с наименьшими дотациями, где на 85% бюджет состоит из собственных доходов, входят Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленобласть, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область, Республика Коми, Сахалин.

Сюда же можно добавить такие хорошо развитые регионы как Свердловская область, Татарстан, Красноярский край, с некоторой натяжкой Липецкую и Кемеровскую области.

У основной части регионов России уровень дотационной поддержи составляет примерно 19-20%. Но у нас в стране также есть хронически дотационные регионы, большая часть которых формирует свой бюджет за счет дотаций из федерального центра - более чем на 50% в течение длительного времени.

Уровень поддержи федерального центра по различным регионам выглядит следующим образом:

Крым, Севастополь, Калининградская область: доля дотаций составляет 56 - 67%.

Дальневосточные регионы: Чукотка, Камчатка, доля дотаций 59% -73%.

Тыва, Алтай, Бурятия: дотации 53% -76%.

Для республик Северного Кавказа: Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Дагестан: доля дотаций 55-84%.

Самая максимальная доля дотация в Ингушетии - 83,4% и Чечне - 80,7%.

Как видно из приведенных данных, самыми дотационными регионами являются Дальний Восток, Частично Сибирь, Крым, республики Северного Кавказа. Они требуют самого высокого уровня финансирования, их бюджеты практически полностью состоят из средств, выделяемых центром..

Почему же не развиваются дотационные регионы, какие есть способы повысить доходы их бюджетов и благосостояние граждан, перестать быть зависимыми от дотаций центра? У одних нет желания, у других нет возможностей. Или проблемы всё же иного плана.

Здесь много разных причин, но есть и основная — когда из центра стабильно поступает необходимое количество денежных средств, у чиновников нет мотивации предпринимать какие-то действия чтобы изменить сложившуюся ситуацию, они не стремятся развивать свой регион, поскольку деньги всё равно дадут.

Так проходит время, и десятки лет в России немалое число регионов даже при наличии немалых поступлений из федерального бюджета и огромных собственных ресурсах находятся в упадке и не развиваются.

А ведь можно создавать льготные условия для организации производства, для торговли, строительства, пытаться привлекать инвесторов, организовывать новые рабочие места, что повлечет за собой снижение уровня безработицы, уровень которой достаточно высок в дотационных регионах.

В девяти российских регионов безработица превышает десять процентов, в дотационных регионах меньше всего работающего населения. Там есть все возможности для повышения квалификации работающих, переобучения, но многие к этому не стремятся. В то же время бюджетные средства на поддержание таких регионов расходуются, а частные инвестиции не привлекаются.

В таких депрессивных в экономическом плане регионах как республика Тыва, Алтай, отдельные регионы Северного Кавказа всегда исторически были проблемы с работой, а сами регионы, такие, например, как Северный Кавказ, достаточно густонаселенные. Сложно победить ту же безработицу, если экономическое развитие регионов остается на низком уровне, все взаимосвязано.

Получается, человеческие ресурсы там есть, но профессиональных кадров, желающих работать, — мало. Именно поэтому не приходят инвестиции в эти регионы. Инвесторы попросту не хотят вкладывать свои средства в регион, где мало квалифицированных кадров, вот такой замкнутый круг.

Еще одна причина состоит в том, что инвесторы, в частности иностранные, не верят в Россию в принципе, не говоря про отдельные регионы, у которых даже внутри нашей страны не самая лучшая с экономической точки зрения репутация. Свою роль сыграли и антироссийские санкции.

Подытожив все сказанное, можно сделать вывод, что в ближайшее время больших изменений в сложившейся ситуации с дотационными регионами не предвидится: выбраться из хронической дотационности на фоне преодоления последствий пандемии вряд ли удастся у большинства таких субъектов. Выход в привлечении инвестиционной привлекательности регионов, разработке программ, которые бы позволяли наращивать собственные доходы. Но и здесь без вложений не обойтись.

В течение ближайших трёх лет Крым и Севастополь будут ежегодно получать из федерального бюджета около 50 млрд рублей дотаций на сбалансированность своих бюджетов. В 2015 году дотация составит 50,9 млрд, в 2016 году — 52,7 млрд, в 2017 году — 54,7 млрд рублей.

Целевого назначения эти средства не имеют. Власти Крыма и Севастополя смогут потратить деньги по своему усмотрению. Кроме дотаций, правительство РФ заложило ещё примерно по 35 – 40 млрд руб. ежегодных неинвестиционных расходов на Крым. Средства будут направлены напрямую из федерального бюджета на конкретные цели, в частности на:

Участники митинга в поддержку итогов референдума в Крыму и братского украинского народа.

  • субсидирование тарифов на электроэнергию,
  • пенсии военнослужащим и членам их семей,
  • создание территориальных органов власти,
  • оплату труда гражданского персонала,
  • создание МинКрыма.

Какие дотации Крым уже получил в этом году?

Крым и Севастополь уже получили 55 млрд руб. на сбалансированность собственных бюджетов, а ещё около 100 млрд руб. было выделено из федерального бюджета на:

  • территориальные органы власти,
  • выплату пенсий и социальных пособий,
  • организацию летнего отдыха,
  • дорожное строительство.

Средства были выделены из антикризисного фонда правительства, в том числе, за счёт замораживания на 2014 год накопительной части пенсий.


В прошлом месяце и.о. главы Республики Крым Сергей Аксёнов заявил, что общий объём финансирования программы социально-экономического развития Крымского федерального округа до 2020 года составит 825 млрд рублей. Из них 695 млрд руб. выделят из федерального бюджета.

Какие регионы считаются дотационными в России?

В 2014 году федеральные дотации на выравнивание бюджетов субъектов РФ составляют 439 миллиардов рублей.

Самую большую дотацию в этом году получили:

  • Республика Якутия (51 млрд руб.),
  • Республика Дагестан (43 млрд),
  • Камчатский край (31 млрд).

Распределение дотаций региональным бюджетам России на 2014 год

Дотационный регион

Дотация,

млрд руб.

Кол-во населения,

тыс. чел.

Размер дотации на

1 жителя, руб.

Республика Саха (Якутия)

Республика Горный Алтай

В соответствии с бюджетом 2014 – 16 годов, в 2015 и 2016 дотации не предусмотрены для следующих регионов:

Натальей Зубаревич

  • Республика Татарстан,
  • Белгородская область,
  • Калужская область,
  • Ленинградская область,
  • Московская область,
  • Самарская область,
  • Сахалинская область,
  • Свердловская область,
  • Тюменская область,
  • Ярославская область,
  • Москва,
  • Санкт-Петербург,
  • Ненецкий автономный округ,
  • Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
  • Ямало-Ненецкий автономный округ.

Какие регионы считаются донорами в России?

По состоянию на 2014 год, донорами считаются Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Татарстан, Самарская область, Тюменская область с автономными округами (ХМАО и ЯНАО) и Сахалинская область.


Какой регион считается донором?

Донором считается регион, который не получает дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

К регионам-донорам относятся:

  • финансово-экономические центры (Москва, Санкт-Петербург);
  • преимущественно сырьевые регионы;
  • экономически развитые регионы (Башкирия, Татарстан);
  • промышленно развитые и частично сырьевые регионы (Красноярский край, Пермская, Самарская, Липецкая области).

Что такое дотация?

Дотация — бюджетные средства, предоставляемые региональному бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Дотации не оговариваются каким-либо целевым направлением средств.

Согласно закону, дотация предоставляется в случаях, если доходных источников недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.

Проект распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и утверждается при рассмотрении проекта федерального закона во втором чтении.

Поэтому сегодня мы разберем, что такое дотация, кому она выдается, и чем дотация отличается от субсидии.

Деньги на дотации

Дотация – это …

Стоит отметить, что это понятие используется только в экономическом контексте. Когда мы подаем милостыню или жертвуем на храм, мы не говорим, что сделали дотацию.

Суть понятия: дотация – это денежные средства, выдаваемые на компенсацию каких-либо издержек (что это?) или для покрытия убытков.

Выделение дотации предполагает, что существует сторона, дающая денежные средства, и сторона, их получающая.

Кто выдает дотации:

  1. государство – из бюджетов различных уровней (от федерального до местного);
  2. предприятия (для своих сотрудников).

Получателями дотаций могут быть:

    , чем федеральный (субъекты РФ);
  1. отрасли, имеющие приоритетное значение для национальной экономики (сельское хозяйство, наука, образование, медицина и т.д.);
  2. граждане, чей уровень жизни ниже прожиточного минимума (это как?);
  3. социально-незащищенные категории граждан (дети-сироты, пенсионеры, инвалиды и т.д.).

Отличие дотации от субсидии

На первый взгляд, эти два понятия очень похожи. Что их объединяет:

  1. это материальные (чаще всего – денежные) средства, выделяемые в качестве финансовой помощи;
  2. помощь является безвозмездной (не нужно возвращать ни денежные средства, ни проценты за пользование).

Определение

Виды дотаций

Классификация дотаций осуществляется в зависимости от того, кто является их получателем. Далее рассмотрим немного подробней отдельные виды дотаций.

Дотации субъектам РФ

Территория нашей страны огромна, в ней есть плодородные земли и пустыни, леса и степи, тундра и горы.

Очевидно, что субъекты РФ отличаются друг от друга размерами, наличием и видами природных, экономических и трудовых ресурсов (это как?), и, как следствие – уровнем экономического развития.

Это значит, что некоторые регионы РФ в состоянии обеспечить своим гражданам достойный уровень жизни, а некоторые – нет.

Именно поэтому государство, стремясь достичь сбалансированности в развитии всех своих субъектов, дотирует менее обеспеченные регионы.

Виды

Предоставление дотаций субъектам РФ регламентируется Бюджетным Кодексом (БК) РФ. В частности, в ст. 131 сказано, что дотирование региональных бюджетов производится по специальной методике.

Данная методика учитывает среднюю расчетную бюджетную обеспеченность (БО) регионов (без учета 10 наиболее и 10 наименее обеспеченных субъектов РФ). БО, в свою очередь, зависит от соотношения налоговых поступлений в бюджет и его расходов.

Дома

Дотирование субъектов РФ проводится на плановой основе. Проект о распределении дотаций ежегодно вносится в Федеральный Закон о федеральном бюджете на следующий финансовый год, который затем утверждается Государственной Думой.

Суммы

Контроль за распределением дотаций и их расходованием осуществляет Счетная Палата РФ.

Дотации производителям (отраслям)

Рыночная экономика основывается на принципах самоокупаемости и самофинансирования. А это предполагает свободное формирование цен.

Государство, стремясь поддержать социально и экономически значимые сферы, и с целью недопущения неконтролируемого роста цен в этих отраслях, выдает производителям дотации из государственного бюджета.

Используя эти средства, предприятия не вправе превышать уровень цен, установленный государством на определенные виды продукции или услуги.

Примеры дотационных сфер производства и услуг:

  1. сельское хозяйство;
  2. сфера обслуживания ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства);
  3. образование и наука;
  4. медицина и т.д.

Дотации физическим лицам

Дотирование граждан осуществляется как на государственном уровне (из федерального, регионального или местного бюджета), так и на уровне отдельных предприятий и работодателей.

Монетки

В этой статье мы довольно схематично рассмотрели вопрос дотаций, чтобы дать общее представление. Более детально мы затронем эту тему в следующих статьях. До встречи на страницах нашего блога! Всем удачного дня!

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Государство сначала забирает федеральные налоги, а потом распределяет между регионами. Понятно, что без дотаций не обойтись, иначе население бедных регионов начнет массово мигрировать в богатые регионы, что приведет к обезлюдиванию больших территорий страны, такой процесс уже происходит в селах и деревнях.

Вопрос только в том, действительно ли дотации доходят до тех, кто реально в них нуждается или одним чиновникам?

Читайте также: