Лишение права как мера административного наказания научная статья

Обновлено: 02.07.2024

В книге рассматривается комплекс теоретических вопросов, связанных с концепцией административных наказаний в праве, с учетом прежде всего конституционных и международно-правовых основ их установления и применения. Исследуется фундаментальная проблема административно-деликтной юриспруденции - сущности мер административной ответственности с позиций их места в системе мер административного принуждения. Особое внимание уделяется рассмотрению административных наказаний как системы. Отдельный блок составляет анализ видов административных наказаний с позиций их исторического развития и современного состояния законодательства об административных правонарушениях.
Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических ВУЗов и факультетов, практических работников, а также для всех интересующихся современными проблемами административного права и административной ответственности.

Государственное принуждение: понятие, особенности и общие вопросы специализации.
В общепринятом понимании принуждение - управленческое воздействие, имеющее место в отношениях общесоциального формата. Поэтому в обществе существует множество разновидностей принуждения: физическое, психологическое, семейное, педагогическое, общественное, экономическое, внешнеэкономическое, государственное и т.д. Принудительные меры могут применяться как к индивидуальным, так и к корпоративным субъектам общественных отношений. Но нас интересует принуждение прежде всего как управленческое воздействие в контексте государственно-властной деятельности в той мере, в какой это позволяет раскрыть суть административного наказания. В данной связи принуждение с позиций отечественной юриспруденции рассматривается непосредственно как средство охраны государственно-организованного порядка, как метод государственной деятельности, осуществляемой на основе юридических норм.

Огосударствленное принуждение, включая универсальные характеристики принуждения как метода управления, наполняется собственным содержанием, выводимым на основе выявления общего знаменателя его отраслевых установок. Характеристике принуждения как метода государственного управления и его роли в обеспечении государственно-властных предписаний посвящен ряд содержательных академических трудов, что освобождает от необходимости изложения всех аспектов этого явления.

В основе истоков определения государственного принуждения лежат признаки, вытекающие из основных характеристик государства, которые достаточно популярно рассматриваются в государствоведческой литературе . Государство, как автономно действующий социально-политический организм, призвано удерживать своих подданных (граждан) в рамках определенных им же правовых установлений. Такое сдерживание, будучи предопределенным для целей максимального удовлетворения прав большинства членов государственно-организованного общества, осуществляется посредством установления их обязанностей, подкрепленных к тому же реальными государственными механизмами их выполнения. Располагая мощным средством социально-властного воздействия на членов указанного общества, государство обладает исключительной монополией на их применение, причем не без предварительного конституционного согласия легитимной части своего народа - носителя суверенитета и единственного источника власти.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Административно-принудительная природа административных наказаний (методолого-управленческие аспекты)
§ 1. Убеждение и принуждение как методы управленческой деятельности: понятие, содержание и отличительные особенности
§ 2. Государственное принуждение: понятие, особенности и общие вопросы специализации
§ 3. Административное принуждение: понятие и его характерные черты
§ 4. Классификация мер административного принуждения
§ 5. Административное наказание как мера административного принуждения и ретроспективное измерение административной ответственности
Глава II. Общеправовые условия, предопределяющие характер административных наказаний
§ 1. Конституционные основы юридической ответственности, определяющие характер административных наказаний
§ 2. Международно-правовые основы установления и применения административных наказаний
§ 3. Соразмерность как общеправовая категория и принцип установления и применения административных наказаний (методологический аспект)
Глава III. Административное наказание: его понятие, содержание и цели
§ 1. Административное наказание: понятие и признаки
§ 2. Цели административных наказаний, их виды и содержание
Глава IV. Система административных наказаний по действующему административному законодательству
§ 1. Система административных наказаний: понятие, признаки и административно-правовое значение
§ 2. Классификация административных наказаний: основания и содержание
§ 3. Квазиадминистративные наказания (методология вопроса)
Глава V. Виды административных наказаний, условия и порядок их применения
§ 1. Предупреждение как мера административного наказания
§ 2. Административный штраф как мера административного наказания
§ 3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения как мера административного наказания
§ 4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как мера административного наказания
§ 5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, как мера административного наказания
§ 6. Административный арест как мера административного наказания
§ 7. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства как мера административного наказания
§ 8. Дисквалификация как мера административного наказания
§ 9. Административное приостановление деятельности как мера административного наказания Заключение. О концепции развития теории административных наказаний.

Проблемы исполнения административных наказаний - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Право и образование

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

А.Г. Рыжова, соискатель кафедры конституционного и административного права Волжского университета им. В.Н. Татищева

В настоящей статье отражены положения ст. 31.1. КоАП РФ, согласно которой исчисление десятидневного срока обжалования постановления о наложении административного наказания начинается со дня вручения или получения правонарушителем копии постановления, что практически не вызывает каких-либо трудностей, когда копия постановления вручается правонарушителю немедленно в суде после рассмотрения дела об административном правонарушении, так как в этом случае процессуальный срок обжалования начинается на следующий день от даты, указанной правонарушителем в расписке о получении копии постановления.

Ключевые слова: мировые судьи, административное наказание, исполнение постановления об административной ответственности, срок обжалования, срок вступления постановления в законную силу, получение или вручение копии постановления.

На стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (далее в настоящей статье административное дело или дело), реально применяются административные взыскания, а значит, фактически реализуются меры административной ответственности, данная стадия завершает производство по делам об административных правонарушениях, именно здесь исполняются принятые по делам постановления, решения, осуществляется карательное воздействие.

Для этих целей постановление по административному делу должно быть исполнено. В противном случае невозможно решить задачи законодательства об административных правонарушениях, установленные ст. 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту

КоАП РФ), в число которых входят как непосредственно защита объектов пра-воохраны от противоправных посягательств в виде административных правонарушений, так и предупреждение правонарушений [1, с. 43].

Вступление постановления по административному делу в законную силу означает, что с этого момента оно подлежит исполнению. Однако при этом возникает необходимо определить момент, когда постановление по административному делу вступает в законную силу, так как именно с этого момента лицо официально признается правонарушителем, считается виновным, привлекающимся к административной ответственности, что учитывается, например, при решении вопросов о квалификации повторных правонарушений, о выдаче лицензий на приобре-

тение оружия, на истечение срока наказания, на определение окончания установленного годичного срока исполнения назначенного административного наказания. Кроме того, с момента, когда постановление об административном правонарушении вступит в законную силу, оно становится обязательным для исполнения всеми субъектами прав, на которых возложена такая обязанность.

На основании ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если оно не было обжаловано в установленный законом срок [1, с. 417], при этом в ст. 30.3 Кодекса сказано, что жалоба на постановление может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями копии постановления [1, с. 411], здесь же следует учесть, что подача жалобы на постановление, а также опротестование в 10-дневный срок прокурором приостанавливает его вступление в законную силу.

Пунктом 2 ст. 31.1 Кодекса установлено, что если постановление было обжаловано или опротестовано в установленные сроки (или если судья восстановил пропущенный по уважительной причине срок обжалования) и принятое по жалобе, протесту решение его не отменило (ст. 30.7 Кодекса [1, с. 414]), то постановление вступает в законную силу по истечении срока обжалования названного выше решения (если оно, в свою очередь, не было обжаловано или опротестовано) [1, с. 417].

Кассационная судебная жалоба, протест на решение мирового судьи,

принятые при рассмотрении дела во второй инстанции, приостанавливают вступление постановления (решения) в законную силу. Если кассационная жалоба, протест на решение, были рассмотрены судом субъекта РФ общей компетенции и было принято решение, которым постановление (решение) оставлено в силе (изменено) и которое не подлежит обжалованию, то такое решение вступает в силу немедленно. А значит, немедленно вступает в силу и не отмененное кассационной инстанцией постановление, и с момента вынесения такого постановления наступает обязанность по исполнению данного постановления.

Следует отметить, что ранее действовавший Кодекс об административных правонарушениях РСФСР иначе решал вопрос о времени вступления постановления о назначении виновному административного взыскания в силу. В КоАП РСФСР было установлено, что «постановление о наложении ад-

Новое правило более демократично, оно лучше обеспечивает защиту прав граждан, должностных лиц, юридических лиц от неправомерного привлечения к административной ответственности. Что же касается немедленного вступления в силу постановления об аресте, то это исключение из общего правила. Вопросы о том, насколько такое исключение оправдано во всех случаях применения административного ареста, не следует ли это делать лишь при наличии особых обстоятельств, заслуживают серьезного обсуждения. К примеру, по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, предусмотрены с 1 января 2008 г. санкции в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток или лишения права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет, и так как в данной статье установлена такая санкция как арест, то она подлежит исполнению немедленно после вынесения судебного поста-

новления. Как правило, протоколы об административном правонарушении в таких случаях составляются сотрудниками ГИБДД в течение одного-двух дней, однако для установления наличия юридического факта дорожно-транспортного происшествия этого времени недостаточно. Например, в производстве мирового судьи судебного участка № 29 Центрального района г. Тольятти за первом полугодии 2008 г. находилось два дела по ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ [1, с. 177], производство по которым мировым судьей было прекращено по основанию п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения [1, с. 338]. Через месяц после составления протокола о привлечении лица по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ должностным лицом ГИБДД были вынесены определения об отказе в возбуждении административного дела в связи с отсутствием вины данного лица в совершении дорожно-транспортного происшествия.

Из этого следует вывод о том, что необходимо составлять протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ после рассмотрения материалов по дорожно-транспортному происшествию либо сразу проводить по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ административное расследование в порядке ст. 28.7 КоАП РФ [1, с. 398].

На определение момента вступления в законную силу постановления об административной ответственности существенно влияет и то обстоятельство, когда оно вручено или получено, лицом, в отношении которого вынесено данное постановление, так как срок на обжалование постановления начинает

течь со дня его вручения или получения лицом, привлекаемым к административной ответственности [1, с. 411].

На практике у мировых судей вручение постановления по административному делу лицу, привлекаемому к административной ответственности и иным лицам, участвующим в деле, производится секретарем судебного участка непосредственно после оглашения постановления. В этом случае определить момент, когда постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, несложно, поскольку данный вопрос достаточно подробно регламентирован ст. 31.1 КоАП РФ.

Относительно получения постанов -ления о наложении административного наказания лицом, которое не участвовало в рассмотрении административного дела, мировые судьи сталкиваются с проблемой определения срока получения в этом случае постановления об административной ответственности.

Так, в целях соблюдения установленных ст. 29.6 Кодекса сроков рассмотрения дел: 15 дней со дня получения мировым судьей административного дела, а в случае поступления ходатайства от участников производства по административному делу либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен мировым судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц [1, с. 403], кроме того, ч. 3 данной статьи установлены сокращенные пятидневные сроки рассмотрения административных дел, предусмотренных ст. 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56 главы пятой Ко-

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Онлайн калькуляторы

Заключение

В завершении курсовой работы хотелось бы отметить, что административное наказание представляет собой установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения, применяемую только к лицу, признанному виновным в совершении такого правонарушения, и заключающуюся в обусловленном ею лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя. Обоснованно, административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Задачи законодательства позволяют определить основные направления его реализации. Цели административных наказаний определяют их функции. В данном случае функция служит тем правовым средством, благодаря которому происходит объективация цели в определенный юридически значимый результат.

Правильный выбор, назначение и исполнение административного наказания соответствующего совершенному противоправному деянию административного наказания, определяющее меру ответственности виновного лица, обеспечивают решение задач по защите и охране законных прав, свобод и интересов населения.

Источники и использованная литература:

Законы и иные нормативные акты:

Монографии, учебные пособия, научные статьи:

  1. Айрих В. А. Целесообразность и эффективность института административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований // Актуальные проблемы административной ответственности. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 102.
  2. Антонова Л. Б. Проблемы назначения административных наказаний. // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. С. 75.
  3. Бахрах Д. Н. Административное право России. – М.: Эксмо, 2019. 807 с.
  4. Василенко Г. Н., Артемова Ю. А. К вопросу о генезисе правовой категории административного наказания в России // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2018. № 1 (45). С. 151.
  5. Галлиган Д. Административное право. История развития и основные современные концепции / Д. Галлиган, В. В. Полянский, Ю. Н. Старилов. – М.: ЮРИСТЪ, 2019. 410 c.
  6. Давыдова Е. В. Действия работодателя в случае лишения или приостановления специального права работника // Отдел кадров коммерческой организации. 2013. № 8. С. 113.
  7. Камолов С. Г., Кириллова Е. А., Павлюк А. В. Институт Административной ответственности. Монография. М., 2017. С. 96.
  8. Козлов М. Предупреждение как мера административного наказания // Налоги и налоговое планирование. 2011. № 4. С. 87.
  9. Конин Н. М. Административное право России. Общая и Особенная части / Н. М. Конин. - М.: ЮРИСТЪ, 2019. 560 c.
  10. Липинский Д. А., Мусаткина А. А. Цели и функции административных наказний // Административное право и практика администрирования. 2017. № 2. С. 20-37.
  11. Липинский Д. А. Функции административной ответственности // Административное право и практика администрирования. 2015. № 3. С. 63.
  12. Максимов И. В. Административные наказания. Научные труды. - М.: Норма, 2008. 299 с.
  13. Панкова О. В. Настольная книга судьи по делам об административных правонарушениях. М.: Проспект, 2013. 124 с.
  14. Позднякова Е. В., Боренштейн А. Л. Административный штраф как финансово-правовая мера ответственности // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 3 (36). С. 117.
  15. Прохорцев И. А. Административный штраф: вопросы установления, применения, исполнения // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. СПб., 2015. С. 199.
  16. Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс. – М., 2004. С. 590.
  17. Чернышов Д. В. Особенности функций, целей и задач административного надзора в российском административном праве / Д. В. Чернышов // Юридическая наука: история и современность. 2020. № 2. С. 52-59.

Словари, справочники, энциклопедии:

  1. Юридический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007. 1152 с.

Сноски

[1] Липинский Д. А. Функции административной ответственности // Административное право и практика администрирования. 2015. № 3. С. 63.

[3] Галлиган Д. Административное право. История развития и основные современные концепции / Д. Галлиган, В. В. Полянский, Ю. Н. Старилов. – М.: ЮРИСТЪ, 2019. 410 c.

[4] Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс. – М., 2004. С. 590.

[5] Василенко Г. Н., Артемова Ю. А. К вопросу о генезисе правовой категории административного наказания в России // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2018. № 1 (45). С. 151.

[6] Антонова Л. Б. Проблемы назначения административных наказаний. // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. С. 75.

[7] Юридический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007. 1152 с.

[8] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с поправками от 30 декабря 2008 года, от 5 февраля 2014 года, от 1 июля 2020 года) // СЗ РФ. 2020, № 31, ст. 4398.

[9] Липинский Д. А., Мусаткина А. А. Цели и функции административных наказний // Административное право и практика администрирования. 2017. № 2. С. 20-37.

[10] Радько Т. Н. Теория функций права. – М.: Проспект, 2014. 220 с.

[11] Конин Н. М. Административное право России. Общая и Особенная части / Н. М. Конин. - М.: ЮРИСТЪ, 2019. 560 c.

[12] Максимов И. В. Административные наказания. Научные труды. - М.: Норма, 2008. 299 с.

[13] Бахрах Д. Н. Административное право России. – М.: Эксмо, 2019. 807 с.

[14] Чернышов Д. В. Особенности функций, целей и задач административного надзора в российском административном праве / Д. В. Чернышов // Юридическая наука: история и современность. 2020. № 2. С. 52-59.

[15] Панкова О. В. Настольная книга судьи по делам об административных правонарушениях. М.: Проспект, 2013. 124 с.

[16] Камолов С. Г., Кириллова Е. А., Павлюк А. В. Институт Административной ответственности. Монография. М., 2017. С. 96.

[17] Козлов М. Предупреждение как мера административного наказания // Налоги и налоговое планирование. 2011. № 4. С. 87.

[18] Прохорцев И. А. Административный штраф: вопросы установления, применения, исполнения // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. СПб., 2015. С. 199.

[19] Позднякова Е. В., Боренштейн А. Л. Административный штраф как финансово-правовая мера ответственности // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 3 (36). С. 117.

[20] Давыдова Е. В. Действия работодателя в случае лишения или приостановления специального права работника // Отдел кадров коммерческой организации. 2013. № 8. С. 113.

[21] Дело об административном правонарушении № 5-418/2014 // Архив Онгудайского районного суд.

[23] Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19 сентября 2018 года).

[28] Айрих В. А. Целесообразность и эффективность института административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований // Актуальные проблемы административной ответственности. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 102.

[29] Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. 11 мая 1994 г.) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163

[30] Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1998.

Административное наказание как мера ответственности, применяемая в определенном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение. Его цели и виды, применение и правила назначения в пределах, установленных КоАП Российской Федерации.

Рубрика Государство и право
Вид научная работа
Язык русский
Дата добавления 21.01.2010
Размер файла 39,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

    Введение
  • ГлаваI.Общая характеристика административных наказаний
    • §1.Понятие и цели административного наказания
    • § 2. Система административных наказаний
    • §1.Характеристика административных наказаний
    • § 2.Правила назначения административного наказания

    Введение

    Актуальность проблемы административного наказания обусловлена сегодня, по меньшей мере, тремя основными факторами:

    1) экономическим - стремлением государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах;

    2) политическим - необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод граждан; созданием и поддержанием режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно-властных правовых отношений;

    3) правовым - созданием в России нового и реформированием старого административного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а также устанавливающего меры административной ответственности, административного наказания, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях.

    В конце 2001 г. был принят, а с 1 июля 2002 г. вступил в силу КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №195 ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями). . Действовавший ранее Кодекс РСФСР об административных правонарушениях был принят еще в 1984 г. и отражал существовавшие тогда концепции государственного управления. В новых социально-экономических условиях многие его нормы перестали учитывать реалии времени и фактически утратили силу. Несмотря на многочисленные изменения и дополнения, которые вносились в этот акт, он являлся архаичной юридической конструкцией, не соответствовал во многом положениям Конституции РФ, не отвечал потребностям современного российского общества.

    В этой связи возникла острая необходимость принять новый законодательный акт, который, с одной стороны, обеспечивал бы провозглашенные Конституцией РФ приоритет прав и свобод человека и гражданина, способствовал защите безопасности личности, общества и государства, всех видов собственности, а с другой - отражал потребности государственного регулирования экономики.

    Целью научной работы является исследование понятия административного наказания в свете принятого КоАП РФ, а также систематизация понятий в системе административных наказаний.

    Объектом исследования являются правоотношения, которые регулируются и охраняются административным правом.

    Предметом научной работы является административное наказание, как элемент административной ответственности.

    Глава I. Общая характеристика административных наказаний

    В КоАП РФ 2002 года за совершенные административные правонарушения законодатель предусматривает не административные взыскания, а административные наказания, что, по сути, соответствует целям и задачам построения демократического, правового и справедливого государства.

    Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами пункт 1 статьи 3.1. КоАП РФ .

    Административное наказание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательную цель и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица пункт 2 статьи 3.1. КоАП РФ .

    Административное наказание - это разновидность административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке.

    Административные наказания применяются за нарушение норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права, Их назначение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права, возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение года не совершило нового административного правонарушения. К тому же административное наказание всегда отражает данную государством официально и гласно отрицательную оценку совершенного правонарушения.

    КоАП РФ существенно перераспределил компетенцию судов и иных субъектов административной юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Если КоАП РСФСР предусматривал 43 федеральных органа, которые могли рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать решения по ним, то КоАП РФ установлено 62 субъекта административной юрисдикции федерального уровня. Помимо судов это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также 60 органов системы исполнительной власти. Подобное увеличение численности субъектов административной юрисдикции обусловлено в основном существенным возрастанием предусмотренных КоАП РФ составов административных правонарушений.

    Кроме того, в субъектах РФ в дополнение к субъектам административной юрисдикции, перечисленных в КоАП РФ, могут создаваться административные комиссии и иные региональные коллегиальные органы, а также уполномоченные на то органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ. В их компетенцию входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ.

    В соответствии со статьёй 22.1. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции:

    судьями (мировыми судьями);

    комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

    мировыми судьями;

    комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

    административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

    В соответствии с изменившимися условиями рыночной экономики Особенная часть КоАП РФ была дополнена новыми составами административных правонарушений. В кодексе появилась специальная глава 15, в которой сформулированы нормы, предусматривающие административную ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. В этой главе содержатся 26 составов административных правонарушений, за которые законодатель устанавливает административную ответственность.

    § 2. Система административных наказаний

    Система наказаний представляет собой целостный инструмент административно-правового воздействия. Она не сводится к простому перечню видов наказания.

    Законодатель, принимая КоАП РФ, стремится создать набор мер наказания, который, по мнению законодателя, позволил бы:

    учитывать различия преступного поведения, личность правонарушителя;

    выбирать наиболее подходящие к типовым ситуациям виды наказания;

    обеспечивать эффективность наказания, восстанавливая правовой мир и порядок в соответствии с интересами общества, чувством социальной справедливости.

    Таким образом, система наказаний должна отражать цели правовой и административно-правовой политики и содействовать эффективной ее реализации.

    В статье 3.2. КоАП РФ закреплены следующие административные наказания:

    предупреждение;

    административный штраф;

    возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    административный арест;

    административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

    дисквалификация;

    административное приостановление деятельности.

    Все девять названных наказаний тесно связаны между собой и образуют единую систему. Их, прежде всего, объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое наказание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты; применение любого означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.

    Указанные в статье 3.2. КоАП РФ виды наказания образуют систему видов наказания, позволяющую суду на основе закона с учетом опыта судебной практики, общественного правосознания и научных рекомендаций рационально и по возможности эффективно использовать различные меры воздействия на правонарушителя, сочетая имущественные лишения, ограничения собственно личных неимущественных неотъемлемых прав и интересов, воздействие на психологическую структуру личности, ограничения использования своих профессиональных возможностей в будущем.

    Свойства системы административных наказаний, так или иначе, раскрываются на протяжении всей истории существования административного наказания судебной практикой и осмысливаются административно-правовой наукой.

    По действующему КоАП РФ система видов наказания в целом и каждый отдельный вид наказания содержат в себе комплекс различных средств воздействия на виновного.

    В соответствии со статьёй 72 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 3.2. КоАП РФ, все наказания можно поделить на устанавливаемые централизованно и децентрализованно. Централизованно может быть установлено любое из 9 наказаний, а децентрализовано - актами субъектов Федерации - только предупреждение и административный штраф.

    По действующему кодексу об административных правонарушениях входящие в нормативный перечень виды наказания по юридическому значению могут быть подразделены на: а) основные, б) дополнительные, в) наказания, могущие быть основными и дополнительными.

    Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно выделить: морально-правовое (предупреждение статья 3.4. КоАП РФ ); имущественные (административный штраф статья 3.5. КоАП РФ , возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения статья 3.6. КоАП РФ , конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения статья 3.7. КоАП РФ ); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест статья 3.9. КоАП РФ , административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства статья 3.10. КоАП РФ ); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу статья 3.8. КоАП РФ , дисквалификация статья 3.11. КоАП РФ , административное приостановление деятельности статья 3.12. КоАП РФ ).

    Отмечу, что назначение семи из девяти предусмотренных КоАП РФ видов наказаний находится в юрисдикции судей. К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация, административное приостановление деятельности. Эти наказания назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение и административный штраф, а в отдельных случаях - административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

    В статье 3.3. КоАП РФ говорится:

    Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности, могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

    Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания.

    За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

    Важный принцип административной ответственности, базирующийся на принципе, присущем юридической ответственности в целом, - недопустимость удвоения ответственности. Согласно статье 4.1. КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. За одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из установленных в Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Назначение двух основных административных наказаний неправомерно, поскольку в этом случае ответственность удваивается. Назначение двух дополнительных наказаний без основного также неправомерно.

    Судьи, органы и должностные лица, исполняющие наказание, обязаны считаться с волей законодателя и принимать все необходимые меры для ее наиболее эффективной реализации на основе уважения к действующему закону.

    Глава II. Виды административных наказаний

    В статье 3.2. КоАП РФ закреплены следующие виды административных наказаний, которые могут устанавливаться, и применяться за совершение административных правонарушений:

    Читайте также: