Ликвидация всех форм дискриминации в отношении женщин законодательно была закреплена в каком году

Обновлено: 30.06.2024

Презентация на тему: " КОНВЕНЦИЯ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ ДИСКРИМИНАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН 1979 г. (CEDAW)" — Транскрипт:

1 КОНВЕНЦИЯ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ ДИСКРИМИНАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН 1979 г. (CEDAW)

2 Дискриминация в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.

3 Основные меры для ликвидации дискриминации: Меры правового регулирования (создание НПА, включая санкции, обеспечение доступа к правосудию, создание механизма для принятия мер индивидуального характера) ; Изменения традиционных социально-культурных моделей поведения (искоренение предрассудков, обычаев, стереотипов, основанных на идее неполноценности или превосходства одного из полов, установление равной ответственности за детей ).

4 Включить принцип равноправия мужчин и женщин в Конституции; Обеспечить равенство мужчин и женщин: - В сфере избирательного права (как активного, так и пассивного); -При представлении интересов государства на международном уровне; -В вопросах гражданства; - в социально-экономических правах (образование, здравоохранение, в том числе планирование семьи, и др.); -В сфере труда и занятости; -В семейных правах; - Перед законом и судом.

6 Заключительные замечания Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин (2010 г.) Включить определение равенства в законодательство; Создать национальный механизм по улучшению положения женщин; Проводить политику содействия участию женщин в принятии решений на всех уровнях Уделять внимание защите женщин от насилия и противодействовать торговле людьми; Обеспечивать равные возможности женщин на рынке труда; Уделять особое внимание защите прав женщин в сельской местности и женщин, принадлежащих к этническим меньшинствам; Повышать осведомленность о правах женщин, о данной Конвенции и Замечаниях Комитета.

9 Общая рекомендация 11 (принята Комитетом в 1989 году ) Рекомендовано государствам-участникам Конвенции включать в свои периодические доклады Комитету информацию о таких вопросах как: Действующее законодательство, защищающее женщин от всех форм насилия в повседневной жизни (половое насилие, насилие в семье, сексуальные домогательства на работе и т.д.); Другие меры по искоренению этого насилия; Наличие служб по оказанию помощи женщинам, ставшими жертвами грубого обращения или насилия; Статистические данные о любых акта насилия в отношении женщин.

10 Общая рекомендация 11 (принята Комитетом в 1989 году ) Рекомендовано государствам-участникам Конвенции включать в свои периодические доклады Комитету информацию о таких вопросах как: Действующее законодательство, защищающее женщин от всех форм насилия в повседневной жизни (половое насилие, насилие в семье, сексуальные домогательства на работе и т.д.); Другие меры по искоренению этого насилия; Наличие служб по оказанию помощи женщинам, ставшими жертвами грубого обращения или насилия; Статистические данные о любых акта насилия в отношении женщин.

11 Определение дискриминации охватывает насилие в отношении женщин, т.е. насилие, совершаемое над женщиной в силу того, что она - женщина, или насилие, которое оказывает на женщин несоразмерное воздействие. Общая рекомендация 19 (принята Комитетом в 1992 году ) Насилие в отношении женщин нарушает Конвенцию и: а) право на жизнь; b) право не подвергаться пыткам и жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания; с) право воооружённых конфликтов; d) право на свободу и безопасность личности; e) право на равную защиту закона; f) право на равенство в семье; во на равную защиту в соответствии с гуманитарными нормами в период международных или внутренних g) право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья; h) право на справедливые и благоприятные условия труда.

12 Рекомендованные меры: -Законодательные меры (криминализация деяний, связанных с насилием в отношении женщин, в т.ч. в семье, превентивные меры); -Подготовка работников судебных и правоохранительных органов и других государственных должностных лиц с упором на сложные проблемы, связанные с положением женщин; -Сбор статистических данных и проведение исследований, касающихся масштабов, причин и последствий насилия, в т.ч. и в семье, а также эффективности мер по предупреждению насилия и борьбе с ним; -Включать в доклады информацию о степени распространенности насилия, его масштабах, принятых законодательных, превентивны мерах и т.п., особенно о насилие в семье; -Обеспечить доступ к правосудию (подача жалоб, уплата компенсаций); -Создавать или поддерживать службы по оказанию помощи жертвам насилия.

13 Мер, необходимые для искоренения насилия в семье: применение, где это необходимо, мер уголовного наказания и гражданско-правовых средств защиты в случае насилия в семье; принятие законодательства, предусматривающего недопустимость использования ссылок на защиту чести в качестве оправдания насилия над женщиной, являющейся членом семьи, или её убийства; оказание услуг в целях обеспечения безопасности жертв насилия в семье, включая размещение в приютах, предоставление консультаций и осуществление программ реабилитации; осуществление программ перевоспитания лиц, совершивших акты насилия в семье; создание служб по оказанию поддержки семьям, в которых имели место кровосмешение или половое насилие;

14 Европейский суд по правам человека Информационно-тематический листок – Насилие в отношении женщин Насилие в семье Повреждение половых органов (женское обрезание) Изнасилование Бесчеловечное обращение с заключённой Насилие в общественных местах

конвенция ООН, принятая 18 декабря 1979 года и вступившая в силу 3 сентября 1981 года.Она впервые поставила вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека Советский Союз входил в число первых государств, ратифицировавших Конвенцию. Однако содержание этого документа долгое время было мало кому известно. Лишь на рубеже 80-90-х годов текст Конвенции был опубликован сразу в нескольких женских изданиях. Его стали пропагандировать и распространять новые независимые женские организации.

Конвенция обязывает все государства, которые в ней участвуют:

- включить принцип равноправия мужчин и женщин в конституции и другие законодательные акты и добиваться его практической реализации;

- в случае необходимости использовать специальные санкции, запрещающие дискриминацию в отношении женщин;

- принимать меры, чтобы изменить действующие законы, обычаи, практику, которые представляются дискриминационными в отношении женщин;

- обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами.

В Конвенции особо выделяется то обстоятельство, что "в условиях нищеты - то есть в наших сегодняшних условиях - женщины имеют наименьший доступ к продовольствию, здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке и возможностям для трудоустройства". В статье 1, части 1 Конвенции дается общее юридическое определение понятия дискриминация. Это сделано специально, чтобы избежать недоразумений, связанных с его толкованием в различных странах и культурах. Определение сформулировано таким образом: "Дискриминация в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание. прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области".

Особо выделяются две практические рекомендации Конвенции по изменению действующих законов, обычаев, практики. Первая рекомендация говорит о необходимости ликвидации дискриминации в области занятости (см. Дискриминация в сфере труда), в частности, при найме на работу; об обеспечении равной оплаты за труд равной ценности; а также о запрете на "увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности или на дискриминацию по увольнению ввиду семейного положения".

Вторая рекомендация дает ответ на споры по поводу специальных квот (см. Гендерные квоты) для более успешного продвижения женщин в политику. В Конвенции четко сказано, что в национальном законодательстве вполне допустимо использование особых мер и процедур, которые способствуют фактическому выравниванию статуса мужчин и женщин. В том числе - квот для женщин в представительных или законодательных органах и структурах исполнительной власти; в списках кандидатов в депутаты; в руководящих органах партий, движений.

Вопрос 21.Конвенция о предупреждении преступления а и наказании за него была принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций от 9 декабря 1948 года в Парижe. Конвенция вступила в силу 12 января 1951 года

В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, к которой на данный момент присоединились 140 государств и которую подписало еще 41 государство, дается определение преступлению геноцида. Согласно Конвенции следующие преступления подлежат наказанию: геноцид, заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, покушение на совершение геноцида и соучастие в геноциде. Кроме того, согласно Конвенции, лица, совершившие геноцид или другие приведенные выше деяния, подлежат наказанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами. В рамках Конвенции договаривающиеся стороны обязуются принять, в соответствии с Конституциями своих стран, необходимые законы для осуществления положений Конвенции, и, в частности, для обеспечения эффективного наказания для лиц, виновных в геноциде или любых иных перечисленных действиях. Конвенция требует, чтобы лица, обвиняемые в геноциде или любых иных действиях, перечисленных в Конвенции, предстали перед компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это преступление, или перед международным уголовным трибуналом. Конвенция подчеркивает, что геноцид или любые иные перечисленные в Конвенции деяния не могут рассматриваться как политические преступления с целью экстрадиции, и требует, чтобы государства, если это необходимо, осуществляли выдачу в соответствии со своим законодательством и действующими договорами. Примечательно, что Конвенция предоставляет возможность любой из договаривающихся сторон обратиться к компетентным органам ООН для принятия мер согласно Уставу ООН, которые сочтут необходимыми для предотвращения и прекращения актов геноцида или любых иных действий, перечисленных в Конвенции.

Австралийцев · Азербайджанцев · Американцев · Англичан · Арабов · Армян · Грузин · Евреев · Игбо · Индийцев · Иранцев · Ирландцев · Итальянцев · Кавказофобия · Канадцев · Каталонцев · Китайцев · Малайцев · Мексиканцев · Немцев · Пакистанцев · Поляков · Португальцев · Румын · Русских · Сербов · Славян · Турок · Украинцев · Французов · Цыган · Шотландцев · Японцев ·

Атеизм (англ.) русск. · Бахаи (англ.) русск. · Католичество (англ.) русск. · Христианство · Индуизм · Иудаизм · Мормонизм · Ислам · Неоязычество · Протестантизм · Новые религиозные движения

Арианизм · Группы ненависти · Каханизм · Ку-клукс-клан · Нативизм · Неонацизм · Фашизм · Американская нацистская партия · Национальная партия (ЮАР) · Русское Национальное Единство (РНЕ) · Зырянский Союз (ЗС) · Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) · Рубеж Севера (РС) · Славянский Союз (СС) ·

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка (США) · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · КПИ · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.) · Протокол № 12 к ЕКПЧ (англ.)

Видовая дискриминация · Непотизм · Панибратство · Колоризм · Лингвицизм · Этноцентризм · Супремасизм · Триумфализм · Экономическая дискриминация


Обозначения. Страны:
Подписавшие и ратифицировавшие Вступившие Соблюдающие Подписавшие, но не ратифицировавшие Не подписавшие

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) — конвенция ООН, принятая 18 декабря 1979 года и вступившая в силу 3 сентября 1981 года.

6 октября 1999 года принят факультативный протокол к Конвенции, вступивший в силу 22 декабря 2000 года; он предусматривает механизм индивидуальных жалоб на нарушения Конвенции. Надзор за соблюдением Конвенции осуществляет Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин из 23 экспертов. По состоянию на декабрь 2010 года Конвенция вступила в силу для 186 стран, а США её подписали, но не ратифицировали; в протоколе участвуют 100 стран, еще 16 его подписали, но не ратифицировали.

Ссылки

  • Дискриминация
  • Международные конвенции
  • Договоры и конвенции ООН
  • Международные правозащитные документы
  • Права женщин

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" в других словарях:

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации — в отношении женщин принята ООН в 1979 г. Решение о необходимости ее разработки и план действий в этом направлении были приняты на Первой Всемирной конференции по положению женщин, которая состоялась в Мехико в 1975 г. Она впервые поставила вопрос … Термины гендерных исследований

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин — (на других официальных языках ООН: англ. International Day for the Elimination of Violence against Women, исп. Dia Internacional de la Eliminacion de la Violencia contra la Mujer, фр. la Journée internationale pour l élimination de … Википедия

Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений — Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений конвенция ООН, принятая в 2006 году. Вступила в силу 23 декабря 2010 года, через 30 дней после того, как число стран участников достигло 20. Целью конвенции является … Википедия

Дискриминация в отношении женщин — Для целей настоящей Конвенции понятие дискриминация в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами,… … Официальная терминология

Дискриминация в отношении женщин — см. Дискриминация, Дискриминация женщин в оплате труда, Женская занятость, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Неоплачиваемый труд женщин … Термины гендерных исследований

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания — запрещающая пытки при любых обстоятельствах, запрещающая выдачу лиц в страны, где для них существует серьёзная угроза пыток, и устанавливающая обязанность уголовного преследования за пытки конвенция ООН, принятая в 1984 году и вступившая в силу в … Википедия

Конвенция — (Convention) Содержание Содержание Определение Всемирная об авторском праве Содержание Бернская конвенция 1886 года Основные принципы Права, устанавливаемые конвенцией Гаагская вексельная конвенция Европейская конвенция о защите и основных свобод … Энциклопедия инвестора

Конвенция ООН о правах ребенка — Конвенция ООН о правах ребёнка международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами членами ООН. Конвенция о правах ребенка … Википедия

Конвенция ООН о правах ребёнка — Конвенция ООН о правах ребёнка международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами членами ООН. Конвенция о правах ребенка … Википедия

Рубрику ведет кандидат экономических наук
Виктория Ивановна САКЕВИЧ

Как Россия выполняет требования Конвенции ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин

В преддверии 8 Марта Программа правовых инициатив для стран Центральной Европы и Евразии Американской ассоциации юристов (American Bar Association's Central European and Eurasian Law Initiative - ABA/CEELI) выпустила отчет о выполнении Российской Федерацией обязательств по выполнению требований Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Принятая ООН в 1979 году, Конвенция всесторонне определяет права женщин и является основным международным инструментом для решения проблем гендерной дискриминации. Ратифицируя эту Конвенцию, государства-участники принимают на себя обязательства не только установить формальное правовое равенство между мужчинами и женщинами, но также принимать меры для обеспечения реального осуществления женщинами своих прав наравне с мужчинами. На данный момент Конвенцию ратифицировали 180 стран, почти все государства - члены ООН. Российская Федерация приняла на себя обязательства по Конвенции без оговорок, выступая в качестве государства-правопреемника Союза Советских Социалистических Республик, который ратифицировал Конвенцию в 1981 году.

Рабочая группа юристов из Московского представительства ABA/CEELI, Центра гендерных исследований Самарского государственного университета при участии женских НПО провели оценку законодательства на предмет соответствия требованиям Конвенции, а также анализ фактической ситуации с выполнением положений Конвенции на территории России.

Рабочая группа провела детальные и подробные личные интервью с экспертами в различных областях жизни во всех федеральных округах России. Всего рабочая группа провела более 180 персональных интервью с экспертами в 32 городах и селах России, включая представителей женских и правозащитных НПО, лиц, принадлежащих к различным этническим группам и исповедующих разные религии, а также мигрантов, женщин с ограниченными возможностями и женщин из сельских районов. Проводились также интервью с представителями местных законодательных органов, министерств, правоохранительных органов, учреждений системы здравоохранения, кризисных центров и региональных уполномоченных по правам человека. Кроме того, рабочая группа провела семь фокус-групп (общее число участников составило 45 человек), посвященных положению женщин в соответствующих регионах и конкретным темам защиты прав женщин.

Основной вывод исследования заключается в признании того, что в России существует высокая степень терпимости к нарушению равноправия мужчин и женщин. Это является причиной неравного представительства в политике и на высоких постах государственной службы, нарушения трудовых прав женщин, сексуальных домогательств на рабочем месте, широко распространенных фактов домашнего насилия и торговли людьми.

Отчет состоит из 16 разделов, соответствующих 16 статьям Конвенции. В каждом разделе проводится анализ соблюдения Конвенции на уровне законодательства (обзор российских законов, относящихся к правам женщин, и их соответствия положениям Конвенции) и анализ фактического соответствия (оценка степени, в которой женщины фактически осуществляют свои права и пользуются защитой, предусмотренной в Конвенции). Кроме того, в каждом разделе описываются конкретные проблемные области и перечисляются вопросы, требующие срочного решения.

Американская ассоциация юристов
Программа правовых инициатив для стран Центральной Европы и Евразии

Отчет о выполнении требований Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Российская Федерация

Февраль 2006 г.

"Для того чтобы права человека стали реальностью для каждой женщины, необходима политическая воля на всех уровнях. Международное право также требует, чтобы государства обеспечивали осознание женщинами своих прав. Крайне важно, чтобы общество в целом признало свою роль в повышении уважения и внимания к соблюдению прав человека в отношении женщин. Государства должны принять все возможные меры по изменению культурных и социальных стереотипов, приводящих к дискриминации в отношении женщин… Государства также должны тщательно расследовать, преследовать и наказывать за нарушения прав женщин, даже когда они совершаются частными лицами. Женщины должны иметь доступ к правосудию и закон должен обеспечивать им равное отношение".

Луиз Арбур, Верховный комиссар ООН по правам человека,
Заявление по случаю Международного женского дня, 8 марта 2005 г.

Обзор соответствия на уровне законодательства

Принцип равенства прав, закрепленный в Конституции Российской Федерации, повторяется в региональных конституциях и уставах и цитируется в других положениях российского законодательства. Запрещена дискриминация по признаку пола в трудовых отношениях 10 , политические партии должны включать мужчин и женщин 11 , а в семейных отношениях супруги имеют равные права 12 . Эксперты в области права обычно знают положения о равенстве и его гарантии, но законы, в основном, считаются декларативными по своей природе. Конституционный Суд рассмотрел лишь несколько дел о дискриминации любого рода. Фактически, в постановлениях Суда разъясняется, что в Конституции РФ закреплен общий правовой принцип, а не субъективное право лица на свободу от дискриминации.

В России дискриминация по признаку пола, а также по другим неотъемлемым характеристикам влечет уголовное наказание в соответствии с Уголовным Кодексом РФ 13 . Однако с применением этого положения было возбуждено лишь несколько дел о дискриминационных практиках, частично это связано с низким уровнем информированности профессиональных юристов о существовании этого положения.

Обзор фактического соответствия

Участие России в Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, прошедшей в 1995 году в Пекине, привело к тому, что были приложены значительные усилия для улучшения статуса женщин. Правительство приняло Национальный план действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе, а также Концепцию улучшения положения женщин в Российской Федерации. Позднее Министерство труда и социального развития разработало проект Гендерной стратегии Российской Федерации, но она не была официально принята Правительством России. В структуре федерального правительства был создан ряд специализированных советов, комиссий и департаментов, и аналогичные органы появились на уровне субъектов Российской Федерации.

Однако в последние несколько лет проблемы прав женщин стали исчезать из политической повестки дня. Срок действия Национального плана действий, якобы наиболее широкого документа о правах женщин, истекает в 2005 году. Неясно, возьмут ли органы власти регионов на себя инициативу по составлению новых местных планов действий без поддержки центра. Фактически, ряд таких региональных планов, принимавшихся с конца 1990-х годов до 2001 года, уже утратил силу.

Административная реформа 2004 года привела к реорганизации правительственных органов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Непреднамеренным последствием этой реформы стало расформирование многих институтов, которые занимались улучшением прав женщин. В том же году по инициативе Президента начался процесс, в ходе которого отменяются прямые выборы глав субъектов федерации, заменяясь назначением Президентом. Изменения избирательного законодательства, еще не вступившие в силу, приведут к отмене выборов в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам (теперь выборы в Государственную Думу будут проводиться только по партийным спискам) и к более строгим требованиям к регистрации политических партий. Хотя преждевременно рассуждать о том, как эти изменения повлияют на участие женщин в политической жизни, сокращение числа женщин в этой сфере вызывает озабоченность.

Причин неравного представительства женщин в политической жизни много, но большинство экспертов отмечают специфические и взаимосвязанные факторы. В то время как женщины являются членами известных политических партий, они обычно занимают нижние строки в партийных списках и нелидирующие позиции, что ограничивает их возможности по получению политической должности. При проведении индивидуальных независимых кампаний женщины оказываются в невыгодном финансовом положении, так как они непропорционально мало представлены на руководящих должностях в крупных предприятиях, что в настоящее время является критерием успешного кандидата в России. И, наконец, глубоко укоренившиеся стереотипы о том, что женщины не годятся для политики в силу своей природы и главной роли по воспитанию детей, удерживают самих женщин от борьбы за должности, а также сдерживают электорат от голосования за женщин.

В недавнее время Российское правительство выступило с инициативой о реструктуризации социальной сферы, но без обращения к Гендерной стратегии и без анализа гендерного воздействия программ реформ 20 . Например, после недавних законодательных изменений о монетизации льгот и внесении поправок с систему их распределения, положение различных сегментов населения, включая пенсионеров и инвалидов, несомненно, ухудшилось. Однако многие респонденты, участвовавшие в настоящем исследовании, отмечали отрицательное воздействие этих законодательных изменений на одиноких и многодетных матерей.

Трудовые отношения в России остаются крайне сегрегированными, как по профессиональным признакам, так и в иерархии в рамках одной профессии. Определенные сферы, в которых доминируют женщины, например, образование, здравоохранение и бухгалтерское дело, характеризуются также самыми низкими уровнями заработной платы. В рамках одной профессии женщины концентрируются на нижних уровнях иерархии, что отражается в более низких зарплатах 22 . Кроме того, большое число женщин, особенно молодых женщин без образования, работает в теневом секторе, при этом повышается риск нарушений их трудовых прав.

…В российском обществе преобладают стереотипы, приводящие к твердо укоренившимся взглядам о традиционных ролях мужчин и женщин. Считается, что женщины, в первую очередь, несут ответственность за воспитание детей и семейные обязанности. Это оказывает большое влияние на их способность продвижения в публичной сфере, например, в политике, при работе на государственных или руководящих должностях. Стереотипные представления о гендерных ролях укрепляются в школе, в СМИ и даже в правительственных инициативах, где основное внимание уделяется репродуктивным функциям женщин, а другие насущные проблемы не упоминаются.

В противоположность официальной политике, направленной на укрепление семьи, многие сообщают, что государство не создает необходимых условий, которые бы стимулировали женщин иметь детей. Доступные детские учреждения, которые раньше создавались по месту работы, сейчас повсеместно закрываются или переводятся на коммерческую основу. В сельских районах особенно остро ощущается влияние сокращения государственных расходов на здравоохранение. Это приводит к закрытию специализированных медицинских учреждений и к потере таких специалистов как гинекологи и акушеры. На систему центров планирования семьи, созданную правительством в середине 1990-х годов, больше не выделяются средства из федерального бюджета. Как обсуждалось в связи с трудовыми правами женщин, работодатели часто нарушают закон, предусматривающий особое отношение к беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Выплачиваемые государством детские пособия недостаточны в современных экономических условиях и, более того, выплаты таких пособий часто задерживаются или вообще не производятся.

Одной из самых позитивных сил в стране является женское участие в гражданском обществе. Женские неправительственные организации (НПО) в России разнообразны и широко распространены, они служат важным катализатором социальных перемен. Многие меры, принимавшиеся в последние годы для улучшения жизни женщин, прямо связаны с деятельностью НПО, либо самостоятельной, либо в партнерстве с государственными органами. Однако будущее гражданского общества в России остается неясным. Если раньше государство, возможно, не понимало роль НПО, теперь оно относится к гражданскому обществу с осторожностью и, в некоторых случаях, с подозрением. Движение в этом направлении может привести к значительному сокращению деятельности женских групп в России.

Читайте также: